Первый первопечатник. Иван федоров - биография первопечатника и интересные факты. Международный мастер книгопечатания

Иван Федоров (между 1510 и 1530 – 1583), урожденный Иван Федорович Московитин, является одним из первых распространителей книгопечатания в России и Украине. Издал первую в Русском царстве датированную печатную книгу под названием «Апостол», основал типографию в Русском воеводстве Польского королевства.

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен.
В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

Конец жизни

Иван Федоров славился не только своим отношением к распространению печатного дела. Также он занимался отливом пушек и даже изобрел многоствольную мортиру, у которой были взаимозаменяемые части. Именно с этим открытием он отправился в Европу, где объездил много городов, демонстрируя его заинтересованным людям.

Поездка оказалась долгой и сложной, а самому Федорову к тому времени уже было немало лет. Считается, что именно перенесенные трудности подкосили здоровье изобретателя. В результате 5 декабря 1583 года недалеко от Львова он умер и был похоронен на кладбище местного Святоонуфриевского монастыря.

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.

Наверное, каждый россиянин наслышан о знаменитом книгопечатнике Иване Федорове. Биографию этого по-настоящему удивительного человека проходят на уроках истории и литературы. В нашей статье будет дана подробная информация о жизни и работе Ивана Федорова с множеством интересных фактов.

Происхождение Федорова

Биография Ивана Федорова наполнена множеством интересных моментов и удивительных фактов. Герой нашей статьи жил во времена Ивана Грозного, а потому судьбу его можно назвать печальной. Талантливый книгопечатник и публицист вынужден был покинуть страну из-за сильнейшего давления со стороны царской власти.

Точное имя Ивана Федоровича не определено. Понятия фамилии на территории российского государства XVI века еще не было, а потому печатник мог подписываться везде по-разному. Чаще всего использовалось традиционное для московской Руси окончание на -ов (Федоров сын). Однако в Псалтыре 1570 года печатник обозначил себя как Иван Федорович.

Биография Ивана Федорова берет свое начало между 1510 и 1530 годами. Точных данных о месте и дате рождения печатника нет до сих пор. При этом сам Иван нередко указывал, что Москва - "его родина и отечество". Проживая в Княжестве Литовском, Федоров прибавлял к своему имени слово "Москвитин".

Жизнь Федорова

Биография Ивана известна не очень хорошо. Ученые до сих пор пытаются определить место и дату рождения знаменитого публициста. Высказываются предположения, что Федоров обучался в Краковском университете, расположенном на территории Речи Посполитой. Некоторые историки и вовсе утверждают, что видели имя Ивана Федорова в списках немецких учебных институтов.

В начале 1530-х годов Иван Федорович примкнул к окружению российского митрополита Макария. Вместе с ним Иван прибыл в Москву, где получил должность диакона в кремлевской церкви Николы Гостуновского. В 1553 году Федоров решает заняться строительством первого в стране типографического дома. Именно здесь он начал работу вместе со своим помощником Петром Мстиславцем.

Некоторые ученые полагают, что у Федорова была жена. Она, по утверждению историков, погибла при пожаре. Возможно, именно из-за этого Ивана отлучили от служения в церкви: вдовцы не имели возможности находиться в рядах духовенства.

Вся биография Ивана Федорова состоит из книгопечатания и служения русской церкви. Что именно печатал герой нашей статьи, и какое содержание имели издаваемые в XVI веке книги?

Типография в Москве

Перед началом своей работы Петр Мстиславец и Иван Федорович задумали подготовить единый для всех книг шрифт. Для этого был взят полуустав - образец почерка в греческих и славянских письменах. Это довольно свободный шрифт, с небольшими сокращениями и ровно выводимыми буквами.

Первой печатной книгой являлся "Апостол", о содержании которого будет рассказано чуть позже. Далее вышел "Часовник", датирующийся 1565 годом. Именно по "Часовнику" многие русские люди учились грамоте; можно сказать, что книга была предназначена для детей.

Биография Ивана Федорова чуть не завершилась в начале 1570-х годов. Сразу после выхода "Часовника" печатнику пришлось покинуть Москву. Какие на то были причины?

Нападение на типографию

Содержит ли биография Ивана Федорова факты взаимоотношений с русским царем? Согласно некоторым данным, правивший на тот момент Иван IV знал о мастерах печатного дела и щедро финансировал их типографию. В Москве был обустроена целая территория - так называемый "Печатный двор". Однако хорошие отношения с царем не спасли книгопечатников от нападок со стороны невежественных людей.

Историки зафиксировали факт сожжения типографии, произошедший незадолго после выхода "Часовника". Английский дипломат Джильс Флетчер, находящийся на тот момент в Москве, объяснил поджог нежеланием духовенства распространять просвещение по стране. Тем не менее, сохранились гравировальные доски и шрифты, которые Иван Федоров поспешил увезти из страны.

Существует также мнение, что Федоров с Мстиславцем были конкурентами для монахов-переписчиков. Цены на их труд начали понемногу снижаться, ведь куда выгоднее был процесс печати.

За границей

Биография первопечатника Ивана Федорова не закончилась. Вместе с верным помощником Петром Мстиславцем, Иван отправляется в Великове литовское княжество. Здесь печатников любезно принял король Сигизмунд II Август. Гетман Ходкевич помог Ивану и Петру обосновать типографию в литовском имении Заблудово. Первая книга, напечатанная русскими за границей, именовалась "Учительским Евангелием". Вышла она в 1568 году. Это сборник евангельских текстов с разными поучениями, толкованиями и дополнениями.

Спустя два года выходит "Псалтырь с Часословцем". Надо сказать, это важнейший момент в биографии первопечатника Ивана Федорова. Именно по "Псалтырю" учились грамоте многие люди XVI века.

Страница одной из книг Федорова выглядела как на фото ниже.

В 1569 году была заключена знаменитая Люблинская Уния - процедура объединения Литвы и Польши в единое государство Речь Посполитая. В биографии печатника Ивана Федорова этот исторический момент сыграл большую роль. Расстроившийся из-за подписания Унии Гетман Ходкевич сильно заболел. У него начались психические расстройства, из-за чего финансирование типографии прекратилось. Чуть позже литовские чиновники и вовсе посчитали печатание делом ненужным, а помещение у Ивана и Петра отняли.

Во Львове

Для детей краткая биография Ивана Федорова будет особенно полезна: история жизни многострадального печатника, столь много сделавшего для образования и книжного дела, закончилась довольно плачевно.

Герой нашей статьи был вынужден уже в третий раз сменить место своего жительства. На этот раз Иван с Петром отправились во Львов. Дорога была трудной, началась эпидемия чумы. Добравшись до города, печатник обнаружил проблему. Как в Москве, так и в Заблудове он жил на средства меценатов. Во Львове же людей, готовых финансировать печатание, было не так много. Помогли печатникам небогатые горожане, впечатленные мытарствами Ивана и его помощника Петра.

В 1573 году выходит второе издание "Апостола". Послесловие в книге стало более обширным и эмоциональным, были исправлены некоторые ошибки. Впервые на форзаце появился собственный знак Ивана Федорова. Чуть позже была напечатана "Азбука" - книга, предназначенная специально для обучения детей.

Биография Ивана Федорова по-настоящему удивительна. Если царь или богатый меценат не смогли нормально финансировать полезную работу печатника, то простые горожане и небогатые священники были готовы постоянно поддерживать труд Федорова. Именно во Львове герой нашей статьи напечатал большую часть своих трудов.

В Остроге

В 1575 году происходит знаменитая встреча Ивана Федорова и князя Константина Острожского, владельца крупного волынского поместья Острог. Константин нуждался в просветительской литературе для образовательного учреждения, которое выстраивалось князем. Краткая биография Ивана Федорова впечатлила Константина. Князь как раз нуждался в образованном человеке, способном обустроить местную типографию. Некоторое время книгопечатник поработал в Дерманском монастыре, а позже переехал в Острог.

В 1577 году Иван отправился в Турцию по поручению князя Константина. Печатник собирался приобрести греческую копию Библии. Полтора года Федоров писал знаменитое "Острожское Евангелие". За образец была взята греческая и московская геннадьевская Библии.

К началу 80-х годов биография печатника Ивана Федорова завершается. В конце жизни герой нашей статьи был разносторонне просвещен и обучен многим ремеслам. Помимо типографической деятельности, Федоров отливал пушки, делал оружие и занимался прочими ремеслами.

Краткая биография Ивана Федоровича описана во многих исторических источниках. По разным свидетельствам, книгопечатник работал в Вене, Дрездене, Кракове и прочих европейских городах. Скончался во Львове в 1583 году.

Технология печати

В начале своей печатной деятельности Иван Федоров подыскивал шрифт. За основу был взят полуустав, который нужно было перенести на матрицу.

Изготовление шрифта - работа очень трудоемкая. В своей московской типографии Петр и Иван работали с матрицей и металлом. Вначале в твердом листе металла вырезались выпуклые формы в виде букв. На мягкой металлической копии, которой и была матрица, отпечатывался текст. В формы наливался металл, после чего происходил набор букв. Это очень трудоемкая и по-ювелирному точная работа, требующая большого терпения и множества усилий.

В 1983 году была выпущена советская марка с изображением Ивана Федорова.

О печатном станке XVI века сохранилось не так много сведений. Лишь в некоторых источниках, где описывается краткая биография Ивана Федоровича, даются некоторые сведения о книгопечатном деле. Саму типографию называли штанбой. Тередорщик - это печатник. Помощник тередорщика, который делал набойки или накладывал краску, именовался батырщиком. Пьям - это верхняя доска печатного станка. Под ней помещался марзан - брусок для обозначения полей в книге. Пунсон играл роль бруска для гравирования букв в матрице. В маце, специальном мешочке, содержался конский волос для набивки краски. Сами листы лежали на тимпане - четырехугольной рамке.

Вес всего станка составлял примерно 104 кг. Изначально Федоров применял всего два шрифта. Чуть позже в русских типографиях накопилось аж шесть разных видов написания.

Произведения

Стоит кратко описать основные книги, напечатанные Иваном Федоровым. Краткие биографии святых (жития) содержались в произведении "Апостол", изданном в 1563 году. Что удивительно, страницы книги совпадают с современным форматом А4. На каждой странице помещалось 25 строк.

"Часовник" 1565 года представлял собой сборник молитв. Чуть позже он был дополнен именами святых, их краткими биографиями для детей. Иван Федоров издал "Часовник" как житие святых и молитвенник, по которому многие учились грамоте.

Монета с изображением Ивана Федорова высоко ценится нумизматами.

"Букварь" 1574 года состоял из 80 страниц азбуки и грамматики. Оригинал книги хранится в Гарвардском университете США.

Знаменитым книгопечатником было издано и множество других книг, а также дополнительных изданий к основным произведениям. Биография у героя нашей статьи по-настоящему насыщенная, полная интересных моментов и удивительных фактов.

Имя

Биография

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол », работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков и части духовенства, обвиняющей Федорова в сатанизме и волшебстве. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография) , Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское . Там их радушно принял гетман Ходкевич , который основал типографию в своём имении Заблудове . Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» () - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге "основана только на рассказе Флетчера ... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указания на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили «по благословению» митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…" М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV .

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог , где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию », первую полную библию на церковнославянском языке .

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II . Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583) . В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря .

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Практически все современные источники утверждают, что Иван Фёдоров был первопечатником на территории Украины. Однако, по мнению украинских исследователей Ореста Мацюка , Якима Запаско и Владимира Стасенко , в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия . Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе . Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства ) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк. Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского . Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия , Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет. Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках. Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Память

Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский) Здание , где были напечатаны книги Ивана Фёдорова Святоонуфриевский монастырь , где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

В филателии

Издания

Московский Апостол.

Основная статья: Апостол 1564 года

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия .

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра , причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия .

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы , восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра . Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся м с ца што за старыхъ вековъ дѣ ело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке , Санкт-Петербург.

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих » («Осьмогласник» ) и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

См. также

  • Сферическая панорама памятника Ивана Фёдорова в Москве
  • День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины
  • О первопечатнике диаконе Иване Федорове рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Примечания

  1. До Фёдорова печатанием книг на Церковнославянском языке занимался доктор медицины из Полоцка Франциск Скорина . См. Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина: Его переводы, печатные издания и язык. - СПб., 1888.
    // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    Подокшин С. А. Франциск Скорина. - М.: Мысль, 1981. - 216 с. - С. 28.
  2. Андриевский А. Первый русский книгопечатник. - 4-е изд. с дополнениями проф. А. М. Лобода. - Петербург-Киев: Сотрудник, 1910.
  3. Кеппен П. И. Надгробный камень первого русского печатника // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 14. - С. 160-161.
  4. Калайдович К. Ф. Записка об Иване Федорове // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 11-12. - С. 279-302.
  5. Впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский (в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. - Л., 1935, стр. 167-175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский («Очерки об истории издательской марки »)
  6. Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510 - 1583) / Отв. ред. А. А. Чеканов. - М .: Наука, 1985. - 320 с. - (Научно-биографическая литература). - 50 000 экз.
  7. Флетчер, Дж. Глава 21. О церковном управлении и духовных лицах // О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Под редакцией князя Н. В. Голицына, перевод князя М. А. Оболенского . - СПб. , 1911.
  8. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // Русская культура X-XVIII веков. М., 1968. С. 315-318.
  9. «Искатели», программа «Книжный червь Грозного»
  10. Запаско Я., Мацюк О., Стасенко В. Початки українського друкарства. - Львів, 2000. - 222 с. (укр.)
  11. Степан Дропан (укр.)

В начале XVI века люди только мечтали о том, чтобы книги были доступны всем и каждому. Процесс создания древней книги - это целое искусств. Нельзя найти двух одинаковых книг, так как каждая писалась и декорировалась вручную. Сегодня же книги стали общедоступными. Они печатаются и перепечатываются сотни раз. Любой желающий может приобрести или напечатать собственную книгу. За это мы благодарны человеку, который внедрил и развил книгопечатанье в Российском государстве. Очень важна для детей краткая биография первопечатника Ивана Федорова. Ведь именно он создал первый печатный станок и издал первую книгу на Руси.

Краткая биография первопечатника Ивана Федорова для детей

Точной информации о рождении и детстве Ивана Федорова нет. Сведения о биографии первопечатника Ивана Федорова базируются на основании архивных документов, историки сделали предположение, что первопечатник родился в 1510 году в Великом княжестве Московском. Он был человеком ученым. В 1529-1532 годах Федоров жил в Кракове (столица современной Польши) и обучался в Ягеллонском университете. Известно, что Иван имел диплом бакалавра.

Он служил в церкви Николы Гостунского в должности дьякона. Будучи священником, первопечатник Иван Федоров для детей преподавал грамоту.

Первая типография

Краткая биография Первопечатника Ивана Федорова для детей гласит, что во время церковной службы он познакомился с митрополитом Макарием, который был приближен к царю Ивану Грозному. Федоров был грамотным священником и служил государству верой и правдой. Поэтому Макарий именно его рекомендовал царю, когда тот принял решение о создании первой типографии на Руси.

В 1552 году Иван Грозный подписал указ о начале книгопечатанья на Руси. Для этого он вызвал мастера из Дании, завез станки из Польши и в 1563 году открыл Московский печатный двор. Тогда царь приказал Ивану Федорову приступить к выпуску первой в Москве печатной книги на церковнославянском языке.

Первая печатная книга "Апостол"

В 1564 году на Московском печатном дворе была выпущена первая печатная книга "Апостол". Федоров со своими помощниками Петром Мстиславцем и Марушей Нерефьевым готовились к этому событию больше года. Появление первой печатной книги на славянском языке стало знаковым событием в истории русского народа и огромным шагом в деле просвещения и развития русского общества. Случилось это благодаря кропотливой работе и пылкому уму первопечатника Ивана Федорова. Фото страниц древней книги представлено в статье.

К счастью, эта книга сохранилась до наших дней и является величайшим достоянием русского народа.

Выход "Апостола" подарил тысячелетнюю славу первопечатнику Ивану Федорову. Биография для детей зачастую на этом и оканчивается. Но стоит отметить, что вслед за "Апостолом" Федоровым был издан "Часослов" уже в двух экземплярах. Качество книг с каждым разом увеличивалось. А их общественное значение невозможно переоценить.

Гонения и скитания первопечатника Ивана Федорова

Однако такое развитие книгопечатанья устраивало не всех. Во-первых, переписчики теряли свою работу. Во-вторых, считалось, что рукописные книги, в отличие от печатных, обладают особой энергетикой, так как в их создание переписчики вкладывают душу. А печать на бездушном станке считалась чем-то нечистым.

В связи с этим Московский печатный двор неоднократно поджигали, монахи устроили гонения на печатников.

По указу царя в 1568 году Иван Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В 1569 году по просьбе военачальника Григория Ходкевичона он способствует открытию типографии в городе Заблудове.

После объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую первопечатник направился во Львов. Он мечтал открыть там типографию, но местные богачи неохотно вкладывали деньги в дело развития книгопечатанья.

Тем не менее Федорову удалось организовать книгопечатанье, и вскоре он уже продавал книги во Львове, Кракове и Коломне. До конца своих дней Федоров продолжал открывать типографии и печатать церковные книги. Затем он передал управление типографией своему старшему сыну, а сам отправился в Европу делиться опытом.

Умер Иван Федоров в 1583 году, похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. Над его могилой лежит плита, на которой записано: "Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных".

В благодарность люди установили в Москве, Львове и других городах памятники первопечатнику Ивану Федорову. Фото такого памятника мы поместили в данную статью.

Невозможно переоценить тот вклад, который Федоров внес в развитие и просвещение общества.

На этом краткая биография Ивана Федорова-первопечатника для детей и взрослых не заканчивается. В архивных документах содержится еще много тайн и загадок, связанных с личностью Федорова.