Тема бесчестие в литературных произведениях. Проблема нравственности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Проверенное итоговое сочинение на тему «Если человек совершил бесчестный поступок, то он бесчестен до конца» по направлению "Честь и бесчестие"

Введение (вступление):

Конечно, каждый человек по-разному понимает это высказывание. Бесчестие - это отрицательная черта человека, характеризующаяся подлостью, лживостью, предательством, обманом. Честь , напротив, сочетает в себе такие качества, как верность, преданность. Честь всегда противостоит бесчестию, во все века люди борются за правду, справедливость. Если ты оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, тебе больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность.

Комментарий: повторы - одна из самых распространенных ошибок. Чтобы их избежать, нужно перечитать сочинение несколько раз и слова, повторяющиеся в двух соседних предложениях, заменить на местоимения, лексические или контекстные синонимы (или синонимичные выражения). Также важно следить за тем, чтобы в соседних предложениях не встречались однокоренные слова.

«Если ты оступился и совершил бесчестный поступок…» - лучше не использовать местоимение «ТЫ» при написании сочинения. Это допускается только в разговорной речи. Вместо «ты» можно написать «мы», «люди», «человек» и т.д.

«Если человек оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, ему больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность»

Тезис, конечно, соответствует теме, но есть два нюанса:

На тезисе нужно делать акцент, с помощью вводных слов, которые указывают, что это именно твое мнение («я думаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я уверена» и т.д.) Написать тезис - недостаточно, важно донести до проверяющего, как ты пришла к такому умозаключению. В вводной части ты расписала значения ключевых понятий, но никак не привязало это к тезису. Скорее всего, тебе поставили бы незачет по первому критерию, т.к. тема не раскрыта. Чтобы исправить это, нужно ответить на вопрос: «почему совершивший бесчестный поступок, бесчестен до конца?» свои размышления над данным вопросом можно написать перед тезисом.

Аргумент 1:

Размышляя о теме "бесчестие", я не могу не обратиться к произведению Василия Быкова "Сотников". Это произведение о двух партизанах, попавших в плен. Идя (некрасивое слово, попробуй заменить) за продовольствием для своих товарищей, каждый из героев по-разному реагирует на предстоящую опасность. Рыбак настроен серьёзно, готов к любым трудностям, в отличие от слабого, хилого, больного Сотникова. Попав в полицию, их пути расходятся (речевая ошибка, получается, что в полицию попали пути) . Им предстоит допрос. Первым пошёл Сотников. Он молчал, ничего не рассказывал следователю. Унижения, пытки, не заставили Сотникова предать свою Родину, свой отряд. После чего ему предстояла казнь. Однако Рыбак на допросе вёл себя противоположно (речевая ошибка, так не говорят. Противоположным может быть что-то: берег, реакция, поведение. А вести себя противоположно нельзя) своему товарищу. На вопросы следователя он отвечал подробно, был вежлив, цеплялся за каждую возможность спастись. На что следователь предложил стать одним из них. Рыбак обрадовался, что появился шанс на свободу. Он совершил самый плохой и бесчестный поступок. Рыбаку остаться живым оказалось сложнее и мучительнее. Он понимал, что совершил огромные ошибки, убив своего друга и перейдя на чужую сторону, тем самым лишился чести и навсегда обрёл бесчестие.

Комментарий: аргумент неубедительный. Понятно, что Рыбак совершил бесчестный поступок, но почему он навсегда обрел бесчестие? В чем это проявляется?

Таким образом, данный аргумент не подтверждает тезис.

Аргумент 2:

В доказательство можно привести ещё и произведение Валентина Распутина "Живи и помни". Это произведение об Андрее Гуськове, которого вместе со всей мужской частью деревни отправили на войну. Воевал он хорошо, добросовестно выполнял все обязанности. Под конец войны Андрей, получив ранение, попадает в госпиталь. Гуськов хотел хоть ненадолго вернуться домой , хотя бы на один день. Он был уверен, что из госпиталя его отправят домой , но этого не произошло. И вот Андрей возвращается домой раньше срока, возвращается не героем, а дезертиром. Дезертирство - это предательство. Настена, жена Андрея, не может части мужа (?), но она старалась, помогала чем могла. Ее сила - Любовь и вера, но из-за любви к плохому человеку она сама страдает. Андрей не хотел жить дальше, он не видел смысла в дальнейшей жизни и единственный выход - это смерть. Поступок Андрея Гуськова служит примером бесчестного поступка.

«Горе от ума» — это благороднейшее гуманическое

произведение..., протест против гнусной расейской

действительности, против чиновни-ков, взяточников,

бар-развратников... против невежества,

добровольного холопства.

В. Г. Белинский

Отношение к человеческой личности, к ее достоинству, к труду, к чести и бесче-стью, к правде и лжи, к любви и дружбе — это проблемы, актуальные во все времена.

Люди и сегодня задумываются над вопросами: как жить? что значит иметь человеческое достоинство? кто заслуживает доверия, любви, дружбы? как воспитать достой-ных членов общества?

Ответы дает сама жизнь. Дают их и книги, в которых жизненным опытом делят-ся с нами мудрые люди — писатели. «Поэт в России больше, чем поэт»,— через полтора века после Грибоедова сказал Е. Евтушенко, но как будто сказал и о нем, мудром учителе, наставнике и друге.

А. С. Грибоедов был декабристом по убеждениям. Существующий строй он счи-тал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим челове-ческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом, в котором он живет и интересы которого защищает. Войдем в дом чиновного барина Павла Афанасьевича Фамусова, окунемся в уже далекую от нас жизнь. Вот пожилой хозяин дома заигрывает с молоденькой служан-кой, вот он вспоминает о своих только двоим известных отношениях с вдовой-докторшей и тут же хвалится, что «монашеским известен поведеньем». Вскоре мы подроб-нее познакомимся с его «кодексом чести». Фамусов откровенно признается, что на службе любит «порадеть родному человеку», не думая о пользе дела, к своим обязан-ностям относится формально («Подписано — так с плеч долой!»). Безнравствен он во всем: безразлично относится к воспитанию дочери, боится просвещения, уверен, что от него все зло, а «чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Крепостных Фамусов не считает людьми, срывает на них злость. И при этом он считает себя безгрешным, ставит в пример дочери: «Не надобно другого образца, ког-да в глазах пример отца».

Людей Фамусов оценивает по богатству, чину и по тому, насколько они ему удоб-ны. Поэтому он держит в доме лицемера и подхалима Молчалина, стараясь не заме-чать его фальши, лжи, угодничества (ведь Фамусов совсем не глуп!). Поэтому заиски-вает перед Скалозубом (еще бы: «И золотой мешок, и метит в генералы»).

Скалозуб настолько примитивен, что даже не понимает, что говорит, когда при-знается, что «счастлив в товарищах» своих, потому что те «перебиты» и, следователь-но, путь к повышению расчищен. Тем не менее он почетный гость в доме Фамусова! Под стать ему и чванливая, влиятельная Хлестова. Страшна мораль Тугоуховских, для которых в человеке важно только одно — богатство.

В этом обществе и не помышляют о человеческом достоинстве, дружбе, любви. Для достижения корыстных, низменных целей не считается зазорным лгать, лицеме-рить, притворяться. «Путь наверх» прекрасно показан на примере Молчалина, кото-рый, живя, как «завещал отец», то есть угождая «всем людям без изъятья», уничто-жил в себе человека. Он уверен, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно зависеть от других» и т. д.

Возникает вопрос, не безнравственна ли Софья, полюбившая такого человека. Не-ужели ей по душе «мораль» Молчалина? Как могла она, читающая, любящая музы-ку, неглупая, предпочесть это ничтожество Чацкому? Я не могу осуждать Софью: мне ее жаль. Девушка очень молода и неопытна. В доме своего отца она получила уродли-вое воспитание. Начитавшись сентиментальных французских романов, возомнила себя спасительницей, покровительницей бедного молодого человека, такого тихого, такого скромного... Знать бы ей, что это волк в овечьей шкуре. Но Софья еще не научилась разбираться в людях: всем хорош Молчалин, вздыхает, боится на нее глаза поднять... А Чацкий колок, резок, язвителен, всех вышучивает и при этом ищет понимания у нее, Софьи. Она уверена: Чацкий в ней не нуждается, да ей и дела до него нет. Софья не безнравственна. Ее любовь, в отличие от «чувства» Молчалина, настоящая. Вот если бы она могла увидеть своего избранника глазами постороннего наблюдателя! Поведе-ние Софьи — результат влияния среды, общества, для которого молчалинские «умерен-ность и аккуратность» — ключ к успеху и карьере. Безнравственность не мешает, а помогает продвигаться по служебной лестнице, способствует расположению «сильных мира сего». Материал с сайта

Рассказывая о личной драме Чацкого и Софьи, писатель убеждает, что и в про-блемах нравственности фамусовское общество безнадежно отстало от требований жизни. Политическая и нравственная несостоятельность этого общества взаимосвязаны. За-щитники крепостничества не могут уважать человеческую личность. Многочисленные фамусовы, хлестовы, скалозубы презирают русскую культуру, народные обычаи, род-ной язык, как огня боятся просвещения.

Но больше всего пугают их передовые взгляды. «Он вольность хочет проповедать!» — «Да он властей не признает!» — такие обвинения в их устах звучат как приговор. В борьбе против вольнодумия для них хороши самые безнравственные средства. Сплет-ни, ложь, клевета без зазрения совести пускаются в ход, когда становится очевидной угроза их спокойствию, которую несет с собой Чацкий. Чацкий выступает не только как носитель новых идей, но и как человек новой нравственности; его моральные устои так же противоположны морали старой барской Москвы, как и его убеждения.

Мысль о необходимости общественных перемен очень убедительно раскрыта в ко-медии через противопоставление морали двух противоборствующих лагерей: в отста-лом, изжившем себя обществе не может быть высокой нравственности — такой вывод делал для себя читатель «Горя от ума» накануне восстания декабристов. Этот вывод не стареет и сегодня: справедливая общественная мораль возможна только в справед-ливом обществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Честь и бесчестие… Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают? Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались

к теме чести и бесчестия. В Быков в повести “Сотников” рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь, встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова.

Его путь – путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В понятие “честь” вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность...
  2. Слова “честь” и “бесчестие” стали редки в нашем лексиконе, но наверняка каждый задумывался над вложенным в них смыслом. Честь подразумевает достоинство и нравственные принципы, от...
  3. Краткое сочинение Честь и бесчестие Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень,...
  4. Безусловно, при произнесении этого слова у большинства из нас возникает образ смелого, достойного мужчины, идеала общественного сознания, однако существует и женская честь, которая называется целомудрие....
  5. Каждый человек сам создает собственное представление о тех или иных нравственных ценностях. Зачастую представление одного человека может сильно отличатся от понимания сути этого же нравственного...
  6. Люди с древних времен много размышляют о своих личностных качествах. И это полностью оправданно, ведь сделанные при этом выводы формируют наше мировоззрение, исходя из которого...
  7. Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь...
  8. Эпиграф урока: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” . На доске: Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека. 2. Хорошая,...

Андрий, младший сын Тараса Бульбы, совершил бесчестный поступок. Влюбившись в полячку, он предал Родину и перешел на сторону врага. Андрий был готов сражаться на стороне тех, кого совсем недавно желал перебить сам. Тарас Бульба не простил сыну этот поступок: старый казак убил Андрия. Для Тараса Бульбы честь выше родственных связей, он не намерен прощать .

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

При взятии Белогорской крепости Петр Гринев был готов принять смерть, но не потерять свою честь, присягнув самозванцу. Он руководствовался своими высокими нравственными принципами и помнил слова отца: "Береги рубаху снову, а честь смолоду". Герой выбрал казнь, потому что сохранить жизнь он мог, предав Родину. Для Петра Гринева, человека чести, это было недопустимо.

Алексея Ивановича Швабрина мы можем назвать предателем и бесчестным человеком. Спасая свою жизнь, он перешел на сторону Пугачева. Для этого героя не существует понятия чести. Он готов на самые подлые поступки ради спасения своей жизни.

