Билеты на балет «Эсмеральда. Эсмеральда. Кремлевский балет. Пресса о спектакле Эсмеральда большой

Балет «Эсмеральда»

Одним из несомненных украшений репертуара Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко является балет «Эсмеральда», истинный шедевр высокого искусства, объединяющий в себе знаменитый сюжет гениального , удивительную музыку Цезаря Пуни и блистательную хореографию Владимира Бурмейстера. Эту эффектную постановку Музыкальный театр вернул на свою сцену в 2009 году, и с тех пор билеты на нее моментально исчезают из билетных касс города. Посмотреть спектакль стремятся как москвичи, так и гости столицы. Это неудивительно, ведь «Эсмеральда» - одна из самых красивых, изящных и зрелищных балетных постановок в мире.

В XIX веке французский балетмейстер Жюль Перро придумал выводить на сцену в балете «Эсмеральда» красавицу-цыганку в компании симпатичной козочки, ее верной спутницы. Перро был убежден, что трагические страсти и подлинно глубокая драма способны совершить настоящий очистительный переворот в душах зрителей.

В свое время именно Жюль Перро создал гармоничный танцевальный рисунок балета «Эсмеральда», взяв за основу контрастное сочетание трагедии и юмора, массовых сцен и сольных партий, классической и характерной хореографии. Балетный спектакль в постановке Перро моментально покорил европейскую театральную сцену, а вскоре был привезен и в Россию, где публика восприняла его с не меньшим восторгом. Мариус Петипа, прославленный хореограф, подготовил собственную интерпретацию «Эсмеральды», которая предоставила возможность лучшим прима-балеринам продемонстрировать свое восхитительное мастерство, выступая в центральной партии.

В Музыкальном театре Станиславского впервые балет «Эсмеральда» появился в 1950 году, постановку подготовил Владимир Бурмейстер. Он значительно изменил версию Петипа и Перро — в результате его работы огни рампы зажглись для обновленного балета, базирующегося на классическом каркасе. Заслугой Бурмейстера является проникновенный психологизм танцевальных этюдов, возводящий их в ранг абсолютной драмы. В современной версии, билеты на которую вы можете приобрести в , сохранены лучшие професиональные находки предыдущих великих режиссеров. Спектакль «Эсмеральда» - восхитительный образец балетного искусства, поражающий воображение мастерством исполнителей, а также их актерским талантом.

Композитор - Ц. Пуни, Р. Глиэр, С. Василенко.

Продолжительность 2 часа 50 минут.

Стоимость билетов: от 1200 до 4000руб.

Состав солистов:

Эсмеральда - Наталья Крапивина, Наталья Ледовская, Наталья Сомова

Феб - Сергей Мануйлов, Михаил Пухов, Георги Смилевски

Клод Фролло - Виктор Дик, Никита Кириллов

Квазимодо - Антон Домашев, Роман Маленко

Флер де Лис - Кадрия Амирова, Наталия Клейменова, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова, Наталья Сомова

Гудула - Анастасия Блохина, Яна Большанина, Инна Гинкевич

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ПРОСЦЕНИУМ

Флер де Лис, невеста Феба де Шапотера, капитана королевских гвардейцев, дарит жениху вышитый ею шарф накануне их помолвки. Феб благодарит возлюбленную.

КАРТИНА ПЕРВАЯ. «ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ»

Горожане на площади перед собором Парижской Богоматери с интересом наблюдают танцы цыганок и восхищаются зажигательной пляской юной Эсмеральды. За несравненной и обворожительной танцовщицей также наблюдает Клод Фролло, каноник Собора, давно воспылавший к ней неутолимой страстью. Клод разгоняет цыганок и требует прекратить бесовские танцы вблизи священного места.

КАРТИНА ВТОРАЯ. «ВИДЕНИЯ КЛОДА»

В своей келье Клод уносится в мир грез. Эсмеральда возникает перед его мысленным взором, а звон ее бубна постоянно звучит в его ушах. Множась в воображении, видение Эсмеральды заставляет монаха вновь и вновь переживать яркие мгновения запретной страсти. Ни обращение к Богу, ни сила воли каноника не помогают ему справиться с этим чувством.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ. «ДВОР ЧУДЕС»

Двор чудес - приют бродяг, цыган, нищих и воров. Их предводитель Клопен Трульфу - гроза здешних обитателей. Бедный поэт Гренгуар, который преследует Эсмеральду, чтобы познакомиться с ней, попадает сюда и оказывается жертвой нищих бродяг. Клопен требует денег, но у Гренгуара ничего нет. Тогда Клопен приговаривает его к смерти. Впрочем, казнь можно отменить, если какая-нибудь женщина Двора чудес согласиться взять Гренгуара в мужья. Все отказывают бедному поэту. Появившаяся Эсмеральда жалеет осужденного на смерть Гренгуара и соглашается стать его женой. Бродяги освобождают Гренгуара, и весь Двор чудес поздравляет новобрачных.

