Станционный смотритель анализ произведения. Анализ «Станционный смотритель История создания рассказа станционный смотритель

Данный цикл включает несколько новелл, которые связаны между собой одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным.

Этот персонаж вымышленный, как писал Пушкин, перенос лихорадку и умер в 1828 году.

Вконтакте

О судьбе повествователя читатель узнаёт, когда только начинает знакомство с циклом повестей, которые можно читать и онлайн. Автор в своём произведении выступает как издатель и в «Предисловии» рассказывает о судьбе самого рассказчика Белкина. Из печати этот пушкинский цикл повестей вышел в 1831 году. В него вошли следующие произведения:

  1. «Гробовщик».

История создания повести

Александр Пушкин работал над произведением, находясь в 1830 году в Болдино . Повесть была написана быстро, всего за несколько дней, и уже 14 сентября она была окончена. Известно, что в Болдинское имение его привели некоторые денежные вопросы, но эпидемия холеры заставила его задержаться.

В это время было написано много прекрасных и замечательных произведений, среди которых самым выдающимся является «Станционный смотритель», краткий пересказ которой можно прочитать в этой статье.

Сюжет и композиция повести

Это история о простых людях, которые переживают и минуты счастья, и трагедию в своей жизни. Сюжет повести показывает, что счастье для каждого человека своё и что оно иногда скрывается в малом и обычном.

Вся жизнь главного героя связана с философской мыслью всего цикла. В комнате Самсона Вырина находится много картинок из известной притчи о блудном сыне, которые помогают не только понять содержание всей повести, но и его идею. Он ждал, что его Дуня вернётся к нему, а девушка все не возвращалась. Отец прекрасно понимал, что его дочь не нужна тому, кто увёз её из семьи.

Повествование в произведении идёт от лица титулярного советника, который знал и Дуню, и ее отца. Всего в повести несколько основных героев:

  1. Рассказчик.
  2. Дуня.
  3. Самсон Вырин.
  4. Минский.

Рассказчик несколько раз проезжал в этих местах и пил чай в доме у смотрителя, любуясь его дочкой. По его словам, всю эту трагическую историю ему поведал сам Вырин. Завязка всей трагической истории происходит в тот момент, когда Дуня тайно убегает из дома с гусаром .

Финальная сцена произведения происходит на кладбище, где теперь покоится Самсон Вырин. Просит прощения у этой могилы и Дуня, которая теперь глубоко раскаивается.

Основная мысль повести

Александр Сергеевич Пушкин постоянно подчёркивает в своей повести: все родители мечтают о том, чтобы их дети были счастливы . Но Дуня несчастна, и её грешная любовь приносит отцу муки и переживания.

Поведение Дуни и Минского доводят Вырина до могилы.

Самсон Вырин умирает, так как он, продолжая любить свою дочь, потерял веру в то, что когда-нибудь ещё увидит её.

Дуня словно вычеркнула отца из своей жизни и эта неблагодарность и потеря смысла жизни, который заключался в дочери, приводит к такому печальному завершению истории.

Краткий пересказ повести

Каждый человек встречался со смотрителями, отправляясь в дорогу. Обычно такие люди вызывают лишь только гнев и грубость. Мало кто из тех, кто находится в дороге, почитает их, считая либо разбойниками, либо извергами. Но если задуматься о том, какова их жизнь, вникнуть в неё, то начнёшь более снисходительно к ним относиться. Целыми сутками им нет покоя, а некоторые раздражённые проезжающие могут и избить, срывая свою досаду и злость, которую накопили во время езды.

Жилище такого смотрителя бедное и убогое. В нём никогда не бывает покоя, так как постояльцы в ожидании лошадей проводят там время. Только сострадание может вызывать такой смотритель, который, невзирая на погоду, ищет лошадей, пытаясь угодить всем проезжающим. Рассказчик, который уже двадцать лет путешествует, часто бывает в таких жилищах и ему прекрасно известно, как тяжёл и неблагодарен эот нелегкий труд.

