Конспекты игр драматизаций. Литературные загадки, конкурсы, викторины. Открытые уроки литературы, праздники. Внеклассная работа по литературе. Школьная библиотека Подвижная игра « Чья команда быстрее?»

Литературное развлечение «Страна Поэзия»

Цель этого развлечения - в игровой соревновательной форме вспомнить отрывки из хорошо известных детям литературных произведений. Чтобы прослушивание стихотворных строк не было пассивным, пусть каждый из ребят постарается вспомнить, из какой книги тот или иной отрывок, и назовет заглавие книги и ее автора. А если у него хорошая память - то и попробует продолжить чтение всего произведения.

Наша встреча, - говорит ведущий, - начинается. Она не зря носит такое название - «Страна Поэзия», потому что мы решили посвятить ее известным всем стихам. Вы любите стихи? Сейчас я проверю, так ли это. Хорошо ли вы умеете читать стихи всем классом. Сговоримся: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Ваша задача - продолжить чтение наизусть стихотворных строчек и вспомнить их автора. Кто первым готов дать ответ, должен поднять руку.

После этого ведущий читает вслух по очереди начала следующих стихотворений.

1. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

(И. Суриков «Детство»).

2. Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое «хорошо»,
И что такое «плохо»?

(В. Маяковский «Что такое „хорошо”, и что такое „плохо”»).

3. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось - это брюки.

(С. Маршак «Человек рассеянный»),

4. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними - кот задом наперед.

(К. Чуковский «Тараканище»).

5. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

6. Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

(А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

7. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

(А. Барто «Мяч»).

8. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

(А. Барто «Мишка»).

9. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

(К. Чуковский «Мойдодыр»).

10. Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.

(А. Барто «Бычок»).

Ведущий предлагает второе задание - надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке» должны подсказать все стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Почта». А кроме этого надо еще вспомнить все четверостишие:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.

Вот рифмы, которые предлагает ведущий детям

1. Простился, снарядился, у окна, одна.

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»):

Царь с царицею простился,
В путь-дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»):

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.

3. Скажи, доложи, милее, белее.

(Л. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

4. Окном, вечерком.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

5. Шаги, ноги, размера, сапоги.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

Лихо меряли шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

6. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»):

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

7. Торжествуя, путь, почуя, как-нибудь.

(А. С. Пушкин. «Зима... Крестьянин, торжествуя...».)

Зима... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

8. Снег, шумят, брег, гласят.

(Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»).

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.

9. Степные, голубые, мая, качая.

(А. К. Толстой. «Колокольчики мои...».)

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

Если дети успешно справляются с заданиями, можно пообещать им еще одно проведение подобной встречи.

А творческим заданием для них может стать следующее: сочините сами подобный пример - какое стихотворение у вас является самым любимым, вот и сделайте на его основе такое задание. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

См. также:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ

Её поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают.

(Ода)

И. Агеева

Составитель словарей

Для больших и для детей.

(В. Даль)

И. Агеева

Мой первый слог растёт в дубраве,

Второй - глубокая канава,

Добавьте букву иль предлог.

Затем найдите третий слог:

Его отлично знает,

Кто в бильярд играет.

А в целом - повесть это

Великого поэта.

(Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)

Восклицанье, утвержденье,

Всё - поэта сочиненье.

(О + Да = Ода.)

Кто части мотоцикла знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить.

(Рама - д рама.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.

л исей - Ен исей.)

С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят любовно поэты.

(Стихия - стихи.)

И. Агеева

Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем -

Предприятье получаем.

(Рифма - фирма.)

И. Агеева

Первое - это же имя мальчишки,

Ну а второе - читаете в книжке.

(Роман.)

И. Агеева

На церкви первая блестит,

И крест резной на ней стоит.

У государства есть вторая ,

Народ её весь выбирает.

А третью в книжке вы найдёте

И за полчасика прочтёте.

(Глава.)

И. Агеева

ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАГРАММЫ

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

МОТ Т _ _ (Единица собрания сочинений.)

(Том.)

КИТ И _ _ (Ритмическое ударение, сильное место в стихе.)

(Икт.)

МЕЛ Л _ _ (Польский писатель-фантаст.)

(Лем Станислав.)

ТОК К _ _ (Персонаж романа «Мастер и Маргарита».)

(Кот.)

ФЕОД Д _ _ _ (Английский писатель.)

(Дефо Даниель.)

ТОРБА Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса.)

(Барто А.Л.)

КРЕН К _ _ _ (Адресат стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» А.С. Пушкина.)

(Керн А.П.)

ФУГА Г _ _ _ (Немецкий писатель- сказочник.)

(Гауф В.)

ОПЕР П _ _ _ (Инструмент писателя.)

(Перо.)

НЕРВ В _ _ _ (Французский писатель- фантаст.)

(Верн Жюль.)

РИНГ Г _ _ _ (Русский писатель.)

(Грин А.С.)

ВЕГА Г _ _ _ (Персонаж пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова.)

(Гаев.)

МАКИ А _ _ _ (Русский детский писатель и поэт.)

(Аким Я.Л.)

ОВАЛ А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя.)

(Алов.)

МОНЕ Н _ _ _ (Капитан из книги Ж. Верна.)