Ночь. Клод Фролло приказывает звонарю Квазимодо, который как его приемный сын выполняет любую волю отца, похитить Эсмеральду. Они поджидают Эсмеральду, настигают ее, и Квазимодо хочет унести ее к своему хозяину. В это время по Двору чудес движется патруль под командованием Феба де Шапотера. Клод спасается бегством. Видя насилие над девушкой, Феб приказывает солдатам освободить ее и схватить Квазимодо. Потрясенная происходящим, Эсмеральда не может прийти в себя, но при виде Феба в ее сердце впервые просыпается любовь. Плененный красотой цыганки, Феб дарит ей свой шарф. Увидев, что солдаты избивают Квазимодо, Эсмеральда просит пощадить беднягу и отпустить его. Феб освобождает Квазимодо и удаляется. Квазимодо потрясен отношением к нему Эсмеральды, ведь это единственный человек на земле, который так по-доброму отнесся к нему.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ. «КОМНАТА ЭСМЕРАЛЬДЫ»

В своей комнате Эсмеральда не может отвести глаз от шарфа, подаренного Фебом, - любовь к нему перевернула ее жизнь.

Появившийся Пьер Гренгуар хочет обнять свою жену. Эсмеральда уклоняется от объятий и объясняет, что стала его женой только для того, чтобы спасти ему жизнь. Она учит его танцевать, чтобы они могли вместе выступать и зарабатывать деньги. Гренгуар вынужден покориться, и начинает находить удовольствие в прежде незнакомом занятии. Эсмеральда отправляет Гренгуара в другую комнату спать и ложится, обнимая шарф любимого.

В комнату входит Клод Фролло. Он будит девушку, бросается к ее ногам и признается ей в страстной любви. Эсмеральда отталкивает его и напоминает монаху о священном сане, показывает шарф с эмблемой капитана гвардейцев. Клод Фролло понимает, что у него есть соперник в лице Феба де Шапотера.

Уходя, Клод забирает с собой кинжал Эсмеральды, и в его голове начинает созревать чудовищный план…

КАРТИНА ПЯТАЯ. «НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОМОЛВКА»

В доме герцогини Алоизы Гонделорье готовятся к помолвке Флер де Лис с Фебом. Они радостно принимают поздравления подруг невесты.

Для развлечения гостей на праздник приглашены и цыганки вместе с Эсмеральдой и Гренгуаром. Поняв, что она вынуждена выступать на помолвке Феба с другой женщиной, Эсмеральда порывается уйти, не в силах сдержать эмоций, но Гренгуар и цыганки просят ее остаться. Превозмогая себя, Эсмеральда танцует для новобрачных.

Все поражены красотой цыганки. Феб тоже не может равнодушно смотреть на красавицу. Неожиданно Флер де Лис видит на Эсмеральде шарф, подаренный ею Фебу. Флер выхватывает его у цыганки и, потрясенная вероломством жениха, требует объяснений. Феб, не зная, что сказать, и испытывая желание быть с Эсмеральдой, убегает вслед за ней. Флер де Лис лишается чувств.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ. «ПРАЗДНИК ШУТОВ»

Средневековый праздник шутов. Не найдя более достойного претендента для провозглашения верховным шутом, бродяги и воры выбирают им звонаря Квазимодо. Появившийся Клод Фролло с негодованием срывает с горбуна шутовской наряд и грубо приказывает ему идти в Собор. Расстроенный Квазимодо снова вспоминает, как ласкова была с ним Эсмеральда, и плачет, понимая, что его любовь всегда будет безответной.

КАРТИНА ВТОРАЯ. «ТАВЕРНА»

В таверне на окраине Парижа веселятся горожане. Появляется мрачная фигура Клода Фролло. В его руках кинжал. Он обдумал план мести и знает, что сюда должны прийти Феб и Эсмеральда. Клод скрывается. Нежно обняв друг друга, Эсмеральда и Феб входят в таверну. Феб клянется Эсмеральде в вечной любви. В ее душе возникает надежда на лучшее будущее, и она решает уступить настойчивости Феба. Притаившийся Клод ревниво наблюдает за влюбленными и, улучив момент, поражает Феба ударом кинжала. Сбегается народ, и Клод указывает на Эсмеральду как владелицу кинжала и виновницу гибели капитана гвардейцев. Стража хватает убийцу.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ. «ТЕМНИЦА»

Эсмеральда в тюрьме. Свершается неправедный и суровый суд - простолюдинка посягнула на жизнь представителя высшего сословия. Приговор - смерть. Мольбы Эсмеральды тщетны. Клод, оставшись наедине с несчастной, снова страстно ищет ее любви и обещает спасти ее. Но Эсмеральда вновь отвергает домогательства, ведь она знает, что убийца - он. Униженный Клод отдает приказ Палачу пытать Эсмеральду.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ. «САД ФЛЕР ДЕ ЛИС»

После недолгой болезни Флер де Лис, вызванной расстроенной помолвкой с Фебом, герцогиня пытается поднять ее настроение балетным представлением на античный сюжет. По окончании балета вбегает дворецкий и сообщает о прибытии Феба. Феб дарит цветы Флер де Лис и убеждает ее в своей любви к ней. Она рада его возвращению. История с цыганкой ушла в прошлое.

