Что такое риторика. Основателем неориторики являются. Риторику как "искусство убеждения" определял

(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория .

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие . В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Античные риторики . М., 1978
Дюбуа Ж. и др. Общая риторика . М., 1986
Перельман Х., Ольбрехт-Тытека. Л. Из книги «Новая риторика: трактат об аргументации ». – В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия . М., 1989
Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи . – В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика . – В кн.: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторрском искусстве. М., 1994
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 1998
Ивин А.А. Основы теории аргументации . М., 1997
Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия . М., 1998
Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция ). М., 1999
Рождественский Ю.В. Теория риторики . М., 1999
Лотман Ю.М. Риторика – механизм смыслопорождения (раздел книги «Внутри мыслящих миров»). – В кн.: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000

Найти "РИТОРИКА " на

Еще в эпоху Античности было установлено, что ораторская деятельность состоит из пяти этапов. Наиболее ярко эта мысль выражена у известного древнеримского оратора Цицерона:

"Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен подыскать содержание для своей речи, во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод, в-третьих, обвить и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и радостью "1.

Каждый из этапов ораторского деятельности изучается в соответствующем разделе риторики:

1) инвенция (подбор материала)

2) диспозиция (расположение материала)

3) элокуция (словесное выражение)

4) Мемория (запоминание речи)

5) акция (произнесения речи).

В первом разделе риторики (инвенции) рассматриваются аспекты разработки предметной сферы речи. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала.

Во втором разделе риторики (диспозиции) рассматривается структура ораторской речи. На этом этапе оратор должен организовать материал, изобретенный в процессе инвенции, то есть расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи.

В третьем разделе риторики (элокуция) рассматривается выразительность ораторской речи. На этом этапе оратор должен обеспечить эффектность своей речи.

В четвертом разделе риторики (мемории) рассматриваются способы запоминания речи.

В пятом разделе риторики (акции) рассматриваются особенности непосредственно публичного выступления оратора перед аудиторией.

Эти разделы риторики образуют ее ядро, поскольку освещают основные этапы подготовки и произнесения ораторской речи независимо от ее разновидности. С развитием риторики как определенной дисциплины происходила систематизация и классификация видов ораторского деятельности. На сегодняшний день в различных учебниках и пособиях по этой дисциплине представлены специфические рекомендации оратору в зависимости от типа речи. Концепцию риторики, которая предлагается в данном руководстве, можно назвать общей в том смысле, что рассматриваются наиболее общие принципы и способы подготовки и произнесения публичных речей в разных сферах человеческой жизнедеятельности и повседневном общении.

В пособии учтены также главные достижения двух исторических этапов развития риторики:

o классической риторики (V в. до н. э. - середина ХХ в.), основателем которой был древнегреческий софист Горгий и

o неориторики (середина ХХ в. - наше время), основателем которой является бельгийский ученый X. Перельман.

Таким образом, риторика изучает ораторское деятельность от замысла речи к ее публичного произнесения, обнаруживает приемы, которые способствуют успешности выступления оратора перед аудиторией. Именно об этом и пойдет речь во второй части пособия.

СРОКИ, КОТОРЫЕ НАДО ЗАПОМНИТЬ

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Этос - это средства влияния, которые апеллируют к моральным принципам, нормам человеческого поведения.

Классическая риторика - это первый этап в развитии риторики, продолжался с V в. до н. е. до середины XX в., основателем ее был древнегреческий софист Горгий.

Логос - это средства влияния, которые апеллируют к разуму.

Неориторика - это второй этап в развитии риторики, продолжается с середины XX в. до нашего времени, основателем ее является бельгийский ученый X. Перельман.

Оратор - это человек, который убеждает других принять определенные утверждения или выполнить определенные действия.

Пафос - это средства влияния, которые апеллируют к чувствам.

Убеждение - это сознательная аргументированная воздействие на других людей с целью

принятия ими определенных утверждений или намерений.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к

аудитории.

Риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

ТЕСТ

1. Риторика - это наука, которая изучает:

A) способы эффективного речи;

Б) способы подготовки и произнесения ораторских речей;

B) способы убеждения во время публичных выступлений.

2. Риторику как "искусство убеждения" определял:

А) Аристотель; Б) Квинтилиан.

3. Риторику как "искусство говорить изящно" определял:

А) Аристотель; Б) Квинтилиан.

4. Предмет риторики - это публичное выступление:

5. Публичное выступление и презентация - это синонимы:

6. Компонентами риторического треугольника являются:

7. Целью ораторской речи являются:

A) влияние или информирования;

Б) информирование или убеждения;

B) изящество выражения мнения или влияние.

8. Модусами публичного выступления являются:

А) оратор, речь, аудитория; Б) этос, логос, пафос.

9. Этос - это средства влияния, которые апеллируют к:

10. Логос - это средства влияния, которые апеллируют к:

A) норм человеческого поведения; Б) чувств;

11. Пафос - это средства влияния, которые апеллируют к:

A) норм человеческого поведения; Б) чувств;

12. Убеждение является способом реализации "воли к власти":

13. Ораторское деятельность состоит из этапов:

Б) четырех;

14. Основателем классической риторики являются:

A) Аристотель; Б) Горгий;

B) Квинтилиан.

15. Основателем неориторики являются:

A) Ф. ван Еемерен; Б) X. Перельман;

B) С. Тулмин.

Задания для самостоятельной работы

1. Прокомментируйте с точки зрения модусов публичного выступления следующий фрагмент:

"Когда делишься какой-либо мнением с англичанином - а это, надо сказать, всегда большая неосторожность, - то его мало интересует, верна эта мысль, неверна. Для него важно другое: убежден ты в том, что говоришь, или нет. А между тем важна сама мысль, независимо от того, насколько искренний человек, который ее выразила. Более того, ценность любой мысли тем выше, чем меньше истинный тот, у кого она появилась, ведь в таком случае она не отражает его личных интересов, желаний и предрассудков. Впрочем, не бойся, я не собираюсь говорить с тобой на политические, социологические или метафизические темы. Люди меня интересуют больше, чем принципы, а люди без принципов меня просто захватывают "(О. Уайльд." Портрет Дориана Грея »).

2. Продумайте и напишите речь на тему: "Риторика: наука или искусство?"

Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель ), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан ). В русской традиции Р. определяется как "учение о красноречии" (М.В. Ломоносов ), "наука изобретать, располагать и выражать мысли" (Н.Ф. Кошанский ), предметом которой является "речь" (К.П. Зеленецкий ). Современная Р. – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Р. как наука изучает законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности, Р. как искусство предполагает умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

В определениях Р. обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому Р. называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях Р.). Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. др. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать Р. учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями.

Р. – учение о воспитании личности через слово. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) будет обеспечено преподавание Р.

Современная Р. изучает все виды общественно-речевого взаимодействия. Недостаточно определять Р. как науку только об ораторском искусстве, с которого она начиналась в античном полисе. Уже русская классическая Р. предполагала обращение к письменной речи, философской и науч. литературе, а современная Р. вмещает также Р. разг.-бытовой речи и Р. средств массовой информации.

В русской науке существует традиционное деление на общую и частную Р. Во всяком случае уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют общие правила ведения и построения речи (предмет общей Р.) и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной Р.).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов (так называемый риторический канон), каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изобретение (лат. inventio – что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio – где сказать?), 3) выражение (лат. elocutio – как сказать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая Р. в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение – содержание речи; 3) композиция; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение, произношение, язык тела).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи:

1. Изобретение – рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах (топосах), источниках изобретения. Общие места – основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Существуют следующие общие места (топосы): 1) определение, 2) части/целое, 3) род/вид, 4) свойства, 5) противоположность, 6) имя, 7) сравнение (подобие, количество), 8) причина/следствие, 9) условие, 10) уступление, 11) время, 12) место, 13) свидетельство, 14) пример.

