Литературное развлечение «Страна Поэзия. Литературные загадки, конкурсы, викторины. Открытые уроки литературы, праздники. Внеклассная работа по литературе. Школьная библиотека Литературная викторина детские писатели для детей

Конспекты игр – драматизаций
Полет на луну”

Цель: совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. Продолжить учить детей сотрудничать с другими детьми; воспитывать гуманные чувства, стремление быть отзывчивым, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случи неудачи. обогатить знания детей. Развивать умения песенные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Ход игры:

Беседа с детьми о космосе: “Ребята вы знаете, что такое космос? Как называют человека, который управляет машиной, самолетом, ракетой?(водитель, пилот, космонавт).Вы знаете, что такое луна?(ответы детей) Планета- это небесное тело, которое вращается вокруг солнца и получает от него свет и тепло. Мы живем на планете Земля, светящийся оранжевым солнечным светом. Сегодня мы поиграем в космонавтов. Космонавты смелые, ловкие люди; они много знают, много читают и всегда внимательны” .

Игра “Полет на луну”.

Проводится отбор в группу космонавтов: дети строятся и маршируют под музыку, меняя темп. Проводиться упражнение на координацию движения рук, туловища ног.

Дети в творческом полукруге. Педагог показывает им иллюстрацию с изображением космонавта и рассказывает о костюме космонавта(скафандр, шлемофон). Затем показывает упражнение с воображаемыми предметами (надевает скафандр космонавта, потом шлемофон), дети повторяют его движения.

Педагог: “Представьте, что вы готовы уже лететь на луну. У каждого из вас отдельный космический корабль. Я буду диспетчером на космодроме. Вы знаете, что самолет стоит на аэродроме, а ракета на космодроме. Диспетчер дает команду космонавтам, чтобы они могли взлететь. Я даю следующие команды: “Ключ на старт”. Вы отвечаете:”Есть!” “Продувка один”. Я даю команду: “Продувка два!”Вы:”Есть!” Я Даю команду: “Внимание старт!” Вы: “Поехали!” А для того чтобы было интересно летать давайте выучим вот такие слова:

Заправлены планшеты

Космические карты.

И штурман уточняет

В последний раз маршрут.

Давайте-ка ребята,

Присядем перед стартом.

У нас еще в запасе

Четырнадцать минут.

Игра повторяется несколько раз. Необходимо объяснить детям новые слова: планшет, штурман, маршрут. В конце отметить лучших космонавтов.
^ Путешествие на Крайний Север

Воспитатель интересуется, нравится ли детям путешествовать и почему.
Приглашает их в очередное путешествие, в очень интересные, но ужасно холодные края - на Крайний Север, к Северному Ледовитому океану. “Там мы можем встретить полярную сову и белого медвежонка. Не исключено, что удастся промчаться по тундре на оленях или собаках. А еще вдруг посчастливится увидеть чудо-чудное, диво-дивное - северное сияние.
Как оденетесь, обуетесь?” Дети рассматривают рисунок в альбоме, рассказывают о том, что видят. Воспитатель не должен спешить. Он внимательно выслушивает детей, уточняет, исправляет ответы. Интересуется, кто кого хотел бы увидеть на севере?(Например: зверя или птицу, которых пока нет на наших картинках).Напоминает детям о наборе предметных картинок с изображениями обитателей северных краев. Предлагает найти им место на рисунке, рассказать, у кого что получилось. Заслушивает детей, призывает их порадоваться вместе с ним удачно употребленному сверстником слову, обороту речи. Сообщает, что пора возвращаться домой. Уточняет, кто на чем будет добираться до аэропорта: на собаках, оленях, вездеходе. «Лично я, - сообщает педагог, - поеду на оленях. До встречи в аэропорту».
“Внимание! Внимание! Рейс на (название города) задерживается из-за сильного снегопада (нелетной погоды). Повторяю...” - сообщает диспетчер аэровокзала.
“Задерживается так задерживается, - констатирует педагог,- и, чтобы пассажиры не скучали, не грустили, не нервничали, мы их в свой театр пригласим. Мы же известные артисты, не так ли?”Помогает детям разыграть сценку из “Сказки про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост”Д. Мамина-Сибиряка.7-8 комаров вьются вокруг сидящего на стуле медведя, нападают на него, но до медведя не дотрагиваются. Их “з-з-з, зум-зум” слышно слева, справа, сзади. Медведь отмахивается от комаров. Комар Комарович (крутится перед медвежьей мордой). Я тебя съем! Я тебя съем! Съем... съем! Лягушка (ответственная роль). Охота вам, Михайло Иванович, беспокоить себя напрасно. Не обращайте вы на этих дрянных комаришек внимание. Не стоит. Медведь (с благодарностью). И то не стоит. Я это так... Пусть-ка они ко мне в берлогу придут, да я... я...Медведь убегает. Комар Комарович. Ой, братцы, держи! Убежит медведь! Держи-и-и! (“Летит” за медведем.)Комары, сбившись в кучку, советуются, с разными интонациями произносят свое “з-з-з-з”.Комары. Пусть его уходит, - ведь болото-то осталось за нами. Драматизация повторяется.
Корабль”

