Биология – наука о жизни

Вопрос 1. Что изучает биология?.
Биология – наука о жизни как особом явлении природы - изучает жизнь во всех ее проявлениях: строение, функционирование живых организмов, их поведение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой, а также индивидуальное и историческое развитие живого.

Вопрос 2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
В процессе поступательного развития и по мере обогащения новыми фактами биология преобразовалась в комплекс наук, исследующих закономерности, свойственные живым существам, с разных сторон. Так, обособились биологические науки, изучающие животных (зоология), растения (ботаника), бактерий (микробиология), вирусы (вирусология). Строение организмов исследует морфология, функционирование живых систем - физиология, наследственность и изменчивость - генетика. Строение и свойства человеческого организма изучает медицина, в которой выделены самостоятельные дисциплины – анатомия, физиология, гистология, биохимия, микробиология. Но главное, что знания, получаемые каждой из этих наук, объединяются, взаимно дополняются, обогащаются и проявляются в виде биологических законов и теорий, которые носят всеобщий характер. Особенность современной биологии заключается в утверждении принципа единства главных механизмов жизнеобеспечения, осознании роли эволюционного процесса в существовании и изменениях органического мира, который включает и человека, признании первостепенной важности экологических закономерностей с распространением их на человека.
Современная биология не может развиваться обособленно от других наук. Каждый процесс или явление, характерное для живых систем, исследуется комплексно, с привлечением новейших знаний других научных областей. Поэтому в настоящее время происходит интеграция биологии с химией (биохимия), физикой (биофизика), астрономией (космическая биология).
Таким образом, современная биология возникла в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин и является комплексной наукой.

Вопрос 3. Какова роль биологии в современном обществе?
Значение биологии в современном обществе заключается в том, что она служит теоретической базой многих наук. Биологические знания используются в различных сферах человеческой жизни. Биология определяет развитие современной медицины. Открытия, сделанные в физиологии, биохимии и генетике, дают возможность правильно поставить диагноз больному, подобрать эффективное лечение. Получение новых лекарственных препаратов, витаминов, биологически активных веществ позволит решить проблему профилактики многих болезней. Столь же очевидно значение биологических знаний в формировании мировоззренческих взглядов врача.
С развитием молекулярной биологии и генетики стало возможным целенаправленно изменять содержание наследственной информации человека, растений и животных. Всё это даёт толчок к развитию современной медицины и селекции. Селекционеры, благодаря знаниям законов наследственности и изменчивости, создают новые высокоурожайные сорта культурных растений, высокопродуктивные породы домашних животных, формы микроорганизмов, применяемые в пищевой промышленности, производстве кормов, фармацевтике. Медики имеют возможность в изучении наследственных заболеваний человека, и находить способы их лечения.
В технике биологические знания являются теоретической базой ряда производств пищевой, легкой, микробиологической и других отраслей промышленности. Развивается новое направление производства - биотехнология (производство продуктов питания, поиск новых источников энергии).
На современном этапе развития общества наиважнейшее значение приобрели экологические проблемы, что делает неизбежный процесс экологизации науки, в том числе и биологии как науки о живых организмах. Решение проблемы рационального использования биологических ресурсов, охраны природы и окружающей среды возможно только с применением биологии.

Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] Лернер Георгий Исаакович

Раздел 1 Биология – наука о жизни

Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

Термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах по данному разделу: гипотеза, метод исследования, наука, научный факт, объект исследования, проблема, теория, эксперимент.

Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция. Обсуждению этих и других критериев (или) свойств живого будет посвящена отдельная глава.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях .

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой. Например, у генетиков есть генеалогический метод изучения родословных человека, у селекционеров – метод гибридизации, у гистологов – метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

К основным методам науки относятся следующие:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. (См. раздел Нуклеиновые кислоты.)

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы . Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т.д. Эксперимент – это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации. Примером проблемы может служить, например, такая: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам в максимально короткие сроки?».

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Например, «Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т.к. кислород должен поддерживать горение». Гипотеза проверяется экспериментально. (См. раздел Гипотезы происхождения жизни на Земле.)

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Например, теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой. Так, например генетическая теория Г. Менделя и хромосомная теория Т. Моргана подтвердились многими экспериментальными исследованиями в разных странах мира. Современная эволюционная теория хотя и нашла множество научно доказанных подтверждений, до сих пор встречает противников, т.к. не все ее положения можно на современном этапе развития науки подтвердить фактами.

