Дата публикации: 01.12.2017
Существует единственная причина, по которой стоит обесцветить изображение: желание беспрепятственно показать душу и эмоции фотографии. Если зрителя лишить возможности изучать цвета на снимке, он задумывается и начинает размышлять. Мужской портрет в чёрно-белой фотографии смело можно назвать фундаментом данного направления.
НА ЧТО СНИМАТЬ?
Вопросы о технике всегда остро воспринимаются фотографами. Профессионалы прекрасно понимают, что отличный снимок можно сделать и на мобильный телефон, а дорогая камера в руках любителя не будет работать даже в половину собственной силы. Но мы хотим рассказать о том оптимальном наборе техники для съёмки мужского портрета, который позволит создавать резкие и качественные снимки.
- Зеркальный фотоаппарат. Фирма и модель не играют существенной роли до тех пор, пока вы сами не поймёте, чего не хватает в вашей камере и что бы вы хотели получить от своего будущего аппарата. Пример снимка, сделанного на Canon 5D первой модели. На тот момент камере было около 10 лет.
- Объективы 50mm и 85mm. Стандартные объективы с приемлемым фокусным расстоянием для съёмки портретов. Совет: на рынке существует огромное количество дешёвых мануальных аналогов времен СССР, позволяющих сэкономить колоссальное количество средств, а где-то даже выиграть в картинке. Пример снимка, сделанного на объектив Zuiko 50mm F1.4 (средняя цена на рынке - 5–6 тысяч рублей).
- Отражатель / Рассеиватель. Совершенно недорогой аксессуар, который должен быть у каждого фотографа. Естественный свет - очень коварное явление. Иногда его недостаточно, и вам приходится собирать его по кусочкам и максимально отражать на лицо модели, а иногда он светит настолько ярко, что мужской портрет превращается в контрастное чёрно-белое пятно.
- Набор для стробизма. В него входит внешняя вспышка, синхронизатор для связи камеры и вспышки, рассеиватель (софтбокс, зонт) и стойка. Стробизм, учитывая его недорогую стоимость, является спасательным кругом во время выездных съёмок, когда необходимо полностью управлять светом.
КОГО СНИМАТЬ?
Для традиционного мужского портрета требуется колоритная модель с пронизывающим взглядом. Скулы, борода, нахмуренные брови, харизматичный образ - всё это является огромным плюсом для получения цепляющей картинки.
КАК СНИМАТЬ?
Для мужского портрета прекрасно подходит жёсткий свет, создающий высокий контраст.
Отразите блики в глазах. Блики заставляют смотреть зрителя в глаза модели. Их можно создать с помощью любого источника света или отражателя. Перед спуском затвора попросите модель немного подвигать головой, внимательно всматривайтесь в глаза и ловите нужный момент.
Избегайте банальных портретов «на паспорт». Используйте движения рук, головы, эмоции, добавляйте атрибутику в кадр. Покажите характер человека по ту сторону снимка.
- Не забывайте про композиционные приёмы. Избегайте ошибок, используйте диагонали, ритм, золотое сечение.
Используйте референсы (примеры). Нет ничего постыдного в том, чтобы взять интересную фотографию другого автора и попытаться её повторить, добавив что-то своё. По чужим снимкам можно составить целый урок в своей голове: какой свет использовался, где располагались его источники, как создавали блики в глазах и так далее.
Черно-белый портрет — совершенно обособленное явление в фотографии. Многие опытные фотографы считают, что портрет вообще имеет право быть только черно-белым.
Сегодня мы не только попробуем разобраться, откуда произрастает такая философия, но и попробуем обработать портрет, полностью контролируя перевод в ЧБ.
Как показывает практика, сам по себе цвет не несет почти никакой практической ценности для передачи черт лица, для раскрытия характера, эмоций. Это связано с тем, что восприятие цвета кожи у нас сильно стандартизировано, а лицо вообще — один из самых привычных графических архетипов, которые мы видим каждый день. В нестудийных условиях, особенно при сложном освещении, лица могут показаться вообще одинаково серыми, что не мешает нам хорошо узнавать их и различать их выражения и эмоции даже в глубоких сумерках, когда человеческий зрительный аппарат почти не различает цветов.
