Спектакль раймонда. Билеты на балет «Раймонда Балет раймонда в мариинском театре

Раймонда (Raymonda)

Балет в трех актах

    Либретто: Л.А. Пашкова, М.И. Петипа.
    Музыка: А.К. Глазунов.

    Балетмейстер: М.И. Петипа.

    Художники: О.К. Аллегри, К.М. Иванов, Л.М. Ламбин.

    Первые исполнители: Раймонда - П. Леньяни; Жан де Бриен - С.Г. Легат; Абдерахман - П.А. Гердт.

    Либретто
    Источник: Буклет Большого театра “Раймонда”, 2001 г., постановка Ю. Григоровича.

    Действующие лица:

    Графиня Сибилла де Дорис.
    Раймонда, племянница графини.

    Андрей II, король Венгрии.

    Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды.

    Абдерахман, сарацинский рыцарь.

    Клеманс, Генриетта – подруги Раймонды.

    Бернар, Беранже – трубадуры.

    Белая Дама, покровительница дома Дорис.

    Сенешаль.

    Первое действие

    Юная Раймонда, племянница графини Сибиллы де Дорис, обручена с рыцарем Жаном де Бриеном.

    Рыцарь прибывает в замок, чтобы проститься с невестой - он должен отправиться в поход, возглавляемый венгерским королем Андреем II.

    Раймонда прощается с женихом, и он покидает замок. Ночь. Перед Раймондой возникает призрак Белой дамы - ожившей статуи покровительницы дома Дорис. Белая дама влечет ее в волшебный сад грез. В мечтах Раймонды - Жан де Бриен. Счастливые влюбленные вместе.

    Внезапно Жан де Бриен исчезает. На его месте Раймонда видит неизвестного восточного рыцаря, который обращается к ней со страстным признанием в любви. Раймонда в смятении. Она падает без чувств. Мираж исчезает.

    Наступает рассвет. Раймонда догадывается, что ее ночное видение - знак судьбы.

    Второе действие

    В замке Дорис - празднество. Среди прибывших гостей - сарацинский рыцарь Абдерахман, сопровождаемый пышной свитой. Раймонда со страхом узнает в нем таинственного героя своих ночных грез.

    Абдерахман предлагает Раймонде власть, богатство и могущество взамен за ее руку и сердце. Раймонда отвергает Абдерахмана. Разгневанный, он пытается похитить ее.

    Неожиданно появляются возвратившиеся из похода рыцари. С ними Жан де Бриен.

    Король Андрей II предлагает Жану де Бриену и Абдерахману решить судьбу в честном поединке. Жан де Бриен побеждает Абдерахмана. Влюбленные вновь вместе.

    Третье действие

    Король Андрей II венчает Раймонду с Жаном де Бриеном. В честь короля Венгрии свадебное торжество завершается большим вергерским танцем.

Это не премьера и не дебют. Просто свои самые крупные балеты Большой дает сериями: несколько спектаклей подряд, после которых наступает такой затяжной перерыв, что все успевают бешено соскучиться и все опять случается, будто в первый раз.

«Раймонда» - балет для балетоманов. Просто зрителям она, пожалуй, скучновата: три часа классических танцев практически без всяких объяснений, кто, кого и почему. Для балерин это тоже сущее смертоубийство. Хореограф Мариус Петипа сочинил здесь самую трудную, изнурительную и прекрасную балеринскую партию всех времен и народов - едва успев отдышаться от одного соло, балерина принимается за следующее. Это был 1898 год, и в балетном мире моду задавали итальянки, танцовщицы из Милана, из танцевальной школы при театре Ла Скала, - крошечные, мускулистые и невероятно виртуозные, под стать своим оперным соотечественницам. С тех пор балетные девушки изрядно подросли. И это сильно прибавило им трудностей в «Раймонде»: длинные руки, длинные ноги и высокое тело приходится уминать и укладывать в очень компактную, узорчатую, сжатую, ловкую - если не сказать вертлявую - колоратурную хореографию. В современном русском балете довольно много хороших исполнительниц «Лебединого озера», но почти нет для «Раймонды». Собственно, за это «Раймонду» и любят балетоманы: если уж балерина с «Раймондой» справилась, то, вне всяких сомнений, это - супербалерина.

Дело еще и в том, что Петипа за «Раймонду» в свое время сильно вломили критики: в переводе на сегодняшний язык они обвиняли хореографа в «порнографии» (одобрив, впрочем, красивые танцы). Это был первый балет про секс - чувствуется, что начало ХХ века и всякие декадентские штучки уже очень близко. Графиня Раймонда только и делает, что бесконечно спит и видит сны. Снятся ей мужчины. В обычной жизни у нее есть жених - рыцарь по имени Жан де Бриен (Петипа открыл наугад учебник истории и нарек героя первым попавшимся именем - а принадлежало это имя одному из последних королей Иерусалимского королевства). Но он уехал на войну. И неутоленной Раймонде все время снится, что ее жадно хватает руками незнакомец восточного вида, а потом уволакивает, перекинув через плечо. В жизни она тоже путается в своих желаниях - пересказать это сложно: отвечая на простой вопрос, чего хотят женщины, хореограф излишне перемудрил с либретто. Но в конце концов жених возвращается с войны, как Одиссей, порешает слетевшихся на запах Раймонды соперников - попутно разрубая мечом запутавшееся в узел либретто. В конце все танцуют с явным облегчением… Так вот. Главная сложность «Раймонды» в том, что балерине нужно умудриться транслировать сексуальность и делать влажные глаза, поминутно выводя свой самолет из хореографических штопоров и пике. Не каждая женщина на такое способна.

Для нынешней серии спектаклей Большой выставил троих претенденток. Первый спектакль станцует Мария Аллаш - цветастая, но нестабильная в танцах брюнетка. Второй - Надежда Грачева: вот она, скорее всего, будет пусть и не эталонной Раймондой, но лучшей из предложенных трех - балерина опытная, очень техничная, несколько грубоватая, но хлесткая. Третий спектакль танцует Анна Антоничева - девушка с лицом мультика, невероятно красивыми ногами и темпераментом комнатной температуры - в «Лебедином озере» это еще прокатывает как «лирическая тишь», но «Раймонду» не зажжет. Зато Анне Антоничевой достался самый лучший партнер - Дмитрий Белоголовцев выйдет в роли того самого сарацина Абдерахмана, который распускает руки и танцует пламенные восточные танцы. Дмитрий Белоголовцев - танцовщик истинно московского размаха и сильного сумрачного темперамента. Прелесть еще и в том, что с виду он - нордический блондин.

В конце XIX века композитором А.Глазуновым была написана «Раймонда» (балет). Содержание позаимствовано из рыцарской легенды. Впервые он был поставлен в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

История создания

«Раймонда» - это зрелищный спектакль с романтическим сюжетом, красивой музыкой и яркой хореографией. Он входит в число самых знаменитых и любимых русских балетов. Автор музыки - Александр Глазунов. Написал он её по заказу И.Всеволжского, который в то время был директором Императорских театров. Композитору было дано совсем немного времени на то, чтобы написать музыку к этому балету. «Раймонда» стала первым балетом, написанным А.Глазуновым. Композитор работал увлечённо и с удовольствием, ему понравился сюжет, тема Средневековья и рыцарства живо интересовала его с детских лет.

Как уже было сказано выше, на рыцарской легенде было основано либретто балета «Раймонда». Краткое содержание его будет представлено в данной статье. Авторами либретто были И.Всеволжский и М.Петипа. Сценарий написан Л.Пашковой. Хореография спектакля создана гениальным М.Петипа. Этот была его последняя крупная постановка. Партия главной героини входит в число самых сложных для исполнения. Раймонду танцевали такие великие балерины, как М.Плисецкая, Г.Уланова, Н.Дудинская, Н.Бессмертнова, Л.Семеняка и др.

Сюжет и действующие лица

Персонажи балета:

  • Раймонда.
  • Белая дама.
  • Графиня Сибилла.
  • Рыцарь Жан де Бриенн.
  • Абдерахман.

А также управляющий замком, подруги Раймонды, пажи, трубадуры, свита, рыцари, вассалы, дамы, слуги, солдаты, мавры, герольды.

Краткое содержание балета «Раймонда». Главный персонаж - молодая красивая девушка. У неё есть жених - крестоносец Жан, которого она дожидается из похода. На празднование по случаю именин Раймонды прибывает Абдерахман и просит руки девушки. Но она отказывает сарацину. Тогда он пытается её похитить. Но вернувшийся вовремя жених спасает девушку и убивает Абдерахмана в поединке. Закачивается действие свадебным пиром.

Первый акт

Начинаем описывать содержание балета «Раймонда»: I акт. Сцена представляет собой средневековый замок. Хозяйка его - графиня де Дорис. У её племянницы Раймонды именины, и по этому случаю в замке проходят торжества. Молодёжь танцует и веселится. Графиня недовольна всеобщим бездельем. Она пугает молодёжь Белой Дамой. Девушки лишь смеются над тем, что графиня столь суеверна. Белая Дама - покровительница дома де Дорис, и она появляется тогда, когда кому-то из членов семьи угрожает опасность. В замок прибывает гонец с известием о том, что жених Раймонды прибудет завтра. Вскоре появляется сарацин, который много слышал о красоте девушки и решил нанести ей визит. Абдерахман восхищён Раймондой.

После праздника гости уходят, в замке остаются лишь близкие подруги Раймонды. Ночью к ней является Белая Дама. Она зовёт Раймонду в сад. Там Белая Дама сначала показывает ей её жениха. Раймонда бросается в его объятия, но в этот момент видение исчезает, и вместо него появляется Абдерахман. Девушка падает без чувств.

Второй акт

Содержание балета «Раймонда» (II акт). Вновь сцена представляет собой замок графини. На праздник съезжаются рыцари, вассалы, соседи, трубадуры. Раймонда ждёт возвращения жениха. Вскоре появляется сарацин. Девушка не хочет его принимать, но тётя уговаривает её быть гостеприимной. Абдерахман предлагает Раймонде стать его женой, но получает отказ. Тогда сарацин пытается похитить красавицу. В этот момент появляется в замке Жан - жених Раймонды. Он спасает любимую и вызывает сарацина на поединок. Во время боя появляется Белая Дама и ослепляет Абдерахмана светом. Жан убивает сарацина.

Третий акт

Постановки в разных театрах

Первыми открыли для себя содержание балета «Раймонда» зрители Мариинского театра в 1898 году. В ГАБТ в Москве спектакль впервые был показан в 1900 году. В 1973 балет был экранизирован. В 2003 году балетмейстер Ю.Григорович создал свою хореографию и собственное либретто к спектаклю. Благодаря Дж.Баланчину и Р.Нуриеву балет получил известность за рубежом. Сейчас «Раймонду» знают и любят во всём мире.

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) занимает выдающееся место среди представителей «новой русской музыкальной школы» и как крупнейший композитор, в творчестве которого богатство и яркость красок соединяются с высочайшим, совершеннейшим мастерством, и как прогрессивный музыкально-общественный деятель, твердо отстаивавший интересы отечественного искусства. Необычно рано привлекший к себе внимание удивительной для такого юного возраста по своей ясности и законченности Первой симфонией (1882), он уже к тридцати годам завоевывает широкую известность и признание как автор пяти замечательных симфоний, четырех квартетов и многих других произведений, отмеченных содержательностью замысла и зрелостью его выполнения.

Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 18978/98. Несмотря на то, что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился.

«Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», — писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.


Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа (1818—1910), ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века. Либретто «Раймонды» взялась писать Л. Пашкова (1850—?; после 1917 года ее след затерялся), русско-французская писательница, издававшая романы на французском языке, регулярно сотрудничавшая с парижской газетой «Фигаро» и благодаря обширным связям получавшая заказы на балетные сценарии от дирекции императорских театров. Правда, по свидетельству современников, она одинаково неважно владела как русским, так и французским языком, и ее литературные опусы оставляли желать лучшего.

Либретто «Раймонды» было основано на средневековой рыцарской легенде, но содержало в себе массу несуразностей. В частности, венгерский король Андрей, наголову разбитый сарацинами, здесь оказывался их победителем, а местом действия стал Прованс. Глазунов, продолжая сочинение симфонии и еще не получив сценария, начал обдумывать первые номера «Раймонды». Работал он с большим увлечением. Весной 1896 года был написан эскиз симфонии, летом набросана ее партитура. Балет же созревал исподволь. По ходу сочинения в либретто пришлось внести значительные изменения, чтобы связать концы с концами. Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею...» Из Ахена, куда он вскоре выехал, сообщал, что симфония окончена и вовсю идет работа над «Раймондой». Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды». По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета.



Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника» .

Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь. Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения.

«... В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах? » — задавал риторический вопрос композитор.

«Принципы такого содружества закреплялись как эстетическая норма, открывая новые перспективы перед хореографией, — пишет известный историк балетного театра В. Красовская. — Ведущая роль музыкальной драматургии в балетном спектакле становилась совместным делом композитора и хореографа, они объединялись на путях симфонизации танцевального действия».

Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 и тотчас передана Петипа.

Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней... В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы». В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом... кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках».



Оркестр и артисты балета Большого театра СССР. Постановка Юрия Григоровича, 1989. Дирижер Альгис Жюрайтис. Графиня Сибилла де Дори - Елена Боброва. Раймонда - Наталья Бессмертнова. Андрей, король Венгрии - Андрей Ситников. Рыцарь Жан де Бриен - Юрий Васюченко. Абдерахман, сарацинский рыцарь - Гедиминас Таранда.

Премьера состоялась 19 января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа.

Музыка «Раймонды» принадлежит к числу выдающихся достижений русского музыкального искусства. Красота, яркая образность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с действенностью, драматическим противопоставлением «европейских» и «восточных» интонаций; танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, а в симфонической партитуре широко используется система лейтмотивов.

Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. Драматургически слабое либретто, написанное светской писательницей Пашковой и переработанное постановщиком балета Мариусом Петипа, содержит ряд натяжек и слабо мотивированных ходов, что отмечалось как авторами первых критических отзывов на постановку «Раймонды» в Мариинском театре, так и позднейшими исследователями. Особенность действия заключается в том, что основные события повторяются в нем как бы дважды: сначала в снах героини, затем наяву. На этой примитивной драматургической канве композитором и балетмейстером было создано произведение, увлекающее сочностью колорита, темпераментностью и разнообразием танцевальных ритмов, но полностью преодолеть слабость сценарной драматургии им не удалось.

Основной принцип музыкально-хореографической композиции «Раймонды» Асафьев определяет как «сплетение сюит» различного рода: характерно-национальной, полухарактерной и классической. Создавая яркий увлекательный фон для драматического повествования, они способствуют рельефному выделению отдельных моментов действия, подготавливают и оттеняют его кульминационные точки, обрисовывают окружающий главных героев мир. Вместе с тем широкое развитие фоновых элементов при бедности драматургической основы приводит к замедлению хода сценических событий и преобладанию картинно-эпических элементов над драматически действенными. Этот тип развертывания действия можно уподобить ряду монументальных фресок, иллюстрирующих основные моменты в развитии сюжета.

Следуя при сочинении музыки подробно разработанному балетмейстерскому плану, вплоть до указания числа тактов в отдельных сценах и танцевальных номерах, Глазунов внес в партитуру балета широту симфонического дыхания, богатство и роскошь оркестровых красок наряду со стройной логикой и законченностью целого. Одним из средств достижения этой цели служит разветвленная сеть лейтмотивов и реминисценций. Постоянными музыкальными характеристиками наделены не только Раймонда, де Бриенн и Абдерахман, но и некоторые второстепенные персонажи. Иногда темы или мотивы местного, ситуационного значения, возвращаясь далее в буквальном или измененном виде, выполняют такую же обобщающую функцию. Той же цели служит и закрепление за кем-либо из действующих лиц определенной группы оркестровых тембров. Так, девственно чистый и хрупкий облик Раймонды обрисован главным образом с помощью инструментов смычковой и деревянной духовой групп, тема доблестного воителя де Бриенна звучит большей частью у медных.

В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир идеализированного романского Средневековья, в котором обитает Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой. Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта. Обрисовке окружающего Раймонду мира посвящены большая часть первого и все последнее действие, Абдерахман и его окружение широко представлены во втором действии, центральном по своему драматургическому значению.

Первое действие по длительности почти равно двум последующим. Игры и танцы придворных дам и кавалеров, торжественный выход вассалов и крестьян характеризуют окружающий Раймонду быт. Ритмы торжественного шествия, воинских упражнений фехтующих пажей чередуются с увлекательным пластичным движением большого вальса и несколько меланхоличной стилизованной Романеской. На этом фоне экспонируется образ Раймонды, сопровождаемой грациозно-задумчивым лейтмотивом (на этом мотиве основана и небольшая интродукция к первому действию, содержание которой охарактеризовано ремаркой: «Раймонда томится в ожидании жениха»).



Мимическая сцена погружения Раймонды в волшебный сон служит переходом ко второй половине этого действия (Глазунов приписал в соответствующем месте предложенного ему плана-заказа: «Сновидения Раймонды»), которую подготавливает поэтичный оркестровый антракт с томной мечтательной темой, мягко и нежно интонируемой двумя кларнетами в терцию. Музыка приобретает таинственно мерцающую окраску, и на фоне приглушенной разреженной оркестровой звучности словно из тумана возникает образ де Бриенна, сопровождаемый торжественной ритмически размеренной хоральной темой (впервые эта тема проходит при чтении Раймондой письма, присланного де Бриенном).



Введение волшебного элемента позволило авторам балета создать вслед за лирическим Adagio Раймонды классическую танцевальную сюиту. Она состоит из Фантастического вальса (звучащего по контрасту с предыдущим вальсом из этого действия легко и прозрачно, с оттенком скерцозности), трех вариаций и коды. Сюита подготавливает драматически переломный момент действия, когда Раймонда, устремляясь навстречу де Бриенну, видит перед собой не своего жениха, а Абдерахмана. Взрыв грозного tutti передает ее ужас и отчаяние. Отзвуки темы Абдерахмана еще слышатся некоторое время после того, как страшное видение исчезает и возобновляются игры и хороводы фантастических существ, но колорит музыки проясняется и при свете наступающего дня все кошмары рассеиваются.

В центре второго действия большое Adagio, в котором Абдерахман признается в любви к прекрасной юной графине и тщетно старается прельстить ее обещанием роскошной жизни, полной радости и наслаждений. Впервые тема Абдерахмана появляется в полном виде с исполненным жгучей страсти ответным построением скрипок (в предыдущих сценах звучали только начальные обороты этой темы).

Следуя канонам классического балета, постановщик дополняет Adagio группой вариаций, среди которых выделяется последняя, в духе игривой польки, исполняемая Раймондой.


Пометка, сделанная рукой Глазунова в плане-заказе: «Раймонда издевается над Абдерахманом», объясняет драматургическое значение этой вариации.

«Восточная сюита», занимающая почти половину всего действия, принадлежит к самым ярким страницам музыки балета. Как уже не раз отмечалось, она была создана не без влияния Глинки и Бородина, но Глазунов находит новые, оригинальные краски для обрисовки дикого и в то же время пленительно завораживающего Востока. Своеобразный экзотический эффект создается с помощью остинатных ритмов, ладовых и оркестрово-тембровых средств. Терпкой диатонике выхода сарацинов контрастирует игра ладовых красок в танце арабских мальчиков и изысканная хроматика Восточного танца. Особую характерность оркестровому звучанию придает обилие стучащих и звенящих тембров (в оркестр введены большой и малый барабаны, тарелки, тамбурин, ксилофон).

Завершающая весь этот ряд танцев головокружительная Вакханалия, объединяя все группы танцующих в стремительном кружении, служит переходом к лаконичному, но драматически напряженному финалу действия. Появление де Бриенна, сопровождаемое мощным, торжествующим звучанием его темы у медных инструментов, пресекает попытку похищения Раймонды Абдерахманом, и ожесточенная схватка двух соперников решает исход борьбы за обладание юной графиней.

Третье действие, обрамляемое торжественно ликующим оркестровым вступлением (Глазунов определяет его содержание словами «Торжество любви») и заключительным апофеозом, в драматургическом отношении не вносит ничего нового. Но хореографически и музыкально этот пышный великолепный дивертисмент изобилует яркими и интересными находками. Ряд сольных и групповых венгерских танцев образует красочную национально-характерную сюиту (драматургическим оправданием для введения в балет этой сюиты служит довольно условный внешний повод — присутствие на свадьбе короля Венгрии). Особенно интересны по музыке вариации для четырех солистов с ритмически подчеркнутыми окончаниями фраз, напоминающими прищелкивание каблуков, и соло Раймонды с изысканно-узорчатым мелодическим рисунком и своеобразием ладового строя (вариация написана в так называемом «цыганском» или «венгерском» ладу с двумя увеличенными секундами), в духе медленных напевов вербункоша.

