Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Крым в сердце моём". Литературное путешествие по крыму

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие по Крыму»

Программное содержание:
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;
- расширять представления детей о народах населяющих Крым;
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Материал: Карта Крыма разделенная на четыре зоны (горы и лес, море, поле, города и села) ; четыре клубочка (зелено-коричневый, синий, желтый, оранжевый) ; картинки обитателей лесов, морей, полей Крыма, картинки гор: Аю-Даг, Карадаг, Ай-Петри, картинки овощей и зерновых культур выращиваемых на полях Крыма, садов и виноградников; костюмы для детей (русский, украинский, крымскотатарский) .
Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты, России, Крыма и мира;
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;
3. Просмотр презентаций о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; 6. Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.

Воспитатель: -Сегодня наше мероприятие хочу начать со чтения стихотворения.

А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.

Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)

Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым). Обратить внимание детей на карту Крыма, почему Крым называется полуостровом? А как называется столица Крыма? (Ответы детей)

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.

Воспитатель: Первый клубочек у нас зелено-коричневого цвета,а вы ребята закройте глаза. Я сейчас я скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек.(Дети открывают глаза, клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .
Звучит запись «Шум леса»

Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес). Давайте мы с вами возьмемся за руки, послушаем звуки леса.

Ребенок:

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу?

Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма (ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы детей). А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). А какие Крымские горы вы знаете? (Карадаг, Аю-Даг, Ай-Петри) Молодцы, ребята!

А вы знаете, что у нас в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-за жары.

Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и птицы) Какие?

Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся дальше? У нас есть второй волшебный клубочек синего цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .
Звучит запись «Шум моря»
Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? (дети: на море). Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него? (ответы детей). А кто знает какая вода в море? (дети: соленая)

Ребенок:
Кто же это подшутил,

Море, над тобою?

Пошалил и посолил
Море голубое?

Можно в нем воды набрать,

Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.

Видно, соль со всей земли
К морю притащили,

Взвесить точно не могли
И… пересолили!

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, каких морских обитателей вы знаете (ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду). Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)

Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.

- А в воде живёт утюг? Нет.

- Ну, а корка от арбуза? Нет.

- А вообще живёт медуза? Да.

- А большие мандарины? Нет.

- В Чёрном море есть дельфины? Да.

- Рыбы в нашем море есть? Да.

- Крокодилов в нём не счесть? Нет.

- Дети плещутся в воде? Да.

- Вместе с птицами в гнезде? Нет.

Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий клубочек? Какого он цвета? (Желтый). Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, желтая зона) .
Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много. Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.

Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы должны их беречь от огня. А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники) Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?

Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали, остался у нас один, последний клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета? (Оранжевого). Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, оранжевая зона)

Воспитатель: Ребята, последний клубочек оранжевый, потому что окна в домах светятся оранжевым светом. И привел он нас в города и села Крыма. Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди разных национальностей. Люди – это главное богатство Крыма. Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и уз наем их традициях и обычаях.

Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали
?

(Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском костюме)
Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?

Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:
На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель: А зачем клали эти вещи?

Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.

Воспитатель: И, конечно же, что бы всегда был здоров. Спасибо тебе (имя). Ребята в какой семье мы побывали? (в русской). Теперь пойдем дальше.
(Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской). Давайте поздороваемся на украинском языке: (дети: «Добрий день! ») Добрий день, добрый молодец! Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об обычаях своего народа?

Ребенок: Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год.

Воспитатель: Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Спасибо тебе (имя, очень интересен был твой рассказ.

Ну, что ж заглянем еще в одну семью.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в крымскотатарской). Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум! » Как зовут тебя красавица? Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?
Ребенок: Алейкум ассалам! Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель:
А когда дети выполняют просьбу стариков, те им говорят «Чокъ сагъол балачыгъым».

На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья.

Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали, много знаете о нашем родном крае.

А сейчас мы хотим наградить детей дипломами за самый красивый национальный костюм.

Моя Родина-Крым!

Цель:формировать ценностное отношение учащихся к своему Отечеству;воспитывать уважение к народам разных национальностей, проживающих в Крыму,воспитывать патриотические чувства, чувства любви к родному краю.

Оборудование:карта Крыма,фотографии гор, достопримечательности Крыма, рисунки детей,плакаты, символика Крыма, слайды с видами Крыма.

I .Вступительное слово учителя

Когда ты произносишь слово Родина, что ты можешь себе представить?

Какого человека вы можете назвать патриотом своей Родины?

Сегодняшний наш разговор о Родине.Родной край, Отечество,Отчизна,Родина-это слова синонимы.Родина занимает в жизни человека почетное, важное место.Каждый человек любит больше всего тот край,где родился и где проходит его детство, юность.Мы живем в прекрасном солнечном Крыму.Крым-наша Родина.

Ученик 1.Патриот-человек,который проявляет любовь и преданность своей родине,народу.

Ученик 2.Патриот уважает традиции, обычаи людей всех национальностей той страны, где он живет, учится.

Ученик 3. С.Лукьянова “Крым-родина моя”

Моя матушка-мой Крым,

А мой батюшка-мой Крым.

И на сердце Крым похож,

Очертанием своим,

Я люблю своих родных

Я души не чаю в них.

Я люблю тебя-мой Крым.

Счастье прадедов моих.

Учитель: Крым-автономная республика. Республика имеет свою символику, герб,гимн,флаг(показ символики Крыма)

Ученик 4. Герб Крыма-Серебрянный Грифон под золотым солнцем.Грифон-крылатый лев,с орлиной головой, держащий в лапе раковину с голубой жемчужиной.Грифону приписывают охранительные функции.Голубая жемчужина-цвет единства всех народов.Красный цвет варяжского щита-символ мужества, храбрости, героическая история Крыма.

Ученик 5.Античные колонны по сторонам щита из мрамора.Вверху восходящее солнце-символ возраждения и процветания Крыма.Солнце-тепло, свет,богатство садов и полей.

Ученик 6.Флаг Крыма(Измаилова Л.П. и Денисенко И.К.)

Флаг Крыма поднимается,

Под гимн в родной стране,

Три цвета развиваются

На древки в вышине,

Синеет тонкой ленточкой,

Как море полоса.

Как юбочка в девочки,

Как мамины глаза,

Под нею нежным облачком,

Чистейший белый цвет.

Весну напоминает мне,

Подснежников букет.

А ниже, будто солнышко,

Раскрасив небеса,

Зарею загорается,

На флаге полоса.

А рядом флаг России,

В небесной вышине,

И солнцу улыбается

Под ним,тебе и мне.

Ученик 7.Гимн Крыма исполняют во время торжественных мероприятий(Читает гимн Крыма ученица)

Ученик 8.В Крыму 14 районов;18 городов.Центр республики-Симферополь.Крупные города:Севастополь,Керчь,Евпатория,Ялта,Феодосия,Алушта,Бахчисарай,Судак.

По переписе населения 2001-го года в Крыму проживает 2 миллиона 24 тысячи 56 человек(58 %-русские, 24% украинцы, 12%-крымские татары, 1,4%-беларусы, 0,5%-татары, 0,4%-армяне по 0,2%-евреи,поляки,молдоване)Всего более 100 представителей разных национальностей.

О крымских городах.

Ялта,Евпатория,Алушта,

Кто из них прекраснейшая,спорят.

Крымский полуостров, как ракушка,

Нам на радость выброшен из моря.

Здесь легенды Трои и Эллады

С вашей, города, сплелись судьбою,

Каждый город, ждет своей награды,

Каждый город,так хорош собою.

Здесь, в долинах солнечного рая,

Все прекрасны, и нелепа ссора.

Симферополь, как Парис,сжимает

Золотое яблоко раздора.

Ялта,Евпатория,Алушта…

Вы не спорьте,милые, не надо!

Скоро всем вам хватит,потому что,

Спелых крымских яблочек из сада!

В Симферополе проживет 360 тысяч 500 человек.

В Феодосии проживает 75 тысяч 400 человек.

В Старом Крыму-10 тысяч 700человек.Люди всех национальностей живут в мире и согласии.

Л.Знаковская “Крымский хоровод”.

Греки, русские,армяне,крымчаки и караимы,

Есть у нас другое имя,нас еще зовут “крымчане”

Украинцы и евреи, немцы,крымские татары,ассерийцы и болгары,

Становитесь в круг скорее.