КАРТИНА ПЯТАЯ. «ШЕСТВИЕ НА КАЗНЬ»

Потрясенные жители Парижа видят, как Эсмеральду ведут к месту казни. Неожиданно для всех Квазимодо отвоевывает девушку у стражи и укрывается с ней в Соборе. По закону его стены охраняют беглецов, об этом напоминает толпе Клод Фролло.

КАРТИНА ШЕСТАЯ. «НА КОЛОКОЛЬНЕ»

Ранним утром Эсмеральда видит перед собой страшное лицо Квазимодо. Но оно уже не кажется ей таким безобразным, ведь этот человек спас ее. Между ними возникает нежное чувство трогательной заботы друг о друге. Клод решает нарушить закон и выдает Эсмеральду палачам.

КАРТИНА СЕДЬМАЯ. «КАЗНЬ ЭСМЕРАЛЬДЫ»

Идущая на казнь Эсмеральда видит Феба и Флер де Лис. Не в силах сдержать своих чувств, она падает на руки Палачу. Палач медленно поднимается на эшафот.

КАРТИНА ВОСЬМАЯ. «РАСПЛАТА»

Клод Фролло наблюдает за казнью с балюстрады собора Парижской Богоматери. Он почти обезумел от своих чудовищных преступлений. Ему видится Эсмеральда, и снова в его голове без конца раздается звон колокольчиков ее бубна. Лишившись последнего существа, которое он любил на этом свете, Квазимодо решает наказать убийцу Эсмеральды и сбрасывает Клода с крыши Собора.

КАРТИНА ДЕВЯТАЯ. «ФИНАЛ»

Принеся тело девушки в глубокий подвал собора Парижской Богоматери, где хоронят казненных, Квазимодо умирает, сжав в своих объятиях Эсмеральду.

(Театральная пл., 1)

Балет в 3-х действиях
Цезарь Пуни
1000-6500 руб.

Спектакль ЭСМЕРАЛЬДА

Сто пятьдесят пять лет назад, в декабре 1848 года, презрев границы и таможенные контроли, в Российскую Империю пробралась нищая красавица-цыганка. Сначала жертвой ее обаяния пал Петербург, а вскоре не устояла и Москва. Не обладая ни паспортом, ни гражданством, юная цыганка обрела в России вторую родину, которой не изменяет вот уже свыше полутора веков. Все это время танцует она на улицах и площадях, подбадривая себя и публику ударами в звонкий бубен, повсюду за ней следует козочка (проникшая в страну, кстати, без ветеринарного контроля). Несмотря на столь долгое проживание в холодных краях, эта цыганка поражает молодостью и красотой. Зовут ее Эсмеральда.

155 лет назад на сцене санкт-петербургского Большого театра состоялась премьера "Эсмеральды", балета Жюля Перро, последнего шедевра эпохи хореографического романтизма.

Петербургская "Эсмеральда" имела поистине легендарный исполнительский состав, который навсегда остался в анналах балетного искусства: Фанни Эльслер – Эсмеральда, Мариус Петипа – Феб, Жюль Перро – Пьер Гренгуар. Успех спектакля, ставшего балетмейстерским дебютом Перро в России, описать трудно – все представления шли с аншлагом. Хроникер "Литературной газеты" 13 января 1849 года констатировал: "Все жалуются на невозможность достать билет на балет "Эсмеральда": стоит часу в шестом – седьмом прийти в сени Большого театра – там перед каждым представлением толпится множество лакеев, пришедших за билетами и ушедших ни с чем! Все абонировано!".

Что же так влекло петербуржцев на новый спектакль? Безусловно, талантливая хореографическая интерпретация Жюлем Перро знаменитого романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Безусловно, Фанни Эльслер – она была кумиром русских зрителей. Конечно, сыграла свою роль и любовь петербуржцев к животным – козочка, весело бегающая за Эсмеральдой, всегда пользовалась особыми симпатиями зрительного зала. Да и Дирекция Императорских театров не забывала четвероногую артистку: согласно "Делу о прокормлении козы, купленной для балета "Эсмеральда", на ее содержание из казны отпускалось целых 10 рублей в месяц (в то время как ежемесячная зарплата фигуранта, "двуногого артиста", составляла 14,5 рублей).
Дирижер

Эсмеральда, цыганка


Наталья Осипова
Анастасия Сташкевич

Пьер Гренгуар, бедный поэт
Александр Войтюк
Денис Медведев
Денис Савин

Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков
Александр Волчков
Дмитрий Гуданов
Артем Овчаренко
Руслан Скворцов

