Фредерик Францишек Шопен. Биографическая справка. Краткая биография фридерика шопена Шопен полное имя

Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, Фредерик Францишек Шопен). Родился 1 марта (или 22 февраля) 1810 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы - умер 17 октября 1849 года в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, песни.

Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!», - так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.


Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.

С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна.

К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно , он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена.

Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза» .

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к , которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой.

Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

Представитель искусства романтизма. Он родился в небольшом городке Желязова Воля, расположенном недалеко от Варшавы. Его отец Николя имел французское происхождение, а мать Юстина была местной жительницей.

Музыкальные впечатления детства

Обучаться игре на фортепиано Фридерик начал в шесть лет. Юному музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал с¢в

В раннем детстве Фридерик познакомился с итальянской оперой, очень популярной во всех уголках Европы. В начале 19-го века вокальное искусство не было слишком сложным для восприятия. Широкий круг слушателей привлекали яркие театральные постановки и красивые запоминающиеся мелодии, которые можно было напевать. И хотя творчество Шопена не содержит ни одной оперы, он приобрел и на всю жизнь сохранил вкус к гибким и пластичным мелодиям.

Салонное искусство

Еще одним источником музыки будущего композитора стало так называемое салонное исполнительство. Крупным представителем этого искусства был Михаил Огиньский. Он известен и сегодня благодаря своему знаменитому Полонезу.

Салон - одна из форм проведения досуга представителей обеспеченных слоев европейского общества 19 века. Эта общественная практика была описана во многих литературных произведениях, например у Льва Толстого и Оноре де Бальзака. В салонах люди не только общались, но и слушали музыку. Крупнейшие пианисты и скрипачи тех времен приобретали известность именно благодаря выступлениям на разнообразных светских мероприятиях.

Фридерик Шопен играл на фортепиано в местных салонах с 12 лет. Он любил это скромное домашнее искусство. Творчество Шопена несет яркий отпечаток салонной музыки. От приглашенных на светское мероприятие пианистов часто требовалась бравурная виртуозность и сентиментальная легкость исполнения. Но Шопену чужды излишняя развлекательность и банальность, свойственные данному направлению искусства.

Раннее творчество

Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он написал в возрасте семи лет, возможно, находясь под влиянием одноименного произведения Михаила Огиньского. Еще один источник сочинений будущего композитора - польский музыкальный фольклор. С ним Фридерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой, а также певицей-аматором.

Юный Шопен учился в Варшавском лицее, параллельно занимаясь музыкой под руководством частных педагогов. Он постигал уже не только игру на фортепиано, но и композицию. Позже Фридерик поступил в Главную школу музыки польской столицы.

В Польше карьера Шопена развивалась успешно благодаря щедрому покровительству меценатов. В частности, о молодом пианисте заботилось знаменитое аристократическое семейство Четвертинских. На волне успеха Шопен был приглашен на гастроли в Австрию, куда он и уехал в 1829 году.

Эмиграция и ее причины

Концерты молодого музыканта пользовались в Европе огромным успехом. Им восхищались знаменитые композиторы того времени Роберт Шуман и Ференц Лист. Творчество Шопена находилось на пике популярности. Во время пребывания композитора на гастролях на его родине произошло восстание.

Свободолюбивые поляки взбунтовались против Российской империи. Масштабные народные волнения, охватившие страну, продолжались около двух лет. В 1831 году, после осады Варшавы, они были подавлены российской армией. После победы действия оккупационных властей стали еще более жесткими.

Шопен был горячим сторонником независимости Польши. После поражения восстания он принял решение не возвращаться на родину. Непосредственным откликом на эти трагические события стал этюд "До Минор", названный «Революционным». Композитор сочинил его в начале сентября 1931 года, сразу после падения осажденной Варшавы.

Печальные события в Польше разделили творчество Шопена на два крупных периода. Молодой музыкант выбирает для постоянного места жительства Париж, в котором и проводит остаток своих дней, периодически выезжая на гастроли. Композитор больше никогда не видел своей родины.

