Мартин иден суть произведения. Джек Лондон. Анализ произведения Мартин Иден. … И как это тебе удаётся, Март

Философские вопросы всегда были пищей для ума человечества. Люди издавна пытались объяснить, что такое жизнь, для чего человек живет, как постичь бесконечное счастье или как объяснить непонятное чувство любви. Об этих вопросах спорили, говорили, писали, но так и не пришли к общему мнению.

Одним из самых обсуждаемых вопросов философии и всего человечества является вопрос смысла жизни, так как он затрагивает проблему конечной цели существования, формирования человека как биологического вида, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Эту тему в своих произведениях поднимали все ученые и философы (Сократ, Аристотель, Эпикур, киники, Артур Шопенгауэр, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Эрих Фромм, Фридрих Ницше и другие).

Само понятие «смысл жизни» появилось в 19 веке, до этого рассматривали понятие высшего блага .

Данная проблема также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и достигнутых результатов, как понимание человеком ее содержания и направленности, а также как осознание своего места в мире и влияние на окружающую действительность. Отсюда возникают вечные вопросы, на которые человечество пытается найти ответы: «Что такое жизнь?», «В чем состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Для чего я живу?», «Зачем мне жить?». Но так как однозначного ответа на эти вопросы никто так и не дал, каждый человек, анализируя свою жизнь, отвечает на них согласно своему жизненному опыту .

Представление о смысле жизни зависит от конкретной жизненной ситуации, деятельности людей, от их социального положения, от содержания решаемых ими проблем, образа жизни, миропонимания, определенной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной обстановке, смыслом жизни станет мирное существование .

О смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» .

Тема смысла жизни не обошла и произведения многих писателей. Среди них работы Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»), М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), И.С. Тургенева («Отцы и дети»), И.А. Гончарова («Обломов»), Э.М. Ремарка («Ночь в Лиссабоне»), Э.Хемингуэя («Прощай оружие») и многие другие. Однако до сих пор философская проблема смысла жизни остается дискуссионной.

Не обошел стороной эти вопросы и Джек Лондон: в таких романах как «Любовь к жизни» и «Белое безмолвие» главной темой является человек и его предназначение. Но, пожалуй, самым ярким романом остается биографическая работа Джека Лондона «Мартин Иден», где автор от имени героя рассуждает о смысле жизни.

Объектом исследования послужило произведение Джека Лондона «Мартин Иден» (перевод Е.Д. Калашниковой).

Предметом исследования являются цитаты из романа, характеризующие философские воззрения героев на их предназначение в жизни.

Философский вопрос смысла жизни – один из самых нерешенных философских проблем, который зависят от жизненных обстоятельств и является непостоянным. Вот и на протяжении всего романа Джека Лондона это понятие у главного героя претерпевали некие изменения. И эти изменения условно можно разделить на три этапа: простое бессмысленное существование моряка, осознанное целенаправленное бытие «студента» и бесцельное скитание знаменитого писателя.

Жизненный путь Мартина берет начало с подмосток корабля, где он, будучи обыкновенным моряком, жил в свое удовольствие, не задумываясь о будущем, проводя время в пивнушках и тратя заработанные в продолжительных путешествиях деньги на девушек. Цель его жизни – получение удовольствий. Он не знал ничего другого и все, что с ним происходило, было его привычным укладом, настоящей жизнью Мартина Идена:

…неуклюжего юноши с израненными руками и красной полоской на непривычной воротничку шее, – юноше, носившему на себе явный и неприглядный отпечаток грубой жизни среди грубых людей .

Но, однажды, посетив дом семьи Морзов, увидев жизнь другого круга людей и познакомившись с Руфью, Мартин утратил свой жизненный покой:

Он забыл все окружающее и жадными глазами впился в девушку. Да, вот это – то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться и ради чего стоит умереть. Книги говорили правду. Бывают на свете такие женщины. Вот одна из них. Она окрылила его воображение, и огромные яркие полотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтические образы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины… .

Мартин знал, что между ними лежит пропасть в виде социального статуса, уровня образования и разного материального состояния, но это его совсем не смутило, так как он уже принял решение, во что бы то ни стало принадлежать к обществу этих людей:

И его вдруг охватило честолюбивое желание приобщиться к этой вечной жизни . Мартин порвал со своей прежней жизнью и занялся самообразованием:

Читал он столько, что обыкновенные человеческие глаза давно бы не выдержали такой нагрузки» , Мартин Иден все учил грамматику, штудировал руководство по хорошему тону и пожирал каждую книгу, которая увлекала его воображение .

Руфь всецело поглотила его и ее любовь стала смыслом его жизни:

Он изнывал от желания увидеть вновь девушку, чьи нежные руки с неожиданной цепкостью захватили всю его жизнь .

Все его время занимали книги и встречи с Руфь, она увлекала его, питала его ум новыми идеями и открытиями. Он уже не мог вернуться к прежней жизни и на смену матросского дела он решил попробовать себя в качестве писателя:

Писать! Это мысль жгла его как огонь .

Здесь можно увидеть, что философские проблемы смысла, жизни, любви и счастья тесно переплетаются друг с другом и имеют одну цель – Руфь. Смысл жизни для Мартина – быть рядом с Руфь, счастье для Мартина – любовь Руфь, любовь Мартина – сама Руфь.

Попытки Мартина писать долго не приносили ему нужного результата:

День за днем продолжал он все же упорно работать, и день за днем почтальон приносил ему отвергнутые рукописи .

Но мечта не оставляла его, а цель была еще не достигнута. Много лишений пришлось пережить Мартину для своей цели:

Однажды случилось так, что у него почти двое суток не было куска во рту» .

Прежде чем фортуна повернулась к нему лицом, и он получил первые деньги за свои рассказы, на которые покрыл свои долги. С тех пор удача была на стороне Мартина Идена, и он стал постепенно входить в, когда-то покорившее его высшее общество, общаться с деятелями искусства, науки и политики. Он начал бывать на приемах, выставках, светских раутах; интересоваться мнениями этих людей по тем или иным вопросам. Цели были достигнуты: Руфь любила Мартина и мечтала о совместной жизни с ним; Мартин принадлежал к высшему обществу, в котором всегда хотел быть, но это не удовлетворяло его, что-то было утрачено, и между ним и окружавшим его обществом была необъяснимая пустота:

« – Эта общественная деятельница – просто попугай, болтающий о социальных проблемах. Готов поклясться, что, если б выпотрошить ее мозг, в нем не нашлось бы ни одной самостоятельной идеи» .

«Ах, эти буржуа! Когда я был беден, я не смел даже приблизиться к его сестре. А когда у меня завелся текущий счет в банке, он сам приводит ее ко мне» .

Но более всего беспокоило Мартина то, что Руфь тоже была такой же, как и они:

Настоящую Руфь, буржуазную девушку с буржуазной психологией и ограниченным буржуазным кругозором, он не любил никогда .

Мартин был потерян как личность: вместе с Руфь он потерял смысл жизни, любовь и счастье. Он не хотел более принадлежать к обществу этих людей, и, не находя выхода из этой ситуации, он решает покончить жизнь самоубийством.

Руфь была для Мартина путеводной звездой, она направляла его, учила, помогала, но научившись всему, Мартин обрел самостоятельность в решениях, действиях и мыслях. Он вырос как личность и уже мог легко отстаивать свою точку зрения и поспорить с любым авторитетным деятелем. В отличие от Мартина Руфь принимала то, что ей навязывало общество, она не развивалась и имела общепринятое мнение касательно всех вопросов. Мартин так и не смог это принять.

Таким образом, затронутые в романе философские проблемы смысла жизни рассматривается тремя этапами жизни Мартина Идена: от полного безучастия, через призму отношения Мартина к Руфи и через разочарование. Но каждый этап ознаменован новым опытом, открытием или знакомством. Возможно, это и будет являться смыслом жизни Мартина Идена.

Список литературы

1. Лондон Дж. Мартин Иден: пер. с англ. Калашниковой Е.Д. [Текст] / Дж. Лондон // Школьная библиотека. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.

2. Введенский А.Н. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология. – М., 1994. – 256.

3. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. – М., 1981. – 216

4. Демидов А.Б Феномены человеческого бытия. – Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. – 321

5. Лондон Дж. Мартин Иден: послесловие Иванько С.С. [Текст] / С.С. Иванько // Школьная библиотека. – М.: Просвещение, 1986. – 286 – 299с.

6. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994 – 321.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 212.

8. Хомич И.И. Человек - живая система. – Минск, 1989. – 187.

«Мартин Иден» («Martin Eden») — роман Д. Лондона. Опубликован 1909 г. Автобиографический роман, в котором писатель попытался создать правдивую исповедь и как бы предсказать свое будущее через судьбу вымышленного персонажа. Поразительно, что во многом писатель предугадал собственный жизненный финал.

Мартин Иден — alter ego Лондона, повторяющий его путь и наделенный многими чертами его душевного склада. По своей структуре это типичный американский «роман успеха», в котором, впрочем, предвосхищается структура романа об «американской трагедии», получившая яркое воплощение в «Американской трагедии» Т. Драйзера. Выходец из социальных низов, охваченный жаждой успеха, Мартин Иден олицетворяет идеологию социал-дарвинизма Г. Спенсера — английского философа, оказавшего сильное влияние на взгляды и философию Лондона. В частности, писателю импонировала идея Спенсера о том, что человек развивается от низших форм жизни к состоянию социальной гармонии благодаря абсолютному индивидуализму. Последнее убеждение с неизбежностью привело Лондона (и его автобиографического героя) к ницшеанству, к вере в торжество интеллекта и воли сверхчеловека. Собственно весь путь Мартина Идена — это попытка достичь уровня ницшеанского «сверхчеловека» в рамках личной судьбы. Мартин Иден полон решимости выбиться «в люди» — добиться славы, богатства, любви. Случайно познакомившись с Руфью, дочерью банкира Морза, Мартин Иден ставит себе целью завоевать девушку, ибо Руфь и ее семья в глазах простого парня из низов является воплощением того манящего мира, к которому он стремится. Мечтая о писательском успехе, Мартин надеется, что обретя на литературном поприще славу и деньги, он тем самым получит и Руфь.

Однако его ждет жестокое разочарование: Руфь и ее близкие не понимают и не принимают идеализма Мартина и относятся к его мечте об успехе как к глупому сумасбродству. Но и Мартин, ближе знакомясь с миром Морзов, с ужасом обнаруживает духовную ущербность «высшего класса». Прототипом Руфи была подруга Джека Лондона по университету Мейбл Эпплгард, которую будущий писатель воспринимал как идеал культурности господствующего класса, идеал женщины. Финал его увлечения Мейбл оказался драматичным — он обнаружил в возлюбленной меркантилизм, нечестность, мелочность, ханжество. Аналогичное открытие ждет и Мартина Идена.

Герой романа делает и еще одно болезненное открытие: успех, к которому он стремился, оказывается не плодом упорного труда, не наградой за талант и труд, а лишь подарком случая, шуткой фортуны. И когда к нему пришла долгожданная слава, он уже не был рад ей, потому что в его душе произошел фатальный перелом.

Мартин Иден — герой-одиночка, который, по сути, явился отрицанием спенсеризма и ницшеанства, потому что, сумев возвыситься над своим социальным окружением, став хозяином своей судьбы, он потерпел моральное фиаско: его материальная победа не принесла ему душевного комфорта. Он убегает в южные моря в тщетной надежде обрести там успокоение. Но в итоге обретает лишь смерть в океане.

Как писал американский критик Р. Спиллер, «в поражении Мартина как в фокусе отразилась трагедия его эпохи» — коллизия оптимистических обещаний современной науки и реальности социального бытия, резко контрастировавшего с умозрительными философскими схемами и идеологическими мифами. В этом смысле «Мартин Иден» Лондона предвосхитил многие великие американские романы XX века, начиная с «Американской трагедии» и «Великого Гэтсби» Ф. Скотта Фицджералда.

Первая экранизация — в России «Не для денег родившийся» (1918 г.) по сценарию В.В. Маяковского (он же исполнил и главную роль). В американском фильме (1942 г.) режиссера С. Салкоу заглавную роль сыграл Г. Форд. В 1976 г. А.В. Эфрос поставил радиоспектакль «Мартин Иден» с В.С. Высоцким и О. Яковлевой в главных ролях.

Герои Джека Лондона – сильные, независимые, способные выжить в любых условиях. На этот раз Лондон пошёл на эксперимент и решил сделать из бравого моряка писателя. Толкнуть его на путь образования, свести с высшим обществом, изменить взгляды, заставить стать другим человеком, а заодно и показать людям как трудно жить начинающим писателям, какие трудности у них на пути, как их отовсюду пинают, не принимают их идей. Тяжёлая профессия. Если белоручка способен из газетчика стать покорителем севера, как например это было со Смоком Белью, то покоритель моря почему-то никак не может стать газетчиком. Проще, конечно, пить алкоголь, лапать женщин в кабаках, стоять под парусом и особо не задумываться над жизнью, спуская деньги с последнего рейса. А попробуй жить на суше, каждодневно работая, сидя за столом, ежемесячно получая зарплату, видя одних и тех же людей, смотря на опостылевшие стены. Тут волком завоешь, да не морским, а офисным. Свои законы жизни действуют в жизни на земле. Нет места благородству и справедливому дележу с товарищами, тут живут настоящие волки. Принимай правила игры или плыви обратно.

Любовь толкает на многое. Кто-то за любовь способен убить, кто-то изменить себя, кто-то изменить мир, а иной человек просто слечь с температурой на неопределённый срок. Мартин Иден - человек волевой. Женщин за людей-то никогда не считал. Просто инструмент удовлетворения одной из потребностей. И на черта Лондон вообще заставил его влюбиться. Да не в писаную красавицу, а в обыкновенную серую мышь из высшего света. Та мышь и жизни не знает, делать ничего не умеет, может только напыщенно говорить. Одним словом: небожительница. Какое подсознание подсказывает Мартину обратить взгляд на такой тип женщины - непонятно. Сошлёмся на первую юношескую любовь. Ему недавно перевалило за двадцать. Когда-нибудь такое чувство обязательно должно было возникнуть. Оно всегда в первый раз возникает в ненужном месте и в ненужное время. Кто же заранее знал, чем всё обернётся. Как изменится жизнь бравого Мартина в худшую сторону. Как он потянется к знаниям, захочет стать степенным человеком. Простое человеческое счастье: дом, жена, дети, собака. Не всё так просто.

Быть писателем - очень трудное занятие. Джек Лондон старается отразить многие моменты своего непростого ремесла. Ханжество журналов, скупость редакторов, непонятная точка зрения читателей. Трудно жить. Почему-то Мартин не ходит по издательствам, а рассылает письма. Видимо, так раньше было заведено. Сейчас вышел в интернет, и вот ты уже самиздат. Правда, денег тебе за это не дадут. Надо искать другие пути. Проще выучиться на журналиста и вперёд, либо иметь хорошую жилку, либо постоянно практиковаться. Ведь даже Достоевский созрел, как писатель, очень поздно, столкнувшись в жизни с большими неприятностями. Например, на эшафоте довелось постоять, ожидая собственной смерти. Главное для писателя - впечатления. Мартин Иден ими богат, он чётко всё излагает на бумаге. Только кому это будет интересно. Надо работать по стандартной схеме по стереотипным представлениям. Литературный негр заработает больше, нежели гений-самоучка. Мартин работает над собой. Из писателя он превращается в манимейкера. Им изначально поставлена цель писать ради денег, он постоянно перемножает количество слов на два цента. И живёт впроголодь. От постоянных походов Мартина в ломбард развивается зевательный рефлекс. Не книга, а бухгалтерская отчётность. Половину книги Мартин сводит дебет с кребетом, закладывает, перезакладывает вещи, считает, пересчитывает, занимает, перезанимает деньги. Да, трудно быть писателем-манимейкером. Без признания лучше не соваться, либо писать для собственного удовольствия.

2.2 Проблематика

Проблема неразделенной любви

По моему мнению, тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет.

Она пела, прижавшись к нему, и ее руки были в его руках, и каждый из них в этот миг держал в своей руке сердце другого.

Боюсь, ты не уловила мою мысль, - мягко сказал Мартин. - Я о чем говорю: если ты меня любишь, как же это получилось, что теперь ты любишь меня гораздо сильнее, чем прежде, когда твоей любви хватило лишь на то, чтобы мне отказать?

В любви человеческий организм достигает высшей цели своего существования, в любви не должно сомневаться, ее надо принимать от жизни как величайшую награду.

Играя в незнакомую игру, не делай первого хода.

Проблема «пустого» высшего класса общества.

По ходу всего действия романа, общество идет в противопоставление главного героя. Эта серая масса людей презирает и смеется над главным героем, унижая его и оскорбляя. Джек Лондон показывает самые страшные стороны общества. Говорит нам о том, что даже самый светлый и чистый человек может оказаться под влияние общества не таким уж и чистым, о чем свидетельствует нам героиня Руфь.

Я просто сохраняю за собой право иметь собственное мнение. Я высказал вам только что свои взгляды, чтобы объяснить, почему медвежьи прыжки мадам Тетралани портят мне удовольствие, получаемое от оркестра. Быть может, музыкальные критики всего мира и правы, но я хочу оставаться самим собой и не желаю подчинять своих вкусов даже единодушному приговору всего человечества. Если я не люблю чего-то, то не люблю, вот и все. И под солнцем не существует силы или разумного основания, которые заставили бы меня обезьянничать и любить что-нибудь только потому, что большинство подобных мне существ любит это. Или, по крайней мере, делает вид, что любит.

Боюсь, Мартин Иден никогда не научится зарабатывать деньги. А для счастья деньги необходимы, так устроен наш мир… не миллионные состояния нужны, нет, но достаточные средства, чтобы жить прилично и с комфортом.

И постоянно глядя друг на друга, подражая друг другу, эти жалкие существа готовы стереть свои индивидуальные особенности, отказаться от живой жизни, чтоб только не нарушить нелепых правил, у которых они с детства в плену.

Проблема возможности образования рабочего класса.

Проблема образования рабочего класса показана в романе «Мартин Иден» очень остро. Это одна из главных проблем, на мой взгляд. Есть рабочие, которые не могу себе позволить даже купить книгу, потому что это очень дорого, а есть буржуазия - люди, которые могут себе позволить обучение и делают это не из своих побуждений и стремлений, а только чтобы соответствовать своему статусу в своей обществе.

Ограниченные умы видят ограниченность только в других.

То была извечная трагедия - когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

Мартину редко приходилось думать. Обитель мысли была заперта, окна заколочены, а сам он был лишь призрачным стражем у ворот этой обители. Да, он стал призраком. Джо был прав. Они оба были призраками в царстве нескончаемого труда.

Проблема отсутствия человеческого стремления.

«Стремясь к успеху, надо стремиться и к совершенству.», но матросы даже не позволяют себе представить нечто другое, о чем они могу мечтать, кроме заработка на своей работе. Но ведь есть один человек - Марти Иден, который это переборол из любовь к прекрасному начал учиться и зарабатывать деньги не на кабаки и женщин, а для образование. Но он почему-то не подал урок своим друзьям и знакомым по работе. Они так и остались, они так и продолжили верить только в то, чем они привыкли жить.

Что мне не нравится, то мне не нравится, и с какой стати я должен делать вид, что мне это понравилось!

Радость не в том, что твоя работа пользуется успехом, радость - когда работаешь.

Да откуда она, эта способность, - прервал Мартин. - Девяносто девять процентов редакторов обыкновенные неудачники. Несостоявшиеся писатели. Не думай, будто они предпочли нудную необходимость торчать за редакторским столом, зависеть от тиража и коммерческого директора радости творить. Они пробовали писать - и не сумели. И получается дьявольская нелепость. Каждую дверь в литературе охраняют сторожевые псы - несостоявшиеся писатели.

Проблема того, что не каждый человек готов помочь другому.

По моему мнению, эта проблема актуальна во все времена. Хоть проблема гуманизма и не прослеживается ясно, как проблема любви, все же она здесь есть. Гуманизм, ставит вопрос об истинном благородстве человека, то судя по произведению, обладает совсем малая часть, в этом случае - только Мартин Иден.

Время - лучшее лекарство от детских болезней. - Он повернулся к Морзу. - Я полагаю, споры в таких случаях бесполезны. Пациент только становится еще упрямее, отстаивая свою точку зрения.

Это верно, - с важностью согласился мистер Морз. - Но больного иной раз следует предостеречь, что недуг серьезен.

Каждый поступает как умеет, большего не дано.

Тот шагает быстрей, кто шагает один.

Проблема нежелания социума самосовершенствования.

Для многих людей самосовершенствование стоит на высшем месте, как и для Мартина Идена. Но вот по ходу всего романа он один такой, другие люди не имеют такого стремления, они остаются на своем уровне, что их и устраивает.

Сдается мне, знания - они вроде штурманской рубки. Как приду в библиотеку, всегда про это думаю. Дело учителей по порядку растолковать ученикам всё, что есть в рубке. Учителя - проводники по штурманской рубке, вот и всё. Ничего нового они тут не выдумывают. Не они всё это сработали, не они создали. В рубке есть карты, компас, всё, что надо, а учительское дело всё новичкам показать, чтоб не заблудились.

А я вам говорю, - перебил он, - что по крайней мере девяносто девять процентов редакторов - это просто неудачники. Это неудавшиеся писатели. Не думайте, что им приятнее тянуль лямку в редакции и сознавать свою рабскую зависимость от распространения журнала и от оборотливости издателя, чем предаваться радостям творчества. Они пробовали писать, но потерпели неудачу. И вот тут-то и получается нелепейший парадокс. Все двери к литературному успеху охраняются этими сторожевыми собаками, литературными неудачниками. Редакторы, их помощники, рецензенты, вообще все те, кто читает рукописи, - это все люди, которые некогда хотели стать писателями, но не смогли. И вот они-то, последние, казалось бы, кто имеет право на это, являются вершителями литературных судеб и решают, что нужно и что не нужно печатать. Они, заурядные и бесталанные, судят об оригинальности и таланте. А за ними следуют критики, обычно такие же неудачники. Не говорите мне, что они никогда не мечтали и не пробовали писать стихи или прозу, -- пробовали, только у них ни черта не вышло.

Но если вы потерпите неудачу? Вы должны подумать обо мне, Мартин!

Если я потерплю неудачу? - Он поглядел на нее с минуту, словно она сказала нечто немыслимое. Затем глаза его лукаво блеснули. - Тогда я стану редактором, и вы будете редакторской женой.

Анализ поэмы "Медный всадник"

Одним из основных вопросов творчества А.С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема "маленького человека". Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему...

Анализ произведения Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства...

Анализ романа У. Эко "Имя розы"

События в романе наталкивают нас на мысль, что перед нами детектив. Автор с подозрительной настойчивостью предлагает именно такое истолкование. Лотман Ю. пишет, что «уже то...

Основные жанровые особенности руской повести 40-х годов.

Теперь перейдем к литературной проблематике направле-ния. Направление -- это прежде всего творческое единство пи-сателей. Направление на зачаточной стадии может сущест-вовать стихийно, без ясно осознанной и сформулированной программы...

Проблематика и поэтика лирико-философской повести И.А. Бунина "Митина любовь"

бунин герой любовь жанровый При анализе проблематики данной повести мы опирались на работы А. Волкова, О. В. Сливицкой. Проблематика повести тесно переплетена с образами главных героев...

Проблематика и поэтика цикла стихотворений Б. Пастернака "Когда разгуляется" (импрессионистические тенденции)

Концепция времени. "…Хочу понять <…>, как Пруст нашел потерянное время…". "Я мир трущоб избрал жилищем…". Особенности поэтики цикла: Метафора. Элементы импрессионистической техники...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

1. Перехід до індустріального суспільства, капіталізму (масштабне капіталістичне сільськогосподарське виробництво перетворює вільного землевласника до становища безликого і безсловесного придатку машини. З однієї сторони - Джоуди...

Роль эпиграфа в романе Грэма Грина "Комедианты"

грин художественный комедианты эпиграф В «Комедиантах» (1966) писатель подвергает беспощадной критике реакционные режимы, в том числе тот, который установлен с помощью США на Гаити...

Роман Дж. Д. Селінджера "Над прірвою в житі"

Холден не розуміє міркувань свого кращого вчителя, застерігає про безодні, що звилася перед молоддю: "Безодня, в яку ти летиш, - жахлива прірву, дуже небезпечна. Той, хто в неї падає, ніколи не відчує дна. Він падає, падає без кінця. Це буває з людьми...

Сравнительный анализ "Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А.Н. Толстого

Впервые сказка итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио. История одной марионетки", увидевшая свет в 1883 году, была переведена на русский язык в 1906 году и опубликована в журнале "Задушевное слово"...

Тема народа в романе "Война и мир"

Огромное количество статей и книг написано о романе «Война и Мир». Но основными проблемами были и остаются: композиция и жанр, «мысль народная», историческая правда в романе и основные образы...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость - важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби...

Трагедия Шекспира "Гамлет"

Проблема нравственного выбора Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора...

Традиции жанра антиутопии в западной литературе

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора...

Художественные особенности антиутопии Е. Замятина "Мы"

Две основные проблемы, которые поднимаются в данном произведении - это влияние развития техники на человечество, а так же проблема «тоталитаризма». Остальные проблемы уже являются порождением, последствием этих двух. Рассмотрим...

Джек Лондон. Анализ произведения “Мартин Иден”

Творчество Джека Лондона занимает выдающееся место в прогрессивной американской литературе. В своих произведениях Лондон с большой художественной силой и правдивостью показал антигуманистическую сущность американского капитализма, раскрыл вопиющие противоречия в общественной жизни США. Лондон страстно ненавидел американскую буржуазию, самую алчную и деспотичную, равно как и всю буржуазную цивилизацию, основанную на рабстве и нищете трудящихся. Он был первым, кто внес в американскую литературу дух классовой борьбы и революционного протеста широких масс.

Покоряющая сила книг Лондона состоит прежде всего в их демократической и жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия. Близко примыкая к американскому рабочему и социалистическому движению, писатель открыто заявлял о своих симпатиях к угнетенным и эксплуатируемым, он искренне верил в торжество разума и справедливости. Он писал:"Придет день, когда у нас будет достаточно рабочих рук и рычагов для нашего дела, и мы свалим это здание вместе со всей его гнилью, непогребенными мертвецами, чудовищным своекорыстием и грязным торгашеством. А потом мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества, в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми и где можно будет дышать чистым и животворным воздухом… Я сохраняю веру в благородство и величие человека. Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныны всепоглощающую алчность. И, наконец, - я верю в рабочий класс"

Тем не менее Лондон никогда не был последовательным социалистом. Он не сумел освободиться от влияния буржуазной идеологии и полностью перенять революционную точку зрения. Его мировоззрение и художественное творчество крайне противоречивы. Наряду с замечательными по глубине и художественной силе произведениями, смело разоблачающими капиталистическое общество, Лондон написал много слабых рассказов и романов. В этом заключалась глубокая духовная трагедия писателя, презиравшего всей душой капиталистический мир, но не сумевшего найти в себе достаточно сил, чтобы полностью порвать с ним.

В американском портовом городе Сан-Франциско жил простой, неотесанный, грубоватый парень по имени Мартин, по фамилии Иден. Родители его умерли, братья разбрелись по свету искать счастья, сестры еле сводили концы с концами. Себе на жизнь Мартин зарабатывал тяжелым трудом моряка. Он хорошо познал невзрачный мир простых тружеников моря - “кочегарки, трюмы, доки, пристани, тюрьмы и трактиры, больницы и мрачные трущобы”. Он был маленькой частицей этого мира и не мыслил себя без него и вне его.

Так и тянул бы он свою лямку, если бы не случай. На первый взгляд и случай-то был самый пустячный, не заслуживающий упоминания. На пароме Мартин вступился за студента, которого хотела избить группа подвыпивших парней. Все бы на этом и закончилось, и Мартин вскоре и думать бы позабыл о таком пустяке, если бы студент в знак благодарности не пригласил его к себе домой на обед.

Роман Джека Лондона “Мартин Иден” (1908) и начинается с описания этого первого визита главного героя в респектабельный буржуазный дом Морзов, где он познакомился с сестрой студента, также студенткой университета Руфью. Это “бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами, с массой золотых волос” с первой же минуты произвело неизгладимое впечатление на Мартина, и не только своей внешностью, но и хорошим знанием поэзии, умением легко и свободно излагать свои мысли, со знанием дела говорить об искусстве и литературе. Ее игра на рояле ошеломила Мартина. Знакомство с Руфью и всем семейством Морзов ознаменовало важный поворот в личной и общественной жизни Мартина Идена.

“Мартин Иден”- произведение в известной степени автобиографическое. Писал его Лондон во время своего путешествия по южным морям на шхуне “Снарк”.

Роман сначала печатался с продолжением в журнале “Пасифик мансли” (“Тихоокеанский ежемесячник”), а в сентябре 1909 года вышел отдельным изданием. “Мартин Иден”- двадцать первая книга Джека Лондона. К этому времени Д. Лондон был уже широко известным писателем, автором таких сборников рассказов, как “Сын волка”, “Любовь к жизни” и др., повестей “Зов предков” и “Белый клык”, романов “Морской волк” и “Железная пята”. Естественно, что “Мартин Иден” сразу же привлек внимание читающей публики.

Действие романа развивается в двух взаимосвязанных планах: личном -- любовь Мартина к Руфи, их отношения, упорные занятия Мартина самообразованием - и социальном - борьба Мартина Идена за место в буржуазном обществе, за то, чтобы это общество признало его талант писателя. Но сразу следует отметить, что борьба эта велась во имя “бледной, как лилия, девушки”, то есть цели сугубо личной, индивидуальной. Глубокая, впечатлительная, тянущаяся к красоте натура Мартина именно в образе благовоспитанной, красивой и образованной Руфи увидела “то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться и ради чего стоит умереть... Она окрылила его воображение, и огромные яркие полотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтические образы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины - бледной женщины, золотого цветка. И сквозь эти зыбкие, трепетные видения, как чудесный мираж, он видел живую женщину, говорившую ему об искусстве и литературе”.

Образ Руфи, безусловно, навеян двумя знакомыми Джека Лондона, которыми он увлекался в юности - Мейбл Эпплгарт и Анной Струнской. Вся внешняя сторона знакомства Мартина с семейством Морзов и развитие его отношений с Руфью близки к истории отношений самого писателя с Мейбл Эпплгарт. Вернемся к роману. Если Мартин влюбился в Руфь с первого взгляда, то и она сразу же поддалась обаянию его незаурядной личности, словно завороженная слушала его рассказы о морских приключениях: “С чутьем настоящего художника он выбирал из множества подробностей самое яркое и разительное, создавал картины, полные света, красок и движения, увлекая слушателей своим самобытным красноречием, вдохновением и силой”.

Мартин Иден хорошо понимал, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Они по-разному смотрели на жизнь, да н говорили, казалось, на разных языках: “Руфь далеко не всегда понимала жаргон Мартина, а он не знал смысла многих употребляемых ею слов. Но Мартин твердо решил эту пропасть перешагнуть, он упорно занимается самообразованием, начинает следить за своей речью, внешностью и одеждой, перестает участвовать в частых моряцких попойках.”

И поначалу отношения Мартина с Руфью развиваются, казалось бы, благоприятно, нисколько могут благоприятно развиваться отношения между столь разными и по характеру, и по воспитанию, и по образованию молодыми людьми. Руфь охотно встречалась с Мартином, благосклонно принимала его ухаживания, с удовлетворением отмечала перемены в нем к лучшему: он стал правильно говорить, опрятно одеваться, с ним не стыдно было появиться на людях. Вначале она была уверена, что “ее влекла к нему какая-то, как ей казалось, сатанинская сила”. Но с течением времени их отношения изменились. Руфь поняла, что она любит Мартина.

Когда еще чувство Руфи к Мартину было не совсем осознано ею, она решила “взять этого человека... и перекроить его по образцу людей ее круга”. Таким образцом был младший партнер в деле ее отца, некий Чарльз Бэтлер, в детстве оставшийся круглым сиротой и сумевший ценой подлинного самоотречения от прелестей жизни и упорным трудом добиться положения, которое давало ему тридцать тысяч годового дохода.

Но Мартина, преисполненного жизненной энергией и выбравшего себе достойную цель в этой жизни, такая перспектива никак не вдохновляла. Он не собирался отказывать себе во всем, чтобы в старости иметь доход, который не сможет принести ему никакой радости. Нет, у него совсем другая мечта: “... Он будет писать. Он будет одним из тех людей, чьими глазами мир видит, чьими ушами слышит, чьим сердцем чувствует. Он будет писать все: поэзию и прозу, романы и очерки, и пьесы, как Шекспир... Ведь писатели - гиганты мира...”

Так намечается развитие характеров главных действующих лиц романа. С одной стороны - Мартин, жаждущий стать писателем и уверенный, что именно этим он покорит сердце любимой девушки. С другой - Руфь, вначале более образованная, чем Мартин, но с течением времени теряющая свое превосходство перед ним, не сумевшая понять глубины его мыслей и суждений. Мартин, глубоко понимающий жизнь и серьезно изучающий философию и литературу, высказывает мысли, которые слишком глубоки для понимания Руфи.

Исключительный ум Мартина Идена жаждал равных себе собеседников, и ему не приходило в голову, что “истинных и глубоких мыслителей нужно искать не в гостиных Морзов...”. Мартин упрямо добивался своего места в жизни, “он странствовал по жизни, не зная покоя, пока не нашел, наконец, книги, искусство

и любовь”. Вдохновленный ими он долгие месяцы упорно работал, перебиваясь с хлеба на воду, голодал, поддерживая себя редкими обедами в доме Морзов.

На последние гроши он покупал почтовые марки и аккуратно рассылал свои статьи, рассказы и повести в редакции литературных журналов. Через какое-то время все его творения возвращались обратно. Он снова покупал марки и снова отсылал все по новым адресам. Но удача не приходила. Отношения с Руфью зашли в тупик. Для нее главное было в том, что они не могут “пожениться в расчете на шедевры, которые никто не покупает”. Руфь никак не могла понять исканий Мартина.

Замкнутая в узкие рамки буржуазного мирка, она не понимает, что между нею и Мартином разверзлась новая пропасть: она не помогает Мартину в его литературных исканиях, пытается столкнуть его с литературного пути на стезю чиновничьей службы. К тому же отцу Руфи образ мыслей Мартина также был чужд. Не удивительно, что во время одного из обедов у Морзов высказываемые Мартином суждения показались всем кощунственными, и ему отказали от дома. Его попытки заговорить с Руфью на улице ни к чему не привели, разрыв стал окончательным и бесповоротным.

Бесспорно, писатель был волен сделать все по-иному - соединить своих героев в счастливом браке. Если бы Руфь вышла замуж за Мартина задолго до того, как он стал модным писателем, читатели получили бы еще одну душещипательную историйку со счастливым концом, который так превозносили сторонники “традиции жеманности” в американской литературе, но который не имел ничего общего с реальной жизнью.

Описанное в романе развитие событий подтверждалось и собственным житейским опытом автора романа. За десять лет до выхода в свет “Мартина Идена”, когда Джек Лондон только-только вступал на литературное поприще, он ухаживал за Мейбл Эпплгарт, изящной, красивой девушкой, дочерью преуспевающего инженера. Ей нравился Джек Лондон, и она хотела, чтобы он поскорее занял устойчивое положение, поступил на должность, хотя бы почтальона. Мысли же юного Лондона заняты совсем другим: и днем, и по ночам он писал свои первые рассказы и на последние гроши рассылал их в редакции литературных журналов. Наконец, его первые рассказы увидели свет, и он получил свой первый гонорар - семь с половиной долларов за рассказ. Редактор журнала обещал опубликовать цикл его произведений из восьми рассказов.

Выкупив у ростовщика свое единственное богатство - велосипед, Джек Лондон пригласил Мейбл на прогулку. Гордый опубликованным рассказом и открывающимися перед ним перспективами, Джек, захлебываясь от радости, обо всем рассказал Мейбл, добавив в заключение, что он отказался от предлагавшейся ему должности почтальона. Мейбл выслушала рассказ Джека Лондона без особого энтузиазма и лишь спросила его, сколько ему платят за рассказ. Услышав в ответ точную цифру - семь с половиной долларов, она разрыдалась: почтальон зарабатывал больше. Так печально закончился первый юношеский роман Джека Лондона.

Разрыв Руфи с Мартином, как он изображен в романе, перерастает рамки собственно личных отношений героев и становится отражением тех общественных отношений, которые господствуют в буржуазном мире. Ведь дело не просто в том, что Руфь оказывается послушной дочерью, не осмеливается пойти наперекор родителям и порывает всяческие отношения с Мартином. Проблема здесь гораздо глубже. Путы буржуазной морали узкого мирка Морзов оказываются сильнее возвышенного чувства любви - вот в чем общественное звучание разрыва Руфи с Мартином. Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.

Здесь важно обратить внимание читателей еще на одно обстоятельство. В конце концов старшие Морзы должны были закрыть глаза на то, что Мартин служил простым моряком и уже только поэтому никак не пара дочери претендующих на интеллигентность добропорядочных буржуа. Главное в другом: Мартина невозможно никакими силами перекроить по образцу Морзов, невозможно заставить бросить свои “никому ненужные писания” и поступить на “нормальную службу”. Социальное происхождение Мартина, его близость к простым людям - вот что не могут переваривать Морзы.

Мартин же продолжал упорно бомбардировать редакции и издательства своими произведениями. И, наконец, наступил тот долгожданный день, когда из полученного от издателя письма он достал не возвращенную ему рукопись, а чек. Но “он уже не способен был замирать от восторга при виде издательских чеков. Прежде чеки казались ему залогом будущих великих успехов, а сейчас перед ним лежали просто двадцать два доллара, на которые можно было купить чего-нибудь поесть. Вот и все”.

Колесо фортуны повернулось к Мартину лицом. Все его произведения, которые так упорно отвергались редакциями в течение двух лет, теперь принимались почти без разбора. Крупная издательская фирма приняла и выпустила в свет небольшим тиражом его критико-философскую книгу “Позор солнца”. Она сразу же вызвала большой шум в печати. За первым изданием последовали второе и третье, книгу переиздали в Англии, перевели на французский, немецкий и скандинавские языки. Издательство предложило Мартину крупный аванс за его последующую книгу, не выдвинув при этом никаких условий относительно ее содержания. Так Мартин Иден стал признанным модным писателем.

Казалось бы, теперь он достиг всего, о чем только мог мечтать: его книги охотно печатались издателями и нарасхват раскупались читателями; все, что когда-либо было им написано, нашло свое место на страницах журналов и газет; критики на все лады обсуждали его произведения; газетные репортеры одолевали его, чтобы получить интервью; на его текущем счету в банке лежали сто тысяч долларов. Но мятущаяся душа Мартина не находила никакого удовлетворения. Теперь, когда журналы и издательства готовы были печатать все, что ни выходило из-под его пера, он вдруг потерял всякое желание писать. Его мысли были заняты одним - как понять все то, что произошло с ним, что вообще происходит в человеческой жизни.

На Мартина очень сильно повлияли два события - разрыв с Руфью и самоубийство Рэсса Бриссендена, с которым Мартин как-то познакомился у Морзов. Поначалу Бриссенден показался Мартину бледным и неинтересным. Но беседы с больным чахоткой поэтом вскоре убедили его в обратном: в тщедушном поэте “был огонь, необычайная проницательность и восприимчивость, какая-то особая свобода полета мысли... Его умственный взор проникал словно чудом в какие-то далекие, недоступные человеческому опыту области, о которых, казалось, нельзя было рассказать обыкновенным языком”.

Молодые люди подружились, часто проводили время вместе, ходили в социалистический клуб. Мартин уговорил Бриссендена отослать в редакцию одного из журналов его поэму “Эфемерида”. Получив согласие журнала на публикацию поэмы, Мартин отправляется к Бриссендену, чтобы сообщить ему радостную весть. Но в гостинице, где жил поэт, ему сообщили, что он пять дней тому назад покончил с собой. Оглушенный этим известием, Мартин все же нашел в себе силы, чтобы снова писать дни и ночи напролет. Но писал он “словно в оцепенении, перестав воспринимать окружающий мир...”. Закончив повесть, названную им “Запоздалый”, он перестает писать.

В это время вышел в свет журнал с “Эфемеридой” Бриссендена. Поэма наделала много шуму, ее автора высмеивали в печати, проклинали с амвонов церквей. Мартин с горечью сознавал, что, будь Бриссенден жив, весь этот шум был бы ему крайне неприятен. Самому же Мартину “после того, как рухнул его мир, увенчанный любовью, крушение веры в печать и в публику уже не казалось катастрофой... Он хотел взлететь в заоблачную высь, а свалился в зловонное болото”.

Мартин мучительно раздумывал о смысле человеческого бытия, о своей собственной роли во всем происходящем. Это были размышления человека, прошедшего жестокую школу жизни, сумевшего своим собственным трудом и умом выбиться с низов на вершину капиталистического общества и вдруг обнаружившего на этой вершине все то же “зловонное болото” капиталистической действительности.

Чем заполнить эту пустоту, Мартин не знал. Хождения пол ресторанам и увлечение египетскими папирусами успокоения не принесли. Деньги, которых у него теперь было так много, не радовали. Он щедро одарил своих сестер, своего друга по работе в прачечной Джо, свою квартирную хозяйку. А что же дальше? И даже Руфь, готовая теперь стать его женой, не привлекает его: роман с ней давно уже похоронен в его сердце. Иногда ему казалось,

9-09-2015, 19:36

Другие новости по теме:

    Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья - в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I-II вв. н. э.

    Несмотря на наличие достаточно богатого историографического "массива", к началу XXI в. можно говорить только о попытках типологизации данного периода в развитии консервативной мысли в России в современной отечественной историографии.

    Феноменология - (от древнегр. phainomenon - являющийся) - одно из направлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.

    Учение Лютера о предопределении. Предопределения теория - учение, согласно которому все в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога. Цитаты Лютера подтверждают "заблуждения" кальвинистов.

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарская государственная академия культуры и искусств Кафедра философии и политологии

    Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.