Флер-де-Лис, невеста Феба
Мария Аллаш
Екатерина Крысанова
Анна Никулина

Алоиза де Гонделорье, ее мать
Екатерина Барыкина
Мария Исплатовская
Ольга Суворова

Диана, Беранже, подруги Флер-де-Лис
Чинара Ализаде
Виктория Осипова
Анастасия Яценко
Елена Андриенко
Мария Виноградова
Анна Леонова

Альбер, Флоран, офицеры, друзья Феба
Карим Абдуллин
Юрий Баранов
Артем Овчаренко
Андрей Болотин
Вадим Курочкин
Владислав Лантратов

Подруги Эсмеральды
Джу Юн Бэ
Мария Виноградова
Ксения Керн
Виктория Осипова
Светлана Павлова
Мария Прорвич
Анна Тихомирова
Дарья Хохлова

Клод Фролло, архидьякон собора Парижской Богоматери
Илья Воронцов
Алексей Лопаревич
Александр Фадеечев

Квазимодо, звонарь собора Парижской Богоматери
Егор Симачев
Игорь Цвирко
Геннадий Янин

Клопен Трульфу, главарь шайки бродяг
Виталий Биктимиров
Александр Водопетов
Георгий Гераскин

Мегера
Анна Антропова
Ирина Зиброва
Юлиана Малхасянц
Ирина Семиреченская

Судья
Андрей Ситников
Александр Фадеечев

"Вальс старого Парижа"
Анна Антропова
Анна Балукова
Мария Жаркова
Кристина Карасева
Александр Водопетов
Евгений Головин
Алексей Корягин
Антон Савичев

Насыщенный трагическими событиями, грозный и революционный 1848 год вдруг обернулся в "Эсмеральде" пронзительной тишиной зрительного зала во время исполнения пластических монологов главных персонажей балета: Эсмеральды, неестественно прекрасного цветка среди нравственной грязи парижского дна; Гренгуара, "бедняка и поэта, кому до него какое дело?"; и уродливого Квазимодо, "с чувством самого глубокого отчаяния упрекающего судьбу".

Не оставлял равнодушным монолог Квазимодо в комнате Эсмеральды: "Когда она уходит, он останавливается, опускается на свои кривые колени, целует следы ног Эсмеральды, подымает к небу свою безобразную голову, прикладывает руку к сердцу и с чувством самого горького отчаяния как бы упрекает судьбу: зачем она положила такое расстояние между его безобразием и красотою Эсмеральды".

До глубины души потрясал монолог Пьера Гренгуара, наблюдающего за пытками Эсмеральды, в великолепном исполнении самого Перро. "Страдания его при виде мучений Эсмеральды невыносимы. В бессилии отчаяния он горько рыдает жгучими слезами мужчины… Тяжело и страшно было смотреть на горесть его…". Эта знаменитая актерская сцена раздвигала границы романтического искусства, и, по сути, являлась одним из первых "веристских" эпизодов на сцене музыкального театра – с ней перекликался эпизод пуччиниевской "Тоски", появившейся несколькими десятилетиями позже.

И, несомненно, кульминацией спектакля становилась казнь Эсмеральды. "Представьте себе контраст шествия дураков и шествия на смерть; все лица полны ожидания; пестрые платья арлекинов мешаются с блестящим оружием воинов; темными рясами монахов; блузами буржуа… Фанни Эльслер в грубой широкой белой рубашке с распущенными волосами стоит на переднем плане, окруженная толпою. Бледное, истощенное лицо ее гармонирует с прошедшими страданиями и предстоящею смертию". К осужденной "подходит Клод Фролло и обещает избавить ее от смерти, если только она согласится отдаться ему. Эсмеральда с ужасом и негодование выслушивает предложение, отвергает его и указывает на небо, где ждет ее правосудие и награда…".

И после подобного мощного эмоционального аккорда нелепой и искусственной казалась финальная сцена балета: внезапно появившийся исцеленный Феб спасал Эсмеральду, и действие заканчивалось народным праздником. Впрочем, о счастливом избавлении цыганки не написал ни один из русских критиков, рецензировавших премьеру "Эсмеральды" 1848 года…

Петербургская "Эсмеральда" 1848 года неожиданно была воспринята как едва ли не революционный балет. "Революционный" не в том смысле, что он призывал на баррикады (не забудем, 1848 год – год европейских революций). Это был балет-бунт – бунт гордой личности за право оставаться свободной. Но бунтовали лишь одиночки – Эсмеральда, Квазимодо, Гренгуар.

