«Сказка про репку » указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.
Отец и мать - почему их нет в христианском варианте
В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых
, в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили : было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых
, у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – , т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!
Образы
1. Дед
– мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка
– традиции, хозяйственность.
3. Отец
– защита и опора.
4. Мать
– любовь и забота.
5. Внучка
– потомство.
6. Жучка
– достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка
– благостная обстановка.
8. Мышка
– благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка
– сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе
», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.
Главные герои сказки «Репка» — дружная семья. Глава семьи, дед, однажды посадил на огороде репу. И вырос этот корнеплод таким огромным, что не смог его дед из земли вытащить, когда пришла пора урожай собирать. Позвал он на помощь сначала бабку. Но и вдвоем они не смогли извлечь репку. Затем пришлось звать внучку, потом собаку Жучку, потом кошку. И даже такой большой компании не удалось вытащить репу из земли.
И только когда кошка позвала мышку, дело сдвинулось с места. Совместными усилиями репку удалось вытянуть из гряды.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Репка» состоит в том, что трудные дела надо делать сообща. При решении тяжелых задач даже самая незначительная помощь может иметь решающее значение. Казалось бы, много ли сил у маленькой мышки? Совсем немного, но этой малости хватило, чтобы сдвинуть с места тяжелую репу. Сказка учит дружбе и взаимопомощи, как в семейной жизни, так и в общественных делах.
В сказке мне понравился дед, который сумел вырастить такой большой корнеплод, что его пришлось вытаскивать всей семьей. А еще мне понравились добрые взаимоотношения между персонажами сказки. Ведь в этой сказке кошка совсем не боится собаки, а мышка охотно откликнулась на просьбу кошки помочь в вытягивании репки. Персонажей сказки можно назвать образцом дружной семьи.
Какие пословицы подходят к сказке «Репка»?
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Один в поле не воин.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Русская народная сказка "Репка"
Жанр: народная сказка для самых маленьких
Читаем сказку "Репка":
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.Выделяем главных героев сказки "Репка".
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку —
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, — вытянули репку!
В этой сказке шесть персонажей и все они являются главными героями. Потому что если мы уберем одного из персонажей, концовка сказки изменится, репка не будет вытянута.
Главные герои: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Учимся делать пересказ сказки "Репка"
Составляем план пересказа:
- Посадка репки
- Дедка не может вытянуть репку
- Дедка зовет бабку
- Бабка зовет внучку
- Внучка зовет Жучку
- Жучка зовет Кошку
- Кошка зовет Мышку
- Вытянули репку
Однажды Дедка посадил репку. Долго росла репка и выросла очень большой. Захотел Дедка вытянуть репку, но ничего у него не получилось. Позвал он тогда Бабку, но и вместе с Бабкой не может вытянуть репку.
Позвала Бабка тогда Внучку на помощь. И снова не вытягивается репка. Крикнула Внучка Жучку. Но опять неудача. Тогда Жучка позвала Кошку. И вместе с Кошкой не могут вытянуть репку.
И вот Кошка зовет мышку и репку вытягивают.
Учимся определять главную мысль сказки "Репка".
Эта сказка говорит о том, что работать вместе легче. Что все вместе могут справится с любой работой.
Главная мысль сказки "Репка":
Команда справится с тем, что не под силу одному человеку.
Учимся анализировать сказку "Репка".
Определяем чему учит сказка "Репка"
Сказка эта учит работать сообща, вместе над решением трудной задачи. Учит взаимопомощи и взаимовыручке.
Учимся составлять отзыв на сказку "Репка"
Мне очень понравилось в этой сказке, что репка выросла такой большой, что ее смогли вытянуть только все вместе герои сказки. Зато и хватит репки на всех.
Учимся подбирать пословицы к сказке "Репка"
К этой сказке подходят пословицы, которые говорят о том, что вместе работать легче. И о том, что помощь друзей всегда кстати.
Пример пословиц к сказке "Репка":
Берись дружно, не будет грузно.
Все вместе и горы своротим.
Дорога помощь вовремя
Учимся делать рисунок к сказке "Репка".
Мы можем нарисовать либо как все герои тянут репку, либо некоторых из них, например Дудку. А можно просто изобразить огромную репку.
Вспомним основной вопрос Теневого Анализа сказок: «Что не названо в сказке, но, скорее всего, там есть?»
Так что не названо в сказке «Репка»? Важнейший, но не прописанный открыто момент сказки – семейные отношения бабки, деда и внучки.
Кажется, о них там ни слова ни полслова... А вот и не так! Давайте-ка поиграем с вами в примитивную игру: «Продолжите логическую цепочку». 1_4_7_10_13_16_?
Очевидно, что следующее число (пропускаем два – даём третье) – 19! Всем ясна закономерность такого выстроенного логиком ряда.
Точно такую же строгую закономерность (орнамент, рисунок, ритм) являет собой и выстроенный ряд персонажей «Репки».
Апеллирует узор Репки не к очевидности и не к рассудку, а к Интуиции и к Бессознательному!
Поэтому-то и требуется нам Теневой Анализ сказки.
Он требуется ещё и потому, что та правда, которую впрямую не договаривает сказка, не очень-то … удобная!
Итак, начнём с хвоста, с конца, а не так, как повествует сказка. Пойдём от мышки, а не от репки.
Вот матрица-шаблон, который будет потом повторяться, как узор, по всей длине цепочки:
Последней в ряду стоит мышка. Прямо перед ней, но повёрнутая к ней спиной, стоит её естественный враг и притеснитель – кошка.
Следующая в ряду кошка. Прямо перед ней, отвёрнутый от кошки спиной, естественный враг и притеснитель кошек – собака Жучка.
Жучка. Перед ней естественный враг и притеснитель собак – ребёнок-внучка. Так же отвёрнутая от своей жертвы.
Внучка. Прямо перед ней естественный враг и притеснитель всех внучек – Бабка!
Бабка. Прямо перед ней, повёрнутый к ней спиной, естественный враг и притеснитель всех бабок – Дедка!..
И, наконец, Дедка. Прямо перед ним естественный враг и притеснитель всех дедок – Тяжёлая Крестьянская Работа – хлеб, добываемый в поте лица. Большая-пребольшая Репка...
Вот это семейка...
Оказывается, что из каждого умильного персонажа этой сказочки так и льётся … агрессия.
Дед устаёт пахать.
Дед колотит и ругает бабку. (Заставляет её блюсти чистоту в хате, ставить вовремя горячие щи на чистый стол).
Бабка тоже не ангел Божий. Пока дед пашет, она дома колотит и ругает внучку. (Заставляет её рано вставать, чистить и мыть дом, носить воду, помогать готовить обед, прясть, и не разрешает смотреть бесцельно в окна и гулять допоздна с девками).
Ну а внучка что? Тоже девочка не подарок! Внучка «отрывается» на собаке Жучке. Дрессирует эту прожорливую скотину, учит охранять дом и слушаться хозяйку.
Ну а уж собака, известно, «за шиворот треплет кота», который, как известно, «гоняет синицу», то есть – в нашем случае – мышку, но тоже воровку пшена из амбара, вместе со своим обширным мышиным семейством...
Не гоняй собака кота, он бы слизал все пеночки со сливок в погребе, да горшки побил. Не гоняй кот мышей, не регулируй их поголовье – чума была бы на оба ваши дома, включая деревню, что за рекой...
Что есть «насилие в семье»? Как классические сказки лечат современные мифы
Когда Читатель узнаёт о таких притеснениях между животными, он радуется за то, что в мире есть порядок. Но когда Читатель вспоминает, что такие же точно отношения между собой демонстрируют в сказке внучка, бабушка и старик-дед, Читатель начинает негодовать.
«Правильно, – говорит Читатель, – Что собака гоняет кота, а кот – мышей. Но неправильно, что дед «даёт чертей» бабке, а та – внучке. К женщинам и к детям нужно быть погуманней».
Сейчас Читатель убедится в том, насколько он не прав, и насколько современные мифы о «гуманизме» разрушают гармонию и миропорядок.
Бабка-притеснитель внучки, дед-притеснитель бабки, тяжёлая работа-притеснитель деда – это так же «нужно» и «справедливо», как и кот-притеснитель, разносящих чумную бациллу мышей и собака, не пускающая кота шкодить по столам и погребу.
Если бы бабка не притесняла внучку...
Не заставляла бы вставать рано, осваивать домашние ремёсла, пускала бы гулять и дозволяла проводить время в безделье?
Выросла бы ни к чему не приспособленная неумеха, страдающая от обжорства, скуки, уныния и апатии, или же, наоборот – егоза, не находящая себе покоя от блудного возбешения (смотря по темпераменту).
Если бы дед не притеснял бабку, случилось бы с женской половиной дома точь-в-точь – всё то же самое.
Если бы Внучка не притесняла Жучку?
Если бы у этой девочки-подростка не было бы «своего» животного, лучше всего – собаки, коровы (раз нет ни лошади ни ловчего сокола) – за кого бы она несла ответственность, о ком бы училась заботиться, кого бы «воспитывала»?
Так и не выучилась бы она навыку зачаточного лидерства. Любимой жалобой стала бы у неё фраза: «Меня никто не слушается! Я говорю, а они не делают!» Такой матери даже её годовалый ребёнок сядет на шею и будет ею вовсю помыкать!
Теперь вы понимаете, что даже сказка «Репка» учит родителей: «У ребёнка, чтобы он гармонично развивался и воспитывал в себе качества лидера, должна быть собака». (Только не вешайте эту же собаку вместе с ребёнком на свою родительскую шею в качестве ещё одной дополнительной обузы!)
Ну а если бы работа не притесняла дедку – это уж очевидно. Было бы нечего есть. И чем больше репка (чем сложнее работа), тем больше еды в доме, но тем и сложнее управиться с этой самой работой!
Так чему же здесь учит нас «Репка»? Чтобы мужчина управился со своей тяжёлой работой, управляться приходится всем вместе (по силам каждого), слагая общие усилия.