Хайтарма,гопак и флейлаке,

Сырба,барыня, сиртаки,

Словно лютики и маки,

Так полянка загорелась,

Ни в саду, ни в огороде,

Мы в семье в своем народе,

Дай мне руку,мой ровесник, станем рядом в хоровод.

Крым-наш родной дом,

Ребята,каким должен быть ваш родной дом?

Ученик:дом красивый,теплый,уютный,чистый,светлый,гостеприимный.

Учитель:А теперь посмотрите, вот этот домик-наш Крым-(на доске маленький макет домика)

Игра загадка.”Какой Крым”?(вопросы на карточках в макете домика, выбирает учитель,дает ученикам,дети готовят ответы)

1.В чем проявляется красота Крыма?

1-й Ученик.Красота-это природа,растительность,горы,море,культура,искусство,музыка.

2-й Ученик.Тепло Крыма,расположение полуострова-южное полушарие,морской континентальный климат, лето жаркое,море теплое,душевное тепло людей.

3.Почему можно назвать Крым уютным?

3-й ученик.Полуостров,небольшая территория,полей,садов,виноградников,все на своих местах.

4.В чем заключается чистота Крыма?

4-й ученик.Воздух в Крыму-чистый и йодистый,горный и морской.Много лесов,зелени,воздух богат кислородом.Чистые города,поселки возле моря,чистые пляжи.

5.Светлый дом-Крым,как вы это понимаете?

5-й ученик.Светлый Крым-солнечный,теплый,зимой несильные морозы,много солнечного света,есть у людей светлые помыслы-процветание и богатство Крыма.

6.Ваш дом гостеприемный,а в чем гостеприимство Крыма?

6-й ученик.Летом в Крым приезжает много туристов, гостей.Наши жители принимают всех гостеприимно,Крым богат фруктами,овощами-это угощение гостям Крыма.

Ребята, вы должны гордится,что вы живете в таком прекрасном доме-в Крыму.

Учитель.В домике еще есть задание.Составьте из частей пословицы о Родине(работа в парах)

Родина-мать умей за нее постоять

Человек без Родины что соловей без песни

За родной край жизнь отдай

Везде хорошо а дома лучше

Каждому мила родная сторона

Одна зима на родине лучше ста весен на чужбине

Расставшийся с другом расставшийся с родиной

плачет 7 лет всю жизнь

Исмаил Гаспринский. “Крым”

Его называют “Зеленый остров”,

Прекрасный остров-чудесный Крым

Он с легкокрылой стремительной чайкой,

Летящей над пенной волною, сравним.

Здесь все,как в легенде:скалы,пещеры.

Лозы виноградной зеленый виток,

Реки,озера,степные просторы,

Весенней яйлы,злототканный платок.

Здесь сказка застыла каменной глыбой,

Здесь в танце и музыке память племен.

Здесь счастье и радость, слезы и горе

Развеянных ветром, забытых имён.

Здесь помнят былое и степи, и горы,

Свист сабель и стрел, ураганы атак.

Грудью встречал непогоду,невзгоды,

Старый, седой великан Чатырдак.

Крым-наша родина,помните это.

Души не жалейте ради нее.

Пусть над зеленым островом нашим,

Мирное,доброе солнце встает.

Если ты хочешь быть патриотом,то ты должен развивать следующие качества.

1.Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее,ее радостные дни и горькие.

2.Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины.

3.Смотри передачи,кинофильмы,рассказывающие о людях, прославивших страну,

в которой ты живешь.

4.Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране.

5.Испытывай гордость за людей,прославляющих твою страну.

Тема: «Для всех ты - Крым, а мне ты - Родина»

Воспитатель

Программные задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Предварительная работа:

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись - шум морского прибоя, видеозапись - водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель:

уголок на земле - место, где он родился.

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле - это счастье!

На горы они облокачиваются.

Воспитатель: Крым - это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море - рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ - таврами, отсюда и пошло первое название Крыма - Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма - Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

Древний Херсонес - сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей - это город-герой Керчь.

Древний Неаполь - ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа - в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия - крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость - в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида - город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины - большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Цель:

Материал:

Ход игры:

Воспитатель:

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым - жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель:

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов - Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель:

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись - шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Воспитатель:

Динамическая пауза:

«А над морем - мы с тобою!»