Получается, что для портрета цвет практически не нужен. Более того, оказывается, что в портрете цвет часто вообще вредит отрешенности восприятия. Он заставляет концентрировать внимание на цветовых деталях, оттенках, перегружает зрительный центр лишней информацией, которая мешает осмыслению портрета как проекции трехмерной формы.
Но черно-белая фотография — это не просто отсутствие цвета. И при аналоговом, и при цифровом процессе в руках фотографа оказывается замечательная возможность управлять тем, как яркость ЧБ изображения будет зависеть от цвета. Возможности черно-белой фотографии позволяют эффективно акцентировать те или иные части лица, изменяя чувствительность к отдельным цветам. Оперируя цветовыми каналами в цифре (или применяя светофильтры и пленки разной хроматической чувствительности в аналоговом процессе), можно например изменить яркость губ или глаз модели относительно общей тональности лица:
На приведенном примере конвертация в ЧБ произведена с разными настройками хроматической чувствительности, что заметно по соотношению яркостей различных элементов. Каждый из вариантов по-своему передает объемы лица, его фактуру,
выражение глаз, тональность кожи, даже оттенок одежды и фона.
По сути возможность изменения хроматической чувствительности уже после съемки как раз и является главным преимуществом цифровой фотографии, когда речь заходит о ЧБ.
Однако без должной обработки цифровое фото остается лишь набором нулей и единиц. Давайте посмотрим, как построен типичный workflow при обработке черно-белого портрета из цифрового исходника.
Обработку цифровых фотографий с прицелом на черно-белую стилистику можно условно разделить на несколько этапов.
1. Конвертация RAW-файла
На этой стадии мы воспользуемся RAW-конвертором, отдавая преимущество той программе, которая дает наиболее детализированное и чистое изображение, не уделяя особого внимания цветопередаче. Важно заметить, что последующая ЧБ обработка предъявляет очень жесткие требования к качеству конвертации на пиксельном уровне.
В своих тестах RAW-конвертеров
( , ) я наглядно показал, каким образом шумы, перешарп или низкая детализация проявляются в отдельных каналах RGB-изображения. Поскольку при настройке хроматической чувствительности мы по сути будем смешивать в разных пропорциях три канала RGB-картинки, то любые недостатки конвертации вылезут в виде шумов и артефактов.
Могу сказать, что по итогам своих тестов именно для конвертации портрета я остановился на кэноновском DPP (Digital Photo Professional) . Он дает наиболее чистую, пластичную картинку, которая при ЧБ обработке выдает результат, более достойный, нежели другие конвертеры, резкие, но шумные.
Настройки конвертера выбирают такие, чтобы полностью сохранить диапазон яркостей в каждом из каналов. В связи с этим бывает целесообразно уменьшить контраст и внести экспокоррекцию.
Эффекты постобработки также следует отключать, в первую очередь это касается шумоподавления, особенно цветного, поскольку при этом теряются детали в каналах. Шарп и повышение локального контраста в конвертере также отключают, поскольку такие фильтры применяются уже на завершающих стадиях обработки.
NB
Может возникнуть резонный вопрос: почему бы не использовать все возможности современных конвертеров и не обрабатывать черно-белые портреты там целиком?
Понять, почему я являюсь противником обработки в конвертере, поможет вот такой пример. Здесь очевидно, что в режиме Black and White конвертор Lightroom из-за недостатков алгоритма демозаика при сходных настройках хроматической чувствительности дает более шумный и подверженный постеризации результат, чем Photoshop при работе с RAW, сконвертированным при помощи конвертора Digital Photo Professional:
Поэтому мы пойдем по пути достижения наиболее качественного результата, не боясь потратить время на вдумчивую и кропотливую обработку в Фотошопе.
Из конвертера файл сохраняем непременно в 16-битный TIFF, чтобы потом при обработке нигде не потерять градаций.
2. Настройка хроматической чувствительности
Второй этап — наиболее важный с точки зрения эстетики черно-белой фотографии вообще — это собственно перевод в ЧБ.
Простое удаление из фотографии цвета само по себе в очень малой степени способно обогатить, улучшить изображение. Если в цветной фотографии и в живописи бытует выражение «работа с цветом», то, как бы это ни казалось парадоксальным, оно в равной степени применимо и к черно-белым видам изобразительных искусств. Как мы уже говорили ранее, тот или иной цвет может быть интерпретирован в виде совершенно разных оттенков серого цвета, и от этого напрямую будет зависеть общее настроение кадра, контраст одних объектов по отношению к другим, фактура и ритмика. Этот этап обработки мы назовем настройкой хроматической чувствительности.
