Brandergofer: Ко дню рождения Карамзина. Выдержки из произведений историографа. Драм, трагедий, конфликтов в его жизни было в избытке

«Все прошлые юбилеи Карамзина предшествовали большим геополитическим потрясениям…»

Текст: Дмитрий Шеваров
На фото: памятник Николаю Карамзину в Бузулукском районе/vestirama.ru

Сегодня, в канун 250-летнего юбилея Николая Карамзина , который отмечается 12 декабря , мы начинаем публиковать «карамзинский сериал», посвященный яркой, сложной и во многом таинственной личности автора «Истории государства Российского».

Портрет Н. М. Карамзина. Ж-Б Дамон-Ортолани, 1805 год/Ульяновский областной художественный музей

Столетие со дня рождения (1866 год) пришлось на реформы Александра II и начало народовольческого террора.
150-летие (1916 год) выпало на третий год мировой войны и канун революции.
200-летие (1966 год) отмечалось в СССР лишь узким кругом историков в условиях назревающей жесткой конфронтации с западными странами и Китаем.
225-летие широко праздновалось в декабре 1991 года. Перестроечные толстые журналы печатали главы из карамзинской «Истории…» как самую актуальную литературу. Торжественное заседание проходило в Колонном зале. Блестящую речь о Карамзине сказал . Через две недели закончилась история Советского Союза.
Чему канун 2016-й - о том напишут потомки.

«История государства Российского»: воздушная громада

Карамзину было дано столько разнообразных дарований, что для их реализации ему необходима была длинная взлетная полоса - как тяжелому воздушному лайнеру.
Читая в учебниках краткую справку о классике, дети могут подумать, что разгонялся Карамзин очень плавно, спокойно, и летел к цели, не зная тревог и сомнений. Но карамзинская взлетная полоса была более похожа на дорогу от райцентра до заброшенной деревни: рытвины, колдобины и запрещающий знак у самой околицы, поставленный то ли в шутку, то ли всерьез.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 гг.)

Драм, трагедий, конфликтов в его жизни было в избытке.

В молодости — острый конфликт с влиятельным вельможей, вынужденный отъезд за границу, более похожий на

Михаил Петрович Погодин (1800-1875 гг.)

бегство. Рискованное путешествие по Европе в разгар французской революции. Ранние смерти (первой жены Елизаветы Ивановны, детей Андрея и Наташи). Война 1812 года — утрата семейного гнезда, «вся моя библиотека обратилась в пепел» , участь беженца. А еще — грубая критика, яростное противодействие влиятельных сановников, скудость средств (он никогда не брал в долг), нескончаемая работа, грозящая слепотой, и бесконечные болезни родных…
И все-таки его создание, его «История…» — эта воздушная громада! — вышла из одинокого кабинета, как из ангара, и вот уже двести лет каждый, кто оглянется на прошлое Отечества, — он, прежде всего, увидит эту гряду облаков, эти двенадцать томов Карамзина.

Улыбка Карамзина

Давно замечено, что

Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989 гг.)

Карамзин не дается биографам,

его личность не обрела завершенных очертаний даже под пером таких исследователей, как (автор изданной 150 лет назад, в 1866 году легендарной
книги «Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников»), («Сотворение Карамзина») и («Последний летописец»). Николай Михайлович будто стоит за колоннадой томов своей Истории. Что ж, он любил оставаться в тени, считая, что земная слава — помеха трудам. Выход в свет был для него уступкой приличиям и поводом для самоиронии.

Юрий Михайлович Лотман (1922-1993 гг.)

Не раз был свидетелем того, как Карамзин собирался во дворец.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

«Однажды, — вспоминал Александр Сергеевич, — отправляясь в Павловск и надевая свою ленту, он посмотрел на меня наискось и не мог удержаться от смеха. Я прыснул, и мы оба расхохотались…»

Пушкина легко представить хохочущим. Хохочущего Карамзина — невозможно.
Должно быть, в этом виноваты портреты государственного историографа. Николай Михайлович на них выглядит сановито, официально, улыбка прячется в уголках губ.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834 гг.)

Да, Карамзин не был веселым человеком, земные скорби никогда не оставляли его, но он знал цену и доброй шутке, и приветливости. Даже отправляясь на прием к графу Аракчееву, Николай Михайлович не оставлял своей улыбки дома. , видевший до этой встречи в Карамзине врага, проводил его потом из кабинета как друга.
«В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить…» С блеском исполняя эту несомненно известную ему державинскую максиму, Николай Михайлович сделал акцент на улыбке.

Никита Михайлович Муравьёв (1795-1843 гг.)

Ровная приветливость Карамзина, его невозмутимость раздражали старых царедворцев с их каменными лицами.

А будущим декабристам улыбка казалась слабостью, уступкой «тирану».

Юный и его друзья исповедовали аскетизм, непримиримость и суровость, они не могли понять карамзинской учтивости, его располагающей к диалогу улыбки и неподдельной привязанности к царской семье. Они считали, что истина должна как камень влететь в Зимний дворец.

Неспособность оппозиции придать своей критике достойную форму заметил еще .

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)

И как назвал он свою статью: «Карамзин»! «Как смешны, — писал Гоголь, — т е, которые утверждают, что в России нельзя сказать полной правды и что она у нас колет глаза! Сам же выразится так нелепо и грубо, что более, нежели самой правдой, уколет глаза теми заносчивыми словами, которыми скажет свою правду, словами запальчивыми, высказывающими неряшество растрепанной души своей, и потом сам же изумляется и негодует, что от него никто не принял и не выслушал правды! Нет. Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: всё тебя выслушает, начиная от царя и до последнего нищего… И выслушает с такой любовью, с какой не выслушивается ни в какой земле ни парламентский защитник прав, ни лучший нынешний проповедник…»
Какое несчастье, что в последнее царствование рядом с Николаем II не было человека такого доброго и умного сердца, такого ясного и провидческого ума, как Карамзин. Скольких ошибок, скольких жертв Россия могла бы избежать!

