Куприн что такое любовь. В помощь школьнику. "Навеки любовью ранен"

Сочинения по литературе: Тема любви в произведениях А. И куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или от-

Ца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. способна

Воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все поглощающее чувство вдохновляло А. С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствовал потребность в «героических сюжетах» , в самоотверженных, самокритичных героях. В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А. И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров. С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества. Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы. Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича. Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью. Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она, гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого" ,признаётся, что доброта его " не сердечная". Сердце у него "холодное, ленивое" , и тем, кто "будут его любить" , принесёт он, хотя и невольно, "много зла".Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает

Блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными, безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца. А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, как символ вечной любви и преданности. Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности. Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение. Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в

Городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том, чтобы ради своей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации. Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе "Суламифь" . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя "Гранатовый браслет" звучит тема безответной любви как великого дара, который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и "царственно

Спокойной " женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от "Г. С.Ж" . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь – трагедия. Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: "Да святится имя твоё ".Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед ней последней встрече с уже мёртвым обожателем: "В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё" . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение, но навеки.

В своих рассказах А. И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыстную любовь. Любовь, о которой мечтает каждый человек. Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

А. С. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма.

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно раз­нообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прика­сается к ней целомудренно и благоговейно.Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош­ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь.

В рассказе «Суламифь» писатель блистательно воспевает духовное единение влюб­ленных, которое так велико, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все по­знавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково ве­лики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.

Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жиз­ни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, "крепкой, яко смерть". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого".

От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает ис­тинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: "Любовь долж­на быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для писателя она - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести "Гранатовый браслет". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъ­ема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем - молчаливое "преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.

Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна "поняла, что та любовь, о кото рой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но навеки".

Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда при­влекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожден­ного дара. Такая трагедия показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее ду­ше ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жи­ва, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.

У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении - своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь - это под­линное, прекрасное чувство.


"Навеки любовью ранен"

Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все творчество В. Маяковского. "Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем", - считал поэт.

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием - вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Лю­бовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму "Облако в штанах" (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указы­вает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

"Придув четыре", - сказала Мария.

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным про­свечивает большой мир человеческих отношений, мир, враж­дебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь.

И Маяковский восклицает: "Любить нельзя!" Но не лю­бить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разры­вают муки любви. Эти его чувства находят отражение в по­эме "Флейта-позвоночник". И снова не радость любви, а отча­яние звучит со страниц поэмы:

Версты улиц взмахами шагов мну, Куда уйду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумалась ты, проклятая?!

Обращаясь к Богу, поэт взывает:

...слышишь!

Убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916- 1917 годов. В поэме "Человек", звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:

Гремят на мне наручники,

любви тысячелетия...

И только

боль моя

острей -

стою,

огнем обвит,

на несгораемом костре

немыслимой любви.

В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежно­сти и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отри­цания любви:

Любовь!

Только в моем

воспаленном

мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите -

срываю игрушки-латы

величайший Дон Кихот!

В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой по­эмы "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.). Поэма "Люблю"- это лирико-философское размышление о любви, о ее сущ­ности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт про­тивопоставляет любовь истинную, страстную, верную, кото­рую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме "Про это" лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любо­вью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не кос­нулись:

В детстве, может, на самом дне, десять найду сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого! Этого нет. Видите - нет его!

Я свое, земное, недожил,

на земле

свое недолюбил.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между лиричес­ким героем поэмы и автором. Но то, что в поэме "Про это" ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении "Юбилейное", в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:

Я теперь

свободен

от любви

и от плакатов.

И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:

Было всякое: и под окном стояние, письма,

тряски нервное желе. Вот когда

и горевать не в состоянии - это, Александр Сергеевич, много тяжелей... ...Сердце

рифмами вымучъ - вот и любви пришел каюк...

Э ти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В сти­хотворении "Тамара и Демон", опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: "Люб­ви я заждался, мне 30 лет". А в стихотворении "Прощайте" иронизирует:

Где вы, свахи?

Подымись, Агафья! Предлагается

жених невиданный. Видано ль,

что человек

с такою биографией

был бы холост

и старел невыданный?!

Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. "Как-нибудь один живи и грейся", - пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, кото­рую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согла­ситься с несбыточностью любви, ее запредельностью:

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда/

Поэт не мыслит себя без любви - идет ли речь о возлюб­ленной или обо всем человечестве.