(Немо.)

БАЯН Б _ _ _ (Пьеса В. Маяковского.)

(«Баня».)

ПОЛК К _ _ _ (Пьеса В. Маяковского.)

(«Клоп».)

КОРТ К _ _ _ (Нелюбимый жених Дюймовочки.)

(Крот.)

УКОС С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка».)

(Суок.)

СИЛА Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.)

(Лиса.)

ТЬМА М _ _ _ (Роман М. Горького.)

(«Мать».)

ЭМИР М _ _ _ (Цикл стихов А. Блока.)

(Мэри.)

СТОПА О _ _ _ _ (Имя Великого комбинатора и сына Тараса Бульбы.)

(Остап.)

ЛОШАК Ш _ _ _ _ (Повесть А. Гайдара.)

(«Школа».)

ВЫБОР О _ _ _ _ (Роман И. Гончарова.)

(«Обрыв».)

ШЕВРО Е _ _ _ _ (Российский автор стихотворной сказки.)

(Ершов П.П.)

ДОЛИНА Д _ _ _ _ _ (Герой сказа П.Бажова.)

(Данило.)

ЕРУНДА Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло, лауреат Нобелевской премии.)

(Неруда.)

ОСТРОВ Р _ _ _ _ _ (Персонаж «Войны и мира» Л. Толстого.)

(Ростов.)

СТОПОР П _ _ _ _ _ (Один из мушкетёров.)

(Портос.)

АЛГЕБРА Б _ _ _ _ _ _ (Бухгалтер из романа «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

(Берлага.)

БЕЛОВИК Б _ _ _ _ _ _ (Персонаж «Человека в футляре» А.П. Чехова.)

(Беликов.)

ГНЕСИНА С _ _ _ _ _ _ (Заглавная героиня поэмы С. Есенина.)

(Снегина, «Анна Снегина».)

БАШМАЧНИК Б _ _ _ _ _ _ _ _ (Герой «Шинели» Гоголя.)

(Башмачкин.)

ТОВАР А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.)

СОКРАТ С _ _ _ _ _ (Линейная частица произведения.)

(Строка.)

АТЛАНТ Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности писателя.)

(Талант.)

ФИРМА Р _ _ _ _ (Предмет поиска поэтов.)

(Рифма.)

НЕ ГЕРЦ Г _ _ _ _ _ (Российский писатель- революционер.)

(Герцен А.И.)

ОС НЕТ С _ _ _ _ (Род стихотворения, любимый Шекспиром.)

(Сонет.)

Я ЗОЛ З _ _ _ (Французский писатель по имени Эмиль.)

(Золя.)

АЙ НЕРВЫ В_ _ _ _ _ _ (Русские братья- писатели, авторы известных детективов.)

(Вайнеры.)

РАК НЕМ К _ _ _ _ _ (Знаменитая новелла П. Мериме, цикл стихов А. Блока.)

(«Кармен».)

МАГ ТАЗОВ Г _ _ _ _ _ _ _ (Народный поэт Дагестана.)

(Гамзатов Расул.)

ГЕЛЬ НАМ Г _ _ _ _ _ _ (Российский драматург.)

(Гельман А.И.)

ПАРА ВОТ П _ _ _ _ _ _ (Персонаж пьесы Островского «Бесприданница», обманувший

Ларису Дмитриевну.)

(Паратов Сергей Сергеевич.)

ПА + СТЕНА А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный метр.)

(Анапест.)

ДА + НЕТ Д _ _ _ _ (Итальянский поэт, автор «Божественной комедии».)

(Данте Алигьери.)

ВОЛЬТ + РЕ В _ _ _ _ _ _ (Французский писатель-философ.)

(Вольтер.)

МРАК + ЗИНА К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель, историк.)

(Карамзин Н.М.)

ЛОБ + ОДИН Б _ _ _ _ _ _ (Бывшее имение Пушкиных.)

(Болдино.)

ГУБА + ВОЛК Б _ _ _ _ _ _ _ (Русский писатель.)

(Булгаков М.А.)

МАК + ШАР М _ _ _ _ _ (Русский детский поэт.)

(Маршак С.Я.)

КИТ + РИС К _ _ _ _ _ (Королева детективов.)

(Кристи Агата.)

КРЕН + СОВА Н _ _ _ _ _ _ _ (Русский поэт.)

(Некрасов Н.А.)

ЗАД + ОРЕХ З _ _ _ _ _ _ (Русский поэт, переводчик.)

(Заходер Б.В.)

РАК + СЛОН К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж Астрид Линдгрен.)

(Карлсон.)

РЕПА + ЛИК Р _ _ _ _ _ _ (Ответное небольшое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Реплика.)

ОМОН + ГОЛ М _ _ _ _ _ _ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Монолог.)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.

(Переплёт.)

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.

(Произведение.)

Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.

(Гипербола.)

Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.

(Канва.)

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

(Дневник.)

Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.

(Выдержка.)

Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.

(Блок - Блок Александр.)

Не только название покрытых короткой травой участков для гольфа, но и псевдоним русского писателя.

(Грин - Грин Александр. Настоящая фамилия - Гриневский.)

Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок.

(Стопа.)

Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.

(Драма.)

Не только купол церкви, но и раздел книги.

(Глава.)

Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.

(Детектив.)

Не только металлическая посуда для жарки, но и украинский поэт, музыкант, философ и педагог.

(Сковорода - Сковорода Григорий Саввич.)

Не только морское беспозвоночное отряда десятиногих ракообразных, но и имя персидского поэта, автора всемирно известных философских четверостиший.

(Омар - Омар Хайям.)

Не только бронированная военная машина, но и народный поэт Белоруссии.

(Танк - Танк Максим.)

Не только разновидность рассказа, но и имя российской поэтессы Матвеевой.

(Новелла - Новелла Николаевна Матвеева.)

Не только ось в подвижных частях механизмов электроизмерительных приборов, но и адресат стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».

(Керн - Керн Анна Петровна.)

Не только имя второго в мире космонавта, но и фамилия русского писателя с именем первого в мире космонавта.

(Герман. Герман Титов и Герман Юрий Павлович.)

Не только русская мера веса, но и персонаж «Золотого телёнка».

(Фунт.)

Не только премьер-министр Великобритании - «железная леди» -, но и юная героиня Марка Твена, которой объяснился в любви Том Сойер.

(Тэтчер: Маргарет и Бекки.)

Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 г.

(Шоу - Шоу Джордж Бернард.)

Не только выставка-презентация новых моделей автомобилей, но и литературно-художественный кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.

(Салон.)

Не только единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-либо труда, но и капитан произведения Жюля Верна.

(Грант.)

Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.

(Бок - фрекен Бок.)

Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.

(Том.)

Не только житель Финляндии, но и юный герой Марка Твена.

(Финн - Гек Финн.)

Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.

(Лада.)

Не только герой Александра Дюма, ставший сказочно богатым графом, но и французский монархист, убивший на дуэли А.С. Пушкина.

(Дантес. Эдмон Дантес стал графом Монте-Кристо.)

Не только изгиб морского берега, но персонаж пьесы М. Горького «На дне».

(Лука.)

Не только город «Золотого кольца» России, но и персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

(Ростов.)

Литературно-математическая викторина

Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

(А.С. Пушкину.)

Какой пушкинский герой говорил:

«... Поверил

Я алгеброй гармонию...»

(Сальери в произведении «Моцарт и Сальери».)

Чьи это строки?

«Мы любим всё - и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...»

(А. Блок «Скифы».)

Какой поэт воспел числа?

«Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!

Свободные, бесплотные, как тени,

Вы радугой связующей повисли

К раздумиям с вершины вдохновенья!»

(В. Брюсов «Числа».)

Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?

(Цифра.)

Кого Джордж Гордон Байрон окрестил «принцессой параллелограммов»?

(Свою жену, родившую ему дочь Августу-Аду Лавлейс, унаследовавшую от матери свои математические способности и ставшую первым в мире программистом. Правда, родители разошлись, когда дочери не было и года, так что со своим знаменитым отцом Ада и не была знакома.)

«Я всматриваюсь в вас, о числа...» писал Велимир Хлебников в своём стихотворении. Как оно называется?

(«Числа».)

Ещё в XI веке он рассмотрел все варианты решения кубического уравнения геометрическими методами, хотя призывал других почаще рассматривать красивых женщин да бокал с вином. О ком идёт речь?

(Об Омаре Хайяме, который занимался астрономией, физикой, математикой.)

Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэррол?

(«Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье».)

Что изобрёл Льюис Кэрролл как математик?

(Способы проверки делимости чисел на 17 и 19. Приём запоминания ряда цифр бесконечной дроби 3,14..., благодаря которому он мог записать число p до 71 знака после запятой. Предвосхитил некоторые идеи математической логики.)

Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой?

(Верста. Сборники «Вёрсты I », «Вёрсты II », 1921-1922 гг.)

Вот строка из произведения французского писателя Альфонса Доде: «Четыре тысячи босых и размахивающих руками арабов бежало за верблюдом, как дураки, сверкая шестьюстами тысяч зубов». А теперь подсчитайте, сколько же зубов у каждого из описанных писателем арабов?

Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»?

(100 человек.)

В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было плохо с математикой?

(Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см, поэтому настоящий рост Герасима 195 см.)

Какое число получило имя Шахерезады (Шехерезады) и каковы его замечательные свойства?

(1001 - число Шахерезады, оно виднеется в заглавии бессмертных сказок «Тысяча и одна ночь». С точки зрения математики число 1001 обладает целым рядом интереснейших свойств:

а) Это самое малое натуральное четырёхзначное число, которое можно представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001 = 10 3 +1 3 ;

б) Число 1001 состоит из 77 злополучных чёртовых дюжин (1001 = 77х13), из 91 одиннадцаток или из 143 семёрок (вспомним, что число 7 считалось магическим числом);

в) На свойствах числа 1001 базируется метод определения делимости числа на 7, на 11 и на 13.)

Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX , а умер в MDCCCXXXVII году?

(Да, годы его жизни в арабской записи - 1799-1837.)

Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

(Повесть.)

Как, запомнив год рождения Л.Н. Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?

