Что такое любовь гранатовый браслет. Любовь в произведении "Гранатовый браслет" Куприна: сочинение. Анализ произведения "Гранатовый браслет": тема любви. Другие сочинения по этому произведению

Большинство исследователей творчества автора самой поэтичной вещью А.И.Куприна называют рассказ «Гранатовый браслет». С.Л. Штильман в своей статье «О мастерстве писателя» указывает, что это «рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только раз в тысячу лет». Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый

браслет» // Литература - 2002 - № 8, стр. 13-17.

Сам Куприн писал в письме к Ф. Д, Батюшкову от 3 декабря 1910 г, о своей работе над рассказом: «…скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал». В том же году 15 октября в письме к Батюшкову Куприн указывает о реальных прототипах своего рассказа: «Сейчас я занят тем, что полирую «Гранатовый браслет». Это помнишь печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильно)». Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. стр. 118. (Афанасьев). Подробности этой истории мы узнаем из воспоминаний Льва Любимова, сына упомянутого Д.Н. Любимова. Действительно имел место факт увлечения телеграфного чиновника П. П. Жолтова (это настоящая фамилия прототипа рассказа) матерью Л. Любимова. Куприн в своей повести поменял только финал - в реальности никакого самоубийства не было.

Афанасьев в своей монографии указывает, что трагический финал был нужен Куприну для того, чтобы «сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине». Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. стр. 118.

Любовь является основной темой большинства произведений А.И. Куприна, она организует сюжет и выявляет лучшие качества в любящих. Однако, за исключением едва ли только повести «Суламифь», любовь в произведениях А.И Куприна почти никогда не бывает счастливой и редко находит отклик в том, к кому она направлена. Но те, кому, по мнению А.И Куприна, выпал дар пережить идеальную любовь, возвышаются над бытом, внешним миром, их любовь «утверждает в сознании читателя мысль о силе и красоте подлинного, большого человеческого чувства»Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. С. 119

Именно такую любовь испытывает герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков. В отличие от той любви, которые испытывали герои произведений Куприна в предыдущий творческий период - чувственную и плотски страстную, любовь Желткова «рыцарски возвышенная, самоотверженная, всепоглощающая. И целомудренно - застенчивая, робкая». http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332 В своем рассказе автор поднимает непосредственную тему «идеальной любви», в разговоре генерала Аносова и Веры Шеиной.

А. А. Волков, отмечает очень важную функцию генерала Аносова в рассказе, его рассуждения «предвосхищают наступление трагедии. Его устами писатель провозглашает, что нельзя проходить мимо редкого, величайшего дара -- большой и чистой любви», определяя какой должна быть настоящая любовь генерал Аносов говорит Вере: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Такова любовь и Желткова: «Он ни на что не надеется и готов отдать все (…) Любовь ему {Желткову} диктует вдохновенные слова «В которых и огромное чувство, и покорность самоотречения, и дань глубокого преклонения. Его письмо дышит благородством. Это пишет человек, которого преобразила любовь». Волков А.А. С. Любовь должна быть трагедией. Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» // Литература. 2002, №8,М. стр. 18.

Однако, некоторые критики обвиняли Желткова в ущербности, отсутствие всяких других интересов кроме любви к Вере.

А.Н. Афанасьев в своей монографии указывает: «Куприн невольно обеднил, ограничил образ героя. Отгородившийся любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшийся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков тем самым обедняет и саму любовь.»

Л.В. Крутикова обращала внимание на то, что «…любовь Желткова таила в себе не только вдохновение, но и ущербность, связанную с ограниченностью самой личности телеграфного чиновника». http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332

Однако, несмотря на собственные отрицательные отклики, критики указывали на любовь Желткова, как на любовь, которая побеждала «Смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княжну Веру Шеину». Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.303.

В то же время К.Паустовский писал о повести: «Горькая прелесть «Гранатового браслета», поскольку в этом произведении «Звучит горькая и скорбная мысль о неспособности современников к большому настоящему чувству…Любовь победила, но она прошла какой-то бесплотной тенью…» http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332

А. А. Волков в своей монографии указывает на трагедию этой любви: громадное чувство, которое поразило маленького чиновника Желткова противопоставлено очерствелым душам тех людей, которые считают себя выше его. Сама Вера в повести оказывается в их числе. Описывая в начале повествования восприятие ею природы, Куприн, по мнению Волкова, выражает «Отношение к прекрасному натуры более холодной [чем её сестра], сдержанной, живущей чувствами размеренными, натуры успокоенной и счастливой буднями семейного бытия». В то же время читатель понимает, что Вера не так холодна в момент её воспоминания о её родном лесе. Но все же «Понадобятся совершенные и исключительные обстоятельства, чтобы душа этой женщины… пробудилась». Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.302.

