Отец социальной фотографии – Льюис Хайн (Lewis Hine). Льюис хайн - человек, изменивший общественое мнение - история в фотографиях

Льюис Уикс Хайн родился в городе Ошкош, штат Висконсин, 26 сентября 1874 г. Ему было всего восемнадцать, когда его отец погиб в результате несчастного случая, вынуждая его отложить планы на дальнейшее обучение и начать работать. Его трудовая деятельность началась на мебельной фабрике, куда он устроился впервые. Таким образом, юный Хайн помогал семье справляться с нехваткой денежных средств. Возможно, пережиток тяжелых трудовых лет оставили в сердце Льюиса неизгладимый отпечаток, который он позже выразит в своих работах.

У Льюиса был большой опыт работы. Он проработал в банке какое-то время, и даже был дворником. Прекрасно понимая, что семья теперь нуждается в его помощи, Хайн все же не переставал лелеять свою мечту - получить образование, и посвятить свою жизнь фотографии. Скопив достаточную сумму денег, он поступил в Чикагский Университет на факультет социологии.

В 1901 году Льюис стал преподавать в школе этической культуры в Нью-Йорке. Он продолжал учиться, и вскоре получил степень магистра в Нью-Йоркском университете, а позже и в Колумбийском.

Два года спустя, по настоянию школы, он стал сопровождать учащихся на экскурсии. Вместе с ними он часто посещал Эллис Айленд, куда приплывали на пароходах сотни тысяч мигрантов. В этот период он как раз приобрел свою первую фотокамеру и магнитную вспышку, самостоятельно обучаясь работать с ними. Самые ранние его снимки изображают только что прибывших мексиканцев в Новый Свет. Нищие, растерянные и изголодавшиеся они хранили надежду на светлое будущее своих детей. Они были новыми американцами и новыми инструментами труда.

В 1908 году, Льюис бросил преподавательское дело, и устроился на работу штатным фотографом Национального Комитета Детского Труда. Это первая частная организация в США, вступившая в борьбу против использования рабочей силы несовершеннолетних детей.

В начале минувшего века в США очень активно использовались рабочие руки несовершеннолетних детей. Семьи постоянно нуждались в дополнительной копейке на еду и проживание. Поэтому при первой же возможности дети начинали работать. Владельцев предприятий конечно же устраивало нанимать на работу несовершеннолетних,ведь за неквалифицированную работу они платили им меньше денег, чем взрослым.

С 1908 по 1912 год Льюс Хайн путешествовал по всей Америке. Его целью было запечатлеть рабочие будни “маленьких людей”, и попытаться раскрыть глаза на жестокую реальность, окутавшее Америку. Льюиса боялись и ненавидели. Его нередко пытались запугать расправой и линчеванием. Двери на рабочую территорию были для него закрыты, но это не мешало ему хитростью добиваться своего. Под видом страховых агентов, торговцем и даже проповедником, он успешно попадал на фабрики и плантации, фотографируя детей во время работы.

Так, на свет появился знаменитый снимок «Видение», изображающий маленькую девочку, отвернувшуюся от ткацкого станка к фабричному окну. Будучи еще совсем юной, она работает на ровне со взрослыми, пока за окном проходит жизнь, которой в действительности должен жить каждый ребенок - счастливая, и беззаботная.

Фотография быстро разлетелась по всей стране и стала символом протеста. Хайну удалось сделать более 5000 изображений детей, подписывая каждую именами его маленьких героев. Эту серию снимков он назвал “Галереей потерянного поколение”.

Борьба за эксплуатацию детей длилось около десяти лет и не зря. Вскоре в США был принят закон о защите детского труда. В 1918 году, Хайн вступил в организацию Красного Креста в качестве штатного фотографа. Он ездил в Европу и снимал жизнь простых людей после Первой Мировой. Затем снова вернулся в Штаты, посвятив свои работы рабочему классу Америки. Он сделал серию снимков строительству Эмпайр-Стейт-Билдинг.

В них хорошо заметны изменения состояния души Льюиса. Теперь они вдохновляют Американцев на стремление идти “вверх” и показывают заметное улучшение ситуации в стране.

В последние годы Льюису было нелегко жить зарабатывая фотографией. Посвятив свою жизнь помощи в борьбе за лучшую жизнь своей страны, он не получил должной взаимности.

Льюис У. Хайн родился в городе Ошкош штата Висконсин. Мальчиком он работал долгие часы на фабрике, непосредственно познавая то, что позднее стал фотографировать. Он учился в школе своего родного города, а затем в университете в Чикаго и в Нью-йоркском университете, где он получил ученую степень магистра.

В 1901 году Хайн начал преподавать в школе этической культуры в Нью-Йорке. Двумя годами позже он приобрел камеру и пистолет для магниевой вспышки. Путем проб и ошибок научился владеть своим снаряжением и делал фотографии, которые должны были проиллюстрировать школьную жизнь

В начале XX века Льюис Хайн работал учителем ботаники в еврейско-славянском гетто Нью-Йорка. Фотографировать он начал в 1905 году. Первые его снимки рассказывали о судьбе иммигрантов, непрерывным потоком вливавшихся в США, показывали их нищету, растерянность, и несбыточную надежду на лучшее будущее - если не для себя, то хотя бы для своих детей. Его работы были проникнуты гуманистическим пафосом, и новые журналы, ведущие борьбу за скорейшее проведение социального законодательства, охотно их печатали. Вдохновленный успехом Хайн ушел из школы и стал профессиональным фотографом.

В 1908 году Льюис Хайн становится штатным фотографом американского Национального Комитета Детского Труда (National Child Labor Committee), который начал первую в истории США кампанию против эксплуатации детей на производстве. Без малого 10 лет он разъезжал по всей территории США, от атлантического до тихоокеанского побережья. Под разными предлогами - притворяясь страховым агентом, торговцем, проповедником, или на крайний случай промышленным фотографом - он проникал на заводы и фабрики где использовался детский труд. Хайн снимал малолетних рабочих: шахтеров, ткачей, портовых грузчиков, кочегаров, батраков, уборщиков мусора. Знаменитый снимок «Видение», изображающий маленькую девочку, отвернувшуюся от ткацкого станка к фабричному окну, стал символом борьбы против детского труда. Свои фотографии этого периода фотограф лаконично назвал «галереей потерянного поколения».

В 1920-х и 1930-х годах Хайн продолжал освещать жизнь рабочего класса Америки. Наиболее известные его работы этого времени - серия фотографий, посвященная строительству 102-этажного небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Эти работы уже не отражают тяжелое положение рабочего класса, они скорее пропитаны гордостью за достижения американских строителей. Больше внимания фотограф стал уделять построению и композиции кадра.

В начале века передовая часть американского общества была уже забочена проблемами социального неравенства, фотографии Хайна печатались, с их помощью Хайн пытался привлечь внимание к условиям жизни и работы маленьких американцев.
Он нашел единомышленников в созданном в 1904 году Национальном комитете по детскому труду и стал там работать внештатным фотокорреспондентом. Хайн начинал изучать социологию в Колумбийском университете и получил предложение о социологическом проекте, Питсбургском сюрвее, который заключался в полном исследовании типичного промышленного города.

February 1, 1917. Boston, Massachusetts July 1909. Baltimore
July 1909. Baltimore, Maryland. "Workers stringing beans in the J.S. Farrand Packing Co.
Those too small to work are held on laps of workers or stowed away in boxes."
January 23, 1917. Boston. Massachusetts. "G. Leahy, 1249 Cambridge Street. Messenger for Metropolitan Messenger and Mailing Co., 67 Bromfield Street. Said 14 years old. Gets $5 a week wages, and makes $2.50 a week in tips.
Исследование показало громадный разрыв между нищетой неквалифицированной рабочей сили, состоящей из имигрантов, и вполне комфортными условиями жизни стреднего класса - менеджеров, управляющих кампаниями и политиков.

Целью проекта было формирование рационального понимания социального и экономического неравенства.
Была надежда на то, что четкое понимание проблемы общественностью может побудить к социальным преобразованиям, которые исправят ситуацию.

В 1908 году комитет нанял Хайна для проведения инспекционной работы по стране. Ему предстояло дать отчет о масштабах использования детского труда и нарушениях законов.
Последующие несколько лет Хайн провел в странствиях, фотографируя детей на шахтах, фабриках, улицах, сельскохозяйственных полях.

Он проникал на промышленные предприятия, притворяясь страховым агентом, торговцем, проповедником, снимал малолетних шахтеров, ткачей, портовых грузчиков, кочегаров, батраков. Владельцы предприятий пытались скрыть детей от посторонних глаз, запрещали детям рассказывать о себе, говорить правду о своем возрасте.

Но Хайн, как опытный детектив, умел разговорить собеседников, опросить окружающих, сопоставить информацию, сделать выводы.
May 1910. Wilmington, Delaware. Frank F. Gibson,
1305 Linden Street. 14 years of age.
Western Union Telegraph messenger No. 7.
One year in service. Visits houses of prostitution.

February 1912. Port Royal, South Carolina. "Nine of these children from 8 yrs. old up go to school half a day, and shuck oysters for four hours before school and three hours after on school days, and on Saturday from 4 a.m. to early afternoon. Maggioni Canning Co."

December 1910 or January 1911. At the close of the day, just up from the shaft at the Pennsylvania Coal Company"s South Pittston mine. Smallest boy, next to right hand end, is a nipper. On his right is Arthur, a driver. Joe on Arthur"s right is a nipper. Frank, boy at left, is a nipper, works a mile underground from the shaft, which is 5000 feet down.

January 1911. A lonely job. Waiting all alone in the dark for a trip to come through. Willie Bryden... It was so damp that Willie said he had to be doctoring all the time for his cough. A short distance from here, the gas was pouring into the mine so rapidly that it made a great torch when the foreman lit it. ...January 16, I found Willie at home sick. His mother admitted that he is only 13;

Хайн записывал все, что ему говорили дети, особенно его интересовало их здоровье, привычки, образ жизни, их рост он помечал на пуговицах своей куртки. Каждая фотография Хайна сопрождалась комментариями.
August 1911. Eastport, Maine. "Group of young cutters, Seacoast Canning Co., Factory , waiting for more fish. Anyone up for a quick knife fight? August 1908. "Night Shift Leaving for Home. Indiana Glass Works , 8 a.m."
September 28, 1910. White"s Bog, Browns Mills, New Jersey. Whole family works. 3 years old, 6 years old, 9 years old... This is the fourth week of school and the mother said they would be here for 15 or 20 days more. September 1911. Group in front of Indian Orchard Mfg. Co. Indian Orchard, Massachusetts

Через несколько лет он вернулся с серией потрясающих фотографий, которые шокировали страну и вызвали резонанс общественного мнения. Шести-восьми-десятилетние дети работали на ткацких фабриках, обслуживая машины, трудились углекопами в опасных шахтах, продавали на улицах, ежась от холода, вечерние газеты. Вечно голодные, работающие от зари до зари, не посещающие школу, они были лишены какой-либо надежды на будущее.


Хайн стал ездить из штата в штат, показывая фотографии и читая лекции.
Посмотрите, говорил он, на эти фотографии, у этой девочки взгляд столетней старухи, у этих детей нет детства, они работают на нас, как рабы, а мы делаем вид, что этого не замечаем. Ошибочно полагать, что работая ребенок помогает семье выбраться из нищеты, он, его семья и вся страна теряет больше от того,
что он растет безграмотным и больным. У больного и безграмотного ребенка нет шансов справиться с нищетой и в будущем, когда он станет взрослым.

Фотографии стали документальным свидетельством, с помощью которого общественные деятели пытались добиться изменения законодательства.
Однако, это было сделать непросто, существовало сильное сопротивление по запрету использования детского труда внутри каждого штата, а внести запрет в конституцию и вовсе оказалось невозможным.

;В 1916 году конгресс США принял акт Китинга—Оуэна, запрещавший продажу любых товаров, в производстве которых был использован детский труд. Это была крупная, но временная победа.
Среди сторонников детского труда были сами родители.

В 1918 году житель Северной Каролины Роланд Дагенхарт через суд оспорил акт Китинга—Оуэна, который запрещал его несовершеннолетним сыновьям работать на заводе. Дагенхарт утверждал, что конгресс нарушил конституционное право его сыновей трудиться, если им этого хочется.
Дело дошло до Верховного суда США, который признал акт неконституционным и отменил его, позволив тысячам детей вернуться на рабочие места.

Прошло много лет, прежде чем в 1938 году конгресс, наконец, не принял Законодательный акт, определивший понятие "тяжелого детского труда" , минимальной оплаты труда, протяженность рабочей недели. В 1941 году Верховным Судом он был признан конституционным. Акт закрепил 40-часовую рабочую неделю, минимальную оплату труда -40 центов за час., запретил использование детей до 16-лет и запретил детям с 16 до 18 лет работать на опасных производствах. Однако, никакое ограничение возраста не оговаривается для сельскохозяйственных работ во внешкольное время и время каникул.
Но Льюс Хайн уже не застал этого времени, он умер в 1940 году.
Он верил, что счастливое детство выглядит вот так:


Хороший ролик с фотографиями Хайна

Несмотря на сложности, он пошел учиться в Чикагский Университет (University of Chicago), а позже учился также в Колумбийском Университете (Columbia University) и Нью-Йоркском Университете (New York University), получив в итоге степень магистра в социологии.


Льюис Хайн (Lewis Wickes Hine) родился в 1874 году в Ошкош, штат Висконсин (Oshkosh, Wisconsin). Ему пришлось рано начать работать на фабрике, так как отец его умер, а Льюис мечтал получить хорошее образование. Несмотря на сложности, он пошел учиться в Чикагский Университет (University of Chicago), а позже учился также в Колумбийском Университете (Columbia University) и Нью-Йоркском Университете (New York University), получив в итоге степень магистра в социологии.

Известно, что с самого детства Хайн хотел фотографировать и не оставил этой мечты и позже.

Он начал преподавать в Школе этической культуры (Ethical Culture School) в Нью-Йорке, и уже тогда он ввел в свой курс элементы фотографии, которые использовал для обучения студентов.

Хайн приобрел необходимое оборудование – камеру и магниевую вспышку, самостоятельно научившись работать с ними, и его снимки тех лет запечатлели школьную жизнь.

Продолжая снимать, Льюис увлекся темой иммигрантов, которые прибывали в те годы в Штаты в огромном количестве. Так, темами фотографа стали весьма безжалостные реалии – бедность, граничащая с нищетой, растерянность. Впрочем, на фотографиях Хайна было и нечто большее, чем просто отражение не самой благополучной стороны американской жизни – несмотря на растерянность, безнадежность и смятение, люди на его фотографиях были полны Надежды.

Его снимки начали печатать прогрессивные журналы, и вскоре, окрыленный успехом, Льюис оставил преподавание и целиком отдался фотографии.

Он продолжал снимать "проблемные" стороны жизни, и одной из очень больших его тем стала эксплуатация детского труда. Так, Хайн много путешествовал по стране и под разными предлогами проникал на заводы и фабрики, где использовался детский труд. Получившиеся снимки впоследствии вызывали целую волну человеческих эмоций.

В 1908-м он стал штатным фотографом Национального комитета детского труда (National Child Labor Committee, NCLC), он оказался в авангарде кампании против использования детей на производстве. Фотографии тех лет были более чем выразительными – маленькие чумазые шахтеры, юные ткачи, дети, стоящие у огромных не по росту станков, дети, курящие сигареты после долгого дня на фабрике… Эти снимки были по-своему революционными. Такой фотографии американская общественность еще не знала, и это вызывало настоящий шквал новых эмоций.

Серию снимков, посвященную детскому труду, он сам называл "галереей потерянного поколения". Пожалуй, самым известным снимком той серии стала фотография девочки, отвернувшейся от огромного станка и с интересом глядящей в окно, на мир за пределами цеха.

Позже Льюиса Хайна назвали основоположником социальной фотографии. Кстати, во многом благодаря его снимкам вскоре был принят и знаменитый закон в защиту детского труда.

Позже, уже в 1920-30 годах Хайн работал над фотографиями о жизни рабочих в Америке. Очень популярными стали его снимки со строительства небоскреба The Empire State Building, а также очень известны его работы в годы Первой мировой войны, когда Хайн работал вместе с организацией Красный Крест. Позже он работал с Красным Крестом и во время Великой депрессии, и в тот период он сделал свои знаменитые фотографии засухи на Юге.

Впрочем, в том, что казалось серии работ об американских рабочих, уже не было никакого социального подтекста – напротив, эти снимки пропитаны гордостью за свою страну.

В 1930-х Льюис уделял больше вниманию композиции своих фото, и его снимки тех лет гораздо более "правильные", однако многие поклонники таланта фотографа отдают предпочтение именно его ранним работам, пусть и не вполне идеальным, но очень "живым".

В дальнейшем карьера фотографа не складывалась гладко – он не смог содержать себя своими фотографиями. Дела становились все хуже, и вскоре Хайн потерял дом.

Уже после смерти Льюиса его сын Коридон (Corydon) передал негативы отца Лиге фотографов (Photo League), упраздненной в 1951-м. Музей современного искусства (Museum of Modern Art) работы Хайна не принял, зато их приняли в знаменитый музей фотографии George Eastman House в Рочестере, штат Нью-Йорк (Rochester, New York).

Американца Льюиса Хайна (Lewis Hine) по-праву можно назвать одним из основоположников социальной фотографии. Именно ему удалось запечатлеть на фотоснимках весь ужас и безнравственность эксплуатации детского труда. Тем самым, в руках Льюиса Хайна фотография превратилась в мощный инструмент влияния на решение самых острых социальных проблем общества. Работы американского фотографа были направлены на то, чтобы улучшить жизнь иммигрантов и рабочего класса в Соединенных Штатах, а также запретить эксплуатацию детского труда во всех ее формах и проявлениях. Во многом благодаря фотографиям Льюиса Хайна в Америке был принят важный закон в защиту детского труда.

Будущий мастер социальной фотографии родился в небольшом городке штата Висконсин. С самого детства жизнь Льюиса Хайна была далеко не безоблачной – ему пришлось испытать на себе все тяготы тяжелого физического труда еще в детские годы. Маленьким мальчиком он начал работать на местной фабрике, наравне со взрослыми зарабатывая сущие гроши за поистине каторжную работу. Детей рано утром поднимали из постелей и гнали к производственным станкам, где они зарабатывали себе на кусок хлеба. Этот изнуряющий физический труд фактически лишал детей детства.

Впрочем, тогда мысли о том, чтобы бороться за свои права, вряд ли, посещали мальчика, но ему было хорошо знакомо чувство унижения и беспросветного существования. Одновременно с физической работой на фабрике Льюис Хайн заканчивает учебу в местной школе и, стараясь продолжить свое образование, решает поступить в Чикагский университет. После Чикаго он переезжает в Нью-Йорк, где получает ученую степень магистра по специальности социология.

Высшее образование помогает Хайну получить первую серьезную работу – в 1901 году он принимает приглашение стать преподавателем ботаники в Нью-Йоркской школе этической культуры. В этот момент и произошла его встреча с фотографией. Как в действительности произошло это знакомство, нам достоверно неизвестно. Однако, как вспоминал впоследствии сам Льюис Хайн, он приобрел свое первое фотооборудование в 1903 году. Это был фотоаппарат и пистолет для магниевой вспышки.

Быстрому овладению навыками и практикой фотографии ему помогла природная тяга к самообразованию и самосовершенствованию. Он оттачивал свое фотографическое мастерство простым методом проб и шибок. Впрочем, увлечение фотографией занимало на тот момент лишь небольшую часть его жизни, значительная же часть времени была связана с преподаванием в школе в еврейско-славянском гетто. Там он начал снимать повседневную школьную жизнь детей, стараясь совершенствоваться как фотохудожник.

Большинство населения еврейско-славянского квартала, в котором находилась школа, составляли мигранты. Они также стали главными персонажами первых фоторабот Льюиса Хайна. Он старался узнать об их повседневной жизни, устремлениях и надеждах на будущее. В результате, в 1905 году широкая аудитория смогла познакомиться с его фотографиями, посвященными незавидной и тяжелой судьбе иммигрантов, которые непрерывным потоком прибывали в Соединенные Штаты в поисках лучшей доли.

Работы Льюиса Хайна быстро привлекли к себе внимание политических сил, заинтересованных в продвижении целого ряда социальных законопроектов, и подконтрольных им изданий. Начиная с 1905 года, его фотографии, которые содержали в себе не столько художественный, сколько социально-политический контекст, начинают появляться на страницах различных журналов, вследствие чего Хайн приобретает достаточную известность. Он решает завязать с преподавательской деятельностью и сконцентрироваться на своем фотографическом творчестве.

В 1908 году Льюис становится штатным фотографом американского Национального Комитета Детского Труда (NationalChildLaborCommittee). Эта организация начинает вести первую в истории Соединенных Штатов непримиримую и широкую кампанию против эксплуатации детей на фабриках и производстве. Яркие социальные фотографии Льюиса Хайна становятся своеобразным рупором этой компании. В течение многих последующих лет Льюис Хайн начинает ездить по огромной стране, от атлантического до тихоокеанского побережья, в поисках материала для своих фоторабот. То притворяясь страховым агентом, то представляясь проповедником или торговцем, он старается проникнуть на фабрики и заводы, где используется детский труд. Героями его фотографий становятся малолетние шахтеры, кочегары, портовые грузчики и рабочие.

Борьба за права детей становится определяющим в его творчестве и жизни. Как говорил сам Льюис Хайн: «Есть два дела, которым я хочу себя посвятить. Я хочу показывать вещи, которые должны быть исправлены и которые должны быть оценены по достоинству». Фотокамера Хайна в течение последующих лет извлекала на свет все неприглядные и ужасные стороны жизни американского общества. Тема детского труда в США долгое время оставалась запретной. Всем было прекрасно известно о том, что детский труд безжалостно эксплуатируется на производстве или в сельском хозяйстве, что он является дешевой альтернативой полноценной рабочей силе.

Однако первые призывы к запрету эксплуатации труда несовершеннолетних вызвали волну возмущения в обществе. Многие известные профессора, священнослужители, финансисты и писатели отказывались верить в то, что труд американских детей массово эксплуатируется на различных производственных предприятиях. Общество было убеждено, что хотя такие примеры и имеют место, они являются сугубо частными, эпизодическими случаями незаконного использования детей в качестве рабочей силы. А некоторые представители высшего общества даже утверждали, что ежедневный труд способствуют умственному и физическому становлению детей.

Вся проблема заключалась в том, что закон о запрете трудовой деятельности лиц до шестнадцатилетнего возраста ощутимо бы ударил по доходам крупнейших американских компаний. Поэтому американские монополии развернули в прессе ответную компанию, направленную на то, чтобы предотвратить принятие такого закона или узаконить использование детского труда на фабриках, признав его «богоугодным» делом.

Черно-белые фотографии Льюиса Хайна служили теми документальными доказательствами, которые были способны убедить американское общество в самом существовании этой проблемы. Они должны были растопить сердца и пробудить в американских гражданах чувства сострадания и сочувствия. Малолетние кочегары с потемневшими от копоти лицами, грузчики, неокрепшие тела которых сгибаются под огромной тяжестью, сельскохозяйственные батраки – фотографии Льюиса Хайна позволяли оценить истинное положение вещей и служили социальным обвинением против условий, в которых работали подростки и иммигранты.

Его непридуманные сюжеты и документальные фотоснимки насквозь проникнуты гуманизмом. Свои фотоработы этого периода сам фотограф лаконично назвал так: «Галерея потерянного поколения». Миссия выдающегося американского фотографа состояла в том, чтобы развенчать позорный миф об ограниченном распространении и благотворных последствиях рабской эксплуатации детей, чтобы покончить раз и навсегда с тяжелой физической работой детей на производстве.

Нет ничего удивительного в том, что познав тяготы жизни и несправедливость еще в детском возрасте, Хайн, повзрослев и взяв в руки фотоаппарат, начал бороться с эксплуатацией детского труда. Своими работами и каждодневной деятельностью он пытался изменить то, через что когда-то был вынужден проходить сам. Впрочем, наряду с созданием фоторабот о жестокой эксплуатации детского труда, Льюис уделял немалое внимание и тяжелой жизни иммигрантов в Америке.

В своих фоторепортажах он пытается рассказать зрителю о первых шагах переселенцев на «земле обетованной». По лицам иммигрантов, запечатленных на снимках Льюиса Хайна, можно догадаться об их чаяниях, чувствах и страхе перед неизвестностью. Его социальные снимки привлекают внимание многих прогрессивных журналов и изданий, фотоработы Хайна начинают печатать уже в большом количестве.

