Сравнение медного всадника и евгения. Петр и Евгений в поэме «Медный всадник. Примерный ход рассуждения

Сочинение «Медный всадник» часто задается на уроке русского языка или литературы в разных классах школы. В этой статье вы найдете несколько рассуждений и анализов на разные темы.

Итоговое сочинение по русскому языку требует от ученика хорошей подготовки и наличия знаний по этому предмету. Ведь от оценки этого задания зависит аттестация в конце 11 класса по русскому языку и литературе. Поэтому важно заранее просмотреть все примеры сочинений и прокрутить в голове примерный план самых популярных тем. Ниже вы найдете сочинения по теме «Медный всадник» . Читайте далее.

Сочинение на тему по поэме Пушкина «Глубина мысли «Медный всадник»: главные герои

«Медный всадник»

Можно сказать, что основу данной поэмы составляют два образа и две сюжетных линии. Первая принадлежит молодому человеку по имени Евгений , а вторая - памятнику Петра I , который, по сути, и является «медным всадником». Вот сочинение на тему по поэме Пушкина «Глубина мысли. Медный всадник» , с описанием главных героев:

Образ царя в поэме двойственный. С одной стороны, это великий правитель, что «прорубил окно в Европу» , поднял Россию с колен и вывел на мировой уровень. Но с другой, Пушкину удалось показать всю ту жестокость, с которой Петр правил, и всю ту боль, которую испытал за это время народ. Вот строки, которые на это указывают:

«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен…

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам».

А вот Евгений предстает в сознании читателя трудолюбивым, но повидавшим на своем веку много горестей, юношей. Он потерял возлюбленную в результате несчастного случая и теперь, кажется, сходит с ума. Медный всадник представляется ему монументальным, пугающим. Герой то открыто проклинает его, то пытается скрыться от него куда глаза глядят. Кстати, поэт отлично показывает весь трагизм и всю ту боль, которую испытал герой и остальные люди вследствие наводнения.

Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!

Случившееся очень подкосило юношу. Можно сказать, что он уже не может стать прежним. Лишенный рассудка, словно в беспамятстве, Евгений бродит по пристани, питается чем придется. Именно в памятнике царю, он видит причину своих бед, своего горя и одиночества.

Тем не менее, даже опасаясь «неживого противника», Евгений ставит себя на один с ним уровень. Правда, безумство заканчивается очень печально – молодой человек умирает. Сложно сказать, кто прав – Петр со своей реформой или измучившийся народ. Пушкин словно дает возможность читателю обдумать все обстоятельства и решить, на чью сторону встать – «Медного всадника» либо Евгения.

«Медный всадник»: план сочинения



«Медный всадник»

План для сочинения нужен, чтобы было легче его написать. Пункты помогут разобраться и «разложить» мысли по полочкам. Вот план сочинения «Медный всадник» :

1. Вступление , которое следует поделить на составные части (пункты):

  • 1.1. Прославление города.
  • 1.2. Петр воздвигает город.
  • 1.3. Начало жизни юного града.
  • 1.4. «Люблю тебя, Петра творенье» (восхищение городом).
  • 1. 5. Пожелание городу непоколебимости.

2. Первая часть. Основной лейтмотив здесь – наводнение, его последствия для народа и для Евгения:

  • 2.1. Евгений. Образ жизни, мысли, мечты.
  • 2.2. Выход реки из берегов.
  • 2.3. Трагедия и ее последствия.

3. Вторая часть. «Евгений и Петр. Противостояние»:

  • 3.1. Затишье после наводнения.
  • 3.2. Горе и скитания Евгения по городу.
  • 3.3. Конфликт и преследование.
  • 3.4. Кончина Евгения.

При написании сочинения какие-то из пунктов можно опускать. Если работа будет подробная, в виде итогового сочинения, тогда эти все пункты стоит описать.

Сочинение «Образ Петра I в поэме «Медный всадник»: характеристика, описание



«Медный всадник»

Пушкин достаточно хитер в своих мыслях относительно царя. С одной стороны, он не отрицает того факта, что Петр был смелым человеком, могущественным владыкой, который многое сделал для своего народа. Но с другой стороны, он осуждает методы, которыми это было сделано и так называемый «фон подвигов», которым служило народное горе. Вот сочинение с характеристикой и описанием образа Петра I в поэме «Медный всадник» :

Поэт не скрывает, что правитель был высокомерным самодуром, которого все боялись и которому слепо подчинялись. Никто не смел даже помыслить об осуждении его решений, которые далеко не всегда были правильными.