Цель: развивать фантазию, совершенствовать память, внимание. Воспитывать умение детей играть в коллективе, чётко выполняя действия. Расширять представления об окружающей действительности. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей. Поддерживать желание активно участвовать в игре, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Ход игры

Педагог: “Ребята вы знаете, кто главный на корабле? (капитан).Он управляет кораблем, дает команды матросам. Сегодня мы поговорим о корабле. (показывает Якорь). Как называется этот предмет? (якорь). А для чего он нужен на корабле? Для того, чтобы корабль не уплыл от причала, нужен груз-якорь. Причал- это то место где останавливаются корабли. Веревкой или конатом коробли причаливают к причалу. Сейчас мы поднимемся по трапу. Трап – это лестница на судах, кораблях, а также передвижная лестница для выхода или входа с самолета. Что это? (Показывает руль.) (Руль). Рулевое колесо самолета, судна называется штурвал. А это что? (Показывает на колокольчик.) (Колокольчик.) А Это что? (показываем бинокль.) Бинокль - это ручной оптический прибор, состоящий из двух соединений, зрительных трубок, предназначенный для рассматривания далеких предметов. Вот флаг. Какого он цвета? Теперь поговорим о командах. Капитан дает следующие команды: “отдать швартовые!” “Поднять якоря!”, “Полный вперед!” Матросы отвечают “Есть!” Дети выбирают капитана с помощью считалки.

Жили, были два дружка,

Два заядлых рыбака,

На заре до петухов

Накопали червяков

И другой приманки

Две стеклянных банки

Педагог: Выдает детям бескозырки. Капитан дает команды морякам. Используется музыкальное сопровождение. Дети играю меняются принимают роли, импровизируют. Попадают в различные проблемные ситуации.
^ Ходим кругом”

Цель: учить детей снимать зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими ребятами. Продолжать развивать интерес к театрально- игровой деятельности. Закрепить правильное произношение всех звуков, интонационную выразительность речи.

Ход игры:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Работа с гласными звуками и,э,а,о,у,ы. дети должны сначала беззвучно проговорить звуки, а затем, когда они научаться правильно ставить губы, проговорить их громко. Упражнение со звуками повторяется 2 раза.

Педагог. Теперь давайте поиграем звуками. Повторяйте их за мной. Девочка просит у подружки куклу: М-м-ми-м-м-ми-м-м-ми-м-м-ми-м-м”. Подружка ей отказывает: М-м-мэ-м-м-мэ-м-м-мэ-м-м”. Девочка умоляет подружку М-м-ма-м-м-ма-м-м”. подружка снова отказывает девочке: М-м-мо-м-м-мо-м-м”. Девочка сожалением произносит: М-м-му-м-м-му-м-м”. Подружка все таки согласилась дать куклу девочке: М-м-мы-м-м-мы-м-м”.