Критика топосов – общих мест – связана с их формально-схоластическим использованием при обучении Р. Именно учение об общих местах, а следом и "все риторики" были критикованы в середине XIX в. В.Г. Белинским и К.П. Зеленецким (последний, в частности, утверждал, что "невозможно изобретать мысли"). Тем не менее топическая структура обнаруживается во всякой речи, и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты. Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций (ср. теорию фреймов и мн. др.). Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации.

2. Расположение – раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление (обращение и называние), (), опровержение, заключение. Каждая из них имеет прочные традиции описания и рекомендации в построении – в русских учениях о речи ХХ в. сохранилось именно учение о композиционных частях речи и стиле.

3. Слововыражение как словесное оформление речи связано с поиском уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие. Слововыражение предполагает нахождение нужных слов и их эффективное расположение в фигурах речи. В учении о слововыражении традиционно описывались качества речи, виды тропов и фигур. Каждый из авторов риторик обычно предлагает свое ви́дение эффективного использования стилевых возможностей лексики и стилистического синтаксиса через определенные отбираемые для обучения тексты. Именно слововыражение является основным способом украшения речи.

4. Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста – самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.

5. Раздел произношение и телодвижение считается заключительным с точки зрения подготовки речи, но первоначальным в восприятии речи. Оратор реализует свою речь в произношении, но не менее значимы мимика, жестикуляция и телодвижения в целом. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

Произношение и голосоведение предполагают создание определенного стиля произношения, включающего работу над громкостью (звучностью) речи, темпом и ритмом, паузацией, артикуляцией, логическими ударениями, интонацией, тембром голоса. Хорошее произношение основывается на владении дыханием. Все перечисленные факторы требуют от ритора упражнений и накопления практического опыта.

Внешние манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только языком, но и всем своим телом: "говорят" руки, ноги, поворот фигуры, головы, мимика и т.д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Важнейший раздел Р. – учение об образе ритора. Ритором называется всякий участник речи, речедеятель, человек, воздействующий речью, мастер риторики как искусства нравственно-речевого убеждения. Исторически риторами называли также учителей Р. Оратором принято называть человека, произносящего устные публичные речи, автором – создателя письменных текстов. В современной Р. возможно говорить о коллективном или коллегиальном риторе, представленном в работе книжных издательств или средств массовой информации. Ораторика – область риторики, изучающая правила создания устных публичных выступлений.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" – недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории.

Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята.

В Р. всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы , ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная Р. называет такие качества оратора, как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А. Волков ). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора , некоторый риторический идеал , в принципе не достижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении Р. Классическая риторика предлагала следующие "средства приобретения красноречия" (по М.В. Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории Р.), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. В качестве философско-профессиональной основы Р. М.В. Ломоносов называет знание других наук. Современная Р. ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории Р. и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении "общаться" вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и необразцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной "играющей" методике, а более формируя личный ораторский облик ученика).

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная Р. занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием "прекрасное"), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием – "справедливое или несправедливое"). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, напр., "Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии", включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Профессор Московского университета А.Ф. Мерзляков в своей "Краткой риторике" 1804–1828 гг. рассматривает: а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) историю истинную и вымышленную, е) речи (последние по "содержанию и намерению" делились на "духовные, политические, судебные, похвальные и академические". Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX в., например, у Н.Ф. Кошанского подробно разбираются: "1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность". Во второй половине XIX в. с заменой Р. на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или худож. литературы.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной Р. как разделах частной Р. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей "риторики" (ср. медицинская или торговая речь, деловая Р. в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Замечательна история русской Р., обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50–70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10–15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.

Оптимизация Р. как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания – важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.