Продолжение следует >>

Титульный лист юбилейного издания «Истории государства Российского» и одна из страниц книги: картина Павла Рыженко «Благословение Сергия»

Ссылки по теме:
Все статьи проекта
, 24.08.2016
, 16.08.2016
, 14.03.2016
, 21.06.2015
, 05.10.2016
, 19.09.2016
Оригинал статьи:
«Историк» - журнал «Родина»

Просмотры: 0





Роль Карамзина в истории
русской культуры не измеряется
только его литературным и
научным творчеством.
Карамзин-человек был сам
величайшим уроком. Воплощение
независимости, честности,
уважения к себе и терпимости к
другому не в словах и поучениях,
а в целой жизни, развертывающейся
на глазах у поколений
русских людей, – это была школа,
без которой человек пушкинской
эпохи, бесспорно, не стал бы тем,
чем он сделался для истории России.

Ю. М. Лотман

Николай Михайлович Карамзин, историк, писатель, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, один из основоположников русского консерватизма, журналист, поэт, реформатор русского языка, выдающийся русский мыслитель, создавший цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью.
Родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка (Знаменское) Бузулукского уезда Симбирской губернии, Российской империи.
Происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы (известного с XVI в.). Детство провел в имении отца – Михаила Егоровича, помещика средней руки – селе Знаменское, затем воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, где учили на французском языке, потом – в московском пансионе проф. И. М. Шадена. В пансионе Карамзин выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того, он посещал лекции в Московском университете. С 1782 года Карамзин служил в Преображенском полку. В это же время начинается его литературная деятельность. Первое печатное произведение Карамзина – перевод с немецкого С. Гесснера « Деревянная нога».
По смерти отца Карамзин в 1784 году вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу « Золотого венца». Спустя год Карамзин переехал в Москву, где сблизился с московскими масонами из окружения Н. И. Новикова, под влиянием которых формируются его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения, « энциклопедистам» – Монтескье, Вольтеру и пр. Масонство привлекало Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В конце 1780-х годов будущий писатель участвует в различных периодических изданиях: « Размышления о делах Божиих…», « Детское чтение для сердца и разума», в которых публикует собственные сочинения и переводы. К 1788 году Карамзин охладевает к масонству.
В 1789-1790 годах совершает 18-месячное заграничное путешествие по странам Западной Европы, одним из побудительных мотивов которого был разрыв Карамзина с масонами. Он побывал в Германии, Швейцарии, охваченной революцией Франции и Англии.
В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были « Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.
Поездка и послужила ему материалом. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства. Будучи свидетелем событий во Франции, неоднократно посещал Национальное собрание, слушал речи Робеспьера, завел знакомства с многими политическими знаменитостями. Этот опыт оказал на дальнейшую эволюцию его мировоззрения огромное воздействие, положив начало критическому отношению к « передовым» идеям. Так, в « Мелодоре и Филалете» (1795 ) Карамзин ярко выразил неприятие и шок, вызванный реализацией идей Просвещения на практике, в ходе Великой Французской революции: « Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!».
Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в « Письмах…» настроения « чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, « чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах « Письмах…» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.
Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие « всемирного мятежа», в конечном счете, уводила его от русской действительности в мир воображения.
Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем « Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала « Детское чтение для сердца и разума».
По возвращении из-за границы издает « Московский журнал» (1791 -1792), альбом « Аглая» (1794 -1795), альманах « Аониды» (1796 -1799), « Пантеон иностранной словесности» (1798 ), журнал « Детское чтение для сердца и разума» (1799 ), публикует « Письма…» (1791 -1792), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным Г. Р. Державиным и окончательно порывает с масонством. В этот период Карамзин испытывает все нарастающий скепсис по отношению к идеалам Просвещения, однако в целом остается на западнических, космополитических позициях, будучи уверенным в том, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути, и пишет об этом « Письма русского путешественника»: « Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами». Как литератор, он создает новое направление, так называемый сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. В наибольшей степени сентиментализм получил отражение в повести из русской жизни « Бедная Лиза» (1792 ), очерке « Флор Силин».
Стремление Карамзина « офранцузить» русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 году он утверждал: « в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». Кроме того, тогдашний космополитизм Карамзина сочетался со своеобразной литературной борьбой за возвращение к русским истокам. К примеру, его повесть « Наталья, боярская дочь» (1792 ) начиналась словами: « Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу?».
Особенно важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как « будущность», « промышленность», « общественность», « влюбленность».
В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь – Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.
В апреле 1801 года Николай Михайлович женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которая через год скончалась, оставив дочь Софью.
Восшествие на престол Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 году он выпустил в свет написанное в 1801 году « Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал « Московский журнал», предпринял издание « Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями», выпустил первое свое собрание сочинений в 8 томах. Главным событием первых лет XIX века стало издание « толстого» журнала « Вестник Европы» (1802 -1803), выходившего два раза в месяц, где выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем он четко формулирует свою государственническую позицию (ранее для него государство было « чудовищем»). Примечательно также, что в своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному, против воспитания русских детей за границей и т. д. Свою позицию он недвусмысленно выражает формулой: « Народ унижается, когда для воспитания имеет нужду в чужом разуме». Более того, призывает прекратить безоглядное заимствование опыта Запада: « Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках… Хорошо и должно учиться: но горе <…> народу, который будет всегдашним учеником». К. критически относится к либеральным начинаниям Александра I, формируя позицию, которую можно обозначить как прото-консервативную, поскольку сам Карамзин еще остается « республиканцем в душе».
Еще в конце 90-х гг. XVIII в. обозначился интерес Карамзина к русской истории. Он создает несколько небольших исторических работ. 28 сентября 1803 года писатель обращается в Министерство народного просвещения к попечителю Московского учебного округа М. Н. Муравьеву с просьбой об официальном назначении его историографом, которая вскоре была удовлетворена особым указом от 31 октября.
Не оставляет он и литературу – в 1803 году публикует « Марфу Посадницу» и ряд других произведений. Особенно стоит выделить « Мою исповедь» (1802 ), где он резко полемизирует со всей просветительской традицией – от « энциклопедистов» до Ж. Ж. Руссо. Его консервативно-монархические взгляды становится всё более чёткими.
В 1804 году Карамзин женился во второй раз – на Екатерине Андреевне Колывановой. Его жизнь была наполнена напряженным трудом, зимой он проживал в Москве, летом – в Остафьево.
С 1803 по 1811 года Карамзин создает пять томов « Истории государства российского», попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники.
В конце 1809 года Карамзин впервые был представлен Александру I. К 1810 году ученый под влиянием занятий русской историей становится последовательным консерватором-патриотом. В начале этого года он, через своего родственника Ф. В. Ростопчина, знакомится в Москве с лидером тогдашней « консервативной партии» при дворе – великой княгиней Екатериной Павловной и начинает постоянно посещать ее резиденцию в Твери, где ее супруг, принц Ольденбургский, был генерал-губернатором. Салон великой княгини представлял тогда центр консервативной оппозиции либерально-западническому курсу, олицетворяемому фигурой М. М. Сперанского. В этом салоне он читал отрывки из « Истории…» в присутствии великого князя Константина Павловича, тогда же происходит его знакомство с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц.
В 1810 году Александр I пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3 степени. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 года Александру I, во время чтений в Твери очередного фрагмента из своей « Истории…», трактат « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» – наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в « Записке» содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)

Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление этого императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывали « дух народный», то есть самые основы самодержавия, « нравственное могущество государства». Стремление Петра I « к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия». Карамзин фактически обвинил Петра в насильственном искоренении древних обычаев, роковом социокультурном расколе народа на высший, « онемеченный», слой и низший, « простонародье», в уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры, переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал мыслитель, русские « стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Основные элементы концепции самодержавия Карамзина в той или иной форме были разработаны последующими поколениями русских консерваторов: С. С. Уваровым, Л. А.Тихомировым, И. А. Ильиным, И. А. Солоневичем и другими.
В « Записке» Карамзин сформулировал до сих пор не реализованную на практике идею « русского права»: « законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств». « Русское право также имеет свои начала, как и Римское; определите их и вы дадите нам систему законов». Как ни парадоксально, в какой-то мере (но далеко не полной) рекомендациями Карамзина воспользовался уже в царствование Николая I его идейный противник М. М. Сперанский в процессе кодификации русского законодательства.
Кроме всего прочего, в « Записке» содержались классические принципы русского консерватизма: « требуем более мудрости хранительной, нежели творческой <…> всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости <…> для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу».
« Записка» была холодно воспринята императором, однако впоследствии он явно учел её основные положения. После падения Сперанского, кандидатура Карамзина на пост статс-секретаря Государственного Совета рассматривалась наряду с А. С. Шишковым. Предпочтение было отдано последнему как человеку военному, что было немаловажно в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном.
Работа Карамзина над « Историей государства российского» была временно прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 год он провел в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в – Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 года сгорела его библиотека.
В начале 1816 года он приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов « Истории…». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А. А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства, и написанные тома без цензуры, вышли в 1818 году (9 -й том вышел в 1821, в 1824 – 10-й и 11-й, последний, 12-й том вышел посмертно). « История государства Российского» пользовалась огромным успехом.
С 1816 года и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В. А. Жуковским, С. С. Уваровым, А. С. Пушкиным, Д. Н. Блудовым, П. А. Вяземским и др. По предложению Александра I, Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царскому семейству. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи « Историю…», выслушивал мнения Карамзина на текущие политические события. Толгда же Карамзину был пожалован титулом статского советника, награжден орденом Св. Анны 1-го класса, в 1824 году он стал действительным статским советником. В 1818 году Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. Тогда же вышли восемь томов « Истории…» тиражом в три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: « Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».
Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку и 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге умер.
Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть.

Карамзинский бал

«Живые картины русской истории».

(Жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина).

ЦЕЛИ:

помочь учащимся изучить основные факты биографии писателя-земляка, поэта, историка Н. М. Карамзина; познакомиться с его литературным творчеством.

создать условия для развития навыков выразительного чтения, устной монологической речи учащихся.

вызвать чувство восхищения от знакомства с творчеством и личностью Н. М. Карамзина, пробудить познавательный интерес к творчеству и деятельности знаменитого земляка.

ОБОРУДОВАНИЕ :

портрет Н. М. Карамзина, презентация «Жизнь Карамзина», выставка книг, слова и выражения Карамзина; костюмы для участников литературной гостиной, проектор, экран.

Ведущий 2:

Не помним мы истории своей

Не ведаем, как жили наши предки,

Как будто мы совсем других кровей,

Другой любви,

Обычаев

И сметки.

Как будто бы до нас

И после нас

И не было

И никого не будет.

Живем мы суетливо,

Напоказ,

С гордынею…

Да что же с нами, люди?

Владимир Дворянсков

Ведущий 1: В этом стихотворении поэт Н.В. Дворянсков поднимает очень важную тему - тему памяти человеческой, когда люди в погоне за «хлебом насущным» забывают о самом главном: о душе, нравственности, не помнят истории своей Родины. А история нашей Родины связана с именем Н.М. Карамзина.

Ведущий 2: И сегодня на нашем литературном балу речь пойдет о Николае Михайловиче Карамзине, чья жизнь тесным образом связана с Оренбургским краем.

Ведущий 1: Ведь именно Карамзин был первым историком на Руси и замечательным писателем, в произведениях которого оживала «история государства Российского».