Их монологи рождали в умах зрителей смелые ассоциации и символические обобщения. Ассоциации прямо уводили к произволу николаевской России, а гибель невинной жертвы средневекового беззакония проецировалась на печально известные деяния Третьего отделения. Третье отделение, впрочем, не дремало и рьяно вымарывало из рецензий на "Эсмеральду" любые политические аллюзии или попросту запрещало статьи к печати. Именно такая участь постигла статью Тана для "Санкт-Петербургских ведомостей", которую бдительный цензор нервно перечеркнул наискось красным карандашом. В опальной рецензии прямо и недвусмысленно говорилось о "воплях невинной жертвы", о "сокрытии преступления", о "дерзком обвинении невинной", об "убийце, предавшем беззащитную женщину на жертву неумолимым судьям"…

Маленькая цыганка, бросающая вызов бездушной государственной машине, чье единственное оружие – фанатичная вера в высшую справедливость и которая одерживает нравственную победу, – эта тема сделала "Эсмеральду" романтическим символом своего времени.

Вскоре, в 1850 году, "Эсмеральда" переехала в Москву: балет Перро здесь поставила Фанни Эльслер. Сказать, что Москва полюбила Эльслер, значит не сказать ничего. Москва боготворила Эльслер: такого зрительского признания не удостаивалась ни одна другая балерина. Чиновные балетоманы, чересчур рьяно проявлявшие знаки внимания к танцовщице (как-то: сочинение стишков, управление балеринской каретой), теряли места и возможность карьерного роста.

Москва заваливала Эльслер цветами – по свидетельству очевидцев, скромная кровать в комнате Эсмеральды превратилась в роскошное ложе, состоящее из более чем 300 букетов. Самый знаменитый подарок, поднесенный австрийской балерине – браслет, осыпанный крупными бриллиантами и украшенный шестью камнями, чьи первые буквы составляли слово "Москва" (малахит, опал, сапфир, кальцедон, венус, аметист), – подвиг Эльслер на мгновенную импровизацию. Во время спектакля танцовщица написала на стене комнаты не "Феб", а "Москва" и, упав на колени, заливаясь слезами, расцеловала дорогую для нее надпись. Надо ли говорить, что вместе с Эльслер рыдал весь зрительный зал… Подобные триумфы в истории балета больше не повторялись.

Сменялись эпохи, художественные направления, правители и директора театров, балетмейстеры и танцовщики. Эсмеральда же, это истинно космополитическое дитя, шла в ногу со временем и менялась вместе с ним.

"Эсмеральда"- 1886, возобновленная первым российским Фебом Мариусом Петипа для итальянки Вирджинии Цукки, стала той канонической версией, на которую ориентировались или которую ниспровергали все последующие хореографы. Спектакль подвергся изменениям и переделкам, "одивертисменился" и "синхронизировался"; снизилась социальная острота персонажей. Так, пестрая толпа нищих и бродяг, "вся грязь человечества" (по определению одной из рецензий 1848 года) трансформировалась в однородную массу балетных фигурантов с модными прическами; блестящий внешне, но пустой внутри Феб превратился в "душку-офицера", одинаково галантного и к Эсмеральде, и к Флер де Лис. Но именно для этой постановки был сочинен драматический Pas de six на музыку Риккардо Дриго, исполняемый Эсмеральдой, Гренгуаром и четверкой цыганок на балу Флер де Лис.

Страдания Эсмеральды при виде любимого, обрученного с другой женщиной, горечь растерянного Гренгуара и экстатическое веселье цыганок, мелодраматизм ситуации и высочайшая техника классического танца – все это сделало Pas de six своеобразным хитом балета, подобно "белому адажио" в "Лебедином озере". Обновленная Мариусом Петипа "Эсмеральда" стала "коронным" спектаклем Матильды Кшесинской. Однако о том, как танцевала она эту партию, сохранились лишь закулисные предания, повествовавшие о "безобразно коротких", с точки зрения директора Императорских театров, тюниках; живой козочке, проживавшей на законных правах в знаменитом особняке Матильды Феликсовны; нефальшивых драгоценностях, украшавших нищую цыганку, да незатейливой песенке "Как увидала я…", исполняемой балериной на мотив драматической вариации.

Век ХХ решительно вмешался в судьбу юной цыганки, кардинальным образом изменив ее судьбу.

Первым, кто поднял руку на Эсмеральду, был Александр Горский, сочинивший в 1902 году в московском Большом театре балет "Дочь Гудулы" (композитор А. Симон). Впрочем, балетом спектакль назвать было сложно, тем более что хореограф определил свое детище как "мимодрама" (переименованное вскоре артистами в "мимо драмы"). Идея была благородная: вернуть танцевальную "Эсмеральду" ее литературному первоисточнику, дочь – матери, виселице – ее жертву. Из хореографического небытия вынули родословную героини, похищенную в детстве цыганами, и убедительно переданы страдания матери Эсмеральды по имени Гудула (отсюда и название нового спектакля – "Дочь Гудулы"). Сценарный план Горского по толщине сопоставим с романом Виктора Гюго: в пухлой тетради соседствовали наклеенные вырезки из текста романа (поступок, недостойный истинного библиофила, каковым объявлял себя Горский!), наметки танцевальных сцен и скрупулезное описание реквизита и бутафории.

