- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Объяснение нового материала
- Закрепление материала
- Домашнее задание:
Учебник/литература:
Оборудование:
Ход урока:
Опрос.
2. Слово учителя.
Работа с текстом.
Ты впрямь любил когда—нибудь отца,
Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?
Вывод:
1. Выучить монолог наизусть.
2. Стр. 68, вопросы 6-10.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему:" У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии" »
Тема урока: У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии.
Цель: Познакомить учащихся с личностью и биографией драматурга, историей создания трагедии «Гамлет».
Задачи урока:
Формирование знаний об особенностях эпохи Возрождения, искусстве и литературе того времени, особенностях жанра классицистической трагедии. Помочь учащимся понять сложный духовный мир людей эпохи Возрождения.
Прививать интерес к творчеству художников и драматургов эпохи Возрождения.
Развивать навык самостоятельной работы с текстом, критической литературой, умение работать над рефератом, развивать речь, логическое мышление.
Учебник/литература: Учебник литературы, Аникст А. «Трагедия Шекспира «Гамлет».
Оборудование: Репродукции с картин художников эпохи Возрождения, текст трагедии.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Опрос.
Что означает термин «Возрождение»?
Каковы основные особенности культуры Возрождения?
В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения открыла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств.
Что означает понятие «гуманизм»?
Какие новые жанры появились в литературе?
Объяснение нового материала
1. Выступления учащихся с рефератами по биографии Шекспира.
2. Слово учителя.
Почти все творчество Шекспира является подтверждением тому, что исторические реалии, которые мы находим в произведении, являются лишь фоном для описания человеческой драмы. В трагедии в качестве сюжета использована легенда о принце Датском, которая давно забыта, а образы, созданные Шекспиром, живут и будут жить. В чем же причина этого феномена? Наверное, в том, что герой мучительно старается понять, в чем смысл существования человека, если мир устроен так несправедливо.
Закрепление материала
Работа с текстом.
Где происходит действие трагедии? (Дания, королевский замок Эльсинор)
Чем объясняют Горацио Марцелл появление призрака? (Приближение войны с норвежским королем Фортинбрасом).
Ради чего явился призрак? (Коварный Клавдий лишает его всего, призрак взывает к отмщению).
Ты впрямь любил когда-нибудь отца,
Отомсти за подлое его убийство
–Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?
Можно ли во всем винить Гамлета? Прочтите монолог «Быть или не быть…»
Вывод: Гамлет попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести.
Домашнее задание:
1. Выучить монолог наизусть.
2. Стр. 68, вопросы 6-10.
Подведение итогов урока, оценивание
Цель урока: продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.
Воспитательная задача: развитие ценностных представлений студентов о мире, о человеке, приобщение к гуманистическим идеалам.
Форма урока: комбинированный урок (сообщение новых знаний, аналитическая беседа со студентами).
Примечание: на изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок входит в раздел "Литература эпохи Возрождения". На изучение творчества В.Шекспира отведено 4часа.
План урока:
- "Век расшатался:" (развитие драматического действия)
- ":в нем точно и внутренний и внешний человек не схож с прежним"(образ главного героя)
- "Ее любил я как сорок тысяч братьев:"(Образ Офелии, ее роль в сюжете и развитии действия)
- Трагедия и трагическое (теоретические сведения)
Самостоятельная работа студентов - чтение трагедии Шекспира "Гамлет" и ответы на следующие вопросы:
- Каким был Гамлет до начала трагедии?
- Как изменилось его мироощущение и отношение к людям по возвращении в Данию?
- Гамлет потрясен смертью отца. Но только ли в этом причина его горя?
- Какая задача стоит перед Гамлетом? Как он ее формулирует?
- Внимательно прочитайте монолог Гамлета "Быть или не быть:". Как вы его поняли? Какой выбор делает Гамлет и почему?
Сюжет "Гамлета" впервые записан Саксоном Грамматиком в его "Истории Дании" в конце ХП века. Это древняя ютландская легенда о принце Амлете, отец которого был убит родным братом, а мать вышла за убийцу замуж. Амлет, притворившись сумасшедшим и усыпив бдительность врагов, мстит за отца.
В этой легенде те же сюжетные узлы, что и в трагедии Шекспира, но это прежде всего трагедия мести. К этому сюжету обращались неоднократно и до Шекспира. Так, в ХУ1веке сюжет был разработан французом Бельфоре. Чуть позже английский драматург Томас Кид написал трагедию, которая успешно шла на сцене английского театра.
Но принципиальное отличие "Гамлета" В.Шекспира от ранее написанного в том, что, сохранив традиционную тему мести, Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий.
Вопрос студентам:
О какой эпохе идет речь? Когда происходит действие трагедии? (В эпоху Возрождения)
Что на это указывает?
Прежде всего, система ценностей главного героя и те противоречия жизни, с которыми он сталкивается.
Обращаемся к домашнему заданию.
Беседа о главном герое. Каким он был до начала событий? Как относился к жизни, к людям? Как меняется его мироощущение и почему?
Принц Датский приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, где изучал науки. И в университете он приобщается к идеалам гуманистов. Ведь Виттенберг был передовым европейским университетом, центром гуманитарной науки, где впервые выступил с речью Лютер, где читал лекции Джордано Бруно. У Гамлета, как и у гуманистов, очень высокий идеал личности. Он восхищается человеком, он восхищается миром.
Приведем примеры из текста:
Что за мастерское создание - человек!
Как благороден разумом! Как бесконечен способностью!
В обличии и в движении - как выразителен и чудесен!
В действии - как сходен с божеством!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
Что человек, когда он занят только сном и едой?
Животное, нее больше. Но для того ли дан богоподобный разум,
Чтоб плесневел он:.
Гамлет жил в гармоничном мире. Земля, мир для него - "прекрасная храмина". У него была семья - отец и мать, которых Гамлет считал идеалом: "Он человек был, человек во всем:" - говорит принц об отце. И это высшая похвала. У Гамлета были друзья, любимая. Он был веселым и жизнерадостным юношей - любил дружеские пирушки, увлекался театром, литературой: И вот в одночасье этот мир рухнул.
Почему же Гамлет "утратил свою веселость"?
Мы встречаем героя, когда он переживает тяжелейший душевный кризис. И вызван этот кризис не только смертью отца.
Что усугубляет страдания Гамлета?
Мать предает память отца и выходит замуж за Клавдия. Это потрясло Гамлета:
Бренность, ты зовешься женщина! -
И башмаков не износив, в которых шла за гробом:.
О боже, зверь, лишенный разуменья, скучал бы дольше!
Замужем за дядей, который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса!
:Сравнить их - Феб и Сатир!
Гамлет начинает постигать мир. "Подгнило что-то в Датском королевстве" ,- замечают стражники. "Дания - тюрьма", - эту печальную истину осознает принц. Он поражен грубостью нравов и пьянством, царящим в Дании:
Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов,
Нас называют пьяницами, дают нам свинские клички,
Да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой
Сердцевины славы:
Не меньше поражает принца фальшь и лицемерие двора:
Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи,
Пока жив был мой отец, платят по 20, 40, 50 и 100 дукатов
За его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто
Сверхъестественное, если б только философия могла доискаться!
Клавдия Гамлет презирает: "улыбчивый подлец", "шут на троне, своровавший власть и государство".
Мои таблички - надо записать,
Что можно жить с улыбкой и с улыбкой
Быть подлецом, по крайней мере - в Дании!
И тут появляется призрак. И Гамлет узнает, что Клавдий - убийца.
Чтение диалога Гамлета и призрака.
На принца ложится непосильная ноша. И это не просто личная месть. Если бы речь шла о личной мести Гамлета за убитого отца, мы бы имели дело с традиционной трагедией мести, а перед нами - философская трагедия. Задача Гамлета - шире, чем личная месть.
Как формулирует Гамлет стоящую перед ним задачу?
Век расшатался, и скорей всего,
Что я рожден восстановить его.
Как вы понимаете слова Гамлета?
Немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гете в романе "Ученические годы Вильгельма Мейстера" первым проанализировал трагедию Шекспира. Гете считает, что эти слова (приведенная выше цитата) - ключ к поведению Гамлета: "Велико деяние, тяготеющее над душой, которой такое деяние не по силам. Вот:идея, проходящая через пьесу. Здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы; корни растут и разрушают сосуд".
О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и
Считать себя королем бесконечности, если бы мне не снились дурные сны!
Как вы понимаете слова Гамлета? Что за "дурные сны" ему снятся?