Ведущий 2: Не случайно именно в нашей библиотеке мы проводим сегодня Карамзинский бал, посвященный Дню рождения историографа, писателя и поэта!

бал Ростовой

Чтец:

Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Владислав Старостин

Звучит музыка, за столами сидят дамы и кавалеры и тихо беседуют:

1) Господа! Вы слышали?! В российской литературе произошло необыкновенное событие. Моднейший и самый читаемый писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки. Бывало, что по своей воле отказывались от престола монархи, но чтобы знаменитый художник на вершине славы, силы и успеха подвергал себя добровольному заточению - пусть даже в храме науки!

2) Карамзин меняет биографию в том возрасте, в каком погибнет Пушкин. Зачем?

3) Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны.

4) Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы.

1) Его альманахи, книги и журналы полюбили читатели.

2) Он написал “Бедную Лизу” повесть, прочитанную едва ли не каждым грамотеем.

3) Он глава школы “жизни и сердца”, сентименталист, преобразователь литературного языка.

4) Свою дружбу ему предлагал Александр Первый. А Карамзин написал: “Мне гадки лакеи и низкие честолюбцы, и низкие корыстолюбцы. Двор не возвысит меня”.

1) Он открыл России Шекспира, переведя “Юлия Цезаря”, и нашёл Ипатьевскую летопись (страшно подумать, что примись он за свою историю на десять лет позже многого можно было и не найти ее - пожары Отечественной войны 1812-го года были безжалостны к летописям).

Ведущий 1: Такие (или примерно такие) пересуды можно было услышать в светских салонах российских столиц в первой четверти XIX-го века. Нам довелось “подслушать”, что говорили о Николае Михайловиче Карамзине - личности удивительной для русской культуры! 12 декабря этого года исполнилось 250 лет со дня рождения великого современника А.С. Пушкина, которого сам Поэт назвал “ одним из великих наших сограждан . Откройте любое издание “Бориса Годунова”: чтение трагедии вы неизменно начнете с таких слов: “Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин”.

Ведущий 2: Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии.

Ведущий 1: Писатель, который впервые и с небывалой до того широтой развернул перед русским читателем многообразнейшую картину европейской духовной жизни; крупнейший представитель русского сентиментализма; выдающийся филолог, знаменитые языковые реформы которого во многом подготовили триумфальные успехи русской прозы во второй половине XIX столетия; блестящий литературный критик и публицист, редактор и переводчик; признанный патриарх отечественной историографии, создавший труд, который составил славу и гордость русской исторической науки - “Историю государства Российского”, - таков был Карамзин, таковы его заслуги перед нашей национальной культурой.

Ведущий 2: Карамзин принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое начало от татарского князя Кара-Мурзы, поступившего на русскую службу.

Отец - Михаил Егорович, отставной капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губерниях. Мать - Екатерина Петровна, урожденная Пазухина (умерла в 1769 г.). Вторым браком отец Карамзина женился на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, тетке И. И. Дмитриева.

Ведущий 1: Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 года в небольшом поместье отца недалеко от Симбирска (по другим данным в Оренбургском имении Карамзиных). О детских годах будущего писателя известно немного. Известно, что он рано лишился матери, что лет до одиннадцати воспитывался в деревне, где единственным его учителем и гувернером был домашний врач Карамзиных, немец. Младший современник и родственник Карамзина, поэт П. А. Вяземский, писал, что “тогдашнее воспитание, при всех своих недостатках, имело и хорошую сторону: ребенок долее оставался на русских руках, был окружен русскою атмосферою, в которой ранее знакомился с языком и обычаями русскими. Европейское воспитание, которое уже в возмужалом возрасте довершало воспитание домашнее, исправляло предрассудки, просвещало ум, но не искореняло первоначальных впечатлений, которые были преимущественно отечественные”. Вероятно, именно таким и было воспитание юного Карамзина.

Чтец:

Где в первый раз открыл я взор,

Небесным светом озарился

И чувством жизни насладился;

Где птичек нежный громкий хор

Воспел рождение младенца;

Где я природу полюбил, -

Ей первенцы души и сердца, слезу, улыбку посвятил

И рос в веселии невинном,

Как юный мирт в лесу пустынном?

Николай Карамзин

Ведущий 2: В доме отца была хорошая библиотека, и мальчик с самых ранних лет пристрастился к чтению. Европейская классика, книги по древней и новой истории, жизнеописания великих людей — на этих книгах воспитывался будущий писатель.

Ведущий 1: В 1780 году четырнадцатилетнего юношу отправляют в Москву и определяют в частный пансион. Карамзин усердно изучает языки — им в программе пансиона отводилось главное место. Однако круг его интересов значительно шире. Он по-прежнему много читает, интересуется историей, философией, эстетикой, посещает лекции в университете. Литературное призвание обозначилось в нем уже тогда.

Ведущий 2: По окончании пансиона в 1783 году он поступает на военную службу в Преображенский полк, первый гвардейский полк России. Но склонности к военной карьере у него не было. Не прослужив и года, он вышел в отставку в чине поручика и уехал на родину, в свою симбирскую деревню.

Ведущий 1: 1784 год - начало нового и очень важного периода в жизни Карамзина. Осенью этого года он приезжает в Москву с твердым намерением посвятить себя литературной деятельности, тем более что начало ей было положено еще год назад.

Ведущий 2: В 1783 году в свет вышли восемнадцать страниц в мягкой обертке. Прозаический опус “Деревянная нога” Геснера перевел с немецкого никому не ведомый “Николай Карамзин”— гласит текст на обложке. Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы”.

1) Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.

2) 1792 год - год рождения новой словесности написаны “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.

3) Эраст - начало образа лишнего человека, далёкий предшественник Онегина, Чацкого, Печорина.

4) Он называет себя первым русским писателем, а хочет научить нас нашему родному языку, которого мы не слышали...

