Герои славянской мифологии: Алеша Попович. Кем были прототипы трех богатырей

Алеша Попович - богатырь, фольклорный персонаж русских сказаний и былин. Младший из тройки самых известных богатырей, упоминается вслед за Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёша не столько сильный персонаж, сколько более хитрый. Он отличает именно не силой а другими качествами, сметливостью, удалью, находчивостью. Алёше Поповичу свойствен двойственен характер, порой он готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне) Шутки богатыря иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Из славного Ростова, красна города,
Как два ясные сокола вылетывали,
Выезжали два могучие богатыри,
Что по именю
Алешенька Попович млад
А со молодом Екимом Ивановичем.

Гуляя в чистом поле, богатыри наезжают на камень, указывающий на три дороги: одна в Муром, другая в Чернигов, третья в Киев. Алеша предлагает:

Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю Владимиру.

Так еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав киевского богатырства. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем . Главный его подвиг -поединок с Тугарином .
В некоторых версиях Тугарина зовут Змеевичем, и он изображается как чудовище:

В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,
Промеж плечей косая сажень,
Промежу глаз калена стрела,
Конь под ним - как лютый зверь,
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит.

Это явно мифологический персонаж, но, что характерно для былин, он действует в обстановке исторического Киева. Он выступает как чужеземный захватчик. Владимир с княгиней Апраксией, с князьями и боярами встречают его с почетом - они бессильны ему сопротивляться. Его несут двенадцать слуг на раззолоченной доске. Когда принесли лебедь белую, Тутарин проглотил ее целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за Тугарином, - это Алеша.

Он сидит на печи и надсмехается:
У нас. у дядюшки, была собака старая,
Да охоча собака да по пирам ходить,
Да и костью собака да задавилася,
Да тебе-то, Тугарин, будет така же смерть.

Взбешенный этими словами, Тугарин бросает в Алешу булатный нож, но Алеша «ухватчив был» и сумел схватить нож. Вслед за этим между ними происходит поединок - уже в чистом поле. Тугарина окружают змеи огненные. У его коня -- крылья, а в некоторых версиях и сам Тугарин имеет за плечами крылья, правда, почему-то бумажные. Алеша прежде всего молится Богу, чтобы тот принес дождь, который вымочил бы крылья. Так и происходит, и Тугарин не может подняться в небо, а на земле у него сила уже не та. Алеша прибегает к хитрости - он заставляет Тугарина обернуться назад («Что за силу ты с собой ведешь?») и мгновенно наносит удар. Он возвращается в Киев, держа на острие копья голову Тугарина. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках, есть подробности, выставляющие в очень не-выгодном свете князя Владимира и особенно княгиню Апраксию. Владимир выглядит со-вершенно беспомощным и трусоватым, Тугарин унижает его, и он молча все терпит. А для княгини Тугарин - «друг милый», и она бранит богатыря за то, что тот разлучил ее с ним. Не решаемся утверждать, что эти же мотивы в текстах былин более раннего вре-ени выражались столь же отчетливо. В характере былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость, резкость поступков и высказываний.
На Руси верили в то, что жил в действительности богатырь Алеша. Под именем «храбра» Александра (Олеша) Поповича он упоминается в летописях как историческое лицо. Он родом из Ростова, успешно бьется с различными противниками, участвует в княжеских междоусобицах и гибнет вместе с другими «храбрыми» в битве на реке Калке, состоя на службе у киевского князя Мстислава Старого.

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри, а также узнаем, чем знамениты некоторые из этих витязей.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как "богатырь" и "витязь". Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке ("удачливый"), в монгольском ("багадур" - "смельчак, храбрый всадник").

Витязь, предположительно, происходит от глагола "бить", то есть означает "воин". По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово "викинг".

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах - дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Кто такой Добрыня Никитич?

Жизнь и подвиги Добрыни Никитича описаны во многих былинах. Он относится к периоду Киевской Руси и изображается служивым витязем при князе Владимире Красно Солнышко.

Считается, что в жены он взял дочку Микулы Селяниновича Настасью.

Примечательно, что среди всех богатырей этой эпохи он находится в самых близких отношениях с княжеским родом. Он исполняет не только военные поручения, но и дипломатические миссии, а также осуществляет сбор и доставку дани.

Кроме этого, Добрыня часто выполняет такие задания, от которых отказываются остальные витязи.

По популярности он находится на втором месте, после Ильи Муромца, и часто изображается в роли его компаньона.

Судя по сказаниям, Добрыня рано обнаружил у себя "силушку богатырскую". Далее мы с вами познакомимся с его заслугами, но наиболее выделяются три подвига Добрыни Никитича. Бой со Змеем, сражение с Дунаем Ивановичем и помощь в добыче невесты князю Владимиру.

Происхождение образа

Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.

Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является "вежество", которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.

Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и былинного героя.

Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.

Бой со Змеем Горынычем

Первый подвиг Добрыни Никитича имеет сюжет, схожий со многими легендами древнего мира. Сражение с драконом, змием, первопричинным злом имеет место в мифах разных народов.

Итак, что же нам известно из былин?

Почувствовав пробуждающуюся силу, Добрыня начал "гулять по полюшку". Однажды он сказал матери, что хочет сходить на реку Почайну. По легенде, она обладала необычным свойством. В ней было два потока, которые двигались в противоположные стороны и разрезали всех, кто попытается переплыть.

Там богатырь встречает Змея Горыныча. Завязывается бой, и после победы витязя чудовище обещает больше никогда не нападать на землю Русскую и не грабить деревни. Но по классическим канонам жанра Змей сразу же нарушает данное слово. Он похищает дочку киевского князя Владимира Красно Солнышко.

Получив волшебные вещи от матери (кольчугу, меч-кладенец, могучего боевого коня), богатырь находит логово змея. Там ему противостоят младшие дракончики, которых он с легкостью побеждает.

Бой же с Горынычем затянулся на три дня. Когда силы уже оставляли витязя, он услышал голос с небес, который сказал, что нужно продержаться еще три часа. Выстояв сражение, Добрыня поверг чудовище, но чуть не утонул в его крови. Спасся он из-за того, что земля расступилась и все впитала в себя.

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай - трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, - погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой - они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Кто такой Алеша Попович?

Следующим по популярности былинным героем является Алеша, сын попович. Отцом его считается поп из Ростова Левонтий, правда, иногда его именуют Федором.
История Алеши Поповича упоминается в двух былинах, где он выступает главным героем. В остальных он является второстепенным участником или упоминается вскользь.

Если не брать в счет двух сказаний о его подвигах, в основном этот витязь является противоречивым, а часто и отрицательным персонажем. Многие исследователи проводят параллели между ним и Вольгой Святославичем.

Таким образом, характеристика Алеши Поповича, которая вырисовывается из сказаний, не совсем соответствует образу "богатыря земли русской".

Единственной былиной, в которой этот хромой и не отличающийся великой силой воин показан в положительной роли, является легенда о его сражении с Тугарином. О ней мы поговорим дальше.

Алеша и Тугарин

Сходная по содержанию былина - о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.

Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который "кладет голову на грудь княжне". Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже - с коровой.

Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву "в чистом поле".

Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости.
Вначале Тугарин летал на "бумажных крыльях", но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: "Зачем ты привел с собою такую большую силушку?"

Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.

Что говорят исследователи?

Если рассмотреть подвиги Алеши Поповича, краткое содержание которых можно найти во многих сборниках былин, мы увидим некоторые особенности образа.

С одной стороны, исследователи склоняются, что историческим прототипом героя был ростовчанин Александр Попович. Боярин, который был на службе у князя Всеволода, а позже - у его сына Константина.

После того как Юрий садится на престол в 1281 году, Александр уезжает в Киев к Мстиславу и погибает в битве на Калке.

Изучая подвиги Алеши Поповича (краткое содержание или полный текст былин), можно увидеть его высокомерное и презрительное отношение к князю Владимиру и киевской знати.

Часто он называет их "сводниками", и в этих сказаниях нередко изображаются внебрачные связи богатырей с боярскими, княжескими и воеводскими женами.

Это наводит на мысль о том, что подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны в разные периоды времени. Когда они встречаются в одной былине, это свидетельствует только о более позднем происхождении сказания.

Образ богатырей в культуре

Характеристика Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца и многих других богатырей вдохновляет многих писателей, художников, композиторов и режиссеров.
Например, Алеша изображен на картинах Васнецова, Верещагина, Васильева. Он упоминается в балладе Толстого А. К.

Современные создатели мультфильмов также используют этот былинный образ.

Говоря о Добрыне Никитиче, ко всему упомянутому выше стоит добавить то, что в его честь названы остров в архипелаге Норденшельд, гора в Курильской гряде и несколько кораблей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Сочинение по картине "Богатыри" Васнецова. История создания и описание

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря - былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.

Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.

Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?

Есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает эпитет «смелый». У него есть желание победить врага. Он благочестив. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.

Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.

В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола. Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке. Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке. Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем. По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле". Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник. Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич". Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода. Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи. Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку. Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.