На самой высокой лирической ноте завершаются стихотво­рения "Лиличка", "Письмо Татьяне Яковлевой", Чувства по­эта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любо­вью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы дра­матично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Если я

чего написал,

если

чего

сказал -

Тому виной

глаза-небеса,

любимой

моей

глаза.


Контрольная работа 4. Выполнила работу Терехова Т.Ф.

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!

Есть святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

Это хранительница очага, работящая и верная жена, защитница собственных детей и неизменная радетельница за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке. По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты! (Из стихотворения «Мать»)

Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская» , в стихотворении «Внимая ужасам войны» , в Поэме «Кому на Руси жить хорошо»…

« Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенин с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем.

Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени! 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды. Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой…

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла! (М, Исаковский).

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла. Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей. Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет.


« Они достойны друг друга. Они оба прекрасны»

«Евгений Онегин» - роман о любви. Любовь у Пушкина - высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, её любовь была безответной. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения. В лице Татьяны Пушкин воспроизвел тип русской женщины в реалистическом произведении. Татьяна для Пушкина-«милый идеал»,но не для Онегина. Поэт наделяет свою героиню простым именем. Татьяна простая провинциальная девушка, не красавица. Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди местных обывателей, она чувствует себя одинокой среди людей, не способных понять ее духовных запросов:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Единственным удовольствием и развлечением Татьяны были романы:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Натура Татьяны глубока и сильна. У Татьяны «мятежное воображение»умеряется и направляется «умом и волею живой» В ней есть удивительные черты: мечтательность, душевная простота, искренность, безыскусственность, любовь к родной природе и народным обычаям. При встрече с Онегиным, который выглядел особенным среди ее знакомых, она именно в нем видит своего долгожданного героя.

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.

Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни. Следуя сердечному порыву, она решается признаться Онегину в письме, которое является откровением, признанием в любви. Это письмо проникнуто искренностью, романтической верой во взаимность чувства. Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на её любовь. Мечты героини о счастье рухнули. Её любовь принесла ей одни страдания. Онегин не смог оценить всю глубину и страстность любящей натуры Татьяны. Ей встретился человек, который был «эгоистом» , хотя и «страдающим» , «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала. Он читает ей суровую отповедь, которая приводит девушку в полное расстройство и душевное смятение. Убив на дуэли Ленского, единственного певца любви среди окружающих его людей, Онегин убивает свою любовь. С этого момента и совершается перелом в жизни Татьяны. Она меняется внешне, ее внутренний мир закрыт для посторонних глаз. Она выходит замуж, становится светской дамой, всеобщее уважение и преклонение встречает она в « высшем свете». Она презирает пошлость светского общества, праздную и пустую его жизнь.

Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. В Москве встречает Онегина холодная светская дама, хозяйка знаменитого салона. В ней Евгений с трудом узнает прежнюю робкую Татьяну и влюбляется в нее. Он видит то, что хотел видеть в той Татьяне: роскошь, красоту, холодность. Но Татьяна не верит в искренность чувств Онегина, так как не может забыть свои мечты о возможном счастье. В Татьяне говорят оскорбленные чувства, настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что не сумел вовремя разглядеть в ней свою любовь. Татьяна несчастна в своем замужестве, слава и богатство не приносят ей удовольствия:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера.

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту роскошь маскарада

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность»(по выражению Герцена).

В первой встрече героев автор дает Онегину шанс изменить свою жизнь, наполнив ее смыслом, олицетворением которого является Татьяна. А во второй встрече Пушкин наказывает главного героя тем, что оставляет Татьяну абсолютно недоступной для него.


Ульянова Т.П. Итоговая к.р.

Повесть «Гранатовый браслет» - это поэтическое воспевание любви и одновременно скрытый протест против замусоливания этого чувства. Сюжет этого произведения почти традиционный, будто бы вполне заурядный, бедный человек (к тому же со смешной фамилией Желтков) любит девушку из «высшего мира», которая потом становится княгиней. Но качество чувства главного героя, мастерски изображенного автором, традиционным или заурядным никак не назовешь. Не случайно другой герой романа – генерал Аносов – спикер идей автора – говорит: «Возможно, Верочка, твой жизненный путь пересекла как раз такая любовь, о которой мечтают женщины. Пойми, это такая любовь, для которой осуществить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на пытки, – вовсе не труд, а только радость … » .

Желтков подтверждает этот тезис и собственной жизнью, и своей смертью. Его любовь бескорыстная и самодостаточная. Образ гранатового браслета одновременно является и образом этой любви: бедный человек отдает единственную драгоценность, старинную вещь, неотшлифованные гранаты которой способны загораться удивительным огнем. «Словно кровь» – пугается Вера, когда видит это украшение впервые. То есть этот браслет, как и его любовь, не имеет какой-то внешней утонченности, но таит в себе необычайную силу и выразительность. Но вернемся к сюжету. Желтков дарит самое ценное женщине, с которой даже не разговаривал ни разу – общение сводится лишь к письмам, которые он пишет Вере. По собственному определению героя, его любовь «безнадежная и вежливая». Он не надеется на взаимность. Не надоедает, не ищет встреч, он не ждет ответ, не говоря уже о какой-то благодарности. Он просто живет этой любовью. Он счастлив уже тем, что может любить и дать любимой хоть что-то. Для него больше ничего не существует.

Однако существует для других: подарок воспринимается семьей героини как-то возмутительное, как скандал – ее муж и брат идут к Желткову выяснять отношения, пытаются его запугать. Их рассуждения низменные и примитивные. И Желтков сам чувствует вдруг, что у него хватит силы встретить и угрозы, и вообще что он значительно выше морально за людей, наивно полагают, что настоящее чувство можно уничтожить вмешательством полиции. Сила его любви настолько велика, что даже князь в какой-то момент начинает это понимать.

Даже потеряв все, Желтков имеет гораздо больше, чем те, у кого бы что-то есть, но не знавшие подобных чувств. Конечно, его смерть трагична – но даже в ней чувствуется что-то светлое и величественное. Его последнее предложение в письме – «Ваш до смерти и после смерти» – не пустые красивые слова. Смерть будто приближает его к любимой.

Не случайно Вера выполняет его просьбу – слушает сонату – и начинает понимать, что мимо прошла большая любовь, единственная на тысячу лет. Это не просто музыка – это одновременно и гимн любви, превышающем отдельные жизни, и своего рода молитва. Вере кажется, что она слышит его слова.

И жизнеутверждающим аккордом звучат в конце произведения ее слова, произнесенные после окончания сонаты: «Он теперь меня простил. Все хорошо».

Так хорошо, несмотря на всю внешнюю трагичность. Любовь Желткова не исчезла зря – она озарила собой другие жизни.

Для самого А.И. Куприна утверждения значений душевных качеств человека было призывом к определенным идеалам. К каким? «Гранатовый браслет» не делает из этого тайны – в данном случае это идеал светлого и чистой любви, бескорыстной и жертвенной, но которая является и крупнейшей из возможных вознаграждений сама по себе.

«Разве бывает несчастная любовь?» (Иван Бунин).
(По произведениям Ивана Бунина и Александра Куприна).
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И. Бунин
Русская литература конца 19 – начала 20 веков представлена блистательными именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и другими великими писателями. Критические реалисты отразили в своих произведениях кризисное состояние мира, процесс искажения человеческой природы, утраты людьми человеческих черт. Но, изображая мир в таких красках, писатели рубежа веков видят позитивные идеалы в высокой любви. Понятия об этом чувстве у них схожи. Можно сравнить мнения Бунина и Куприна. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, который был присущ произведениям более ранних писателей, создававших вдохновенные гимны любви. Бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, потому что они шли из глубины сердца. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь – нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Солнечном ударе» или «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях Бунина и Куприна несчастна.
Чтобы понять отношение к любви Куприна, на мой взгляд, достаточно понять была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе писателя «Гранатовый браслет».В основу этого произведения, написанного в 1911 году положено реальное событие - любовь телеграфиста Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета - Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний, Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Да она его погубила, потому что эта любовь была неразделенной, но разве можно говорить о том, что она была несчастной для Желткова? Я думаю нельзя. Умирал Желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь все-таки была в его жизни. Об этом свидетельствует выражение лица умершего: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…». Для героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом он пишет в своем последнем послании Вере Ивановне: «От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.». «Но значит не было причин самоубийства, если он был счастлив…» - говорили некоторые критики того времени. Возможно потому он совершил этот поступок, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. Желткову пришлось бы перестать писать ей и упоминать о своем существовании. Сама Вера Ивановна попросила его об этом, но он не в силах был заставить себя сделать это. И лирический герой не видел другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством. Значит можно сказать о том, что умер Желтков не от несчастной любви, а, наоборот, потому что любил горячо и пламенно. По мнению Куприна, настоящая счастливая любовь не может длиться вечно. Он был реалистом, именно поэтому в рассказах этого писателя о любви нет счастливого конца. Влюбленные обязательно должны расстаться.
Теперь обратимся к рассказам Ивана Алексеевича Бунина. Его мнение о любви как нельзя лучше выражает строчка из «Темных аллей»: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Как мы уже говорили, этого мнения придерживается Александр Куприн. Именно поэтому я взял эту строчку как эпиграф. В тридцати восьми новеллах «Темных аллей» проходят перед читателями удивительные женские типы. Вот Надежда из рассказа «Темные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую…имела». Как можно всю жизнь любить одного лишь человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот…Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили.». Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. То есть любовь для главной героини – счастье.
В рассказе «Солнечный удар» любовь выступает чем-то мгновенным, вспышкой, которая проносится оставляя в душе глубокий след. Опять же влюбленные расстаются, что доставляет страдания главному герою. Сама жизнь без возлюбленной – это страдание. Он не находит себе места ни в квартире, ни на улице, вспоминая те счастливые моменты, проведенные с ней. Читая новеллу за новеллой, начинаешь осознавать, чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно трагедия. Но несмотря на весь их трагизм, светлое чувство охватывает читателя, когда перевернута последняя страничка сборника: необычайная светлая сила и искренность чувств свойственна героям этих рассказов.
Любовь у Бунина долго не живет - в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу - гибели, самоубийству, небытию. В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединенная с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновьей чистотой и благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя, неверие. Все купринские герои с хрупкой душой попадают в жестокий мир. Через все творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства. " Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена "- эти слова из рассказа "Темные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.

Любовь хотя бы раз в своей жизни испытал каждый человек – будь-то любовь к матери или отцу, мужчине или женщине, своему ребенку или другу. Благодаря этому всепоглощающему чувству люди становятся более добрыми, душевными. Тема любви затрагивается в творчестве многих великих писателей и поэтов, именно она вдохновила их на создание своих бессмертных произведений.

Великий русский писатель А. И. Куприн написал ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. Под пером А.И.Куприна

Родились такие замечательные произведения, как рассказы Гранатовый браслет», «Суламифь », «Олеся », «Поединок» и многие другие, которые посвящены этому светлому чувству. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера и разных людей, но суть ее неизменна – она безгранична.

В повести «Олеся », написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси , девушки из глухой полесской деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу. Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей , внучкой ведьмы Мануйлихи . Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству.

Влюбленная Олеся проявляет свои наилучшие качества – чуткость, деликатность, наблюдательность, врожденный ум и подсознательные знания жизненных тайн. Ради своей любви она готова на все. Но это чувство сделало Олесю беззащитной, приведя ее к гибели. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Предложив девушке руку и сердце, главный герой подразумевает, что Олеся , которая жить не может вдали от природы, переедет к нему в город. Ваня даже не думает отказаться от цивилизации ради Олеси . Он оказался слабым, смирился со сложившимися обстоятельствами и не предпринял никаких действий, чтобы быть вместе с возлюбленной.
В рассказе «Гранатовый браслет» любовь представлена как безответное, бескорыстное, романтическое чувство, которое испытывает главный герой Желтков, мелкий служащий, к княгине Вере Николаевне Шеиной.

Смыслом жизни Желткова стали его письма к любимой женщине, полные чистой, самоотверженной любви. Муж княгини, справедливый и добрый человек, с сочувствием относится к Желткову и, отбросив всякие предрассудки, проявляет уважение к его чувствам. Однако Желтков, осознав несбыточность своей мечты и потеряв всякую надежду на взаимность, совершает самоубийство.

При этом даже в последние минуты своей жизни он думает лишь о своей возлюбленной. И только после смерти главного героя к Вере Николаевне приходит осознание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Это произведение является глубоко трагичным и говорит о том, как важно вовремя понять любовь другого человека и ответить ему взаимностью.

В своих произведениях А.И.Куприн продемонстрировал любовь как искреннее, преданное и бескорыстное чувство. Это чувство – мечта каждого человека, ради которой можно пожертвовать всем. Это вечная всепобеждающая любовь, которая сделает людей счастливыми и добрыми, а окружающий мир прекрасным.