Легенды беларуси. Белорусские мифы Легенды про природу беларуси для детей

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили , разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

2. Чудесное озеро Витебщины

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

3. Мозырское Красное болото

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

4. Путчинский вампир

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

5. Борисовские «круги на полях»

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

6. Слободской полтергейст

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение.

7. Вилейские аномалии

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

8. Брестский Бернардинский монастырь

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь .

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

9. Лошицкая усадьба

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

10. Мирский замок

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.

Что может сильней будоражить кровь любителей мистики и тайн, чем средневековые замки? Конечно, замки с призраками! Вы считаете себя скептиком и не верите в легенды о привидениях? Возможно, этот рассказ о самых загадочных и мистических местах Беларуси заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Монастырь около гольшанского замка.

Покоящийся в руинах замок, расположенный в Ошмянском районе РБ, по праву считается одним из самых мистических и загадочных мест нашей страны. В легендах Беларуси есть многочисленные упоминания о Черном монахе, Белой даме и о прочих привидениях, регулярно появляющихся у живописных развалин. Впрочем, наиболее загадочной и пьянящей представляется история, связанная не с самим замком, а с небольшим монастырем, расположенным с ним по соседству.

Как гласит легенда, подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега повелел своим мастерам построить монастырь в самые сжатые сроки. За выполнение задачи строителям было обещано серьезное вознаграждение, и те взялись за дело с удвоенным усердием. Строители спешили, но в тот момент, когда работы уже близились к завершению, одна из стен неожиданно обвалилась. Недолго думая, каменщики отстроили стену вновь, но не прошло и пары дней, как та снова обвалилась. Так происходило снова и снова. И никакие строительные ухищрения не позволяли придать стене необходимую прочность.

В итоге, каменщики были доведены до отчаяния. Однако в одну осеннюю ночь «на помощь» строителям пришел неизвестный старик, сказавший мастерам, что для устойчивости стен храму нужна человеческая жертва. Совет казался ужасающим, но, обещанное вознаграждение настолько вскружило головы непутевым каменщикам, что те решили последовать совету старика. Выбор жертвы был оставлен на откуп случаю. Как гласят легенды Беларуси , по замыслу каменщиков смерть должна была постигнуть ту из жен строителей, которая первой явится к мужу и принесет ему обед.

В итоге, первой к недостроенному монастырю явилась молодая супруга самого молодого каменщика. Именно ее непутевые строители и замуровали в монастырской стене. После этого храм был успешно достроен и благополучно простоял вплоть до наших дней.

Наверное, история о несчастной девушке и алчных строителях монастыря так бы и осталась просто одной из легенд Беларуси , если бы в 1995-м году в здании не начались реставрационные работы. Разобрав одну из монастырских стен, ученые обнаружили под ней скелет молодой женщины, погибшей в результате насильственной смерти.

Куратор работ попросила, двух местных строителей похоронить кости на кладбище, а над могилой установить христианский крест. Однако до конца благое дело доведено так и не было. По странному стечению обстоятельств, строители, разобравшие стену стали умирать при загадочных обстоятельствах. Место захоронения древних костей и остатки умершей женщины отыскать больше также не удалось. Так родилась одна из самых мистических легенд Беларуси .

Гольшанский замок.

Немало таинственных преданий связано и с самим замком. Как пример – история сельского парня Гремислава Валюжинича без памяти влюбившегося в знатную дворянку Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Любовь была взаимной, однако происхождение парня, а также тот факт, что Ганна уже была замужем, не давали влюбленным быть вместе. В итоге, молодые люди решили встречаться тайно.

Облачаясь в темные одеяния монаха Гремислав каждую ночь пробирался в опочивальню княжны, однако такие встречи продолжались недолго. Об изменах жены прознал муж, и вскоре оба любовника были казнены по приказу хозяина замка. С тех пор, если верить мифам и легендам Беларуси , призраки влюблённых часто появляются у полуразрушенных стен дворца.

Мирский замок.

