Анализ сказки снегурочка в детском саду. "сказкотерапия по мотивам сказки "снегурочка". Так о чем же сказочка с точки зрения метаистории

Урок литературного чтения

Тема:

Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Задачи:

Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.

Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.

Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.

Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

презентация,

индивидуальные карточки (тест),

музыка Н. А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка»

учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара, 2003
^ Ход урока

Эпиграф: «Сказки – это мудрость народа, душа народа, учебник жизни» Н.М. Ведерникова (записан на доске)
Оргмомент. (слайд 2 )

У. : На улице зима!

Снег кругом искрится.

В сказку добрую поверь, -

Волшебство свершится….

У.: Представьте что вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем - пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, неприятно, но вы не огорчаетесь, а только улыбаетесь. Улыбнитесь. Я надеюсь, вот с таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
^ Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3 )

У.: Прочитайте следующие выражения и постарайтесь их запомнить.

Жили-были...

Не по дням, а по часам

Запоёт - заслушаешься...

Души не чаяли...

Сказка - ложь, да в ней...

(слайд 4 )
У.: Кто запомнил выражения? (Дети вспоминают и называют выражения. Учитель открвает слайд 5 для проверки ответов)

Какое выражение здесь лишнее? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.)
^ У.: К какой сказке принадлежат все остальные выражения? Вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 6 )

Сегодня мы продолжаем путешествие в сказку. Вслушаемся в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка». И начнём с речевой разминки.
^ Речевая разминка

Работа над выразительностью речи.

У.: Прочитайте, выделяя логическим ударением выделенные слова: (слайд 7 )

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

^ Чтение сказки по ролям. (слайд 8 )
Постановка проблемы.

У.: О ком сказка? А о чём она?

У.: Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.

Давайте вернёмся к началу сказки. Кто нам сможет напомнить зачин сказки? (1ученик рассказывает зачин сказки, другие дополняют, если в этом есть необходимость)

Все лепили из снега. Давайте и мы с вами встанем на ноги и тоже полепим снеговиков.
Физминутка

Давай дружок, смелей дружок, Дети изображают, как катят по снегу снежок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком Руками показывают перед собой большой круг

И станет ком снеговиком. Руки вверх

Его улыбка так светла! Улыбаются друг другу

Два глаза, шляпа, нос, метла. Пальцами рук касаются глаз, головы, носа,

показывают, как подметают

Но солнце припечет слегка, Руки вверх

Увы и нет снеговика. Пожимают плечами
Решение прблемы приемом подводящего диалога.

У.: Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) (слайд 9 )Докажите, что лепили её с любовью. Какие уменьшительно-ласкательные слова употребляются в тексте? (Дети находят в тексте и называют слова) Как вы думаете, были ли раньше счастливы Иван да Марья? Почему?(Д.: Они были одиноки)

А когда счастье поселилось в их доме? (Д.: Когда у них появилась снегурочка)
^ У.: Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? (Д.: об умных, послушных, которые помогают старшим, старательных и.д.) Такая ли Снегурочка? Найдите и прочитайте описание Снегурочки ласково, проникновенно.
У.: Так вот в чём заключается тайна сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни - в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных, ласковых, смышленых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.

У.: Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что нужно, чтобы не огорчать своих родителей? (Д.: стараться всё делать хорошо, слушать внимательно на уроке.)
У.: Вы хорошо сегодня слушали на уроке, внимательно читали сказку? Давайте это проверим.
^ Тест с последующей взаимопроверкой на экране.

(слайд 10)

1.Из чего старики сделали Снегурочку?

а) Из теста;

б)из снега;

в) Из соломы;

2. От чего пряталась снегурочка?

а) От дождя;

б)От ветра;

в) От солнца;

3. Чему была рада Снегурочка?

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) На полянку;

в) На луг;

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) В облачко;

в) В туман.
(слайд 11 )

У.: Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)

Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему? Какая это сказка? (грустная, печальная) А можно сказать, что это волшебная сказка? Почему она волшебная? Кто придумал это волшебство в сказке? (народ, потому что это народная сказка)
^ Творческое задание в группах (слайд 12 )

У.: Я сейчас хочу предложить вам тоже придумать что-то интересное. Ребятам сидящем на первом ряду придумать сенквейн к образу Снегурочка, на третьем сенквейн к образу Иван да Марья, а тем, кто сидит на среднем ряду придумать другое, радостное продолжение сказки. (Дети подходят в группах друг к другу, чтобы удобно было работать и выполнят задание. По окончании работы 1 ученик из группы зачитывает то, что у них получилось)
У.: (слайд 13 ) В.И. Даль на основе народной тоже придумал свою сказку о Снегурочке. (Прочитать отрывок) Что потом случилось со Снегурочкой - прочитаете сами.

(слайд 14 ) Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка». По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор - сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки.(учитель включает музыкальный фрагмент)

(слайд 15 ) Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов

Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота.

(слайд 16 ) Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (учитель читает стихотворение или один из учеников может выучить это стихотворение заранее и прочитать на уроке)).
Тимофей Белозёров «Снегурочка»
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины
Слезы.
У.: Что роднит это стихотворение и сказку? (образ Снегурочки)

Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника)

В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком?(Иван-да-Марья) (слайд 17 )

Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может придумаете свои.
Итог урока. Рефлексия . (слайд 18 )

У.: Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Легенда о каком цветке встречается в сказке. Как вы думаете, кто на уроке сегодня очень хорошо потрудился? Кому и какие оценки вы считаете можно поставить за урок? Почему вы так считаете?
Домашнее задание. (слайд 19 )

Найти или придумать легенду о каком-либо цветке.

Речевое развитие в подготовительной группе.

«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

1 . Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом . Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

2 . Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска.

Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:

Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)

В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)

2 часть . Чтение сказки.

В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

Беседа по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

Красивой получилась у стариков доченька?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках ?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе )

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Во что, превратилась Снегурочка?

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике ).

А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

3.Физминутка (выполняется под музыку)

В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.

В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)

Подвижная игра «Заря – заряница».

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).

(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)

4.Д\И «Собери картинки правильно » Дети собирают картины по порядку.

В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как ? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится
  • Свечерело – наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку – звать

5.Рассказывание сказки по картинкам.

В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)

6.Драматизация.

В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

7.Моделирование сказки символами.

В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?

А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

А как?

Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

8. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Федосюк Е.В., учителя начальных классов, МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3»

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал: учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал, учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Я стремилась донести до их понимания духовную сущность произведений. В процессе работы с произведением учащиеся могли осваивать основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, овладевать навыком анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, доступных младшему школьнику на примере жизни простого русского народа, способствовало воспитанию собственного поведения, доброго отношения к окружающим.

Сравнительный анализ произведений помогал отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания, раскрывая замысел и основную мысль текста.

Для развития творческой деятельности учащихся на уроке имели место постановка живых картин, чтение по ролям и драматизация.

Воспитывать интерес к чтению и книге, обогащать нравственный опыт учащихся, формировать представление о добре и зле - такова цель моих уроков в дальнейшем.

Тема: Сравнительный анализ русской народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».
Цель урока:
1. Продолжить знакомство над сказкой, как видом устного народного творчества, совершенствовать умение различать авторскую сказку от народной.
2. Познакомить с новым произведением - русской народной сказкой «Снегурочка». Сравнить народную сказку со сказкой В.И. Даля.
3. Совершенствовать навыки чтения, умение выделять главную мысль произведения, делить текст на логически законченные части, передавать прочитанное посредством пересказа.
4. Развивать речь, память, мышление, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к людям.

Оборудование:
1. Компьютер, фильм - презентация урока.
2. Рисунки учащихся по сказкам «Старик - годовик», «Снегурочка».
3. Выставка книг (произведения В.И. Даля, русские народные сказки).

Ход урока:
1. Организационный момент.

- Приготовились к уроку чтения. Все ли учебные принадлежности на парте? (Учебник, тетрадь, дневник, ручка и карандаши).

2. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте подготовим наш язычок к работе.
Сказка о весёлом язычке.
Жил - был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик?
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Это домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открываем и закрываем). Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел на крыльцо (язык лежит на нижней губе), решил погреться на солнышке. Подул лёгкий ветерок. Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил дождь (язык стучит по закрытым зубам, произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома. Он решил напоить своего котёнка и налил ему молока. Котёнок лакал молоко вот так (показываем). Потом он облизал свой ротик (показываем) и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: «Тик-так!» (открыть рот и водить языком из угла губ в другой). Котёнок свернулся клубочком (свернуть язык, поднять его к нёбу). «Пора спать», - подумал язычок и уснул.

3. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую сказку вы читали дома? (Старик-годовик)
- Кто написал эту сказку? (В. Даль)
- Что вы знаете об этом писателе? (Ответы ребят)

А) Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в г. Луганске в семье врача. Родители Даля были из Дании, мать - немка. Они дали сыну хорошее домашнее образование. В 17 лет Владимир Даль окончил морской кадетский корпус, а затем и медицинский факультет университета в г. Тарту. Даль стал морским офицером, он был хирургом, но всю свою жизнь посвятил изучению русского языка.
В 1862г. был опубликован сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000пословиц, поговорок и прибауток. И по сей день мы пользуемся этими поговорками в своей речи.
50 лет Даль работал над «Толковым словарём русского народа» (1866г.), который состоит из четырёх томов и содержит 200 000слов. В этом словаре Даль не только показывает правильное написание этих слов, но и объясняет их значение, смысл.
Много сказок у В.И. Даля. Это «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», Привередница», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и много других. Его сказки поучительные и интересные.
Умер В.И. Даль в 1872 г.

Б) - Как вы поняли содержание сказки, мы проверим, проведя сейчас тест - опрос.

Тест:
1. Кто главный герой сказки Даля? … Старик - годовик
2. Кто такой старик - годовик … Год
3. Каких птиц выпускал год? … Месяцы
4. Как вылетали птицы? … Тройками
5. Что это были за тройки? … Времена года
6. В каком порядке вылетали птицы? … Зима, весна, лето, осень
7. Сколько крыльев было у каждой птицы? … 4
8. Что это были за крылья? … Недели
9. Сколько в крыле перьев и какие? … 7, пон., втор., сред, четв., пят., суб., воск.
10. Какого цвета были перья и почему? … День, ночь, черная половина и белая
(Самопроверка)

4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это тоже сказка, но народная. А какие еще есть сказки? (Авторские)
- В чем их различие?
Наша новая сказка называется «Снегурочка».
- А кто такая Снегурочка?
Ответы: - Это внучка Деда Мороза.
- Это дочка Весны.
- Её вылепили дед с бабой из снега.
Это сказка народная. У многих народов есть сказка, в которой рассказывается о девочке, вылепленной из снега. Такая сказка есть у норвежцев. Снегурочку лепят из снега дети. В библиотеке вы можете спросить норвежскую сказку про Снегурочку и узнать, о чём в ней идёт речь. А у В.И. Даля тоже есть сказка, которая называется «Девочка Снегурочка». Чтобы их сравнить, я попросила прочитать эту сказку нашим ребятам. И сейчас они расскажут нам сказку Даля.

5. Работа над материалом урока.
А) Пересказ сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка».
Б) Опрос по прослушанному произведению:
- Из чего появилась Снегурочка? … из комочка
- Какой росла Снегурочка? … очень хорошей
- Кто приносит беду бабке с дедкой? … лиса
- Кто пострадал за лисьи проделки? … Жучка
- Что случилось со Снегурочкой летом? … заблудилась
- Кто пытался помочь Снегурочке? … медведь, волк, лиса
- Почему им не поверила Снегурочка? … чужие
- Кто выручил Девочку из беды? … Жучка
- Какой у сказки конец? … счастливый
- Как вы думаете, какова главная мысль сказки?
Вывод: Надо помогать тем, кто окажется в беде, не доверять чужим и незнакомым людям, быть добрыми и разумными.
- В конце сказки есть пословица «Нет худа без добра». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали - это худо, плохо. Но это худо сделало добро - Снегурочка была спасена.)