Игра Ходим кругом”

Дети встают в круг и выбирают ведущего. Он встает в центр и громко произносит свое имя. Ребята стоящие в кругу медленно двигаются в право или в лево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята не зевать!

Все, что Ваня(др.)

Нам покажет,

Дружно будем повторять.

Дети останавливаются, ведущий показывают какое либо движение(выражает руками, прыгает как лягушка, становиться на одни ногу, как журавель) или принимает какую то смешную позу. Дети должны точно повторять его движения. После этого ведущий подходит к кому - нибудь из ребят и низко наклоняется. Ребенок, к которому он наклонился, идет в середину круга, и становиться водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.
^ Ролевые диалоги”

Цель : воспитывать способность чувствовать и понимать сказочный образ, прививать любовь к художественному слову, любовь к книге. Развивать навыки монологической и диалогической речи; развивать внимание, память, умение слушать; развивать у детей выразительность жестов и мимики; развивать творческое воображение. Продолжать учить правильно оценивать поступки героев, проявлять внимание к их душевному состоянию.

Ход игры:

Детям предлагают выбрать одну из набора карточек с изображением различных сказочных персонажей. В соответствии с карточкой каждый ребенок в дальнейшем будет выступать от имени определенного лица.

Задания могут быть такими:

а) сочинить разговор двух персонажей на определенную тему (о погоде, о желаниях, о любимых занятиях, о нечаянной встрече);

б) придумать разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

в) придумать текст письма, которыми могли бы обменяться друг с другом герои.

Затем следует обсуждение.

Какой персонаж вам больше нравится? Почему?

Интересен ли был разговор для собеседника? Слушал ли партнёр по общению своего собеседника?

Как можно помочь героям услышать друг друга?


^ День рождения Ослика Иа”

Цель : развивать навыки публичного выступления и творческого содружества. Совершенствовать умения передавать свои впечатления(речь, жест).Воспитывать гуманные чувства, уметь прийти на помощь в сложной ситуации.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает у детей: “Вы помните, ослика Иа из сказки о Винни-Пухе? Он был очень грустный. И день рождения у него тоже был очень грустный. Давайте выберем, кто у нас будет ослик Иа. Все остальные дети - гости. Не забудьте “подарки”.

Теперь пусть каждый из вас подойдет к ослику Иа и скажет, какой подарок он ему дарит и для чего этот подарок ему нужен. Например: “Я дарю тебе корзинку, в нее ты сможешь положить разные вещи, предметы, которые найдешь по дороге”, “А я хочу подарить тебе расческу, ею ты сможешь расчесывать свой хвостик”. После того как все дети подарят воображаемые подарки, “ослик Иа” рассказывает, какой подарок ему понравился больше всего.
^ Беседы с персонажами сказки”

Цель: умение ориентироваться в своих эмоциональных состояниях. Совершенствовать.

Ход игры:

К игре привлекаются герои народных сказок. Например, Кощей, одетый в нарядную одежду и Иван – Царевич в грязной одежде, а Царевна - лягушка - в старой одежде. Дети по собственному желанию и с учётом личного литературного опыта изображают перечисленных выше героев. Затем следует обсуждение.

Какой герой вам больше нравится? Почему?

Опасен Кощей для Ивана – царевича или нет? Почему?

Украдёт ли Кощей Царевну – лягушку, если она не красавица? Почему?

Какой герой выглядит для вас привлекательным? Почему?

Как можно помочь героям?

Как изменилось ваше отношение к ним?

Что можно сделать по перевоспитанию отрицательного героя? Покажите.

Как вы себе представляете главных героев сказки: Ивана – царевича, Царевну – лягушку?

Какие чувства испытываете к ним?

Вам страшно за них?
^ Волк и семеро козлят” и “Три поросенка”

Цель : развивать умение переживать и сопереживать героям; учить отличать добро от зла; воспитывать желание положительного разрешения ситуации; воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого выражать настроения героев и их отношение друг к другу;

Ход игры:

Воспитатель: “- Дети, вы любите сказки? Любите слушать их, рассказывать, играть в них?”

После ответов детей воспитатель предлагает назвать самые любимые сказки”. Дети называют много разных сказок, и тогда воспитатель предлагает подумать: “А во все ли названные вами сказки вы умеете играть? Хотите поиграть в сказки сейчас? Хорошо! Если вы угадаете сказку, мы в нее будем играть”.

Воспитатель предлагает детям посмотреть отрывок из сказки, который показывает заранее подготовленный ребенок.

Дети угадывают: “Это "Волк и семеро козлят”.

Чем закончилась сказка? (Волк упал в яму и распорол брюхо, а оттуда вышли козлята, живехоньки-здоровехоньки)

С волком случилась беда. Нужно ли ему помочь?

Как? Зачем? (Брюхо зашить, врача позвать и т.д.)

А вот некоторые не хотят помогать волку. Почему?

Воспитатель. Сейчас В. покажет нам эпизод, когда волк приходит к козлятам, поет песню, а они его не пускают.

Чем закончилась сказка? (Волк прыгнул в печку, обжегся и убежал.)

Мог ли волк съесть Нуф-Нуфа (мог бы, если бы тот не убежал к Наф-Нафу.)

Мог ли волк съесть поросят у Наф-Нафа? (Нет, потому что дом крепкий.)

Они бы его еще более крепким сделали, если бы строили вместе.

Поросят волк не съел, а сам пострадал. Как?

Кому жаль волка? (Некоторые дети высказывают сочувствие волку, хотят вылечить его).
^ Лиса, Заяц и Петух”

Цель: Продолжать развивать интерес к театрально – игровойдеятельности; вызывать у детей желание играть в сказку; дать возможность детям самостоятельно искать выразительные средства для создания образа; учить детей описывать свои эмоциональные состояния. Продолжать учить при инсценировке сказок пользоваться прямой и косвенной речью, диалогической и монологической формы речи.

Ход игры:

Мотивация: упражнение на образное перевоплощение “Лиса гуляет”.

Лиса бегает, ступая мягко, но не спеша; она поводит плечами, хитро улыбается. Она любуется своим хвостом, заглядывая себе через плечо; поворачиваясь из стороны в сторону; принюхивается в сторону добычи; прячется, чтобы что-нибудь подслушать или подсмотреть.
Воспитатель надевает маску Лисы, ходит по группе и приговаривает, привлекая внимание детей: "Кто со мной хочет погулять? Где же мои лисята?”.

– Ой, да это же не лисята, а ребята! Из какой сказки я к Вам попала? (Высказывания детей). А сейчас мы в эту сказку и поиграем.

Распределение ролей с помощью воспитателя. Драматизация сказки до момента,откликнуться на просьбу зайчика о помощи.

– Ребята, а у нас есть телефон, позвоню-ка я зайчику, пожалею его: “Здравствуй, Зайчик. Я всегда расстраиваюсь, когда слушаю твою историю. Ты, Зайчик, не плачь. Хорошо, что ты встретил Петушка и он помог тебе. Я очень рада, что вы с ним дружно живете вместе. Он всегда тебя защитит от Лисы, и ты никогда не будешь больше плакать. Это очень тяжело, когда люди и звери плачут от обиды и горя. Я желаю вам с Петушком счастья!”

– А вы хотели бы кому-нибудь позвонить?(ответы детей)

– Здравствуйте, звери. Вы такие большие и сильные, а не смогли защитить маленького Зайчика. Нечего бояться Лису. Она вас только запугивала. Если вы боялись по одному, собрались бы все вместе. Кого вы испугались? Всем детям, которые слушают сказку, всегда за вас стыдно.

Драматизация эпизода сказки с Петушком.