А над морем - мы с тобою! И дельфинов догоняй.

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек - Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су - в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь - красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись - водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат - людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

Воспитатель:

Воспитатель: Крым - многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется - Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Воспитатель:

Итог занятия:

  1. Почему люди едут в Крым?

Литература:

  1. Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. - Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. - (Детские путеводители)
  2. Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. - С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никитский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»

Воспитатель

Соляник Александра Александровна

Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории возникновения Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Крыма.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Предварительная работа: чтение рассказов о Крыме, стихотворений крымских поэтов, беседы о городах Крыма, о растительном и животном мире, рассматривание карты полуострова, фотоальбома с пейзажами крымской природы и открыток с видами Крыма, знакомство с играми народов, проживающих в Крыму.

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись – шум морского прибоя, видеозапись – водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный

уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле – это счастье!

Не зря называется солнечным Крым!

Весёлое солнце сверкает над ним!

А в небе такая над ним синева,

Что кружится, кружится голова!

Плывут облака чуть покачиваются,

На горы они облокачиваются.

Там спят они тихо над кручами,

А ночью становятся тучами. (Л.Кондрашенко)

Воспитатель: Крым – это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия.

(рассказ воспитателя сопровождается показом фотоснимков)

Древний Херсонес – сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей – это город-герой Керчь.

Древний Неаполь – ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа – в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия – крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость – в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины – большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: Все находки, которые были найдены во время раскопок, хранятся в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым? (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель: Ребята, что больше всего туристам нравится в Крыму? (ответы детей).

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись – шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Вот оно какое море! Чистое, солёное,

Разноцветно-голубое. Тёплое, рифлёное.

Волнами шумящее, С небом обнимается,

Чайками кричащее, Солнцу улыбается! (Л.Зубаненко)

Воспитатель: А какое ещё море омывает полуостров? (ответы детей)

Верно, Азовское море. Чёрное и Азовское море соединены Керченским проливом. Черное море глубокое, а Азовское море меньше, мельче и очень тёплое. Вода в нём не такая солёная, как в Чёрном море.

Динамическая пауза:

«А над морем – мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат, Мы теперь плывём по морю

Полетим за ними дружно. И резвимся на просторе.

Брызги пены, шум прибоя, Веселее загребай

А над морем – мы с тобою! И дельфинов догоняй.

(Дети машут руками, (Дети делают плавательные

словно крыльями) движения руками)

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек – Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су – в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь – красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись – водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат – людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

На ладонях ласкового моря Здесь уютно при любой погоде,

Маленькая нежится страна, И, как было в прежние века,

Сон её оберегают горы, Разные красивые народы

Колыбельную поёт волна. Говорят на многих языках. (Л.Фисейская)

Воспитатель: Ребята, назовите какие национальности проживают в Крыму? (русские, украинцы, крымские татары, крымчаки, армяне, греки, болгары и многие другие).

Воспитатель: Крым –многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Каждый народ богат своими играми, некоторые сохранились до наших дней. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес! (Татьяна Бокова)

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей и удивительными людьми. Чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле.

Итог занятия:

    Как назывался Крым много веков назад?

    Назовите и покажите на карте города Крыма?

    Почему люди едут в Крым?

    Почему Крым называют здравницей?

    Что больше всего туристам нравится в Крыму?

Литература:

    Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.-288с.

    Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. – Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. – (Детские путеводители)

    «Крымский веночек» - региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Тригуб Л.М. и другие.

    Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. – С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

МБДОУ №55 «Нептун» г. Симферополь 2017.

Воспитатель: Миметова А.Р.

Конспект НОД в подготовительной группе

Наш удивительный Крым.

Программное содержание:

Расширять и укреплять знания детей о крае, в котором мы живем. Выявлять знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Черного и Азовских морей:

Развивать умение работать с картой;

Закрепить знания о природных зонах, животном и растительном мире родного края:

Воспитывать интерес, любовь к природе Крыма, бережное отношение к ней;

Закрепить знания о столице Крыма- Симферополе, городах-героях, курортных центрах;

Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Материал: Карта Крыма, слайд шоу, цветная бумага, клей, ножницы

Предварительная работа: беседы о Крыме, животном и растительном мире, о городах Крыма, об исторических местах. Разучивание стихотворений о горах и городах, работа с родителями о посещение с детьми исторических мест и курортных городов.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в зал. За ними вбегает капитан дальнего плаванья.

Вед. Ты кто?

Капитан . Я капитан, очень много плавал по морям и океанам. Теперь приплыл в Крым. Но вот беда во время шторма повредил карту Крыма,осталась толь часть.

Вед. Ребята, давайте поможем капитану. Расскажем ему о Крыме и поможем собрать ему карту.

Ребёнок 1.

Крым - это здравница и это чудо сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград,

Крым - это море это райские места,

Крым - это южных гор Крутая высота

Крым - это степь и заповедные места,

Крым - это сказка заглянувшая в глаза.

Рассматривание карты Крыма. Детки, а почему наш Крым называется полуостров? Какими морями он омывается? А каких обитателей морей вы знаете? (ответы детей) А чем отличаются Черное от Азовского моря? Детки А вы знаете почему Черное море называется Черным? (легенда)

Ребёнок 2.

Это было в давние времена когда Бог еще посещал землю, он обошел ее все и вот подошел к берегам синего моря вода его была чистая и прозрачная, Бог утомился и решил искупаться в прозрачной, искупался, лег в тени и уснул.

И от того воды в море стали целебные, а берег превратился в рай. Долго спал Бог на берегу Тавриды. Люди стали жить в счастье в морских водах исцелялись, силы и здоровья черпали.

Но в горе в черном ущелье жил злой черный дракон, он дышал огнем и смрадом. И вот однажды он проснулся, от этого стали дрожать и падать камни, небо становилось черное от копоти. И вот узнал дракон что море стало лечебным и решил излечит свои раны, что бы всю землю покорить. Узнал об этом Бог и разгневался и стрелою поразил дракона, канул дракон в море, а от этого вода почернела и море стало называться с тех пор черным но не перестала иметь свою лечебную силу.

Вед. Детки, а ведь на нашем полуострове есть не только выход к морю, а ведь еще и степи и горы. А какие горы вызнаете. (Ай-Петри, Ай-Юдаг, Демерджи, Роман-Кош, Чатердаг, Кара-Даг) Встречает гостей Крыма гора Чатырдаг в переводе гора шатер.

Детки а какая самая высокая гора в Крыму?(Роман-кош)

Ребёнок3

Перед ним все Крымские вершины

С почтением склонили спины.

В своем величье так хорош!

Его зовем мы Роман-Кош.

Разговор об остальных Крымских горах.

Вед . Вотнам и открылась ещё одна часть карты.

Посматрите на экран, мы сейчас стоим у подножья красивейшей горы Ай-Петри за ее вершину задевают облака, на ее склонах гнездятся орлы и соколы это сильные птицы символ могущества и силы. Ай-Петри не только украшает полуостров. А защищает побережье от холодных северных ветров. Здесь всегда тепло и солнечно. Поэтому именно тут появился Никитский Ботанический сад. Где посажены тысячи растений со всего мира. Посмотреть на эти деревья и кусты приезжают жители и гости Крыма.

Посмотрите, какая интересная гора у моря, она очень напоминает дикого зверя пьющего воду из моря. Как называется эта гора?

Ребёнок 4

Миллионы лет встречает зори

Медведь что воду пьет из моря

Створена вулканом-магом

Гора зовется Ай-Юдагом

У подножья Ай-Юдага построили центр отдыха для детей Артек

Ребёнок 5

На юге у черного моря

веселое царство ребят

О море в бескрайнем просторе

Веселые песни звучат,

С лазурью его не сравнится

Всех прочих морей синева,

По всем городам и столицам

идет об Артеке молва

На Крымском полуострове есть не только горы но и спящие вулканы, и один самый красивый вулкан находится возле поселка Коктебель и называется Кара-Даг.

Ребёнок 6

Ой какая высота Сказочное диво:

Золотые ворота Проплывают мимо

Рядом спит огромный лев,

Мордой ткнулся в лапу..