В итоге спектакль напоминал немой кинематограф: крупные планы главных героев, масштабные массовые сцены, статуарность персонажей и минимальное танцевальное решение не вызвали сочувствия зрителей. Близость балета к "десятой музе" сочли причиной провала. Александр Бенуа возмущенно писал: "…Горский заставил наш дивный кордебалет бесноваться и играть в кинематограф", и далее: "танцы со странным садизмом заменены пытками и плетьми…".

И кто же мог предположить, что спустя лишь несколько десятилетий танцы действительно будут "заменены пытками и плетьми"… В 1935 году Агриппина Ваганова в Ленинградском театре оперы и балета отредактировала "Эсмеральду" Перро – Петипа, декларируя "освобождение классического балета от бессмыслицы и пошлости варварского прошлого". Сочувствия к Эсмеральде в Агриппине Яковлевне было столько же, сколько и в Горском: бедная цыганка решительно отправлена на виселицу. Однако 13 лет спустя (в разгар борьбы с "безродными космополитами") Ваганова "одумалась" и даровала Эсмеральде жизнь. Феб, правда, в спасении юной танцовщицы участия не принимал: в соответствии с официальной установкой и идеологией советской хореодрамы офицер был представлен отъявленным негодяем, "грубоватым воякой и пошловатым франтом с навыками казармы и пьяных кутежей" (как рекомендовала его публике программа).

В Москве схожую версию создал Владимир Бурмейстер, и этот спектакль до сегодняшнего дня идет в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Парижская Опера, сопротивлявшаяся балету Перро весь XIX век, стала родиной самой авангардной в истории хореографии Эсмеральды. Спектакль Ролана Пети можно назвать минималистским: четыре главных персонажа – Эсмеральда, Феб, Квазимодо, Фролло – держат на себе весь балет. И повествует он не о трогательной романтичной любви, припудренной флером сентиментальности, а о жестокости и трагизме современного мира, чьим символом выступает Квазимодо. Квазимодо в спектакле Пети наивен и одинок, уродлив и прекрасен, наделен даром понимания и лишен возможности его высказать.

Итак, более 150 лет странствует по России Эсмеральда. За это время она разучила новые танцы – от старинного трюандаза и опереточного канкана до хореографических откровений в авангардном стиле. Ее выступлениям аккомпанировала музыка самых разных композиторов – от незатейливых мелодий Цезаря Пуни до электронной музыки Мориса Жарра.

Каждая эпоха, в соответствии с господствовавшим вкусом, вносила поправки во внешний облик цыганки. Эсмеральда являлась в скромном одеянии парижанки XV века на премьере 1848 года. В конце XIX века ее платье, по мнению директора Императорских театров, "безобразно укоротилось", однако и в укороченных тюниках угадывался модный тогда силуэт. В 1930-е годы уличная плясунья щеголяла в "живописных лохмотьях" от Валентины Ходасевич, а в 60-е шокировала супер-мини от Ива Сен-Лорана в спектакле Ролана Пети.

Времена отражались и в прическах: на гравюрах середины XIX века волосы Эсмеральды заплетены в две длинные косы; фотографии конца минувшего века зафиксировали "воронье гнездо", нависшее надо лбом примы-цыганки; прическа танцовщицы из средневековья в ХХ веке – традиционный балетный "узел".

Но не только на облике Эсмеральды отражались эпохи. "Эсмеральда", в каждой из постановок и возобновлений сама становилась своеобразным символом времени, выводившего ее на сценические подмостки. Век XXI продолжает мифологию "эсмеральдианы".

Билеты на балет Эсмеральда (Большой театр). История, которая покорила мир

Противопоставление прекрасного уродливому, красота души и человеческая подлость, ревность, месть. Все чувства, присущие нашей грешной душе, переплелись воедино в этой печальной истории, которой исполнилось 150 лет. «Эсмеральда» была поставлена на Российской сцене еще в 1848 году. Тогда впервые зрители могли купить билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре. Однако сделать это было весьма сложно. С утра и до ночи приходилось стоять слугам столичной знати, чтобы раздобыть для своих хозяев пропуск в мир высокого балетного искусства, и многие из них так и уходили ни с чем.
С тех пор эта постановка имеет неизменный успех во всех ее интерпретациях. Менялись эпохи, танцовщики, режиссеры. Только любовь зрителя к истории о красавице и чудовище оставалась неизменной. Талантливая хореография, красивая история, вдохновившая композитора на создание замечательной музыки к балету - все это факторы, определившие успех «Эсмеральды» на подмостках ведущих театров мира.
В роли одного из главных героев - Феба - доводилось танцевать гениальному Мариусу Петипа. Именно он оживил балет своим хореографическим мастерством, сочинив несколько танцев для своего героя. Билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре зритель покупал тогда не только, чтобы увидеть своими глазами нашумевшую историю любви и страданий, но и с целью посмотреть на работу гениального танцовщика.
Что увидит зритель сегодня, купив билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре? Реконструированную постановку Петипа, которую многие критики называют лучшей редакцией знаменитого балета. Большой театр вернулся к самым истокам хореографического искусства. «Эсмеральда» возродилась благодаря художественному руководителю театра - исследователю и знатоку старинного балета Юрию Бурлаку. Его работа возвращает знаменитый балет современному зрителю. История Эсмеральды, которая произошла полтора века назад, так же актуальна и интересна сегодня широкой публике. Билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре уже в продаже.