(Число года в столетии - 28 - совпадает с днём рождения, а число столетия - 8 - совпадает с номером месяца рождения. Отсюда полная дата рождения писателя - 28 августа 1828 года. Вот как вам может помочь математическая наблюдательность.)

Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации?

(По запасу используемых слов.)

По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

(«Любовь».)

«Математический» детский фольклор - это... Что?

(Считалки, считалочки.)

Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?

(Герой, персонаж литературного произведения.)

Какую линию можно найти в литературном произведении?

(Сюжетную линию.)

Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

(Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.)

Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?

(От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это переместительный, или коммутативный закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами a + b = b + a , ab = ba .)

Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?

(Дюймовочка, ведь рост Дюймовочки 2,54 см, что больше размера ноготка.)

Назовите суммарный вес Дениски Кораблёва и его друга Мишки, персонажей рассказов Виктора Драгунского.

(24,5 + 25,5 = 50 кг, рассказ «Ровно 25 кило.)

Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

(Четыре: А.К. Толстой и три брата Жемчужниковых - Алексей, Владимир и Александр Михайловичи..)

ВИКТОРИНА «ИНИЦИАЛЫ»

Инициалы какого знаменитого русского поэта (начиная с фамилии) складываются в спортивный и карточный термин?

(П ушкина А лександра С ергеевича - ПАС .)

Инициалы какого российского революционера-поэта и советского драматурга (начиная с фамилии) складываются в аббревиатуру органа, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения?

(Г ерцен А лександр И ванович и Г ельман А лександр И саакович - ГАИ .)

Инициалы какого русского писателя-классика (начиная с фамилии) складываются в название вечнозелёного хвойного дерева?

(Т ургенева И вана С ергеевича - ТИС .)

Инициалы какого русского мыслителя и писателя (начиная с фамилии) складываются в аббревиатуру самоуправляемой научной организации России?

(Р адищева А лександра Н иколаевича - РАН - Р оссийская а кадемия н аук.)

Инициалы какого русского писателя с графским титулом (начиная с имени) складываются в театральный термин, означающий часть театрального действия?

(А лексей К онстантинович Т олстой - АКТ .)

Инициалы какого русского поэта некрасовской школы (начиная с фамилии) складываются в обращение к взрослому мужчине в Польше?

(П лещеева А лексея Н иколаевича - ПАН .)

Инициалы какой всем известной российской детской поэтессы (начиная с фамилии) складываются в название большого танцевального вечера?

(Б арто А гнии Л ьвовны - БАЛ .)

Инициалы какого русского писателя и поэта (начиная с имени) складываются в аббревиатуру спортивного звания, с которого начинается серьёзная спортивная карьера.

(К онстантин М ихайлович С имонов - КМС , к андидат в м астера с порта.)

Инициалы какого российского писателя, начиная с фамилии-псевдонима, складываются в лягушачье слово, а с настоящей фамилией, начиная с имени, - в марку отечественного автомобиля?

(К аверин В ениамин А лександрович - КВА , В ениамин А лександрович З ильбер - ВАЗ .)

Какое слово можно сложить из инициалов детского писателя Маршака: ТАМ или СЯМ?

(СЯМ - С амуил Я ковлевич М аршак.)

Инициалы какого русского писателя (начиная с фамилии), подарившего детям замечательные сказочные повести, складываются в личное местоимение второго лица множественного числа творительного падежа?

(В олкова А лександра М елентьевича - ВАМ .)

Инициалы какого русского писателя (начиная с имени) складываются в вещество, придающее блеск.

(Л ев А брамович К ассиль - ЛАК .)

Инициалы какого великого русского писателя-фантаста (начиная с фамилии) складываются в название маленького ресторана?

(Б еляева А лександра Р омановича - БАР .)

Инициалы какого русского поэта, автора и исполнителя песен, складываются в аббревиатуру одного из видов Вооружённых сил?

(В ысоцкого В ладимира С емёновича - ВВС .)

Инициалы какого русского детского писателя состоят из трёх букв «Н»?

(Н осова Н иколая Н иколаевича.)

Инициалы какой русской поэтессы состоят из трёх букв «А»?

(А хматовой А нны А ндреевны.)

Инициалы какого русского писателя (начиная с фамилии) складываются в физическую величину, численно равную произведению массы тела на ускорение свободного падения?

(В елтистова Е вгения С ерафимовича - ВЕС .)

Инициалы какого русского писателя (начиная с имени) складываются в синоним слова-согласия «Да»?

(А натолия Г еоргиевича А лексина - АГА .)

Инициалы какого из российских братьев-писателей, авторов детективных романов, складываются (начиная с имени) в слово из небогатого собачьего словаря?

(Г еоргия А лександровича В айнера - ГАВ . Это младший брат Аркадия Александровича Вайнера.)

Инициалы какого знаменитейшего французского писателя, начиная с фамилии, складываются в положительный ответ, а вот начиная с имени, - в место для грешников.

(Д юма А лександр - Д А, А лександр Д юма - АД .)

Инициалы какого знаменитого французского писателя (начиная с фамилии) складываются в аббревиатуру нашей Байкало-Амурской магистрали?

(Б ейля А нри М ари - БАМ . Работал под псевдонимом Стендаль.)

ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Дантист - это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач?

(Зубной врач.)

Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность?

(Второе.)

Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера?

(Второе.)

Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?

(Работник театра, занимающийся гримировкой артистов.)

Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?

(Сказочный персонаж Джона Толкиена.)

Критик - это житель греческого острова Крит или человек, занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности?

(Человек, занимающийся критикой. А житель острова Крит - критянин.)

Он - критик, она - ... Кто?

(Критикесса.)

Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений?

(Про-за - проза.)

Что такое стихийное бедствие?

(Это когда вам задали на дом выучить много стихов.)

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

(Ноль.)

Кем быть лучше: библиофилом или библиоманом?

(У библиомана любовь к собирательству книг просто патологическая, он уже забывает о культурной ценности предметов собирательства. Лучше быть библиофилом.)

Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела... Что?

(Свободу слова.)

И Мазай, и Пихто - они кто?

(Каждый из них - дед.)

Какая очень известная сказка... портит детям зубы?

(«Золотой ключик» - это конфеты-ириски, отлично вытаскивающие пломбы.)

Какой сказочной героиней Ш. Перро может полакомиться не только волк, то и все детишки?

(«Красной шапочкой», ведь это шоколадные конфеты.)

Какой сказочный герой ещё с советских времён утоляет жажду российских ребятишек?

(«Буратино» - газировка.)

Какого американского писателя физики-шутники окрестили «нулевой индуктивностью»?

(О. Генри = 0 генри, а в генри измеряется индуктивность.)

В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?

(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».)

Российские программисты доказали, что Карлсон - это компьютерный глюк! В чём заключается их доказательство?

(Карлсон появляется только тогда, когда у Малыша открыты окна - windows .)

У какого героя Тургенева не было звуковой карты?

(У Герасима - немого дворника.)

Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»?

(«Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.)

За что математики очень любят эпиграммы и эпитафии ?

(За то что в них есть их любимое число Пи - p : эпи грамма, эпи тафия.)

Именем какого персонажа А.А. Милна заканчиваются все отечественные адреса в Интернете?

(Ру - кенгурёнок. Именно так читаются символы - . RU )

Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

(Карениной Анны - Анна.)

(Для старших групп)

Цели:

  • закрепление знаний детей о творчестве С.Я. Маршака и К.И. Чуковского;
  • активизация коммуникативных навыков детей.

Задачи:

  • обобщить знания детей о творчестве С.Я. Маршака и К.И. Чуковского;
  • продолжать прививать интерес к художественной литературе;
  • продолжать развивать речь, память, воображение;
  • учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • вызвать у детей эмоциональный настрой;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: листоценок для жюри, произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского; портреты С.Я.Маршака и К.И.Чуковского, атрибуты к драматизации отрывков «Путаница» и «Сказка о глупом мышонке», разрезанные картинки из произведений: «Багаж» и «Муха-Цокотуха» (приложение 15 ).

Предварительная работа:

  • чтение произведений С.Я. Маршака, К.И. Чуковского;
  • разучивание отрывка из произведения (одного из авторов) и постановка сценки по его содержанию;
  • придумать эмблему и название команды;
  • постановка пантомимы по любому произведения одного из авторов.

Ход викторины:

Доброе утро, дорогие гости!

Рады видеть Вас у нас на конкурсе «Книголюбы», который проводится среди детей двух старших групп №3 и №12.

Давайте поприветствуем наши команды (под марш входят команды ):

Команда «Читайка» (группа №12).

Команда «Фантазёры» (группа №3).

Ребята, присаживайтесь на стульчики (команды находятся друг напротив друга).

Скажите мне, а вы любите книги? А какие и почему? (Ответы детей.)

Конечно, это ведь наши верные друзья. Сколько полезного, интересного и удивительного можно у них узнать… А какие замечательные есть сказки, без них нельзя прожить на свете. Но существуют не только сказки, произведения бывают разные: и стихи, и рассказы. Пишут их авторы – писатели, которых тоже очень много.

Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по произведениям двух известных детских писателей. А кто они вы узнаете сейчас на разминке.

Разминка :

Ребята, посмотрите, пожалуйста на столы. Здесь находятся портреты этих писателей. Назовите мне их. (Ответы детей. ) Правильно, это Самуил Яковлевич Маршак и Корней Иванович Чуковский.

Вот мы это и проверим во время нашего конкурса. Оценивать ваши ответы будет наше многоуважаемое жюри (представить членов жюри ).

Перед началом игры, я хочу напомнить вам правила:

  1. отвечать команды должны по очереди. Если одна команда затрудняется с ответом, вопрос переходит к команде соперников.
  2. За каждый правильный и полный ответ – 2 балла. За неполный – 1 балл. Если ответили неверно – 0 баллов.

Правила понятны? (ответы команд ). И так, давайте начнём!

1 конкурс «Угадай»

Внимание, игроки, сейчас я буду зачитывать строки из произведений, а ваша задача правильно назвать автора и название произведения.

А для того, чтобы узнать какая команда будет первая отвечать, давайте вспомним любую считалочку.

Считалочка 1 (проговаривать вместе с детьми):

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей!