Лит. : Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Полн. собр. соч. – М.; Л., 1951. Т. 7.; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; Античные риторики / Под редакцией А.А. Тахо-Годи. – М., 1978; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVII вв. – М., 1988; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов н/Д., 1994.; Риторика. Специализированный проблемный журнал. – 1995–1997. – №1–4; Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996; Его же: Курс русской риторики. – М., 2001; Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996; Ее же: Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998; Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. – М., 1997; Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998; Его же: Первая русская "Риторика" XVII в.. – М., 1999; Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Докл. 1-й Всерос. конф. по риторике. – М., 1998; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 1999; Его же: Теория риторики. – М., 1999.

В.И. Аннушкин


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Риторика" в других словарях:

    РИТОРИКА - (греч. rhetorike) 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля … Большой Энциклопедический словарь

Митин Алексей Васильевич кб. 204

Понятия и сущность риторики. Риторика как наука о речи

Риторика – ораторское искусство первоначально означало ораторское мастерство. Термин риторика, ораторское искусство, витийство, красноречие, одинаковы по своему значению. Становление риторики как науки произошло в древней Греции в 5 веки до н.э. в эпоху эффинской демократии. В республиканском греческом полисе умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого равноправного гражданина. Он был активен, имел право голоса и право выступления. Публичная речь убедительно им произнесенная могла повлиять на решение граждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Поэтому в древней Греции, а через 100 лет и в древнем Риме владение словом было не примерным условием хорошего образования.

Отдельные элементы риторики возникли еще раньше в древнем Китае и в древней Индии, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

Начало риторики принято связывать с деятельностью софистов а именно Торакса, Кисея, Протагора и Горгия. Рождение риторики связывают с софистами, потому что только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически. В первые, создавая для этого необходимые предпосылки. Софистом называют человека который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того что соответствует его целям . Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Таким образом под софизмом понимают логически и в деталях верное, но не истинное суждение.

Особенности риторического идеала софистов

    Риторика манипулирования, монолога, т.е. адресат для говорящего является пассивным объектом воздействия, и его сознанием можно манипулировать.

    Риторика софистов агональная (агония - борьба), т.е. это была риторика словесного спора, состязания, которая была направленная на победу одного и поражение другого.

    Риторика софистов была риторика относительности, т.е. ни истина была целью их спора, а победа.

Протагор (481-411 до н.э.) – один из первых начал изучать выведение заключения из посылок. Одним из первых использовал форму диалога в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Труды: искусство спора о науках; истина.

Горгий (483-375 до н.э.) является основателем фигур как одного из основных объектов риторики. Он активно использовал фигуры речи, тропы, ритмически построенные фразы. Он сузил слишком размытый до него предмет риторики и утверждал что обучает не добродетели и мудрости а только ораторскому искусству. Труды: о несущем или о природе; похвала Елене; оправдание Паламета;

Лисий (415-380 до н.э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Из 400 его речей сохранилось 34, т.е. он заложил основу судебной речи.

Исократ (436-388 до н.э.) считается основателем литературной риторики. Первым ритором уделявшим преимущественное внимание письменной речи, ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенности его стиля ясная и четкая конструкция, ритмическое членение речи обилие декоративных элементов. Труды: панегирик;

Платон (427-347 до н.э.) критикует софистику за хаотические последствия публичной речи, лишенной нравственного и предметного основания. Он подчеркивал важность строенной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Труды: федр; горгий.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. И среди важнейших черт риторики выделил ее особую динамичность, выразительность и подход к действительности возможного и вероятного. Он указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. А именно виды аргументов, разряды слушателей, виды риторических речей и их коммуникативные цели, требования к стилю, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора. Труды: риторика, топика, о софистических опровержений.

Цицерон (106 – 43 до н.э.) – продолжил развивать теорию риторики. Труды: о нахождении, топика, оратор, Брут об ораторе. В своих трудах он рассуждает о содержании и построении речи, о выборе одного из стилей в соответствии с содержанием речи, о периоде и об источниках убеждения.

Квинтилиан (35 – 97 коды) – ему принадлежит самый полный античный учебник по красноречию «риторические наставления» в 12 книгах. В данном учебнике он систематизирует все накопленные к его времени знания об искусстве оратора. Дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных целях сообщения и убеждения на основе чего рассматривает 3 рода риторической организации риторического сообщения, пишет о способах возбуждения эмоций и создании нужных настроений. Рассматривает технику произнесения и запоминания.