"Дурные сны" - это мысли о царящей в мире несправедливости, о страданиях простых людей, ничем не защищенных. И не думать об этом Гамлету не позволяет совесть. Его монолог "Быть или не быть" раскрывает всю глубину этих раздумий.
Выразительное чтение монолога. Определение основной идеи. Какой выбор стоит перед героем? Что удерживает его в жизни?
Как вариант, можно сравнить монолог героя с сонетом № 66, который анализировали на прошлом занятии. Какой выбор делает Гамлет? Покориться злу и бедам или восстать против несправедливости? Что благороднее - устраниться, чтобы не замарать себя грязью или ринуться в бой?
Виктор Гюго сравнил Гамлета с Прометеем, отметив таинственную близость прикованных". Как вы думаете, почему? Согласны вы с таким сравнением?
Гамлет, чтобы обезопасить себя, притворяется сумасшедшим. Но он не просто изображает безумного. Его душа потрясена. Не случайно в трагедиях Шекспира так много безумных - истинных или мнимых: человеческий разум не выдерживает жестокости мира. Что-то сдвинулось, вывихнулось, расшаталось - в мире восторжествовало зло.
Гамлет (как и его создатель) жил в эпоху, когда все в мире мельчало и на смену большим людям, личностям - приходили ничтожные, на смену великим целям - личный интерес. Гамлет выразил эту мысль, сравнивая двух королей, Гамлета и Клавдия - "Феб и Сатир". И конечно, Гамлет разочаровывается и в человеке, и в жизни.
Обратимся к тексту и посмотрим, как меняется мировоззрение Гамлета.
На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, мне кажется пустынным мысом, этот несравненный полог, воздух, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем - все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров.
А что для меня эта квинтэссенция праха?
Из людей меня не радует ни один.
У меня нет будущего.
Мне жизнь дешевле, чем булавка.
Гамлет понимает, что его враг - не только Клавдий. Гамлет "опутан" негодяйством": друзья оказались предателями - "два моих собрата, которым я, как двум гадюкам, верю"; даже Офелия, самое светлое в его жизни - орудие в руках врагов. Клавдий и его окружение принадлежат тому миру, который Гамлет не приемлет: "Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока".
Гамлет - интеллектуальный герой. Его ум, мысль так глубоко проникает в окружающий мир, что он делает из анализа происходящего такие безнадежные выводы, прекрасно понимая, что убийство Клавдия, месть за совершенное им злодеяние не может быть решением вопроса.
Почему Гамлету недостаточно убить Клавдия?
Цель Гамлета - восстановить попранный закон, а преступлением закон не восстановить. Гамлет должен не просто убить Клавдия, а разоблачить преступника. И хотя принц постоянно себя упрекает в бездействии, он действует, и действует очень активно. Просто, в отличие от Фортинбраса, Лаэрта, которые очертя голову действуют, Гамлет сначала все обдумывает.
Какие действия предпринимает принц?
Прежде всего, Гамлет хочет убедиться, что сказанное Призраком - правда и Клавдий действительно убийца. Для этого принц устраивает "мышеловку". И затем расправляется со своими врагами: убивает Полония (хоть и случайно), сводит счеты с друзьями-предателями, а напоследок и с Клавдием. Как видим, несправедливо упрекать Гамлета в бездействии. Ведь у Гамлета очень сильные враги, коварные и жестокие, которые не остановятся ни перед чем. И они его постоянно опережают.
- На протяжении многих лет идут споры о характере Гамлета. И трактуют его по-разному: одни упрекают Гамлета за бездействие, за то, что он вместо мести занят рефлексией, другие видят в Гамлете активное начало, целеустремленность. А как вы думаете, Гамлет - сильная или слабая личность ?
Вот как определил характер Гамлета В.Г.Белинский в статье "Гамлет. Драма Шекспира. Молчанов в роли Гамлета": "Гамлет выражает свою слабость духа - правда; но надо знать, что значит эта слабость. Она есть распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию".
Как вариант домашнего задания можно к уроку предложить прочитать статью В.Г.Белинского и статью И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот", или сделать доклад по материалам статьи.
Итак, мы можем сделать вывод, что сила Гамлета не в том, что он способен действовать и убивает Клавдия - в этом сила Амлета. Сила Гамлета в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, но не устраняется от борьбы, выбирает "быть".
Образ Офелии
Хотя Офелии отведено не так много места в грагедии (примерно 150 строк), но эта линия очень важна в сюжете. Она подчинена основной идеке Шекспира о "расшатавшемся" веке, в котором обречено на гибель все прекрасное.
Расскажите об Офелии
Офелия, пожалуй, один из самых поэтичных образов Шекспира. Сущность Офелии - любовь, нежность. Она любит отца, брата. Она любит Гамлета. Уже в самом начале пьесы девушка раскрывает свои чувства, когда с радостью, не задумываясь, делит свой досуг с принцем, идет на встречи с ним.
Он стал с тобой делить досуг, и ты
Ему весьма свободно даришь доступ -упрекают ее отец и брат.Но в ответ на увещевания Лаэрта - Гамлет и его расположенье
Так это лишь порыв, лишь прихоть крови - отвечает ироничной репликой: "Только и всего?" И в этих словах, как и в очень немногих других робких возражениях отцу, - спокойная вера в благородство человека, которого она любит.
Красивая и чистая сердцем девушка - единственная радость смятенной души принца. Но Офелию пытаются использовать против принца его враги. И Гамлет, который уже не верит ни во что и никому, не верит и Офелии.
Читаем по ролям сцену встречи принца и Офелии (Ш-1)
Гамлет говорит, что он "любил" и что он "не любил" Офелию. И это так. Он думает, что больше не любит Офелию, потому что потерял веру в любовь, в женщину: "Коротко, как женская любовь", "Бренность, ты зовешься женщина ":И это отношение распространяется и на Офелию. Перемена, произошедшая с принцем - его безумие - помогает понять, как искренне, как глубоко любит его Офелия.
О, что за дивный ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого - взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных - пал, пал до конца!
Офелия не просто сокрушается об утраченной любви, гораздо больше скорбит она о Гамлете, потерявшем рассудок. В ее словах - безграничное восхищение личностью принца. Она умеет оценить богатство человеческой натуры.
Читаем сцену на кладбище. Гамлет об Офелии, об истинном чувстве.
Белинский в названной выше статье писал: " Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души:О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета
Согласны вы с такой оценкой?
Если любовь героев трагедии "Ромео и Джульетта" пережила своих героев, сделала мир немножечко лучше (забыта вражда двух семей), то любовь Гамлета и Офелии бессильна против натиска новой жестокой морали, в атмосфере которой не может существовать.
Понятие трагедии и трагического(теоретический материал)
Вспомним определение трагедии (Этот термин вводился при изучении темы "Античная драматургия")
В основе трагедии - конфликт, неразрешимое противоречие, заканчивающееся гибелью героя. Конфликт выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами. Этот конфликт перерастает в борьбу противоположных жизненных принципов.
Это определение подходит пьесе Шекспира? Какие же принципы вступают в борьбу?
В "Гамлете" за смертельной схваткой Гамлета и Клавдия стоит противоборство добра и зла, высшая нравственность противопоставлена расчету и насилию. Трагизм заключается в гибели того, что по справедливости должно жить или побеждать. В трагедии Шекспира герой обречен на гибель вследствие своего высокого нравственного уровня.
Имеет ли пьеса Шекспира, написанная 400 лет назад, связь с современностью?
Задание для самостоятельной работы:
Найдите в интернете информацию о самых известных постановках и экранизациях трагедии Шекспира Гамлет".
Как эта тема нашла отражение в мировой литературе? В мировом искусстве?
Напишите сочинению на одну из тем:
"Век расшатался:" (Противоречия эпохи в трагедии Шекспира "Гамлет").
"Он человек был:" (Образ Гамлета).
"Быть или не быть:" (Причины трагедии Гамлета).
Женские образы в пьесах Шекспира.
Тема любви и дружбы в сонетах Шекспира.
"Вечные" темы в пьесах Шекспира.
"Перечитывая Шекспира:" (размышления о прочитанном).
"О чудо! Сколько вижу я красивых созданий!" (Герои пьес Шекспира).
Для аналитического чтения на уроке:
- Действие 1 сцена 2
- Действие П сцена 2
- Действие Ш сцена 1, сцена 4.
- Цитаты взяты из трагедии "Гамлет" В.Шекспира в переводе М.Лозинского.
В подготовке к уроку использованы следующие материалы:
- Аникст А.А. "Шекспир"
- Дубашинский И.И. "Вильям Шекспир"
- Смирнов А.А. "Шекспир"
- Верцман И. "Гамлет" Шекспира".
Нравственные проблемы в трагедии
В. Шекспира «Гамлет»
Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием трагедии В.Шекспира Гамлет».
Задачи:
- обозначить «вечные проблемы» в творчестве В. Шекспира,
- развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,
- воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Оборудование : электронная презентация.
Методические приемы : лекция, анализ произведения, выразительное чтение отрывков произведения, письменный ответ на вопрос, работа в группах, литературоведческая справка, сообщение о театре.
Ход урока
Слайд 1 (тема урока)
1. Вступительное слово учителя.
Как воспринимает «Гамлета» наш современный читатель? (ответы обучающихся)
Слово учителя о «Гамлете».
Слайд 2
2. Реализация домашнего задания.
1) Чтение отрывков по ролям наизусть.
2) Обмен мнениями.
Слайд 3
3) Литературоведческая справка о трагическом и трагедии (вводятся термины «трагедия», «трагическое»).
Мини-презентация подготовившегося обучающегося
4) Небольшое сообщение о театре шекспировской эпохи (отсутствие декораций, деление на акты, условность времени).
3. Анализ произведения.
Слайд 4
1) жанр (трагедия)
Слайд 5
2) идея(Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)
Слайд 6
3) основной конфликт (Вначале конфликт едва ощутим, но уже носит общественный характер. Возникает ощущение близкой беды, сознание того, что нарушен нормальный ход жизни. Не один Гамлет выражает свое беспокойство. Увидев призрак, Горацио говорит: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства». Ему вторит Марцелл: «Подгнило что-то в датском государстве». Отчетливо обозначен и внутренний конфликт: он не может сбросить со счетов личную обиду.
Ему невыносимо видеть на троне «сатира» Клавдия, сменившего «доблестного короля». Ему тяжело перенести смерть глубоко чтимого отца. Вместе с тем Гамлет умеет более зрело охарактеризовать положение в стране, чем это сделали его друзья. Если у них было смутное предчувствие беды, то Гамлет в самом разгульном образе жизни нового монарха видит одну из причин упадка Дании:
Тупой разгул на запад и восток
Позорит нас среди других народов…
Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)
Слайд 7
4) - Что определяет движение сюжета?
(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)
Слайд 8
5) кульминация (В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
Физкультминутка Слайд 9
4. Выразительное чтение монолога «Быть или не быть»?
(Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)
Слайд 10
5. Беседа.
– Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.
– Какие решения заложены в монологе?
– Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?
– У кого «безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность? Верят ли они ему?
– Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?
– Объясните роль Лаэрта в трагедии.
– По определению Белинского, «второе место в трагедии отведено Офелии. Ее трагедия усиливает общее тягостное настроение, вызванное «всевластием зла». Докажите справедливость этого утверждения примерами из текста.
– Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?
Слайд 11
6. Р/р. Дайте письменный ответ на вопрос: «Сколько граней в сложном образе Гамлета?» Сделайте вывод.
– Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.
– Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?
Слайд 12
7. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.
Первая группа.
Определить приемы в области художественной речи
Вторая группа.
Определить приемы в области композиции.
Третья группа.
Приемы в области художественной детали.
Слайд 13
8. Выводы по теме урока.
Слайд 14
9. Рефлексия
Слайд 15
10. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Мой Гамлет»
Презентация на тему: К первому уроку по теме: Пьеса Шекспира «Гамлет»
1 из 14
Презентация на тему: К первому уроку по теме: Пьеса Шекспира «Гамлет»
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Генри Ризли, граф Саутгемптон. Что точно (то есть зафиксировано на официальных бумагах) мы знаем о Шекспире? Почему, на ваш взгляд, эти сведения послужили для возникновения сомнений в том, что Шекспир мог написать такие пьесы, как «Гамлет», «Ромео и Джульетта»?
№ слайда 4
Описание слайда:
Родился в ______ в___________на реке_______. Отец_________________________. 1590 год - ______________________. 1598 год ___________________________. Периоды творчества: 1.____________ («_____________») 2. ___________ («_____________») 3. ___________ («_____________») 1612 года - ____________________. Личность Шекспира: ______________ ______________ Умер в ___________ Биография Шекспира
№ слайда 5
Описание слайда:
Проверка домашнего задания. Вариант 1. 1. Принцем какого королевства был Гамлет? А) Англии Б) Дании В) Франции Г) Шотландии 2.Как Гамлет решил добиться от Клавдия признания в совершении убийства? 1.Сказал ему об этом прямо. 3.Предъявил улики. 2.Нанял бродячих артистов. 4.Нашел свидетеля. 3. От кого Гамлет узнает о предательстве Клавдия? 1.От Офелии. 3.От Гертруды. 2.От Полония. 4.От призрака. 4. Как, согласно молве, умер отец Гамлета? А) выпил отравленное вино Б) от ран, полученных на войне В) от раны, полученной отравленным клинком на дуэли Г) в саду во время сна ужален был змеей 5. Кто подслушивал разговор королевы-матери и Гамлета? А) Клавдий Б) Лаэрт В) Фортинбрас Г) Полоний
№ слайда 6
Описание слайда:
1. С кем сражался Гамлет на дуэли? А) Розенкранц Б) Гильденстерн В) Вольтиманд Г) Лаэрт 2. Для чего Гамлет притворялся сумасшедшим? 1.Чтобы выяснить правду. 3.Преследуя свои личные цели. 2.Чтобы его не высылали из замка. 4.Хочет привлечь внимание матери. 3. Кто такой Горацио? 1.Друг Гамлета. 3.Племянник короля. 2.Брат Гамлета. 4.Придворный. 4. Гамлет говорит Призраку: «Чего ты хочешь, блаженный образ»? – а королева Гертруда думает, что ее сын безумный. Почему она не видит Призрака? А) по преданию, женщины не видят призраков Б) по преданию, призрак показывается только тем, кому хочет показаться В) по преданию, призрак видим только невиновным 5. В чем суть трагедии «ГАМЛЕТ»? 1.Показать характер главного героя. 2.Отношения в королевской семье. 3.Показать трагизм любви Гамлета и Офелии. 4.Предательство Полония. Проверка домашнего задания. Вариант 2.
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
№ слайда 9
Описание слайда:
1 группа – анализ тезауруса (словаря) Гамлета. Составьте таблицу употребительности стилей. Слова какой группы преобладают в тезаурусе Гамлета? Можно ли назвать Гамлета сумасшедшим? Зачем Гамлет всех вокруг заставляет думать о том, что он сошел с ума? Стиль Книжный Разговорный Примеры
№ слайда 10
Описание слайда:
№ слайда 11
Описание слайда:
№ слайда 12
Описание слайда:
4 группа – сравнительный анализ подстрочника и текста Лозинского. Есть ли смысловые различия между дословным переводом и переводом Лозинского, с которым вы познакомились в учебнике? Чем они обусловлены? Возникло ли желание продолжить исследование? Возможно было бы провести сравнительный анализ разных переводов (например, Лозинского и Пастернака) Оригинал Дословный перевод монолога, сделанный крупнейшим российским шекспироведом М. Морозовым, выглядит следующим образом: М. Лозинский: Сравним тексты наиболее известного (программного для тезауруса) монолога Гамлета. Вначале текст оригинала: To be, or not to be: that is the question: Whether "tis nobler in the mind to suffer The slings and arrows of outrageous fortune, Or to take arms against a sea of troubles, And by opposing end them? To die: to sleep; No more; and by a sleep to say we end The heart-ache and the thousand natural shocks That flesh is heir to, "tis a consummation Devoutly to be wish"d. To die, to sleep; To sleep: perchance to dream: ay, there"s the rub; For in that sleep of death what dreams may come When we have shuffled off this mortal coil, Must give us pause: there"s the respect That makes calamity of so long life; For who would bear the whips and scorns of time, The oppressor"s wrong, the proud man"s contumely, The pangs of despised love, the law"s delay, The insolence of office and the spurns That patient merit of the unworthy takes, When he himself might his quietus make With a bare bodkin? who would fardels bear, To grunt and sweat under a weary life, But that the dread of something after death, The undiscover"d country from whose bourn No traveller returns, puzzles the will And makes us rather bear those ills we have Than fly to others that we know not of? Thus conscience does make cowards of us all; And thus the native hue of resolution Is sicklied o"er with the pale cast of thought, And enterprises of great pith and moment With this regard their currents turn awry, And lose the name of action. -Soft you now! The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons Be all my sins remember"d. «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Благороднее ли молча терпеть пращи и стрелы яростной судьбы, или поднять оружие против моря бедствий и в борьбе покончить с ними? Умереть - уснуть - не более того. И подумать только, что этим сном закончится боль сердца и тысяча жизненных ударов, являющихся уделом плоти, - ведь это конец, которого можно от всей души