Немало холодящих кровь легенд связано с замком в Мире. Впрочем, как и в случае с Гольшанами, наиболее интересная из них связана не с сами замком, а с роскошным озером, расположенным у самых крепостных стен.

Все дело в том, что на протяжении всей своей многовековой истории, Мирский замок неоднократно менял владельцев. Еще во времена его первого хозяина – князя Илинича – возле замка был разбит красивый яблоневый сад. Впоследствии этот сад вместе с землей, прилегающей к замку, перешел во владение князьям Радзивиллам, и в их времена стал необычайно красив и роскошен. Как гласят легенды Беларуси , семья Радзивиллов очень любила этот сад. Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи состояние и положение в обществе некогда великого княжеского рода стало стремительно ухудшаться. Замок пришлось продать, а вместе с ним оставить и любимый яблоневый сад.

Как это часто бывает, новый хозяин дворца – российский полководец Николай Святополк-Мирский — сразу же после оформления сделки решил переиначить имение на свой лад. Не пощадил новый хозяин и роскошный яблоневый сад, на месте которого было приказано вырыть искусственное озеро. Вот с этого момента и начались все беды. Во время вырубки сада по трагической случайности погибло несколько лесорубов. А некоторое время спустя мать одного из погибших прокляла дворянина, сказав, что с этого момента каждый год в пруду будут тонуть люди, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев.


Мифы и легенды Беларуси , гласят, что с тех пор пророчество быстро начало сбываться. Всего несколько месяцев спустя после того как пруд был залит водой, в нем утонула 12-летняя княгиня Сонечка. Некоторое время спустя у берега пруда был мертвым найден и сам Николай.

Впрочем, на этом история не закончилась. Достоверно известно, что даже в наши дни в пруду около Мирского замка часто тонут местные жители – в основном мужчины. В то же время родовая усыпальница Святополк-Мирских, расположенная рядом с замком, регулярно страдает от паводков. Словно мертвым князьям, похороненным в этом месте, суждено тонуть вновь и вновь…

Несвижский замок .

Самая лиричная и в то же время одна из самых таинственных легенд Беларуси связана с Несвижским замком и его прежними владельцами – Барбарой Радзивилл и ее возлюбленным — наследным принцем Сигизмундом Августом. Роман двух людей начался еще до того, как Сигизмунд взошел на престол Речи Посполитой. Однако именно коронация принца стала отправной точкой в череде трагических событий, связанных с жизнью влюбленной пары.

Все дело в том, что еще до коронации Барбара и Сигизмунд обвенчались тайно. Об их отношениях знали многие, однако сам факт брачного союза открылся лишь тогда, когда королева-мать влиятельная Бона Сфорца решила выдать своего сына за одну из заморских принцесс. Именно в этот момент молодая Барбара Радзивилл и стала мешать планам надменной и властной свекрови. В итоге совсем скоро юную королевну нашли отравленной в ее собственной опочивальне. Убийцу белорусской красавицы так и не нашли. Впрочем, для истории это не так важно.

Убитый горем король так и не смирился с потерей возлюбленной. Отринув все устои католической церкви, Сигизмунд пригласил к себе во дворец могущественного колдуна пана Твардовского, решив с его помощью вызвать призрак мертвой жены. Сеанс спиритизма прошел удачно. Однако в тот самый момент, когда в комнате замка появился призрак Барбары Радзивилл, король, пренебрег заветами колдуна, бросившись к возлюбленной в попытке ее обнять. В результате этого цепь спиритических операций была нарушена, а дух Барбары Радзивилл навсегда остался в стенах Несвижского замка.

Wojciech Gerson — Zjawa Barbary Radziwill

Как утверждают легенды и мифы Беларуси , если бы Сигизмунд умер в замке, его душа смогла бы воссоединиться с душой почившей возлюбленной. Однако по трагическому стечению обстоятельств, польский король скончался внезапно за много километров от собственного дома. С тех пор два призрака – Сигизмунда и Барбары – блуждают по темным коридорам двух разных замков: Краковского и Несвижского, словно навеки потерявшись вдали друг от друга.

Существует несколько легенд о происхождении Минска и образования названия города. Одной из таких историй является рассказ о дочке Водяного по имени Свислочь.

Происхождение Минска: основные легенды

История хранит две основные легенды происхождения Минска. Каждая из них отличается красивым повествованием и претендует на роль основной.

История появления герба Минска

Тысячелетняя история Минска полна примечательных событий. Одним из них является легенда о появлении герба города.

Легенда о Несвиже

Легенда о происхождении Несвижа. Красивые исторические предположения, а также географические и фактологические данные.

Легенда о Витебске

Несколько историй о происхождении Витебска. Легенды и исторические предположения, переходящие из уст в уста, а также имеющие документальные подтверждения. Легенда о могучем роде. Краткий рассказ о том, откуда берет свое начало знаменитое княжеское семейство, являвшееся богатейшим в Великом Княжестве Литовском.

Сокровищница Радзивиллов

Легендарные 12 апостолов и еще 60 пудов драгоценностей. История об огромных богатствах в Несвижском замке.

Озеро-сердце

Легенда об одном заповедном озере, ныне носящим название Глыбля. Сказ о том, как возникла водная гладь, по форме напоминающая сердце.

Озеро Мертвое

Самое легендарное из группы "Голубых озер". Именно о нем сложено несколько легенд, суть которых изложена в заметке.

Озеро Свитязь

Существует легенда о забытом городе Свитязе: город исчез лишь потому, что в нём жили совсем негостеприимные люди. Рассказ о том, причем тут озеро.

Предание о Горбатом саркофаге

Легенда о появлении Горбатого саркофага в склепе Фарного костела в Несвиже. История о молодой княжне, семья которой пыталась выдать ее против воли замуж за австрийского принца.

Княгиня Гражина

Эта притча посвящена отважной княгине Гражине, которая ценой собственной жизни пожелала спасти Новогрудок от позорного союза с врагами.

Происхождение Комаровки

В этой легенде описывается происхождение Комаровки – места, которое неразрывно cвязано с деньгами, меной товаров.

Легенда о Поповой горке

Ходит сказание о том, что недалеко от истока реки Ушь, расположенного недалеко от Несвижа, есть невысокий холм, называющийся Поповой горкой.

Происхождение Заславля

Заславль - небольшой городок под Минском, происхождение которого связано с интересной легендой.

Лошица

Название Лошица произошло благодаря природному явлению, связанному с питьевым источником. Красивая легенда о Лошице.

Легенда о костеле Святого Роха

В свое время хворобы и эпидемии периодически поражали различные белорусские города. Не обошла эта участь стороной и Минск, когда холера постучалась практически в каждый дом местного жителя.

Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.

По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой - своим телом, мыслями, страстями - и таким образом познавал его.

- Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.

- Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, - продолжает Г. Коршунов. - Фантасмагорические - с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей - посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской - маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.

Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы - хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.

Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.

- С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, - отмечает ученый. - Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, - с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

Наши сказочные существа - особенные

О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.

- Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров - в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре - за конечности, еще один - за хвост.

- Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, - добавляет мифолог. - Он - душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. - Прим. авт. ): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, - ее и замуровывали.

- Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота - это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах - окна, двери - это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.

Ленивые белорусские драконы

Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы - «цмокi». В западной части Евразии дракон - воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.

- «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон - обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное - кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль - символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмок i » - существа из другого мира и таких вещей боятся.

Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.

О «цмоках» всегда ходило множество легенд…

- По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмок i удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.

- А нынешняя станция метро «Фрунзенская», - рассказывает ученый, - расположена на возвышенности, которую раньше называли Цмокова гора. Однажды живший там дракон захотел украсть девушку местного кузнеца. Но парень не растерялся: поборол «цмока» и бросил его в Свислочь. Поговаривали, что в засуху на берегу можно увидеть кости того самого дракона.

Беларусь мифологическая

Как оказалось, в Беларуси полно мест, где можно встретить мифических существ. Например, в Лошицком парке в период цветения маньчжурского абрикоса появляется призрак панны Ядвиги, а возле разрушенной мельницы можно встретить водяного. А сколько в Беларуси статуй «цмокаў»? Только в Минске их несколько. Около Красного костела архангел Михаил убивает дракона. В Уручье в местном парке стоит статуя Змея Горыныча. Еще один «цмок» обитает возле ОАО «Керамин». В Минске даже статуя черта имеется. Где еще такое найдешь?

- К сожалению, сегодня ни на что не обращаем внимания, - вздыхает мифолог. - Проходим мимо, уставившись в свои телефоны. Оттого мы так до конца и не осознаем самих себя. А как быть белорусом, не зная, из чего формируется наше особое мировоззрение?

- Поэтому, - считает Г. Коршунов, - нужно активнее знакомить наших людей с мифологией. Текстовой информации предостаточно, но энциклопедии в современном мире читают только фанатики. Так что нужна активная визуальная подача: картинки, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы. А потом можно и мифологический туризм организовать. Главное - использовать огромный потенциал, который у нас есть.

Подготовила Анастасия Данилович

Фото Анны Кулакевич

Замок в Лиде (Гродненская обл.). Фото Сергея Плыткевича, www.planetabelarus.by

Наши белорусские приведения живут во дворцах и руинах древних замков, подземными коридорами ходят друг к другу в гости, тоскуют, развлекаются и подшучивают над любопытными туристами. Где живет призрак Боны Сфорца и кого не любит Черная Дама Коссовского дворца, о чем беспокоится привидение Яна Кишки и куда исчезают духи убийц Кейстута - обо всем этом знает автор Радио «Свабода» Яна Шидловская.


Несвижский дворец.

1. Геранёнский замок и дворец в Несвиже: Черная Панна

В надежде на встречу с привидениями путешественники чаще всего отправляются в Несвиж, где во дворце появляется Черная Панна. История этого трагического романа началась в Геранёнском замке, после того как умер его владелец Станислав Гаштольд и оставил молодую вдову. Вскоре в замок, чтобы урегулировать вопросы наследства, приехал Жигимонт (Сигизмунд) II Август. Планировавшийся кратким визит растянулся на несколько недель. Сложно не влюбиться в молодую вдову, если она - Барбара Радзивилл - одна из самых красивых женщин края.

Жигимонт Август стал частым гостем Геранёнского замка, однако спустя некоторое время Барбара переехала в Вильну. Влюбленные тайно обвенчались, а еще через некоторое время Барбара стала одной из самых красивых королев Европы. Но вскоре после коронации она начала угасать, почти все время проводила в постели. В ее преждевременной смерти подозревают королеву Бону Сфорца. Кстати, явных доказательств ее причастности к смерти Барбары впоследствии так и не нашли.

Призрак Барбары Радзивилл появился после спиритического сеанса, который безутешный король устроил, чтобы еще раз увидеть любимую. Вопреки наставлениям, Жигимонт Август не удержался и бросился к призраку Барбары. И с тех пор ее душа в облике Черной Панны бродит по Несвижскому дворцу. Королевой Польши Барбара Радзивилл была недолго, зато после смерти навсегда осталась королевой любви.

Черную Панну иногда замечают и на руинах Геранёнского замка, где Барбара провела немало счастливых дней с возлюбленным.


2. Кревский замок: духи убийц Кейстута и княжна с собачкой

Четыре валуна-оберега вокруг Крева не сумели предотвратить появления в окрестностях привидений и нечистой силы. Прежде всего, посетителям Кревского замка советую тщательно прислушаться. Наградой станет множество таинственных звуков: лязг цепей, стук молота по наковальне, топот, чихания, тихий кашель, отзвуки пения прачки. Есть вероятность, что дождавшись темноты, вы увидите Кревских призраков. Это либо мужские тени - духи тех, кто убил Кейстута по заданию Ягайло, либо фигура женщины, которая неторопливо движется по стенам замка и коварно сбрасывает вниз камни. За ней следует преданная собачка.