Частными научными методами в биологии являются:

Генеалогический метод – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический метод – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Эволюционное учение развивалось в значительной мере благодаря этому методу.

Палеонтологический метод – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Цитологический, или цитогенетический , – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть свой объект , и свой предмет исследования. У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Носители жизни – живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов. Это важно понять, т.к. вопросы о том, что является объектом исследования той или иной науки встречаются в экзаменационных вопросах. Кроме того, это важно для тех, кто в будущем будет заниматься наукой.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. Биология как наука изучает

1) общие признаки строения растений и животных

2) взаимосвязь живой и неживой природы

3) процессы, происходящие в живых системах

4) происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический 3) экспериментальный

2) описательный 4) биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1) теория 3) факт

2) гипотеза 4) доказательство

А4. Эмбриология изучает

1) развитие организма от зиготы до рождения

2) строение и функции яйцеклетки

3) послеродовое развитие человека

4) развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1) биохимическим 3) центрифугированием

2) цитологическим 4) сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи

1) создания новых сортов растений и пород животных

2) сохранения биосферы

3) создания агроценозов

4) создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1) экспериментальным 3) генеалогическим

2) гибридологическим 4) наблюдения

А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1) селекционер 3) морфолог

2) цитогенетик 4) эмбриолог

А9. Систематика – это наука, занимающаяся

1) изучением внешнего строения организмов

2) изучением функций организма

3) выявлением связей между организмами

4) классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория

1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов

2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений

3) Описывает клеточное строение разных организмов

4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов

5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов

6) Создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

БИОЛОГИЯ Жизнь есть способ существования белковых тел. Фридрих Энгельс Жизнь – способ существования одних тел за счет выживания других. Борис Крутиер Мозг – это надежная биологическая система, построенная из ненадежных элементов. Джон фон Нойман То, что мы думаем,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Раздел VIII Биология

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора

Раздел XXIX Иппология (наука о лошадях)

Из книги Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах автора Кондрашов Анатолий Павлович

Наука сокращает / Нам опыты быстротекущей жизни Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837), слова Бориса Годунова, обращенные к его сыну Федору, который чертит географическую карту (сцена «Царские

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Биология и медицина Насколько геном человека отличается от генома шимпанзе? Геномом называют совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Геном является характеристикой не отдельной особи, а вида организмов. В феврале 2001

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

3. Биология и медицина 3.1. Что такое панспермия?Происхождение жизни на Земле остается загадкой и предметом споров не одну сотню лет. Дело в том, что наша планета возникла приблизительно 4,5 миллиарда лет назад и в течение первых 500 миллионов лет ее поверхность подвергалась

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека Термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах по данному разделу: гипотеза, метод исследования, наука, научный факт,

Из книги Женское здоровье. Большая медицинская энциклопедия автора Автор неизвестен

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Раздел II ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

Раздел Х. Секс в жизни женщины

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Из книги Справочник фермера [Животноводство, птицеводство, пчеловодство] автора Скрипник Игорь

НАУКА И ТЕХНИКА - ДЛЯ ЖИЗНИ Над тремя загадками природы, каждая из которых открывает окно в новый мир, работают сейчас ученые земли.Первая из них - космос, вторая - строение атомного ядра, третья - загадка сущности жизни.Еще не так давно люди знали о трех элементарных

Из книги автора

Биология Системы человеческого организма ВыделительнаяГормональнаяДыхательнаяИммуннаяКровообращенияНервнаяОпорно-двигательная (скелетная,

Из книги автора

Биология пчел Состав пчелиной семьи Пчелиная семья – сложный организм, состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел, нескольких сотен трутней и матки, связанных в единое целое обменом веществ. Благодаря такому сообществу пчелиная семья может собирать большое количество

>> Биология - наука о жизни

1. Биология - наука о жизни

1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Биология - наука о жизни.

Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

Биология - одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология » для ее обозначения был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом. (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 г. начали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744- 1829), Л. К. Тревиранус (1779-1864).

Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.

В наши дни биология - комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.

Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины , биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.

Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости ученые -селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза . Ученые надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.

Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.

Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства -биотехнология. Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.

До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, вот почему значение биологических знаний возрастает с каждым годом.

Биологическая грамотность необходима каждому человеку - так же, как умение читать, писать и считать.

