Маршрутная игра "путешествие любознательных детей" для детей старшего дошкольного возраста. Спортивно-развлекательное игра по станциям в летнем лагере

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире

Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Значение

Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Цели и задачи

Игра способствует развитию речи ребёнка

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе речь;
  • способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

  • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
  • общефизическая подготовка;
  • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
  • подбор игрового материала;
  • правильная организация и проведение игр.

Принципы и формы игры

Дети должны чётко понимать правила игры

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Программные документы

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

  • креативный подход воспитателя к работе;
  • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
  • учёт личностных качеств играющих;
  • хронометраж.

Используемые игры можно разделить на две группы:

  • с фиксируемыми правилами (например, лото);
  • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

Список приёмов по ФГОС

Физическое развитие малышей также реализуется через игру

По ФГОС игры делятся на:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

Видео: «Путешествие» для старшей группы

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

Современные виды игровой деятельности

Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

  • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
  • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

Игровая образовательная ситуация

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

  • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • направляющая роль воспитателя.

Типы ИОС

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

  • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
  • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
  • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

Примеры

Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Суть социо-игровой технологии

Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

  • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
  • Движение и активность.
  • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

Формы

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

  • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
  • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
  • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
  • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
  • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Примеры социо-игровой активности

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

Компьютерные игры

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Примеры

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

  • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
  • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
  • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Как провести правильный анализ?

Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка

Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

  • организационный компонент;
  • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
  • деятельность ребёнка.

Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

Аспект анализа Критерии анализа Оценка
Да Нет Частично Другое
Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
Соответствие уровню развития детей
Соответствие программе
Соответствие санитарным нормам
Соответствие материально-технической базы условиям игры
Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
Соответствие приёмов возрасту малышей
Правильность применения приёмов
Деятельность детей Усвоение содержания игры
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
Соответствие поведения условиям занятия
Соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Дата публикации: 27.07.17

Маршрутная игра для детей старшей группы к Дню Дошкольного работника.

« Детский сад любимый наш»

Цель: формировать представления детей старшего возраста о детском саде и его сотрудниках, о значимости каждой профессии в работе ДОУ.

1.Развивать любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;

2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас;

3.Закреплять коммуникативные навыки в ходе общения детей со взрослыми и сверстниками;

4.Закреплять представления о сотрудниках детского сада и их профессиях;

5.Формировать самостоятельную творческую деятельность детей.

Предварительная работа:

Экскурсии по детскому саду, чтение и заучивание стихов о профессиях, разработка маршрутной карты, изготовление открыток для работников ДОУ, дидактических игр, заданий для детей.

Воспитатель:

Есть одна страна на свете, не найти другой такой:

Не отмечена на карте, и размер-то небольшой.

Ту страну окинешь взглядом, обойдёшь её вокруг,

И увидишь: всюду рядом, где б ни шёл ты, будет друг.

Чистота, уют, порядок, есть игрушки для ребят.

Вы, наверно, догадались?

Дети:

Это наш родной детсад! (включается детская песня «Детский сад»)

Воспитатель:

Детский сад - учреждение особое,

Каждый работник - не просто на службе.

Он сеет важное, чистое, доброе.

Не на полях, а в детские души.

Воспитатель: Ребята, сегодня в стране отмечают День всех работников детского сада. Я предлагаю отправиться в путешествие по нашему детскому саду и поздравить сотрудников с праздником. Вы согласны?

Но наши работники приготовили для вас задания, если сделаете все верно, то будете получать флажки и прикреплять их на карту.

Воспитатель: Ребята, назовите тех, кто работает в детском саду. (ответы детей)

Молодцы! Я приготовила карту нашего путешествия, давайте ее рассмотрим. Куда ведет нас первая стрелка?

Напомните всем правила поведения в учреждении: ходить спокойно, не выкрикивать, дать сказать товарищу.

(выходят из группы, подходят к кабинету заведующей)

Воспитатель:

Детский сад весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

Ребенок:

Лидия Владимировна- заместитель заведующей!

В кабинете вы сидите,

Всеми вы руководите,

Табеля составляете,

В отпуска отправляете.

С праздником Вас поздравляем,

Всего хорошего желаем! (вручают открытку)

Зам.зав.: Спасибо ребята, мне очень приятно! Но прежде чем отправиться в путешествие, ответьте на мой вопрос. Без кого нельзя обойтись в детском саду и почему?

Дид.игра «Кто важнее всех в детском саду»

Зам.зав.: Молодцы, вы правильно все сказали, каждый сотрудник в детском саду очень важен и нужен. Я вручаю вам первый флажок. Счастливого пути!

(прикрепить флажок на карту и выяснить направление)

Ребенок:

Марина Яновна – старший воспитатель!

Воспитателей научит,

Как с детьми работать лучше,

По какому направленью

Продвигаться в обученье.

Поздравляем с праздником

И желаем радости!

Ст.воспитатель: Спасибо за поздравление, вот вам мое задание. Нам в детский сад привезли книги, я одна не смогу их перенести, поможете?

Коллективная игра «Цепочка» (по цепочке перенести книги в кабинет и сложить их на полке)

Вы мне очень помогли, теперь эти книги вы можете брать в группу и читать. А какие книги читали вы дома с родителями? (ответы) Я очень рада, что вы любите книжки! Получайте свой флажок.

Воспитатель: Что нам показывает наша карта? Что означает этот знак? (скрипичный ключ)

Ребенок:

Людмила Валерьевна,

Вы самый музыкальный

Наш руководитель!

Научили нас петь,

Танцевать, и слушать.

Поздравляем от души,

Любят все вас малыши! (вручают открытку)

Муз. руководитель: Как приятно ваше поздравление, спасибо! А я для вас тоже кое-что приготовила. Вы сможете отправиться дальше, только если правильно назовете музыкальные инструменты и прохлопаете нужный такт.

Дид. игра «Назови правильно», упражнение «Повтори за мной».

Все правильно! Получайте флажок.

Воспитатель: Ребята, мы не сбились с пути? Какая следующая остановка? (знак - красный крест) Что это значит?

Ребенок:

Лариса Леонидовна – наша медсестра!

На работе вы уже с самого утра.

Детей проверяете, меню составляете.

Вес и рост измеряете, уколом нас не пугаете.

С праздником вас поздравляем

И здоровья вам желаем!

Медсестра: Спасибо, ребята за поздравления. Для вас у меня есть загадки, отгадаете получите по витаминке.

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день… (Зарядку.)

Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу прыгала,

Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)

Ускользает как живое,

Очень юркое такое.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло.)

Медсестра: А сейчас продолжите пословицы:

Солнце, воздух и вода…. наши лучшие друзья!

В здоровом теле…. здоровый дух.

Пешком ходить…. долго жить.

Молодцы! Вы все после лета стали здоровыми и закаленными.

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещѐ таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно? - ...

(Витамины)

(медсестра раздает всем по витаминке и отдает флажок)

- Продуктов на складе много хранится,

Ведь детскому саду все пригодится.

Ребенок:

Чтоб обед сварили вкусный,

И картошку, и капусту

Должен кто-то закупить,

Про сосиски не забыть.

Ребенок:

Валентина Михайловна это знает!

У кладовщицы все на складе есть!

Вам за то хвала и честь! (вручают открытку)

Кладовщик: Мне очень приятно получить от вас поздравления! Но просто так я вас не отпущу, мне нужна ваша помощь. Крупа перемешалась с фасолью, надо срочно перебрать. Поможете? Игра «Перебери крупу». (дети перебирают)

Спасибо, вы мне очень помогли! Получите свой флажок. (прикрепляют флажок на карту и отправляются дальше по стрелке)

Воспитатель: Кто пришел в детсад с утра?

Дети: Это наши повара!

Ребенок:

Ольга Прокопьевна и Елена Юрьевна!

Трудятся с шести утра.

Кашку мы едим на завтрак,

Вкусный супчик на обед,

Ничего вкуснее нету

Ваших булок и котлет!

От души благодарим,

Вам спасибо говорим! (вручают открытку)

Повар: Спасибо, ребята, за поздравления! Но чтобы вам идти дальше, надо поиграть в игру «Назови блюда из нашей кухни». (дети отвечают)

А кто может угадать продукт с закрытыми глазами?

Игра «Угадай на вкус» (предлагаются кусочки фруктов, овощей, соль, сахар)

Молодцы! Вы справились с нашими заданиями и можете продолжить свой путь. Получайте флажок.

Воспитатель: Куда лежит наш путь теперь? Что означает этот значок? (стирка)

Ребенок:

Чистые простынки, мягкие подушки,

Детские кроватки – прямо как игрушки…

Гладит и стирает ласково с заботой.

Главная по стирке – важная работа!

Полина Анатольевна, спасибо за ваш труд!

Полотенца и простынки дети берегут. (дарят открытку)

Рабочий по стирке: Мне очень приятно, что вы бережно относитесь к вещам. А назовите как называются все постельные принадлежности. (ответы детей)

Вы правильно все назвали, вот вам флажок. До свидания.

Воспитатель: Ребята, мыуже поздравили почти всех, но есть еще сотрудники без которых детский сад работать не будет. Куда мы должны отправиться сейчас, посмотрите по карте.

А вы задумывались серьёзно,

Сколько много у завхоза

И забот, и разных дел?

Ребенок:

У завхоза дел не мало,

Чтобы нашим малышам

В садике уютней стало,

Нужно быть и тут, и там.

Ребенок:

Инвентарь всем раздавала,

Краску в вёдра разливала,

Нам продукты заказала,-

Вот и день пройти успел.

Воспитатель с детьми: Без завхоза как прожить? Вас, Олеся Сергеевна, спешим благодарить! (дарят открытку)

Завхоз: Как приятно получать поздравления! Я приготовила для вас задание, вы готовы? Игра «Нужно-ненужно» (взрослый называет слова- названия предметов, а дети отвечают, нужен ли и для чего такой предмет в детском саду) Например: молоток, утюг, скатерть, валенки, мука, кастрюля, мясо, краска, лопата, банкомат, весы и т.д.

Вы справились с заданием, берите флажок.

Воспитатель: Ну вот мы оказались в конце нашего пути. Остался очень важный для детского сада человек, ведь за день здесь проходит очень много людей и если не убираться, то все покроется пылью и грязью. Кто этот человек?

Ребенок:

Детей ведут в детсад родители с утра.

За ними подмести, намыть всё быстро надо.

Вы, Светлана Александровна,

Фея чистоты – уборщица детсада!

Поздравляем Вас! (дарят открытку)

Уборщица: Спасибо, ребята! А для вас у меня будет одно задание: соблюдать в детском саду чистоту и вытирать ноги перед тем как зайти. Будете выполнять его? Очень хорошо, вы мне поможете. Получайте свой флажок.

Воспитатель: Какое длинное путешествие получилось у нас. Вам понравилось? Сколько взрослых работает в детском саду и все это для вас, ребята. Поэтому уважайте и цените труд этих людей. А сейчас мы отправляемся в группу, там повесим нашу карту и обсудим путешествие.


Сценарий тематической маршрутной игры «Что такое Новый год»

В преддверии Нового года возникает желание подарить праздничное настроение себе и детям. Доброй традицией в нашем детском саду стало проведение новогодних маршрутных игр. Данная игра стала логическим завершением проекта «Навстречу Новому году». Задачами данного проекта являлись:

    Создание позитивной атмосферы в детском саду; Снятие психо-эмоционального напряжения у детей и взрослых; Внедрение ИКТ (использование интерактивной доски).
Одним из видов взаимодействия специалистов в нашем детском саду является разработка и проведение маршрутных игр.В разработке сценария маршрутной игры участвовала творческая группа педагогов ДОУ №54 : зам. зав. по УВР Камалова Т.А., музыкальный руководитель Шорина Т.В., педагог-психолог Петрова М.А., учитель-логопед Мелашенко Н.В., педагог дополнительного образования Щебитченко Л.Л, руководитель физвоспитания Соколова А.Д.

Ведущий: музыкальный руководитель Шорина Т.В.

Снегурочка: воспитатель Митряева С.А.

Маршрутная игра для подготовительных групп

«Что такое Новый год?»

Под музыку новогодней песенки дети входят в зал.

В зале стоит ёлка без игрушек, под ней пустой сундук.

Ведущий.

Зима укроет белым снегом,

Дома, деревья и кусты,

А там, приходит праздник следом,

Об этом знаем я и ты.

Зовётся праздник Новым годом,

Его чудесней в мире нет,

Он с детства всем нам очень дорог,

Он дарит людям счастья свет!

Ребята, а вы знаете, что такое Новый год, откуда к нам пришёл этот праздник, какие традиции и обычаи этого праздника?

Ведущий.

Да, ребята, Новый год – два волшебных слова,

Это – хвойный запах,

Серебристый лунный свет на еловых лапах.

Невесомые шары с сахарной обсыпкой,

И мерцанье мишуры в полудрёме зыбкой,

Это яблочный пирог и подарков груда,

Это сказочный порог, за которым чудо!

Ровно в полночь – динь-дон!

Раздаётся тихий звон.

Это сказка в дом приходит,

Хороводы тихо водит.

Если только ты не спишь,

Всё заметишь, подглядишь…..

А теперь, замрите, тихо….

Сказка в гости к нам идёт….

Под «волшебную музыку» в зал входит Снегурочка.

Снегурочка.

Снегуркой я, друзья зовусь,

Мне стужа не страшна.

Я зимней стужи не боюсь

И даже с ней дружна.

Мороз – мой дед родной,

Снежинки мне родня,

В глуши, в тиши ночной,

Есть домик у меня.

Ребятишки мне друзья,

Всех вас рада видеть я.

Дед Мороз просил узнать,

Как идут у вас дела?

И ещё прислал письмо,

Очень странное оно:

Вместо марок – три снежинки,

А конверт из чистой льдинки (разворачивает)

Вот послушайте его:

«Скоро, скоро к вам примчу,

На оленях прилечу,

Запляшу и закружу,

Ёлку вашу наряжу.

Приготовьте мне игрушки,

Бусы, шарики, хлопушки

Фонари и огоньки –

Ярче светят пусть они!

Чтобы весь честной народ,

Дружно встретил Новый год!»

Ведущий.

Посмотри, Снегурочка, у нас уже и ёлочка стоит и сундук с новогодними игрушками приготовлен. Сундучок наш не простой (открывает ), а внутри совсем пустой!!!

Снегурочка.

Ну, не беда, это мы можем исправить. Предлагаю вам совершить путешествие по нашим сказочным станциям, выполнить все задания, получить снежинки. Открою вам секрет: снежинки эти не простые, а волшебные. Если их все собрать вместе, то они превратятся в новогодние игрушки. Ими мы и украсим нашу ёлку. Получайте свои маршрутные карты и - в путь (воспитатели получают маршрутные листы).

Станция «Новогодняя ярмарка»

Составители и ведущие: Петрова М.А. (педагог-психолог), Мелашенко Н.В. (учитель-логопед)

Под веселую музыку выбегают Скоморохи.

Тюха. Хозяин-хозяюшка, барин-батюшка! Добрые молодцы, красны девицы, Молодушки, мужики, старушки, Старички, здравствуйте!

Матюха.

Здравствуйте и почетные господа!

Вот мы и пришли к нам сюда!

Извините нас в том, что мы в платье худом!»

Тюха.

Подходите ближе, подходите,

И глаза свои протрите!

Мы развеселые потешки,

Известные скоморохи и насмешкиМатюха. За медный пятак покажем вам Все эдак да так!Тюха. Спешите, спешите! Торопитесь занять лучшие места!

Матюха.

Сам не займешь – соседу достанется!

Тюха.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Матюха.

Новый год, новый год!

Что с собою он несет?

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

Тюха.

Сел Сверчок в уголок,

Таракан на шесток,

Новый год – на порог!

Матюха.

Предлагаем деткам – сладеньким конфеткам,

Сделать украшение,

Всем на удивление!

Украшения не простые,

А из теста печеные, золотые!

Разбирай товар, купец!

А кто слушал - молодец!

Тут есть птички-синички,

Елочки – колкие иголочки,

Рыбки – плавают глыбки.

Берем лепешку, совсем немножко!

Мнем, катаем!

Дурака не валяем!

Пальчиками прижимаем,

Игрушку получаем.

Для елочки-красавицы,

Которой это нравится!

Изумруды, жемчуга

Мы добавим все сюда!

Красота! Глаз не оторвать!

Пора, ребята, приступать!

Украшение изготовлять!

Мы вам, если надо, советом добрым поможем!

Тюха в это время сопровождает рассказ действиями. Показывает, как делать игрушки.

Дети приступают к работе.

Тюха.

А пока мы сказку слушали,

Огурцы на огороде зайцы скушали!

Вот нам и не досталось!

Тюха и Матюха (хором).

Зато досталась снежинка,

Прозрачная льдинка!

Станция «Зимние забавы»

Составитель и ведущая (снеговик) руководитель физвоспитания Соколова А.Д.

Снеговичок: Соколова Вероника

Детей встречает Снежная Баба

Снежная Баба. - Здравствуйте, дети. Близится Новый год, весёлые праздничные утренники. Детвора со сверкающими глазами ожидает встречи с Дедом Морозом, Снегурочкой со сказкой, волшебными подарками, с весёлыми снеговиками. Молодцы у нас ребята, сильные, смелые, дружные, весёлые, быстрые, умелые.

Снежная Баба.

Что вам нравится зимой?

Белые полянки

и на горке снеговой

лыжи или санки.

Что вам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

чтоб кататься день-деньской,

крепость строить чтобы!

Что вам нравится зимой?

Потеплей одеться,

в шубке тёплой меховой

на морозе греться!

Спортивная викторина

Спортивная викторина - это зарядка для ума.

    что нужно делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (Зарядку)

    Как называют спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (Фигурист)

    Сколько команд играет в хоккей? (Две)

    Как называют людей, которые зимой купаются в проруби? (моржи)

    Как называется спортивный инвентарь, которым спортсмены играют клюшками? (Шайба)

    Кто зимой рисует на окнах? (Мороз )

    Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик,

Вечерком-домой. (Валенки)

Снежная Баба. - Вот и я в валенках - в самой лучшей и тёплой зимней обуви. Валенки - это русская, старинная, веками проверенная обувь. Да и мои внучата, снеговички, всегда ходят в валенках,Входит снеговичок.: Снеговичок. Здравствуйте, дети! Сегодня я принёс, вам ребятки, подарок, но он необычный – это валенки, специальные валенки, волшебные, которые приведут вас в царство физкультуры и здоровья.Командные эстафеты.
    Передача эстафетного валенка на палке.
    Бег в валенках до ориентира. Снять валенки, обратный бег без валенок. Следующий участник бежит к ориентиру, надевает валенки, обратно бежит в валенках.
    «Насорил - убери»
Каждая команда получает по валенку со снежками. Один ребёнок бежит к ориентиру, высыпает снежки, другой - собирает снежки в валенок и передаёт следующему.
    «Сиамские близнецы».
Каждая команда получает по два валенка, крепко скреплённых между собой. Два ребёнка, обув по одной ноге, преодолевают препятствия туда и обратно.
      «Метание валенка в цель» (Обруч или таз)
        Танец детей (свободный) под песню «Валенки».
Подведение итогов. Награждение снежинками. (Снежинки лежат в валенке)

Станция «Бабушкина избушка» (виртуальная студия)

Составитель и ведущая (Баба яга) воспитатель Щебитченко Л.Л.

Оборудование : интерактивная доска, проектор, ноутбук, ППС «Баба Яга учится читать» (МедиаХауз), рукавички их ткани, семена арбуза, косточки, фасоль, горох.

Заходите в мою избушку милые деточки!

Устали поди, путь то до меня не близкий. Присядьте, да помогите мне письмо Дедушке Морозу написать.

Я уже начала его писать, а мыши смеяться надо мной стали!!

Буквы я неправильно пишу, говорят.

А вы знаете как правильно? А еще они мне сказали, что надо к Мудрому Ворону обратиться, он-то точно знает.

Пойдем к нему?

Выполняют задание на интерактивной доске.

Вот молодцы! Спасибо вам.

-
И еще ребята, подарок Дедушке я приготовить хотела, Рукавички ему подарить, А узор для рукавичек не придумала. Помогите мне, пожалуйста, придумайте свои узоры, а я их сфотографирую и выберу, какой лучше подойдет. Только красок у меня нет, да я знаю, что ребята вы умелые и узоры свои придумать сможете вот из такого материала (предлагаю семена арбуза, косточки, фасоль, горох).

Составляют узоры на рукавичках.

Спасибо вам, милые детушки, а за это я снежинку волшебную подарю.

Музыкальная станция «Зимний хоровод»

Составитель и ведущий музыкальный руководитель Шорина Т.В.

Оборудование: телевизор, ноутбук, музыкальный клип «Зима», снежки из поролона

    Песня «Снежная песенка»; Подвижная музыкальная «Игра со снежком»; Игра «Подскажи словечко» (зимняя тематика); Просмотр музыкального клипа «Зима».

Итоги маршрутной игры

Дети возвращаются в зал.

Снегурочка.

Ну что, дети, все задания вы выполнили,

Все получили волшебные снежинки?

Дети.

Под волшебную музыку Снегурочка собирает снежинки и кладёт их в сундук.

Снегурочка.

Ребята, чтобы эти снежинки превратились в игрушки,

Нужно исполнить весёлый танец вокруг ёлки.

Исполняется Финская полька.

Снегурочка.

Ну что, устали танцевать?

Пора сундук наш открывать.

Наш сундук уже заждался,

Ну-ка, быстро открывайся! (показывает, открывает сундук)

Ах, Какие здесь игрушки,

Звёзды, шарики, хлопушки,

Здесь повесим балеринку,

А сюда – смешную свинку.

Огоньки на ней зажжём,

Дружно спляшем и споём.

Звучит танцевальная музыка. Дети веселятся и танцуют.

Электронный журнал

Делимся опытом

Маршрутная игра «В поисках клада Волшебницы Зимы»

Ирина Кадулина
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака Республики Башкортостан

Как организовать познавательную деятельность дошкольников и при этом удовлетворить их потребность в движении? Проведите маршрутную игру. Задания на интерактивной доске, компьютерные игры, перемещение со станции на станцию и сюрпризный момент в конце путешествия сделают игру познавательной, актуализируют имеющиеся у детей знания и умения и не дадут им соскучиться.

Встреча со Снеговиком

Маршрутные игры или игры по станциям - известный способ организации детской познавательной деятельности. В ходе игры дети демонстрируют творческие, интеллектуальные и организаторские способности.

Для организации маршрутных игр педагоги используют разные пособия, электронные образовательные ресурсы и интерактивное оборудование:

· интерактивные доски, интерактивный стол;

· телевизор, проектор, ноутбук;

· видео- и аудиозаписи.

Кроме того, самостоятельно монтируют клипы, создают презентации и электронные игры. Это делает образовательную деятельность динамичной и наглядной, развивается познавательный интерес детей, что приводит к повышению их активности и снижению утомления. При этом интерес к теме сохраняется у дошкольников и после игры.

Педагоги МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака проводят маршрутные игры с детьми на протяжении двух лет. Данная организация познавательной и творческой деятельности заинтересовала и детей, и взрослых. В ней участвуют дошкольники, педагоги и родители. За это время педагоги подготовили и провели маршрутные игры: «Путешествие по городу», «Такая разная бумага», «Загадочная планета Селена».

В ноябре 2016 года в рамках празднования Дня матери была организована большая маршрутная игра «Самое красивое слово МАМА!» с участием родителей, детей старшей группы и педагогов. Каждая игра интересна по-своему.

Одной из первых была маршрутная игра по станциям «В поисках клада Волшебницы Зимы». Остановимся на ней подробнее.

1-я станция - «Зима» (демонстрация видеофрагмента по теме «Природа зимой»)

Каковы цели и задачи маршрутной игры

Основная цель маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» - создать условия для совместной деятельности детей с использованием электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования.

Задачи, которые педагоги решали в ходе данной игры:

· развить любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;

· обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

· совершенствовать игровые замыслы и умения;

· закрепить коммуникативные навыки в ходе общения детей со взрослыми и сверстниками;

· способствовать сближению воспитанников группы, детей и педагогов;

· воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, развивать эстетические чувства;

· формировать самостоятельную творческую деятельность детей;

· создать атмосферу общей радости, хорошего настроения.

2-я станция - «Одень человека по погоде» (выполнение задания на компьютере)

Проведению маршрутной игры предшествовала предварительная работа. В ходе непрерывной образовательной деятельности педагоги проводили с детьми беседы по теме «Время года - зима», дидактические и речевые игры, рассматривали иллюстрации «Природа зимой», «Зимние забавы», смотрели презентацию «Зима».

Дошкольники отгадывали загадки, учили стихотворения и пословицы о зиме, вспомнили зимние приметы, слушали произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Непосредственно для проведения маршрутной игры педагоги подобрали электронные образовательные ресурсы из картотеки ДОО: тематические видеозаписи, компьютерные игры-задания с учетом возраста воспитанников. Кроме того, они подготовили иллюстрации с зимними пейзажами, нарисовали карту с маршрутом, записали видеопослание Волшебницы Зимы.

По сценарию маршрутной игры дети с ведущим перемещаются по всему детскому саду. Воспитатели задействовали групповые комнаты, компьютерный класс, музыкальный зал, холл ДОО.

Воспитанники выполняют разные задания на ноутбуках, интерактивной доске, интерактивном столе, передвигаются от станции к станции, имитируя зимние игры и забавы, общаются со Снеговиком, отгадывают загадки. Таким образом, в ходе маршрутной игры педагоги организовали разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, конструирование и изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную.

Зрителей в данной игре нет, родители не участвуют. Дети объединяются в группу, общая цель которой - найти клад Волшебницы Зимы. Однако на некоторых станциях дошкольники не только взаимодействуют, но соревнуются, выполняя творческие задания. Мероприятие заканчивается в холле детского сада у главной елки.

Сценарий маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» для детей старшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования представлен в приложении.

3-я станция - «Помоги Незнайке» (игра за интерактивным столом)

Как организовать маршрутную игру

Чтобы организовать маршрутную игру, следуйте данному алгоритму. За месяц до мероприятия соберите творческую группу педагогов, ответственных за проведение игры. Совместно с творческой группой педагогов определите время и тематику маршрутной игры.

Придумайте название и сюжет, составьте маршрут движения группы детей по помещениям детского сада.

Привлеките родителей воспитанников к участию в маршрутной игре в качестве зрителей, помощников на станциях, непосредственных участников. Кроме того, родители могут подготовить атрибуты, костюмы для детей.

Тщательно продумайте сюрпризы и открытия в конце маршрутной игры. Это обязательный этап. От него во многом зависит, с каким настроением дети будут вспоминать свое путешествие.

После проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты. Если в игре дети проявили лучшие личностные и интеллектуальные качества, почувствовали свою успешность, значит, педагоги решили поставленные задачи.

Последний, но важный этап - подготовьте отчет и разместите фото- и видеоматериалы на сайте.

4-я станция - «Снежинки» (вырезание снежинок из бумаги)

Какие результаты вы получите

Маршрутная игра помогает достичь результатов всем участникам:

· дошкольникам - получить новые знания в доступной для их возраста игровой форме, проверить свои силы и способности при выполнении увлекательных заданий;

· воспитателям - повысить эффективность образовательного процесса, сделать занятия более интересными, увлекательными и яркими;

· родителям - лучше узнать своих детей, сблизиться с ними.

Кроме того, маршрутные игры способствуют сближению детей группы, воспитанников и педагогов, семьи и ДОО. Позволяют детям проявлять себя, показать свой кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешными. Создают положительный эмоциональный настрой.

Если проводить данные игры регулярно, педагоги повысят профессиональное мастерство, и подготовка мероприятия со временем будет требовать меньше времени.

Также читайте статью
«Маршрутная игра „По следам снежного человека“»

Украшение елки снежинками

Приложение

Сценарий маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» для детей старшей группы1

Оборудование и материалы: проектор; интерактивная доска; интерактивный стол; экран для демонстрации видео; ноутбуки (по количеству детей); стойки для обозначения станций; сугробы (имитация из ткани); шапки-ушанки (по количеству детей); иллюстрации с зимним пейзажем; ножницы (по количеству детей); листы белой бумаги; бумажные снежинки; ватные комочки; видеопослание от Волшебницы Зимы; аудиозаписи.

Действующие лица: Ведущий, Снеговик - воспитатели.

Ход игры:

Звучит аудиозапись песни «Что нам нравится зимой»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой). Воспитатель приветствует детей.

Ведущий:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять -
Надо глазки закрывать.

Дети закрывают глаза. Звучит аудиозапись песни «Ёлочка»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен). В группу входит Снеговик.

Снеговик:
Здравствуйте, дети!

Ведущий:
Ребята, давайте откроем глаза и посмотрим, кто к нам пришел. (Дети открывают глаза.) Здравствуй, Снеговик! С чем ты к нам пожаловал?

Снеговик:
Я привез вам письмо.

Ведущий:
Интересно, от кого это письмо? Что в нем написано?

Ведущий открывает конверт, достает из него письмо и карту. Затем читает письмо.

Ведущий:
«Здравствуйте, ребята! Я посылаю вам карту. На ней нарисован маршрут движения по станциям. Если вы будете правильно двигаться по этому маршруту, то вас ожидает сюрприз. Постарайтесь выполнить все мои задания. Волшебница Зима» Ребята, вы поняли, кто прислал нам это письмо?

Дети:
Волшебница Зима.

Ведущий:
Она приглашает отправиться в путешествие, в конце которого нас ждет сюрприз. Давайте рассмотрим карту.

Воспитатель рассматривает с детьми карту и задает им вопросы.

Ведущий:
Что вы видите на карте? Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

Дети:
Искать клад по карте, которую нам прислала Волшебница Зима.

Ведущий:
Правильно. Тогда начинаем наше путешествие за кладом. А поедем мы на лыжах. Возьмите по паре воображаемых лыж и палки. Вставайте на лыжню друг за другом. Оттолкнулись - и вперед! Не торопитесь, не наступайте друг другу на лыжи, а то упадете. Не забывайте держать дистанцию и помогать себе палками. Впереди горка. Давайте с нее съедем. Лыжи вместе, палки под мышками. Ветер свистит в ушах.

Звучит аудиозапись песни «Зимушка-зима» (муз. О. Макушина, сл. Г. Мовчана).
Дети, изображая движения на лыжах, перемещаются из группы в музыкальный зал.

Ведущий:
Мы приехали к первой станции - «Зима».

1-я станция - «Зима» (музыкальный зал)

Дети входят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом
у большого экрана, чтобы посмотреть видеозапись
с посланием Волшебницы Зимы.

Ведущий: Ребята, свое первое задание Волшебница Зима прислала нам на видео. Давайте посмотрим его.

Волшебница Зима (видеозапись) :
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Приглашаю вас ко мне,
В гости к зимушке-зиме!
Вы скажите мне, друзья,
А какая я - зима?

Ведущий:
Вот вам первое задание. Давайте подумаем и скажем, какая бывает зима?

1-ребенок:
Холодная, суровая.

2-й ребенок:
Вьюжная, морозная.

3-й ребенок:
Долгая.

4-й ребенок:
Снежная, красивая.

5-й ребенок:
Сказочная, волшебная.

Ведущий:
Совершенно верно. Зима бывает разной, но природа в это время года всегда поражает своей красотой. Ребята, давайте полюбуемся зимними пейзажами.

На экране демонстрируется видеофрагмент по теме «Природа зимой»
(подбирается из картотеки электронных образовательных ресурсов, имеющихся в ДОО).
Дети слушают рассказ ведущего о красоте зимней природы, отвечают на вопросы.

Вопросы для детей:

· Какое время года вы видите на фотографии?

· Чем покрыты деревья, кустарники?

· С чем их можно сравнить?

· А вам нравится зима?

· Чем она вам нравится?

· Как люди одеваются зимой?

Ведущий:
А сейчас предлагаю вам одеться потеплее и отправиться к следующей станции, где нас уже ждет Снеговик.

Звучит аудиозапись песни «Три белых коня» (муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева). Дети
надевают шапки-ушанки и вместе с ведущим перемещаются в компьютерный класс.
К этому моменту Снеговик подключает компьютеры и ноутбуки по количеству воспитанников.

2-я станция - «Одень человека по погоде»
(компьютерный класс)

На этой станции дети выполняют задание на ноутбуках «Одень человека по погоде».
Для этого используется электронное пособие с учетом возраста воспитанников.

Снеговик:
Ребята, садитесь за столы. Будем с вами выполнять задание Волшебницы Зимы.

Ведущий:
Вот вам второе задание. Рассмотрите человечка на картинке. Вспомните, что сейчас зима, на улице очень холодно. Что необходимо сделать в этой игре?

Дети:
Надо одеть человечка в теплую зимнюю одежду.

Ведущий:
Давайте еще раз перечислим предметы зимней одежды.

1-й ребенок:
Теплая куртка или пуховик.

2-й ребенок:
Теплые штаны или комбинезон.

3-й ребенок:
Зимние ботинки, сапоги или валенки.

4-й ребенок:
Шапка, шарф, варежки.

Ведущий:
Правильно. Приступайте к заданию, а то наш человечек совсем замерз.

Дети и Снеговик выполняют задание: снеговик на интерактивной доске,
а дети за столами. Снеговик выполняет задание с ошибкой.

Снеговик:
Я все выполнил и быстрее всех. Всем пока! До встречи на следующей станции.

Ведущий:
Постой, Снеговик! Мы еще не проверили, как ты справился с заданием. Ребята, посмотрите, все ли правильно он сделал.

Дети:
Снеговик ошибся: его человечек одет не по погоде.

Ведущий:
Давайте поможем Снеговику и исправим его ошибки.

Дети исправляют ошибки.

Ведущий:
А теперь предлагаю отправиться дальше по маршруту на следующую станцию. На этот раз мы поедем на коньках. Надевайте воображаемые коньки, крепко зашнуровывайте их. Вставайте друг за другом. Руки можно заложить за спину. И скользите, как по льду!

Звучит аудиозапись «Песни про коньки» (муз. В. Богатырева, сл. Д. Червяцова).
Дети, изображая, что едут на коньках, перемещаются в кабинет
дополнительного образования. Перед входом «снимают коньки».

3-я станция - «Помоги Незнайке» (кабинет дополнительного образования)

Дети входят в кабинет дополнительного образования.
Снеговик приглашает их к интерактивному столу.

Снеговик:
Приветствую вас на станции «Помоги Незнайке».

Ведущий:
Какое задание ждет нас здесь?

Снеговик:
Ребята, Незнайка нарисовал картину. Он хотел изобразить зиму, да что-то все перепутал.
Помогите Незнайке найти ошибки на картине.

Дети выполняют задание, проверяют результат.

Ведущий:
Снеговик, мы выполнили задание. Можем отправляться на следующую станцию?

Снеговик:
Нет, Незнайка приготовил для вас загадки. Послушайте первую загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
А что за тройка прилетела?

Дети:
Это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Снеговик:
Правильно.

Ведущий:
Снеговик, ребята знают не только зимние месяцы. Сейчас мы тебе это продемонстрируем.

Игра «Месяцы времен года»

Ведущий перечисляет месяцы всех времен года и намеренно делает ошибки. Когда он называет месяц не по порядку, дети громко хлопают в ладоши и исправляют его.

Снеговик:
А теперь послушайте вторую загадку Незнайки:
Белая скатерть все поле покрыла. Что это?

Дети:
Снег.

Ведущий:
Правильно. Какой снег зимой?

1-й ребенок:
Белый, пушистый.

2-й ребенок:
Чистый, воздушный.

3-й ребенок:
Но бывает мокрый и тяжелый.

4-й ребенок:
Талый, липкий.

5-й ребенок:
Холодный.

6-й ребенок:
Серебристый, искристый, блестящий.

7-й ребенок:
Махровый, хрустящий.

Дыхательная гимнастика

Игра на развитие сильного плавного выдоха. Ведущий раздает детям кусочки ваты. Под музыку «Времена года. Февраль» П.И. Чайковского по сигналу Снеговика воспитанники дуют на вату.

Снеговик:
Самое время поиграть со снегом. Представьте, что вата - это снежинки. Давайте подуем на них. Раз, два, три - дуем!

Снеговик:
Я бы с удовольствием, но у меня еще есть дела. До встречи!

Звучит аудиозапись песни «Морозный денек» (муз. М. Мильмана, сл. М. Львовского).
Дети, имитируя езду на санках, возвращаются в групповую комнату.

4-я станция - «Снежинки» (групповая комната)

Ведущий:
Мы приехали на станцию «Снежинки». Посмотрите, сколько красивых снежинок зимой падает на землю (Обращает внимание детей на экран.) И все они разные. Зима - волшебна пора!

Я предлагаю вам самим изготовить снежинки. У вас на столах лежат листы бумаги и ножницы. Садитесь на свои места. Но перед началом работы давайте посмотрим, как сделать красивую снежинку.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
Дети смотрят на экране этапы изготовления снежинки
и слушают объяснения ведущего. Затем самостоятельно вырезают снежинки из бумаги.
При необходимости ведущий помогает им.

Ведущий:
Молодцы! У вас получились воздушные, сказочные снежинки.
Белым пухом покрыта дорожка…
Как прозрачен воздух зимой!
Постою, полюбуюсь немножко,
Как снежинки летят надо мной!

В группу забегает Снеговик.
Видит снежинки, которые сделали дети, и удивляется.

Снеговик:
Ребята, как вы смогли сделать такие красивые снежинки? Молодцы! Мне очень нравится! Я предлагаю каждому из вас повесить свою снежинку на общей елочке.

Звучит аудиозапись песни «Зимняя сказка» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачева).
Дети вместе с ведущим и Снеговиком выходят в холл детского сада
и украшают елку снежинками.

Ведущий:
Посмотрите, как преобразилась наша красавица! Ребята, карта показывает, что мы прошли весь маршрут. У елочки путь заканчивается. Вы справились со всеми заданиями и дошли до цели.

Дети:
А где же клад?

Снеговик:
Ой, посмотрите, под елочкой что-то лежит.

Ведущий:
Это и есть клад - сюрприз от Волшебницы Зимы.

Ведущий и Снеговик раздают детям сладкие подарки.

1 Маршрутную игру разработали И.А. Кадулина, старший воспитатель, А.И. Кульсарина, А.З. Мухьянова, И.В. Тарасова, Н.Н. Засядько, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака. >>вернуться в текст

Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные области знаний, школьные предметы, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т.д.), а также с успехом использована во взаимодействии педагога с любой возрастной группой учащихся (будь то учащиеся начальной школы, подростки, старшеклассники, студенты и т.д.).

В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову.

Общая характеристика игры-путешествия. Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов 9станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение.

Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т.е. содержание заданий, вопросов всех этапов (станций) определяется единой темой-проблемой (например, охрана окружающей среды, культура поведения, театр, сказки и т.д.).

Цели игры-путешествия. Игры-путешествия прежде всего направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов.

Участники игры-путешествия. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек, которые создаются на базе одного класса (отряда загородного оздоровительного лагеря). Игра-путешествие может быть проведена как в отдельном классе (отряде), так и в группе (параллели или между параллелями) классов (отрядов).

Порядок реализации технологии игры-путешествия. Реализация технологии включает следующие этапы.

Первый этап. Подготовка игры. При подготовке игры ее организаторам необходимо:

Проложить маршрут игры-путешествия (если игра проводится в школе, то маршрут прокладывается по рекреациям и аудиториям школьного здания; если игра проводится на природе, то протяженность маршрута составляет 1,5 – 2 км; желательно, чтобы маршрут был кольцевым);

Разделить маршрут на ряд (5-7) этапов (станций);

Составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры;

Определить судей-инструкторов для каждого этапа игры;

Определить места стоянок судей-инструкторов на маршруте игры;

Разработать критерии оценки выполнения участниками игры заданий;

Подготовить для каждой команды (экипажа) участников игры маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций) и порядок их прохождения, судьи-инструкторы на этапах и оценки;

Закодировать в виде рисунков оценки, которые будут выставлять судьи-инструкторы в маршрутный лист, например: «отлично» - солнышко, «хорошо» - цветок-ромашка, «удовлетворительно» - елочка. тучка, кораблик;

Оформить транспаранты, плакаты с названиями этапов (станций) игры-путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими, легко читаемыми) и стрелки, указывающие направление маршрута;

Подготовить награды и призы для победителей игры.

Второй этап. Проведение игры. Начинается игра-путешествие с общего сбора-линейки, на котором:

Участникам игры напоминают ее условия;

Знакомят с порядком проведения игры;

Называют этапы (станции) игры;

Представляют судей-инструкторов (сразу же после представления они отправляются на свои места стоянок на маршруте игры);

Вручают маршрутные листы (закодированные в рисунках оценки не разглашают, сохраняя в тайне);

Сообщают о вручении победителям игры призов.

Общий сбор украсят, сделают более привлекательным для детей элементы театрализации. Например, при проведении игры-путешествия «По тропе Берендея» ее участников может приветствовать царь Берендей – владыка леса со своей свитой.

На маршрут игры команды (экипажи) выходят с временным промежутком в 5 минут (удлинять промежуток не стоит, иначе игра затягивается, теряется динамизм).

На каждом этапе (станции) команда находится не более 5 минут, 2-3 минуты затрачивается на переход с этапа на этап. За соблюдением временных рамок игры строго следят судьи-инструкторы.

На каждом этапе судьи-инструкторы предлагают всем командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями и выставляют закодированный балл в маршрутный лист.

На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя (это необходимо для своевременного, оперативного подведения итогов игры-путешествия).

Третий этап. Подведение итогов. Проводится анализ игры каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций. чувств, сознания и т.д.), а также определяются причины этого состояния.

Судьи-инструкторы по каждому маршрутному листу подсчитывают сумму баллов, набранную командой. Определяются победители игры-путешествия – команды, занявшие 1, 2, 3-е места.

На итоговом общем сборе объявляются окончательные результаты игры, называются победители, вручаются призы.

Можно подготовить фотовитрину по итогам игры, рассказывающую о ее проведении, победителях.

Среди критериев выполнения участниками игры предлагаемых судьями-инструкторами заданий могут быть следующие:

    полнота и глубина знаний;

    эрудиция;

    сообразительность, смекалка;

    системность знаний;

    умение использовать знания на практике;

    адекватность сознания и поведения;

    развитость воображения, наблюдательности;

    творчество в деятельности;

    умение организовать коммуникацию между членами команды (экипажа);

    взаимодействие всех членов команды (экипажа);

    активность всех членов команды;

    мотивация участия в игре, выполнения заданий членами команды;

    проявление эмоций, чувств;

    стремление к анализу, обобщению и другим мыслительным операциям;

    самооценка своей деятельности.