Новая жизнь в Париже

В Париже Шопен вел активную творческую и педагогическую деятельность. В тот исторический период столица Франции была центром политической и культурной жизни Европы. После 1830 года в парижском обществе горячо поддерживали сторонников борьбы за независимость Польши. Крупнейшие деятели искусства того времени бескорыстно помогали композитору в первые годы его эмиграции.

Жизнь и творчество Шопена неразрывно связаны с деятельностью его современников - знаменитых деятелей искусства. Новыми друзьями композитора стали художник Эжен Делакруа, писатели Генрих Гейне и Виктор Гюго, композиторы Ференц Лист и музыковед Франсуа Фетис.

Болезнь и окончание карьеры виртуоза

Спустя несколько лет после обустройства в Париже Шопен выступил с концертами в Англии и Германии, где познакомился с выдающимися композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном. Тогда же, в середине 30-х годов, его настигла болезнь - туберкулез легких.

Слабое здоровье молодого музыканта не позволило ему продолжить карьеру пианиста-виртуоза. Он перестал выступать в больших залах. Творчество Ф. Шопена с этого времени сводится к написанию ряда фортепианных произведений, которые и проложили ему путь в

Как пианист он ограничил свои выступления небольшими салонами и камерными концертными залами. Играл он преимущественно для своих друзей, коллег и людей с похожими художественными вкусами и пристрастиями.

Камерные залы и дружественная аудитория обусловили уникальность музыки Шопена. Она очень личная, интимная. Кажется, что композитор обнажает перед слушателями свою страдающую душу. Творчество Ф. Шопена неразрывно связано с фортепиано. Для других инструментов он не писал.

Любовь всей жизни

Будучи в Париже, композитор познакомился со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, публиковавшей свои книги под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта женщина пользовалась в парижском обществе скандальной известностью. Она носила мужскую одежду и демонстративно курила сигары. Местный бомонд периодически будоражили слухи о ее многочисленных связях.

Если характеризовать жизнь и творчество Шопена кратко, то можно утверждать, что без Жорж Санд он не был бы самим собой. Она стала не только любовницей композитора, но и его другом. Писательница была старше Шопена. У нее было уже двое детей - мальчик и девочка.

Великий музыкант часто гостил в фамильном замке, который стал приютом для многочисленных друзей Авроры и ее возлюбленного. Она обожала бурное веселье и вечеринки, продолжавшиеся до рассвета. Больной композитор переносил ее развлечения с огромным трудом. Тем не менее их роман продлился более десяти лет.

Зима на Майорке

Как бы талантлив ни был и творчество его неразрывно связаны с Жорж Санд. Особенно популярна среди любителей романтических историй легенда об их совместном путешествии на Майорку. Испанский остров в Средиземном море сегодня является туристическим раем. Тогда же, в далеком 19 веке, это было заброшенное, пустынное и мрачное место. Великолепие природы сочеталось с угрюмыми нравами местных жителей и плохими бытовыми условиями.

Шопен, биография и творчество которого во многом обусловлены неизлечимой болезнью, пережил на этом острове один из самых трудных периодов. Влюбленные хотели провести на Майорке теплую зиму вдали от парижских сплетен. Но зима выдалась очень дождливая и холодная, а негативное отношение местных жителей к любовникам было откровенно агрессивным. Они не смогли арендовать жилье и вынуждены были поселиться в заброшенном монастыре, где свирепствовал холод. Этой зимой здоровье композитора значительно ухудшилось.

Во время жизни на Майорке Жорж Санд скучала по парижской роскоши. Тосковал и Шопен. Краткая биография и творчество композитора делают эту зиму на острове особенно яркой. Музыкант сочинил здесь несколько прекрасных произведений. После возвращения во Францию писательница опубликовала книгу «Зима на Майорке».

Романтизм и фортепианное творчество

Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры - как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть - траурный марш.

Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы - это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора - прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия "Си Минор" напоминает элегию.

Жанры в музыке Шопена

Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.

Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы - мазурки и полонезы.

Мазурки и полонезы

Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.

Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.

Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Лишенный родины изгнанник, он умер очень рано, в 39 лет. Большую часть жизни Шопен страдал неизлечимой болезнью, которая ограничивала его карьеру виртуоза. Он в полной мере познал любовь сотен поклонников и той единственной женщины, которая сумела его понять. Она обладала таким же талантом, как и он сам. Его трагическая и одновременно счастливая судьба - в музыке. И она бессмертна.

Страница 4 из 6

Ф. Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист.
Он основоположник польской национальной композиторской школы.
Ф. Шопен – уникальный композитор, так как писал практически только фортепианную музыку.
Характерной чертой шопеновского стиля является соединение камерной лирики, поэтической импровизационности с блестящей виртуозной техникой.

Основные жанры:

Мазурки – около 60-ти (второй период творчества)
Полонезы – около 20-ти (1829-1846 года)
Ноктюрны – около 20-ти (1829-1846 года)
Этюды – 27 (1828-1839 года)
Экспромты – 4 (1834-1842 года)
Вальсы – около 15 (второй период творчества)
Прелюдии – Цикл из 24-х прелюдий + 2 (1836-1839 года)
Скерцо – 4 (1831-1842 года)
Баллады – 4 (1831-1842 года)
Сонаты – 3 (все периоды)
Соната для виолончели и другие камерные произведения
Концерты для фортепиано с оркестром – 2 (1829-1830 года)
Песни

Особенности музыкального стиля Ф. Шопена:

Синтез романтических и классических традиций
Новая система интонирования:

  1. «фортепианность» интонаций (фортепианная фактура, тембры, колористика), импровизационность
  2. народные истоки интонаций – народные лады, ритмы, гармония, орнаментика, изображение народного оркестра, вариантность развития,
  3. элегический характер мелодики, истоки – оперные арии, речитативы

Краткая справка о народной музыке Польши

Уже в 7 веке в записках арабских купцов есть свидетельства про существование польской музыки.
В основном польский фольклор составляют одноголосные песни, с тесной связью песни и танца . Для них характерны синкопы, акценты на слабых долях.
Существуют также различные народные инструменты и кочующие инструментальные ансамбли.
Популярные старинные народные танцы: ходзоны (предшественник полонеза), мазурка, куявяк, оберек, краковяк и другие. Для танцев характерна смена медленного движения быстрым (вариации).
Элементы польского фольклора широко использовались разными композиторами. Например И.С. Бах и Г.Ф. Телеман писали полонезы.

Мазурки

Для Шопена мазурка – символ родины. Этот жанр очень важен для него.
Большинство мазурок он написал будучи в Париже.
Мазурка, как жанр является органическим обьединением нескольких народных танцев (трехдольных):

  1. Мазур (Мазовия) – зажигательный и темпераментный танец, «танец порывистых движений» (Пасхалов), импровизация первой пары. Для него характерна прихотливость ритма и непредсказуемость резких акцентов.
  2. Куявяк (Куявия) – плавный танец, похожий на вальс. Период – 4 такта с акцентом на четвертом такте.
  3. Оберек (часть Куявяка) – веселый танец. Акцент на третьей доле каждого второго такта.

Национальные черты мазурок Шопена:

  1. Остинатность танцевальных фигур + вариационность.
  2. Пунктирная ритмика на первой и других долях, акценты, синкопы, полиметрия.
  3. Народные лады: лидийский, фригийский, переменный, с увеличенной 2, полиладовость.
  4. Фактурные обороты, имитирующие народный оркестр – скрипку, контрабас и волынку. Органные пункты на простых гармониях (Т-D-S), квинты, мелизматика, характерная для народной скрипки.
  5. Соединение песенности и танцевальности.

Шопен практически не цитирует настоящие народные мелодии.
Его мазурки – это лирико-жанровые миниатюры. В них наиболее ярко проявились национальные черты музыки Шопена.
По образному содержанию их можно поделить на несколько типов:

  1. obrazki – картинки, жанровые сценки (№5, 34) - имитация народного оркестра, движений танца, мажор, картинность.
  2. zal - лиричкеские, психологические (№6, 13, 49) - «воспоминания о мазурке», минор, печаль.
  3. соединение обоих типов
  4. концертные – очень мало

Прослушать и посмотреть ноты мазурок Ф. Шопена, а также других его произведения (полное собрание сочинений) можно на сайте Chopin: complete music .