Этот момент наступит в конце повести, уже после смерти Желткова. Исследователи неоднократно указывают, что именно в заключительной главе трагическая волна повести достигает своего предела, где «Тема великой и отчищающей любви раскрывается, наконец, полностью в поэтических аккордах гениальной сонаты» Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.307.. Княгиня Вера словно слышит слова погибшего, которые Куприн превращает в ритмические фразы.

А. А. Волков в своей монографии писал: «Перед нами своеобразное стихотворение в прозе - здесь и моление о любви и глубокая скорбь о недостижимости её; здесь отражается соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла величие другой» Там же..

Анализируя эту часть повести, А. Чалова приходит к выводу, что здесь Куприн использовал модель Акафиста, что в переводе с греческого означает «гимн при исполнении которого нельзя сидеть». Чалова С. «Гранатовый браслет» Куприна (Некоторые замечания к проблеме формы и содержания) // Литература 2000 -№ 36, М. стр.4. В целом Акафист можно разбить, по мнению Чаловой, на тринадцать частей. Столько же глав и в повести. Именно тринадцатая глава заканчивается молитвой, которая приводит к перевоплощению души княгини Веры. А усиливает воздействие молитвы мелодия бетховенской «Аппассионаты». Ф.И. Кулешов отмечал: «Язык» любви переложен на «язык» музыки, музыка и любовь слились в нечто единое, нерасторжимое, мощно потрясающие душу» Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна 1907 - 1938. Минск 1986.стр.76.

Должную оценку повесть получила и со стороны А.М. Горького, который написал: А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет», -- писал он Е. К. Малиновской. -- Чудесно! И я рад, я -- с праздником! Начинается хорошая литература!» Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962. стр. 307. //цит. по книге Афанасьева. В.Н. А.И. Куприн. М., Гослитиздат,1960, стр.112.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение-рассуждение «Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие». Любовь в повести Куприна

Повесть Куприна «Гранатовый браслет» раскрывает тайные богатства человеческой души, поэтому она традиционно любима юными читателями. Она показывает, на что способна сила искреннего чувства, и каждый из нас надеется, что тоже способен так благородно чувствовать. Однако самое ценное качество этой книги заключено в главной теме, которую автор освещает мастерски из произведения в произведение. Это тема любви между мужчиной и женщиной, опасная и скользкая дорога для писателя. Трудно не быть банальным, в тысячный раз описывая одно и то же. Однако Куприну неизменно удается удивить и растрогать даже искушенного читателя.

В этой повести автор рассказывает историю неразделенной и запретной любви: Желтков любит Веру, но не может быть с ней хотя бы потому, что она не любит его. Кроме того, все обстоятельства против этой пары. Во-первых, их положение существенно разнится, он слишком беден и является представителем другого сословия. Во-вторых, Вера замужем. В-третьих, она привязана к мужу и ни за что не согласилась бы изменить ему. Это лишь основные причины, почему герои не могут быть вдвоем. Казалось бы, при такой безнадежности едва ли можно продолжать во что-то верить. А если не верить, чем питать чувство любви, лишенное даже надежды на взаимность? Желтков смог. Его чувство было феноменальным, оно ничего не требовало взамен, но отдавало всего себя.

Любовь Желткова к Вере была именно христианским чувством. Герой смирился со своей судьбой, не роптал на нее и не бунтовал. Он не ждал вознаграждения за свою любовь в виде ответной реакции, это чувство самоотверженно, не привязано к эгоистическим мотивам. Желтков отрекается от себя, ближний стал для него важнее и дороже. Он возлюбил Веру, как самого себя, и даже больше. Кроме того, герой оказался на редкость честным по отношению к личной жизни своей избранницы. В ответ на претензии ее родственников он смиренно сложил оружие, не стал упорствовать и навязывать им свое право на чувство. Он признавал права князя Василия, понимал, что страсть его в каком-то смысле греховна. Ни разу за эти годы он не переступил черту и не посмел явиться к Вере с предложением или же чем-то скомпрометировать ее. То есть, он заботился о ней и ее благополучии больше, чем о себе, а это духовный подвиг – самоотречение.

Величие этого чувства в том, что герой сумел отпустить свою возлюбленную, чтобы она не чувствовала ни малейшего дискомфорта от его существования. Он сделал это ценой своей жизни. Он ведь знал, что сделает с собой после растраты казенных денег, но пошел на это сознательно. При этом Желтков не дал Вере ни единого повода считать себя виновной в случившемся. Чиновник покончил с собой из-за своего преступления. Отчаявшиеся должники в те времена стрелялись, чтобы отмыть свой позор и не перекладывать материальные обязательства на родственников. Его поступок всем показался логичным и никак не связанным с чувством к Вере. Этот факт говорит о необычной трепетности отношения к любимой, которая является редчайшим сокровищем души. Желтков доказал, что любовь сильнее смерти.