Биология. Биофизика. Биохимия. Микробиология. Генетика. Радиобиология.

1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 9 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Введение.

Астана -2011

По курсу биологии

Сборник лекций

Гуманитарно-юридического колледжа КазГЮУ

Библиотека методического кабинета

Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ

Серия «Опыт и новаторство»

Елеусизова Раушан Хасеновна

Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ

Биология: сборник лекций, Астана, 2011 г.- 94стр.

Данный сборник лекций предназначен для учащихся небиологических специальностей. В данном пособии изложен полный материал по строению и функциям клетки, генетике и селекции, макроэволюции. В конце каждой лекции даны задания для закрепления темы.

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии естественно-научных дисциплин

Председатель цикловой комиссии___________Жумабаева С.К.

Протокол №____от «___» __________20___г.

Введение....................................................................................................... 5

Раздел 1. Биология- наука о жизни

Лекция №1 Разделы биологии. Методы изучения биологии и значение....................................................................................................................6

Раздел 2. Химический состав клетки.

Лекция № 2 Наука цитология. Предмет и задачи цитологии. Основные положения клеточной теории...............................................................................10

Лекция № 3 Неорганические составляющие клетки: вода и ее свойства. Минеральные соли................................................................................................17

Лекция № 4 Органические соединения клетки. Липиды.Белки. Углеводы................................................................................................................19

Раздел 3. Обмен веществ и энергии в клетке.

Лекция №5 Метаболизм, анаболизм, катаболизм. Дыхание организма.

Синтез АТФ................................................................................................27

Лекция № 6 Фотосинтез. Автотрофные и гетеротрофные клетки.........29

Лекция № 7 Биосинтез белка. Транскрипция и трансляция. Роль ДНК в наследственности.................................................................................................34

Раздел 4. Основы генетики

Лекция № 8 История развития генетики. Г.Мендель и его труды.

Доминантные и рецессивные признаки....................................................39



Лекция № 9 Аллельные гены. Фенотип и генотип. Причины

расщепления признаков.............................................................................49

Лекция №10 Законы Г.Менделя................................................................52

Лекция №11-12 Генетика пола. Скрепленное с полом наследование.

Влияние внешней среды на генотип. Предупреждение наследственных

заболеваний человека, их профилактика.................................................56

Раздел 5. Селекция животных и растений

Лекция № 13 Генетические основы селекции. Подбор и оценка

первичных материалов для селекции............................................... .......63

Лекция № 14 Селекция растений и животных. Мутагенез.

Достижения в селекции животных и растений в РК...............................65

Раздел 6. Учение о микроэволюции.

Лекция № 15 Вид- основной этап эволюции. Критерии вида.

Структура вида...........................................................................................73

Лекция № 16 Естественный отбор- движущая сила эволюции.

Борьба за существование, ее виды............................................................76

Раздел 7. Закономерности и пути развития органического мира.

Лекция № 17 Основные пути и направления эволюции.

Биологический прогресс и регресс...........................................................81

Лекция № 18 Аллогенез, арогенез, категенез..........................................83

Раздел 8. Основы учения о биосфере.

Лекция № 19 Биосфера и свойства биомассы планеты Земля.

В.И.Вернадский и его учения..................................................................85

Лекция №20 Возникновение и развитие биосферы. Ноосфера............91

Литература………………………………………………………………..94

Анализ учебной литературы для школьников и студентов по биологии, представленной на книжном рынке, показывает, что имеется широкий спектр учебных пособий и учебников соответствующей тематики. Большинство учебных пособий и учебников имеет стандартную форму представления учебного материала- описание отдельных тематических блоков дисциплины. В связи с этим достаточно широкий спектр учебной литературы не решает проблему студентов в использовании конспективных материалов, кратко, но полно излагающих теоретический материал. Актуальным остается разработка учебных материалов обобщающего характера, учитывающего межпредметные связи учебных дисциплин. В своем сборнике лекций я попыталась избежать дубляжа учебного материала (например, химические процессы в биологии), но способствовала формированию целостного восприятия естественно-научной картины мира. В содержании лекций прослеживаются межпредметные связи биологии не только с химией, но и с физикой, математикой, историей, медициной. В конце каждой лекции дан перечень вопросов для закрепления, ответы на которые учащиеся могут найти, внимательно изучив содержание лекции. Поэтому их выполнение не затруднит студента, но даст возможность осуществить самоконтроль усвоения теории.