При этом мы будем вручную устанавливать коэффициент выходной яркости для каждого из основных цветов. Эту операцию можно произвести несколькими способами.
В сегодняшнем примере я решил использовать встроенный инструментарий Фотошопа, а именно — фильтр Black & White
.
Давайте посмотрим на исходную картинку, выбранную для сегодняшнего урока.
Это типичный портрет, сделанный с помощью зонтика и вспышки, а модель выглядит здесь весьма заурядно и плоско. И причина здесь не только в том, что лицо модели не выражает эмоций, но и в том, что я как фотограф не смог должным образом подать главную деталь портрета — глаза.
Каким же образом в данном случае настроить хроматическую чувствительность? Какие цвета «задавить» по яркости, а какие наоборот осветлить?
Глядя на цветной оригинал, опытный фотошопер сможет с уверенностью сказать: единственной конвертацией тут не обойтись.
Первым этапом на копии слоя сделаем конвертацию в ЧБ, ориентируясь прежде всего на цвет кожи и ее фактуру:
Красные цвета я затемнил, а желтые — осветлил. Это нужно для того, чтобы разнести по яркости губы и основной скинтон. Однако с красным нужно быть осторожным — излишнее его затемнение мгновенно проявляет все дефекты кожи, прыщи, сеточку сосудов и т.д.
Также можно заметить, что я затемнил синий и мадженту. Это цвета, из которых состоит цвет кофты, а я решил затемнить одежду, чтобы она не отвлекала от лица.
Главным недостатком этой конвертации будет отсутствие объема глаз:
Почему проблему нельзя решить за один перевод в ЧБ?
Для того, чтобы осветлить радужку глаз, нужно осветлить красно-желтые оттенки, причем до такой степени, что все остальное лицо уйдет в засветку. Кроме того, как видно из картинки выше, белки глаз также требуют осветления, а там основной цвет — синевато-голубой. А мы уже решили, что сине-сиреневую кофту надо затемнить. Поэтому очевидно, что за одну конвертацию в ЧБ мы не решим всех наших задач.
Тем не менее, никто не мешает нам сделать второй перевод на отдельном слое и потом проявить этот слой в нужных местах с помощью маски.
Итак, вторая конвертация (для глаз) будет выглядеть так:
Теперь можно создать маску и проявить вторую конвертацию только там, где она нужна:
В целом портрет все еще смотрится довольно бледно и плоско, поэтому нас ждет третий этап обработки:
3. Локальные коррекции яркости и контраста
Фотошоп подарил нам два замечательных инструмента, которыми хороший ретушер может в буквальном смысле творить чудеса. Это Dodge tool и Burn tool.
Посмотрите, как можно усилить блики в волосах, придать объем глазам и отретушировать неровность над бровью с помощью этих двух инструментов:
Помимо ручной обработки можно дополнительно прибегнуть к методу шарпа с большим радиусом, но малым значением — HiRaLoAm (High Radius Low Amount).
При этом значительно повышается локальный контраст.
Эту операцию также целесообразно проделать на отдельном слое и проявить по маске в нужных местах: на глазах, бровях, губах, локонах волос:
4. Общая коррекция яркости и контраста
На этой стадии фотографии можно придать законченный вид, внеся общую коррекцию яркости и контраста. По традиции воспользуемся для этого кривыми.
Я решил сделать портрет более контрастным, драматичным. Для этого я применю корректирующий слой с модифицированной S-образной кривой :
Легкое виньетирование и небольшое тонирование в сепию удачно завершат образ:
Фотограф Greg Gorman(Грег Горман).Актеры новой Человеческой комедии.Один из самых востребованных фотографов в мире Грег Горман выработал свой индивидуальный стиль, начиная с портретов и фотографий для рекламных кампаний и заканчивая журнальными разворотами и художественной фотосъемкой. В своих черно-белых портретах Грег использует характерное освещение, которое является одной из отличительных черт его фотографии. Его работы можно увидеть повсюду: афиши фильмов, обложки музыкальных релизов и прочее.
Сильная сторона его творчества — фотографии людей из мира кино и музыки. Горман снимал Марлона Брандо, сэра Энтони Хопкинса, Софи Лорен, Аль Пачино, Барбару Стейзанд, Алека Болдуина, Роберта Де Ниро, Брэда Питта, Киру Найтли, Дженнифер Лопес, Антонио Бандераса, Ким Бесингер, Джона Траволту и многих других. В объектив его фотокамеры попадали такие величины музыкального мира, как Элтон Джон, Майкл Джексон, Дэвид Боуи, Моррисси, Джон Майэр, Бетт Мидлер, Грэйс Джонс и Фрэнк Заппа.
Фотографии Гормана - часть классической традиции портретной и фэшн-съемки начала 20 века. В 70-80-х его внимание приковано к отдельным чертам лица. Глаза, губы, рот в крике… Такие фотографии лейтмотивом проходят через всю книгу. В последние годы он много работает со светом, лица на студийных фотографиях будто светятся изнутри. Его модели на равне с фотографом участвуют в творческом процессе, они не играют на камеру, как у голандца Корбейна и не позируют, как у Лейбовиц. Работы Гормана, это не поиск потерянной индивидуальности, и не создание нового образа. Нет, перед ним люди открывают свою настоящую личность. И здесь очень важно магическое свойство фотографии - ловить ускользающее мгновение.Большинство моделей Гормана - люди известные: актеры, художники, архитекторы. У публики уже сложилось о них определенное представление. Они и их тела - это в некоторой степени продукт нашего воображения, фикция, современный миф. И это, несомненно, большой соблазн для фотографа снимать людей со сложившимся образом, умеющих работать перед камерой. Фотографии же Гормана лишены всякого скрытого смысла.
Грэг Горман родился в 1949 году в Канзасе. Сейчас он живет в Лос Анжелесе, сердце мировой медиа-сцены. Именно здесь он издает ретроспективу своей 30-летней работы. Собранный материал позволяет проследить весь творческий путь фотографа. От случайных снимков, с которых он начинал в 60-х до сложных по своей идее и исполнению классических черно-белых фотографий. Пронизанные любовью к человеку они выполнены с тончайшим мастерством, легкой иронией и необычайным единением с объектом съемки. Учился в университете Канзаса на факультете фотожурналистики, в 1972 году получил степень магистра изящных искусств по специальности кинематография в университете Южной Калифорнии.
В конце шестидесятых Грег Горман попросил камеру у своего друга и пошел на концерт Джими Хендрикса. Фотографии получились не ахти какие. Однако, по утверждению Гормана, именно концерт Хендрикса повернул его судьбу в сторону фотографии. В 1967-1969 гг. он изучает фотожурналистику в университете Канзаса. После переезжает в Калифорнию и собирается поступить в небезызвестный Brooks Institute of Photography. He сложилось. Но он и не жалеет…
История с институтом имела необычное продолжение. Кто бы знал, что пройдет много лет, и фотографа пригласят туда читать лекции. Будет огромный скандал. Директор института запретит Горману демонстрацию нескольких своих ню-фотографий. Фотограф публично во время лекции выскажет тому все, что думает по этому поводу.
…Образование будет завершено в университете Южной Калифорнии. Горман окончит его в 1972 году, получив на руки степень мастера изящных искусств кинематографии. О профессиональном выборе между кинематографом и фотографией долго не размышляет. Выбирает второе. И к концу восьмидесятых становится одним из ведущих фотографов, снимающих в Голливуде.
Энтони Хопкинс, Роберт де Ниро, Аль Пачино, Мики Рурк, Кристофер Уолкен, Джеми Ли Кертис, Кеану Ривз, Софи Лорен, Ким Бесинджер. Список можно продолжать. Суть в главном. Актеры-символы кино в работах Грега Гормана становятся еще и исключительными, запоминающимися фотографическими символами. Каждая работа - великолепный образец отточенности, совершенства. То же касается и мира музыки. В списке клиентов фотографа - Дэвид Боуи, Игги Поп, Фрэнк Заппа, Джо Коккер и др.
Отдельного внимания заслуживает работа Гормана над фотографическими рекламными кампаниями известных голливудских кинолент. Их было очень много. Всех не перечислить. Одно очевидно - каждый раз высокий уровень фотографа соответствовал высокому уровню лент и наоборот. В подтверждение вполне достаточно привести такие примеры, как “Тутси”, “Секс, ложь и видео”, “Последний из могикан”.
И наконец - то, без чего Грег Горман действительно не Грег Горман. Его великолепные ню-фотографии. Мужчины. В этом фотографу нет равных. Два года назад вышла отдельная книга с мужскими “ню”, As I see It, - более двухсот пятидесяти работ. Новая работа фотографа Just Between Us/”Cтpого между нами” ожидается этой весной. Ее название напрямую соответствует содержанию. Все фотографии сделаны при участии только одного молодого человека, тоже Грега. “Когда Грег и я все более и более продвигались в глубины наших фотографических отношений, скажем так, то вскоре стало очевидно, что для того, чтобы завершить эту работу с той же одержимостью, с какой все начиналось, нам также необходимо будет включить сексуальный аспект индивидуальности Грега”.
Ню-фотографии Гормана напоминют нам античность и к школу классицизма. Традиционное противостояние интелекта и сексуальности в них несомненно разрешено. Великолепные чувственные фигуры замерли точно в танце. Будто высеченые из мрамора резкими черными тенями, они могли бы стать рельефами Кановы или Торвальдсена. Их главный герой Тони Ворд совершенно свободно чувствует себя обнаженным. Прекрасный пример - работа “Аарон, Красная скала”. Фигура юноши, уткнувшегося головой в колени - явная ссылка на художественную школу 19 века, в особенности на Фландрина, “Юноша около моря”. Многие фотографы начала 20 века обращались к этому сюжету. “Быстрый” также доказывает близкое знакомство фотграфа с академической школой. При этом Горман не боиться иронизировать, используя в качестве модели порно-звезду Джефа Страйкера, известного своим великолепным телосложением. Горман включает в свою игру и зрителя, которому дается возможность саамому домыслить недостающие части фотографии. На крупных планах лица - это волнующее тело, на портрете Дэвидида Хокни, повернутого к нам спиной, - глаза. Ряд фотографий, это ирония над равенством полов, на них фотогаф изобразил видения с чертами и мужчины, и женщины.
В своих работах Горман по-максимуму использует аутсайдеров. Он снимает своих друзей, лица которых не знакомы широкой публике, например, канадский артист Лукас, которого фотограф называет сущим богом. Люди в этой книге нарочно противопоставлены друг другу, как, например, две великих старых “леди”: Бетти Дэвис и Квентин Крисп. На великолепных фотографиях 90-х лица и тела будто перенесены из повседневной реальности в другие прекрасные миры. Своих моделей Горман делает актерами новой Человеческой комедии.
Горман работал над рекламными кампаниями для фильмов «Пираты Карибского моря», «Тутси», а также фильма-победителя Key Art Award «Перл Харбор» и многих других. Для совместного проекта Disney и американской ассоциации туризма Грег объехал всю Америку за 45 дней, засняв жизнь 50 штатов. Результатом его работы стало видео «Мы Люди».
Почему вы бы выбрали черно-белую фотографию в эру цифровых камер, которые способны точно передать миллионы из миллионов цветов? Черно-белая фотография кажется постоянной в истории носителей, в то время, как цветные технологии вошли в широкое использование на полпути между первым гелиографом Нисефора Ньепса и теперешним временем.
Существует много дискуссий и аргументов в пользу обеих сторон, но для меня и многих других это просто вопрос эстетики. Применение черного и белого является хорошим способом убрать ненужную информацию в изображении, это помогает подчеркнуть особенные элементы для вашего зрителя и избавить от отвлекающего фактора, которым может стать цвет. Портретная фотография – это жанр, в котором черно-белые изображения могут действительно засиять. Как и в любой технике, есть несколько моментов, которые нужно учесть, чтобы сделать вашу фотографию наиболее впечатляющей.
1. Начните с черно-белого в воображении
Для многих фотографов черно-белое является больше, чем творческим подходом в процессе постобработки; это мышление. Если вы начинаете создавать изображение, заранее зная, что сделаете его черно-белым, то можете предпринять шаги, чтобы убедиться, что все элементы хорошей монохромной фотографии находятся на своих местах прежде, чем вы нажмете на кнопку спуска затвора. Такие вещи, как контраст в тональности, контраст в свете и соответствующее выражение объекта съемки, являются теми элементами, которые трудно, если вообще возможно, исправить после того, как снимок сделан.