И от страха чуть присев,

Я держусь за папу.

Ведущий . Посмотрите ребята мы с вами смогли открыть ещё одну часть карты.

Детки, а ведь в горах есть еще множество красивых и сказочных пещер какие вы знаете? (мраморная, красная)

Вот мы с вами много вспомнили и рассказали о горах, степях морях Крыма пришел черед поговорить и о городах. Наверно вы с мамами много где бывали и много чего знаете. Давайте послушаем приготовленные вами рассказы

Демонстрация альбома путешествий по Крыму.

Ведущий. Скажите пожалуйста мне так какие же считаются городами-курортами, а какие городами-здравницами, а какие городами-героями.

Наверное уже устали сидеть. Вставайте и давайте разомнемся

Подвижная игра «Зеркало»

Ведущий Детки вот мы поговорили о разных городах Крыма, но чтобы у нас получилось открыть последнюю часть карты вам нужно ответить на такой вопрос. Кто из вас знает какая же у Крыма столица? (Симферополь) посмотрите, что это? (это герб города Симферополя)что же он значит? (ответы детей).

Ребята, молодцы!(открывает последнюю часть карты, показывает всем, дарит капитану)

Вы правильно сказали, наш город собиратель, и один из символов является пчела. А давайте мы с вами сделаем пчёлку и подарим нашим гостям в память о нашем занятии.

-аппликация «Пчёлка» Дети делают аппликацию и дарят зрителям.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "КРЫМ – МОЙ ДОМ РОДНОЙ"

Цель:
формировать представления о родном крае, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
прививать любовь к родному краю, его природе, уважение к народам его населяющим;
воспитывать патриотические и эстетические чувства.
Оформление и оборудование:
карта Крыма;
иллюстрации: картины Айвазовского; Никитского ботанического сада;
пейзажи Крыма;
фотографии городов Крыма;
костюмы: украинский, татарский, русский;
детские рисунки родного края;
магнитофон, кассеты.

Ход мероприятия

1-я ведущая.
– Мы живём в удивительно красивом уголке нашей страны под названием Крым. Рассмотрим карту. С чем можно сравнить Крым на карте? (ответы детей)
– Поэт Гаспринский увидел в нём летящую птицу.
Его называют «Зелёный остров»,
Прекрасный остров,
Чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
2-я ведущая.
– Мы приглашаем вас, ребята, отправится в путешествие по Крыму. Мы будем плыть на теплоходе, ехать на автобусе. По дороге узнаем много нового и интересного о Крыме.
1-я ведущая.
– Итак, отправляемся на теплоходе к ближайшему нашему соседу – в город Феодосию.
Море Чёрное шумит,
Край наш морем знаменит.
Славен солнцем южным
И народом дружным.
2-я ведущая.
– Какие народы населяют Крым?
– Какие моря омывают Крым?
Ученик.
Феодосия – это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересны музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Художник очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.
1-я ведущая.
– Послушайте стихотворения о море, которые прочитают ученики 3-А класса.
Кто твердит упрямо в споре
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором –
Удивит оно простором.
А разгладится слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое,
Море дышит, как живое.

На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Всё богатство светлых вод
Щедро людям отдаёт.
И вбирая солнца жар,
Сберегает звёздный дар.
Море, мы навек с тобою

Крепко связаны судьбой
2-я ведущая.
– А сейчас послушайте песню «Море хохочет» стихи В.Викторова, музыка З.Коломиец в исполнении учащихся 3-А класса.
1-я ведущая.
– Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в город Судак. Вдали виднеются горы. Как они называются? (Крымские горы) может вы знаете, какие деревья растут в Крымских лесах? Какие животные водятся?
2-я ведущая.
– Я предлагаю вам полюбоваться чудесными пейзажами. (дети рассматривают иллюстрации). В долинах у гор выращиваю виноград. Под судаком очень благоприятные условия для виноградников.
1-я ведущая.
– Отдохнём и послушаем русскую народную песню «Тень-тень потетень»
В исполнении 1-А класса.
– Погостили в Судаке, отправляемся дальше. Наш путь лежит в Ялту. По дороге будем читать стихи о Крыме, отгадывать загадки. Послушайте выступление учащихся 2-А класса.
Ученики 2-А класса.
Моя земля! Мой Крым родной!
Из века в век всегда, ты, славен!
Своей историей живой,
Ты, Украине милой равен.
Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты Крым,
А мне, ты, Родина.
Мой дом, судьба моя и боль.
Цвети мой край! И хорошей!
Как жизнь, мой Крым, ты людям нужен.
Чудесный уголок земли,
Мой полуостров тёплый, южный.
1-я ведущая.
В Крыму с давних времён проживают крымчаки. Послушайте и отгадайте загадки крымчаков.

В чёрной земле – красный кувшин. (Свёкла)
Во тьме появляется, во тьме исчезает, землю зажигает. (Молния)
Чёрный мул кровь высосет, крылья выпустит и улетит. (Комар)
2-я ведущая.
– Мы приближаемся к красавице-Ялте. Что вы знаете о Ялте?
Ученик.
– Ялта – чудо Крыма. Расположена Ялта на берегу моря, на высоких холмах. Горы защищают Ялту от холодных ветров; морской и лесной воздух полезны для здоровья людей. Поэтому Ялта – всемирно-известный курорт. На востоке мы видим Медведь-гору.
Ученица.
Смотри и впрямь гора-медведь.
Застывшая лавина.
Не может встать, ходить, сидеть,
Урчать и есть малину.
Лежит себе из века в век
У моря косолапый.
От всех ветров закрыт Артек
Своей огромной лапой.
1-я ведущая.
– Ребята, в Ялте много замечательных мест, одно из них – Никитский ботанический сад. Он был создан в 1812 году Христофором Стевеном. В нём представлены растения всех континентов планеты – около семи тысяч видов, разновидностей и сортов. В Никитском ботаническом саду находится роща пробкового дуба, деревья в нём имеют возраст 175 лет. А вот тисс ягодный. Его возраст 500 лет. В Никитском саду собраны коллекции канн, хризантем и роз. Долго можно гулять по парку, любуясь его красотой, но нам пора в путь.

2-я ведущая.
– Мы прощаемся с Ялтой. Направляемся в Севастополь.