Петербург также остается пристанищем знати и интеллигенции. А также тех, кто пытался и пытается создать видимость своей принадлежности к аристократическому либо творческому началу. В принципе, время мало что изменило. Простые люди были бессильны что-то изменить, они страдали от Петровых реформ.

Во второй части творения царь предстает только лишь как монумент. Это величественный истукан на высокой скале. Его могучий скакун сделан из бронзы. К слову, Пушкин опередил время в своих измышлениях, ведь в его эпоху памятников царю еще не было. Мало того, поэт достаточно сильно идеализирует образ Петра , считая его чуть ли не полубогом. Впрочем, и в наше время некоторые относятся к представителям власти именно так.

А вот в конце творения Петр вновь ожил и ринулся за Евгением . Достаточно много описаний, указывающих на всю ничтожность простого молодого человека в сравнении с правителем. По крайней мере, он выглядит мелким и жалким.

Уважает Пушкин Петра или критикует? По сути, и то и другое. Царь остается символом русского государства, в котором интересы власти всегда выше потребностей простого люда.

Сочинения-рассуждения по литературе по произведению «Медный всадник» - 7, 8, 10 класс: варианты, кратко



«Медный всадник»

Сочинения по русскому языку и литературе по поэмам Пушкина ученики пишут, начиная с 7 класса. В каждом классе свои требования к содержанию и отличаются рассуждения и знания учащихся. Вот сочинения-рассуждения по произведению «Медный всадник» - варианты, кратко:

7 класс:

Поэма принадлежит выдающемуся русскому поэту А.С. Пушкину . Конечно же, его талант не вызывает сомнений, но я несколько расстроился, когда узнал, что главных героев всего двое. Мало того, один из них памятник.

Но это были напрасные опасения. Произведение очень интересное. Во-первых, оно имеет историческую ценность. Показывает, как царь создал Петербург . Достаточно хорошо Александр Сергеевич описал жизнь нового города, а также страшную трагедию в виде наводнения.

Однако это не столько стихия, сколько гнев мира на поступки царя. Это осуждение. Если Петр ассоциируется с государством, с его неправильной политикой, то Евгений – образ страдающего от несправедливости простого народа

На самом деле, героя очень жаль – ведь он еще молод, а уже потерял близких людей и не может без них жить. Но «оживший» Петр не только проделки его больного рассудка. Поэт изображает ситуацию в переносном смысле. Это конфликт властей, которые никогда не поймут интересы простого народа.

8 класс:

Пушкин написал «Медного Всадника» в 1 половине XIX века. Это одно из моих любимых его произведений. Образ Петра неоднозначен – он одновременно уважаем и порицаем. Но нельзя сказать, что поэт не считает его умным человеком. Да и надежды у царя были объяснимые. Он желал получить мощное государство, которого все будут бояться.

И невозможно сказать, что это у него не получилось. Ведь Россия – великая держава. Однако главной ошибкой правителя было то, что он не считался с простым народом, который страдал от его действий.

Петр монументален - как в образе человека, так и в образе памятника. Гениальны описания Петербурга и наводнения, а также внутренняя картина мира обезумевшего от горя Евгения .

Мечты последнего разрушены. Он мечтал о семье, детях, личном счастье. Но теперь этого нет. Герой один на всем свете. Именно поэтому он обвиняет памятник во всех своих бедах. Рассвирепевший царь пускается за ним в погоню.

10 класс:

Творение начинается со вступления. Примечательно, что Пушкин говорит о монументе, как об одухотворенном, живом существе – словно, Петр настолько велик, что даже будучи работой скульптора, способен мыслить, анализировать, гневаться и принимать решения.

Интересна также структура – ведь поэт имеет несколько сегментов. Вначале «град заложен», после он «пышно вознесся», а в третьей составной доле уже начинается воспевание Петербурга . Поэт признается ему в любви, описывает все его великолепие. Также произведение имеет огромную историческую ценность. Ведь оно освещает достаточно реалистичные исторические события. А именно – как царь основал город, как рубил в Европу окно и т.д.

Описания достаточно реалистичны. Литератор оперирует причастиями и прилагательными: «убогий чухонец», «неведомый лес», «топкие берега». Понятное дело, что это совершается для усиления впечатления и полноты раскрытия темы. Петербург словно поделен на два социальных слоя – и для одних это великий город, пристанище аристократии, а для других – топкое болото, в котором они погибают, медленно разлагаются изнутри.

Именно таким является Евгений. Его мечты были достаточно просты, он не хотел сверхъестественного. Но гнев природы на царя лишил жизни его возлюбленную. Теперь парень не знает, как жить дальше. И переживания за героя отводят овации по поводу красоты города на второй план. Собственно, встает вопрос: «Зачем вообще нужна красота, если она приносит страдания?».

Питер обычного труженика, и город представителя знатного сословия – два разных населенных пункта. И автор словно подчеркивает это. Конечно же, о «медном всаднике» нельзя говорить как о живом. Петр не мог ожить, но он символизирует когтистую лапу власти и реформу того времени. Кстати, вполне возможно, что монумент преследовал Евгения и после смерти (если параллельные миры существуют) – это словно некое проклятие, которое никогда не закончится.

История России в произведениях Пушкина «Медный всадник»: факты, события



История России в произведениях Пушкина «Медный всадник»

Как и многие писатели, А. С. Пушкин, уделяет истории России достаточно большое внимание. Написано творение было в 1833 году и является одним из составных частей его произведений о царе. Историческая ценность «Медного всадника» видна невооруженным глазом. Во-первых, можно проследить такие события, как:

  • Воздвижение Петербурга и его развит.
  • «Окно в Европу».
  • Период самодержавия.
  • Преобразования царя.
  • Поднятие России «над бездной» с помощью «железной узды».
  • Прочие исторические события – в том числе, и «предсказанное» Пушкиным воздвижение памятника царю, которого при жизни поэта еще не существовало.

Вот факты произведения:

  • Петр I олицетворяет собой власть, державу, ту силу, что действует вразрез с интересами простого люда – и, мало того, никогда его не поймет, никогда не войдет в его положение.
  • Евгений , простой человек с разбитыми надеждами, словно противопоставляет ему и олицетворяет народное горе, сожаление, боль потерь и напрасные мечты о счастье.
  • Говоря о царе в начале творения, Пушкин представляет его реформатором, личностью оставившей след в истории.
  • Однако, избирая место, где будет построена столица, царь скорее помышлял о собственном богатстве и могуществе государства, но никак не о том, чтобы простому народу жилось лучше.
  • Именно поэтому город остался для простого люда чужим. Как бы ни был он прекрасен, какой бы величественной не была Нева .

Впрочем, сама река противилась его идеям. Именно так поэтом расцениваются наводнения, которые случались достаточно часто.

Сочинение на тему «Памятник - образ Медного всадника»: характеристика, описание памятника, кто скульптор?



Образ Медного всадника

Евгения уж нет, а «Медный всадник» стоит и поныне. Мало, кто знает, что данный памятник, стоящий на Сенатской площади в Петербурге, был открыт в 1782 году. Вот сочинение на тему «Памятник - образ Медного всадника» - характеристика, описание памятника, кто скульптор:

Памятник действительно монументален, велик и полностью сделан из бронзы. Почему же он называется «медным»? Благодаря великому русскому поэту, который именно таким увековечил его в названии поэмы. Вот несколько фактов по созданию памятника:

  • Статуя была выполнена Этьеном Фальконе в период с 1768 по 1770 гг .
  • Голова Петра – дело рук ученицы скульптора, Мари Анн Колло .
  • Змею «добавил» Федор Гордеев .
  • Руководил отливкой мастер Василий Петрович Екимов . Окончательный вид монумент приобрел в 1778 году .
  • Кстати, Юрий Фельтен является автором всех решений по архитектору и планировке.

Достаточно интересная история камня. Он был найден в Конной Лахте . После того, как гром-камень был извлечен из земли, образовался водоем, который теперь назван Петровским прудом .

Лошадь вздыблена, такое впечатление, что инициативный Петр гонит ее все дальше и дальше, «в Европу». Сам Фальконе утверждал, что памятник должен быть максимально простым, без каких-то сложных деталей. Однако царь изображен в динамичном образе намерено. Он представлен законодателем и созидателем. Одежда на царе простая и легкая – возможно, потому, что в слишком уж шикарном облачении ему было бы сложно передвигаться верхом.

Вид у него величественный, победоносный. Вполне очевидно, что изображен Петр людьми, испытывающими к нему благоговение и симпатию.

Трагедия в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» - сочинение: проблема, бунт маленького человека



Трагедия в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Только недалекий может подумать, что основная проблема «Медного всадника» - погоня ожившего памятника за безумцем. На самом деле, все сложнее. Пушкин описывает противостояние простого человека и государства, которое, увы, не прислушивается к его мнению, не хочет понимать его нужды. Вот сочинение на тему «Трагедия в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» с описанием проблемы и бунта маленького человека:

В поэме власть печется только о себе. А сам по себе, «маленький человек», никому не нужен. Тем не менее, поэт считал, что согласия между человеком и государством достигнуть можно. Имеется шанс осознавать себя частью великой державы, но в то же время, не терять своей индивидуальности, не становиться безликой серой массой. Но для этого необходимо приложить усилия.

Как же должны эти отношения строиться? Допустим, Евгений – это человек небогатый, скромный, простой трудящийся, ценящий быт. Одним словом, «среднестатистический», «маленький» человек. Кстати, мельком Александр Сергеевич упоминает, что Евгений родом из обедневших дворян.

Но личная жизнь, о которой так мечтал герой, и бытие государства представлены двумя разными мирами, имеющими свои законы. Для достижения консенсуса стоит найти точки соприкосновения, а это очень сложно.

Петр стоит у истоков великих свершений – мало того, он даже город воздвигает кому-то «назло». Царь пытается укротить стихию, но в то же время, безразличен к нуждам простых людей, таких как Евгений . Для него главное – имидж государства в глазах прочих европейских стран.

В понимании Пушкина , человеку и государству сложно достигнуть консенсуса лишь потому, что оба желают друг друга зла и не хотят идти на компромиссы. Однако трагизма он в этом не видит. Александр Сергеевич полагает, что если отношения между «маленьким человеком» и державой станут базироваться не на зле, а на любви, то большинство трудностей решится само собой.

Что же касается Евгения – это маленький человек, решившийся на бунт. По крайней мере, таким его делает Пушкин . Достаточно забавно наблюдать, как поэт пытается поднять его до уровня Петра . Тем не менее, противостояние все равно жалкое – словно тигр гонится за беззащитным кроликом. Даже несмотря на несовершенства общества, протест и «бой» Евгения жалок, он не имеет смысла. Кстати, есть некая параллель с декабристами. Возможно, именно это хотел показать поэт.

Пушкин выступает философом. На примере героев он показывает, что конфликт между государством и маленькими людьми будет существовать столько, сколько будет существовать этот мир. И ни больше, ни меньше. Соответственно, в таких бунтах нет смысла – они ничего не изменят. В этом и заключаются проблема и трагедия – что-то менять необходимо, только вот все старания бесполезны.

Образ Евгения в поэме «Медный всадник» - сочинение: характеристика, описание



Образ Евгения в поэме «Медный всадник»

Писатель четко описывает героя - маленького человека, который бунтует и конфликтует с государством. Его облик прослеживается в каждой строчке поэмы. Вот описание и характеристика образа Евгения в поэме «Медный всадник» - сочинение:

Фамилии героя писатель не указывает. По его словам, юноша принадлежит к некоему боярскому роду, что впоследствии обеднел. Зарплату герой получает мизерную и экономит практически на всем. Он снимает небольшую комнату, в которой тесно даже одному. Но, тем не менее, мечтает иметь семью.

Он не выделяется ни харизмой, ни внешней красотою, ни талантами. Просто «среднестатистический» человек. Он молод, работоспособен. Возлюбленную выбрал под стать себе – девушку хорошую, порядочную, но небогатую. Семейную жизнь Евгений представляет без особых изысков: бытовые хлопоты, жена, дети, служба.

После утраты любимой он очень страдает, близок к помешательству. Это говорит не только о большой любви, но и об эмоциональности, ранимости, слабой психике. Евгений превращается в человека глубоко несчастного, одинокого, лишенного мечты и стимулов для дальнейшей жизни.

Сочинение на тему «Образ Петербурга в поэме «Медный всадник»: описание



Образ Петербурга в поэме «Медный всадник»

Каждый школьник должен знать и описание Петербурга из этой поэмы. Ведь это не менее значимо, чем персонажи и главные герои. Вот сочинение с описанием на тему «Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» :

Петербург в творении представляется великим, как и его основатель. Но А.С.Пушкин старается показать не только внешнее, но и духовное величие этого поселения. Нева , а точнее, перемены ее настроения и состояния, прекрасно показывают атмосферу жизни городских жителей.

С одной стороны, город монументален и красив. Именно таким он представляется знатным, обеспеченным людям, которым чужды житейские проблемы и усилия, прилагаемые для выживания. А для «маленьких людей», таких как Евгений, он является настоящей тюрьмой, внешняя привлекательность которой ничуть не радует.

