Кальдерон пьесы. Биография педро кальдерона. Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка Педро" в других словарях

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро (Calderon de la Вагса, Pedro - 17.01.1600, Мадрид - 25.05. 1681, там же) - испанский драматург.

Жизнь выдающегося барочного драматурга Испании Педро Кальдерона де ла Барки Енао де ла Барреда-и-Ріаньо (таким является полное фамилия Кальдерона де ла Барки), казалось бы, очень далекое от того, что отразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкському университете, где изучал гражданское и каноническое право. В 1619-1623 pp. обратился к драматургии, а с 1625 pp. Кальдерон де ла Барка всецело отдался литературной деятельности. В 1637 г. его приняли в рыцарский орден Сантьяго. У1638 p. Кальдерон де ла Барка принимал участие в войне с Францией, в 1640 г. - в подавлении восстания в Каталонии.

После смерти своей возлюбленной и несовершеннолетнего сына Кальдерон де ла Барка, глубоко религиозный человек, стал священником, придворным капелланом и настоятелем кафедральной церкви св. Петра в Мадриде. Как придворный капеллан, он был тесно связан с королевским двором и высшей знатью Испании. Глубокий знаток метафизики, истории римского права, нравственной и догматической теологи, Кальдерон де ла Барка в последние годы жизни жил уединенно. В 1680 г. он составил список своих пьес, куда вошло 111 комедий и 70 ауто. В настоящее время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения не разысканы и известны только по названиям.

Как драматург, Кальдерон де ла Барка относится к национальной драматургической школы Л. де Веги. Его творчество развивалось в двух направлениях. Он писал религиоВНО-фантастические пьесы - такие, как «Чистилище святого Патрика», «Поклонение кресту», и пьесы реальные - «комедии плаща и шпаги», «драмы чести», исторические. Однако не следует противопоставлять его реальные пьесы и пьесы реально-фантастические, поскольку между ними существует внутренняя взаимосвязь. Драматургия Кальдерона де ла Барки построена на противопоставлении обычного и исключительного, света и тени, земного и небесного. Последний крупный представитель испанской литературы «золотого века», который подытожил трехсотлетний идейное развитие Испании, Кальдерон де ла Барка был прежде всего художником-мыслителем, который пытался найти философскую концепцию бытия.

В период «ученичества» (примерно до 1625 г.) Кальдерон де ла Барка под влиянием Л. де Веги создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor в poder», 1623; вид. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrologo fingido», 1624; вид. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de амогу fortuna», 1625; вид. 1636) и др. Эти комедии основываются на нескольких сюжетных схемах, которые варьируются в деталях. Известный испанский критик М. Менендес-и-Пелайо установил эти схемы:

1. В город прибывает молодой дворянин, чаще всего - это солдат, который воевал во Фландрии, а теперь вернулся на родину, иногда - студент. Случается, что он приезжает по делам, связанным с каким-либо иском. В одном варианте герой имел в этом городе возлюбленную, в другом - он, прибыв в город, влюбляется и начинает любовную интригу.

2. Сюжет комедии строится на случаях и недоразумениях. Иногда молодой дворянин думает, что за время его отсутствия дама изменила ему. Он ревнует и упрекает ее, и за этим его застает отец или брат. Дама вынуждена убегать из дома, находит приют у подруги или в того самого кавалера, который по-рыцарски оберегает ее честь.

3. С главной интригой комедии переплетаются другие. Брат дамы, который играет роль ее бдительного сторожа, сам бывает влюбленным и является участником другой любовной истории. После ряда событий, вызванных игрой случайностей, все заканчивается счастливым браком.

4. Несколько иной становится интрига, когда кавалер, приехав в город, впервые знакомится с дамой. В такой ситуации инициатива часто за дамой, но и здесь большую роль играют случай и стечение обстоятельств.

Конечно, эти схемы Кальдерон де ла Барка развивал и совершенствовал, но их общие контуры являются именно такими. Драматург будто решает разными способами одну и ту же задачу, и любопытство комедии заключается в том, какими оригинальными ходами и новыми вариантами он удивит на этот раз. Изображение испанского любовного быта отличается у Кальдерона де ла Барки от того, каким его изображали Л. де Вега и Т. де Молина. Поле действия их комедий - вся Испания, причем, все решает прежде всего воля, изобретательность, энергия действующих лиц. Зато Кальдерон де ла Барка замыкает действие в пределы одного или нескольких дворянских интерьеров, лишь изредка выводя своих героев на улицу. При этом он тесно связывает действие комедии с домом, в котором живут персонажи, потайной комнатой, вещами, вроде замаскированной шкафа, которая позволяет проникать из одной комнаты в другую. Именно эти конкретные условия и вещи создают недоразумения, путаница, ошибки.

Внутренне меняются герои комедии. Женщины в комедиях Л. де Веги и Т. де Молины отважно шли в широкий мир и энергично боролись за свое счастье, а героини Кальдерона де ла Барки более пассивные. Единственное, что они могут себе позволить, - это завязать роман с молодым постояльцем, который остановился в их доме, а единственной их заботой является сохранение своей чести.

В самых значительных пьес Кальдерона де ла Барки принадлежат драматизированные «жития святых» и философские пьесы.

В них отразилось представление о человеке, присущее эпохе барокко: демонический разбойник, который совершает жестокие преступления, и праведник, который посвятил себя Богу, человек высоких духовных порывов. Он воплощает в себе тот положительный идеал, который подсказывала эпоха. Такой положительный идеал Кальдерон де ла Барка изобразил в драме «Стойкий принц» («El principe constante», 1628-1629, вид. 1636). Эта пьеса - не что иное, как драматизоване «житие»: принц Фернандо попал в плен к неверным. Ему предлагают свободу, но зато целый город должно перейти под владычество мусульман - и Фернандо отказывается от свободы, купленной за такую цену.

Принц Фернандо - человек, который страдает за идею и гибнет за нее. Но образ героя и патриота в драме Кальдерона де ла Барки затруднен чертами смирения и аскетического пренебрежения к плоти. Этот идеал подсказанный Кальдерону де ла Барке не только христианским учением, но и философией стоицизма, которая составляла одну из основ его мировоззрения.

Если в центре драмы «Стойкий принц» - образ святого подвижника, то в пьесе «Поклонение кресту» («La devocien de la cruz», 1630 - 1632) изображена демоническая личность, которая выбрала путь зла. Герой драмы Эусебио убивает на дуэли брата своей возлюбленной, становится разбойником и занимается грабежом. Он проникает в монастырь, где находится Юлия, его возлюбленная, и добивается ее, не догадываясь о том, что это - его сестра. Но душу Эусебио спасает то, что он чтит крест: он видит на груди Юлии крест, и это удерживает его от кровосмешения. То, что Эусебио сохранил где-то в глубине души веру в добро, помогло ему покаяться и стать на путь спасения.

Наконец, третья драма - «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», 1634) - словно синтезирует содержание первых двух. После кораблекрушения на ирландском побережье оказываются два человека - святой Патрик и Людовико Энио, который совершил в течение жизни страшные преступления. Пьеса построена на прямом сопоставлении святого подвижника и демонического разбойника, который в конце концов выбирает путь добра.

Однако Кальдерон де ла Барка как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизнь. К примеру, в «Стойком принце» Кальдерон де ла Барка объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера - изображает любовь принцессы Феникс до мавританского полководца Мулей, а также вводит образ шута, солдата Брито. В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне - Хиль и Менга. То же касается и пьесы «Чудодейственный маг» («El magico prodigioso», 1637), посвященной зарождению христианства и его столкновение с др-шим большим мировоззрением старого мира - язычеством.

Центральным произведением Кальдерона де ла Барки стала философская драма «Жизнь - это сон» («La vida es sueno», 1635), в которой драматургу с необычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона де ла Барки полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса.

Действие пьесы происходит в католической Польше, ни реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенеся действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон де ла Барка освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет, но и придает ему смыслового символического освещения.

Король Польши Басіліо - астролог и маг - узнал на основании неотразимый пророчества, что его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Заботясь об интересах империи и отечества, Басіліо, который верил в пророчества, поступил со своим сыном жестоко - заточил в башне и сковал цепями. Для Сехісмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехісмундо - человек «естественная». Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя сочетание человека и зверя. Человеком он является потому, что мыслит, потому что любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем, потому что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехісмундо в первой сцене первого акта - результат глубокой мысли:

Как в безумном отчаянии

Клекочу, словно Везувий,

Сердце вырвал бы из груди!

Где же здесь правда? Разум где?

Где закон, что ставит мере?

Чтобы человеку - нет, не верю! -

Господь Бог этого не дал,

Что так щедро дарил

Реке и рыбе, птице и зверю?!

(Пер. М. Лукаша)

Движение сюжета связан с тем, что Басіліо усомнился и решил проверить пророчество. Сехісмундо напоили сон-травой, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба в тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, угрожает отцу и т.д. Когда Сехісмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен разумом, и логика его рассуждений такова: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон - это что-то проминуще. Сехісмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все - иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинается перерождение Сехісмундо. В пьесе выражена утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехісмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он - орудие Бога. Таким образом Кальдерон де ла Барка развивает в пьесе мнение, что ради тщеславного и мелочного земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.

Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона де ла Барки входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них изображена измена жены и то, как человек наказывает предательницу, возвращая честь семьи. Самые известные из них - «Врач своей чести» («Е1 medico de su honra», 1633-1635), «За скрытую обиду скрытая месть» («A secreto agravio secreta venganza», 1635), «Художник своего позора» («El pintor de su deshonra», 1650). Воспроизводя в этих пьесах одну и ту же ситуацию, Кальдерон де ла Барка описывает различные человеческие типы, разные психологические отношения между супругами, варьирует развитие сюжета.

Кальдерон де ла Барка брал сюжеты не только из истории Испании, но и из истории других стран, как, к примеру, в драме «Ересь в Англии» («La cisma de Inglaterra», 1633), которая посвящена господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, следует выделить драмы «Любовь после смерти» («Amor despues de la muerte», прибл. 1633), в которой два плана, две сюжетные линии - рыцарская любовь мавра Альваро Тусані к красавице-мавританки Клары Малек и восстание морисков Альпухари, подавлено испанцами, «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625) - об осаде голландской крепости в северном Брабанте. Третья историческая пьеса Кальдерона де ла Барки, посвященная эпохе Филиппа II, - «Саламейський алькальд» («El Alcalde deZalamea», 1640-1645). Сюжет «Саламейського алькальда» основывается на том, что дворянин-капитан дон Альваро де Атайда похитил и обесчестил дочь крестьянина Педро Креспо, а Педро Креспо, став алькальдом, осудил и казнил обидчика.

В последний период своей жизни Кальдерон де ла Барка писал только «аутос сакраменталес» - пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос - драматический спектакль, связанную с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон де ла Барка реформировал и предоставил ей богословско-схоластического характера. Одно из самых известных философских аутос драматурга - «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo»). Кроме философских, Кальдерон де ла Барка писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим истолкованием, на темы Ветхого Завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами из Евангелия.

Творчество Кальдерона де ла Барки имеет своеобразную целостность и вообще подает глубокую концепцию взаимоотношений человека и общественных условий. Сам взгляд на человека и его возможности отличает Кальдерона де ла Барку от писателей Возрождения. Он неслучайно выдвигает как одну из самых главных тем тему ревности и подозрения. Осознание сложности и противоречивости человека составляет одну из основ мировоззрения Кальдерона де ла Барки.

В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушения существующих законов. В то же время драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоничному финалу. Известный исследователь Х.М. где Коссіо заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона де ла Барки содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, но и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она ориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее зыбкость и дисгармония оттеняются устойчивым порядком и величием.

В Украине к творчеству Кальдерона де ла Барки впервые обратился И. Франко, сделав сценический вариант пьесы под названием «Староста заламейський» для Русского народного театра во Львове (пост. 1895 г.). В театрах Украины шли спектакли по пьесам Кальдерона де ла Барки: «Дама-невидимка» (Днепропетровск, Донецк), «С любовью не шутят» (Запорожье, Львов, Черкассы и др.), «Сам у себя под стражей» (Черкассы). Оперу на сюжет пьесы Кальдерона де ла Барки «Жизнь - это сон» написал украинский композитор П. Сеницы. Отдельные произведения Кальдерона де ла Барки перевели В. Мокровольський, Д. Павлычко, М. Лукаш, М. Литвинец, С. Борщевский и др.

17 января 1600 года в семье Анны Марии де Энао, дочери оружейника, и Диего Кальдерона, мелкого дворянина, родился ребенок, нареченный Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, (Calderуn de la Barca Henao de la Barreda y Riaсo), или Педро Кальдерон де ла Барка. Отец планировал, что сын сделает карьеру в лоне церкви, поэтому Кальдерон сначала учился в иезуитской коллегии, а затем изучал каноническое право в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Однако сам Кальдерон решил строго не следовать плану отца.

В возрасте двадцати лет Кальдерон бросил учебу и записался в испанскую армию. По некоторым сведениям, с 1625 по 1635 год Кальдерон служил в Италии и Фландрии, хотя есть и сведения, что в это время он был в Мадриде. В этот же период состоялся дебют Кальдерона в качестве драматурга: писать Кальдерон начал еще до поступления на военную службу, но первая пьеса нашла публику только в 1623 году. Это была «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder), а менее чем через десять лет после дебюта Кальдерон уже считался первым драматургом Испании и, кроме того, завоевал признание Филиппа IV, который произвел драматурга в рыцари ордена Святого Иакова и заказывал ему пьесы для придворного театра.

То, что какое-то время Кальдерон был придворным драматургом, наложило определенный отпечаток на его творчество. Королевский театр обладал несравнимо большими возможностями по сравнению с небольшими театрами на городских улицах: финансирование позволяло использовать сложную постановочную технику, световые эффекты, музыкальное сопровождение и конечно же пышные декорации. Например в пьесе «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la peidra) вместо сцены использовали остров посреди озера в дворцовом парке, а зрители располагались в лодках. Наверное поэтому многие пьесы Кальдерона напоминают скорее оперу.

В 1642 году Кальдерон покидает военную службу, хотя уже успел поучаствовать в военных действиях, включая подавление каталонского «Восстания жнецов». Через три года после этого Кальдерон удостоился пенсии, а позже стал терциарием ордена Святого Франциска. Позже, в 1651 году, Кальдерон принял сан священника и получил должность придворного капеллана при королевском дворе. Причины такой перемены точно не известны, возможно, это связано с начавшимися гонениями на театр, смертью брата и рождением незаконного сына. В любом случае, хоть и поздно, но Кальдерон исполнил желание отца и сделал духовную карьеру, впрочем, при этом драматургию Кальдерон не оставил.

Естественно, изменения в жизни не могли не затронуть творчество драматурга. После рукоположения в священники Кальдерон оставил сочинение светских комедий для публичного представления и переключился на ауто (autos sacramentales), религиозные пьесы, и пьесы по заказу двора. Самая известная и одновременно самая ранняя религиозная драма Кальдерона, написанная еще до принятия сана, «Поклонение кресту» (La Devocion de la Cruz) рассказывает о чудесном спасении души, раскаянии и волшебном избавлении от смерти. Многие последующие пьесы Кальдерона этого жанра включают в себя разнообразные чудеса, символические предметы, имена и места действия, например пещеры, лабиринты и пустыни, а так же пророчества и знамения.

Всего за свою жизнь Кальдерон создал примерно двести пьес, из которых большая часть комедии и драмы, а меньшая — ауто, в которых Кальдерон демонстрировал потрясающее мастерство благодаря абстрактной тематике произведений.

В 1663 году Кальдерон был назначен королевским капелланом, духовником Филиппа IV, и эту должность он сохранил и при приемнике Филиппа Карле II. Но несмотря на благоволение двора, популярность пьес и весьма почетную должность, последние годы своей жизни Кальдерон провел в бедности. Скончался Кальдерон 25 мая 1681 года в Мадриде.

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, - 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском. К 1619-23 относятся первые литературные опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя литературе. В 1651 принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период творчества (примерно до середины 20-х гг.) К. дела Б. под влиянием Лопе де Вега Карпьо написал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623, изд. 1637), «Игра любви и случая» (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно до середины 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка философских и этических проблем, одновременная разработка нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-29, изд. 1636), морально-философская драма «Жизнь есть сон» (1631-32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» (1636, изд. 1650) и др. В «драмах чести» («Врач своей чести», 1635, изд. 1637, и др.) К. де ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая какую-либо ведущую черту в характере героя. В драме «Саламейский алькальд» (1640-45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К. де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных праздников. Писал религиозные драмы - «Поклонение кресту» (1639-32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» (1634, изд. 1636), а также Ауто; философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия.

Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет к так называемой высокой комедии; для них характерны следующие черты: выбор героев только из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести, обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный язык. Унаследовав традиции испанской ренессансной литературы, К. де ла Б. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единственным средством примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и Барокко.

В России знакомство с драматургией К. де ла Б. относится ещё к началу 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й половины 19 в. Интерес представляли постановки: «Поклонение кресту» (1910) и «Стойкий принц» (1915) Вс. Мейерхольда, а также «Жизнь есть сон» (1914) А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся многих сов. театрами.

Соч.: Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1959; в рус. пер. - Соч., пер. и вступ. ст.. К. Д. Бальмонта, в. 1-3, М., 1900-12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского,. т. 1-2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.; Литературно-критические работы, т. 1, М. - Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Балашов. Н. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко в испанской литературе, «Изв. АН СССР. Серия литературы и языка», 1967, т. 26, в. 3; его же, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании, в сборнике: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969; Frutos Cortés Е., Calderon, Barselona, 1949; Shergold N. D., Varey J. Е., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637-1681, Estudio у documentos, Madrid, ; Valbuena Briones A.. Perspectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, ; Karczewska-Markiewicz Z., Calderón de la Barca, Warsz., 1970. Портрет см. на стр. 232.

Н. Б. Томашевский.

  • - де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо Педро - исп. драматург, священник, францисканец-терциарий; род. 17.01.1600, Мадрид, ум. 25.05.1681 там же. Происходил из дворянской семьи...

    Католическая энциклопедия

  • - См. Гамилькар...

    Энциклопедия мифологии

  • - 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое судно дл. ок. 10 м, появившееся впервые в Италии в 17 в. 2) Речное грузовое несамоходное судно облегчённой конструкции, применявшееся с нач. 18 в. до кон. 19 в. на...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - Ильин, автор трагедии "Кальдерон"1844 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое...
  • - испан. писатель. Сначала проф. поэзии и риторики, затем адвокат, позже губернатор в Логроньо и Севилье. Его стихотворения "Poesias del solitario" имели большой успех, равно как и остроумные очерки андалузских нравов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - английский живописец-жанрист, сын испанца, эмигрировавшего в Англию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Кальдерон...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946-48 занимал дипломатические посты...
  • - Кабальеро Кальдерон Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946‒48 занимал дипломатические посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кальдерон де ла Барка, Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - политический деятель, президент Коста-Рики в 1940-1944. Родился 10 марта 1900 в Сан-Хосе. Среднее образование получил в государственных школах Сан-Хосе...

    Энциклопедия Кольера

  • - КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА Барка Педро - испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" , "Дама-неведимка" . В драмах "Стойкий принц" , "Саламейский алькальд" дана христианско-демократическая трактовка чести...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром...
  • - драматург Величайшая победа - победа над самим собой. Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Кальдерон де ла Барка" в книгах

Кальдерон де ла Барка

Из книги Законы успеха автора

Кальдерон де ла Барка Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао дела Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только денег. Кто

ГАННИБАЛ БАРКА

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

ГАННИБАЛ БАРКА (247/246 - 183 до н.э.) Карфагенский полководец. Герой войн против Древнего Рима. Сын карфагенского военного и государственного деятеля Гамилькара Барки получил хорошее по тому времени разностороннее образование. С юных лет Ганнибал участвовал в военных

Гамилькар Барка

Из книги Карфаген должен быть разрушен автора Майлз Ричард

Гамилькар Барка

Из книги Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима автора Габриэль Ричард А.

Гамилькар Барка Гамилькар сильно рисковал, возвращаясь с Сицилии, поскольку его политические противники всячески стремились возложить на него ответственность за поражение на Сицилии. Аппиан сообщает, что его обвинили в незаконном присвоении денег во время войны.

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Педро Кальдерон де ла Барка 1600–1681 гг. Один из крупнейших драматургов Испании. Величайшая победа - победа над самим собой.Вернее побеждает тот, кто побеждает без кровопролития.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681 гг.) драматург Величайшая победа – победа над самим собой.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий.Кто избирает между умом и

Кальдерон де ла Барка

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Кабальеро Кальдерон Эдуарде

БСЭ

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

КАЛЬДЕРОН

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КАЛЬДЕРОН (Кальдерон де ла Барка), Педро (Calderon de la Barca, Pedro, 1600–1681), испанский драматург 20 Ведь самый величайший грех Для человека есть родиться. «Жизнь есть сон», драма (1635), д. I, явл. 2; пер. Д. К. Петрова? Кальдерон П. Драмы. – М., 1989, кн. 1, с. 534 У Сенеки: «Никому не дано счастья –

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт.* * * Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени К концу XVI столетия сложилась испанская национальная драма. В творчестве ее гениального основоположника и крупнейшего представителя Лопе де Веги отчетливо обнаружились и круг проблем, разрабатываемых в драме, и ее основные

Кальдерон

Из книги Вечные спутники автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Кальдерон I Двадцать пятого мая 1681 года, в Троицын день, на сценах всех главных городов старой Испании – Мадрида, Толедо, Севильи, Гренады, в ознаменование торжественного праздника, по обычаю давались аллегорические драмы на сюжеты из Священного Писания. Эти мистерии

«Висенте Кальдерон»

Из книги Просто wasy и Спартак автора Меркин Андрей

«Висенте Кальдерон» Октябрь 72 года, на стадионе «Висенте Кальдерон» в Мадриде идёт проливной дождь. Спартак играет против мадридского «Атлетико» на Кубок кубков.Николай Николаич истошно вопит в микрофон - нашу комментаторскую кабину заливает водой - как будто сам

Педро Кальдерон де ла Барка (исп. Pedro Calder?n de la Barca) родился 17 января 1600 года в Мадриде в Испании. Его отец дон Диего Кальдерон занимал крупную государственную должность: он работал секретарем казначейства. Его мать Анна Мария де Энао происходила из Фландрии, являлась дочерью простого оружейника. Кальдерон, стремясь под наставлениями отца построить духовную карьеру, окончил мадридскую иезуитскую коллегию, также получал образование в университетах Алькала-де-Энареса и Саламанки. Однако в 1620 году будущий драматург оставил университет и поступил на военную службу. Существуют данные, свидетельствующие о том, что Педро Кальдерон служил в испанских войсках на территории Фландрии и Италии в период с 1625 по 1635 гг. Согласно другой информации, в эти годы он пребывал в Мадриде.

Наставником и предшественником Кальдерона считался знаменитый испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега. К моменту смерти своего учителя Кальдерон становится известным драматургом Испании, получившим признание при королевском дворе. Поэт дебютирует в драматургии со своей пьесой «Любовь, честь и власть» в 1623 году. Вскоре король Филипп IV высказывает свое признание драматургу и заказывает у него пьесы для постановок в придворном театре. Король настолько полюбил творчество Кальдерона, что даже наградил его рыцарским орденом Святого Иакова.

В период с 1640-1642 гг. драматург продолжает военную службу, подавляет в Каталонии «Восстание жнецов». После того, как знаменитый поэт оставляет военную службу по состоянию здоровья, в его жизни происходят трагические события: он становится отцом незаконнорожденного сына, а также умирает родной брат драматурга. В связи с этим в 1651 году Кальдерон принимает сан священника. В 1663 году Кальдерон становится личным духовным наставником Филиппа IV, а затем и его преемника Карла II. Тем не менее, великий испанский драматург прожил последние годы в бедности. Он скончался 25 мая 1681 года.

Пьесы Педро Кальдерона

Среди произведений Кальдерона представлены пьесы различной жанровой тематики. Это и более ранние религиозные драмы «Поклонение кресту» (1625), «Стойкий принц» (1629), «Маг-чудодей» (1637); и комедии интриги «Астролог-притворщик» (1632), «Лента и цветок» (1632), «Сэм у себя под стражей» (1637); и драмы чести «Врач своей чести» (1635), «Живописец своего бесчестия» (1650). Кроме того в его творчестве представлены мифологические, народно-героические драмы «Статуя Прометея» (1668), «Саламейский алькальд» (1644-1649) и пьеса с историческим сюжетом «Дочь воздуха» (1650).

В 1629 году Кальдерон пишет две самые известные комедии интриги «Дама-невидимка» и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Обе пьесы характеризуются использованием схожего сценического приема: дама проникает в помещение через потайной ход, чтобы добиться любви понравившегося ей мужчины. Основная идея обеих комедий интриг заключается в том, что человеческую волю нельзя запереть на замок. Также Кальдерон развивает в них мысль, что только сам человек может стать защитником своей чести.

Одной из самых знаменитых пьес драматурга считается произведение «Жизнь есть сон» , написанное приблизительно в 1635 году. Здесь переплелись различные жанры: в пьесе присутствуют элементы драмы чести, религиозной драмы и даже комедии интриги. В пьесе драматург рассматривает предназначение человека и насколько он готов распоряжаться своей судьбой, а также вопрос о том, каков же должен быть идеальный правитель, способный поддерживать порядок и согласие в мире.

Кальдерон де ла Барка, Педро, испанский драматург, родился в 1600 г., воспитание получил в иезуитской коллегии. 13-ти лет Кальдерон поступил в университет в Саламанке. 14-ти лет он написал свою первую пьесу, в 1625 г. участвовал в военных походах в Нидерланды и Италию, в 1636 г. был назначен придворным драматургом, в 1637 г. – рыцарем ордена Сантьяго, в 1653 г. – капелланом толедского собора, восьмидесятилетним стариком написал свою последнюю драму, умер в 1681 г.

Никто из испанских драматургов XVII века не выразил в своих произведениях дух эпохи так ярко, как Кальдерон. Певец абсолютизма , уснащавший свои драмы славословиями по адресу монархии (конец «Саламейский алькальд», «Второй Сципион » и др.), Кальдерон был вместе с тем певцом католицизма. Лучшими его драмами считались мистерии – autos , – прославляющие величие Творца и торжество религии (особенно трилогия: «Виноградник Господа», «Посев Господа», «Семена и плевелы»). Близко к этим autos примыкают религиозные пьесы Кальдерона – такие как «Чистилище святого Патрика», где языческий царь принимает христианство после того, как один из его придворных видел воочию ад и чистилище, или «Волшебный маг», где в душе героя христианское начало торжествует над языческим духом. Близки к autos и некоторые героические трагедии Кальдерона, например, «Стойкий принц», где герой является мучеником за славу христианской религии, и некоторые философские драмы, например, «Жизнь – это сон», где проводится мысль о том, что истинная жизнь наступит лишь за гранью земного бытия.

Педро Кальдерон де ла Барка

Певец монархии и церкви, Кальдерон де ла Барка, вместе с тем, поэтизировал кодекс рыцарской чести, отводя много места в своих пьесах поединкам. Культ чести он доводит до крайности в своих семейных драмах («Врач своей чести», «Живописец своего бесчестья», «За тайное оскорбление - тайная месть» и др.), где мужья с общего одобрения убивают неверных жен. Простонародье Кальдерон выводит обычно в смешном виде, особенно в образе gracioso, слуги-кавалера, слуги-шута в комедиях «плаща и шпаги» (лучшая: «Дама-невидимка»).

Драмы Кальдерона отражали эпоху абсолютизма, опиравшегося на католическую церковь и феодальные традиции не только в содержании, но и в стиле, блестящем и пышном, часто манерном, аффектированном, близком к estilo culto Гонгоры . Не создав никаких новых драматических жанров, часто пользуясь заимствованными сюжетами у других писателей (например, у Лопе де Веги), Кальдерон превзошел всех своих предшественников и преемников мастерством строить интригу и развязку. Гёте писал, что в его пьесах «нет ни одной черты, действие которой на публику не было бы рассчитано наперед». Эта его способность создавать неожиданные театральные эффекты даже вошла в поговорку (los lances de Calderon). Кальдерон отвел в своем театре много места декоративному аппарату, а также музыке, и некоторые его пьесы уже близки к опере («La Fiesta de Zarzada»и др.).

Написанные им для придворного общества драмы часто ставились с ослепительной роскошью, иногда под открытым небом, на воде и т. п. Популярнейший поэт двора, Кальдерон был, вместе с тем, и поэтом национальным. Его называли «славой всей нации». Пьесы Кальдерона оказали значительное влияние и на иностранных драматургов (на Корнеля , Гоцци и др.) и были переведены на французский, итальянский, немецкий, английский языки.