Неистощимость хореографической выдумки маститого Петипа в соединении с сочным полнокровием и симфоническим богатством музыки Глазунова доставили балету огромный успех на сцене Мариинского театра. Его появление было воспринято как событие равное по значению «Спящей красавице». «Глазунов, — как замечает Асафьев, — волею судьбы оказался наследником Чайковского в данном направлении и, к сожалению, кажется, завершителем, ибо нить развития классического балета как музыкально изыскуемой формы пока прекратилась».


Раймонда - Ирина Колпакова, Жан де Бриен - Сергей Бережной

Сарацинский шейх Абдерахман - Геннадий Селюцкий. Графиня Сибилла де Дорис - Ангелина Кабарова. Король Андрей Венгерский - Юрий Потёмкин. Подруги Раймонды - Ольга Искандерова и Нина Солдун. Трубадуры - Валентин Оношко и Виталий Афанасков.


Ирина Колпакова на сцене Мариинского в балете «Раймонда»

Ещё: Александр Константинович Глазунов (1865 - 1936). "Восточная рапсодия"

Цена:
от 4000 до 25.000.руб.

Стоимость билетов:

от 3000 руб.

В стоимость билета входит его резервирование и доставка.
Точную стоимость билетов и их наличие уточняйте по телефонам с сайта.

Балет «Раймонда» - один из наиболее известных и любимых больших русских балетов. Спектакль это привлекательный и зрелищный благодаря удачному соединению романтического сюжета, крепкой хореографии и, конечно, утонченной и пленительной музыки Александра Глазунова. Сюжет незатейлив, в его основе - романтическая рыцарская легенда о любви. Главная героиня балета - прекрасная Раймонда, графиня де Дорис, которая влюблена в крестоносца Жана де Бриена и дожидается его возвращения из похода. Как-то во сне молодой графине является чувственный сарацин, шейх Абдерахман. На следующее утро он и в самом деле приходит к Раймонде, окруженный роскошной свитой, предлагает графине руку и сердце. Воспользовавшись тем, что в замке графини проводится шумное празднество, посвященное ее именинам, Абдерахман пытается похитить Раймонду. Но вовремя возвращается Жан де Бриен. Рыцарь успевает спасти любимую, а король отдает приказ завершить соперничество поединком. Рыцарю Жану де Бриену удается нанести шейху смертельную рану (не без помощи призрака Белой Дамы, обитающего в замке). Король соединяет руки Раймонды и рыцаря. Праздник по случаю именин перерастает в пышный и красочный свадебный пир.

Либретто к «Раймонде» было написано Иваном Всеволожским и Мариусом Петипа по сценарию Лидии Пашковой, хореографию создавал гениальный Петипа. В первоначальных версиях балета присутствовала статуя Белой Дамы, предсказывавшая заснувшей Раймонде грядущие любовные перипетии. Но в 30-х годах этот символистский мотив убрали, а в 1948 году после редакции Константина Сергеева постановка стала более линейной. Главная проблема спектакля отныне кроется в характере Раймонды, в степени ее увлечения страстным южанином. В балете на первый план выходит не сюжет, а мастерство примы, танцующей центральную партию. Роль Раймонды исполняли великие балерины, существует множество интерпретаций и вариаций этого персонажа, но чем больше безукоризненности и ювелирной отточенности движений, тем лучше. Соответственно, можно сказать, что «Раймонда» - балет о блистательной классической приме, покоряющей зрителей неземным мастерством. Раймонда всесокрушающе красива, но при этом холодна и безразлична. Она настолько идеальна, безупречна, что легко преодолевает человеческую природу.

Музыка Александра Глазунова - выдающееся достижение русской музыкальной школы. Она характеризуется мелодической щедростью, образностью, насыщенным драматическим противопоставлением европейской и восточной темы. В Большом театре балет «Раймонда» идет в постановке Юрия Григоровича с использованием элементов хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского.