«Мы лучше поспешим на бал…»: история культуры балов в России. Из истории балов Правила поведения во время танца

В первой половине XIX века в Вене в период масленицы, т.е. с первого января и до конца праздника, каждый вечер (!) давалось до 250 балов. В элегантных заведениях и огромных залах, число которых постоянно увеличивалось (некоторые залы вмещали до 8000 гостей), а так же в театрах и при дворе, вальсировала не только аристократическая верхушка, а танцевали и простые горожане, желавшие забыть будни и окунуться в волшебный мир вальса. Все это происходило даже в частных домах и окраинных кафе.

… Сколько смысла, феерии, грациозности и изящества каждый вкладывает в это понятие! Балы в Австрии происходили, еще начиная со времен средневековья, но их расцвет пришелся на первую половину XIX столетия. Ежегодно зима становилась сезоном балом, они проходили практически каждый день, начиная с празднования Нового года, и заканчиваясь масленицей, являющейся предшественницей пасхального поста. Балы проходили в императорском дворце, и в особняках австрийских аристократов, а танцующим было тяжело определиться с выбором гостеприимного хозяина, который открывал бал в своем доме. На территории Вены ежедневно проводились сотни балов по разным адресам, именитые граждане получали приглашения, в некоторые дни насчитывалось более 250 балов, и это только за один день! Балы происходили и в театрах, нередко после просмотра посетителями увлекательного спектакля или прослушивания оперных арий. Элитные помещения и просторные залы с высокими потолочными сводами, освещаемые неярким светом хрустальных люстр, могли вместить до восьми тысяч гостей бала - изысканных джентльменов и дам в шикарных бальных платьях. Но балы были развлечением не только для элиты, но и для обычного простого народа, и интеллигенции, и купечества, и небогатых мещан, только такая публика допускалась не на все приемы. В особые дни для них устраивались балы в королевском дворце, а в остальное время менее респектабельные горожане проводили свои балы - на окраинах Вены, в дешевых ресторанчиках и кафе, или прямо во дворе жилых домов.

Вена и вальс уже давно стали синонимами, и такие ассоциации появились еще со времен существования Австро-Венгерской монархии. История венского вальса, неотделимая от бессмертных творений Штрауса, насчитывает уже два столетия, а любовь к вальсу и балам не утрачивает своей популярности. Вальс танцуют все жители Вены - и бедные, и богатые, и молодые парни и девушки, и люди средних лиц, и даже жители австрийской столицы весьма преклонного возраста. А искусствоведы до сих полемизируют на тему исторического развития вальса как одного из видов бальных танцев. Все сходятся во мнениях, что вальс родился не во дворце, и не в особняках аристократов, а на окраинах городах, во дворах и на первых этапах своего развития был танцем, характерным для простого люда, которые в движении выражали свою чувственность и эротичность.

Предшественником вальса можно назвать танец «лендлер», известный на территории Германии, начиная с XVII века, этот танец являлся излюбленным развлечением простого народа, особенной популярностью он пользовался в приальпийской местности, а главной характеристикой танца ««лендлер» являет такт в три четверти, как и у возникшего впоследствии вальса. В середине XVIII столетия в лексиконе австрийцев появляется слово «walzen», которое нашло отражение даже в толковых словарях того времени, оно означало кружение в такт. В течение короткого периода вальс становится любым танцем аристократии, он вытесняет популярный в королевских дворцах на протяжении столетий танец менуэт. Развитие вальса происходило при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, это с ее высочайшего разрешения туры вальсы стали перемежать менуэт, а впоследствии Вена из музыкальной столицы империи превратилась еще в столицу вальса, а умение танцевать его - главным признаком воспитания и хорошего тона. Даже французский император Наполеон Бонапарт, посватавшись к принцессе из Австрии, постигал искусство танца, а учил его лучший учитель, специально приглашенный из вены для этой цели.

Вальс пользовался популярностью не только в Европе, но и на территории Российской империи, а история запечатлела грандиозный бал, устроенный русским царем Александром I во время известного Венского конгресса, проводившегося в 1814-1815 годах. Вальс выполнялся русскими красавицами в роскошных нарядах, а между танцами гостям подавались лучшие блюда русской кухни, просторные залы отличались роскошью и изыском. Популярность вальса сказалась и на произведениях лучших композиторов того времени, музыку для вальса писали и Шуберт, и Карл Мария фон Веберн, сумевший дать новое направление в музыке, придав вальсу дополнительную грацию и изыск, а композитор Ланнер сделал вальс подлинно триумфальным видом танца. На развитие вальса повлияла и конкуренция между композиторами, среди которых находился и сын великого Штрауса, именно ему впоследствии будет присвоен титул «короля вальса». Соревнуясь между собой, композиторы доводили свои произведения до совершенства, а жители города даже могли сосчитать, где, когда и сколько проводилось балов, и кто их давал.