Местные жители зовут женщину княжной - говорят, была она чересчур гордой и, согласно легенде, стала причиной поединка двух молодых князей. На предложение победителя стать его женой девушка дала отрицательный ответ, чем навлекла на себя княжеский гнев. В стену ее замуровали вместе с собачкой, призрак которой по сей день сопровождает хозяйку во время ночных прогулок.

Нет сомнения, что призракам Кревского замка известен и тайный ход, который будто бы вел в Вильну и который скрывает еще больше мрачных тайн.


3. Коссовский дворец: Черная Дама, призрак съеденной львом служанки и дикая охота короля Стаха

Своя Черная Дама бродит по овеянному легендами Коссовскому дворцу. Говорят, что это очень деликатное и безобидное привидение, которое изредка может припугнуть тех, чье поведение в стенах дворца покажется ему наглым или грубым.

Вероятно, за призраком Черной Дамы стоит графиня Ядвига Пусловская. Она была женой Вандолина Пусловского, вложившего в Коссовский дворец свое состояние, знания и вкус, так что о дворце говорили как об одном из выдающихся в крае. Супруга соответствовала неординарной личности своего мужа, время от времени давая толчки его неутомимой энергии. К примеру, летом, когда ей вздумалось покататься в санях, граф Пусловский в подражание Каролю Радзивиллу устроил захватывающие катания по соли. Бесспорно, пара Пусловских жила в атмосфере роскоши. Однако перемена в дворцовой жизни наступила с приходом нового хозяина.

Следующий из рода Пусловских был человеком склонным к азартным играм, много кому задолжал и, наконец, был вынужден продать дворец. Видимо, такого поступка графиня Пусловская простить не могла. Черная Дама зарекомендовала себя как самый пристойный белорусский призрак, всегда остоющийся на страже высокой морали. Поэтому на экскурсию или отдых в Коссовский дворец стоит отправляться исключительно со светлыми намерениями и мыслями. Говорят, что Черная Дама иногда пользуется подземным ходом, будто бы ведущим к Ружанскому дворцу.

Наряду с Черной Дамой в Коссовском дворце известен еще один призрак - молодой девушки, которая прислуживала хозяевам. Ее красота приглянулась одному из гостивших в Косово магнатов. Однако на объятия состоятельного гостя скромная служанка не отвечала взаимностью. Оскорбленный магнат разработал план мести: поздно вечером очередной раз позвал ее к себе в комнату и, снова услышав отказ, выгнал в коридор. А там уже бродил знаменитый коссовский лев, которого хозяева держали взаперти, однако на ночь выпускали в качестве сторожа, чтобы никто из гостей не позарился на господское богатство. С тех пор девушку больше не видели, и все усилия найти ее были напрасными. Призрак служанки являлся, когда во дворец снова приезжал состоятельный гость. Со временем привидение служанки стало подшучивать и над остальными гостями и даже их пугать.

Самые мрачные приведения в окрестностях Коссовского дворца появляются в туманной дымке тихой лунной ночи. Издалека доносятся приближающиеся стук копыт и ржание коней. Это мчит охота короля Стаха, который до сей поры мстит потомкам здешнего магната Романа. Последний нарушил законы чести, убил молодого Стаха и его сподвижников во время охоты на болотную рысь, а коней с привязанными на них телами убитых погнал в трясину. Говорят, что события легенды, описанной Владимиром Короткевичем в его знаменитом романе, произошли в окрестностях Коссовского дворца, и мрачные всадники дикой охоты поныне пугают здесь приезжих.


4. Смолянский замок, или Белый Ковель: призрак Боны Сфорцы

Королева Бона Сфорца была известна как женщина образованная, дальновидная и властная. Она содействовала развитию культуры и просвещения на белорусских землях, стремилась усилить политическую власть за счет расширения земельных владений. Немало земель Бона Сфорца получила в подарок от мужа Жигимонта (Сигизмунда) I Старого. В 1539 году королева становится владелицей Смолян. Четыре года местечко принадлежало королеве Боне, после чего перешло к состоятельному роду Сангушек, которые возведут в Смолянах замок, также известный как Белый Ковель.

Ни краткий срок пребывания Боны Сфорцы в качестве владелицы Смолян, ни тот факт, что Смолянский замок построен позже, чем здесь могла бывать королева, не могли помешать возникновению связанных с ее именем легенд. Умерла Бона в Италии, однако местные жители убеждены, что призрак королевы бродит в Смолянах. Является он преимущественно осенней порою, когда от реки Дерновка поднимается густой туман. Уцелевшая башня замка освещается мягким светом, откуда-то из-под земли доносится музыка, и тогда в оконных проемах возникает одетое в белое приведение Боны Сфорцы. А когда осеннюю тишину нарушает конное ржание, это, вероятно, означает, что королева по одному из подземных ходов направилась на своей тройке к Спасо-Преображенской церкви, по сей день действующей в Смолянах.


5. Гольшанский замок: Черный монах и Белая Панна

Репутация самого зловещего и угрюмого закрепилась за Гольшанским замком. Населяющие его приведения не отличаются вежливостью и добрыми намерениями. Крики, вопли и стоны нарушают тишину вокруг замка, а в его окрестностях происходят вещи, не поддающиеся объяснению.

По ночам на руинах Гольшанского замка возникает призрак Черного монаха. За его темным обличьем скрывается душа молодого парня, который был дерзок настолько, что рассчитывая на взаимность княжны Анны Гольшанской, назначил ей свидание. Разъяренный отец отдает приказ, и юноша погибает, будучи замурованным в одну из стен замка. С тех пор его призрак бродит по окрестностям, и местные жители называют его Черным монахом.

Другой призрак, известный на всю страну, обитает в Гольшанском монастыре францисканцев, построенном по приказу Сапегов. Белой Панной, которая наводит лютый страх, прежде всего на мужчин, стала молодая жена одного из строителей, которые возводили монастырский комплекс. Искренне влюбленная в своего мужа, она ежедневно одной из первых приносила на стройку горячий обед. Так произошло и в злосчастный день, когда работники решили задобрить черные силы, чтобы наконец-то достроить ту монастырскую стену, что, как заколдованная, постоянно обрушивалась. Принеся в жертву красавицу, они сняли проклятие, стену возвели и строители закончили работу вовремя.

А Белая Панна ежедневно обходит свои владения. Однажды в одной из келий монастыря францисканцев искал вдохновения художник Алесь Пушкин. По его словам, во время пребывания его посетил призрак Белой Панны.

Говорят, иногда призрак покидает монастырский комплекс и направляется в сторону замка.


6. Лидский замок: призраки воинов

Призраки воинов, конечно же, местом своего обитания выбрали сооруженный великим князем Гедимином для обороны от крестоносцев Лидский замок.

События легенды, давшей жизнь Лидскому призраку, происходили в декабре 1392 года. Морозы помогли крестоносцам - по скованному льдом бороту врагам удалось максимально приблизиться к неприступным стенам. В Лидском замке в то время находился князь Дмитрий Корибут. Имея подготовленную дружину, достаточное количество оружия и припасов, князь, тем не менее, принимает решение покинуть замок. Наступила ночь. Воспользовавшись подземным ходом, князь с большей частью дружины направляется в сторону Новогрудка. В замке Дмитрий Корибут оставляет нескольких воинов. Они мужественно исполнили волю хозяина и встретили неминуемую смерть, защищая замок. И вот уже семь столетий воины не уходят со своего поста, продолжая держать оборону, ненароком они пугая современных посетителей Лидского замка.

Призраки лидских воинов неоднократно становились темой споров ученых и историков, а один из призраков даже попал на снимок местного фотографа. Любители мистических историй вносят Лидский замок в wish-лист своих путешествий.


7. Мирский замок: Белая Пани и призрак Радзивилла

Отдав приказав выкопать пруд под стенами Мирского замка, один из его владельцев Николай Святополк-Мирский вряд ли догадывался, какие последствия, прежде всего для его семьи, будет иметь этот поступок. Искусственное озеро возникло на месте цветущего яблоневого сада. Но вскоре в пруду начинают гибнуть люди - исполнялось проклятие, мол, чисто утопленников должно соответствовать количеству спиленных деревьев. Говорят, к этому причастны берегини, которые и поныне живут на дне озера.

В числе жертв оказалась и молодая дочь хозяина Соня. Местечковцы убеждены, что именно ее призрак в белом одеянии время от времени бродит в окрестностях замка. Призрак Белой Пани видели и в парке, и в галереях, и в покоях Мирского замка. Иногда привидение спускается в подземелье и древними ходами направляется в сторону Несвижа, на встречу с еще одной неприкаянной душой.

А в Мирском замке обитает еще и призрак Радзивилла. Его темный силуэт видели не раз, и некоторым людям такая встреча стоила жизни. Говорят, это один из представителей могущественного рода опекает свои сокровища, якобы упрятанные в подземельях замка. Их найдет тот, кто осмелится заговорить с мрачным призраком. Не исключено, что за ним стоит фигура Доминика, который последним из Радзивиллов владел Мирским замком.


8. Любчанский замок: призрак магната Яна Кишки и возвращение змея

Своим появлением призрак магната Яна Кишки частично обязан волонтерам-реставраторам, которые работали над восстановлением Любчанского замка. Призрак будто бы внимательно и придирчиво следит за работами и может зло пошутить над тем, кто пренебрежительно или неосторожно упомянет Яна Кишку в разговоре.

Ян Кишка включил Любчу в состав своих земельных владений в 1547 году. Распространяя идеи арианства, он открывает в местечке молельный дом, школу и типографию. Позже начинает возведение каменного замка. При Яне Кишке Любча получила Магдебургское право и собственный герб. Неудивительно, что Кишка до сих пор опекает свои бывшие владения. Говорят, что со временем в Любчу вернется и призрак могучего змея-дракона, который в давние времена защищал замок и погиб во время осады.


9. Быховский замок: призраки юноши и девушки

Строить Быховский замок в качестве своей резиденции начал Ян Кароль Ходкевич. Говорят, не обошлось на строительстве без черной магии, будто бы тогда и появились таинственные призраки, которые поныне живут в руинах некогда величественного замка.

Строители, работавшие на закладке фундаментов, жаловались-удивлялись, что работа не идет: инструмент не слушается, камни падают из рук, земля осыпается, все, построенное за день, ночью исчезает. Решили строители черные силы задобрить и на общем совете постановили: первого встреченного по дороге из Быхова принести в жертву. Повстречался им парень, за которым шла девушка. Схватили обоих, и в подготовленную на замчище яму бросили. Пошла работа у строителей, замок благодаря жертве стал неприступным, а призраки безвременно погибших юноши с девушкой до сих пор появляются в Быхове.


10. Усадьба в Лошицком парке: Пани Ядвига

Жена последнего владельца Лошицкой усадьбы была особой романтичной, мечтательной и весьма привлекательной. Моложе пана Любанского на 17 лет, Ядвига не раз оказывалась в эпицентре любовной интриги. Одна из них имела трагический финал, когда не молодой уже муж убедился в неверности жены-красотки, увидев ее в объятиях другого мужчины. Вечером пара начала ссориться, после чего Ядвига побежала в парк искать утешения. С ночной прогулки она уже не вернулась - мертвое тело Ядвиги нашли на рассвете.

Даже в качестве привидения пани Ядвига не изменила романтическим привычкам: ее призрак является в Лошицком парке весной, когда цветут деревья и на лоно природы выбираются влюбленные пары.