Итак, начнёт нашу игру команда «Фантазёры»

  • «А рядом бегемотики схватились за животики» ("Айболит», К.И. Чуковский).
  • «Нет, твой голос нехорош – очень скучно ты поёшь» ("Сказка о глупом мышонке», С.Я. Маршак).
  • «Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска» («Детки в клетке», С.Я. Маршак).
  • «Волки от испуга скушали друг друга» («Тараканище», К.И. Чуковский).
  • «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» («Мойдодыр», К.И. Чуковский).
  • «Не было в доме мышей, а было много карандашей» («Усатый-полосатый», С.Я. Маршак).
  • «Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне» («Почта», С.Я. Маршак).
  • «Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают» («Путаница», К.И. Чуковский).
  • «Неужели в самом деле все сгорели карусели?» («Телефон», К.И. Чуковский).
  • «Выдали даме на станции 4 зеленых квитанции» («Багаж», С.Я. Маршак).
  • «Только раки пучеглазые по земле во мраке лазают» («Краденое солнце», К.И, Чуковский).
  • «И чайник сказал утюгу: «Я дальше идти не могу» («Федорино горе», К.И. Чуковский).
  • «Говорит мышонок Мурке: «Ну тогда сыграем в жмурки» («Сказка об умном мышонке», С.Я. Маршак).
  • «Пошла муха на базар и купила самовар» («Муха-Цокотуха», К.И.Чуковский).

Молодцы, первый конкурс завершён. А пока наше жюри подсчитывает результаты, давайте немного отдохнём.

Физминутка №1 «Раз подняться, потянуться» (приложение ).

А сейчас жюри объявит результаты конкурса (слово членам жюри).

2 конкурс «Продолжи фразу»

Ребята, я сейчас буду зачитывать начало отрывка, ваша задача его закончить и назвать из какого произведения эта фраза.

Теперь начинает команда «Читайка»

  • «В Африке разбойник, в Африке злодей…» (в Африке ужасный Бармалей. Этот отрывок из произведения, которое называется «Бармалей»).
  • «Дама сдавала в багаж…» (диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Этот отрывок из произведения, которое называется «Багаж»).
  • «Покатилось, покатилось Олино колечко…» (покатилось, покатилось с нашего крылечка. Этот отрывок из произведения, которое называется «Кто колечко найдёт») .
  • «А потом позвонили цапли…» (пришлите, пожалуйста капли. Этот отрывок из произведения, которое называется «Телефон»).
  • «Да, здравствует мыло душистое..» (и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок. Этот отрывок из произведения, которое называется «Мойдодыр»).
  • «Принесла овсяной кашки, отвернулся он от чашки…» (принесла ему редиски, отвернулся он от миски. Этот отрывок из произведения, которое называется «Усатый-полосатый).
  • «Вдруг из подворотни страшный великан…» (рыжий и усатый таракан, таракан-таракан, таракашечка. Этот отрывок из произведения, которое называется «Тараканище»).
  • «Унесла мышонка кошка и поёт: «Не бойся, крошка. Поиграем час-другой»… (в кошки-мышки, дорогой. Этот отрывок из произведения, которое называется «Сказка об умном мышонке»).
  • «Вдруг откуда-то летит маленький комарик….» (и в руке его горит маленький фонарик. Этот отрывок из произведения, которое называется «Муха-Цокотуха»).

Очень хорошо. И второй конкурс у нас завершён. Жюри подсчитывает баллы, а мы давайте немного повеселимся.

Сейчас нам каждая команда покажет по одной пантомиме, т.е. сыграет сценку без слов. А соперники должны догадаться из какого это произведения и назвать автора. (Дети разыгрывают пантомимы: «Айболит»», «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковский.)

А сейчас слово членам жюри.

3 конкурс: конкурс капитанов «Сложи картинку»

Давайте поприветствуем наших капитанов:

  • Капитан команды «Фантазёры»______________.
  • Капитан команды «Читайка»________________.

Уважаемые капитаны, подойдите, пожалуйста, к столу. Вам предстоит

пройти сложное испытание.

Вы видите части целых картинок. Вам необходимо:

  1. Найти части одной картинки и собрать их в единое целое.
  2. Угадать из какого это произведения и кто автор.

Время на выполнение задания 1 минута. Начали! (Выполняют задание.)

Здоровы! Вы справились с этим сложным заданием великолепно.

Пока жюри подсчитывает баллы, мы сыграем в пальчиковую игру 3 «Кошкин дом» (приложение) .

А сейчас слово членам жюри.

4 конкурс: «Артисты»

Ребята, многие дети мечтают стать артистами. А вы хотите попробовать себя в роли артиста? (ответы детей). Давайте тогда посмотрим получиться ли это у вас?

Вы заранее получили задание к этому конкурсу – выучить сценку. Сейчас мы посмотрим маленькие представления.

А для того, чтобы узнать, какая команда будет первая, давайте вспомним ещё какую-нибудь считалочку.

Считалочка1 (проговаривать вместе с детьми):

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

Начинает конкурс команды «Фантазёры».

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тётя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком громко ты поёшь!

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

Приходи к нам, тётя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень скучно ты поёшь!

Команда «Читайка», из какого произведения эта сценка и кто автор? (ответы детей ). Правильно, это «Сказка о глупом мышонке» автор С.Я. Маршак.

А теперь очередь команды «Читайка».

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Свинки замяукали:

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Команда «Фантазёры», из какого произведения эта сценка и кто автор? (ответы детей ). Правильно, это «Путаница», автор К.И.Чуковский.

Ребята, какие вы все молодцы. Здорово у вас всё получилось. Давайте похлопаем друг другу.

Но, к сожалению, наш конкурс подошёл к концу. Сейчас наше уважаемое жюри подведёт окончательный итог. А мы, давайте встанем в круг и немного отдохнём.

Физминутка №2 : «Встали дети ровно в круг» (приложение 2)

Ну а сейчас слово предоставляется нашему жюри….. (объявляют окончательный счет ).

Сегодня у нас победила команда_________. Поздравляем победителей (вручение сувениров ). А вы, ребята из команды__________ не огорчайтесь. Вы тоже заслужили аплодисменты и сладкие призы.

Ещё немало разных увлекательных викторин нас с вами ждет впереди. Главное – любите книги, берегите их.

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот

Придут к тебе и Чук и, Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший верный друг

Развеет скуку книжка. А. МАРКОВ

Давайте беречь и любить наши книги

Чтоб в жизни у нас были яркие миги!!!

А теперь давайте скажем «Спасибо» членам нашего жюри и нашим гостям.

До новых встреч, друзья! (Дети под веселую музыку уходят в группу. )

Приложение

Физминутка №1 «Раз подняться, потянуться » (движения по тексту )

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Пальчиковая игра «Кошкин дом»

Тилли-бом, тилли-бом, (руки согнутые в локтях, качаем в разные стороны)

Загорелся (двигаем пальчиками и поднимаем руки над головой)

Кошкин дом. (складываем ладошки в «крышу» над головой)

Кошка выскочила, (резко опускаем руки вперед)

Глазки выпучила, (складываем перед глазами «колечки» из указательных и больших пальцев)

Бежит курица с ведром, (лепим ладошками пирожки)

Утка с лейкой, (потираем ладони)

Гусь с бадейкой, (коротко хлопаем в ладоши)

А мышонок с решетом, (сложенные вместе ладошки поворачиваем вверх-вниз)

Погасили кошкин дом! (машем руками перед собой)

Физминутка №2: «Встали дети ровно в круг» (движения по тексту)

Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Список использованных источников:

1. Считалочки для детей:

  • kladraz.ru›dlja-samyh…schitalochki-dlja-detei.html;
  • Deti-Online.com›Стихи›Считалки.

2. Физминутки:

  • psyoffice.ru›4-0-5154.htm;
  • kaigorodova.jimdo.com›физминутки;
  • 74330s010.caduk.ru›p109aa1.html.

3. Пальчиковая игра

  • gamejulia.ru›palchikovie-igri-dlya-detey.html.

4. Стихотворение

  • «Верный друг» А.Марков.

Варсегова С. Ю., воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Цели:

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского.

Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского.

Воспитывать любовь к поэзии.

Материалы:

Портрет К. И. Чуковского, пособие «Копилка сказок», настольный театр «Радость», театр на фланелеграфе «Федотка», маски и костюмы зверей для инсценировок, тематическая мини-библиотека.

I часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то портрет. Знаете вы человека на портрете? (Корней Чуковский) .

Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Давайте послушаем стихи, которые выучили некоторые из наших ребят.

Каковы эти стихи по характеру? (смешные, радостные, потешные) .

Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г. У нас этот день отмечают как День юмора и смеха. Наверное, поэтому все его стихи такие весёлые. 2 апреля отмечают День детской книги.

II часть.

Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

Ребята, кто помнит, как называется самая первая сказка, которую написал Чуковский и для кого он её написал?

Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и чтобы его утешить, Корней Иванович придумал и рассказал ему сказку «Крокодил». Мальчик заслушался и перестал плакать.

Конкурс №1: «Из какой сказки предмет?»

Давайте вспомним другие его сказки. Давайте проведём соревнование между командами девочек и мальчиков и узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей шкатулке лежат предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и сказать из какой он сказки.

Конкурс №2: «Кого так зовут?»

Мы с вами читали сказки не только в стихах, но и в прозе. Давайте вспомним героев этих сказок.

Подвижная игра « Чья команда быстрее?»

А сейчас поиграем. Пусть каждый возьмет картинку со сказочным героем, а по сигналу нужно встать в круг, где находится книга с той сказкой, откуда этот герой.

Конкурс №3: «Загадки»

К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по загадыванию загадок. Кто из вас знает больше всех литературных загадок Чуковского?

А сейчас Вика покажет нам настольный театр по стихотворению «Радость».

Вот какие у Чуковского замечательные стихи, по ним можно даже делать театрализованные инсценировки. Давайте посмотрим ещё одну инсценировку по стихотворению «Федотка» на фланелеграфе.

Ещё К. И. Чуковский был замечательным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и переводил на русский язык самые лучшие, по его мнению произведения, чтобы познакомить с ними детей нашей страны. Вот откуда к нам пришли некоторые английские народные стишки и песенки.

Давайте посмотрим инсценировку по английской песенке «Котауси и мауси» в переводе Чуковского.

III часть.

Вот и подходит наше занятие к концу. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту.