Многие современные историки выдвигают мнение, что именно вальс стал спасительным средством для Австрии, предотвращая народный гнев, который в других странах превращался в кровопролитные революции. Вальс немного стирал социальные грани, а разделение на классы становилось немного размытым, но далеко не все балы стирали классовые грани. Так, на «Придворный бал» приглашалась лишь аристократия, настоящие «сливки общества», а его правила были строго расписаны, отступления от этикета не допускались. Ситуация изменилась в 1899 году, когда монархию постигло горе, в тот год умерла любимая страной императрица Элизабет, которую австрийский император Франц-Иосиф называл ласковым прозвищем «Сиси». С тех пор император потерял интерес и балам, и вальсам, а «Придворный бал» был отменен навсегда. В тот период пальма первенства перешла к «Оперному балу», который ранее также проводился в просторных залах императорского дворца, и лишь с 1899 года переместившийся в просторное здание Венской оперы.

Во времена смуты, революции и войн Вена забыла и о балах, и о вальсах, но уже после установления Первой австрийской республики любимая традиция получила дальнее развитие, «Оперный бал» был возрожден, он не проводился лишь в тяжелые годы второй Мировой войны, когда ни жителям Австрии, ни ее руководству было не до танцев. Война и разрушения уже давно остались в прошлом, «Оперный бал» проводится ежегодно, по традиции начинается именно в последний четверг масленицы, как и в давние времена. Его открытие ровно в 22:00 часа начинается с одновременного кружения в вальсе, в котором принимают участие 200 пар - молодых парней и юных красавиц в бальных платьях. Приглашение на бал торжественно получают самые красивые девушки, не только из Австрии и других стран Европы, но и со всего мира, а решение о допуске на бал принимает специальный Комитет, членов которого невозможно ни уговорить, ни разжалобить, ни подкупить. Чтобы дебютировать на «Оперном балу», каждая дебютантка должна доказать Комитету свое владение искусством вальса, как правосторонним, так и левосторонним. И только самые лучшие из них после успешно сданного экзамена могут надеть стилизованную корону - непременный атрибут всех дебютанток бала. А форма короны ежегодно изменяется, над ее внешним видом работают лучшие дизайнера, и каждый проект и эскиз подвергается тщательному рассмотрению, при этом, после долгих совещаний, будет выбран лишь один эскиз, который члены комитета сочтут наилучшим. Членами Комитета могут быть только женщины из аристократических семей или современного высшего общества, состоящего из политической элиты, как правило, Комитет начитывает все 3-5 человек.

Несмотря на прошедшие два столетия, когда на балах танцуется вальс, ни Венский бал, ни сам танец не утратили своей популярности, а аналоги «Оперного бала» ежегодно проходят не только в других европейских столицах, но и в Азии, и в Африке, и в Америке. Классический бал проводится и в арабском мегаполисе Дубае, в турецком городе Стамбуле, азиатских столицах Токио и Бангкоке, в итальянском Риме, вальсы не чужды и жителям России, а в Москве проводятся ежегодные балы, подобные «Оперному балу» в Вене. Чехия, Словакия и Венгрия, которые уже давно получили независимость, также не забыли лучшие традиции Австрийской империи, а их столицы Прага, Братислава и Будапешт становятся на короткое время столицами балов и вальса. При этом довольно часто оркестр, способный передать чарующую классическую атмосферу времен Шуберта, приглашается из самой Вены. Венский бал чем-то напоминает сказку, так не похожую на современную реальность, а незабываемая обстановка словно переносит гостей праздника на два столетия назад, заставляя их забыть о жизни в третьем тысячелетии. Но каждая сказка рано или поздно приходит к концу, и бал заканчивается…

P.S. Фотографии сделаны на Венском Балу в Москве в 2007 году, но очень достойно передают общую праздничную атмосферу этого действа.

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене во время бального сезона - с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события происходившие на балу обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.

После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришёл оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного композитора, управлял оркестром. Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо вопринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Первый Оперный бал современного типа и названия прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен в феврале 1956 года уже после окончания Второй мировой войны.

Венские балы занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Начиная с 1935 года, крупнейший бал проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Чтобы считаться настоящим венским балом, бал должен отвечать ряду критериев, выработанных ЮНЕСКО. Например, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал).

Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Открывает Оперный бал грандиозный полонез, в котором участвуют пары дебютантов. После танца дебютантов танцуют все. После открывающего полонеза участники танцуют веселую польку и другие танцы, а заканчиваются балы знаменитым венским вальсом. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры же должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг.

Венский Бал Жизни (Life Ball)

Венская Ратуша

Life Ball - это самый грандиозный, самый экстравагантный и самый крупный благотворительный бал в Европе, участие в котором ежегодно принимают многие всемирно известные звезды шоу-бизнеса, политики, актеры, такие как Билл Клинтон, Элтон Джон, Кэти Перри, Лайза Минелли и др. Бал начинается со зрелищного шоу на площади у Венской ратуши. Гости, безукоризненно следящие за особенным дресс-кодом Life Ball, могут получить билет за полцены и пройтись по красной дорожке вместе со знаменитостями под прицелами фото- и видеокамер папарацци.

Королевский бал

Королевский дворец Хофбург

Королевский бал считается самой прекрасной традицией в Австрии. Еще в 19 веке королева Сисси лично назначала дату проведения бала и сама приглашала самых именитых гостей. По сей день бал проходит в самом красивом церемониальном зале королевской резиденции в центре Вены. По традиции около 2500 гостей из более чем 30 стран мира встречают Новый год действительно по-королевски - на королевском балу в Вене. Королевский дресс-код: дамы в длинных вечерних платьях, кавалеры в смокингах и фраках.

Цветочный Бал

Венская Ратуша

Цветочный бал является традиционным мероприятием, так полюбившимся венцам еще в 1920-х годах. Изначально в цветочном балу принимали участие именитые садовники и флористы Австрии. С тех пор цветочный бал считается самым красивым и благоухающим балом Вены, так как он украшается бесчисленными живыми цветами, которые наполняют своим ароматом танцевальный зал Венской ратуши. Танцевать в "цветочном раю" позволено до 5 утра. Все дамы могут забрать с собой кусочек королевской роскоши домой - в подарок они получают горшочек цветущего домашнего растения.

Бал Экономического Университета

Венская Ратуша

Бал Венского Экономического Университета проводится не только для студентов ВУ, но также и для всех желающих оказаться в атмосфере сказочного бала, завязать новые знакомства и блестяще провести время не только в молодежной студенческой среде, но и встретить известных экспертов экономики, политиков и бизнесменов в Королевском дворце Вены.

Бал Венской Филармонии

Дворец Музыки

Было бы странным, если бы у музыкального общества Вены не было собственного бала. Первый бал Венской филармонии прошел в 1924 году. С тех пор он проводился 65 раз. Торжественное открытие бала проходит в шикарном "Золотом зале", который считается одним их самых красивых концертных залов во всем мире. Оркестром управляют известные признанные дирижеры. Гости бала - это музыканты, деятели искусств и культуры, их поклонники и просто любители венской классической музыки.

Бал Технического Университета

Королевский дворец Хофбург

Бал Технического университета является один из самых старых венских балов, который проводится ежегодно с основания самого университета в 1815 г. Братья Иоганн и Иосиф Штраусс, которые до начала музыкальной карьеры учились в ТУ, посвятили несколько вальсов студентам Технического университета. Этот бал отличает непосредственная студенческая атмосфера, несмотря на классический бальный дресс-код: - дамы в длинных вечерних платьях, - кавалеры в смокингах или фраках.

Бал Университета БОКУ

Королевский дворец Хофбург

На бал университета БОКУ приглашаются не только студенты и профессоры университета, но и все желающие окунуться в студенческую торжественную атмосферу бала. По традиции этот бал открывают студенты университета но не классическим, а народными танцевальными композициями, что и отличает этот бал от всех других.

Московский благотворительный бал

Венская Ратуша

Московский бал по праву считается самым гламурным балом в Вене. На этом балу собираются известные представители деловых кругов, деятелей культуры обеих стран. Это самый молодой бал. В 2011 году он будет проводится пятый раз. В открытии бала принимают участие мэры и вице-мэры обеих столиц. Программа бала очень насыщенная и зрелищная - московский и венский оркестр, балет, опера оставляют незабываемые впечатления - поэтому Московский бал в Вене пользуется особой популярностью.

Бал Йохана Штраусса

Венский Курсалон

В концертном зале Венского Курсалона, построенного в лучших традициях итальянского Ренессанса, братья Иоганн и Иосиф Штраусс отмечали свой высочайший успех. С тех пор в Курсалоне царит атмосфера радости, торжества и, конечно же, знаменитый венский вальс. В четырех залах гости могут насладиться музыкой разных эпох - от классической до современной, и также отдохнуть от головокружительных танцев в атмосфере Lounge. Отличительным является также то, что прямо на балу Вас научит танцевать профессиональный танцмейстер.

Венский Кофейный Бал

Королевский дворец Хофбург

Кофейный бал является самым элегантным классическим балом Вены, на котором ежегодно собираются около 6000 гостей. Каждый год организаторы готовят для гостей новые приятные сюрпризы и такую зрелищную программу, что лишь немногие гости уходят с бала раньше 5 утра.

Венский оперный бал

Венская Опера

Венский оперный бал считается самым грандиозным танцевальным и музыкальным событием в Вене, которое посещают около 12 000 гостей, 5 000 из которых приезжают в Вену из других стран именно на этот Оперный бал. В шикарном открытии бала принимают участие 180 пар-дебютантов. Знаменитый Венский оперный бал организуется также в Нью-Йорке, Дубае, Загребе и даже Куала Лумпур. Каждый год на балу можно встретить знаменитостей со всего мира.

Карамельный Бал

Королевский дворец Хофбург

Карамельный бал - самый сладкий бал в Вене, и не только потому, что украшением и угощением бала служат многочисленные конфеты, шоколад, карамель… Первый бал прошел в 1949 году под названием "Сладкая ночь". Интригующей традицией карамельного бала является конкурс красавиц: каждый год выбирается "Мисс Конфетка", которая в течение года будет представлять всю карамельную индустрию страны.

Венский бал маскарад

Королевский дворец Хофбург

Этот бал самый, пожалуй, самый легендарный и загадочный. Главным атрибутом является наличие интригующих масок в стиле оперетты "Летучая мышь" у девушек, которые приходят на бал одни либо в сопровождении. До полуночи дамы в масках сами выбирают и приглашают кавалеров на танец. А ровно в полночь, как в сказке, маски снимаются, и кавалеры получают право пригласить понравившуюся девушку на танец.

Редакция пообщалась с участниками Весеннего Бала, и оказалось, что лишь единицы знают что-то о балах прошлого. Более того, для многих этот Бал будет первым, и решающую роль в принятии решения о посещении бала сыграло как раз желание узнать: а что же это такое? HSE Press решила исправить ситуацию и провести для наших читателей экскурс в бальный мир.

Начать, пожалуй, стоит с самых-самых истоков. Потанцевать да повеселиться на Руси всегда любили, но балами народные пляски назвать сложно. Впрочем, русские бояре иногда позволяли себе поучаствовать и в таких действах, потому как выбор развлечений у них был ограничен. С дамами мужчины не общались вовсе: даже после женитьбы большую часть времени супруги проводили порознь. Так бы и тянулись в охоте, пирушках да войнах дни русского дворянства, если бы не Петр I. В ходе путешествия по Европе будущий император был поражен различиями между Россией и Европой. И переустройство России Петр решил начать как раз с дворянства, подвергнув коренным изменениям не только их службу, но и свободное время, - царь привез с собой ассамблеи.

«Ассамблея при Петре I» Худ. Станислав Хлебовский

Ассамблея петровских времен - это почти бал. Все гости собирались в одной зале, где они танцевали, пировали, мужчины курили и играли в шашки. Поэтому обычно ассамблея превращалась для многих дам в не самое приятное место: запах табака, постоянный стук шашек и кавалеры, торчащие у столов - все это отнюдь не способствовало популярности этого действа.

Проводились ассамблеи (а впоследствии и все балы вплоть до начала XX века) круглый год, за исключением постов. Петр I даже заставил духовенство присоединиться к увеселениям дворян, но пойти наперекор всем церковным канонам о недопустимости веселья в пост не мог даже царь. Однако основной сезон начинался зимой, когда все дворянство съезжалось из поместий в столицу, а темные морозные вечера вынуждали его большую часть времени проводить в помещении. Как нельзя кстати можно вспомнить знаменитые строки «дело было вечером, делать было нечего».

Танцевали в основном так называемые «польские» танцы, менуэты и контрдансы (английские танцы). Опыта танцев у гостей не было, а участие в них считалось скорее повинностью, чем приятным досугом, потому первые несколько лет гости чувствовали себя на ассамблеях достаточно неловко. Но пропустить, а тем более перестать посещать их вовсе, запрещалось под страхом наказания.

Впрочем, со временем для ассамблей стали выделяться четыре залы, громкий стук шашек сменил тихий шелест карт, Петр I личным примером привил обществу любовь к танцам, а кавалеры наконец оценили все прелести ассамблей и возможность непринужденного общения с дамами.

Ассамблеи во многом отличались от европейских балов и носили на себе отпечаток личных пристрастий царя, однако своей цели они достигли: русское дворянство постепенно приучилось к новым обычаям, этикету и светскому общению.

Эпоха дворцовых переворотов ознаменовалась приобретением придворными праздниками европейского вида. При дворе стали проводится также и балы-маскарады, на которых костюмы кавалеров и дам строго определялись хозяевами бала. Слава о русских маскарадах разнеслась по всей Европе, а роскошным костюмам завидовали даже французы.

Большую часть балов все еще устраивали при дворе, и не явиться туда означало оскорбить августейшую особу. Другой недостаток таких балов заключался в обилии церемониала, который превращал бал в чопорные и не очень веселые собрания. И это при том, что императрица Елизавета Петровна любила подшучивать над своим двором и приказывать кавалерам явиться в дамском платье, а дамам -- при мундирах! Однако при всей своей необычности, стоит отметить, что атмосфера таинственности маскарадов способствовала более легкому общению, что значительно скрашивало строгий церемониал.

Хореографическая составляющая балов значительно изменилась с петровских времен. В моду вошли кадриль, контрдансы, популярными оставались «польские» и «русские». Вырос и уровень танцоров, ведь на балах появился неписанный закон: чем выше твое положение, тем лучше ты должен танцевать. Потому ярче всего блистали наследники престолов и высшая аристократия. Монаршим особам не пристало много танцевать, и вечер они обычно проводили в беседах с гостями и за игрой в карты. Но уж если монарх желал станцевать, то вопросов о том, кто же здесь хозяин бала, не возникало.

Со второй середины XVIII века частой и популярной практикой становятся частные (партикулярные) и общественные балы. Порой своим великолепием они могли посоревноваться и с придворными. Устройство такого бала требовало огромных затрат, и мало кто мог позволить себе устраивать их часто - отсюда и появление общественных балов, средства на проведение которых собирались вскладчину. Не зря Пушкин писал об отце Онегина: «давал три бала ежегодно и промотался наконец».

Начиная со времен Екатерины II основной функцией балов становятся вовсе не церемонии, а общение. На балах показывали себя и свое богатство, обсуждали последние политические новости, плели интриги и составляли заговоры. Из более приятных вещей: выводили в свет подросших детей, искали им достойную партию. В качестве своеобразного экзамена для молодых аристократов служили семейные балы, на которые приглашались близкие друзья семьи. На таких балах молодые люди проверяли свое знание этикета, умение вести непринужденную беседу и, конечно же, танцевать.

Торжественный выход Императрицы Екатерины II Худ. А. Бенуа

В начале XIX века на балах появляется вальс - танец, определивший ход бальной истории всего века. Требующий от партнеров близкого контакта, поддержки за талию и почти постоянного зрительного контакта вальс произвел фурор в обществе: раньше партнеры находились друг от друга на значительном расстоянии и касались лишь кончиками пальцев, и ничто не могло нарушить «чистоты» танца. Старшее поколение осуждало вальс как безнравственный танец, и первое время он не был особенно популярным. Однако запретный плод сладок, а молодежь всегда хочет чего-то нового. Близкий контакт в танце позволял партнерам передавать записки и флиртовать, а что еще надо молодым аристократам? Со временем вальс стали танцевать все.

Но восхождение вальса на вершину популярности было нелегким. Его осуждение продолжалось, а при императоре Павле он и вовсе был запрещен на придворных балах. На частных же балах молодежь продолжала вальсировать, а зачастую от пары кругов не могли отказаться и старшие поколения. Балы в это время становятся такими, какими мы их знаем из русской классики, потому останавливаться на их описании мы не будем.

Пропустив первое десятилетие царствования Александра I, мы возвращаемся в Россию конца 10-х годов XIX. После Европейского похода русская армия вернулась домой не только прославленной победами, но и узнавшей богатую бальную культуру Франции. В первые годы Москва гуляла «отчаянно»: вальс царствовал на балах, все «плясали как угорелые» - и это не метафора: некоторые дамы тяжело болели после таких вечеров. В это время бал окончательно утратил церемониальную функцию и превратился в место сбора высшего общества. Отныне балы стали неотъемлемой и постоянной частью дворянской жизни. Сам император присутствовал на многих частных балах, общался с гостями и вел себя как отец дворянского семейства.

До второй половины XIX века при императоре Николае I балы мало изменились, разве что менялась бальная мода. Общение на балах оставалось легким и непринужденным, несмотря на строгий этикет - благородные дамы и кавалеры прекрасно ориентировались в огромном своде неписанных правил.


«Бал» Худ. Владимир Первунинский

Танцевали в XIX веке полонезы и иногда американские грандмарши, мазурку и польку, краковяк и в редчайших случаях венгерку. Не вышли из моды кадриль, контрдансы, и, конечно же, вальс. Общей тенденцией развития танцев в это время становится ускорение темпа музыки и упрощение техники танца. Исключение составляли лишь величественные полонезы и грандмарши, открывавшие бал.

Характерной чертой века становятся публичные балы в пользу нуждающихся. Своим содержанием они мало отличаются от балов предыдущего времени, однако билет на них стоил значительных денег, собираемых на благотворительность. С целью привлечения щедрых пожертвований, на бал допускались люди неблагородного происхождения. Интересны так же небольшие базары, аукционы и лотереи на балах, на которых в том числе продавались сувениры, сделанные руками царской семьи. Вместе с тем, допуск на балы недворян привел к «приземлению» бал, упрощению танцев и церемониала. [ Впоследствии податное сословие даже начало проводить собственные «купеческие балы».]


Бал в городе. Худ. Огюст Ренуар

С 80-х годов XIX века в бальной культуре наступает кризис. Александр III балы не жаловал, а общее предчувствие надвигающейся катастрофы проникло во все слои общества. При его наследнике, Николае II, балы не посещавшем, они становятся более редким явлением. Определенным успехом по-прежнему пользовались балы-маскарады, на которых дворяне могли на некоторое время сбросить надоевший груз ограничений высшего общества. Танцевали на балах полонезы, вальсы, причем, в разные десятилетия это были совершенно разные танцы, и другие танцы XIX века. Повсеместная популярность вальса обязывала любого уважающего себя композитора написать музыку для вальса, и именно этому периоду мы обязаны огромным количеством прекрасных произведений композиторов всего света. Разнообразие проявлялось и в самом вальсе: на протяжении всего XIX века было распространено огромное множество вариаций этого танца.

Вообще, обстановка конца XIX - начала XX века не располагала к частым балам, аристократия активно вовлекалась в деловую и новую политическую жизнь, оставлявшую мало времени для развлечений. Февральская революция нанесла серьезный урон балам, постепенно превратив их в политизированные собрания, а Октябрьский переворот свел бальную жизнь на нет. Некоторое время она теплилась в образовательных учреждениях для благородных девиц и юнкерских училищах, строгий распорядок которых долгое время не могли поколебать никакие ветра революций. Однако с окончанием Гражданской войны и установлением Советской власти пали и эти последние бастионы русских балов.

На этом история балов России прервалась. Русские эмигранты продолжали участвовать в балах за границей, поддерживали некоторые традиции, но по сравнению с яркой бальной культурой Российской империи это была лишь капля в море. В то время как в Европе балы продолжались и продолжаются до сих пор, в Советском союзе бал как способ проведения досуга ассоциировался с эксплуатирующим классом, популярности не имел и постепенно был забыт.

Однако история балов именно прервалась, а не подошла к концу. С середины 90-х годов совершенно разные люди в самых разных уголках России и странах СНГ обратились к временам Пушкина и Толстого, стараясь возродить этот прекрасный обычай. Балы всегда служили воспитанию молодого поколения, способствовали обучению правилам этикета и общения в обществе. Посещение бала - показатель вашего положения в обществе. И пусть сословия давно отменены, а достойное воспитание и образование доступно почти всем, многие ли смогут выйти на паркет, оживить то «прекрасное далёко» и доказать, что достойны наследия предков? Ответить на этот вопрос Редакция может лишь одно: мы горды тем, что в Вышке такие люди нашлись!

Арсений Авчинников
Редактор: Елена Калинкина
Фото: http://forum.vgd.ru/post/153/rds/p978115.htm

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене в любое время года, приуроченное к торжественным событиям и праздникам. Венские балы всегда являли собой эталон бальной культуры и в прошлом году были занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.

В прошлые столетия балы устраивались королевским двором в связи с религиозными или военными праздниками. Крупнейший бал с 1935 года проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Пепельная среда - день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В католицизме в этот день предписывается строгий пост. В православии этот день соответствует чистому понедельнику.

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом (иногда, вместо посыпания пеплом головы, наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие», либо «Прах ты и в прах возвратишься». Пепел, по традиции, получают от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.

ЮНЕСКО подтвердил критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим венским балом. Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол. Главным критерием отбора участников является умение танцевать, в частности умение выполнять правосторонний и левосторонний поворот вальса. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов. Это выглядит как выход в свет.

Дополнительными критериями также выступают костюмы. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг. В полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Дебютанткой элитного Венского бала может стать практически каждая девушка. Здесь нет каких-то особых критериев красоты. Главное - пройти конкурс, в рамках которого оцениваются, прежде всего, интеллектуальные данные. Так, будущая дебютантка должна знать иностранные языки, причем лучше несколько, уметь ответить на ряд вопросов, касающихся истории, литературы и культуры в целом, и написать эссе о том, почему она стремится попасть на Венский бал.

Однако, существуют возрастные ограничения - дебютантке должно быть от 16 до 23 лет, а ее партнеру - от 18 до 28. При этом молодые люди не должны состоять в браке.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события, происходившие на балу, обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.
После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришел Оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого, в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый Оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного маэстро, управлял оркестром.

Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо воспринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Как уже говорилось, первый Оперный бал современного типа прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен лишь в феврале 1956 года после Второй мировой войны.

Что же танцуют на балах? Открывает Оперный бал, как и несколько веков назад, грандиозный танец-шествие в умеренном темпе - полонез, в котором участвуют специально отобранные пары: девушки и молодые люди.

Полонез всегда исполнялся в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

На оперном балу около 200 пар. После открывающего полонеза на большинстве балов дебютанты танцуют веселую польку и заканчивают свое выступление вальсом.