Названия и количество лекций соответствует тематическому планированию. Содержание лекции соответствует типовой рабочей программе для средних профессиональных учебных заведений.

Биология - наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строе­ние и функции живых существ, а также их сообществ. Она вы­ясняет происхождение, распространение и развитие живых орга­низмов, связи их друг с другом и с неживой природой. Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Г. Р. Тревиранусом и Жаном Батистом Ламарком. В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия.

Живому миру характерно необычайное разнообразие. В на­стоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1 млн. видов животных, более 3 тыс. видов бак­терий и сине-зеленых водорослей, сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1-2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов - задача общей биологии.

Основные признаки живого . Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые орга­низмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинст­ва неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный спо­соб описать жизнь - это перечислить основные свойства живых организмов.

1. Одна из наиболее примечательных особенностей живых организмов - это их сложность и высокая степень организации. Они характеризуются усложненным внутренним строением и со­держат множество различных сложных молекул.

2. Любая составная часть организма имеет специальное на­значение и выполняет определенные функции. Это относится не только к органам (почки, легкие, сердце и т. д.) и клеткам, но и к внутриклеточным структурам и молекулам.

3. Живые организмы обладают способностью извлекать, пре­образовывать и использовать энергию окружающей среды - либо в форме органических питательных веществ, либо в виде энергии солнечного излучения. Благодаря этой энергии и веще­ствам, поступающим из окружающей среды, организмы поддерживают свою целостность (упорядоченность) и осуществляют раз­личные функции, возвращают же в природу продукты распада и преобразованную энергию в виде тепла, т. е. организмы спо­собны к обмену веществом и энергией.

4. Организмы способны специфически реагировать на изме­нения окружающей среды. Способность реагировать на внешнее раздражение - универсальное свойство живого.

6. Самая поразительная особенность живых организмов -способность к воспроизведению, т. е. размножению. Потом­ство всегда сходно с родителями. Существуют механизмы передачи информации о признаках, свойствах и функциях организмов из поколения в поколение. В этом проявляется наследственность. Как установлено, механизмы хранения и передачи наслед­ственных свойств одинаковы для всех видов. Однако сходство родителей и потомков никогда не бывает полным: потомки, будучи похожи на родителей, всегда в чем-то отличаются от них. В этом состоит явление изменчивости, основные законы которой также общие для всех видов. Таким образом, живым организ­мам свойственны размножение, наследственность и изменчивость.

7. Для живого характерна способность к историческому развитию и изменению от простого к сложному. Этот процесс назы­вают эволюцией. В результате эволюции возникло все многооб­разие живых организмов, приспособленных к определенным условиям существования.

Уровни организации жизни . Для живой природы характерны разные уровни организации ее структур, между которыми суще­ствует сложное соподчинение. Жизнь на каждом уровне изучают соответствующие разделы биологии: молекулярная биология, ци­тология, генетика, анатомия, физиология, эволюционное учение, экология.

Самый нижний, наиболее древний уровень жизни - это уро­вень молекулярных структур. Здесь проходит граница между живым и неживым. Выше находится клеточный уровень жизни. И клетка, и заключенные в ней молекулярные структуры в глав­ных чертах строения у всех организмов сходны.

Органно-тканевый уровень характерен только для многокле­точных организмов, у которых клетки и образованные из них части организма достигли высокой степени структурной и функ­циональной специализации.

Следующий уровень - это уровень целостного организма. Как бы ни различались организмы между собой, их объединяет то, что они все состоят из клеток.

Вид, объединяющий сходные в основных чертах организмы, составляет более сложный уровень организации жизни. Здесь

действуют свои законы - законы внутривидовых отношений ор­ганизмов.

Наконец, еще более высоким уровнем является уровень био­ценозов,

т. е. сообществ всех видов, населяющих ту или иную территорию или акваторию. На этом уровне действуют законы межвидовых отношений.

Совокупность всего живого, населяющего Землю, составляет биосферу. Это высший уровень организации жизни. Законы, характерные для более высоких уровней организации живого ми­ра, не исключают действия законов, присущих более низким уровням.

Общая биология изучает законы, характерные для всех уров­ней организации жизни.