^ Новые приключения Колобка”

Цель: учить детей играть в коллективе, чётко выполняя действия. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого выражать настроения героев и их отношение друг к другу. торб

Ход игры

По мотивам русской народной сказки «Колобок» и сказки КИ. Чуковского «Айболит»

Действующие лица: Ведущие (девочка и мальчик), бабка, волк, Колобок, медведь, зайчик, лиса и Воробей. Реквизит: Маленький Колобок (из резины, папье-маше или теста).Записка бабке от Колобка (большая яркая открытка).

1-й ведущий.

А знаете ли вы дети, что далеко-далеко отсюда, есть сказочный лес, где сосны до небес.

2-й ведущий.

Бабка в том лесу жила, тапки шила, шерсть пряла, да однажды решила она колобка испечь.

Как мне быть, где муки мне раздобыть? Хочу испечь колобок!

1-й ведущий.

По амбарам помети, по сусекам поскреби. Глядишь и наскребешь на Колобок!

Поскребу и испеку - будет радость старику!

2-й ведущий.

Наскребла и замесила, в печку тесто посадила.

Бабка берет маленький Колобок, сажает в печь и уходит.

Появляется Колобок (ребенок).

Ну что это за дело - одному в печи лежать! Лучше в лес мне убежать.

Колобок оставляет записку:

Колобок (читает записку).

«Старики! Напеките блинов. Я лесных зверей в гости к ним покатился звать скорей».

Оставил Колобок старикам записку и покатился в лес. Катится он, катится, а навстречу ему идет грустный-прегрустный зайчик.

Зайчик (грустно).

Ай-ай-ай! Я бежал по дорожке,

И мне перерезало ножки!

Айболит меня лечил -

Он мне ноженьки пришил.

Но пришлось лежать в больнице - там уколы, процедуры,

И таблетки, и микстуры...

Колобок (весело).

Не грусти зайчик. Вот послушай, что скажу:

В маленькой избушке старики блины пекут и всех зверей в гости ждут.

Обрадовался зайчик и поскакал к избушке. А Колобок дальше покатился. Навстречу ему идет печальный-печальный воробей.

Воробей (грустно).

Змея укусила меня. Да, спасибо, Айболит мне помог. Но в больнице уколы, процедуры, и таблетки, и микстуры.

Колобок (весело).

Вот послушай, что скажу:

На лесной опушке

В маленькой избушке

Старики блины пекут

И зверей в гости ждут.

Обрадовался воробей и полетел к избушке. А Колобок дальше покатился, а навстречу ему идет волк.

Волк (грустно).

Я набегался - устал, я п-п-п-п-продрог (дрожит от холода). Айболит меня лечил - к шкуре грелку приложил.

Колобок (весело).

Вот послушай, что скажу: на лесной опушке, в избушке старики блины пекут и зверей в гости ждут.

Обрадовался волк и понесся к избушке. А Колобок дальше покатился и навстречу ему идет медведь.

Медведь (грустно).

Бедный я, несчастный! Ничего зимой не ел.

Колобок (весело).

Вот послушай, что скажу: на опушке, в избушке старики блины пекут

и зверей в гости ждут.

Обрадовался медведь и потопал к избушке. Колобок дальше покатился, а навстречу ему лиса.

Я несчастная и грустная лиса -

Укусила меня оса!

Колобок (весело).

Вот послушай, что скажу: на лесной опушке, в маленькой избушке

Старики блины пекут и зверей в гости ждут.

Лиса (злобно).

Не желаю я блинов, не хочу! Подавайте на обед мне живого Колобка!

Лиса пытается схватить Колобка, но он уворачивается от нее.

Колобок.

Хороши, вкусны блины

С молоком и медом!

Приумолкла и призадумалась лиса, а потом и говорит...

Лиса (кокетливо).

У меня голодный вид!

А какая я лиса,

Коль увянет вся краса?!

Если с маслицем блины -

Я согласна, что вкусны.

И побежала лиса к избушке. А Колобок обратно домой покатился.

Бабка на крылечке с миской блинов, и рядом все звери.

2-й ведущий.

А в избушку на опушке

На блины спешат к старушке

Белый заяц, серый волк.

Воробей, медведь, лисица

И, конечно, Колобок,

Чтобы петь и веселиться!

^ Сам себе режиссер”

Цель: побуждать детей в процессе самостоятельной деятельности сочинить сценку про животных, людей и тд. Создать положительную эмоциональную атмосферу общения с детьми. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа. Приучать правильно, оценивать свои действия и действия окружающих.

Ход игры:

Педагог – объясняет детям: “Режиссер – это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов. Один ребенок берет на себя роль режиссера(по желанию). Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки”. Необходимо объяснить детям, что в сценках можно петь и плясать. Темы сценок могут быть разные. Для того чтобы разыграть сценку нужно вспомнить интересный случай, который возможно произошел с вами или с вашими друзьями. Можно вспомнить, какой нибудь рассказ, сказку, которую читали вам.

Просмотр сценок.
^ Игра-викторина: “Весёлая поэзия, любимая детьми» по произведениям К. И. Чуковского”

Цели :

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского.

Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского

Воспитывать любовь к поэзии. Материалы:

Портрет К. И. Чуковского, пособие “Копилка сказок”, настольный театр “Радость”, театр на фланелеграфе “Федотка”, маски и костюмы зверей для инсценировок, тематическая мини-библиотека.

I часть .

Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то портрет. Знаете вы человека на портрете? (Корней Чуковский).

Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Давайте послушаем стихи, которые выучили некоторые из наших ребят.

Каковы эти стихи по характеру? (смешные, радостные, потешные).

Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г. У нас этот день отмечают как День юмора и смеха. Наверное, поэтому все его стихи такие весёлые. 2 апреля отмечают День детской книги.

^ II часть.

Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

Ребята, кто помнит, как называется самая первая сказка, которую написал Чуковский и для кого он её написал?

Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и чтобы его утешить, Корней Иванович придумал и рассказал ему сказку “Крокодил”. Мальчик заслушался и перестал плакать.

Конкурс №1: “Из какой сказки предмет?”

Давайте вспомним другие его сказки. Давайте проведём соревнование между командами девочек и мальчиков и узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей шкатулке лежат предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и сказать из какой он сказки.

Конкурс №2: “Кого так зовут?”

Мы с вами читали сказки не только в стихах, но и в прозе. Давайте вспомним героев этих сказок.

Команде девочек:

Команде мальчиков:

Корморан

Робинзон

Бармалей

Подвижная игра “ Чья команда быстрее?”

А сейчас поиграем. Пусть каждый возьмет картинку со сказочным героем, а по сигналу нужно встать в круг, где находится книга с той сказкой, откуда этот герой.

Конкурс №3:”Загадки”

К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по загадыванию загадок. Кто из вас знает больше всех литературных загадок Чуковского?

А сейчас Вика покажет нам настольный театр по стихотворению «Радость».

Вот какие у Чуковского замечательные стихи, по ним можно даже делать театрализованные инсценировки. Давайте посмотрим ещё одну инсценировку по стихотворению «Федотка» на фланелеграфе.

Ещё К. И. Чуковский был замечательным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и переводил на русский язык самые лучшие, по его мнению произведения, чтобы познакомить с ними детей нашей страны. Вот откуда к нам пришли некоторые английские народные стишки и песенки.

Давайте посмотрим инсценировку по английской песенке “Котауси и мауси” в переводе Чуковского.

III часть.

Вот и подходит наше занятие к концу. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту.

Что нового вы узнали сегодня?

Вы познакомились со многими стихами Чуковского и даже выучили некоторые из них. Как вы думаете, пригодятся они вам в жизни?

А для детей постарше Чуковский перевёл вот такие интересные книжки (“Приключения Тома Сойера, “Робинзон Крузо”)

Я надеюсь, что вы прочтёте их, когда пойдёте в школу.

Варсегова С. Ю., воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Цели:

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского.

Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского.

Воспитывать любовь к поэзии.

Материалы:

Портрет К. И. Чуковского, пособие «Копилка сказок», настольный театр «Радость», театр на фланелеграфе «Федотка», маски и костюмы зверей для инсценировок, тематическая мини-библиотека.

I часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то портрет. Знаете вы человека на портрете? (Корней Чуковский) .

Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Давайте послушаем стихи, которые выучили некоторые из наших ребят.

Каковы эти стихи по характеру? (смешные, радостные, потешные) .

Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г. У нас этот день отмечают как День юмора и смеха. Наверное, поэтому все его стихи такие весёлые. 2 апреля отмечают День детской книги.

II часть.

Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

Ребята, кто помнит, как называется самая первая сказка, которую написал Чуковский и для кого он её написал?

Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и чтобы его утешить, Корней Иванович придумал и рассказал ему сказку «Крокодил». Мальчик заслушался и перестал плакать.

Конкурс №1: «Из какой сказки предмет?»

Давайте вспомним другие его сказки. Давайте проведём соревнование между командами девочек и мальчиков и узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей шкатулке лежат предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и сказать из какой он сказки.

Конкурс №2: «Кого так зовут?»

Мы с вами читали сказки не только в стихах, но и в прозе. Давайте вспомним героев этих сказок.

Подвижная игра « Чья команда быстрее?»

А сейчас поиграем. Пусть каждый возьмет картинку со сказочным героем, а по сигналу нужно встать в круг, где находится книга с той сказкой, откуда этот герой.

Конкурс №3: «Загадки»

К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по загадыванию загадок. Кто из вас знает больше всех литературных загадок Чуковского?

А сейчас Вика покажет нам настольный театр по стихотворению «Радость».

Вот какие у Чуковского замечательные стихи, по ним можно даже делать театрализованные инсценировки. Давайте посмотрим ещё одну инсценировку по стихотворению «Федотка» на фланелеграфе.

Ещё К. И. Чуковский был замечательным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и переводил на русский язык самые лучшие, по его мнению произведения, чтобы познакомить с ними детей нашей страны. Вот откуда к нам пришли некоторые английские народные стишки и песенки.

Давайте посмотрим инсценировку по английской песенке «Котауси и мауси» в переводе Чуковского.

III часть.

Вот и подходит наше занятие к концу. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту.

Что нового вы узнали сегодня?

Вы познакомились со многими стихами Чуковского и даже выучили некоторые из них. Как вы думаете, пригодятся они вам в жизни?

А для детей постарше Чуковский перевёл вот такие интересные книжки («Приключения Тома Сойера, «Робинзон Крузо»)

Я надеюсь, что вы прочтёте их, когда пойдёте в школу.

Литературное развлечение «Страна Поэзия»

Цель этого развлечения - в игровой соревновательной форме вспомнить отрывки из хорошо известных детям литературных произведений. Чтобы прослушивание стихотворных строк не было пассивным, пусть каждый из ребят постарается вспомнить, из какой книги тот или иной отрывок, и назовет заглавие книги и ее автора. А если у него хорошая память - то и попробует продолжить чтение всего произведения.

Наша встреча, - говорит ведущий, - начинается. Она не зря носит такое название - «Страна Поэзия», потому что мы решили посвятить ее известным всем стихам. Вы любите стихи? Сейчас я проверю, так ли это. Хорошо ли вы умеете читать стихи всем классом. Сговоримся: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Ваша задача - продолжить чтение наизусть стихотворных строчек и вспомнить их автора. Кто первым готов дать ответ, должен поднять руку.

После этого ведущий читает вслух по очереди начала следующих стихотворений.

1. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

(И. Суриков «Детство»).

2. Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое «хорошо»,
И что такое «плохо»?

(В. Маяковский «Что такое „хорошо”, и что такое „плохо”»).

3. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось - это брюки.

(С. Маршак «Человек рассеянный»),

4. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними - кот задом наперед.

(К. Чуковский «Тараканище»).

5. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

6. Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

(А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

7. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

(А. Барто «Мяч»).

8. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

(А. Барто «Мишка»).

9. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

(К. Чуковский «Мойдодыр»).

10. Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.

(А. Барто «Бычок»).

Ведущий предлагает второе задание - надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке» должны подсказать все стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Почта». А кроме этого надо еще вспомнить все четверостишие:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.

Вот рифмы, которые предлагает ведущий детям

1. Простился, снарядился, у окна, одна.

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»):

Царь с царицею простился,
В путь-дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»):

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.

3. Скажи, доложи, милее, белее.

(Л. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

4. Окном, вечерком.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

5. Шаги, ноги, размера, сапоги.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

Лихо меряли шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

6. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»):

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

7. Торжествуя, путь, почуя, как-нибудь.

(А. С. Пушкин. «Зима... Крестьянин, торжествуя...».)

Зима... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

8. Снег, шумят, брег, гласят.

(Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»).

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.

9. Степные, голубые, мая, качая.

(А. К. Толстой. «Колокольчики мои...».)

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

Если дети успешно справляются с заданиями, можно пообещать им еще одно проведение подобной встречи.

А творческим заданием для них может стать следующее: сочините сами подобный пример - какое стихотворение у вас является самым любимым, вот и сделайте на его основе такое задание. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

См. также:

Викторина по произведениям детских писателей

Дорогие ребята, предлагаю вам ответить на вопросы викторины по произведениям детских писателей.

Работы нужно сдать в школьную библиотеку или классному руководителю. По итогам будут отмечены лучшие участники и самый активный класс.

Желаю удачи.

1. Какие жанры литературы вы знаете? Перечислите.

2. Отгадай произведение. Кто его автор? К какому жанру оно относится?

В одном месте оказались два героя.

Дело происходило в лесу.

Первый слишком высоко оценивал себя.

Этим воспользовался второй.

В результате первому не удалось подкрепиться сыром.

3. «Эрудит-лото». Выбери правильный ответ. Назови автора и название произведения.

Свой длинный нос никуда не совал литературный герой:

а. Буратино;

б. Пиноккио;

в. Джельсомино.

Дядя Стёпа спас мальчика по имени Вася Бородин,…:

а. сняв с балкона во время пожара;

б. подняв его на мост со льдины;

в. Опустив на землю с высокой ветки;

г. Вытащив из воды, шагнув с берега в реку.

После «закрытия» портретной галереи Незнайки, на стене остался только портрет…:

а. доктора Пилюлькина;

б. его друга Гуньки;

в. механика Шурупчика;

г. самого Незнайки.

4. Угадай рассказ Н.Носова, отгадав загадку.

1. На грядке длинный и зелёный,

В кадке жёлтый и солёный.

2.Поверну волшебный круг.

И меня услышит друг.

3.Птичка-невеличка:

Носик стальной, хвостик льняной.

4Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

Она написала детские стихи и объединила их общим названием «Игрушки». Это самые первые стихи в жизни каждого из нас.

В его сказочной повести фрукты и овощи – живые существа, которые борются с несправедливостью.

Его героя Дениску любят многие за его весёлые рассказы.

Он написал книги о девочке Элли, её друзьях и их приключениях.

6. Эти писатели писали детские книги о природе. Назови их.

7. Прочитай пословицы. Отметь те, которые по смыслу подходят к содержанию повести А. Айдара «Тимур и его команда».

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Для друга семь вёрст – не околица.

Семеро одного не ждут.

Нет друга, так ищи, а найдёшь, так береги.

8. Какими качествами характера обладала Падчерица, а какими Королева в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? Определи:

Упрямство, добросердечность, приветливость, трудолюбие, капризность, своевольность, заботливость, бессердечность, отзывчивость, терпеливость.

9. Дополнительное задание: сочини рассказ или сказку, используя начало: «Как-то раз ко мне на подоконник сел воробей. Из его чириканья я понял, что он рассказывает мне удивительную историю, которая с ним приключилась…..» Или сочини сам, придумав замысел рассказа или сказки. Если ты сочиняешь стихи, поделись ими с нами.

10. Дополнительное задание: на листе формата А-4 нарисуй иллюстрацию к любимому произведению.

Спасибо.