Мойдодыр автор фамилия. История создания. Чему учит сказка Мойдодыр

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Как научить ребенка аккуратности и чистоте? Вам поможет замечательный стих — сказка русского писателя Корнея Ивановича Чуковского — Мойдодыр. Это поучительная история, которая научит самого заядлого неряху стать чистюлей.

    Мойдодыр

    К.И. Чуковский

    Стих с картинками для детей

    Одеяло
    Убежало,
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня.

    Я за свечку,
    Свечка - в печку!
    Я за книжку,
    Та - бежать
    И вприпрыжку
    Под кровать!

    Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю,
    Но пузатый от меня
    Убежал, как от огня.

    Боже, Боже,
    Что случилось?
    Отчего же
    Всё кругом
    Завертелось,
    Закружилось
    И помчалось колесом?

    Утюги за сапогами,
    Сапоги за пирогами,
    Пироги за утюгами,
    Кочерга за кушаком -
    Всё вертится,
    И кружится,
    И несётся кувырком.

    Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    И качает головой:

    «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
    Неумытый поросёнок!
    Ты чернее трубочиста,
    Полюбуйся на себя:
    У тебя на шее вакса,
    У тебя под носом клякса,
    У тебя такие руки,
    Что сбежали даже брюки,
    Даже брюки, даже брюки
    Убежали от тебя.

    Рано утром на рассвете
    Умываются мышата,
    И котята, и утята,
    И жучки, и паучки.

    Ты один не умывался
    И грязнулею остался,
    И сбежали от грязнули
    И чулки и башмаки.

    Я - Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир!
    Если топну я ногою,
    Позову моих солдат,
    В эту комнату толпою
    Умывальники влетят,
    И залают, и завоют,
    И ногами застучат,
    И тебе головомойку,
    Неумытому, дадут -
    Прямо в Мойку,
    Прямо в Мойку
    С головою окунут!»

    Он ударил в медный таз
    И вскричал: «Кара-барас!»

    И сейчас же щётки, щётки
    Затрещали, как трещотки,
    И давай меня тереть,
    Приговаривать:

    «Моем, моем трубочиста
    Чисто, чисто, чисто, чисто!
    Будет, будет трубочист
    Чист, чист, чист, чист!»

    Тут и мыло подскочило
    И вцепилось в волоса,
    И юлило, и мылило,
    И кусало, как оса.

    А от бешеной мочалки
    Я помчался, как от палки,
    А она за мной, за мной
    По Садовой, по Сенной.

    Я к Таврическому саду,
    Перепрыгнул чрез ограду,
    А она за мною мчится
    И кусает, как волчица.

    Вдруг навстречу мой хороший,
    Мой любимый Крокодил.
    Он с Тотошей и Кокошей
    По аллее проходил
    И мочалку, словно галку,
    Словно галку, проглотил.

    А потом как зарычит
    На меня,
    Как ногами застучит
    На меня:
    «Уходи-ка ты домой,
    Говорит,
    Да лицо своё умой,
    Говорит,
    А не то как налечу,
    Говорит,
    Растопчу и проглочу!»
    Говорит.

    Как пустился я по улице бежать,
    Прибежал я к умывальнику опять.
    Мылом, мылом
    Мылом, мылом
    Умывался без конца,
    Смыл и ваксу
    И чернила
    С неумытого лица.

    И сейчас же брюки, брюки
    Так и прыгнули мне в руки.

    А за ними пирожок:
    «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

    А за ним и бутерброд:
    Подскочил - и прямо в рот!

    Вот и книжка воротилась,
    Воротилася тетрадь,
    И грамматика пустилась
    С арифметикой плясать.

    Тут Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир,
    Подбежал ко мне, танцуя,
    И, целуя, говорил:

    «Вот теперь тебя люблю я,
    Вот теперь тебя хвалю я!
    Наконец-то ты, грязнуля,
    Мойдодыру угодил!»

    Надо, надо умываться
    По утрам и вечерам,
    А нечистым Трубочистам -
    Стыд и срам!
    Стыд и срам!

    Да здравствует мыло душистое,
    И полотенце пушистое,
    И зубной порошок,
    И густой гребешок!

    Давайте же мыться, плескаться,
    Купаться, нырять, кувыркаться
    В ушате, в корыте, в лохани,
    В реке, в ручейке, в океане, -
    И в ванне, и в бане,
    Всегда и везде -
    Вечная слава воде!

    Корней Иванович Чуковский

    Мойдодыр

    Одеяло
    Убежало,
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня.

    Я за свечку,
    Свечка - в печку!
    Я за книжку,
    Та - бежать
    И вприпрыжку
    Под кровать!

    Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю,
    Но пузатый от меня
    Убежал, как от огня.

    Боже, Боже,
    Что случилось?
    Отчего же
    Всё кругом
    Завертелось,
    Закружилось
    И помчалось колесом?

    Утюги за сапогами,
    Сапоги за пирогами,
    Пироги за утюгами,
    Кочерга за кушаком -
    Всё вертится,
    И кружится,
    И несётся кувырком.

    Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    качает головой:

    "Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
    Неумытый поросёнок!
    Ты чернее трубочиста,
    Полюбуйся на себя:
    У тебя на шее вакса,
    У тебя под носом клякса,
    У тебя такие руки,
    Что сбежали даже брюки,
    Даже брюки, даже брюки
    Убежали от тебя.

    Рано утром на рассвете
    Умываются мышата,
    И котята, и утята,
    И жучки, и паучки.

    Ты один не умывался
    И грязнулею остался,
    И сбежали от грязнули
    И чулки и башмаки.

    Я - Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир!
    Если топну я ногою,
    Позову моих солдат,
    В эту комнату толпою
    Умывальники влетят,
    И залают, и завоют,
    И ногами застучат,
    И тебе головомойку,
    Неумытому, дадут -
    Прямо в Мойку,
    Прямо в Мойку
    С головою окунут!"

    Он ударил в медный таз
    И вскричал: "Кара-барас!"

    И сейчас же щётки, щётки
    Затрещали, как трещотки,
    И давай меня тереть,
    Приговаривать:

    "Моем, моем трубочиста
    Чисто, чисто, чисто, чисто!
    Будет, будет трубочист
    Чист, чист, чист, чист!"

    Тут и мыло подскочило
    И вцепилось в волоса,
    И юлило, и мылило,
    И кусало, как оса.

    А от бешеной мочалки
    Я помчался, как от палки,
    А она за мной, за мной
    По Садовой, по Сенной.

    Я к Таврическому саду,
    Перепрыгнул чрез ограду,
    А она за мною мчится
    И кусает, как волчица.

    Вдруг навстречу мой хороший,
    Мой любимый Крокодил.
    Он с Тотошей и Кокошей
    По аллее проходил
    И мочалку, словно галку,
    Словно галку, проглотил.

    А потом как зарычит
    На меня,
    Как ногами застучит
    На меня:
    "Уходи-ка ты домой,
    Говорит,
    Да лицо своё умой,
    Говорит,
    А не то как налечу,
    Говорит,
    Растопчу и проглочу!"
    Говорит.

    Как пустился я по улице бежать,
    Прибежал я к умывальнику опять.
    Мылом, мылом
    Мылом, мылом
    Умывался без конца,
    Смыл и ваксу
    И чернила
    С неумытого лица.

    И сейчас же брюки, брюки
    Так и прыгнули мне в руки.

    А за ними пирожок:
    "Ну-ка, съешь меня, дружок!"

    А за ним и бутерброд:
    Подскочил - и прямо в рот!

    Вот и книжка воротилась,
    Воротилася тетрадь,
    И грамматика пустилась
    С арифметикой плясать.

    Тут Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир,
    Подбежал ко мне, танцуя,
    И, целуя, говорил:

    "Вот теперь тебя люблю я,
    Вот теперь тебя хвалю я!
    Наконец-то ты, грязнуля,
    Мойдодыру угодил!"

    Надо, надо умываться
    По утрам и вечерам,
    А нечистым Трубочистам -
    Стыд и срам!
    Стыд и срам!

    Да здравствует мыло душистое,
    И полотенце пушистое,
    И зубной порошок,
    И густой гребешок!

    Давайте же мыться, плескаться,
    Купаться, нырять, кувыркаться
    В ушате, в корыте, в лохани,
    В реке, в ручейке, в океане, -
    И в ванне, и в бане,
    Всегда и везде -
    Вечная слава воде!

    Одеяло
    Убежало,
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня.