Методы изучения биологии . Для изучения живой природы биологи применяют различные методы. Наблюдение позволяет выявить объекты и явления. Сравнение дает возможность уста­новить закономерности, общие для разных явлений в живой при­роде. В эксперименте или в опыте создается ситуация, помогаю­щая выявить те или иные свойства биологических объектов. Ис­торический метод позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. Экспериментальный метод был сформулирован английским ученым Френсисом Бэконом. Он дает возможность проникнуть в тайны живой материи. Эксперимент позволяет раскрыть тайны строения и закономерности взаимодействия не только органов и тканей, но и отдельных клеток и даже отдельных молекул. Кроме этих основных методов применяется мно­го других.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, разнообраз­ные химические анализаторы, компьютеры и множество других приборов, позволяющих раскрыть тайны живой материи. Свой вклад в изучение биологии вносят специалисты, казалось бы, да­лекие от биологии: химики, физики, математики, инженеры и многие другие.

Значение биологии . Биологические знания лежат в основе ме­дицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важ­нейшие практические задачи. Одна из них- производство про­довольствия. Для того чтобы обеспечить питанием все увеличи­вающееся население нашей планеты, необходимо иметь высоко­продуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии, прежде все­го законов наследственности, и не опираясь на них в агрономии и зоотехнике.

Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжелых, как сер­дечно-сосудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.

Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством,- охрана природы и приумножение ее богатств. Эта задача продиктована тем, что под влиянием хозяйственной деятельности человека идет процесс загрязнения окружающей среды, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружающей среды отрицательно влияет на здоровье человека.

Остановить развитие промышленности и рост городов невоз­можно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, которую несет этот процесс природе и самому человеку, что также требует глубокого знания законов общей биологии.

Прогресс биологии в XX в., ее возросшая роль среди других наук и для существования человечества определяют и ее значительно более высокий уровень сравнительно с тем, какой она имела 30-40 лет назад. По уровню биологических исследований можно судить о материально-техническом развитии общества, так как биология становится реальной производительной силой, а также научной основой рациональных отношений между чело­веком и природой. Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология - животных, микробиология - одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология - сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология - основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия - строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология - физические и химические функции органов и тканей, этология - поведение живых существ, экология - взаимозависимость различных организмов и их среды. Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы - палеобиология и эволюционная биология. На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Вопросы для закрепления темы:

1. Что изучает наука биология?

2. Кто впервые ввел термин биология?

3. Как подразделяется биология?

4. Какие методы исследования живых организмов существуют в биологии?

5. Какие уровни организации жизни вы знаете?

6. Какие основные признаки живого вы знаете?

7. В чем заключается значение биологии?

Вопрос 1. Что изучает биология?
Биология изучает жизнь во всех ее про-явлениях: строение, функционирование живых организмов, их поведение, взаимо-отношения друг с другом и окружающей средой, а также индивидуальное и исто-рическое развитие живого.
Вопрос 2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
Современная биология представляет со-бой систему наук, каждая из которых глу-боко и детально исследует свой предмет. Так, обособились биологические науки, изучающие животных (зоология), расте-ния (ботаника), бактерий (микробиоло-гия), вирусы (вирусология). Строение ор-ганизмов исследует морфология, функци-онирование живых систем — физиология, наследственность и изменчивость — гене-тика. Но главное, что знания, получаемые каждой из этих наук, объединяются, вза-имно дополняются, обогащаются и про-являются в виде биологических законов и теорий, которые носят всеобщий харак-тер.
Современная биология не может разви-ваться обособленно от других наук. Каж-дый процесс или явление, характерное для живых систем, исследуется комплексно, с привлечением новейших знаний других научных областей. Поэтому в на-стоящее время происходит интеграция биологии с химией (биохимия), физикой (биофизика), астрономией (космическая биология). Таким образом, современная биология возникла в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин и является комплексной наукой.
Вопрос 3. Какова роль биологии в современ-ном обществе?
Значение биологии в современном об-ществе заключается в том, что она служит теоретической базой многих наук. Биоло-гические знания используются в различ-ных сферах человеческой жизни.
Получение качественной сельскохо-зяйственной продукции невозможно без
использования биологических знаний о строении и функционировании раститель-ного и животного организмов, законов их взаимодействия с окружающей средой, особенностей природных и искусственных экосистем, биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Наука биология определяет развитие современной медицины. Открытия, сде-ланные в физиологии, биохимии и ге-нетике, дают возможность правильно поставить диагноз больному, подобрать эффективное лечение. Получение новых лекарственных препаратов, витаминов, биологически активных веществ позво-лит решить проблему профилактики многих болезней.
Селекционеры, благодаря знаниям за-конов наследственности и изменчивости, создают новые высокоурожайные сорта культурных растений, высокопродуктив-ные породы домашних животных, формы микроорганизмов, применяемые в пище-вой промышленности, производстве кор-мов, фармацевтике.
Биологические знания используют в технике, они являются теоретической ба-зой ряда производств пищевой, легкой, микробиологической и других отраслей промышленности. Развивается новое на-правление производства — биотехноло-гия, позволяющее в скором времени решить такие проблемы, как производство продуктов питания, поиск новых источ-ников энергии.
Решение проблемы рационального ис-пользования биологических ресурсов, ох-раны природы и окружающей среды воз-можно только с применением биологии.
Вопрос 1. Какова основная цель науки?
Основная цель науки — изучить и по-знать окружающий мир.
Вопрос 2. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?
Научный метод — это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Основной принцип научного мето-да — ничего не воспринимать на веру. Любое утверждение либо опровержение чего-либо следует проверить.
Вопрос 3. Что такое научный эксперимент?
Научный эксперимент — это один из методов познания, при помощи которого в специально создаваемых и контролируе-мых условиях исследуются явления. Не-пременным условием эксперимента явля-ется то, что он должен сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента только одним фактором. Отличительной особенностью научного эксперимента служит возможность его по-вторения другими исследователями.
Вопрос 4. Какой факт может считаться на-учным?
Научный факт — это результат, по-лученный в ходе неоднократных наблюде-ний и экспериментов. Научный факт яв-ляется отправной точкой научного иссле-дования.
Boпрос 5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
Гипотеза — научное предположение, объясняющее причины данной совокуп-ности явлений. Если гипотеза выдержива-ет проверку эмпирическими методами, она приобретает статус закона. Закон (ес-тественный закон, или закон природы) описывает неизменные регулярности, ко-торые происходят в природе. Свойствами закона являются периодичность и всеобщ-ность какого-либо класса явлений, т. е. необходимость их возникновения при оп-ределенных, точно формулируемых усло-виях. Совокупность нескольких законов, от-носящихся к одной области познания, называют теорией. Часто термины «за-кон» и «теория» употребляются как рав-нозначные.
Вопрос 6. Какова роль прикладных и фунда-ментальных исследований в науке?
Фундаментальные научные исследова-ния позволяют понять законы, которые лежат в основе развития природы.
Прикладная наука занимается теми исследованиями, которые находят при-менение на практике, в различных сфе-рах человеческой деятельности. Так, биологические знания являются базой для практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, решении экологических проблем.
Boпрос 1. Почему очень сложно дать опреде-ление понятия «жизнь»?
Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых ор-ганизмов характерен ряд признаков, от-сутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Напри-мер, рост характерен не только для жи-вых существ, но и для минералов.
Вопрос 2. В чем различие химической орга-низации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химиче-ские элементы, что составляют и тела не-живой природы. Однако их количествен-ное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространен-ности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий.
Основу живых систем составляют угле-род, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно обра-зование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические свя-зи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических моле-кул, подчас имеющих огромную моле-кулярную массу. Это белки, жиры, уг-леводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неор-ганическими составляющие живое веще-ство.
Вопрос 3. Почему живые организмы называ-ют «открытыми системами»?
Для поддержания упорядоченности биосистемы и экосистемы обмениваются с окружающей средой веществом и энер-гией. Следовательно, живые системы — открытые системы. В результате обмен-ных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов жи-вой системы.
Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Обмен веществ — характерное свой-ство живых организмов, заключающееся в потреблении живой системой веществ из окружающей среды и выделении в нее различных продуктов жизнедеятельнос-ти. Но это явление встречается и в нежи-вой природе. При горении из воздуха поглощается кислород и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяют-ся разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в жи-вой природе — возможность осуществ-лять реакции синтеза высокомолекуляр-ных соединений и их распада.
Вопрос 5. Какова роль изменчивости и на-следственности в развитии жизни на нашей пла-нете?
Наследственность — свойство орга-низмов передавать признаки своего стро-ения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Из-менчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвя-заны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле. Изменения в генетиче-ском материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочета-ния определяют степень приспособленнос-ти особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком рна нообразного материала для отбора наибо-лее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и раз-вития по наследству. Это ведет к возникно-вению новых видов организмов.