Список мазурок, которые чаще всего предлагаются по программе:

op. 7 #1 [№5] B-Dur
op. 7 #2 [№6] a-moll
op. 17 #2 [№11] e-moll
op. 17 #4 [№13] a-moll
op. 24 #2 [№15] C-Dur
op. 30 #3 [№20] Des-Dur
op. 56 #2 [№34] C-Dur
op. 63 #3 [№41] cis-moll
op. 67 #3 [№44] C-Dur
op. 68 #2 [№47] a-moll
op. 68 #4 [№49] f-moll
без op. [№52] D-Dur

Полонезы

Это новый жанр в профессиональной фортепианной музыке. Его истоки – польский фольклор.
Полонез – старинный танец, который сформировался в XVII веке в придворной среде. Получил обобщенный интернациональный характер, мало что оставив от фольклора (эпоха классицизма). Существовал также и народный полонез, но предшественником и истоком полонезов Шопена стал именно бальный полонез.

Полонезы Шопена повторяют эволюцию его мазурок: от музыки танца-ритуала с обьективными образами к свободной поэмности, лирическим настроениям. Также в полонезах присутствуют образы национально-эпической героики.

Характерные черты полонезов Ф. Шопена:
Трехдольный торжественный танец-процессия (обычно полонезом открывались балы). Характерна ритмическая фигура:
Маршевость, картинность (виртуозность стиля), сложная фактура и гармония, оркестровое звучание фортепиано.

Полонезы по программе:

Этюды

В жанре этюда Шопен стремится к пианистической выразительности, художественности миниатюры, а не просто к технической сложности, которая является обязательным условием этого жанра.
Предшественники этюдов Шопена – произведения Н. Паганини, аккомпанементы в песнях Ф. Шуберта и сонаты Д. Скарлатти.
Каждый этюд – это новый технический прием, законченная миниатюра, один художественный образ.

Этюды по программе:

Ноктюрны (в переводе ноктюрн – ночная песнь)

В XVIII веке ноктюрном называлось оркестровое произведение сюитного типа, предназначенное для исполнения в вечернее или ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов. Родоначальником же романтического типа сольных фортепианных ноктюрнов считается Джон Фильд (ирландец, живший в России).
Ноктюрн был одним из любимейших жанров в XIX веке, благодаря своему интимному, лирическому характеру, камерному пианизму.
Для ноктюрна характерны кантиленные темы, близкие итальянским оперным и песенным мелодиям и аккомпанирующий фон, покачивающийся аккомпанемент, построенный по «обертонному принципу».
В ноктюрнах Шопена можно проследить различные жанровые связи – песня, серенада, дуэт, хорал, марш.
В ноктюрне №13 образы перерастают характерную для ноктюрнов интимную тематику, и обобщают трагические образы, скорбь многих людей.
Анализ жанровых основ темы ноктюрна №13 c-moll.

Ноктюрны по программе:

Экспромты

Гибридный жанр (этюд + ноктюрн), но ближе к ноктюрну.
Истоками экспромтов Ф. Шопена являются экспромты Ф. Шуберта

Фантазия-экспромт op. 66 [№4] cis-moll

Вальсы

Вальсы Ф. Шопена – это концертные поэтические миниатюры. В них признаки салонности, быта и программности, характерные для вальсов того времени (это время расцвета бального вальса) просматриваются сквозь призму поэтической лирики.

Вальсы: по программе

op. 18 [№1] Es-Dur (большой блестящий вальс)
op. 64 #1 [№6] As-Dur
op. 64 #2 [№7] cis-moll
op. 69 #2 [№10] h-moll

Прелюдии

Жанр прелюдии появился в органно-клавирной музыке позднего ренессанса. Прелюдия представляла собой свободную импровизацию перед исполнением основного произведения, которая не записывалась.

