Описание по картине тропинина. Василий Тропинин. "Кружевница". История картины. Где можно увидеть "Кружевницу"

Есть живописные полотна, которые сразу же запоминаются и западают в душу какой-то особенной тихой красотой и одухотворенностью. Такова картина "Кружевница", принадлежащая кисти известного русского художника Василия Андреевича Тропинина.

Мы расскажем вам об истории создания данного произведения искусства, о том, кто изображен на этом портрете, а также приведем ряд интересных фактов из биографии живописца.

Факты из биографии В. А. Тропинина

Картина Тропинина "Кружевница" является столь совершенным и прекрасным творением, что зрителям и в голову не придет усомниться в таланте и мастерстве художника. А между тем, Василий Андреевич Тропинин был рожден крепостным, и на его пути к творчеству и свободе было немало препятствий. Подумать только: если бы звезды были менее благосклонны к этому одаренному человеку, то его художественный талант мог бы и не получить развития.

Итак, В. А. Тропинин появился на свет в 1776 году. Когда будущий живописец подрос, граф Морков, бывший тогда его хозяином, отправил мальчика в Петербург обучаться кондитерскому делу. Но талант подростка к рисованию проявился столь ярко, что волею судьбы он все-таки смог посещать учебные классы Академии художеств. В то счастливое время Тропинин познакомился с Орестом Кипренским, Александром Ивановым. Нашлись именитые люди, которые стали ходатайствовать перед графом Морковым, чтобы он дал юноше вольную. Но тот, напротив, велел Тропинину вернуться, чтобы вступить в лакейскую должность.

Свободу Василий Андреевич получил лишь в 1823 году, в ту пору ему уже было 44 года.

Как и когда была написана картина "Кружевница"

Сразу же после обретения долгожданной свободы художник отправляется в дорогой его сердцу город - Санкт-Петербург. Он страстно мечтает получить диплом живописца в Академии художеств, где он когда-то обучался изящному искусству рисования. Для того чтобы продемонстрировать мастерство перед строгой академической комиссией, он должен был представить на суд несколько живописных полотен. Картина "Кружевница" была среди оных.

Члены комиссии дали полотну самую высокую оценку. И диплом академика был торжественно вручен Тропинину. "Кружевница" была тепло встречена критиками. Они восхищались цветовой гаммой, освещением, умением художника передавать характер модели. Правда, находились и недовольные, обвинявшие Василия Андреевича в том, что он пытается идеализировать простой труд, что героиня картины совершенно не похожа на девушку-крестьянку: ее движения слишком уж грациозны, а руки - нежны. Но эти единичные критикующие возгласы терялись на фоне всеобщего восторга.

Описание полотна

Картина "Кружевница" изображает милую молодую девушку, склонившуюся над своей работой. Она словно отвлеклась на мгновение и встретилась глазами со зрителем, неожиданно вошедшим в комнату. Руки юной особы, обнаженные почти полностью, замерли только на секунду. Кажется, что через мгновение она вновь погрузится в работу и примется плести витиеватые ажурные узоры. Кружевница не позирует - она живет.

"Кружевница" невозможно без рассказа об удивительной внешности главной героини. С одной стороны, она - простая девушка. На ней обычный наряд крестьянки и нет никаких украшений. Но лицо ее светится, и не только красотой и приветливостью, но и умом. Да и вся поза кружевницы очень грациозна. Одним словом, любая дворянка тех времен могла бы позавидовать такому милому, изысканному, и в тоже время простому облику.

Очень красив общий колорит картины, написанной в мягких, сдержанных и естественных серебристо-зеленовато-оливковых тонах. Все внимание зрителя сразу же приковывается к лицу героини, которое как бы светится изнутри, к ее глазам и еле заметной улыбке. Тропинин мастерски выписал и все мелкие предметы: коклюшки, часть кружевного рукоделия, ножницы на рабочем столике, незатейливые предметы одежды работницы. В этом произведении живописец поэтизирует труд и гармонию простой и честной повседневной жизни.

Такова картина "Кружевница". Художник, видя, какой любовью и популярностью пользуется его творение у современников, несколько раз повторял в разных вариантах полюбившийся ему и публике сюжет. Стоит ли говорить, что после успеха полотна Тропинин был буквально завален многочисленными заказами на написание портретов.

Где можно увидеть "Кружевницу"

Картина Тропинина "Кружевница" сегодня занимает достойное место среди живописных полотен московской Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке, в доме № 10, в зале под тринадцатым номером. Здесь же находятся и многие другие тропининские портреты и пейзажи. Музей принимает посетителей шесть дней в неделю, кроме понедельника (выходной день).

Заключение

Говорят, что русская портретная живопись славится во всем мире своей особой поэзией и духовностью. Портрет кружевницы кисти Тропинина - это одно из самых ярких тому подтверждений.


В.А.Тропинин«Кружевница»:
История картины

„Лучший учитель - природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее... Я всем обязан природе".
Эти сокровенные слова произнес один из самых цельных и обаятельных, духовно чистых людей того времени, прекрасный русский живописец Василий Андреевич Тропинин. Он творил и первой половине XIX века.
Судьба его носит на себе следы тех невзгод, того ярма, которое именовалось крепостным правом.
Право владеть жизнью другого, может во сто крат лучшего и одаренного природой человека.

Сын крепостного крестьянина Василий Тропинин испытал многие „прелести" тогдашнего уклада. Его владелец - помещик граф Морков изображал мецената.
„Покровительствовал" изящным искусствам... Он рано приметил недюжинные художнические способности Василия и решил отправить его на учение в Санкт-Петербург в Академию художеств.
Молодой Тропинин попадает в мастерскую портретиста С. Щукина, где проходит фундаментальную школу рисунка и живописи. Казалось, деялось чудо...
Но призрачное счастье Василия длилось не так долго, всего несколько лет.
Его владелец граф Морков повелевает вернуть своего подопечного. Там, в глухом имении, в Малороссии, он назначает Василия Тропинина домашним живописцем. Что, как известно, было распространено... Но, дабы крепостной знал свое место, граф распоряжается, чтобы Василий одновременно с занятием искусством нес самые расхожие, обыденные обязанности дворового человека. Попросту говоря, слуги.
Однако эта личная драма никак не сломила талантливого, уже сложившегося мастера. Он словно не замечает тяжких реалий... и усердно пишет.

В.А. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии. А талант и художественное мастерство его были таковы, что многие принимали портреты В. Тропинина за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Греза». Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственными эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. Позы людей у В. Тропинина натуральны и разнообразны, исполнение безукоризненно, а живописный эффект происходит от поразительного сходства с природой модели.

В 1823 году в жизни В. Тропинина произошло событие огромной важности: крепостной графа Моркова, он наконец получил освобождение от рабской зависимости. Случилось это на Пасху, когда «граф Морков, вместо красного яичка, вручил В. Тропинину отпускную». Но одному, без сына... Тогда В. Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств (на соискание звания художника) три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница».

Его „Кружевница" написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.
И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.
Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться... то одному, то другому. Нет, в Москву», - часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе.

С переселением в Москву начинается новый период творчества В. Тропинина, и самую поэтическую группу картин здесь составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками» и др.).

Кто были все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки»? Наверное, не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием. Были ли они дворовыми девушками или московскими рукодельницами? Во всяком случае все они восходят к украинским впечатлениям художника, и, может быть, на своих полотнах он изобразил крепостных рукодельниц, работающих в помещичьих мастерских.

Такова и «Кружевница», которая стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал в этом произведении определенный тип жанрового портрета-картины.

Может быть, современный зритель найдет в холсте черты некой сентиментальности или умиротворенной идеализации действительности, но музе Тропинина была свойственна незлобливая раздумчивость. Он не был борцом. Его чуткая и чистая душа, может, мирилась со многим.
Он чтил красоту человека труда. В „Кружевнице" трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта.

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. Чарующая прелесть сквозит в этих формах - ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Тропинин отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни - за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.

К этому времени у В. Тропинина уже исчезает робость и неуверенность рисунка, теперь для него возможны лишь сознательные отклонения от натуры, а не ученические ошибки. Любовно передает он предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна с начатым кружевом. Выбирая светлые тона для своей «Кружевницы», художник постоянно вводит в них серое. Так, в рукавах ее платья голубые и зеленые оттенки переливаются на фоне серого, сиреневый шелк косынки оживает рядом с этим нейтральным фоном, и мягко ласкает взгляд зрителя эта переливчатая гамма сиренево-серых тонов косынки и серого платья.

Тропининскую «Кружевницу», как и других его рукодельниц, часто называли родными сестрами «бедной Лизы» - героини повести Н. Карамзина. Напечатанная впервые в 1792 году в «Московском журнале», эта повесть вскоре приобрела такую известность, с которой только и может сравниться популярность тропининской «Кружевницы». Словно предвосхищая ее появление, Н. Карамзин пишет о своей героине, что она, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь». Подобно Лизе, живущей в хижине, но мало похожей на крестьянку, идеализирована и «Кружевница» В. Тропинина. Но «подобная склонность к перевоплощениям барышень в крестьянки (или открытие в крестьянках благородной натуры), - как отмечает Е.Ф. Петинова, - это только одна из характерных примет того времени, запечатленная В. Тропининым».

Изображенная за работой, «Кружевница» кокетливо улыбается, и эту «идеализацию» отмечали многие искусствоведы. Например, Н. Коваленская в своем исследовании пишет, что «руки «Кружевницы» подняты с грацией, пожалуй, несколько нарочитой». Грациозный поворот ее фигуры, неторопливый жест ее нежных рук невольно наводят на мысль, что ее труд - это приятная игра. Но если это и игра, то В. Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы».

Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин - портретов, жанров. Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева...

Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве. Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню. В них - свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы.
Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

По материалам
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г
"Мастера и шедевры", И.Долгополов, 2000г

Портрет «Кружевница» был написан в 1823 году русским художником В.А. Тропининым. Василий Андреевич был крепостным крестьянином, что позволило ему так легко изобразить женщину за работой. Эта работа является его самой известной.

На картине мы видим девушку за работой, с милым и приветливым лицом. В глазах её искрят смешинки. Кажется, что портрет рисовался не с постановкой, а именно запечатлён момент работы и девушке немного неловко, что ее рисуют. Мы можем представить, что она добавляет кружево на платок своей хозяйки, которая вечером будет принимать гостей. Скорее всего, девушка работает в своей маленькой комнате, в которой находится кровать и этот станок.

Крестьянка одета в простую, но аккуратную одежду. Платье на ней зеленого оттенка, что подчеркивает ее чистоту и душевную простоту. Плечи покрыты простым белым тканевым платком. Ее волосы завязаны в низкий пучок, чтобы они не мешали работать. Но некоторые кудри выбиваются, что добавляет ей особого шарма и игривости. Кисти рук очень изящны, по ним видно мастерство, которая она отточила на плетение кружев. Девушка с портрета располагает к себе. Крестьянка занимает центральное место в картине и от ее естественной красоты невозможно оторвать взгляд.

Помимо девушки все остальные предметы детально прорисованы. Это и коклюшки на отрезе ткани, которые схожи с цветом ее волос, и миниатюрные ножницы, расположившиеся на краю стола. Все эти делали, делают образ кружевницы завершенным. Как будто позволяют на минуту посмотреть на ее работу. Видно, что девушка хорошо справляется со своей работой.

Освещение также подобрано идеально. Мы смеем предположить, что за девушкой находится большое окно или балкон, которое озаряет ее солнечным светом. Свет направлен на ее руку и тканое полотно.

Видно, что работа крестьянки непростая, но она ей по душе. Картина наполнена особым теплом, передана атмосфера того времени с помощью достоверной обстановки быта. Картина написана в тёплых оттенках, дабы передать теплоту не только этого дома, но и характер всех крестьян, одним из которых являлся и автор портрета, пока не получил вольную от своего хозяина.

Эта картина дала старт новому направлению в рисовании портретов - портрет-тип. Это когда изображается определённый тип сословия.

оформлять свои мысли. Мы уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой творческой работе главное ­
труд.
­ Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите высказывание А.С. Пушкина.Z/p>
­ Наш вернисаж открывают экскурсоводы:
Горд, причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
(Показывая репродукции)
Москва конца 18 ­ начала 19 века. Улочки узкие, намощенные. Беспорядочно расположены каменные и
деревянные здания, из ­ за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Такой осталась
Москва в памяти Пушкина.(Репродукции картин Тропинина).
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады,и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! ­ писал Ф. Глинка в стихотворении "Москва".
Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные,
По углам у заборов обрывки травы,
Тротуары и в полдень пустынные...
Щетининский переулок, дом 10 с мезонином ­ здесь и разместился Музей Тропинина и московских художников
пушкинской поры.
Музей создан на основе дар известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского.
Экспозиция размещена в доме, построенном в 19 веке и принадлежащем собирателю. В музее собраны и
представлены произведения живописи, графики, декоративно ­ прикладного искусства, посуда, мебель.
Предоставим слово группе "языковедов ­ экспертов".
­ Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня на уроке.
Плеяда ­ группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
Плеяду московских художников пушкинской поры составили: В.А. Тропинин, П.Ф.Соколов, О.А. Кипренский,
В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.И.Гау.
Реставрация ­ восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры), пострадавших от времени или
переделок.
Занимаются реставрацией экспонатов музея ­ реставраторы.
Они восстанавливают картины, мебель. Ф.Е. Вишневский, большой любитель старины, подбирал выброшенные
на свалку чёрные иконы, старые картины, книги, расколотую посуду императорских фарфоровых и стеклянных
заводов, отмывал, склеивал, давал им вторую жизнь ­ был мастером на все руки. Но добрую славу он заслужил
как реставратор мебели.
Репродукция ­ рисунок, картина, воспроизведённые типографским способом. Прекрасно выполнены
репродукции картин из музея Тропинина во многих книгах об искусстве: "Как рождается музей" Евграфа
Кончина, "В.А. Тропинин" А.М. Амшинской, "Рассказы о русских художниках" А.Б. Иванова, "Москва и
Подмосковье в пейзажах 18­19 веков".
Автопортрет ­ это портрет художника, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИМ САМИМ.
"АВТОПОРТРЕТ" (1844) Василия Андреевича Тропинина открывает прекрасный музей. Интересна история
появления оригинала в этом собрании. Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение (авторское)"
Автопортрет" (1846).

Акварель ­ водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Художников, работающих с такими
красками, называют акварелистами. П.Ф. Соколов, Владимир Иванович Гау.
Колорит ­ 1. Гармоническое сочетание красок., создающее определённое единство содержания и формы. 2.
(перен) Совокупность особенностей, характерные черты, своеобразие чего­либо.
­ А сейчас, уважаемые посетители вернисажа, мы проверим, как вы знаете значение слов.(проводится устный
искусствоведческий диктант.(пейзаж, гравюра, портрет, миниатюра, живопись, репродукция, акварель,
вернисаж, фон, натюрморт, эскиз, автопортрет, мольберт, палитра).
Предоставим слово группе искусствоведов ­ экспертов.
(выступления о жизни и творчестве художников и описание картин ребята готовили самостоятельно, поле
предварительной консультации).
Василий Андреевич Тропинин (1780 ­ 1857) стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в
образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа
Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал известным, получил звание академика портретной
живописи, наконец стал свободным. С того времени жил в Москве, никуда не уезжает. О нём рассказывал К.
Брюллов москвичам "У вас есть свой собственный превосходный художник". Первые работы художника ­ это
опоэтизированные образы украинских девушек ­ поселянок: сначала художник жил на Украине. В ранних
произведениях начинал складываться идеальный для Тропинина тип женского лица.
Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых граждан и выдающихся москвичей: актёра Щепкина, его
жены, Сергея Сергеевича Кушникова(бывшего адъютанта Суворова), Сергея Михайловича
Голицына(попечителя Московского учебного округа), генерала Туганова и др.Прекрасно выполнена серия
портретов в "халатном жанре", а также портреты А.С. Пушкина, Платона Николаевича Зубова.
Картина В. А. Тропинина "Кружевница" (1823). Это произведение было представлено на звание "назначенного в
академики". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.
Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение
оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказался вовлечённым в пространство картины. С
любовью и тщательностью выписан натюрморт ­ кружева, коклюшки, ящичек для рукоделия. Ощущаешь такой
покой и уют, созданный Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.
(рассказывая о картине, ученица демонстрирует настоящее кружево, коклюшки, ящичек для рукоделия).
Картина "Портрет каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова" написана в 1823 году. В ней отразились
представления Тропинина о роли и личности художника. Суханов ­ скульптор ­ самоучка, возглавивший в
Петербурге артель каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла участие в сооружении постамента
памятника Минину и Пожарскому. В личности Суханова Тропинин нашёл идеальные черты художника ­
труженика, мастера.. На портрете ­ лицо мудрое, вдохновенное, похожее на библейского старца. С любовью
написаны тонкие артистические руки творца ­ каменщика.
"Автопортрет" Тропинина.
"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне Кремля" (1844) заказан был Московским художественным
обществом. Чувствуется программный характер произведения. Это как бы подведение итогов жизни немолодого
художника, находящегося в зените славы. Тропинин утверждает себя как личность, подчёркивая величие своего
труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с кистями и палитрой ­ атрибутами искусства. У художника
открытое, располагающее лицо человека большой, внутренней силы, оказавшегося способным выполнить своё
предназначение и сохранившего верность искусству. Не случайно он изобразил себя на фоне Кремля (до 1825
года В.А. Тропинин жил на углу улиц Волхонки и Ленивки, неподалёку от храма Христа Спасителя).
Пётр Фёдорович Соколов(1791 ­ 1848) ­ мастер камерного акварельного портрета. Его работы представлены в
музее Тропинина. Закончил Академию Художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в
жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к
альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и
Орловского.
Портрет Е.К. Воронцовой(около 1823 года).В технике акварели П.Ф. Соколов достигает вершины своего
творчества. "Портрет Е.К. Воронцовой" ­ шедевр творчества. Её писали многие портретисты, но никто не
изобразил знаменитую красавицу такой очаровательной, женственной. Её лицо, кажущееся горделивым

цветком, величественно; спокойный холодный взгляд серо ­ зелёных глаз, исключающий задушевность, лишает
теплоты общения. Художник, моделирующий объёмы лица плотными мазочками, одежду пишет прозрачной
акварелью. Соколов использует в изображении поверхность белой бумаги, создающей воздушный фон при
помощи лёгкой акварельной заливки. Мы восхищаемся совершенством филигранной отделки, изысканностью
тонких цветовых сочетаний.
­ Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления с личности.
Настоящий портрет обнаруживает связи человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе проявляются
тончайшие, порой трудноуловимые приметы души.
"Живопись ­ это поэзия, которую видят, а поэзия ­ это живопись, которую слышат", ­ писал великий Леонардо да
Винчи. Дома, ребята, постарайтесь доказать справедливость этого суждения.
­ На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба в тетрадях написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке.
­ На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные московские портреты, научились "читать" портрет
как произведение искусства, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Звучит тихая классическая музыка. Желающие могут вслух прочесть свои отзывы.