В заключение хочу сказать, что благородное чувство Желткова изображено автором не случайно. Вот мои мысли на этот счет: в мире, где комфорт и рутинные обязательства вытесняют подлинную и возвышенную страсть, необходимо отрезвиться и не воспринимать любимого, как нечто должное и будничное. Нужно уметь ценить близкого человека наравне с собой, как делал это Желтков. Именно такому трепетному отношению учит повесть «Гранатовый браслет».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многие литературоведы признают Александра Ивановича Куприна мастером коротких рассказов. Его произведения, повествующие о любви, написаны изысканным стилем и содержат в себе тонкий русского человека. Не исключение и «Гранатовый браслет». Анализ этого рассказа мы проведем в статье.

Краткое содержание

За основу рассказа русский писатель взял реальную историю. Один телеграфный чиновник, безнадежно влюбленный в жену одного губернатора, как-то раз преподнес ей подарок - позолоченную

Главная героиня рассказа, княгиня Шеина, тоже получает от тайного поклонника подарок - гранатовый браслет. прежде всего, необходимо делать на основе характера этой девушки. В записке, которую поклонник приложил к украшению, говорится о том, что такой зеленый гранат способен принести его обладательнице дар предвидения. Важно отметить, что этот камень является символом страсти и любви.

Анализ этого произведения помог понять, что любовь может быть бескорыстным и высоким чувством. Жаль только, что повстречать такую, по мнению самого Куприна, уготовано не каждому человеку. И случается это раз в тысячелетие.

Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель начала ХХ века. В своих произведениях он воспевал любовь: неподдельную, искреннюю и настоящую, не требующую ничего взамен. Такие чувства дано испытать далеко не каждому человеку, а разглядеть их, принять и отдаться им среди бездны жизненных событий, способны лишь единицы.

А. И. Куприн - биография и творчество

Маленький Александр Куприн потерял отца, когда ему был всего год. Его мать, представительница старинного рода татарских князей, приняла судьбоносное для мальчика решение переехать в Москву. В 10 лет он поступил в Московскую военную академию, полученное образование сыграло заметную роль в творчестве писателя.

Позже он создаст не одно произведение, посвященное своей военной юности: воспоминания писателя можно узнать в повестях «На переломе (Кадеты)», «Прапорщик армейский», в романе «Юнкера». 4 года Куприн оставался офицером пехотного полка, но желание стать романистом не оставляло его никогда: первое известное произведение, повесть «Впотьмах», Куприн написал в 22 года. Жизнь армии еще не раз найдет отражение в его творчестве, в том числе и в наиболее значительном его произведении, повести «Поединок». Одной из важных тем, сделавшей произведения писателя классикой русской литературы, стала любовь. Куприн, виртуозно владея пером, создавая невероятно реалистичные, детальные и продуманные образы, не боялся демонстрировать реалии общества, обнажая самые безнравственные его стороны, как, например, в повести «Яма».

Повесть «Гранатовый браслет»: история создания

Работу над повестью Куприн начал в непростые для страны времена: закончилась одна революция, закружилась воронка другой. Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» создается в противовес настроению общества, она становится искренней, честной, бескорыстной. «Гранатовый браслет» стал одой такой любви, молитвой и реквиемом по ней.

Повесть была опубликована в 1911 году. За ее основу была взята реальная история, которая произвела на писателя глубокое впечатление, Куприн практически полностью сохранил ее в своем произведении. Изменению подвергся лишь финал: в оригинале прототип Желткова отказался от своей любви, но остался жив. Самоубийство, которым закончилась любовь Желткова в повести - это лишь другая интерпретация трагического окончания невероятных чувств, позволяющая максимально полно продемонстрировать разрушительную силу черствости и безволия людей того времени, о чем и повествует «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении является одной из ключевых, она детально проработана, а то, что история создана на основе реальных событий, делает ее еще более выразительной.

Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» находится в центре сюжета. Главная героиня произведения - Вера Николаевна Шеина, супруга князя. Ей постоянно приходят письма от тайного воздыхателя, но однажды поклонник преподносит ей дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении начинается именно здесь. Посчитав такой подарок неприличным и компрометирующим, она рассказала о нем своему мужу и брату. Воспользовавшись связями, они легко находят отправителя подарка.