Поэт наглядно показывает, как только что созданный Петром , город, начинает «расцветать», наполняется величием и значимостью. Стихия воды побеждена. Однако наводнение уносит жизни людей. Потому, для Евгения, Питер – это не красивое, атмосферное место. Это город-убийца – причем, не только любимых, но и надежд.

Сочинение на тему «Творчество Пушкина «Медный всадник»: анализ



«Медный всадник»

Творчество поэта всегда представляет особую ценность для народа. Сейчас в школах часто задают написать сочинение об этом. На самом деле, делать описание по такой теме легко, ведь Пушкин писал о проблемах Руси, которые актуальны до сих пор. Вот сочинение на тему «Творчество Пушкина «Медный всадник» - анализ:

Пушкин представляет историческую поэму, написанную четырехстопным ямбом. Относительно конструкции, она подразумевает вступление в лирическом ключе, которое может рассматриваться и отдельно, а также две части, связанные общим сюжетом. Эпилог не явный, можно расценивать в его качестве последние строки.

Вступление выполнено в классическом ключе, прославляет правителя. Тем не менее, целостность поэмы полностью сохранена. Имеет место конфликт «маленького человека» и государства. Даже спустя годы проблема остается неразрешимой. Явно положительных либо отрицательных героев нет. Поскольку позиции Петра и Евгения , имеют множество нюансов. Используются метафоры, эпитеты, антитезы, сравнения и прочие средства выразительности.

Сочинение на тему «Конфликт личности и государства в «Медном всаднике»: рассуждение, анализ



Существует еще одна интересная тема, которую часто задают в школах для сочинений - «Конфликт личности и государства в «Медном всаднике» . Вот рассуждение и анализ:

Неразрешимый конфликт простого человека и могучей державы начинается сразу же после введения Евгения в произведение. Пушкин осуждает тот факт, что данное противоборство базируется на зле и считает, что только любовь могла бы примирить эти два полюса.

Однако данный путь также спорен. Ведь данная проблема всегда будет иметь место. Власть не обращает внимания на горести и тяжесть народной жизни, а правит, в первую очередь, отстаивая собственные интересы.

Соответственно, старый как мир конфликт, делает произведение актуальным. Увы, никаких стопроцентных путей к исправлению ситуации нет. Проблема так и остается открытой. Мало того, позиция Пушкина достаточно двойственная – он соблюдает нейтралитет, при этом то поощряя, то осуждая царя, то жалея Евгения , то вовсе забывая о нем.

Итоговое сочинение на тему «Надежда и отчаяние» по «Медному всаднику»: рассуждение



На протяжении всего произведения прослеживается отчаяние простого люда в лице одного героя. В то же время есть и надежда, но ее доля настолько мало, что если хорошо не вчитаться, то можно и не заметить. Вот итоговое сочинение на тему «Надежда и отчаяние» по «Медному всаднику» - рассуждение:

Человек не может жить без надежды. Физиологические функции могут и не прекратиться, но вот душа будет пуста и никогда не сможет обрести покой. Мучения от утраты смысла жизни, а также любимого человека, прекрасно показаны Пушкиным на примере Евгения . Молодой человек мечтает о тихой и спокойной семейной жизни, о любви, о детях – но стихия лишает его всего этого.

Парень в отчаянии. Он теряется в этом мире, не понимая, как жить дальше. Будущее представляется ему размытым, он словно не может отличить страшный сон от реальности. Потом горе сменяется гневом, который он пытается излить на монумент Петра . Тем не менее, проблема не исчезает. А горе и безысходность губят героя, лишают его жизни.

Отчаяние человеческое многолико. Оно может проявляться и в душевной боли и апатии, и в агрессии и гневе, и в осознании пустоты существования и жизненной «ненужности». Так или иначе, оно приходит тогда, когда человек лишен надежды. Получается, что надежда – это смысл человеческого существования, это стимул, что рождает цели. Личность живет ради их достижения, а когда они рушатся, когда уже почти достигнуты, это равносильно медленной и мучительной духовной смерти.

Видео: Медный всадник. Александр Пушкин

Евгений - главный герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», мелкий петербургский чиновник, бедный столичный гражданин. В поэму не упоминаются ни фамилия, ни возраст, ни место работы героя. Облик его также расплывчат и теряется в серой, безликой массе ему подобных граждан. Есть лишь одно упоминание о его былом аристократическом происхождении, но сейчас он и сам сторонится знати, так как беден. Евгений живет в Коломне и часто бывает на противоположном берегу реки Нева. Его мечты и надежды связаны с такой же бедной девушкой Парашей, с которой он хочет создать семью, завести детишек и мирно жить. Однако его мечтам не суждено осуществиться.

Параша с матерью погибают после сильной бури с наводнением. Обветшалый домик, в котором жила Параша был снесен, и от него осталась только ива, растущая рядом. Такого горя Евгений не смог перенести и сошел с ума. С потерей Параши, он потерял все мечты и смысл жизни. После этого он начинает все время скитаться, жить на подаяния, спать на улице. Нередко злые люди его бьют, но ему все равно. Такой образ Евгения вызывает жалость и тоску у читателя. В один ненастный вечер он решает пойти и взглянуть в глаза величавому истукану, некогда построившему этот город на берегу Невы. Впоследствии он в этом кается. Вскоре город переживает еще одну разрушительную бурю, в которой Евгений погибает.

В данном произведении автор попытался обратить внимание читателя на проблему, волнующую людей той эпохи – конфликт государства и личности человека. Образ и характеристика Петра I в поэме «Медный всадник» будут представлены в двух обличьях. С одной стороны Петр сильный и смелый человек, производящий реформы на благо народа, с другой самовластный самодур, заставляющий слушаться и слепо подчиняться.

Образ и характеристика

Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина олицетворяет собой государство и безграничную власть над народом. Петр I историческая личность. Именно он является основателем Петербурга, города на Неве. В противовес государю стоит обычный работяга Евгений, чьи надежды на счастливую жизнь оказались разбиты.

В самом начале поэмы Петр предстает в образе реформатора, в голове которого

«полно великих дум».

Выбирая место для столицы, Петр в первую очередь думал о величии и богатстве государства, но никак не о людях, живущих в нем. Ему удалось осуществить мечту, построить город на Неве, ставшим одним из красивейших городов мира.

"Красуйся град Петра и стой неколебимо".

"Поднявшийся из тьмы лесов, из топи блат".

Столица Российской империи оказалась чужой для народа. Ему не было места среди этих колонн и величественных памятников.

"По оживленным берегам громады стройные теснятся…теснился кучами народ".

Во вступлении к первой части имя Петра не упоминается. Пушкин называет создателя Петербурга «он».

"На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полон".

Позже становится понятным, что идея построить город у берегов буйной реки была обречена на провал. Неуравновешенная река выражала свой протест в виде страшных наводнений, посылаемых на народ.

Петербург был идеальным городом для богатых и знатных людей. На судьбы простых смертных ему было плевать. Он просто растаптывал их, как ненужную вещь. Петр старался улучшить жизнь тех, у кого и так все было хорошо. От его реформ страдали обычные люди, бессильные что-либо изменить.



Во второй части произведения Петр предстает в образе каменного истукана. Памятник, расположен на Сенатской площади. Медный всадник словно взлетел на высокую скалу на бронзовом коне, чтобы сверху любоваться своим творением. Пушкин перенесет Петра Великого на сто лет вперед, превратив одушевленный образ любимого героя в его изваяние. Величие и мощь Медного всадника невольно внушают страх каждому, кто сталкивается с ним нос к носу. Недаром автор награждает его возвышенными эпитетами «властелином Судьбы», «державцем полумира».

Пушкин идеализировал Петра, сравнивая его с полубогом, параллельно давая понять насколько мелок и ничтожен Евгений в сравнении с ним. Они столкнулись на берегу реки, представляя собой две крайности. Одна из них мощь и сила, другая безличие и жалость.

В финальной части произведения Медный всадник ожил, пустившись в погоню за Евгением. Эта сцена еще раз дает понять, что простой человек, не в силах вести борьбу с государством в одиночку. Это как капля в море.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация

В содержание урока включено много заданий иллюстративно-сопоставительного характера: материал об истории создания города Петербурга и памятника Петру I, сравнительные таблицы, составленные на основе текста поэмы, лексический комментарий к тексту, различные подходы к трактовке поэмы. Использование ИКТ способствовало быстрой сменяемости заданий, большой плотности и насыщенности урока, активизации мыслительной деятельности и внимания учащихся, повышению интереса к предмету.

Тема

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА "МЕДНЫЙ ВСАДНИК"

Цель

Формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся.

Задачи

  • Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;
  • Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом,

умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;

  • Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России

Предмет: литература.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Видеозаставка на экране: памятник «Медный всадник».

Сообщение темы

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с поэмой «Медный всадник» А.С.Пушкина, с одной из самых «зашифрованных», нагруженных тайнами произведений поэта, имеющих множество интерпретаций. Постижение ее идейно- художественного своеобразия - задача сегодняшнего урока. (Слайд № 2)

Изучение нового материала

Поэма создана болдинской осенью 1833 года, напечатана полностью после смерти Пушкина.

«Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации.

Сам А.С.Пушкин определил «Медный всадник» как Петербургскую повесть, дав поэме «Предисловие».

(Слайд № 3)

Чтобы понять поэму, надо рассмотреть те исторические события, которые отразились в повести. В этом нам помогут историки. (Сообщения учащихся)

(слайд № 4, 5,6)

Работа с текстом поэмы "Медный всадник

А теперь посмотрим, как эту тему воплотил в своей поэме А.С.Пушкин. Для этого перечитаем «Медный всадник» так, как предложил нам сам автор, - как повесть из петербургской жизни, как происшествие, основанное на истине. Для понимания поэмы обращаю ваше внимание на лексику.

Задание: (Слайд № 7)

Среди записанных слов найдите старославянизмы и определите их роль в тексте.

Одическая лексика подчеркивает величие Петра, его мудрость, патриотизм.

Читая поэму, вы обратили внимание, что она состоит из трех частей: вступления и двух частей.

Итак, обратимся к тексту.

Вступление (читает наизусть Перфилов Д.)

Зачем дано вступление?

О чем думал Петр I, стоя на берегу пустынных волн? (слайд № 8)

Величие Петра в патриотизме, понимании исторической необходимости, Петром руководит идея блага отечества.

Что представлял из себя пейзаж, предшествующий основанию Петербурга?

(Картина дикого пустынного места, широкой реки, на которой виден лишь одинокий челн).

Но вот город заложен, утвердился, «вознесся пышно, горделиво», а с ним утвердилась и слава России.

Прошло 100 лет…

(Слайд № 9)

Пушкин слагает гимн Петру и его «творенью»:

Люблю тебя, Петра творенье…

Пышный, горделивый, неколебимый, как Россия..

Обратимся к 1 части поэмы.

Поэт переходит к печальному рассказу, ужасной поре.

Что это за событие?

Наводнение 1824 года. Перед нами другой Петербург – омраченный, снята позолота, ноябрь, осень, Нева металась, как больной..., крепость, осажденная Невой.

Появляется герой – Евгений.

Каково его социальное положение?

О чем он думает? Мечтает?

Почему именно такого человека (один из многочисленных чиновников без призванья) взял Пушкин?

(Слайд № 10)

Евгений мечтает о простом счастье «маленького» человека. Но ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет и бурного жизненного порыва.

Ужасный день! Нева…

Как зверь остервеняясь, на город кинулась.

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воде погружен.

Все гибнет: кров и пища!

Неразбериха, горе.

(Слайд № 11)

Зачем в повесть введен образ царя Александра?

(И молвил: «С божией стихией царям не совладать»)

Евгений не за себя страшится, волнуется о своей невесте.

В конце первой части – первая встреча с Медным всадником.

(Слайд № 12)

Разъяренная стихия, беды людские не касаются его! Он в неколебимой вышине, обращен спиною к Евгению.

Державный город – над ним парит

«Кумир на бронзовом коне»

Евгений – антипод кумира. У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа!

Перечитаем вторую часть поэмы.

Что же стало с Евгением?

Что ощущает он?

Как сложилась его судьба после наводнения?

Наводнение закончилось. Беспокойство, тревога, душевный надлом…

Обратимся к тексту поэмы.

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек…

Страшная боль за Евгения: от событий становится жутко: героя бьют, живет подаянием, ночует, где придется, бедность, нищета…

Так проходит год…

… он очутился под столбами.

Евгений вздрогнул…

Память о пережитом приводит его на Сенатскую площадь..

Итак, переходим к кульминации поэмы. (Слайд № 13)

Прав ли Евгений, обвиняя в своем несчастье Медного всадника?

Меняется отношение автора к Евгению, это уже соперник грозного царя. Бунт Евгения, мятеж оказался недолгим, истукан оживает перед его взором, в его больным воображении. Это уже конфликт не героев, а идеи, конфликтуют государство и личность. Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст: человек и власть всегда связаны между собой. И судьба одного человека зависит от государства, государственной личности.

А вы как считаете? (Рассуждения учащихся)

Перед вами таблица "Два лика Петра" (слайд № 14).

Все ли цитаты соответствуют образам, указанным в заголовке таблицы? Установите соответствие. Подтвердите цитатами, как "царь-преобразователь" превращается в "горделивого истукана".

Обратимся к заключительным строчкам поэмы .

(Слайд № 15)

Найдите слова и словосочетания, которые перекликаются с начальными строками поэмы, выделите их.

Поэма заканчивается описанием все той же природы с ветхим домишкой и рыбаком. Евгений – дитя этого великолепного города – находит свой конец на берегу пустынного острова. Город, детище Петра, отверг бедняка, и его приняла та стихия, которая, бросив вызов городу, явилась непосредственной причиной гибели человека.

Как вы считаете, разрешен ли конфликт человека и власти в поэме автором? Что же делать?

(Суждения учащихся)

Существуют совершенно противоположные мнения о поэме:

(Слайд № 17, 18)

А вы как считаете: «Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?»

Итоги урока

выставление и комментирование оценок.

Литература

  1. В мире литературы. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2006.
  2. И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. М.: Вако, 2006.
  3. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2004.
  4. Русская литература XIX века. Практикум под редакцией Ю.И. Лыссого. М.: Просвещение, 2001.
  5. А.А.Фукалова. Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"//Литература в школе № 5, 1999.
  6. Г.А. Саларева. "Медный всадник" А.С. Пушкина// Литература в школе № 8, 1999.
  7. Н.А. Соснина. "Медный всадник" Пушкина.//Литература в щколе № 5, 1997.
  8. illustrators. ru

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей.

А. С. Пушкин

Пушкий не раз обращался к образу Петра I и тесно связанного с ним Петербурга. Поэма “Медный всадник”- это своеобразный гимн городу и его основателю, но одновременно и осуждение Петра за строительство столицы в гиблом месте. Здесь автор встает на позицию “маленького человека”, который судит об окружающих с точки зрения своей выгоды, своего видения.

Во вступлении к поэме дан величественный образ Петра и величественного города:

И думал он:

грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой встать при море.

Вступление звучит торжественно и величаво, но в конце автор бросает фразу, настораживающую читателя, создающею некую интригу, заинтересовывающую и одновременно предостерегающую:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминание…

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Главный герой поэмы – мелкий чиновник Евгений. Размышляя о жизни он хочет быть богаче и умнее. Герой мечтает о счастье, он не прочь жениться:

Но что ж, я молод и здоров

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себя устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Но произошло несчастье. Разгневалась Нева, и в городе произошел потоп. “И всплыл Петрополь.” Как только смирившаяся стихия позволила, Евгений устремляется к дому возлюбленной и не находит не чего. Дом был снесен и разрушен волнами.

Теперь Евгений живет в своем, неведомом людям мире, влача жалкое существование. И во всем он винит “героя, сидящего на коне”. Герой погибает на пороге дома своей возлюбленной, который случайно отыскал на одном из островов.

В этом произведении автор развивает тему “маленького человека”. “Маленький человек” Евгений и величественный император Петр I. В этом произведении явно видно, как интересы всего государства выносятся на первое место, становятся над интересами простого человека.


Другие работы по этой теме:

  1. В поэме “Медный всадник” Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями. Во вступлении к поэме...
  2. ­Конфликт Евгения и Медного всадника Поэма “Медный всадник” – одно из самых идеальных в художественном плане творений А. С. Пушкина. Он написал ее в 1833...
  3. В своей поэме Пушкин поднимает очень важную тему, волнующую всех передовых людей того времени – конфликт между государством и отдельно взятым человеком. Государство представлено у...
  4. Поэма “Медный всадник” завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль...
  5. Но северный город – как призрак туманный, Мы, люди, проходим, как тени во сне. Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный, С рукою простертой летишь на...
  6. 1. Роль исторического лица в художественном пространстве. 2. Контрастная картина жизни города и человека. 3. Монументальность и величественность кумира. Надобно найти смысл и в бессмыслице:...
  7. Тема маленького человека Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” была создана в Болдине в 1833 году. Ее не сразу допустили к печати из-за затронутых в...
  8. А. С. Пушкин, что и любой другой признанный читателями писатель, в свои произведения вкладывал наиболее острые проблемы и вопросы эпохи, всей жизни. В поэме “Медный...