Эффект зейгарник наблюдается при изучении. Завершенные и незавершенные действия. Эффект Зейгарник

Может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.

Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp - Wikipedia Viewer .

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду - поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» - скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь - вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.
Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии

В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:
Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать» .

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял - вот тогда у тебя будут неприятности!


Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое - насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

Мы живём в таком ритме, что порой бывает сложно найти время для продолжительных задач, поэтому они постоянно переползают из одного списка в другой. Как же в конце концов взяться то за эти постоянно откладывающиеся задачи?

Есть один метод — эффект Зейгарник.

Один из самых простых способов победить откладывание дел в долгий ящик - использовать эффект Зейгарник. Это явление было открыто русским психологом Блюмой Зейгарник во время ужина в венском ресторане.

Она заметила, что загруженные работой официанты помнят лишь заказы, которые находятся в процессе обслуживания, но как только все блюда поданы, заказ исчезает из памяти персонала.

Позже для изучения этого явления Зейгарник попросила группу участников выполнить ряд простых заданий в лаборатории, таких как решение головоломок и нанизывание бусин на нить.

В течение какого-то времени их периодически отрывали от занятий, а потом Зейгарник спрашивала, что конкретно из своих задач они запомнили лучше всего.

В ходе этого эксперимента обнаружилась любопытная вещь — люди гораздо лучше запоминают задачи, от которых их оторвали, нежели те, которые они успели закончить.

Так какое же отношение это имеет к откладыванию дел на потом?

Эффект Зейгарник предполагает, что прерванное действие создаёт ментальное напряжение, которое удерживает информацию на переднем плане памяти. Единственное, что может снять это напряжение - завершение начатого.

Таким образом, это явление предполагает, что любое начатое дело, неважно, большое или маленькое, остаётся в глубине вашего сознания до момента завершения.

Простая техника, часто применяемая на телевидении: прерывание передачи на самом интересном месте гарантирует, что зрители вернутся к просмотру, потому что захотят узнать, чем же всё закончилось, захотят завершить начатое.

То же самое происходит с задачами, которые кажутся невыполнимыми. Просто сделайте первый шаг, и дальше всё начнёт двигаться само собой.

В интервью для британской газеты The Independent когнитивно-поведенческий психолог лондонского медицинского центра The Blue Tree Clinic Хадасса Лейпциг говорит, что эффект Зейгарник играет важную роль и в сохранении психического здоровья.

Незаконченные задачи и откладывание дел на потом часто приводят к цикличному и не приносящему пользы образу мышления. Это может влиять на сон и вызывать чувство тревоги, что в дальнейшем сказывается на психических и эмоциональных ресурсах человека, — говорит Лейпциг. — При использовании эффекта Зейгарник самостоятельно или же в условиях когнитивно-поведенческой терапии, это явление может способствовать ментальному благополучию, мотивируя вас на окончание начатого, развитие здоровых привычек, постановку целей и решение постоянно откладываемых на потом проблем. Успешное завершение задач принесёт чувство удовлетворения, повышая самооценку и уверенность в себе. Кроме того, человек, способный найти выход из стрессовых ситуаций, вероятно, сможет оказать положительное влияние и на своё психологическое благополучие.

источники

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ

(англ. Zeigarnik effect ) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. З. э. назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К . Левина - Б . В . Зейгарник . Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Зейгарник эффект

   ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ (с. 245)

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е гг. нашей соотечественницей Б.В.Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В.Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванный задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "Зейгарник эффект" в других словарях:

    ЗЕЙГАРНИК, ЭФФЕКТ - Впервые выдвинутое Блюмой Зейгарник в 1927 г. обобщение, что невыполненные задачи запоминаются лучше, чем выполненные. Сегодня этот термин обычно употребляется в отношении того принципа что любая задача, которая была прервана, будет припомнена… … Толковый словарь по психологии

    Зейгарник эффект - (1927) обобщение, согласно которому невыполненные задачи запоминаются лучше выполненных (то есть, как подчёркивает Б.В.Зейгарник, завершившихся с чувством удовлетворения) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) - – явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    - (1900–1988) российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект З.» В дальнейшем, развивая… …

    ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна - (1900 1988) российский психолог. Доктор психологических наук. Профессор (1967). Лауреат Ломоносовской премии (1978) и Международной премии имени Курта Левина (1983). Вскоре после окончания гимназии выехала на учебу в Германию. Во время… … Социология: Энциклопедия

    Зейгарник - Зейгарник, Блюма Вульфовна Блюма Вульфовна Зейгарник Дата рождения: 9 ноября 1900(1900 11 09) Место рождения: Прены, Ковенская губерния Дата смерти: 24 февраля 1988(1988 02 24 … Википедия

    Эффект Зейгарник - Эффект Зейгарник психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими либо незаконченными действиями, чем с законченными. С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что… … Википедия

    - (эффект Зейгарник) явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются… … Большая психологическая энциклопедия

В психологии есть такие закономерности, наличие которых приближает зыбкую область знаний о душе к более точным наукам. Существуют данные экспериментов, многократно подтвержденные на самых разных людях. Я считаю, что это полезно знать каждому. Эффект Зейгарник, или феномен незавершенных действий, для меня стоит в первом ряду таких практических знаний.

В 1927 году Блюма Вульфовна Зейгарник защитила в Берлине под руководством Курта Левина дипломную работу на тему «О запоминании завершенных и незавершенных действий». Экспериментально она обнаружила, что незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.

Кратко о ней
Родилась в 1900 в Российской империи, в 1919 году вышла замуж, в 1921ом — уехала с мужем в Германию, с 1924 года училась в эпицентре развития психологии в Берлинском университете, в 1931 году вернулась в Советский Союз. Муж-еврей расстрелян перед Великой отечественной войной. Растила сама двоих сыновей, один из которых родился уже после ареста отца. Разработала основы новой области знаний на стыке психологии и психиатрии — патопсихологию.

Предыстория

Про историю своего открытия Блюма Вульфовна вспоминала, что Курт Левин, который был чуть старше группы своих студентов, был в общении неформальным, живым, увлекал учеников «игрой-поиском», в которой наблюдал и исследовал ежедневные ситуации. Например, их семинары иногда проходили в кафе, и на феномен лучшего запоминания незавершённых действий именно Левин первым обратил внимание. Он попросил официанта без подсматривания назвать, что заказал тот или иной посетитель. Официант помнил полностью заказ каждого клиента. На вопрос же о заказах тех, кто только что покинул кафе, он не смог ответить вовсе. «Они ведь уже расплатились», — таков был его ответ.

Эксперимент

В какой же форме решила Блюма Зейгарник проверить гипотезу о влиянии завершенности на запоминание?
Испытуемым давали множество заданий с ограниченным временем на каждое, в случайном порядке прерывали их выполнение (говоря, что время на задание закончилось), а затем просили вспомнить, какие именно были задания. Незавершенные не только вспоминались лучше, но испытуемые пытались хоть каким-то образом их доделать. Этот феномен был назван Зейгарник-эффект.

В Университете мы в рамках практикума тоже ставили такой эксперимент. Меня тогда поразило, что мой испытуемый, у которого я прервала задание подписать все листы, после окончания работы непроизвольно сидел и ставил свои подписи на всех листах. Это не была «Фамилия И.О.», а лишь подпись, но нереализованная потребность стремилась воплотиться хотя бы в такой форме. На мой вопрос, почему он это делает, ответом было: «Просто так. Захотелось». Вот так потребность не только сохранилась, но и ушла в неосознаваемое. Интересно, сколько у каждого из нас вот таких заряженных стремлений?

Выводы

Из открытия Зейгарник есть множество полезных выводов, которые пригодятся в наших ежедневных делах. Блюма Вульфовна к этим выводам отношения не имеет. Это я собрала способы использования ее открытия и обобщила свой опыт консультирования и ведения групп. Вы можете дополнить своими.

1. Завершение начатого

Незавершенные дела «висят» у нас в памяти. Когда таких дел становится слишком много, наш процессор зависает и требует перезагрузки, то есть обнуления. В таких случаях мы начинаем забывать то, что пообещали, становимся невнимательны к тому, что происходит, ибо ресурс психики тратится на предыдущие задачи.

Значит, имеет смысл не множить количество недоделанного, а завершать начатое. «Закрыть гештальт» — это выражение мы часто слышим то тут, то там по поводу чего-то недореализованного. Вот это и стоит сделать.
Вчера на сеансе у остеопата телом переживала такой образ: когда доктор легко прикасался к кончикам моих пальцев, я чувствовала, как нервная цепь замыкалась. Словно когда-то мне было важно вот это прикосновение, но оно не было совершено, и вся система находилась в напряжении.

Важно! По моему опыту (Зейгарник об этом ничего не говорила), если начатое потеряло актуальность — допустим, вы решили не дочитывать книгу — имеет смысл завершить этот процесс хотя бы символически. Отпустить.

2. Стремление закрыть отношения

Вот так же «висят» не только дела, но и незавершенные отношения. Они иногда даже не осознаются нами, но остаются «подгружены» к списку наших задач. Обещанный приезд к маме, намерение сходить с ребенком на спектакль, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в далекое путешествие с друзьями, разрушенные совместные планы с любимыми… Многоточие… Именно этот знак стоит в темах, которые ждут продолжения. Мы словно им пообещали «to be continued», «продолжение следует».

Вывод о влиянии незавершенных отношений на все последующие, пока предыдущие не закрыты, напрашивается сам собой. Моя психологическая практика тоже подтверждает верность этой гипотезы. Безусловно, Б.В.Зейгарник не подразумевала такого, да и экспериментально проверить это трудно. Однако, именно такие феномены часто обнаруживает психотерапевтическая практика. Первые отношения любого человека — это отношения в родительской семье. К ним так или иначе ведут ассоциации, даже когда обращающийся за помощью к психологу пришел поговорить на другие темы — о муже или ребенке, или работе.

«Уже ль я грешен тем, что сам
Постиг чуть горький запах мщенья
И все свои невозвращенья
По той же схеме подписал?
А жизнь как жалкий какаду
Одно и то же затвердила:
«Мой милый, жди меня, мой милый!
И я приду, приду, приду».

Иваси

Чтобы увидеть, услышать, почувствовать во все то, что стремится к завершению, следует прежде всего обратить внимание на неадекватные ситуации чувства. Такие чувства, которые словно относятся не к актуальной ситуации, а к чему-то еще. Обнаружив такое чувство, каким бы оно ни было сильным, поразительным, страшным, важно побыть с ним, дать себе и ему время на проживание. Я часто использую дыхательные и медитативные практики для этого, а так же душевный разговор. А что вы делаете с такими переживаниями?

3. Внимательность к захватывающим нас новым потребностям

В начале 1970 годов Дж.Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж.Джейкоби из университета Пардью изучали возможности применения эффекта Зейгарник в рекламе. Прерывание в экспериментах показало положительное влияние на вовлечение и запоминание брендов. Повсюду в рекламе и медиасфере теперь используют выводы из их исследований:
1) интрига с первых секунд
Чтобы при отказе от просмотра у человека возникало ощущение незавершённости;
2) недосказанность
Чтобы лучше запоминалось.

Значит, стоит быть внимательными к таким «крючкам», чтобы не терять время и не вовлекаться. А этому способствует памятование о своих приоритетах.
Чтобы не требовалось завершать, лучше тщательнее выбирать, что начать.

4. Использование эффекта Зейгарник для нужных дел

Мы можем, зная о феномене Зейгарник, облегчить себе доделывание некоторых дел. Как гласит самое краткое пособие для начинающих: «Начните!». Если вы не сомневаетесь, что именно это вам точно нужно, то лучше сразу начать. Вернуться к начатому будет гораздо проще, когда уже пройдено несколько шагов к цели. Эффект Зейгарник будет вам в этом помогать и поддерживать мотивацию.
По теории поля Курта Левина, мы испытываем потребности, связанные с полем — если видим зеркало, хочется в него посмотреть, если колокольчик, то позвенеть им и т.д. Начиная выполнять новые задачи, мы словно бы засеваем это поле семенами, к которым нас будет тянуть вернуться снова.

А как у вас? Расскажите о своем опыте незавершенных и завершенных дел.

На жизнь человека легко можно объяснить и научно обосновать. Бывали же случаи, когда вас мучила одна и та же ситуация, только лишь потому, что однажды вы не знали как вести себя и просто предпочли избежать её? Или не смогли разрешить конфликт с партнёром и теперь в каждых новых отношениях «натыкаетесь» на похожую проблему? Существует эффект зейгарник, который означает, что личность лучше запоминает задачи, если в какой-то момент возникло прерывание действий и они остались незавершенными. Те же, что успешно были реализованы, исчезают в недрах памяти и становятся настолько неактуальными, что мы вполне можем о них напрочь забыть. Нашей психике обязательна завершенность, поэтому то, с чем нам не удалось справиться, будет преследовать до тех пор, пока не удастся хоть немного осознать и «прикрыть» вопрос.

История возникновения

Этот эффект открыт Блюмой Вульфовной Зейгарник. Она была основательницей отечественной патопсихологии и сделала немало для развития психологии, являясь профессором и доктором психологических наук. Будучи примерно в 24-летнем возрасте, Блюма посещала курсы Курта Левина. Он в этот период занимался изучением мотивов, которые толкают личность на совершение каких-либо действий. После окончания занятий он любил неформально проводить свободное время со своими учениками. Не просто общаться, а с пользой для науки.

Например, они часто играли в «игру-поиск», в процессе которой девушка и сделала открытие, что внесло немалый вклад в развитие науки. Курт решил обратиться к официанту, с просьбой перечислить блюда, заказанные компанией людей за соседним столиком. Несмотря на большое количество позиций, работник вспомнил все. А вот небольшой заказ тех, кто уже расплатился, назвать не смог. Объяснив это тем, что просто не было надобности удерживать в памяти информацию, которая уже не актуальна. Клиенты ведь расплатились, какой толк помнить, что именно они ели и пили?

Эксперимент

Группе испытуемых было предложено выполнить различные действия, общее количество которых составляло примерно 22 задачи. Они были простыми и затрагивали практически все навыки и умения личности. Допустим, нужно было надеть бусины на нитку, придумать стихотворение, вырезать и слепить коробку из бумаги, умножить в уме трёхзначные числа или проявить художественные способности, нарисовав вазу.

Инструкция гласила, что необходимо справиться с заданиями максимально быстро и без ошибок. Но процесс завершения всегда нарушался экспериментатором. Наиболее часто именно в моменты полного сосредоточения на работе. Он просто предлагал перейти к выполнению следующей задачи. А на вопросы о том, что делать с теми, что не успели закончить – делал вид, что ничего не слышит. Отчего участники не имели чёткой картины происходящего. Но потом всё-таки разрешал вернуться к тем, что не успели сделать, чтобы довести начатое до конца.

По завершению испытания каждого просили перечислить, какие именно задания они выполняли. И что вы думаете? Около 90% испытуемых вспоминало именно о тех, которые не удалось доделать с первого раза. Остальные, сделанные без преград и вмешательств, просто оказались вытесненными из памяти.

Объяснение феномена

Сама Зейграник объясняла возникновение этого феномена благодаря мотивирующим факторам. То есть, личность охватывает потребность завершить начатое. Причём мотивация может существенно отличаться у всех. Например, часть людей согласилась на эксперимент, чтобы проверить свои возможности, узнать себя лучше. Часть – чтобы помочь науке, хоть как-то соприкоснувшись с её развитием. А кто-то просто хотел развлечься и решил поучаствовать, просто опираясь на свой азарт.

Причин можно назвать массу, но в любом случае у каждого участника был мотив, согласно которому он выполнял задачи и дошёл до конца. В момент прерывания деятельности оказывалось, что его намерение, согласно которому он выкладывался, получалось неосуществлённым. Отчего появляется напряжение, что совершенно оправданно. Столько приложено усилий и все зря. Вот тогда-то такое намерение остаётся в памяти, чтобы в дальнейшем найти возможность реализоваться.