    Я за свечку,
    Свечка — в печку!
    Я за книжку,
    Та — бежать
    И вприпрыжку
    Под кровать!

    Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю,
    Но пузатый от меня
    Убежал, как от огня.

    Что такое?
    Что случилось?
    Отчего же
    Всё кругом
    Завертелось,
    Закружилось
    И помчалось колесом?

    Утюги за сапогами,
    Сапоги за пирогами,
    Пироги за утюгами,
    Кочерга за кушаком —
    Всё вертится,
    И кружится,
    И несётся кувырком.

    Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    И качает головой:

    «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
    Неумытый поросёнок!
    Ты чернее трубочиста,
    Полюбуйся на себя:
    У тебя на шее вакса,
    У тебя под носом клякса,
    У тебя такие руки,
    Что сбежали даже брюки,
    Даже брюки, даже брюки
    Убежали от тебя.

    Рано утром на рассвете
    Умываются мышата,
    И котята, и утята,
    И жучки, и паучки.

    Ты один не умывался
    И грязнулею остался,
    И сбежали от грязнули
    И чулки и башмаки.

    Я — Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир!

    Если топну я ногою,
    Позову моих солдат,
    В эту комнату толпою
    Умывальники влетят,
    И залают, и завоют,
    И ногами застучат,
    И тебе головомойку,
    Неумытому, дадут —
    Прямо в Мойку,
    Прямо в Мойку
    С головою окунут!»

    Он ударил в медный таз
    И вскричал: «Кара-барас!»

    И сейчас же щетки, щетки
    Затрещали, как трещотки,
    И давай меня тереть,
    Приговаривать:

    «Моем, моем трубочиста
    Чисто, чисто, чисто, чисто!
    Будет, будет трубочист
    Чист, чист, чист, чист!»

    Тут и мыло подскочило
    И вцепилось в волоса,
    И юлило, и мылило,
    И кусало, как оса.

    А от бешеной мочалки
    Я помчался, как от палки,
    А она за мной, за мной
    По Садовой, по Сенной.

    Я к Таврическому саду,
    Перепрыгнул чрез ограду,
    А она за мною мчится
    И кусает, как волчица.

    Вдруг навстречу мой хороший,
    Мой любимый Крокодил.
    Он с Тотошей и Кокошей
    По аллее проходил

    И мочалку, словно галку,
    Словно галку, проглотил.

    А потом как зарычит
    На меня,
    Как ногами застучит
    На меня:
    «Уходи-ка ты домой,
    Говорит,
    Да лицо своё умой,
    Говорит,
    А не то как налечу,
    Говорит,
    Растопчу и проглочу!»
    Говорит.

    Как пустился я по улице
    бежать,
    Прибежал я к умывальнику
    опять.

    Мылом, мылом
    Мылом, мылом
    Умывался без конца,
    Смыл и ваксу
    И чернила
    С неумытого лица.

    И сейчас же брюки, брюки
    Так и прыгнули мне в руки.

    А за ними пирожок:
    «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

    А за ним и бутерброд:
    Подскочил — и прямо в рот!

    Вот и книжка воротилась,
    Воротилася тетрадь,
    И грамматика пустилась
    С арифметикой плясать.

    Тут Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир,
    Подбежал ко мне, танцуя,
    И, целуя, говорил:

    «Вот теперь тебя люблю я,
    Вот теперь тебя хвалю я!
    Наконец-то ты, грязнуля,
    Мойдодыру угодил!»

    Надо, надо умываться
    По утрам и вечерам,

    А нечистым
    Трубочистам —
    Стыд и срам!
    Стыд и срам!

    Да здравствует мыло душистое,
    И полотенце пушистое,
    И зубной порошок,
    И густой гребешок!

    Давайте же мыться, плескаться,
    Купаться, нырять, кувыркаться
    В ушате, в корыте, в лохани,
    В реке, в ручейке, в океане, —

    И в ванне, и в бане,
    Всегда и везде —
    Вечная слава воде!

    Анализ стихотворения «Мойдодыр» Чуковского

    Стихотворение «Мойдодыр» написано К. И. Чуковским в 1922 г., и на сегодняшний день его персонаж является одним из самых узнаваемых. Произведение несколько раз экранизировали, а в Москве даже установлен памятник «Командиру мочалок». Великий талант и мастерство детского автора признано ни одним поколением детей, выросших на его сказках.

    Заказ на написание подобного произведения поступил Чуковскому от Главного санитарно-просветительского управления, которое хотела привить советским детям правила личной гигиены. Сам автор поделился в интервью, что идея пришла к нему от дочери Маши, которая капризничала в ванной, не желая умываться. Критики встретили историю мальчика-грязнули не так восторженно, как маленькие читали, к примеру, К. Свердлов высказался о «Мойдодыре», как «.. книги, развивающие суеверие и страхи».

    Главные герои и сюжет

    Повествование идет от лица мальчика, который наотрез отказывался умываться, и в один день от него стали разбегаться вещи и предметы. На помощь поспешил умывальник по имени Мойдодыр, пристыдивший неряху: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок!», и призвавший мыло и щетку скорее отмыть главного героя. Однако, мальчик бросился наутек, пока не встретил Крокодила, пригрозившего проглотить грязнулю, после чего возвратился домой и умылся с удовольствием.

    Анализ произведения

    Чуковский использует свой любимый прием: причина-следствие (если не будешь умываться – никто не захочет с тобой водиться), обрисовывая его интересной и забавной ситуацией. Широко применяется прием олицетворения «Одеяло убежало, улетела простыня», «Выбегает умывальник», с помощью которого сказка оживает множеством персонажей. Перед читателем разворачивается причудливая картина, в которой обычный будний день превратился в суету и путаницу.

    Метод градации встречается часто: «Купаться, нырять, кувыркаться», «В ушате, в корыте, в лохани», даже знаменитый умывальник представляется читателю с помощью этого литературного приема «Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!».

    Большое количество глаголов подогревают интерес малыша и заставляют удерживать внимание, а прилагательные в тексте почти не встречаются. Темп стихотворения то увеличивается, то замедляется и точно передает настроение происходящего. Утренняя суматоха передана глаголами действия: «убежало», «ускакала», «пустился», «прибежал».

    Интересно и появление персонажа из другой сказки – Крокодила с Тотошей и Кокошей, гуляющих в парке. Даже старый друг отказался принять неряху, что заставило мальчика вернуться к домой и принять ванну. Прослеживается мягкое отношение автора к своему герою – нет ни тени иронии или осуждения, Корней Иванович с присущим ему чувством доброты сопереживает всем перипетиям мальчика. Заканчивается произведение одой Мойдодыра, призывающей маленьких читателей «мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться».

    Произведение «Мойдодыр» решает проблему многих родителей, чьи малыши противятся водным процедурам. Легкое и забавное стихотворение просто запоминается, что тренирует память и внимание ребенка, его легко пересказать или цитировать. А особое понимание детской души, и удивительная доброта автора делают «Мойдодыра» настоящим примером детской литературы.

    Мойдодыр – это персонаж сказки знаменитого детского писателя . Дети советской эпохи наизусть знали стих, главным героем которого стали маленький мальчик и говорящий умывальник. Забавная повесть, целью которой было приучить малышей к личной гигиене и опрятному внешнему виду, с течением времени не теряет актуальности. В ней, как и в любой сказке, описывается противостояние добра и зла. На светлой стороне выступает Мойдодыр с заветами о чистоте, а на темной – неряшливость.

    Сказка, написанная в 1922 году, неоднократно экранизировалась посредством мультипликации. Она привлекает внимание маленьких зрителей и сегодня.

    История создания

    Повесть впервые опубликована в 1923 году издательством «Радуга». Иллюстрации к сказке создал Юрий Анненков. История мальчика-грязнули вдохновила советских мультипликаторов, и нравоучительный сюжет запечатлели в коротком мультике. В 1927 году проект Марии Бендерской показали по телевидению, а в 1939 и 1954 годах две интерпретации представил режиссер Иванов-Вано. Самый поздний мультфильм часто транслируют на современных каналах.


    По версии, которую в интервью озвучивал автор произведения, оно было написано благодаря младшей дочери. Однажды, работая в кабинете, Корней Чуковский услышал, как девочка громко плачет, и поспешил на помощь. Маленькая Маша не хотела мыться. Отец, обладавший незаурядным воображением, парировал отказы ребенка наспех сочиненным стихотворением. Так на свет появились знаменитые строки:

    «Надо, надо умываться
    По утрам и вечерам,
    А нечистым трубочистам
    Стыд и срам, стыд и срам».

    Продолжение сказка увидела на бумаге и стала спасением для родителей той эпохи. Капризы детей сходили на нет после рассказов о Мойдодыре. Смысл сказки банален: нужно умываться каждый день, чтобы не прослыть грязнулей, как мальчик из знаменитого повествования. Подобно детским страшилкам, повествование завораживало малышей и заставляло умываться и чистить зубы. Детское сознание, каждому необходимому действию требовавшее подтверждения, получало его благодаря строчкам писателя.

    Сюжет

    История, описанная в «Мойдодыре», с детства знакома многим и разобрана на цитаты. Рассказ ведется от лица маленького мальчика, которого внезапно бросают все вещи. Одеяло, подушка и даже чайник пускаются в бега из-за неряшливости и пренебрежения умыванием. Появившись из маминой спальни, говорящий умывальник по имени Мойдодыр рассказывает ребенку: причиной побега вещей стало то, что он – грязнуля. Персонаж грубо втолковывает правила гигиены и упрекает ребенка в предательстве верных брюк.


    Мойдодыр решает навести порядок и призывает мочалки, щетки и мыло на помощь. Малыш пускается наутек. Завидев крокодила, он спешит к нему, но зверь грозится съесть мальчонку, если тот не умоется, поэтому паренек спешит назад, к Мойдодыру. После банных процедур вещи возвращаются к хозяину. Финалом произведения становится гимн чистоте.

    Сказка, выглядящая банальной, построена по традиционным канонам драматургии и имеет завязку, кульминацию и развязку. Перипетией служит погоня мочалки за мальчуганом, а праздник чистоты становится своеобразным эпилогом, в котором озвучивается мораль произведения.


    Характеристика главных действующих лиц дает возможность малышу идентифицировать себя с главным героем сказки, а родителей – с Мойдодыром. Это положительно влияет на восприятие сюжета ребенком. Чуковский не был детским психологом, но «Мойдодыр», как и другие сказки поэта, построен на глубоких связях, взывающих к детскому подсознанию и позволяющих быстро добиться прогресса в воспитании.

    Корней Чуковский использовал простые повествовательные приемы, вовлекающие детей в игру и заставляющие фантазию работать. Он отправлял в пляс предметы в квартире, приводил в движение все, что окружает малыша, чей багаж знаний невелик.


    Неизвестная фигура Мойдодыра, возникающая в сказке, поражает детей, как и погоня мочалки за мальчиком. Даже уже знакомый малышам крокодил отказывался общаться с неряхами. Детям становится очевидно: единственный выход из стрессовой ситуации – подчиниться порядку, принятому у взрослых и у всех вещей вокруг. Праздник чистоты, о котором торжественно рассказывает поэт, – награда за правильное решение.

    В комментариях Чуковский говорил, что не преследует в своих произведениях никаких глобальных целей за исключением привития детям банальных правил поведения. «Мойдодыр» стал призывом к чистоте и личной гигиене. В стране, провозглашавшей конкретные стандарты жизни советского человека, нормы внешнего вида играли немаловажную роль. Поэтому вклад Чуковского в воспитание нескольких поколений сложно преувеличить.

    Детский писатель Корней Чуковский имел большую популярность благодаря фантазии и удачному литературному слога, присущему произведениям. Чуковский был филологом, способным использовать разнообразные описательные приемы, и демонстрировал богатство русского языка. Перечень его произведений, помимо моралистических сказок, включает в себя «Библию для детей».

    Во времена «оттепели», на которые пришлось создание проекта, заниматься подобной работой было опасно для творчества и жизни. Чуковского заставляли неоднократно редактировать книгу, заменяя «Бог» на «волшебник Яхве» и исключая слово «евреи». Детскую Библию опубликовали под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды», но тираж не допустили до книжных прилавков. Власти посчитали, что сознание детей Советского Союза нельзя засорять религиозными легендами.


    Популярность Чуковского велика. По сей день автор остается самым издаваемым писателем для детей. По статистике, за 2016 год общий тираж книг с его сказками составил более 2 млн. экземпляров.

    Герои стихотворных повестей Корнея Ивановича давно стали брендом. В московском парке Сокольники установлен памятник Мойдодыру. Его образ часто используют в маркетинговых кампаниях для рекламы сантехники и чистящих средств.