Им оказывается скромный и мелкий чиновник Георгий Желтков, который, случайно увидев Шеину, полюбил ее всем сердцем и душой. Он довольствовался своей позволяя себе изредка писать письма. Князь явился к нему с разговором, после чего Желтков почувствовал, что он подвел свою чистую и непорочную любовь, предал Веру Николаевну, скомпрометировав ее своим подарком. Он написал прощальное письмо, где попросил свою любимую простить его и послушать на прощание сонату для фортепиано №2 Бетховена, а затем застрелился. Эта история встревожила и заинтересовала Шеину, она, получив разрешение у мужа, отправилась на квартиру покойного Желткова. Там она впервые в жизни испытала те чувства, которые не признавала на протяжении всех восьми лет существования этой любви. Уже дома, слушая ту самую мелодию, она понимает, что потеряла шанс на счастье. Так раскрывается тема любви в произведении «Гранатовый браслет».

Образы главных героев

Образы главных героев отражают социальные реалии не только того времени. Эти роли характерны для человечества в целом. В погоне за статусом, материальным благополучием человек снова и снова отказывается от самого главного - светлого и чистого чувства, которому не нужны дорогие подарки и громкие слова.
Образ Георгия Желткова - главное тому подтверждение. Он не богат, ничем не примечателен. Это скромный человек, не требующий ничего взамен своей любви. Даже в предсмертной записке он обозначает ложную причину своего поступка, чтобы не навлечь беду на любимую, равнодушно отказавшуюся от него.

Вера Николаевна - молодая женщина, привыкшая жить исключительно в соответствии с устоями общества. Она не чурается любви, но не считает ее жизненной необходимостью. У нее есть муж, который смог дать ей все, что ей было необходимо, и она не считает возможным существование других чувств. Так происходит до того, пока она не сталкивается с бездной после смерти Желткова - то единственное, что может будоражить сердце и вдохновлять, оказалось безнадежно упущенным.

Главная тема повести «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении

Любовь в повести - это символ благородства души. Этого нет у черствого князя Шеина или у Николая, черствой можно назвать и саму Веру Николаевну - до момента поездки на квартиру покойного. Любовь была высшим проявлением счастья для Желткова, ему не требовалось больше ничего, он находил блаженство и великолепие жизни в своих чувствах. Вера Николаевна видела в этой безответной любви лишь трагедию, ее поклонник вызывал у нее лишь жалость, и в этом кроется главная драма героини - она была не способна оценить красоту и чистоту этих чувств, это отмечает каждое сочинение по произведению «Гранатовый браслет». Тема любви, по-разному истолкованная, неизменно будет встречаться в каждом тексте.

Предательство любви совершила сама Вера Николаевна, когда отнесла браслет мужу и брату - устои общества оказались для нее важнее единственного светлого и бескорыстного чувства, которое имело место в ее эмоционально скудной жизни. Она понимает это слишком поздно: то чувство, которое встречается раз в несколько сотен лет, исчезло. Оно легко коснулось ее, но она не смогла разглядеть этого прикосновения.

Любовь, приводящая к саморазрушению

Сам Куприн ранее в своих очерках как-то выразил мысль, что любовь - это всегда трагедия, она содержит в равной степени все эмоции и радости, боль, счастье, радость и смерть. Все эти чувства помещались в одном маленьком человеке, Георгии Желткове, который видел искреннее счастье в безответных чувствах к холодной и недоступной женщине. Его любовь не имела взлетов и падений, пока в нее не вмешалась грубая сила в лице Василия Шеина. Воскрешение любви и воскрешение самого Желткова символично происходит в момент прозрения Веры Николаевны, когда она слушает ту самую музыку Бетховена и плачет у акации. Таков «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении полна печали и горечи.

Главные выводы из произведения

Пожалуй, главной линией является тема любви в произведении. Куприн демонстрирует глубину чувств, которые далеко не каждая душа способна понять и принять.

Любовь у Куприна требует отказа от моралей и норм, насильственно навязанных обществом. Для любви не нужны деньги или высокое положение в обществе, но она требует от человека гораздо большего: бескорыстности, искренности, полной самоотдачи и самоотверженности. Хочется отметить следующее, заканчивая анализ произведения «Гранатовый браслет»: тема любви в нем заставляет отрекаться от всех социальных ценностей, но взамен дарует истинное счастье.

Культурное наследие произведения

Огромный вклад в развитие любовной лирики сделал Куприн: «Гранатовый браслет», анализ произведения, тема любви и ее изучение стали обязательными в школьной программе. Это произведение также неоднократно экранизировалось. Первый фильм по мотивам повести вышел уже через 4 года после публикации, в 1914 году.

Им. Н. М. Загурского в 2013 году поставил одноименный балет.