Если вам сложно представить, как изображение будет выглядеть в черно-белом исполнении, то установите в вашей камере режим съемки «Монохром». Одновременно не рекомендуется в этом режиме делать финальный снимок. Когда вы фотографируете в формате RAW, все данные о цвете сохраняются и будут присутствовать в файле, а при загрузке в Lightroom и Adobe Camera Raw они восстановятся. Это лишь даст вам представление о том, как изображение будет выглядеть в черно-белом, обеспечивая при этом максимальную гибкость при пост-обработке.
2. Глаза важны , как никогда
Наиболее важной частью портрета являются глаза. Обычно они являются точкой фокусировки, вокруг которой строится все изображение. Особенно это актуально для черно-белой фотографии. Лишенное цвета, черно-белое изображение трансформируется в графические формы и очертания. Глаза являются наиболее распознаваемой формой и в первую очередь привлекают внимание зрителя. Убедитесь, что глаза вашего объекта хорошо освещены, а фокус имеет решающее значение.
3. В ыражение подчеркнуто
Как и глаза, другие черты лица становятся более заметными в черно-белом портрете. Вы можете использовать это, как преимущество, внося эмоции в изображение. Даже незначительное изменение в выражении лица объекта будет иметь значение. Такие вещи, как приподнятая бровь, подергивание уголка рта, линии улыбающихся глаз, все это может быть использовано для прекрасного эффекта.
Есть такое упражнение, которое вы можете предложить вашему объекту съемки, чтобы получить смесь выражений. Приготовьте список слов или фраз и попросите человека реагировать и показывать, как они это чувствует. Слова, которые вы выберете, должны быть простыми в описании эмоциями: любовь, грусть, удовольствие, злость, меланхолия. Для более разнообразных выражений попробуйте более абстрактные слова, или даже забавные, например: чизбургер, политика, Телепузики или Халк. В качестве бонуса это может поднять настроение и расслабить человека, который чувствует себя зажато или волнуется во время позирования.
4. Решение по свету
Когда дело касается освещения в черно-белых фотографиях, то здесь нет четких и жестких правил. Если вам нравятся изображения с высокой контрастностью и жесткой градацией в тонах, то выберите мощный источник света.
Здесь все зависит от личных предпочтений. Если вы не уверенны в своих, то выберите десять черно-белых портретов, которые вам понравятся, и попробуйте разобрать их с точки зрения освещения.
5. Добавьте контраста с помощью света
Если вы хотите создать высокий контраст в черно-белой фотографии, то советую вам сделать это с помощью света, а не в Photoshop. Небольшие корректировки в порядке вещей и не испортят изображение, но определенно не надо передвигать ползунок контрастности до 100. Попробуйте ограничится диапазоном +15/-15. Для отдельных участков используйте инструменты осветления и затемнения по вашему усмотрению. Ключевым моментом в постобработке является тонкость.
6. Нельзя превращать плохое фото в черно-белое
Если вы работаете с фотографией и чувствуете, что она не такая, как задумывалась, и спрашиваете себя, сработает ли она в черно-белом варианте, то ответ нет. Применение черно-белой техники часто подчеркивает недостатки, и плохое фото – это плохое фото независимо от того, в цвете оно или нет.
7. Выбирайте черно-белый, несмотря на цвет
Некоторые объекты просто кричат о том, чтобы быть снятыми в черно-белом. Другие бывают не такими очевидными. Яркие, сильные цвета очевидно созданы для ярких фотографий, но убирая цветовую составляющую вы можете совершенно изменить восприятие объекта или сцены. Если вы хотите привлечь внимание зрителя к определенному элементу, цвет как графическая составляющая, может отвлекать. Попробуйте убрать его.
Эта концепция может быть трудной для понимания, не увидев ее, поэтому я включил пример цветной версии одного из снимков. Спросите себя, как вы воспринимаете изменения в фотографии? Что прежде всего вы заметили на этих двух снимках? Вы чувствуете или думаете по-другому, увидев цветной вариант?
Я надеюсь, вы увидели, что хоть яркие цвета могут сделать изображение ярким, но и их отсутствие прекрасно справляется с этой задачей.
Если вы новичок в черно-белой фотографии, то помните, что это советы, а не правила. Если вам нужно отойти от них, чтобы получить желаемый результат, то делайте это без колебаний. И, наконец, если вы попробовали черно-белую фотографию, и вам понравилось, что добро пожаловать в это пристрастие!