М. Шолохов "Судьба человека"

В плену у немцев Андрей Соколов был вызван к Мюллеру за свои слова о непосильном труде. Немец хотел его застрелить, но перед смертью предложил выпить "за победу немецкого оружия". Андрей Соколов отказался от этого предложения, показав, что он - человек чести. Герой даже перед лицом смерти не мог выпить за победу врага. Он согласился пить "за свою погибель", при этом не закусывая, чтобы показать силу духа настоящего русского солдата. Андрей Соколов немного закусил лишь после третьей стопки. Мюллер с уважением отнесся к герою, увидев в нем достойного человека: Андрей Соколов был отпущен. В минуты, которые могли стать последними в его жизни, он сохранил свою честь, показав характер русского солдата.

В. Распутин "Уроки французского"

Лидия Михайловна играла со своим учеником на деньги. Директор, узнав об этом, посчитал данный поступок бесчестным. Но если знать, зачем учительница делала это, можно сказать, что ее действия достойны уважения. Лидия Михайловна играла на деньги, чтобы помочь мальчику "заработать" себе на продукты. Совершая с виду бесчестный поступок, она преследовала благую цель.

АРГУМЕНТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ - ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ. МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДОПУСКУ К ЕГЭ. (ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА")

О достоинстве человека, его честности, совестливости, о благородстве души в русской литературе написано множество произведений. Достойный человек - это человек ответственный, порядочный, такой, который стремится ни в чем не запятнать себя. Человек чести - это такой человек, которого уважают за ответственное отношение к делу, за порядочность, за благородные поступки, это человек, который уважает и себя, и других. Честь - самое ценное качество человека. Поэтому многие писатели создавали образы честных и бесчестных людей. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» тема чести является одной из главных.

О чести сказал своему сыну Петру Гринёву его отец. Дворянин Андрей Петрович решил отправить сына на службу не в гвардию, а в отдалённый гарнизон, в Белогорскую крепость. Родители благословили Петра. Отец напомнил ему народную пословицу о чести: «Береги платье снову, а честь смолоду». Будущему военному родитель сказал, чтобы он служил верно, кому присягнёт. Честь, совесть и достоинство стали для Петра главными принципами жизни. Он всегда помнил этот наказ отца.

В Белогорской крепости, где Петр начал служить, он познакомился с дочкой коменданта Миронова. Она нравилась Алексею Швабрину, молодому человеку, который тоже служил в этой крепости. Он сватался к Маше, но она отказалась выходить за него замуж.

Однажды между молодыми людьми произошла ссора. Гринёв посвятил Маше Мироновой любовные стихи. Алексей Швабрин посоветовал Петру «действовать не песенками», а подарить ей пару серёг. Тогда она придёт на свидание. Швабрин оскорбил Машу, сказав, что «знает по опыту её нрав и обычай». Такой бесчестный поступок он совершил потому, что Марья Миронова отвергла его. Пётр защитил честь девушки на дуэли.

Вскоре наступило серьёзное время испытаний. Во время пугачёвского бунта Белогорская крепость была захвачена, и жители должны были присягать новому царю. Вспоминая о событиях тех лет, Пётр Андреевич Гринёв пишет о том, как ему накинули на шею петлю, как он начал читать молитву, как увидел Савельича, который хотел пожертвовать своей жизнью ради него. Потом он слышал слова других людей и самого Савельича о том, чтобы Петруша поцеловал руку Пугачёва. Но Гринёв не стал делать этого, потому что «предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». А Алексей Швабрин не считал службу у Пугачёва унижением. Он даже стал комендантом крепости, запугивал Марью Ивановну, держал её впроголодь, принуждая выйти за него замуж. Швабрин сказал Пугачёву, что она его жена. Читатель чувствует непорядочность, подлость поступков этого молодого человека, который потерял своё достоинство. А Гринёв остался человеком порядочным человеком. Когда его допрашивала следственная комиссия, он не рассказал о настоящей причине общения с Пугачёвым, чтобы не запятнать имя любимой.