В эпоху И.С. Баха прелюдия представляет собой введение и контраст к основной части (фуге или хоралу), или вступление к инструментальному концерту А. Корелли, Г. Генделя. Так постепенно формируется жанр прелюдии.

В XIX веке прелюдия превращается из вспомагательного, эпизодического жанра в один из ведущих жанров, становится носителем романтических тенденций в музыке. В XIX веке это свободная, импровизационная, тонально неустойчивая, гармонично-колористическая миниатюра.

Прелюдии Ф. Шопена соединяют романтическую образность с классической логичностью и ясностью. Жанровые основы рельефно проявлены в прелюдиях Шопена.

Цикл: 24 прелюдии для фортепиано

Прелюдии расположены тонально по квинтовому кругу: мажор + параллельный минор, они все разнообразны по образности и средствам выразительности.
Есть единая линия развития, хотя прелюдии друг с другом контрастно сопоставляются по принципу «прилив – отлив».
Каждая прелюдия – это только один образ, одно психологическое состояние. Она лаконичная и содержательная.
После Шопена к жанру прелюдии (и цикла прелюдий) обращались многие композиторы: С. Рахманинов, К. Лядов, А. Скрябин, К. Дебюсси, Д. Шостакович и другие.

24 прелюдии для фортепиано op. 28:

№1 C-Dur, №2 a-moll, №3 G-Dur, №4 e-moll, №5 D-Dur, №6 h-moll, №7 A-Dur, №8 fis-moll, №9 E-Dur, №10 cis-moll, №11 H-Dur, №12 gis-moll, №13 Fis-Dur, №14 es-moll, №15 Des-Dur, №16 b-moll, №17 As-Dur, №18 f-moll, №19 Es-Dur, №20 c-moll, №21 B-Dur, №22 g-moll, №23 F-Dur, №24 d-moll

Сонаты и скерцо

У Шопена представляют собой принцип обновления классических форм.
Скерцо у Шопена впервые становится самостоятельной крупной формой.

Соната №1 ор. 4 c-moll (1827-1828 года)
Соната №2 ор. 35 b-moll (1837-1839 года)
Соната №3 ор. 58 h-moll (1844 год)

Соната №2 b-moll

Это «инструментальная драма» в которой все части взаимосвязаны. Развитие идеи проходит от ощущения личного к ощущению всемирной безнадежности.
Кстати, сам Шопен, если исполнял траурный марш из 2 части сонаты, то после него уже ничего не мог играть, и хотел, чтобы после его смерти марш сожгли.

Соната op. 35 [№2] b-moll:

1 часть, 2 часть, 3 часть (Траурный марш), 4 часть

Баллады

Шопен – создатель жанра инструментальной баллады.

Баллада, как жанр, возникла в эпоху Ренессанса. В XVI веке – ballade во Франции и народные баллады в Англии.
В конце XVIII века английский писатель Томас Перси в своем сборнике "Реликвии древней английской поэзии" (1765) издал старинные народные баллады, сюжеты которых позже широко использовались в музыке.

Баллада очень привлекала композиторов и писателей романтиков:

  1. идеализация древности
  2. обращение к национальным и народным темам в творчестве
  3. фантастические и мистические образы
  4. синтез музыки и поэзии

Жанр музыкальной баллады, черты:

  1. Развитие подчиняется сюжету
  2. Должны быть драматические эпизоды
  3. Трагическая развязка в конце
  4. Фантастическая образность

Отсюда проистекает свободная форма баллады, и поиск новых средств музыкальной выразительности, характерных для фантастических, народных, эпических и драматических образов.

У Ф. Шопена баллада является взаимодействием романтических черт и «шопеновских».
В польской литературе жанр баллады представлен в творчестве Ю. Немцевича, А. Мицкевича, часто это баллады патриотической тематики.
В балладах Шопена музыкальное развитие обобщенное, нет прямых ассоциаций с литературными балладами, остался только «дух».