Чтец:

Любя отечество душою просвещенной,
И славу русскую любя,
Труду высокому обрёк он неизменно

Все дни свои, всего себя.

Николай Языков

Ведущий 1: Произведения Карамзина, печатавшиеся в “Московском журнале” и вышедшие в 1794 году отдельной книгой под скромным названием “Мои безделки”, имели громадный успех, доставив молодому писателю широчайшую известность.

Вашему вниманию предлагается свидетельство современника Николая Михайловича Ф. Н. Глинки, известного русского поэта.

Ф. Н. Глинка:

В раннем детстве моем… в смиренном околотке нашем, Смоленской губернии, близ города Духовницы, мало читали, и кроме книг духовного содержания, почти не имели других. — ...Вдруг появились у нас в доме: “Мои безделки”. Нам прислали эту книгу из Москвы, и как описать впечатление, произведенное ею? Все бросились к книге и погрузились в нее: читали, читали, перечитывали, и наконец почти вытвердили наизусть. От нас пошла книга по всему околотку, и возвратилась к нам уже в лепестках. Так сталось, думаю, и везде с первыми опытами Карамзина”.

Ведущий 2: В мае 1789 года Карамзин отправляется за границу, в длительное путешествие по Европе. Эта поездка была давней его мечтой.

Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Николай Михайлович блажен. Он — в революционном Париже. Он чувствует дыхание Истории.

Ведущий 1: Путешествие продолжалось почти полтора года. Карамзин посетил Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию, Англию. Он наблюдал жизнь больших городов и маленьких деревушек, вел беседы в аристократических салонах и захолустных дорожных трактирах, в стенах французской Академии

Ведущий 2: Одним из результатов путешествия стали “Письма русского путешественника”. Их называли “окном в Европу”, подобным тому, которое когда-то прорубил Петр Первый. Они явились первым произведением русской прозы, которое по всему своему строю принадлежало уже новой литературной эпохе, во многом предвосхищая ее важнейшие художественные открытия.

Проза “Писем” — предпушкинская. Несомненно, что без Карамзина пушкинское “Путешествие в Арзрум” было бы невозможно.

Сценка.

Выходит молодой челочек, со стопкой толстых, журналов. Пересматривает их:

Ага, “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”.

И вдруг останавливается. Читает:

- “Московский журнал”, 12 книжек будут стоить в Москве 5 руб., а в других городах с пересылкою 7 руб. Подписка принимается в Университетской книжной лавке на Тверской улице. Издатель просит читателя самого поправить прочие ошибки, какие найдут”. Первый отечественный толстый журнал. Издатель - Н.М. Карамзин.

Ведущий 1: Так начиналась издательская деятельность Н.М. Карамзина. Известный драматург и литератор того времени Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: “У нас не было такой прозы!”

Успех “Московского журнала” был грандиозный - целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!

Работал Карамзин невероятно много. Сотрудничал и в первом русском детском журнале. Назывался он “Детское чтение для сердца и разума”. Только для этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два десятка страниц.

Ведущий 2: Не забудем и о том, что Карамзин издавал и первые литературные альманахи “Аглая”, “Аониды” - “Для милых женщин...”, и “Пантеон российских авторов” - портреты-гравюры русских писателей - прообраз литературного словаря. И именно в “Вестнике Европы” Карамзина в 1814году появились строки, подписанные “Александр Н. к. ш. п.”

Литературная звезда Карамзина поднималась все выше, когда он вдруг замолчал, оставив как будто все, что столь блистательно начал. Читатели были в недоумении. И лишь немногие друзья писателя знали, что, оставляя “изящную словесность”, Карамзин делает это для того, чтобы полностью отдаться работе над новым своим трудом, который станет делом всей его жизни. Карамзин начинал “Историю государства Российского”.

Ведущий 1: Интерес к отечественной истории и даже сама мысль приняться когда-нибудь за исторический труд были у Карамзина всегда. “Буду учиться, - писал он, прощаясь с читателями “Московского журнала”, закрывавшегося в 1792 году, - буду пользоваться сокровищами древности, чтобы после приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего, если не для потомства (о чем и думать не смею), то по крайней мере для малочисленных друзей моих и приятелей”.

Ведущий 2: 31 октября 1803 года вышел указ царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь он — историк. 17 веков Российской истории в 11 томах! 22 года работы!!!

Ведущий 1: Создавая “Историю государства Российского”, Карамзин и стремился, прежде всего, раскрыть величие русской истории, ее яркую выразительность и самобытность.

1) Говорят, что Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры.

2) По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

3) Остромирово Евангелие (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.

4) Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории.

5) Нет, вы послушайте: все читают “Историю…”! В Москве, Петербурге, в провинции. Далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров!

1) Я слышала, что в 25 дней продано 3000 экземпляров.

2) Князь Петр Вяземский сравнил Карамзина с Кутузовым двенадцатого года: он спас Россию от забвения!

3) А вы слышали мнение поэта Пушкина? Он высказался в том духе, что “Древняя Россия..., найдена Карамзиным, как Америка Колумбом… История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”.

4) Дамы, в “Сыне Отечества” написано, что “Историю…” можно приобрести на Захарьевской улице, близ Литейного двора в доме Баженовой. По 50 рублей за 8 томов.

5) Едемте, едемте! Карету нам! (хором; удаляются)

Ведущий 1:

Бессмертен Карамзин! Его бытописанья
Не позабудет русский мир,
И памяти о нём не нужны струн бряцанья.
Не нужен камень иль кумир:
Она без них крепка в отчизне просвещенной...
Но слава времени, когда
И мирный гражданин, подвижник незабвенной
На поле книжного труда,
Венчанный славою, и гордый воевода,
Герой счастливый на войне,
Стоят торжественно перед лицом народа
Уже на ровной вышине!