Агрелий Августин (блаженный) (354 – 430) – является одним из отцов церкви. До своего обращения в христианство среди прочего преподавал и риторику. Став христианином начал обосновывать важность красноречия. Для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества. Труды: исповедь, о христианском учении.

В средневековье риторика стала одной из 7 свободных наук в системе наук воррона которые преподавали в школах и университетах. Эти 7 наук делились на 2 группы:

Тривиум – (грамматика, диалектика, риторика) преподавали до 19 века

Квадриум – арифметика, музыка, геометрия, астрономия.

Пьер Рамю (1515 – 1572) – французский философ и филолог пытался пересмотреть учение о трех стилях, использовал термин риторика для 3 компонентов коммуникации (дикция, память и действие). Его последователи определяли риторику как искусство украшенной речи. В следствии риторика стала сводится к изучению литературной формы и выражению.

С начала 17 века появляются первые русские риторические пособия. Первая русская риторика (1620 год) представляла собой перевод с латинского риторики Меланхтоуна.

Важнейшим учебником по красноречию стала риторика митрополита Коломенского и Московского Макария (1816 – 1882). Оригинальную концепцию русской риторики предложил Ломоносов (1711 – 1765) «В кратком руководстве красноречия» 1743 «в кратком руководстве к риторики» 1747. В этих книгах была окончательно закреплена русская научная терминология риторики. До середины 19 века вышло более 100 наименований учебников, учебных пособий, по риторики.

В первой половине 20 века под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества требование к речевой практике усилились. В современной России появляется значительное количество трудов по риторики. Которые условно можно разделить на 5 групп:

Сторонники возрождения традиционной риторики как искусство красиво говорить с учетом новых научных достижений.

Разработчики современной теории аргументации и речевого воздействия

Разработчики отдельных риторических направлений, а именно троп, фигур

Методологи риторики

Исследователи литературной риторики

Традиционная риторика была противопоставлена грамматике, поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики в отличии от поэтики являлось только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста.

Герменевтика – искусство толкования, философское направление 20 века выросшая на основе интерпретации текстов. Таким образом различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводилось к различиям понимания того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Исходя из этого сложились 2 основных направления:

Идущее от Аристотеля – связывала риторику с логикой и предлагала считать хорошей речью убедительную эффективную речь, данное направление называется – логическим. Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта.

Идущего от Исократа – представители второго направления были склонны считать хорошей богато украшенную построенную по канонам эстетики речь. Данное направление называется литературным , т.е. убедительность продолжала иметь значение, но была не главным критерием оценки речи.

Риторика – это научная дисциплина изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Традиционно риторика делится на частную и общую риторику. Частная риторика – рассматривает особенности отдельных видов коммуникаций в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. Частные риторики изучают особенные области которые называют сферами повышенной речевой ответственности, потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумении владеть словом чрезвычайно велика (дипломатия, медицина, организационная деятельность, административная деятельность, педагогика). Общая риторика (неориторика) – представляет собой науку об универсальных приципах и правилах построения хорошей речи, независящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Общая риторика содержит следующие разделы:

- риторический канон – система специальных знаков и правил следуя которым можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать, в какой последовательности, как, какими словами, т.е. риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая 3 этапа, а именно: изобретение содержания, расположения изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

- теория и практика публичной речи (оратория) – это важный раздел риторики, т.к. свободное владение словом обязательно для человека который желает отстоять свою точку зрения публично и склонить аудиторию на свою сторону.

- теория ведения спора – учит достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством.

- ведение беседы – данный раздел риторики позволяет понять причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, правильно определять стратегию и тактику разговора, дает необходимые прктические рекомендации.

- риторика повседневного общения – дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной жизни, она поможет найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские и семейные отношения, какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения.