В) Знакомство с новым произведением русской народной сказкой «Снегурочка».

1. Чтение учителем.
- Найдите зачин сказки. (Выделение частей произведения.)
- Как Снегурочка появилась на свет у В. Даля?
- Найдите в тексте, как Снегурочка появляется в народной сказке, зачитайте. (Выборочное чтение.)
Вывод: Русский народ очень трудолюбивый. В старые времена труд был очень тяжелым. Даль считал, что сказка должна приносить радость, и решил облегчить даже в сказке труд бабке с дедкой.

2. Чтение учащимися.
- Почему Снегурочка грустила?
- Чему она радовалась?
- Как вы думаете, что произошло со Снегурочкой в лесу?
- Дочитайте конец самостоятельно и попробуйте придумать свой конец к сказке.

3. Сравнительный анализ сказок.
- Откройте свои тетради и давайте построим таблицу, поделим пополам.

Вопросы:
1. Главные герои сказки?
2. Как появилась Снегурочка?
3. Какой росла Снегурочка?
4. О ком или о чем жалела Снегурочка?
5. На какое существо больше похожа?
6. Какой конец у сказки?

В.И. Даль «Девочка Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка»
Баба, дед, Снегурочка, Жучка Баба, дед, Снегурочка
Из комочка Сделали бабка с дедкой
Умная, ласковая, разумная Умная, ласковая, красивая,
Жалела собачку Что зима прошла
На простую девочку, которая может жить среди людей
На волшебное, сказочное.
Ей трудно жить среди людей
Счастливый
Погибает, тает от костра

Выводы:
Сказка В.И. Даля про добрую девочку, которая появилась сказочным образом у одиноких людей, но ей хорошо с ними. Снегурочку любят и люди, и животные и ей помогают. Как бы хотят, чтобы чудо осталось с ними навсегда.
Русская народная сказка «Снегурочка» про волшебную Снегурочку, красавицу, умницу. Такой на свете не бывает, но люди мечтали о чуде. Снегурочка не остаётся с людьми, как не может быть в нашей жизни чудес. Но народ так этого хотел.

5. Итог урока.
- Что нового и полезного для вас вы услышали на уроке?
- Какие виды сказок вы знаете? Что запомнили о жизни В. Даля?
- Какое настроение у вас после знакомства с этими сказками.

6. Оценивание учащихся. Задание на дом.

Ольга Ладыгина
Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»»

Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Снегурочк а»»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

1. Продолжать учить выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

2. Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

3. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, бумага, ножницы,ноутбук.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

1. Организационный момент.

В. :- Доброе утро, ребята! Давайте друг-друга поприветствуем.

Игра-приветствие: «Улыбка»

(Играть можно парами или стоя в круге)

Ты – мой друг, и я – твой друг,

(Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг!

(Развели руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся,

(Улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмёмся!

(Берёмся за руки)

2. Ход мероприятия.

В. :- Ребята, а скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). Что происходит в природе? (Ответы детей)

Покажите, как вы съёживаетесь, когда замерзли. А теперь представьте, что вы согрелись, расслабились. А сейчас я вам предлагаю отправиться в волшебную зимнюю сказку, но сначала отгадайте загадки.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки -. (снежинки)

Снег был мягкий, словно вата.

Кто слепил меня, ребята?

К снегу очень я привык.

Шлёт привет вам. (Снеговик!

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

3. Чтение сказки.

В. : В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга.

Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

4. Физминутка «Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой - по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

Бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

5. Беседа по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

Красивой получилась у стариков доченька?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Во что, превратилась Снегурочка?

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.

В. : - Как вы думаете кто написал сказку «Снегурочка»? (Ответы детей) (русский народ)

А что это значит? (Ответы детей) (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

Давайте попробуем слепить снеговика.