Библиография:

Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV - VI / Сост., ком. - А.М. Кузнецова. - М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1998. - 656 с., илл.

Кожевников В.А. О “прелестях кнута” и “подвиге честного человека” Пушкин и Карамзин//Московский Пушкинист I. Ежегодный сборник. -М.: “Наследие”, 1996.- 360 с.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М.: Мол. Гвардия, 1998. - 382 с., ил. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 744).

Осетров Е. три жизни Карамзина. - М.: Современник, 1985. - 302 с.

Привратник бессмертия. Историко - литературный сценарий//русский язык и литература в учебных заведениях Украины. - 1999. - №12. - С. 67-72.

250 лет со дня рождения русского писателя, критика, историка, журналиста Н. М. Карамзина


H. M. Карамзин. Гравюра Н. Уткина. С портрета А. Варнека. 1818 год.

Памятник H. М. Карамзину в Симбирске. Бюст Карамзина (в пьедестале) исполнен Н. А. Рамазановым.

Памятник отлит и установлен в 1845 году П. К. Клодтом.

12 декабря исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося историка, писателя, литератора, почетного члена Российской академии наук Николая Михайловича Карамзина.

Н. М. Карамзин - создатель «Истории государства Российского», одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Труд всей его жизни, над которым мыслитель работал более двух десятилетий - «История Государства Российского». Интерес к истории возник у Н. М. Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». На следующий год Н. М. Карамзин приступил к созданию величайшего труда всей своей жизни - «Истории государства Российского». Начинание Карамзина поддержал император Александр Первый. 12 ноября 1803 года Н. М. Карамзин был официально назначен «российским историографом», что дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся». «Историю» Н. М. Карамзина с огромным интересом читала вся Россия от разночинцев до дворян. Любопытные факты здесь на каждой странице. Особенно высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей. В своём труде Н. М. Карамзин выступал больше как писатель, чем историк. Описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. И хотя некоторые критики упрекали Н. М. Карамзина в высокопарности, его книга оставалась в XIX веке настольной.

Проза и поэзия Н. М. Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Он целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи. Н. М. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «достопримечательность» и др.), варваризмов («тротуар», «кучер» и др.).

Политические воззрения Н. М. Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Скончался Н. М. Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Петербурге.

Незаконченный 12-й том «Истории Государства Российского» был издан уже после его смерти.

Материал виртуальной выставки расположен в разделах:

Выставка адресована широкой читательской аудитории.

Биография


Коллекция Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. В неё вошли исследования, очерки и архивные документы, посвященные жизни и деятельности Н. М. Карамзина, его собственные труды по истории Российского государства, а также отдельные письма.

Оренбургские учёные обнаружили в архивах документы, судя по которым место рождения Николая Карамзина в хрестоматиях указано с ошибкой.

Лекция посвящена жизни и деятельности Николая Михайловича Карамзина.

Проза Н. М. Карамзина

«Евгений и Юлия», повесть (1789).

«Письма русского путешественника» (1791-1792).

Научные статьи из журнальных изданий:

1. Алпатова, Т. Карамзин-филолог на страницах «Писем русского путешественника». О механизме взаимодействия «своего» и «чужого» / Т. Алпатова // Вопросы литературы. - 2006. - № 4. - С. 159-175.

Место хранения: отдел основного книгохранения.

2. Чавчанидзе, Д. Л. Два «Путешествия» на исходе XVIII века (К. Ф. Мориц и Н. М. Карамзин) / Д. Л. Чавчанидзе // Балтийский филологический курьер. - 2013. - № 9. - С. 55-62. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21472299 .

3. Шеваров, Д. Трое в кибитке Петербург - Москва о чем наверняка разговаривали в пути Николай Карамзин, Василий Пушкин и Петр Вяземский / Д. Шеваров // Родина. - 2016. - № 10. - С. 22-26.

«Бедная Лиза», повесть (1792).

Научные статьи из журнальных изданий и сборников:

1. Бухаркин, П. Е. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) / П. Е. Бухаркин // XVIII век. - 1999. - Т. 21. - С. 318-326.

Место хранения: отдел основного книгохранения. Шифр: 83.3(2Рос-Рус); авт. знак: В76; инв. номер: 1250723.

О повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, а так же сравнение главного героя Эраста с Хлестаковым из «Ревизора» Н. В. Гоголя.

2. Кудреватых, А. Н. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина: «Воспитание чувств» на школьном уроке литературы / А. Н. Кудреватых // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. - С. 166-169. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21805145 .

Рассматриваются приемы раскрытия характеров Лизы и Эраста: монологи, речь, жесты, поступки. Проделанный анализ позволяет сделать вывод о том, что установка на изображение чувств определила выбор приемов, раскрывающих перипетии эмоционального бытия героев. Писатель предпочитает взгляд «извне» на их внутреннюю жизнь. Обращение к повести на уроке литературы представляет возможности для эмоционального развития школьников.

3. Мурашова, О. А. Трагедия Бедной Лизы. Урок по повести Н. М. Карамзина «Бедная лиза». IX класс / О. А. Мурашова // Литература в школе. - 2012. - № 7. - С. 28-31.

Место хранения: отдел гуманитарных наук.

Урок заставляет задуматься о причинах гибели главной героини и извлечь из этого нравственные уроки. Большое внимание уделяется средствам психологической характеристики героев.

4. Поселенова, Е. Ю. Этическая проблематика «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: к постановке вопроса / Е. Ю. Поселенова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 6-2. - С. 536-540. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17216497 .

«Наталья, боярская дочь», повесть (1792).

«Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792).

«Сиерра-Морена», повесть (1793).

«Остров Борнгольм» (1793).

«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802).

«Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802).

«Чувствительный и холодный» (1803).

«Рыцарь нашего времени» (1803).

Перевод - пересказ «Слова о полку Игореве».

«О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Н. М. Карамзин - историк

«История государства Российского» в 12-ти томах.

Многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.

Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не успел её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых.

История государства Российского. Том 1. От древних славян до великого князя Владимира

История государства Российского. Том 2. От Великого князя Святополка до Великого князя Мстислава Изяславовича

История государства Российского. Том 3. От Великого князя Андрея до Великого князя Георгия Всеволодовича

История государства Российского. Том 4. От Великого князя Ярослава II до Великого князя Дмитрия Константиновича

История государства Российского. Том 5. От Великого князя Дмитрия Иоанновича до Иоана III

История государства Российского. Том 6. Государствование Иоанна III Василиевича

История государства Российского. Том 7. Государь Великий князь Василий Иоаннович. 1505-1533 года

История государства Российского. Том 8. Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич

История государства Российского. Том 9. Продолжение царствования Иоанна Грозного. 1560-1584 гг.

История государства Российского. Том 10. Царствование Федора Иоанновича. 1584-1598 гг.

История государства Российского. Том 11. От Бориса Годунова до Лжедмитрия. 1598-1606 гг.

История государства Российского. Том 12. От Василия Шуйского до Междуцарствия. 1606-1612 гг.

Научные статьи из журнальных изданий:

1. Маджаров, А. С. Н. М. Карамзин о нравственном начале и провидении в русской истории и историографии / А. С. Маджаров // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2016. - С. 40-47. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25729047 .

Рассматривается место нравственного начала, провидения в исторической концепции Н. М. Карамзина, особенности и значение его «Истории государства Российского» в культуре России.

2. Никонов, В. А. Карамзин / В. А. Никонов // Русская история. - 2012. - № 1. - С. 66-71.

Место хранения: отдел гуманитарных наук.

Карамзин как феноменальное явление представлен с точки зрения общественных и религиозных деятелей; показано отношение к нему в российский и советский период историографии. Автор раскрыл карамзинскую концепцию истории, привёл его характерные оценочные суждения по наиболее знаковым деятелям и событиям российской истории.

3. Сутырин, Б. А. Н. М. Карамзин и его записка « О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» в контексте российской историографии (материалы к лекции) / Б. А. Сутырин // Вопросы всеобщей истории. - 2009. - С. 130-138. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23321480 .

Анализ обстоятельств появления и последующих публикаций записки Н. М. Карамзина. Автор публикации считает, что многие мысли Карамзина не утратили своей актуальности в наши дни и многие фрагменты его «Записки» будут изучаться на семинарских занятиях по историографии.

4. Экштут, С. Карамзин научил уважать историю / С. Экштут / Родина. - 2016. - № 1. - С. 101-102.

Место хранения: отдел гуманитарных наук.

Фильм создан на основе одноименного фундаментального 12-томного труда Н. М. Карамзина. Каждая из серий длиться 4 минуты, выполнена в технике трехмерной компьютерной анимации. Сериал охватывает огромный исторический период от Славянской Руси до Смутного времени.

Документальные фильмы о Н. М. Карамзине


Фильм раскрывает до сих пор неизвестные страницы жизни и творчества великого русского историка Николая Михайловича Карамзина. Съемки проходили в Санкт-Петербурге, подмосковном имении Вяземских Остафьево, в Царском Селе, Москве и Ульяновске.

Жизни и творчеству Николая Карамзина посвящена авторская программа Игоря Золотусского «Николай Карамзин. Несть лести в языце моем». Первый фильм «Драгоценная рукопись» рассказывает о написанной Карамзиным в 1811 году «Записке о древней и новой России» и о его встрече с Александром Первым, во время которой императору была передана «Записка». Что же заключала в себе «Записка о древней и новой России», которой в бывшем имении Карамзиных «Остафьево» поставлен памятник? Об этом рассказывает первый фильм из серии «Несть лести в языце моем».

Симбирск (ныне Ульяновск) - родина Карамзина. Здесь, на берегах Волги, родился будущий писатель и историк. Детские впечатления, юношеские увлечения, учеба в Москве, прогрессивные взгляды, интерес к масонству. Также в этом фильме - о путешествии Николая Михайловича по Европе и первом значительном произведении - «Письмах русского путешественника». «Именно в заграничном путешествии в сознании Карамзина возникает мысль об «Истории государства Российского», - рассказывает Золотусский. - То есть о капитальном творении, о какой-то твердыне, которая противостояла бы волнениям и беспорядкам, увиденным в Европе».

Подмосковное имение «Остафьево». Работа Карамзина над «Историей Государства Российского». Огромный интерес читающей публики к сочинению историографа. Разные мнения: восхищение и осуждение. Особое внимание к 9-му тому «Истории», посвященному правлению Ивана Грозного. Работа Карамзина в «Московском журнале» и «Вестнике Европы». Публицистика и художественное творчество. Повесть «Бедная Лиза» - провозвестница нового направления в русской литературе. Война 1812 года, пожар в Москве, потери и испытания.

В 1816 году Карамзин со всей семьей перебирается в Санкт-Петербург, где он будет жить до своей смерти. Он привозит с собой восемь томов «Истории государства Российского». Император Александр Первый выдает Николаю Михайловичу 60 тысяч на то, чтобы напечатать эти восемь томов, и производит его в чин статского советника. Об этом, а также о встречах Карамзина с императором, беседах о судьбах Отечества, идеях, изложенных в «Записках о древней и новой России», - в четвертом фильме «Поэт и царь».Также в заключительном фильме - о смерти Александра Первого, восшествии на престол Николая и восстании декабристов.

Выставка подготовлена

специалистом сектора периодических изданий отдела гуманитарных наук

Национальной библиотеки Республики Коми

12 декабря 2009 года исполняется 243 года со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - не самого востребованного, но, пожалуй, самого нужного нам сегодня русского интеллектуала.