- этнориторика – изучает национально-культурные различия речевого поведения людей ее знание помогает избежать ситуации непонимания между людьми разных национальностей в сфере делового общения и повседневной жизни.

Квентилиан – родился в Испании 88 году прекратил преподавание, его риторика состоит из 5 частей.

Рассудительный – сенат, оратор должен знать о силе и нравах слушателей.

Рецензия

Рецензия – критический анализ чужого текста предполагающий его изложение и оценку. Цель – оценка источника. План:

Определить тему рецензируемого текста

Дать оценку актуальности и важности данной темы для адресата

Разбить текст на смысловые блоки и кратко изложить каждый блок.

Оценить форму изложения: логичность, уместность примеров, степень доказательности и правильность речи.

Базовые понятия риторики

Основной единицей речевого общения является речевое событие. Оно определяется, как некое законченное целое со своей формой, структурой и границами (лекция, концерт, совещание и т.д.). любое речевое событие сказывается из двух составляющих:

Поток речевого поведения (дискурс) – это то что говорится, сообщается (словесная речь) и то чем она сопровождается (мимика, жесты, поза).

Условие, обстановка в которой происходит речевое общение между его участниками (кабинет, класс, столовая, дом, метро и т.д.).

В свою очередь поток речевого поведения складывается:

Собственно слов – того что можно написать на бумаге или произвести устно. Это вербальное или словесное поведение.

Звучание речи, ее акустики – громкость, высота тона, быстрота темпа речи – это акустическое поведение.

Значимое движение лица и тела, взгляда, жеста, мимики, жестово-мимическое поведение.

Типы жестов

Жесты символы

Жесты иллюстраторы

Жесты регуляторы

Жесты адаптеры

Часто бывает что жесты не соответствуют произносимым словам. Поток речевого поведения включает пространственное поведение. Есть соответствующие нормы по которым происходит общение, их 4:

Интимная 15 – 45

Личная (близкая 45 – 75 и дальняя 75 – 120)

Социальная 120 – 360

Бубличная 360 и более

Звучащее слово живую речь произносимую в процессе развертывания речевого события называют дискурсом. Вторая составляющая речевого события – обстановка в которой происходит речевое событие и все те кто в нем участвует – это сцена или действующие лица. Если состав участников меняется наступает новое явление, новое речевое событие.

Совокупность элементов речевого события включающее его участников, отношение между ними и обстоятельства в которых происходит общение, называют речевой ситуацией. В речевой ситуации есть участники среди которых можно выделить главных и второстепенных (свидетели происходящего). Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресантом и адресатом). Еще один элемент речевой ситуации зачем говорится то что произносится в данной речевой ситуации, каковы речевые цели, намерения участников, каков должен быть результат их общения. Цель говорящего это тот результат который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи.

Типы речевых действий и типы дискурса

Цель говорящего

Типы речевого действия

Типы речи

Сообщить информировать

Сообщение, информация

Информирующий

Высказать и доказать свое мнение

Убеждение

Аргументирующий

Побудить к действию

Побудить к действию

Агитирующий

Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником

Поиски смысла

Эвристический

Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного

Оценка (похвала или порицание)

Эпидектической

Доставить удовольствие себе и собеседнику, самим процессом речевого процесса

Игровые речевые акты

Гедонистический (радуясь) или диатребический (провожу время)

Выразить и возбудить эмоции, предложить свою эмоциональную картину мира

Поэтический, художественный

Одна из составляющих коммуникации является визуальная коммуникация. Она подлежит большему контролю, не является столь же многозначной как коммуникация вербальная. В ней отсутствует двусмысленность. Огромную информацию визуальной коммуникации играет цвет.

Цвета и значения

Розовый – нежный, внушающий

Красный – волевой жиниутверждающий

Оранжевый – теплый уютный

Желтый – обновляющий раскрепощающий

Зеленый – требовательный освежающий

Светло-синий – направляющий

Фиолетовый – углубленный, тяжелый

Белый – гасит раздражение

Черный – не способствует сосредоточению

Воздействие осуществляется на каждом из уровня языка, в том числе и на звуковом. Значение звуков изучает наука фоносемантика.