Что нового вы узнали сегодня?

Вы познакомились со многими стихами Чуковского и даже выучили некоторые из них. Как вы думаете, пригодятся они вам в жизни?

А для детей постарше Чуковский перевёл вот такие интересные книжки («Приключения Тома Сойера, «Робинзон Крузо»)

Я надеюсь, что вы прочтёте их, когда пойдёте в школу.

Александра Тивелёва
Игра-викторина «Весёлая поэзия, любимая детьми» по произведениям К. И. Чуковского

Игра-викторина : «Весёлая поэзия , любимая детьми » по произведениям К . И. Чуковского

Задачи : закрепить в памяти, прочитанные раннее литературные произведения (вспомнить их фрагменты, воспроизводить отрывки ) ; совершенствовать умение вступать в беседу правильно, отвечать и задавать вопросы, активизировать словарь; воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности; воспитывать любовь к поэзии .

Предварительная работа : чтение произведений К . И. Чуковского ; рассматривание иллюстраций; прослушивание аудиозаписей со сказками К. И. Чуковского .

Материал : портрет К. И. Чуковского ; детские книги с произведениями К . И. Чуковского ; игра «Собери картинку» (для каждой команды) ; посуда к игре «Собери посуду» ; предметы из сказок «Айболит» и «Мойдодыр» .

Ход игры:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на литературной игре-викторине. А кому посвящена сегодняшняя викторина, вы узнаете, когда отгадаете человека на портрете. Чей это портрет? (Корнея Ивановича Чуковского ) .

Правильно!

Сегодня мы будем говорить о творчестве Корнея Ивановича Чуковского . Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

Можно уже и игру – викторину начать. У нас уже есть две команды : ёжики и солнышки. Команды, вы готовы к викторине?

Конкурс №1 : «Из какой сказки предмет?»

Давайте проведём соревнование между командами и узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей шкатулке лежат предметы из разных сказок К. И. Чуковского . Нужно достать предмет, всем его показать и сказать из какой он сказки. (сказки : «айболит» , «мойдодыр» )

Физкультминутка «Путаница»

Ребята, в какой сказки все наоборот? («Путаница» )

Вот сейчас, мы с вами закроем глазки и представим, что мы герои сказки «Путаница» . Я буду читать отрывок из данной сказки, а вы будете изображать животных.

Выходите на полянку и слушайте внимательно.

Замяукали котята :

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята :

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Свинки замяукали :

Кошечки захрюкали :

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали :

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали :

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал :

Прибежал медведь

И давай реветь :

Ку-ка-ре-ку!

Только заинька

Был паинька :

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал :

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Конкурс №2 : «Вопрос-ответ»

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди, ваша задача быстро на этот вопрос ответить, если вы не знаете ответа, то ход переходит к другой команде.

1. На чем летают комарики в сказке «Тараканище» ? (На воздушном шарике)

2. Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей)

3. Из какой это сказки : «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)

4. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр» ? (Умывальник)

5. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)

6. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)

7. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)

8. Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил)

9. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду)

10. Кто проглотил солнце? Название сказки и персонаж? (Крокодил, «Краденое солнце» )

Конкурс №3 : «Собери картинку»

Необходимо быстро в команде собрать картинку и произнести название сказки .

Конкурс №4 «Помоги Федоре собрать посуду»

- Заходит Федора и говорит :

Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Ребята, кто это к нам пришел? (Федора)

Здравствуй, Федора Егоровна!

Здравствуйте! Ребята, а вы знаете из какой я сказки к вам пришла? («Федорино горе» )

Какая беда со мной приключилась (посуда разбилась, ушла, потому что хозяйка о ней не заботилась) .

Верно, ребята, не заботилась, вон сколько много посуды от нее убежало!

Федора Егоровна стала добрее, давайте ей поможем вернуть посуду домой. Построимся в две команды по 6 человек, остальные ребятки, смотрите внимательно, всю ли посуду собрали, не взяли ли лишнего предмета.

Подведение итогов : вот и подошла наша литературная викторина к завершению. Вам понравилась игра – викторина ? Кому была посвящена данная игра ? (Корнею Ивановичу Чуковскому ) Спасибо за внимание, вы все очень хорошо играли .

Публикации по теме:

Игра-викторина по сказкам К. И. Чуковского ИГРА-ВИКТОРИНА по сказкам К. И. Чуковского. Предварительная работа. Воспитатель читает детям сказки (авторские или народные, по которым.

Конспект викторины по произведениям К. И. Чуковского (старшая группа) Конспект викторины по произведениям К. И. Чуковского (старшая группа) Программное содержание: - закрепить знания детей о прочитанных.

Литературная викторина-игра по сказкам К. И. Чуковского для детей 5–7 лет Литературная викторина-игра по сказкам К. И. Чуковского для детей5-7 лет. Задачи: - Закрепить знания о сказках (загадывание загадок, рассматривание.

Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского для старших дошкольников Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского для старших дошкольников. Задачи: - закрепить и систематизировать в игровой форме.

Проект «Муха-Цокотуха» (по произведениям К. И. Чуковского) Старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» Проект «Муха-Цокотуха» (по произведениям К. И. Чуковского).