Снимать интересные и яркие фотоизображения, посвященные социальной тематике, Льюису Хайну помогало не только прекрасное владение фотооборудованием, но и богатый жизненный опыт. Общению с детьми он научился, работая преподавателем в школе. Достучаться до сознания детей и иммигрантов, приоткрыть завесу их души, также помогала степень магистра по социологии и собственный опыт труда на производстве. Во время съемки дети часто болтали с фотографом, рассказывая ему о своей жизни, быте, работе и привычках. Они чувствовали искренность и заботу этого человека, неподдельность его переживаний, поэтому зачастую делились с ним самым сокровенным.

Свои фотографии Хайн часто сопровождал записями, которые позволяют в полной мере разглядеть на изображении живых людей и их чаяния. Например, «грузчик Оуэнс. 12 лет. Не умеет читать. Не знает алфавит. Говорит: «Да, я хочу учиться, но не могу, все время занят работой». Работает на фабрике 4 года». Один из самых известных снимков Льюиса Хайна называется «Видение». На нем запечатлена маленькая девочка, отвернувшаяся от ткацкого станка к окну фабрики. Эта фотография в свое время наделала много шума и стала настоящим символом борьбы против эксплуатации детского труда.

Ежедневная работа ЛьюисаХайна была весьма опасной, ведь владельцы фабрик и промышленных предприятий не только наотрез отказывались допускать штатного корреспондента на заводские территории, но, и открыто угрожали ему расправой. Однако его колоссальный труд не остался незамеченным в обществе. В период с 1908 по 1912 год Хайн сумел собрать уникальную коллекцию документальных фотоматериалов, развенчавших миф об ограниченном использовании детского труда и его благотворных последствиях. В немалой степени он способствовал изменению социальной политики страны. Благодаря давлению прогрессивной общественности американские парламентарии, наконец, приняли целый ряд законов, направленных на ограничение детского труда. Наверное, впервые в истории фотографии камера превратилась в мощный инструмент борьбы за социальный прогресс и права человека.

После плодотворной темы жизни иммигрантов и детского труда в Америке, следующей важной вехой в творчестве Льюиса Хайна стала Первая мировая война. В этот момент он становиться штатным фотографом благотворительного общества Красного Креста и отправляется в Европу, чтобы запечатлеть на камеру разрушительные последствия войны, бедственное положение и невыносимые условия жизни граждан, переживших ее. Он снимает во Франции и Бельгии, а после окончания войны остается на Балканах. В 1919 году вышла в свет его книга с фотографиями под говорящим названием: «Страдания детей в балканских странах».

После возвращения в Соединенные Штаты он вновь начинает фотографировать рабочий класс и активно включается в кампанию по принятию ряда законов, касающихся усовершенствования правил техники безопасности трудящихся. В период с 1920 по 1930 год Хайн создает несколько волнующих, остросоциальных циклов фотографий. На них, в частности, запечатлено грандиозное строительство 102-этажного небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке.

Постепенно характер его фоторабот меняется – он уже не призывает сограждан к переменам или противодействию чему-либо, Хайн показывает перемены к лучшему, которые повсеместно начинают происходить с рабочими в Америке. Фотографии этого периода характеризуется уже не эмоциональной и социальной окрашенностью, а продуманностью построения кадра и четкой композицией.

К концу своей жизни Льюис Хайн сталкивается с существенными финансовыми проблемами, и в 1940 году он даже был вынужден покинуть свой родной дом из-за долгов. Потратив столько жизненных сил и творческих чаяний на то, чтобы изменить жизнь к лучшему в своей стране, выдающийся американский фотограф, к сожалению, не получил и толики заботы от государства и своих сограждан на смертном одре. В один из дней всеми забытый, нищий и одинокий Льюис Хайн умирает в нью-йоркской больнице. Однако благодаря его бессмертным фотографиям память о нем жива до сих пор.

Льюис Хайн вошел в историю как непревзойденный мастер социальной фотографии, который впервые продемонстрировал, что с помощью обыкновенной фотокамеры можно пробудить людей к действию, вызвать в них сочувствие, чтобы, в конечном счете, изменить жизнь к лучшему.