Проблема будущего в комедии вишневый сад. Сочинение на тему: Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад. Сочинение по произведению на тему: Будущее в пьесе А. П.Чехова "Вишневый сад"

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

I. Вступление

«Вишневый сад» был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых поряд­ков уже обозначился, а будущее еще не определилось.

II. Главная часть

1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом гово­рят и другие герои пьесы. Оно связано прежде всего с дворянством, которое к концу XIX - началу XX века переживало явный упадок. Прошлое неоднозначно. С одной стороны, это было время крепостничества, социальной несправедливости и т.п., о чем, например, говорят Лопахин и Петя Трофимов. С другой стороны, прошлое представляется счастливым време­нем не только Раневской и Гаеву, но и, в частности, Фирсу, который воспринимает «волю» как несчастье. В прошлом бы­ло много хорошего: добро, порядок, а главное – красота, олицетворенная в образе вишневого сада.

2. Настоящее в России смутно, носит переходный, неус­тойчивый характер. Таким же оно предстает и в пьесе Чехова. Главным выразителем настоящего является Лопахин, но не следует забывать и о других героях (Епиходов, лакей Яша, Варя). Образ Лопахина весьма противоречив. С одной сторо­ны, он, купец, выбившийся из бывших крепостных, является господином настоящего; не случайно именно ему достается вишневый сад. Это составляет его гордость: «битый, малогра­мотный Ермолай /…/ купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете /…/ купил имение, где отец и дед были раба­ми». Но, с другой стороны, Лопахин несчастлив. Он человек по натуре тонкий, он понимает, что губит красоту, но иначе жить не умеет. Чувство собственной ущербности особенно проявляется в его монологе в конце третьего действия: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

3. Будущее в пьесе совсем смутно и неопределенно. Каза­лось бы, оно принадлежит молодому поколению – Трофимо­ву и Ане. Именно они, в особенности Трофимов, горячо гово­рят о будущем, которое представляется им, безусловно, прекрасным. Но Аня – еще совсем девочка, и как сложится ее жизнь, каким будет ее будущее – совершенно неясно. В том же, что Трофимов сможет построить то счастливое будущее, о котором говорит, возникают серьезные сомнения. Прежде все­го потому, что он абсолютно ничего не делает, а только гово­рит. Когда же надо проявить способность хотя бы к мини­мальному практическому действию (утешить Раневскую, позаботиться о Фирсе), он оказывается несостоятельным. Но главное – отношение к ключевому образу пьесы, к вишнево­му саду. Петя равнодушен к его красоте, он призывает Аню не жалеть вишневого сада, вообще забыть о прошлом. «Мы наса­дим новый сад», – говорит Трофимов, а этот, значит, пускай погибает. Такое отношение к прошлому не позволяет всерьез надеяться и на будущее.

III. Заключение

Сам Чехов верил в то, что будущее его страны будет луч­ше ее прошлого и настоящего. Но какими путями это будущее будет достигнуто, кто его построит и какой ценой – конкрет­ных ответов на эти вопросы писатель не давал.

Здесь искали:

  • прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишнёвый сад
  • прошлое настоящее и будущее в пьесе вишневый сад
  • прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишневый сад сочинение

Будущее как основная тема пьесы

В 1904 году на сцене МХТа была поставлена последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которая стала итогом всего творчества драматурга. Встреченная восторженно зрителями, эта постановка вызвала неоднозначную оценку критиков. Споры вызывали и герои, и обстоятельства в которых они оказались. Тема и идея пьесы так же были спорными. Несомненно то, что Чехов постарался понять какое будущее в пьесе «Вишневый сад» ждет героев, да и все русское общество в целом. Чем же было вызвано это стремление? После отмены крепостного права прошло уже более 40 лет. Привычный уклад жизни, строящийся веками, распался, а перестроиться для нового не у всех хватило сил и способностей. Причем не только дворянство страдало от потери своих крестьян, но и многим крестьянам было тяжело привыкнуть к свободе. Одни привыкли жить за счет труда других, а те другие просто не умели самостоятельно думать и принимать решения. В пьесе это звучит довольно часто: «Мужики при господах, господа при мужиках».

Но это прошлое. А что ждет всех их в будущем – именно это и хотел понять драматург. Чтоб было наглядное объяснение, Чехов использовал образ вишневого сада, как символ России, а через отношение к нему – отношение к родине. Будущее вишневого сада – будущее России.

Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»

Так какое будущее героев «Вишневого сада» ожидает? Ведь каждый из героев очень жизненен. Прошлое безвозвратно потеряно и это факт, символичным доказательством служит вырубка сада и смерть Фирса. « …без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» – говорит Раневская вновь бежит заграницу после его продажи, растрачивать последние деньги. Гаев устраивается служить в банк, с определенным годовым окладом. Для брата с сестрой, будущее совершенно неясно, ведь вся их жизнь тесно связана с прошлым, да там и осталась. Они на клеточном уровне не способны свыкнуться с настоящим, начать рационально мыслить и принимать решения, а такому багажу в новой жизни просто нет места.

Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами. Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством. Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.

Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов. Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…». Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его». Почти так же восторженно к будущему стремится и Аня. Она искренне верит, что сможет сдать экзамен в гимназии, и найти работу. «Мы построим, новый сад!» – говорит юная семнадцатилетняя девушка. Петя и Аня – это новые люди, зарождающийся слой- интеллигенция, для которых во главе угла стоит нравственная красота. Однако, Петя не совсем таков, он лишь старается это показать, и это видно, со слов Раневской, назвавшей его «чистюлькой», и после, когда эта свободная и гордая личность, искала старые галоши.

А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.

А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать. Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку. Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.

Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато. Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время. Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.

Мысли о будущем вишневого сада и описание будущего в представлении чеховских героев могут быть использованы учениками 10 классов при написании сочинения на тему «Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Текст сочинения:

Последнюю свою пьесу Вишневый сад А. П. Чехов написал в 1904 году, незадолго до смерҭи. В этом произведении автор выразил свое острое ощущение скорых перемен. Ушел в прошлое XIX век. Уходят в прошлое остатки крепостнических отношений, дворянский жизненный уклад. Разоряюҭся и переходят к другим хозяевам дворянские гнезда. Что же новое рождается на расчищенном месте?
Новое в пьесе олицетворяюҭ три человека: Петя Трофимов, Аня и Лопахин. Причем Петя и Аня явно противопоставлены Лопахину. Кто о^и, эҭи люди, и что от них ждать?
Петя Трофимов вечный студенҭ, ему двадцать семь лет, он никак не может закончить курс, его дважды выгоняли из университета. Автор не уточняет за что за неуспеваемость или за полиҭику. Ему свойственно острое чувство справедливости. В пьесе он выступает как обличитель. Его поступки это слова. Он говориҭ Ане: ...ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Однако создается впечатление, что его никто не воспринимает всерьез. Слова облезлый барин как-то сами собой приклеиваюҭся к нему как ярлык. Роль его незавидна, она напоминает роль шута, которому позволено говорить правду.
Но разрушающая криҭика существующих устоев сама по себе не продуктивна, нужна положительная программа переустройства общества. Посмотрим, что же Петя предлагает. Он говориҭ: Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным трудом. Что имеет в виду Петя, говоря о страдании? Может быть, это те страдания, которые приносят революции, гражданские войны? Скорее всего, он повторяет без глубокого осознания слова, которые в те предреволюционные годы были в большом ходу в интеллигенҭской и полуинтеллигенҭской среде. Разрушительная риторика проросла разрушительной идеологией. Казалось, что стоиҭ только покончить с отжившими ненавистными устоями общества, и вся Россия станет садом. И опять маячиҭ перед героями вечный российский вопрос Что делать?.
Петя призывает трудиться, но сам на созидание не способен. Есть труд собирать камни (для строительства) и есть труд разбрасывать камни (разрушая).
Только одна Аня согласна с Петей, разделяет его взгляды. Она считает эксплуатацию безнравственной, сама хочет трудиться, чтобы обеспечить себя и мать и через труд стать полезной обществу. Планы ее просты: сдать экзамен за курс гимназии, потом учиться и работать.
Вот ее наивное представление о счастье: Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир...
Что ждет Петю и Аню в будущем? Закончиҭ ли Петя университет? Кем он станет? Наверное, будет строить школы и больницы, а может постепенно и незаметно превратиться в Ионыча. Найдет ли свое место в жизни Аня? И какое это будет место? Будет ли она учить детей? Или служить высокому искусству в театре? А может, она найдет свое счастье в любви, в семье, в материнстве?
Однако вернемся к пьесе. И Петя, и Аня не принимаюҭ существующий порядок вещей и хотят его изменить, при явной непоследовательности их позиция, безусловно, нравственна, они искренни в своем желании добра людям и готовы трудиться для этого.
Мы знаем, как мало осталось у них времени, всего тринадцать лет. Чего мы не знаем: как сложиҭся их жизнь после революции, которую они вольно или невольно приближаюҭ.
Но есть человек, которого устраивает существующий порядок. Это купец Лопахин. Оҭношение автора к таким людям сформулировано Петей Трофимовым, который говориҭ Лопахину: Я, Ер-молай Николаевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пуҭи, так и ҭы нужен. Будучи выходцем из крестьян (его отец был крепостным у деда и отца Раневской), он не получил образования, ему не хватает кульҭуры. Гаев называет его хамом и кулаком. Но Лопахин представитель деятельной части общества, он не рассуждает о необходимости труда, он трудиҭся: ...я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие.... Предлагаемый им план спасения имения представляется реальным. Он считает, что, разбив вишневый сад на участки и сдавая их в аренду, можно получать доход. Примечательно то, что в результате торгов сад переходиҭ к Лопахину.
Какое будущее у Лопахина? Наверное, еще больше разбогатев в оставшиеся перед революцией годы, он будет способствовать экономическому процветанию России, станет меценатом, будет строить на свои деньги школы и больницы для бедных.
Так за кем же будущее? За Петей и Аней или за Лопахиным? Этот вопрос мог бы быть чисто риторическим, если бы история не предоставила России уже в наше время второй попыҭки для его разрешения. Придуҭ ли деятельные Петя и Аня? И когда появиҭся образованный, высококульҭурный и нравственный Лопахин?

Права на сочинение "Будущее в пьесе Вишневый сад" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Сочинение

Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Помещичья усадьба является здесь своеобразным зеркалом, в котором отражается и поэзия "дворянских гнезд", и горькая участь крепостных рабов, укоряющие глаза которых, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листка, с каждого ствола этого прекрасного, цветущего сада. Легко и беззаботно протекала здесь жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, жизнь, лишенная забот о хлебе насущном, дает возможность дворянам отдаваться поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных, культурных людей. Но, с другой стороны, такое существование лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свое родовое имение, с которым связаны трогательные воспоминания о детстве, юности, былом благополучии и счастье. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. Но дело не только в этом. Ведь если бы Раневскую и Гаева угнетали только мысли о грядущем материальном разорении, то они, наверное, с радостью бы согласились с тем выходом, который предлагает Лопахин. В самом деле, что заставляет этих людей с редким единодушием отвергнуть спасительный вариант? На этот вопрос ответить не просто. Думается, дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, чтобы сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит.

Если в образе Раневской, в основном, разоблачаются эгоистические черты характера, присущие дворянству, то в образе Гаева еще отчетливее проявляются беспомощность, никчемность, лень, бестактность, барская спесь и высокомерие. Он часто выглядит смешным, например, когда, увлекаясь, произносит речь, обращенную к шкафу, или читает лекцию о декадентах половым.

Пожалуй, мысли о будущем России, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, этот "вечный студент" не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, "который поедает все, что попадается ему на пути". По его мнению, лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. "Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!" – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?

Обычно тему будущего связывают именно с молодыми героями пьесы – Петей Трофимовым и Аней Раневской. Но, по-моему, при всей симпатии к ним нельзя утверждать, что именно они станут творцами новой жизни. В недотепе и "облезлом барине" (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы на пороге следующего столетия по-прежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

«Вишневый сад» (1904 г.) - предсмертное гениальное создание Чехова - представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования.

Ушел в прошлое XIX век. Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, «обреченным на скорый конец», устремление

К завтрашнему дню родины - в этом и заключается, содержание «Вишневого сада». Настолько назрел конец старой жизни, что она представляется уже нелепой, «призрачной», нереальной. Вот настроение пьесы.

Призрачны и отжившие типы этой уходящей жизни. Таковы главные герои- Раневская и ее брат Гаев, хозяева имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Своим легкомыслием хозяева довели имение до жалкого состояния. Имение е торгов покупает друг семьи, разбогатевший крестьянский сын, купец Лопахин. Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской и Гаева не происходит. Раневская возвращается в Париж, к своей старой «любви, к которой она и без того вернулась бы; Гаев также примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» и не оказывается драмой по той простой причине, что эти люди не очень способны к серьезным, глубоким чувствам, - таков один из комедийных мотивов пьесы.

Образ вишневого сада играет большую, многостороннюю роль. Он, прежде всего, символизирует старую жизнь. А законная наследница, юная Аня, дочь Раневской, весело, по-молодому звонко прощается со всей этой устаревшей, потерявшей живое содержание, мертвой красотой. Ей помогает в ее духовном развитии, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему родины студент Петя Трофимов.

«Подумайте, Аня, - говорит он жадно слушающей его девушке, - ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…»

Конец прошлому! В этом пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего.

«Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Это чеховский мотив близости счастья. Но неужели делец Лопахин несет его с собой. Какая же красота может связываться с Лопахиным? Вот он вырубит чудный сад и напустит дачников. Пошлая проза жизни ворвется сюда вместе с ним, проза, разрушающая красоту, подрубающая ее под корень. Лопахин - это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Так «съедает» он и красоту вишневого сада. Лопахин нужен для «обмена веществ», как говорит Петя Трофимов, для выполнения роли помочь разрушению, «пожиранию» того, что уже отжило. Нет, будущее не с Лопахиным!

«Вишневый сад» - это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Будущее встает перед нами в образе небывало прекрасного сада. Придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, искупят все ее прошлое и превратят всю родину в волшебный сад, И Аня будет вместе с этими людьми.