6. Пальчиковая гимнастика «Лепим снеговика»

Снег пушистый нагребаем, нагребаем, нагребаем,

Лепим, лепим ком большой

Лепим, лепим ком другой,

Лепим, лепим третий ком –

Будешь ты снеговиком.

Глазик, глазик, нос – морковка,

Рот большой, наверх – ведерко.

На тебя мы поглядим и в сторонку отбежим.

По ходу игры дети выполняют имитационные движения.

Молодцы! Красивые снеговики у вас получились! Ребята, а из чего лепят снеговика? (Ответы детей) (Из снега). А из чего состоит снег? (Ответы детей) (Из снежинок). А давайте мы с вами попробуем сделать снежинки, которые не растают.

7. Конструирование.

Воспитатель показывает готовую снежинку, затем показывает как её сделать: 1. Берём квадратный лист бумаги;

2. делаем из него треугольник;

3. прорезаем в треугольнике полосочки;

4. разворачиваем треугольник,чтобы опять получился квадрат (теперь в нём вырезаны «уголочки»);

5. соединяем уголочки и склеиваем.

Таким образом получается один лепесток снежинки, сделаем 6 таких лепесточков и склеим между собой.

Дети делают снежинки из бумаги под руководством воспитателя.

8. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово всё сделали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки?

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! А сейчас мы попрощаемся со сказкой и вернемся в нашу группу и украсим её нетающими снежинками.

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Художественная литература

Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Беседа по содержанию.

Цель: Учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки «Снегурочка». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке «Снегурочка». Заместители: три кружочка разного цвета, треугольник – красного цвета, прямоугольник – желтого цвета.

Словарная работа: Снегурочка.

Билигвальный компонент: снег-қар , весна-көктем .

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Читает присказку:

«Идет матушка зима,

Затворяй-ка ворота.

А вот март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Идет матушка – весна

Отворяй-ка к сказке ворота…»

Внимательно слушают присказку, и понимают о чем идет речь.

Организационно-поисковый

Напоминает детям, что они много уже знают сказок. Спрашивает, какие русские народные сказки дети помнят?

Сообщает, что сегодня познакомит детей еще с одной русской народной сказкой, которая называется «Снегурочка».

Как вы думаете, кто она?

Рассказывает русскую народную сказку «Снегурочка».

Беседует с детьми по прочитанному:

Кто жил в деревне?

С наступлением зимы, что сделали из снега старик со старухой?

Какая была снегурочка?

Что случилось, когда стал снег таять?

В какое время года девушки собрались в лес на гулянье?

Что сделали девушки в лесу?

Что случилось со снегурочкой?

Как кликали подружки Снегурочку, повторите все: «Ау, ау! Снегурушка».

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше, выше.

Предлагает детям составить сказку, используя заместители. (Раздает кружочки, треугольники, прямоугольники – на каждого ребенка).

Объясняет, что дед – это синий кружок; баба – зеленый кружок; Снегурочка – белый кружок; девушки – прямоугольник желтого цвета; костер – треугольник красного цвета.

Проводит пальчиковую игру:

«Раз, два, три, четыре, пять!

Мы пальчики идем искать.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел».

Перечисляют сказки, которые знают.

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают сказку.

Беседуют с воспитателем по содержанию сказки.

Выполняют физминутку.

Раскладывают геометрические фигуры, которые заменяют персонажей сказки и рассказывают по наглядному материалу сказку (2 – детей).

Составляют сказку, используя в речи существительные с прилагательными, согласуя их, в роде и числе (… поднялось белое облачко высоко и пропало в небе …).

Выполнят упражнение, читая стихотворение.

Рефлексивно-корригирующий

Спрашивает у детей, с какой сказкой они сегодня познакомились, что им больше всего понравилось.

Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими мнениями.

Ожидаемый результат:

Знать:

Иметь:

. представление о сказочных персонажах, о признаках времени года -весна;

Уметь:

. внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.