Для того чтобы сочинение по картине "Кружевница" получилось наиболее полным, представим план работы.

План

Вступление. О художнике.

1. История создания портрета.

2. Описание картины "Кружевница" Тропинина.

3. Колорит и общий настрой картины.

Заключение.

Вступление

Василий Андреевич Тропинин (1776 - 1857) - выдающийся русский художник-портретист. Его кисти принадлежат множество портретов, написанных в основном в романтическом стиле. Биография художника достаточно хорошо изучена.

В сочинении по картине "Кружевница" перечислим лишь несколько фактов. Известно, что судьба Тропинина сложилась непросто. Он родился в 1776 году в семье крепостных, принадлежавших графу Ираклию Моркову, генералу, геройски воевавшему в Крыму, и, как пишут, жесткому и упрямому человеку. В возрасте 22 лет молодой Тропинин, проявивший незаурядные способности к рисованию и изображению людей, был отдан на обучение кондитеру, чтобы тот научил его делать фигурные изображения для тортов и пирожных.

После того как Тропинин окончил учебу, двоюродный брат графа Моркова подал тому мысль определить молодого художника вольнослушателем в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Идея была интересная: иметь своего крепостного живописца хотели бы, наверное, многие дворяне. Тропинин учился, жил на квартире у профессора академии Степана Семеновича Щукина, знаменитого портретиста, и служил тому в качестве слуги и подмастерья: подготавливал холсты, тер краски, выполнял различные поручения.

Тропинин отлично зарекомендовал себя в учебе, дважды побеждал в конкурсах Академии художеств и даже одной из своих работ обратил на себя внимание императрицы Елизаветы Алексеевны. Моркову следовало бы дать ему вольную. Но вместо этого он отзывает его из Санкт-Петербурга, и в 1804 году художник едет в украинскую деревню Кукавку, где становится слугой, пастухом, живописцем и маляром при графе одновременно.

Вот так - из столицы, когда ты молод, и жизнь сулит прекрасные перспективы, и ты сам чувствуешь, как растешь и набираешься опыта... И вдруг - снова на 19 лет оказаться в глуши, где ничего этого нет, и все зависит от воли помещика. Кто бы ни озлобился, не опустил руки, не проклял все на свете? А вот сам Тропинин позднее в своих мемуарах писал, что, несмотря ни на что, благодарен графу: истинным художником, как он считал, его сделала Украина. "В Малороссии, - вспоминал он, - я без отдыха писал с натуры, а лучший учитель - природа".

Моркова много раз просили дать вольную художнику и даже предлагали деньги. За него хлопотала и Академия художеств, но генерал всем отказывал. Он сам привязался к Тропинину, и только этим Моркова можно извинить.

В 1823 году, когда Тропинину было уже 47 лет и когда им уже была написана ставшая впоследствии знаменитой картина "Кружевница", он получил наконец вольную. Но его жена и сын Арсений еще в течение 5 лет были крепостными.

Уже через год после получения свободы Тропинин становится академиком Академии художеств. Приобретенные в молодости навыки его умножились, он стал настоящим мастером художественного портрета. Его кисти принадлежат такие полотна, как "Кружевница", "Гитарист", "Золотошвейка", "Странник", "Портрет Николая Карамзина"... И конечно, знаменитый портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный художником в 1827 году.

1. "Кружевница". История создания портрета

Несомненно, Василий Андреевич Тропинин был удивительным человеком с большим запасом оптимизма и жизнелюбия. По воспоминаниям современников, он легко сходился с людьми, был незлобивым и дружелюбным. И конечно, характер художника нашел свое отражение в созданных им полотнах.

В сочинении по картине "Кружевница" необходимо указать, что она была написана художником в 1823 году. Весь портрет пронизан игривым, легким, романтическим настроем. Молодая девушка, едва оторвавшись от своего занятия, взглянула на художника, чтобы тут же вернуться к кружевам. Она улыбается, словно говоря: "А, это ты! Привет!"

У художника есть еще картины того же "поэтического" типа, которые посвящены работающим молодым женщинам-простолюдинкам. Это "Золотошвейка" и "За прошивками". Полотна Тропинина можно было бы назвать жанровыми, если бы не их явная романтическая направленность, особенно характерная для первой половины его творчества. Неслучайно на одной из выставок за портрет "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке" Тропинин был назван в честь французского портретиста "Русским Грёзом". Портреты обоих этих художников чувственны, выразительны и сентиментальны.

2. Описание картины

Кажется, все в портрете не настоящее: девушка - не дворовая девка, которую посадили за кропотливую работу плетения кружевного полотна. В сочинении по картине "Кружевница" поясним, что изготовление кружев с помощью коклюшек - тяжелое занятие, от которого страдает зрение и болит спина. Недаром к концу "своей карьеры" кружевницы, работающие в помещичьих мастерских становятся полуслепыми сгорбленными старухами. Большую часть жизни им приходится проводить в помещении, склонившись над подушкой, перебирая коклюшки с намотанными нитками. Чуть ошибешься в выборе нити - и нарушен тончайший узор, и работа пошла насмарку. Так трудно достигается мастерство.

У Тропинина же это не работница, а настоящая фея. Такой должна была быть Оксана из гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Тот же очаровательный малороссийский тип лица, на который засматриваешься.

Тропининская кружевница работает, как играет. Кажется, все просто и счастливо в ее жизни. Она молода, здорова, полна сил и энергии. И нет никаких социальных тягот и зависимостей - художник идет за характером человека, изображая самое светлое в нем. Но ведь человек неразрывен с той средой, в которой он живет - значит, художник идеализирует то, что изображает, приукрашивает его. Поэтому-то его простолюдинка-кружевница совсем не выглядит таковой: руки у нее нежные, мягкие, взгляд лукавый, улыбка кокетливая, а движения, которые художнику, благодаря таланту, удалось передать, утонченные и грациозные.

В то же время детали интерьера занимают художника не меньше, чем лицо и фигура девушки. С большой тщательностью выписаны им коклюшки, холст с кружевами, ножницы и шкатулка.

3. Колорит и общий настрой картины

Несомненно, большую часть художественных навыков Тропинин позаимствовал у Щепкина во время своей учебы. Он умело использует палитру со светлыми цветами, предпочитая серебристые и сиреневые оттенки. Общий колорит картины "Кружевница" выдержан в благородном оливковом цвете.

И этой общей идее - благородству и простоте, которая выражена в образе милой девушки, очаровательной простолюдинки, не лишенной ума и грации, но совершенно избавленной художником от грубости, обычно присущей людям, выросшим на лоне природы, - подчинено все в картине. Тропининская Кружевница гармонично вписалась в ряд женских сентиментально-романтических образов, характерных для искусства тех лет - от Бедной Лизы до Барышни-крестьянки, которые так пленили сердца современников.

Заключение

Василий Андреевич Тропинин - выдающийся мастер русского портрета. Им создано около трех тысяч произведений. Среди них портреты выдающихся людей своего времени: Пушкина, Карамзина, Брюллова, Витали, Айвазовского, Самарина и др. По словам кого-то из современников, он был очень популярен и "переписал пол-Москвы". Впрочем, популярность мастера не мешала ему каждый раз тщательно подходить к выполнению работы, обдумывая композицию и стиль. Это лишний раз подтверждает, что даже находясь в глуши, по чужой воле, вдали от учителей и друзей, можно не только сохранить свой талант, но и приумножить его.