Курт Левин назвал такое намерение квази потребностью, то есть отличающейся от истинной потребности, являясь как бы вторичной. Её целью служит снятие возникшего напряжения впоследствии незавершённости. Отчего человек неосознанно будет воспроизводить в жизни похожие ситуации, пока не удастся разрядиться. Именно по этой причине испытуемые добровольно возвращались к делу, на котором их прервали, если был небольшой перерыв между заданиями.

Исследование Розенцвейга

Интересный опыт провёл Саул Розенцвейг. Его результаты оказались немного различными с теми, что получила Блюма. Он внёс изменения в процедуру тестирования, сказав участникам, что эксперимент направлен на изучение их умственных способностей. Это полностью поменяло ситуацию. Так как теперь испытуемые вытеснили задачи, с которыми не смогли, или не успели справиться. Они помнили лишь те, что удалось успешно выполнить. Никто не хотел признавать себя глупым, чрезмерно медленным и неспособным на сложную интеллектуальную работу.

Нюансы феномена

В 2006 году в Миссисипи учёные провели эксперимент, схожий с тем, что придумала Зейгарник. Только задача стояла немного другая. Экспериментаторы изучали влияние ожидания награды на успешность работы. Оказалось, что эффект теряет свою силу при дополнительных условиях. Испытуемых поделили на две группы. Первой сказали, что обязательно оплатят их работу, второй же ничего не обещали. После того, как им не дали доделать задание, а предоставили новое, то в перерыве 86% участников, не ожидавших денег, предпочли вернуться и таки завершить начатое. В то время как 58% испытуемых, ожидавших оплаты, удовлетворились тем, что успели сделать.


Этот эффект можно использовать для собственного блага. Ведь, как говорится: «Кто предупреждён – тот вооружен». По крайней мере, в СМИ уже давно манипулируют сознанием населения с помощью незавершённых действий. Вспомните любой сериал. Каждая серия обычно обрывается на самом интересном моменте, вызывая острую необходимость как можно быстрее посмотреть, что будет дальше.

Так почему бы не увеличить собственную продуктивность, зная эту хитрость? Стоит хотя бы начать работу, отодвинув подальше , если таковая имеется. А после переключиться в качестве отдыха на другой проект. Или просто сделать перерыв. Ваше подсознание не даст вам возможности избежать участи и будет постоянно напоминать о том, что не удалось доделать.

Техника «пустой стул»

В любви же всё немного сложнее, если не выходит прояснить отношения с кем-то значимым, это может вызвать массу тревоги. Которая негативно скажется, как на самооценке, так и на здоровье в целом. Но что делать, если бывший партнёр не идёт на контакт, или если прошло так много времени с тех пор, что не известно даже где его искать? Или, в худшем случае, если его уже нет в живых? Существует техника «пустой стул». Желательно, конечно, выполнять её в присутствии психотерапевта, но можно попробовать и самостоятельно.

Следует поставить напротив себя стул, на котором представить образ значимого человека. И действовать в зависимости от остановленной нереализованной потребности. Можно рассказать о своих чувствах и вообще о том, что не выходит по каким-то причинам заявить в реальности. Можно наоборот, задать вопрос и прислушаться к своим ощущениям, чтобы понять, что на самом деле происходило с партнёром, что он так себя повёл.

Будьте внимательны к тому, что происходит, к каждой своей мысли, эмоциям, замечайте, что творится с вашим телом. Попробуйте поставить точку, извинившись, или извинив его. Позвольте себе освободиться от накопленной тревоги и незавершенности процесса. Посидите пару минут, вернувшись к себе в момент здесь и сейчас, отпустив ситуацию.

Завершение

Работа Блюмы оказалась фундаментальной, послужив основой для формирования одного из принципов гештальта – завершённости, целостности. В психологии часто используется этот термин и практически каждое направление психотерапии стремится помочь личности осознать моменты, которые оказались прерванными, чтобы снять напряжение и таки закончить начатое. Так что, осознавайте свои гештальты, закрывайте их и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина