Проект: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству. Проект (подготовительная группа) на тему: Декоративно-прикладное искусство

Муниципальное образовательное учреждение МБДОУ Д/С №9 «Теремок»

МО «Барышский район»

Проект

На тему: «Декоративно - прикладное искусство»

в старшей группе

г.Барыш 2017г

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

Расширять представление о многообразии окружающего мира.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.

Предполагаемый результат:

Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.

Активное участие в осуществлении проекта.

Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

Подбор художественной литературы по теме проекта.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

2 этап - Практический:

Перспективное планирование работы с детьми:

2 – я половина января - Знакомство с городецкой росписью.

Познавательное развитие:

Беседа на тему «Городец»

Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.

Презентация «Городецкая роспись»

Речевое развитие:

Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.

Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»

Художественно- эстетическое:

Рисование «Городецкая роспись» (11.01)

Рисование «Укрась доску» (20.01)

Февраль – «Золотая Хохлома»

Познавательное развитие:

Рассматривание альбома «Хохлома»

Презентация «Золотая Хохлома»

Речевое развитие:

Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,

В. Набоков «Хохлома»,

П. Синявский «Хохломская роспись»,

Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».

Социально- коммуникативное развитие:

Д/игра «Найди отличия»,

Д/игра «Дорисуй узор»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась ложку» (02.02)

Рисование «Золотая Хохлома» (15.02)

Март – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.

Познавательное развитие:

Беседа «Что такое народная игрушка?»,

Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.

Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)

Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка») (14.03)

ООД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников). (21.03)

Речевое развитие:

Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».

Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».

Социально- коммуникативное развитие :

Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»

Художественно- эстетическое развитие:

Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».

Рисование «Гжельская ваза» (10.03)

Лепка «Петух» (дымковская игрушка) (27.03)

Лепка «Козлик» (филимоновская игрушка).(13.03)

Народные хороводные и подвижные игры:

«Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»

Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея « Народные промыслы»

3 этап - заключительный:

Создание мини-музея «Народные промыслы».

Список использованной литературы

1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.

3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»

5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.

6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.

7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад № 000 «Журавушка» комбинированного вида»

ПРОЕКТ

на тему:

Выполнили: ,

Новосибирск 2015 г.

ПРОЕКТ

на тему:

«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»

Воспитатели МКДОУ д/с № 000 «Журавушка»: ,

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-практический.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

База проекта: МКДОУ д/с № 000 «Журавушка».

Срок реализации: 2 месяца.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.

К сожалению, сейчас появляются попытки навязать новому поколению другую историю развития нашего государства. В России совсем иная культурная традиция, которая основывается на любви и доброте. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: увеличить объем знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

    Образовательные:

1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;

2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.

    Воспитательные:

1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;

2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.

    Развивающие:

1. развивать технические умения и навыки кистевой росписи;

2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;

3. активизировать тематический словарь.

Интегрированные образовательные области:

· социально-коммуникативная;

· познавательно-речевая;

· физическая;

· художественно-эстетическая.

Ожидаемые результаты проекта:

· На уровне ребенка:

1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;

2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.

· На уровне педагога:

1. подготовка к презентации проекта;

2. выставка рисунков и поделок детей группы №5 «Подснежник»;

3. развлечение «Ярмарка».

· На уровне родителей:

· консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».

Виды деятельности:

    Игровая деятельность :

1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Сложи игрушку», « Пазлы», «Собери матрешку»,

лото «Народные промыслы» и т. п.

народные подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Горелки»

2. ознакомление с окружающим миром.

    Беседы: «Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и дымка», «В гости к дымковской игрушке», «Расписные матрешки» Развитие речи:

1. активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т. п.

    Художественная литература:

1. чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;

2. загадывание загадок;

3. заучивание стихов, потешек.

    ФЭМП:

1. ориентировка в пространстве;

2. ориентировка на листе бумаги;

3. умение складывать из частей целое.

    Изобразительная деятельность:

1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;

2. рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;

3. роспись дымковской лошадки.

    Лепка: «Дымковская лошадка». Музыкальное воспитание:

2. исполнение танца «Танец с платками».

3. игра на ложках.

· Физическая культура: гимнастика, народные игры.

Реализация проекта.

1. Подготовительный этап.

· Деятельность педагога:

1. ввести детей в игровую ситуацию;

2. сформулировать проблему;

3. определить задачи и продукт проекта.

· Деятельность детей:

1. вжиться в игровую ситуацию;

2. осознать проблему;

3. принять задачи проекта.

2. Организация работы над проектом.