Полька появилась в середине XIX века вовсе не в Польше, как многим кажется, а в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Самый крупный - Оперный бал, посещают до пяти тысяч гостей и около тысячи обслуживающих - музыканты, повара, портные, обувщики. Бальным сезоном в Вене считается время с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время. Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал). Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! И родился он немного раньше сказки о Золушке: танцы, являвшиеся частью разнообразных праздников и увеселений, не сразу стали самостоятельным мероприятием.

Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.

И пожалуй, нигде так не увлекались танцем, нигде не изучали его так тщательно, как во Франции в конце XVII века. Балы, устраивавшиеся при Людовике XIV, были необыкновенны! Они поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго. В то время говорили, что хорошо обученный танцам дворянин сможет лучше служить своему королю.

Книги турниров" Рене Анжуйского. XV век

До XVIII века бал являлся привилегией исключительно знати. Пока по указу Людовика XV не стали устраивать платные общественные балы в Оперном театре. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих посвященных исключительно танцам увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Понятно, что семейные балы не подчинялись строгому церемониалу и на них с удовольствием танцевали те, кому возраст уже не позволял предаваться этому развлечению на придворном балу.

В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Возможно, Петр ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов.

25 ноября 1718 года Пётр I издал указ об ассамблеях, который произвел коренной перелом в области развлечений городского населения. Женщины впервые получили право посещать общественные собрания, а вход на ассамблею должен был быть доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян.


Вот текст этого указа Петра I:


"Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.
1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые".

Петр понимал, что без одобрения церкви его нововведение не имеет будущего. Священный страх перед царем, как перед воплощением бога на земле – это одно, но ужас перед дном адовом и падении бессмертной души это другое. Чтобы переломить традиционное неприятие танца служителями культа, Петр вовлекает в это светское мероприятие и черное духовенство. Согласно указу первоприсудствующего в Синоде, с 1723 года учреждались ассамблеи в московских монастырях. 29 декабря 1723 года была проведена первая ассамблея у архимандрита Донского монастыря. На нее были приглашены президент Синода архиепископ новгородский Феодосий, архиепископ Крутицкий Леонид, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Это тоже имело неоднозначные последствия. Митрополит Казанский Сильвестр в доносе осуждал это действо, но в основном имело положительный отклик.

Вот, например, что писал казанский митрополит Сильвестр о ассамблеях, которые устраивал I новгородский архиепископ Феодосий Яновский (1650-1726)(в миру известный также как Франциск):


«Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».

Обычно для ассамблеи "очищались" четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Если в доме не находилось четырех подходящих комнат, ассамблею могли проводить и в одной, и тогда, как свидетельствовал современник, возникали неудобства: "В комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе не уместная при дамах и музыке".

Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках о том развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми.

По заведенному порядку хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме.

На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно.

Вскоре Петром был издан указ "О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем", регламентировавший поведение на ассамблеях.


О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить.

Вначале на ассамблеях танцевали так, как это описал А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

В дальнейшем на ассамблеях стали танцевать полонез и менуэт, отличавшиеся сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Во второй половине мероприятия начиналось общее веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно придумывая новые движения.

Во время ассамблей Петр ходил взад и вперед по зале, присаживался к какой –нибудь компании и вступал в общий разговор. Когда он был в хорошем настроении, то не было человека веселее и разговорчивее его. В танцах он был мастером своего дела и большим затейником. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим балетмейстерам того времени. Все танцующие кавалеры должны были в точности выделывать ногами, что и государь.

Императрица с супругом, с герцогом Голштинским или с князем Меншиковым как правило открывала танцы. Екатерина, как и Петр Великий, танцевала прекрасно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не оканчивали еще и первый. Но прилежно она танцевала только в паре с государем, с остальными кавалерами была небрежна и ходила шагом. Всякому свободно было просить танцевать великих княжон, и так как многие искали чести, то они не знали отдыха. Одна только царевна Прасковья, младшая дочь брата Петра I Ивана V, не любила танцев и шла танцевать не иначе как по повелению самого государя под нахмуренные брови «батюшки – дядюшки».

Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.

Ассамблеи были зимним удовольствием. Летом Петр устраивал свои торжества и празднества на свежем воздухе – в садах и на просторах реки Невы.
В Летнем саду торжественно праздновался день именин царя и предшествовший им день «преславной виктории» (Полтавской победы). Праздник начинался около пяти часов вечера, после обеда; к этому времени на обширной лужайке сада – Царицыном лугу – выстраивались Преображенский и Семеновский полки; царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашах вино и пиво. Приглашенные гости должны были добираться до места, как до некоего острова исключительно водным путем – по Неве. Затем, сойдя на берег принять чарку вина из рук императрицы или ее дочерей. Дальнейшее веселье тоже было сильно регламентировано.

У государя была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам, и он старался устраивать все это при всяком удобном случае. Одним из наиболее известных маскарадов является пятидневный маскарад. Проходивший в Москве в начале 1722 года по поводу подписания Ништадтского мира. За несколько дней до маскарада, император лично осматривал костюмы участников и в случае неудовлетворения заставлял все переделывать. Ношение масок во время маскарада было обязательным. Известен случай. Когда в день маскарада 11 февраля 1724 года сенаторы заседали с масками на лицах. Ситуация абсурдная. Но характерная для своего времени. Люди приобщались к новым правилам поведения в обществе, надевали одежду нового образца, учились по новому веси дела. Для многих участников это было дорогое и утомительное мероприятие. Так маскарадная составляющая постепенно перетекала в повседневную жизнь, постепенно становясь привычкой.

После смерти Петра ассамблеи претерпели сильные изменения. Из единых мероприятий для всех постепенно стали увеселением только для отдельных слоев общества. С одной стороны, балы высшего света. А с другой стороны – танцы для средних слоев общества, объединяющий людей одного социального круга.

Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые только начинали выезжать в свет.

Однако истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особенно популярны были при русском дворе балы-маскарады. Богатством и роскошью они поражали даже французов, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. При Елизавете Петровне на балах и маскарадах зачастую решались государственные вопросы. Ведь бал давал прекрасную возможность приблизиться к государыне или побеседовать с иностранным послом в неофициальной обстановке и в разговоре обронить нужную фразу. И не использовать эту возможность было просто глупо.

На маскарадах Екатерины II веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. И хотя купеческий зал был отдельным, никому не возбранялось переходить из зала в зал.

XIX век стал веком массовых бальных танцев, живых и естественных. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Дворяне, состоявшие в тайных союзах, будущие декабристы, на балах заводили нужные знакомства, обсуждали взгляды, находили единомышленников.

Во второй половине XIX столетия большую популярность в обществе приобрели публичные балы в пользу нуждающихся. Помните фильм «Анна на шее»? В нем как раз показана сцена благотворительного базара на балу. Иногда балы собирали деньги на благотворительность за счет высоких цен на билеты. Эти балы так и назывались: «бал в пользу Николаевской детской больницы», «бал в пользу семейств убитых и раненых на войне» и так далее. Вообще благотворительность занимала тогда важное место в общественной жизни России, и балы лишь отражали свое время и его устремления.

Начиная с XIX века и по сей день главной столицей балов считается Вена. Бальный сезон открывается в новогоднюю ночь Императорским балом во дворце Хофбург. А всего с января по март в австрийской столице проходит более трехсот балов! И на них не просто танцуют - здесь собираются вместе единомышленники, люди, объединенные профессией или другим общим делом. Свои балы устраивают садовники и студенты, врачи и кондитеры. При этом на любой бал может купить билет и любой желающий.

Один из самых роскошных балов сезона - Оперный. На одну только ночь в году убирают все стулья из зрительного зала, настилают вровень со сценой специальный паркет, и тысячи гостей танцуют всю ночь напролет. Первый Оперный бал состоялся в 1935 году. С той поры балы в Венской опере даются каждый год в последний четверг перед Великим постом. Эта традиция прерывалась лишь дважды: в начале Второй мировой войны (тогда вальсирующие пары вернулись в стены Венской оперы только в 1956 году) и в 1991 году из-за войны в персидском заливе.

Так что же все-таки такое бал? Почему, услышав это слово, мы почти всегда ощущаем легкий трепет и ностальгию? Чем так прекрасно это событие, что, слушая минутные новости о венских балах, мы испытываем сладкое: «Ах! Попасть бы туда»?

Наверное, мы тоскуем по тем благородным временам, по красивым отношениям, учтивым беседам, по красоте церемонии бала. Чего-то нам не хватает… Может быть, возможности одним плавным движением протянуть руку партнеру, изящным наклоном головы принять приглашение на танец. И закружиться в вальсе, отдавшись музыке. А потом, плавно покачивая веером, выслушать пару учтивых комплиментов и ответить деликатно и уместно. Может быть, мы тоскуем по общению простому и чистому, когда твоей душе открывается душа другого, и сердцам становится радостно и легко.

И получается, дело не только в красивых платьях, множестве зеркал и свечей - если не приподняться до красоты общения, то можно бал и не затевать: сказка так и не придет. А если поразмышлять, то благородные манеры не оденешь, как бальное платье, на один вечер. Чтобы сказка состоялась, придется постараться… Помните, Золушка тоже не сразу попала на бал, вначале ей пришлось хорошенько потрудиться. Ведь бал - это не просто присутствие красиво одетого человека в красивой обстановке. Бал - это возможность. Возможность праздника, возможность дружеского общения, возможность испытать счастье, а музыка и танцы лишь средства, которые помогают всему этому осуществиться.