В эпилоге своей книги "Сотворение Карамзина" Юрий Михайлович Лотман пишет: "Карамзин создавал себя - создавал писателя, создавал человека. И одновременно он создавал русской культуре образцы Писателя и Человека, которые входили в сознание поколения, формируя личности и биографии других писателей. Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу".

В 1791 году, вернувшись из путешествия по Европе (он видел своими глазами Французскую революцию), Карамзин взялся издавать "Московский журнал", имея в виду привить русскому образованному обществу хороший литературный вкус. Он был убежден, что именно хороший вкус, а не занудное морализаторство - залог просвещения и общественной нравственности.

В 1801 году, после воцарения Александра I, он стал издавать "Вестник Европы" - первый русский политический журнал. Это было продолжение той же просветительской миссии, которую Карамзин сам себе избрал: теперь нужно было привить русскому обществу вкус к трезвой политической мысли. Его заботила не столько пропаганда собственных взглядов, сколько создание среды для спокойного и здравого размышления и обсуждения государственных дел - общественного мнения.

Наконец, Карамзин пришел к мысли, что русскому образованному обществу необходимо историческое сознание. Он засел за "Историю государства Российского". Это был не первый опыт систематического изложения русской истории, но уникальный по своему культурному значению труд. Готовясь к работе над "Историей", Карамзин много раз писал в письмах, в статьях, что русский читатель, читающий в основном по-французски, а в истории увлекающийся, конечно, величественным Древним Римом, должен увлечься своей родной историей. А потому нужны яркие исторические фигуры, эффектные поступки, речи и жесты, которые так завораживают у Тацита и у Плутарха. Этой идее и подчинена "История государства Российского".

До Карамзина русской историей более или менее профессионально занимались и Татищев, и Миллер, и Ломоносов, и Щербатов, и Шлецер, но никто из них не писал для широкого читателя. Именно с Карамзина русское общество начало открывать для себя родную историю. Василий Ключевский и самый занудный на свете историк Сергей Соловьев увлеклись историей не благодаря Миллеру и Ломоносову, а благодаря Карамзину.

Отбор событий и явлений русской истории, произведенный Карамзиным, их трактовки, характеристики, данные им историческим деятелям, создали матрицу русского исторического мышления. В известном смысле, все русские историки следовали за Карамзиным: перепевали его, уточняли, критиковали, спорили, меняли оценки, смещали акценты, выдвигали альтернативные объяснения, но оставались в том русле, в которое он ввел русское историческое мышление. Как ни пытались последующие историки принизить значение "Истории государства Российского", как ни объявляли ее вторичной, ненаучной, реакционной - все равно у них самих в конце концов вылезала в текстах "карамзинщина". Предложенная Карамзиным концепция русской истории настолько стройна и так тщательно обоснована, что и по сей день остается доминирующей в массовом сознании (в той мере, в какой массовому сознанию вообще свойственно историческое мышление).

Карамзин всегда подчеркивал, что в душе он - республиканец. Однако процветать, по его мнению, может лишь та республика, в которой человеческие страсти усмирены непоколебимой общественной нравственностью и гражданскими добродетелями каждого человека. Понимая несбыточность этого проекта, Карамзин настаивал на благотворности просвещенного самодержавия, при котором добродетельная и прозорливая верховная власть способна держать разрушительные человеческие страсти в узде законов, а если придется - то и силы.

С этой точки зрения Карамзин и препарирует русскую историю. Разрозненные славянские племена IX века не могут счастливо обустроить свою жизнь и стать заметными на исторической арене - нужно, чтобы их собрали под своей властью киевские князья. В разрозненных княжествах - осколках Киевской Руси - царит смута и разруха, и нужны князья московские, чтобы вновь объединить Русь и облагодетельствовать всякого ее обитателя. Стоит самодержавной власти ослабеть - и внешнее и внутреннее процветание оборачивается несчастьями и беззакониями.

Может показаться, что эта схема устарела. Однако достаточно заменить термин "самодержавие" на более общий - "сильная власть" (или, скажем, "твердая рука" или даже "вертикаль власти" - это уже дело вкуса), чтобы убедиться, что схема эта - едва ли не вечная.

Разумеется, не с Карамзина началась русская "тоска по твердой руке". Лично ему-то она уж точно не была свойственна: он был одним из немногих, кто умел быть свободным человеком в несвободном обществе, оставаясь притом ответственным гражданином. Но именно он, независимый и честный мыслитель, философски соединил эту "тоску" с соображениями государственной пользы и общего блага - и его концепция русской истории, даже помимо его воли, оказалось самой удобной для русской власти. Причем любой - хоть императорской, хоть советской, хоть ельцинской, хоть путинской. Нынешние борцы с "фальсификациями истории" едва ли сами осознают, насколько они зависимы от этого благонравного, горделиво-независимого человека, родившегося 243 года назад.

Карамзин неколебимо верил в прогресс, в то, что человечество неуклонно умнеет и делается более нравственным. Опыт следующих двух веков сделал эту веру немодной, но вместе с тем уничтожил крепостничество, дал нам всеобщее образование и медицинское обслуживание. Наша республика оказалась совсем не такой, как представлял себе Карамзин. Но, при всех оговорках, стандарты человеческой жизни за эти два столетия выросли чрезвычайно - это ли не прогресс?

В исторической концепции Карамзина потомкам проще и удобнее всего оказалось сосредоточиться на идее сильной власти, а его веру в прогресс, в умеренность, во взаимную ответственность власти и граждан, в общественную дискуссию и в хороший вкус отбросить как просветительские мечтания. Вышло странно: Карамзин был лишен многих благ прогресса, которые есть у нас, но верил в него; мы же, располагая этими благами, в него не верим. Не освященные карамзинским оптимизмом, его исторические идеи оказались выхолощены, превратились в свою противоположность.

Так что нам снова нужен Карамзин. Историко-политическое мышление он нам дал. Осталось вернуть нам его оптимизм.