Рассказчик в 1816 году опять ехал по службе . В то время он был молод и горяч и часто ругался со станционными смотрителями. В один из дождливых дней он остановился на одной из станции, чтобы отдохнуть с дороги и переодеться. Чай подала девушка, которая была прекрасна. В то время Дуне было 14 лет. Привлекли внимание посетителя и картинки, которые украшали стены бедного жилища смотрителя. Это были иллюстрации из притчи о блудном сыне.

Самсон Вырин был свеж и бодр, ему уже исполнилось пятьдесят лет. Он любил свою дочь и воспитывал её вольно и свободно. Они втроём долго пили чай и весело беседовали.

Через несколько лет рассказчик вскоре снова оказался в тех же местах и решил навестить станционного смотрителя и его прелестную дочь. Но Самсона Вырина невозможно было узнать: он постарел, глубокие морщины были на его небритом лице, сгорбился.

В беседе выяснилось, что три года назад один из проезжающих, увидев Дуню, разыграл обморок и болезнь. Два дня Дуня за ним ухаживала. А в воскресенье он собрался уезжать, предложив подвести девушку к церковной обедне . Дуня на минутку задумалась, но сам отец уговорил сесть в кибитку с молодым и стройным гусаром.

Вскоре Самсон заволновался и отправился к обедне, но оказалось, что Дуня там так и не появилась. Не вернулась девушка и вечером, а пьяный ямщик рассказал, что она уехала с молодым гусаром. Смотритель тут же слег, а когда выздоровел, тот тут же отправился в Петербург, чтобы разыскать ротмистра Минского и вернуть дочь домой. Вскоре он оказался на приёме у гусара, но тот просто решил от него откупиться и потребовал, чтобы он больше никогда не искал встреч с дочерью, и не беспокоил её.

Но Самсон совершил ещё одну попытку и пробрался в дом, где жила Дуня. Он увидел её среди роскоши, счастливую . Но как только девушка узнала отца, то тут же упала в обморок. Минский потребовал выставить Вырина и больше никогда не пускать его в этот дом. После этого, вернувшись домой, станционный смотритель постарел и больше никогда не беспокоил Дуню и Минского. Эта история поразила рассказчика и не давала покоя долгие годы.

Когда через время он снова оказался в этих краях, то решил узнать о том, как поживает Самсон Вырин. Но оказалось, что он год назад умер и похоронен на местном кладбище. А в его доме разместилась семья пивовара. Сын пивовара проводил рассказчика к могиле. Ванька рассказал, что летом приезжала какая-то барыня с тремя детьми и ходила к нему на могилу. Когда она узнала, что Самсон Вырин умер, то сразу же заплакала. А затем сама пошла на кладбище и долго лежала на могиле своего отца.

Анализ повести

Это произведение Александра Пушкина самое сложное и печальное из всего цикла. В новелле рассказывается о трагической судьбе станционного смотрителя и счастливой судьбе его дочери. Самсон Вырин, изучив библейскую притчу о блудном сыне по картинкам, постоянно думает о том, что и с его дочерью может произойти несчастье. Он постоянно вспоминает Дуню и думает о том, что она тоже будет обманута и однажды её бросят. И это тревожит его сердце. Эти мысли становятся губительными для станционного смотрителя, который умер, потеряв смысл своей жизни.

Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным, относится к циклу . Это небольшое произведение, в котором показана целая жизнь простого человека – станционного смотрителя и его дочери, была написана в сентябре 1830 года, а начало ее повествования относится к 1816-му году. реалистично по своему содержанию. Пушкин некоторыми своими произведениями заложил основы творческого реализма

Суть конфликта заключена в том, что люди, стоящие на социальной ступени выше, или имеющие деньги, ломают судьбы тех, кто оказывается не защищенными перед вышестоящими.

Повествования:

  • Иван Белкин, выступающий в роли рассказчика,
  • Самсон Вырин, смотритель,
  • Дуня, его дочь.

Герои второго плана:

  • Гусар Минский,
  • Врач, лечивший Минского на станции,
  • Рыжий мальчишка, рассказавший о приезде барыни на могилу Самсона Вырина.

Главным героем этого произведения остается маленький человек – станционный смотритель. Неслучайно поэтому эпиграф посвящен именно человеку этой профессии – «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». В Царской России существовали чины не только на военной службе, но и на гражданской. Всего было 14 гражданских чинов. Коллежский регистратор – самый последний.

Автор повести, Иван Белкин, приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше. Ему приходится немало ездить по России, он общался с разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об их службе. Повествователь сочувствует смотрителям.

Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел вымочить автора до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться. Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя. Девочка вскипятила самовар, приготовила чай, за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем. Старик гордился своей дочерью, следившей за помещением станции, и помогавшей отцу разбираться с проезжающими.

В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя. Дуню он уже не застал. Ему бросилось в глаза, как сильно постарел Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.

Однажды через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним. Когда собрался уезжать, гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам увез девушку в Петербург. Однажды смотритель собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар не позволил старику встретиться с Дуней. Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.

Спустя еще несколько лет эту станцию закрыли. Посетив эти места, Белкин решил навестить старого смотрителя, узнал о его смерти, и о том, что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней. Она дала деньги священнику на помин души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее на кладбище.

Осматривая в свой первый приезд помещение станции, Белкин обращает внимание на серию картинок «Возвращение блудного сына», висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями. Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.

Можно предположить, что Дуне хватило ума и немного женской хитрости, чтобы заставить гусара Минского жениться на ней, но она не стразу стала его женой. К моменту, когда Самсон Вырин пришел в Петербург, она еще была содержанкой гусара, и жила не в его доме. Минский снимал для девушки квартиру. Тревога отца не была беспочвенной, она основана на жизненном опыте. Не каждой бедной девушке, тем более увезенной таким образом, удается стать женой и светской дамой. Возможно, если бы Самсон Вырин мог предположить, что его дочь счастлива, он и сам бы не позволил себе пасть духом.

В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение - «Повести Белкина», - включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие). В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.

Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.

Знакомство с героями

Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось - а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести - показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.

Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин - отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.

В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

История о блудном сыне

Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.

Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, - все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.

Возвращение дочери

В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле - так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним - а затем уехала.

Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?

Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы - это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент - произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.

Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.

Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, - необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие. Пушкин выбирает эпиграфом шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А. Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Однако этот эпиграф подчёркивает серьёзный тон повести, выражающей глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего — четырнадцатого — класса Самсона Вырина. Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его безрадостной жизни — Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека. Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что её главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана прежде всего с ним. Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе тему «маленького человека», развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В. Гоголем прежде всего в повести «Шинель» (1842). Тема «маленького человека» получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое — представителе широких слоёв населения, «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека. Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!..».

Имя героя — Самсон Вырин — составлено автором с целью выразить своё отношение к личности и характеру этого человека. Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилии Вырин выражает мысль автора о том, что, несмотря на низкое происхождение героя, ему свойственны высокие, благородные чувства. Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о её благополучии. В нём также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика.

События повести «Станционный смотритель» Пушкина не происходят на глазах у читателя, он узнаёт их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения. Экспозиция, или пролог, произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и для представления конкретного места действия. Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как и память о некогда живших там людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трёх частей, подобно триптиху — трёхчастной живописной картине. Первая часть — это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутнённой жизни; вторая — печальный рассказ старика о несчастье, постигшем его, и о судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передаёт картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога. Такая композиция придаёт повести философский характер.

Важную роль в повести «Станционный смотритель» играют времена года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию...» Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, всё вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание. Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести «Станционный смотритель» соотносится с притчей о блудном сыне. Картинки с изображением этого сюжета рассказчик видит на стенах комнаты Вырина. История блудного сына из Библии повествует нам об извечной ситуации в жизни человека, который без благословения покидает родительский дом, совершает ошибки, расплачивается за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с лёгким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах. Например, «...почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами». В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца всё, поскольку торопится поскорее начать независимую и весёлую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть строится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежности изменений.

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1830 г.

История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации, и переходит к развязке.

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм и реализм.

История создания

В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

Тема

Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Главные герои

Жанр

Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 873.