  1. контрастные эпизоды на разных образных планах (фантастика – реальность)
  2. синтетическая реприза (синтез контрастных тем)
  3. эпические речевые интонации
  4. синтез различных музыкальных форм

Концерт op. 11 [№1] для фортепиано с оркестром e-moll

Фредерик Францишек Шопен (на французский манер Фредерик Франсуа Шопен) родился 1 марта 1810 года (по некоторым сведениям 22 февраля 1810 года) в деревне Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Отец – Николя Шопен (1771-1844) был родом из простой французской семьи и приехал в Польшу заниматься преподавательской деятельностью. В 1810 году был воспитателем у детей графа Скарбека. Мама – Юстина Кшижановская (1782-1861) была дальней родственницей графа Скарбека. Родители дали дочери хорошее образование.
Через полгода после рождения сына Николя и Юстина переезжают в Варшаву, где и проходит детство и юность будущего композитора. С раннего детства Фредерик был окружен любовью и заботой родителей, что позволило рано проявиться его гениальному таланту. С 7 лет мальчик занимался музыкой с пианистом Войцехом Живным. В 1818 году, когда Шопену было 8 лет, пришла первая известность – в одной из варшавских газет очень положительно написали про его «Полонез». К двенадцати годам превосходил многих польских исполнителей в мастерстве игры на пианино. Когда Живной посчитал, что больше ничему не сможет научить юное дарование, новым учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер. В 1826 году начинает обучаться в консерватории по классу композиции и одновременно с этим продолжил занятия с Эльснером. Своему учителю Шопен посвятил сонату для фортепиано, написанную им в 1828 году. В 1829 году оканчивает консерваторию.
В 1829 году первые концерты в Вене. После концертного турне, Фредерик Шопен ненадолго возвращается в Варшаву в 1830 году и дает тут три своих концерта, после чего отправляется в турне по Европе. На этот раз он навсегда покинул родной город, по которому он тосковал всю оставшуюся жизнь. В 1830 году в Польше началось восстание, которое было подавлено в 1831 и это заставило композитора переехать жить в Париж. Именно в этот период Шопен пишет известные первый и второй концерты, и посвящает польской революции свой знаменитый «Революционный этюд».
В 1832 году Шопен дает свой первый концерт в Париже, который имел огромный успех. Шопена часто начинают приглашать в разные салоны. Так начинается его вхождение в аристократический круг Парижа. Здесь он знакомится с Листом, Мендельсоном, Берлиозом и другими выдающимися личностями. В это же время Шопен начинает заниматься преподавательской деятельностью. В 1837 году Шопен, на фоне разрыва отношений со своей невестой Марией Водзинской, знакомится с Жорж Санд (Аврора Дюпен), роман с которой продлится десять лет. Отношения между композитором и писательницей были сложны для обоих, но именно в это время Шопен пишет большинство своих величайший произведений. В конце тридцатых годов Шопен заболевает, предположительно туберкулезом. В надежде на улучшение состояния Фредерик и Аврора проводят лето на одном из островов Средиземного моря. Хотя поездка и не принесла улучшения здоровья, но позволила Шопену написать свои знаменитые прелюдии. С 1831 по 1844 года Шопен создает известные четыре баллады, которые и по сегодняшний день являются одними из самых исполняемых в мире. В 1840 году публикуется соната для фортепиано №2, третья часть которой получила широкую известность, как «Траурный марш».
В 1846 году отношения между Шопеном и Санд ухудшаются, и в 1847 году происходит окончательный разрыв. Желание сменить обстановку и начавшаяся революция во Франции подтолкнули композитора к переезду в Лондон. Вскоре после своего последнего концерта в Париже в 1848 году Шопен покидает Францию. В Великобритании он исполняет свои произведения в салонах высшего света и занимаясь с учениками, но климат ухудшает состояние здоровья и в 1849 году Шопен вынужден вернуться в Париж. В 1849 году пишет четвертую мазурку из 68 сочинения, которая становится его последним творением.
Умер Фредерик Францишек Шопен 17 октября 1849 года в своей парижской квартире, вскоре после возвращения из Лондона. Похоронили композитора на парижском кладбище Пер-Лашез, а его сердце, согласно его завещанию, в колоне костела Святого Креста в Варшаве.