· Деятельность педагога:

1. помогать в решение задач;

2. помогать планировать деятельность и организовать ее;

3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».

· Деятельность детей:

1. объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).

3. Практическая деятельность.

· Деятельность педагога:

1. практическая помощь;

· Деятельность детей:

1. использовать иллюстрации;

2. работать над рисунками и поделками.

4. Презентация.

· Деятельность педагога:

1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;

2. совместная деятельность воспитателя и детей «Ярмарка».

· Деятельность детей:

1. готовить костюмы;

2. рассказывать о народных промыслах;

3. играть в народные музыкальные игры;

5. исполнять песни, частушки, танцы;

6. водить хоровод.

Роль родителей в реализации проекта:

· чтение с детьми стихотворений и их заучивание;

· загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;

· совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;

· организация выставки народных промыслов;

· изготовление стенгазет и т. д.

· выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности «Ярмарка».

Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

ГЛОССАРИЙ

Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса , фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.

Жостово народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Завиток – закрученная линия.

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.

Розан – устаревшее название бутона розы.

Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т. п.

МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ

Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.

84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.

16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.

Литература, используемая в проектной деятельности:

1. , От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.

2. , Артемьева рисование с детьми 5-7 лет.

3. Комарова художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв. вкл.

4. Комарова по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.

5. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.

6. Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.

7. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. . - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.

10. Международный образовательный портал: http://www. maam. ru/

Проект «Декоративно-прикладное искусство»

(подготовительная к школе группа)

Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы

Срок реализации: сентябрь – декабрь

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Цели:

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с народными промыслами.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Учить понимать образный смысл загадок.

Закрепить умение сочетать движения и речь.

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Учить использовать растительные элементы.

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Учить наблюдать за живой природой.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие:

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Планируемые результаты проекта:

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Ознакомление с окружающим

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.

Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Развитие речи

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Художественная литература Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

ФЭМП

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Изобразительная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».

Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».

Посуда «Гжель».

Музыкальное воспитание

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

Частушки;

Парный танец.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Деятельность детей

1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).

2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».

3. Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

3. Читают стихи.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы.

7. Играют в народные музыкальные игры.

5 этап . Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

Деятельность детей

1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

Чтение и заучивание стихов.

Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

Изготовление поделок, картин.

Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.

Продукт проектной деятельности :

Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.


Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Выходом данного проекта стал подпроект "День открытых дверей".

Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.

Цель проекта: установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  • Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
  • Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
  • Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
  • Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.

Ожидаемый результат:

  • Родители станут участниками педагогического процесса.
  • Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.

Перспектива проекта:

День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.

Вид проекта: информационный

Сроки реализации: краткосрочный (1 день)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

ПОДПРОЕКТ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»

ТЕМА ДНЯ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Выполнили воспитатели Фадеева И.Е, Аксенова Е.А.

Городской округ город Выкса - 2014 г

Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.

Цель проекта : установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
  • Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
  • Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
  • Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.

Ожидаемый результат:

  • Родители станут участниками педагогического процесса.
  • Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.

Перспектива проекта:

День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.

Вид проекта : информационный

Сроки реализации : краткосрочный (1 день)

Основной этап реализации проекта

Время

проведения

Режимные моменты

Ответственные

Утро

Прогулка

Вечер

Утренняя гимнастика (приложение №1)

Цель: повышение степени устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Воспитатель

Дыхательная гимнастика (приложение №2)

Цель: формирование умения слушать свое дыхание, профилактика бронхолегочных заболеваний.

Воспитатель

Утренний «Круг друзей»

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель

НОД по изобразительному творчеству (приложение №3)

Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах, элементах дымковской росписи.

Специалист по ИЗО:

Волкова Г.В.

Динамическая пауза «Привезли мы глину с дальнего бугра…»(№4)

Цель: разучивание слов, развитие умения соотносить слова с действиями. Умение показывать мимикой и жестами.

Родитель:

Снегирева

НОД по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» (использование ИКТ+ аппликация)

(приложение №5)

Артикуляционная гимнастика со свистульками

Подвижные игры: «Жмурки»; «У медведя во бору»; р. н. игры (приложение №6)

Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на групповом участке

Ознакомление с искусством: выставка декоративно-прикладного искусства.

Беседа по теме «Народные промыслы»

Пение песни «Гжель»; игра с пением рус. нар. песни «Каравай»

«Сладкий вечер» (чаепитие из гжельской посуды)

Подведение итогов дня

ВЫХОД

Цель: : расширение представлений детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Цель: развитие речевого дыхания

Цель: развитие у детей быстроты реакции, внимания, поддержание интереса к подвижным играм. Воспитание любви к родному краю, земле; чувства партнерства в играх.

Цель: умение родителей создавать детям радостное настроение от выполненной работы. Воспитание экологической культуры.

Цель: расширение представлений детей о многообразии видов народно-прикладного искусства. Закрепления умения выделять основные средства выразительности, используемые при изготовлении различных промыслов. Воспитание уважения к труду народных умельцев, гордость за мастерство русского народа.

Цель: развитие у детей чувство ритма в танцевальной импровизации, приобщение к культуре русского народа.

Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и родителями; активизация в речи слов (кусковой сахар, щипцы); создание веселого радостного настроения.

Цель: обсуждение с родителями и детьми понравившихся моментов. Отзывы и предложения.

ОФОРМЛЕНИЕ ФОТООТЧЕТА

Воспитатель

Родитель: Ильичева Т.И.

Родитель: Крошкина Е.С.

Воспитатель

Родители:

Гусев

Родители:

Снегирева

Левина

Дигилева

Музыкальный руководитель: Маслихина Т.В.

Родители: Зверева Галкина

Воспитатели

Воспитатель

Родитель:

Ильичева Т.И.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

ХМАО - Югра

Конспект урока по технологии
в 7 классе

«Творческий проект»

подготовила

учитель технологии

Медведева Вера Викторовна

г. Нижневартовск

2013

Характеристика темы урока.

Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.

Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.

Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5 швейных машин и 2 утюга.

План урока.

Класс 7

Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.

Тема урока: Творческий проект.

Тип урока – комбинированный.

Цель урока:

Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.

Воспитательная - воспитывать коллективизм, ответственность.

Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.

Методы обучения : рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.

Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.

Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.

МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.

Литература:

1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент-3мин.

1.1Проверка посещаемости учащихся.

1.2 Подготовка к уроку.

1.3 Проверка домашнего задания.

2. Повторение пройденного материала-7 мин.

2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?

Ответ: вышивка и лоскутная пластика.

2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».

Ответ: «Лоскутная пластика» - создания изделия из лоскутков ткани.

2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».

Ответ: определение прочности окраски;

подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;

соединять детали одинаковым швом;

швы заутюживать.

2.4. Как называется изученный вами рисунок?

Ответ: алмаз.

3. Новый материал: 25-30 мин.

Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.

Проблему формулирует учитель.

Проблема.

На основе изученного рисунка выполнить сувенир.

Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.

Цели:

проверить свои знания и умения;

выполнить работу самостоятельно.

совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.

Краткая формулировка задачи.

Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.

Исследование 1. Мозговой штурм.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?

Ваши идеи.

Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.

Исследование 2.

Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?

Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени. Рассмотреть каждый предложенный вариант идеи с учетом выработанный требований.

Критерии

Таблица 1

итого: 6 3 3 5 2

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.

Исследование 3. Выбор ткани.

Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.

Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 2

Требования

Всего 9 11 4 4

Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.

Исследование 4.Экологическая справка.

Ответ: на натуральные и химические.

Ответ: из хлопка.

Ответ: к натуральному.

Вывод : хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.

Исследование 5. Экономический расчет.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 3

п/п

Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.

Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Таблица 4

Цвет

Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин.

Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.

Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word .

1.(для учителя) Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift », то получится квадрат.

Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование» нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу « Shift », то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.

Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.

2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.

3. Повторите п.2 для других квадратов.


5. Практическая работа -20 мин.

1. Подобрать ткань по цвету.

2. Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:

крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

раскладка деталей выполняется экономно.

6. Заключительный инструктаж-10мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причин. 6.2 Закрепление материала. Назовите основные этапы проекта.

Каким требованиям должно отвечать изделие?

Назовите требования, предъявляемые к тканям.

6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.4 Домашнее задание.

Принести детали кроя, нитки, инструменты.

7. Уборка рабочих мест-5 мин.

Творческий проект.

Поисковый этап.

Проблема.

Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?

Исследование 1.

изделия

Конструкторский этап.

Исследование 2.

Требования потребителя.

Критерии

Вывод:

Исследование 3. Выбор ткани.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 3

Требования

Всего

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

____________________________________________________

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

_____________________________________________________

Вывод:

Исследование 5.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2

п/п

Вывод:

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета.

Таблица 4

Цвет

Заключительный этап.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Вопросы для самооценки:

Удовлетворяет ли изделие потребность. Опишите кратко.

Оцени свою работу над проектом .

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Литература.

    Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.

    Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.

    Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.

    Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.

    Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.

    6. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

    Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

    И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

    Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

    Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

    Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994