А - ярко красный

О – желтый или белый

И – синий

У – темно синий

Ы – тусклы темный или коричневый

Слова также получают определенные оценки

Взрыв – грубый страшный сильный большой

Гром – грубый сильный

Лепет – хороший маленький нежный слабый тихий

Свирель – светлый

Стиль речи

Стилистическая норма Это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления.

Стиль речи – это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной или официальной. Существует пять стилей речи разговорный и 4 книжных (научная, официально-деловая, публицистическая, художественная). Для каждого стиля характерны определенные средства языка, а именно: слова, их форма, словосочетания и типы предложений.

К следующему занятию подготовить доклады:

Контрольная работа включает в себя:

Титульный лист

Вступление (1-2 стр. цель – что будите рассматривать и какое значение)

Основная часть – 15-20 стр.

Заключение – 1-2стр. выводы, точка зрения

Список литературы – 1 стр.5 наименований

Приложение

Кафедра государственных правовых дисциплин

Шрифт Times New Roman 14 сноски 12 интервал 1.5 поля 20

Тепа контрольной работы: культура парламентской речи

Вопросы зачета:

    Риторика как учебный предмет и как наука. Задачи курса.

    Причины возникновения риторики. Исторические этапы развития риторики.

    Основные понятия традиционной античной риторики. Источники и цели красноречия

    Риторика софистов

    Философская риторика Сократа и Платона. Основные требования диалектики к риторики

    Искусство спора.

    Краткая характеристика пяти основных частей риторики.

    Классификация деловых бесед и их особенности

    Монологические и диалогические формы современной деловой риторики. Монологические жанры и их содержание.

    Специфика устной и письменной речи. Ее соотношение.

    Разновидности общения. Непосредственная и опосредованная, вербальная и невербальная, межличностная, представительская, ролевое, групповое общение культур.

    Особенности и разновидности эпидектической речи. Ее роль и значение в общение.

    Полемические приемы и уловки в споре.

    Требования формальной логики по содержанию речи. Логические ошибки.

    Теория переговоров в современной риторики. Правила ведения партнерских переговоров.

    Виды и речевой этикет делового общения.

    Особенности и разновидности информационных речей.

    Особенности и разновидности агитационных речей.

    Виды и типы памяти. Приемы ее развития.

    Учет особенности аудитории. Техника привлечения внимания.

    Публичное выступление как риторический жанр. Основной и вспомогательный материал.

    Традиционные жанры ораторской речи юриста и особенности их применения.

    Критика в деловой коммуникации. Структура и этикет.

    Актуальные проблемы деловой речевой коммуникации в современном мире.

    Роль риторики в современном мире.

    Культура, принципы и правила ведения спора.

    Виды спора. Мотивы руководящие спорящими и их влияние на отношение спорящих друг на друга и методы ведения спора.

    Невербальные средства коммуникации.

    Черты научного стиля. Языковые средства реализующие черты научного стиля.

    Виды и функции вопросов. Формулировка вопросов.

    Выбор темы речи, основные требования к ее названию.

    Конфликт в деловом общении.

    Роль психологической образованности оратора. Средства активизации интереса слушателей (композиционные, речевые, методические).

    Риторические тропы и фигуры. Их роль в общении.

    Искусство задавать и отвечать на вопросы.

    Правило ведения спора

    Основные черты публицистического стиля. Языковые средства реализующие основные черты публицистического стиля.

Литература:

Введенская, Павлова – риторика для юристов.

Введенская Павлова – культура и искусство речи.

Параховчиков – искусство речи на суде

Стернин – практическая риторика

Константин Жоль – логика в лицах и символах

Нелсон Голанд – язык жестов и мимики. Что это такое

Уайт Сайд – о чем говорят лица

Фишер Юри – путь к согласию или переговоры без поражения

Люшер – цвет вашего характера

Рижский – опыт риторики

Кошанский – общая риторика, частная риторика.

Мерзляков – краткая риторика.

Галич – теория красноречия для всех родов прозаических сочинений.

Сперанский – правила высшего красноречия

Никольский – о российской словесности

Довыдов – чтение о словесности

Кони – судебные речи.

Урусов – первосоздатель русской судебной защиты

Риторика - это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать. Увлечь своей речью.

История ораторского искусства

Искусство риторики - одно из древнейших. Как только люди научились говорить, как только сформировалась вторая сигнальная система, так сразу возникла потребность употребить ее как можно лучше и эффективнее. Ведь ораторское искусство - это не просто умение красиво говорить.

Это еще и умение убеждать, уговаривать людей сделать то, что нужно оратору, а не то, что они собирались. Это - власть. В древней Греции ораторскому искусству обучали в обязательном порядке. Считалось, что образованный человек должен уметь говорить - так же, как должен уметь писать. В Древнем Риме полагали, что мужчина благородного происхождения должен быть либо политиком, либо воином, либо юристом. Ни одно из этих дел не обходится без умения говорить ярко и увлекательно.

Кому нужно умение красиво говорить?

Сегодня, конечно, риторика не входит в перечень обязательных предметов. Но есть много профессий, в которых она станет отличным подспорьем. Те, кто работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать и доказывать. Педагогическая риторика - искусство учителя увлекательно подавать материал, концентрировать внимание учеников на нужных моментах. Грамотно построенная лекция не только лучше запомнится, она еще и проще в исполнении для самого оратора. Не нужно кричать, напрягая связки, не нужно злиться и нервничать. Ведь аудитория и так ловит каждое слово педагога, и не потому, что боится наказания, а потому что интересно. Педагогическая риторика, усвоенная и отработанная в полной мере, поможет и учителям, и ученикам.

Основа речи - план

Нужно помнить, что риторика - это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Без умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная, продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно повторяться, упускать важные факты и запинаться.

Еще один момент, напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный - дикция. Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на необходимость разбирать невнятное произношение лектора.

Говорят, Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно, но это действительно неплохой способ выровнять дикцию - если, конечно, нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно, скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.

Публика - это вовсе не страшно

Риторика - это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как свободная импровизация - то есть легко и без усилий. Нет ничего более сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация балерин - результат огромного труда.

Тренироваться нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке - уж она-то точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.

Для многих проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать - процесс страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.

Ориентация на слушателей

Основы риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты фрагментами текста, имеющими целевое назначение.

Речь, рассчитанная на шахтеров - совсем не то же самое, что спич, который будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий - разные интересы, разные вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.

Заинтересовать и увлечь

Вступление тоже должно быть ярким. Даже если основная тема спича не позволяет фантазии развернуться, первые фразы должны увлечь аудиторию, приковать внимание к говорящему. Опытные ораторы могут использовать для вступления экстравагантные и рисковые темы - просто для того, чтобы их начали слушать. А потом, в следующей части речи, сгладить резкое впечатление. Начинающим, конечно, не стоит прибегать к столь радикальным мерам. Но все же нужно постараться сделать начало «цепляющим», ярким. Если с самого начала не удалось завоевать внимание слушателей, весь труд по написанию речи окажется бесполезным.

Кажущиеся отступления от темы - тоже очень важный момент. Человек может без усилий фокусировать внимание только пять-шесть минут. Если речь должна быть долгой - лекция, подробное пояснение, - значит, нужно разделить ее на логические сегменты. И разбить теорию любопытными для публики примерами, может, даже забавными, хотя юмор - весьма зыбкая почва. То, что смешно одному, другой сочтет грубостью или пошлостью. Риторика - это искусство не только заинтересовать, но и удержать внимание публики.

Диалог с публикой

Таки отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.

Чтобы определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить «для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а современная риторика имеет много общего с театральным искусством. Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает, когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот, сочувствует высказанным мыслям.

Речь должна быть грамотной

Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее - к стилю речи.

Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения - к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.

Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ - это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.