Ц. Пуни балет «Эсмеральда»

Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» создан по мотивам знаменитого произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Автор либретто Ж. Перро - известный балетмейстер. Сюжет балета претерпел значительные изменения по сравнению с первоисточником, балетмейстера категорически не устроил трагический финал произведения, поэтому он решил его изменить, оставив в живых всех главных героев и подарив Эсмеральде долгожданное счастье. Кроме того, он решил отказаться от острого социального подтекста, выдвинув на первый план линию любви. Примечательно, что когда Ж. Перро работал над сюжетом, он опирался вовсе не на само произведение В. Гюго. В основном он пользовался либретто, которое создал великий писатель для оперы «Эсмеральда», естественно с собственными изменениями.

Краткое содержание балета Пуни «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

француженка, похищенная цыганами
Гренгуар нищий поэт и философ, жених Эсмеральды
Квазимодо звонарь собора, полуслепой и глухой горбун
Феб де Шатопер капитан лучников, королевских телохранителей
Клод Фролло священник и настоятель собора
Флер де Лис дворянка и невеста Феба
Клопен Трульфу предводитель Двора Чудес, бродяга

Краткое содержание «Эсмеральды»

Все события разворачиваются в конце XV века. Двор чудес – это место в Париже, где собираются бродяги, воры и нищие. Именно там, красавица Эсмеральда спасает бедного поэта Пьера Гренгуара от казни и по законам этого места, они теперь должны пожениться. Саму девушку преследует влюбленный в нее КлодФролло и Квазимодо. Он всячески пытается добиться расположения красавицы, но все напрасно. От преследований настойчивого ухажера ее спасает капитан Феб де Шатопер со своим патрулем. Теперь и этот бравый офицер пленен красотой Эсмеральды, однако, у него есть невеста Флер де Лис. У них уже назначена дата свадьбы, но появление молодой цыганки внезапно нарушает все их планы.

Клод Фролло не может успокоиться и смититься с отказом, он снова пытается заполучить сердце своей любимой, только уже обманом. Он видит, что Эсмеральда влюблена в Феба и внезапно нападает на него, вонзив в грудь капитана кинжал. Виновной во всем этом он выставляет несчастную девушку, у которой есть спасение от неминуемой казни – быть с Фролло. Эсмеральда отказывается от этого и внезапно появляется спасенный Феб, ее возлюбленный, который лишь получил тяжелое ранение. Квазимодо, безнадежно любящий Эсмеральду, спасает ее от Фролло и сам убивает его. Теперь счастью красавицы и капитану Фебу ничего не мешает.

Фото :

Интересные факты

  • Интересный случай связан с одной премьер балета «Эсмеральда» в России. Вторая постановка в нашей стране состоялась уже в Москве и имела оглушительный успех. После спектакля, восторженная публика преподнесла исполнительнице главной роли Фанни Эльслер драгоценный подарок. Это был серебряный футляр с массивным браслетом, в котором было шесть драгоценных больших камней. На каждом их них были нанесены буквы, которые складывались в слово Москва. Балерина также отблагодарила щедрых поклонников и во втором действии, там где красавица Эсмеральда думает о любимом Фебе и пишет на стене его инициалы, отчетливо начертала «Москва» русскими буквами. На этом удивительные события вечера не закончились. Восторженные поклонники решили повезти карету балерины на себе, освободив лошадок. За этот легкомысленный поступок со своего поста был уволен редактор «Московских ведомостей». Таким образом, эта премьера оставила неизгладимый след в жизни многих любителей искусства.
  • На сегодняшний день полная версия спектакля ставится только в России, некоторых странах восточной Европы и Нью Джерси(США), в остальных странах с успехом исполняются отдельные номера.
  • Премьера балета состоялась в Королевском (лондонском) театре Ее Величества в марте 1844 года и прошла великолепно. Это был уже второй удачный балет Перро и Пуни, первый – «Ундина».
  • Творческое наследие Пуни включает в себя 321 балет. Во многом это было обусловлено его службой. В 1851 году Пуни получил приглашение в Санкт-Петербург, чтобы сочинять балетную музыку для императорских театров. Здесь же он познакомился и начал тесно сотрудничать с Мариусом Петипа .
  • В 1982 году ЮНЕСКО одобрила предложение Петра Гусева, постановщика версии 1949 года, об утверждении Всемирного Дня Танца . Этот праздник отмечают 29 апреля.
  • Итальянка Вирджиния Цукки, исполнившая роль Эсмеральды в постановке 1886 года, покорила великого К.С. Станиславского своей игрой. Впоследствии он называл её лучшей мимической актрисой и отмечал необычайное актёрское мастерство.
  • Долгожданная телеверсия балета появилась в редакции Боярчикова.
  • Еще одна совместная работа Пуни и Перро – балет «Ундина», который также стал впоследствии достаточно популярным.
  • Роман Гюго стал основой и для других балетов. В 1902 году А. Горский представил на Московской сцене спектакль «Дочь Гудулы» композитора А. Симона. Уже в 1965 году Ролан Пети поставил свой балет вместе с Морисом Жарром, на этот же сюжет. Кроме того, по роману Гюго А. Даргомыжский в это же время создал свою оперу «Эсмеральда».
  • Примечательно, что спектакль «Эсмеральда» - это единственная работа Перро, которая дошла до наших дней в хореографии самого автора, пусть и с небольшими правками Мариуса Петипа.

История создания «Эсмеральды»


В 1840 году Цезарю Пуни поступило интересное предложение сочинить музыку для балета по недавно опубликованному роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было создано Ж. Перро, который в то время прославился, как один из самых знаменитых балетмейстеров.

Конечно, первоисточник претерпел изменения, а самая главная линия противопоставления Квазимодо и Феба де Шатопера была сглажена. Тема матери Эсмеральды и вовсе отсутствует в балете. Несмотря на все изменения, принципы хореографической выразительности были определены романтической поэтикой автора романа.

Постановки

Премьера балета с успехом прошла 9 марта 1844 года в Лондоне. Главные роли исполнили именитые танцоры того времени. В роли Эсмеральды выступила К. Гризи, Феба де Шатопера – А. Сен-Леон, а Гренгуара – сам Ж. Перро. В 1844 году публика Санкт-Петербурга смогла оценить произведение Пуни. Главную партию в этом спектакле исполнила Фанни Эльслер.


В 1850 году постановка состоялась в Москве. Премьера в московском Большом театре произвела настоящий фурор у публики. Спектакль решено было оставить на несколько лет в репертуаре.

В 1886 году балет вновь вернулся в Санкт-Петербург, только теперь уже в редакции «первого русского Феба» Мариуса Петипа , который стал к этому времени главным хореографом. Партию Эсмеральды исполнила Вирджиния Цукки.

Еще одна редакция спектакля появилась в 1935 году в России, когда советский балетмейстер Агриппина Ваганова представила свою версию балета.

В 1950 году балет был вновь возрожден, благодаря композитору Глиэру , который заново оркестровал партитуру Пуни и добавил музыку Сергея Василенко. Либретто написали В. Бурмейстер и В. Тихомиров.

Возвращение балета в Большой театр произошло в 2009 году, благодаря стараниям балетмейстера Юрия Бурлаки и хореографа Василия Медведева. В своей работе они попытались восстановить образ большого исторического балета. Бурлаки и Медведев попытались сохранить хореографию Перро, Мариуса Петипа, но также внесли и свои изменения.

В отличие от многих других произведений, у балета «» счастливая сценическая судьба, он много раз ставился в разных театрах и всегда имел невероятный успех.

Смотреть балет «Эсмеральда» Пуни

Романтический балет «Эсмеральда» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» – последний шедевр эпохи классического романтизма, впервые увидел свет рампы в 1844 году на сцене Королевского театра в Лондоне (постановка Жюля Перро). За 160 с лишним лет он обошел все театры Европы и обрел прочный приют на русских сценах, дожив до наших дней.

История юной красавицы-цыганки обрела новую жизнь в спектакле театра «Кремлёвский балет» в 2006 году. Хореограф-постановщик Андрей Петров, опираясь на роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и сценарий Жюля Перро, создал собственную – уникальную по красоте и эмоциональности постановку, которая едва ли кого-то оставит равнодушным.

Музыкальные и хореографические интерпретации знаменитого романа всегда вызывают интерес зрителей, и время не властно над историей о трагическом сплетении неистовых чувств, смертоносных желаний, беззаветной любви и разрушающей ненависти. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашов.

Либретто – Андрей Петров (по сценарию Жюля Перро и роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
Хореограф-постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров
Художник – сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Григорий Белов
Художник по костюмам – Ольга Полянская
Ассистент хореографа-постановщика – Валерий Рыжов
Музыкальная редакция, оркестровка и новая музыка – лауреат Международного конкурса Владимир Качесов

Для кого подойдет

Для взрослых, поклонников балета.

Почему стоит пойти

  • Потрясающе красивая постановка
  • В сопровождении симфонического оркестра
  • Уникальная хореография