И вот теперь мы переходим ко второму уроку сказки «Репка»
«Притеснение» конструктивное и... совсем неконструктивное
То, что в этой милой семье все друг друга притесняют вовсе не означает, что там творится «дурдом и кошмар» или что все «едят друг друга поедом». Нужны доказательства? Да они же в самой сказке!
В момент, когда это стало необходимо, все «враги» сумели перестать друг друга притеснять и объединились. Зачем? Чтобы спасти деда, чтобы помочь ему справиться с его тяжёлой и, между прочим, срочной работой!
Своему-самому перспективному кормильцу – деду – они не совали палки в колёса, не встречали его на пороге криками: «Посмотри, что у дочери делается в дневнике!» или «Когда ты починишь кран в туалете!»
Ему (деду) как-то, знаете, сейчас не до этого. У него квартальный отчёт и ревизия. Простите, – созрела репка...
Если глава семьи – муж – решился написать и защитить докторскую диссертацию, здравомыслящая семья обычно начинает ходить на цыпочках мимо выделенной ему под кабинет самой светлой комнаты и даже готовить отдельную диетическую еду – для утомлённого папы.
Никто не пишет докторскую диссертацию по ночам, на краешке неубранного липкого кухонного стола.
Потому что семья, которая живёт по здоровому архетипу дружной «Репки», понимает: когда папа станет академиком (а он станет, если вы не помешаете), всем будет жить гораздо сытней и гламурнее.
Таким образом, русская сказка «Репка» – есть отпечатанный в сознании каждого архетип и модель правильных семейных отношений.
Они не идеальны и не должны быть таковыми!!!
Требовательность деда к бабке и бабки к внучке не пересекается с полем термина «Семейное насилие». Это о другом...
Это та Иерархия, то соподчинение, которое помогает Семье выжить, да ещё и существенно преуспеть.
(Помните, что репка «большая-пребольшая»?)
Третий урок великой русской сказки «Репка»
«Где мамка с тятькой?»
Третий Теневой Аспект анализа сказки связан с инициацией и отрывом от родительского гнезда, полной «удушающей» опеки.
Неважно, как девочка потеряла своих родителей. Умерли они? Пошли работать «в люди»? Нанялись подёнщиками... Полная ли она сирота от рождения?
Чужие «дед и бабка» (а не матушка и батюшка) – это приёмные родители, это – тот же архетип «мачехи», один из его изводов, более мягкий.
«Репка» – это сказка о сиротке. О девочке, с малых лет отданной «в люди», в выучку к хозяевам, на воспитание к дальней родне...
Практически в каждой русской сказке родные мать и отец (пока живы) холят и балуют родное дитятко. Не нагружают работой, дарят нарядами, тихо любуются на красоту своего чада.
Но такая ситуация не бывает вечной, и обычно она просто предшествует испытаниям.
К этому и подготавливает ребёнка заранее сказка «Репка».
Лучше уж пройти побыстрее суровую выучку у «гавкучей бабки» и научиться у неё ставить квашню и мести хату, чем столкнуться с вызовом стать самостоятельной умелой взрослой женщиной слишком поздно.
Когда отсутствие у тебя простых навыков выживания вызовет у людей только смех, раздражение и осуждение.
По сути, сказка «Репка» – это и «Школа для матерей».
Сбалансированная, гармоничная мать – это та мать, которая умеет играть одновременно роль и сказочной «матушки родной», что только любуется своим дитятком, и «старухи», которой отдают девочек в суровую науку.
Сумеет ли Внучка, героиня сказки, принести пользу в «командной работе» и помочь дедушке вытянуть важную для всех репку? Скорее всего – да.
Ведь внучку, к счастью, так качественно «притесняет» её учительница – её бабка!
Продолжаю тему славянских сказок. В этот раз я расскажу о первоначальном смысле сказки о Репке. В отличии от сказки про Колобка (о которой я рассказывал в прошлый раз) изменения "Репка" претерпела не такие глобальные и смысл который хотели донести до нас предки можно понять и без исходного варианта.
Данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, как вы уже догадались, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
В современном варианте этой сказки, который вы знаете, не хватает ещё двух персонажей, существовавших изначально - Отца и Матери.
Христиане убрали Отца и Мать, по двум причинам (изначально было 9 персонажей,а стало 7):
1 - у христиан семеричная система восприятия, поэтому сказку сократили до 7 элементов, также как неделю сократили с 9 до 7 дней (у славян была круговая, либо девятеричная система).
2 - у христиан защита и опора – Церковь, а любовь и забота – Христос, а у славян защита и опора - Отец, любовь и забота - Мать.
В каждом из девяти персонажей, был свой скрытый образ:
Репка - символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.
- Дед -символизирует Древнюю Мудрость.
- Бабка - традиции дома, хозяйственность.
- Отец - защита и опора.
- Мать - Любовь и забота.
- Внучка - символизирует потомство.
- Жучка - достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).
- Кошка - символизирует благостную обстановку в Роду (кошки - гармонизаторы энергии человека).
- Мышка - символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).
У славян изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.
_____________________________________________________________________________________
В следующий раз я расскажу об образе Бабы Яги, и если получится то и расскажу о Кощее бессмертном и о его роли в славянской культуре.