Ученица.
– Севастополь в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в Севастополе во время Великой отечественной войны. От города остались скалы, море и солнце. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. В Севастополе находится Черноморский флот Украины.
1-я ведущая.
–А сейчас игра «Перетягивание каната». Приглашаются мальчики.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в Евпаторию. Одна девочка написала стихи о своём городе.
Ученица.
На крымской земле
Возле самого моря
Стоит на песочке моя Евпатория.
И пусть этот город совсем небольшой,
Его я люблю всей душой.
– Евпатория – известная детская здравница. А почему её так называют? Кто из вас отдыхал в санаториях Евпатории?
1-я ведущая.
– В Евпатории с давних пор живёт много разных народов. В одно время она была центром караимов. Послушайте караимские народные загадки:
Дверь с разбегу распахнул, а сам дальше махнул. (ветер)
Как не хитри – голова снаружи, а тело внутри. (гвоздь)
Сложена слоями, полна муравьями.(книга)
2-я ведущая
– А теперь садимся в автобус и продолжаем путешествие по живописным дорогам Крыма. Отгадайте загадку и узнаете название города, в который мы направляемся.
1. Как называется поле, где выращивают дыни, арбузы? (бахча)
2. Куда складывают дрова, уголь, домашнюю утварь? (сарай)
– Это город Бахчисарай.
Ученица. (в татарском костюме)
– Бахчисарай – это бывшая столица Крымского ханства. Расположен в живописном месте в 15-20 км от моря. Самый известный памятник города бывший ханский дворец. Он был резиденцией ханов Гиреев. В честь дворца назван город: Бахчи – сад, сарай – дворец.
Девочка в татарском национальном костюме читает стихотворение на татарском языке. Стихи Черкез Али Алметова, перевод С.Лукьянова.
Къырым меним анамдыр
Къырым меним бабамдыр
Къырым деген бу ульке
Манъа догьмуш Ватандыр.
Мен анамны пек севен,
Бабмны да пек севен, ватанымны бильсенъиз,
Жданымдан да пек севен.
Моя матушка – мой Крым.
И мои батюшка – мой Крым.
И на сердце Крым похож
Очертанием своим.
Я люблю своих родных
Я души не чаю в них.
Я люблю тебя, мой Крым –
Счастье прадедов моих.
Звучит татарская мелодия, девочки танцуют.
1-я ведущая.
– Украинская поэтесса Леся Украинка, побывав в Бахчисарае, написала такие стихи:
Как зачарованный стоит Бахчисарай,
Сияет месяц золотистым светом.
Белеют стены в дивном блеске этом.
Уснул весь город, как волшебный край.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в столицу Крыма. Как называется этот город? Какое название он носил в древности? (Неаполис).
– Покажите этот город на карте.
Ученица 4-А класса показывает город на карте и читает стихи:
Южный город в долине Салгира,
С нами ты, Симферополь, всегда.
Сердце Крыма, прекрасного мира
Называют тебя неспроста.
1-я ведущая.
– В столице работает правительство Крыма, Верховный совет Крыма. Рассмотрите герб и флаг Автономной Республики Крым и послушайте стихотворения в исполнении учащихся 3-А класса.
Флаг Крыма поднимается
Под гимн в родной стране.
Три цвета развиваются
На древке в вышине.
Синей тонкой ленточкой
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки
Как мамины глаза.
Под нею нежным облаком
Чистейший белый цвет.
Весну напоминает мне,
Подснежников букет.
А ниже – будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарёю загорается
На флаге полоса
Флаг Крыма поднимается
К небесной синеве,
И солнце улыбается
Над ним тебе и мне.
2-я ведущая.
– Симферополе проживают люди многих других национальностей. Послушайте стихотворение на армянском языке в исполнении ученика 3-А класс Армана Карапетяна.
1-я ведущая.
– О том, люди каких национальностей проживают в Крыму, расскажут ученики 4-А класса.
Выходят дети в национальных костюмах.
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы
Есть у нас другое имя,
Нас зовут ещё крымчане.
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Выходите в круг скорее.
Хайтарма, гопак и фрейлакс,
Сырба, барыня, сиртаки,
Словно лютики и маки,
Так поляна разгорелась.
Не в саду, не в огороде
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой товарищ,
Станем вместе в хороводе.

Все ученики 1-4 классов встают и поют хороводную песню «Шире круг».
2-я ведущая.
– Отправляемся на симферопольский вокзал и продолжим путешествие по железной дороге в город, который является воротами Крыма. Это узловая станция, через неё проходят все поезда, идущие в Крым и из Крыма. Как называется этот город? Город находится на севере Крыма. (Джанкой)
1-я ведущая.
– В Джанкое послушаем украинские народные частушки в исполнении учениц 3-4 классов.
Українські частушки
1. Я сиділа на дубу шила кофту голубу,
Пришивала стрічки банти, щоб любили музиканти.
2. Черевички мої – носи вистрочені.
Не хотіла танцювати – самі вискочили.
3. Танцювала, танцювала, побачила гусака.
– Перестаньте грати вальси, починайте гопака!
4. Ой, хто ж то пішов – гарна походка!
Одна нога косолапа, а друга коротка.
5. На столі стоїть гармошка – золотії букви.
Прийшов милий мене сватать, а я граю в кукли!
2-я ведущая.
– Мы продолжаем наше путешествие. Оно подходит к концу. Мы направляемся на восток Крыма в родной город Керчь. Как назывался наш город в древности? (ответы детей)
1-я ведущая.
– В дороге послушайте песню в исполнении Пекарниковой Дарьи.
Стихи музыка
2-я ведущая.
– Вот мы и дома. Все мы, ребята живём в Крыму. Как же можно нас назвать? (крымчане). Послушайте песню о нашем Крыме в исполнении учеников 4-А класса на стихи Гаспринского.
Его называют зелёный остров,
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой, стремительной чайкой
Летящей над пенной волною сравним.
Здесь всё как в легенде: скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток,
Реки, озёра, степные просторы,
Весенний яйлы златотканый платок.
Крым – Родина наша, помните это,
Души не жалейте ради неё!
Пусть над зелёным островом нашим
Мирное, доброе солнце встаёт!
1-я ведущая.
– Благодарим участников и гостей. Наше путешествие закончилось.