пожелать! Умереть. Уснуть. Уснуть, может быть, видеть сны; да, вот в чем препятствие. Ибо в этом смертном сне какие нам могут присниться сны, когда мы сбросим мертвый узел суеты земной? Мысль об этом заставляет нас остановиться. Вот причина, которая вынуждает нас переносить бедствия столь долгой жизни, несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных, если бы можно было самому произвести расчет простым кинжалом? Кто бы стал тащить на себе бремя, кряхтя и потея под тяжестью изнурительной жизни, если бы не страх чего-то после смерти - неоткрытая страна, из пределов которой не возвращается ни один путешественник, не смущал бы нашу волю и не заставлял бы скорее соглашаться переносить те бедствия, которые мы испытываем, чем спешить к другим, о которых мы ничего не знаем? Так сознание делает нас всех трусами; и так врожденный цвет решимости покрывается болезненно-бледным оттенком мысли, и предприятия большого размаха и значительности в силу этого поворачивают в сторону свое течение и теряют имя действия. Но тише! Прекрасная Офелия! Нимфа, в твоих молитвах да будут помянуты все мои грехи!». Быть или не быть, - таков вопрос; Что благородней духом - покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль,ополчасьна море смут, сразить их Противоборством? Умереть, уснуть, - И только; и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу природных мук, Наследье плоти, - как такой развязки Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность; Какие сны приснятся в смертном сне, Когда мы сбросим этот бренный шум, Вот что сбивает нас; вот где причина Того, что бедствия так долговечны; Кто снес бы плети и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца, Боль презренной любви, судей неправду, Заносчивость властей и оскорбленья, Чинимые безропотной заслуге, Когда б он сам мог дать себе расчет Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей, Чтоб охать и потеть под нудной жизнью, Когда бы страх чего-то после смерти, - Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам, - волю не смущал, Внушая нам терпеть невзгоды наши И не спешить к другим, от нас сокрытым? Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налетом мысли бледным, И начинанья, взнесшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия. Но тише! Офелия? - В твоих молитвах, нимфа, Да вспомнятся мои грехи.
II семестр
ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии
Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.
Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».
Это прекрасно, как «Гамлет»!
Работа у доски
Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.
II. Изучение нового материала
1. Слово учителя
История создания трагедии «Гамлет»
Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.
За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.
Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»
Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков.
В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.
2. Усвоение литературоведческих терминов
Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.
3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)
Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.
4. Р абота с текстом трагедии (I действие)
Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)
От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)
Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.
Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)
Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время
И трать его по мере лучших сил! -
А ты, мой Гамлет, мой племянник милый...
Гамлет (в сторону)
Племянник - пусть; но уж никак не милый.
Король
Ты все еще окутан прежней тучей?
Гамлет
О нет, мне даже слишком много солнца.
Королева
Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,
Взгляни как друг на датского владыку.
Нельзя же день за днем, потупя взор,
Почившего отца искать во прахе.
То участие всех: все жившее умрет
И сквозь природу в вечность перейдет.
Гамлет
Да, участие всех.
Королева
Так что же в его судьбе
Столь необычным кажется тебя?
Гамлет
Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу
Того, что кажется. Ни плащ мой темный,
Ни эти мрачные одежды, мать,
Ни бурный стон стесненного дыханья,
Нет, ни очей поток многообильный,
Ни горем удрученные черты
И все обличья, виды, знаки скорби
Не выразят меня; в них только то,
Что кажется и может быть игрою;
То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все - наряд и мишура.
Король
Весьма отрадно и похвально, Гамлет,
Что ты отцу печальный платишь долг;
Но и отец твой потерял отца;
Тот - своего; и переживший призван
Сыновней верностью на некий срок
К надгробной скорби; но вот явят упорство
В строптивом горе будет нечестивым
Упрямством, так не сетует мужчина;
То признак воли, непокорной небу,
Души нестойкой, буйного ума,
Худого и немудрого рассудка.
Ведь если что-нибудь неотвратимо
И спустя случается со всеми,
То можно ль этим в хмуром возмущеньи
Тревожить сердце? Это грех пред небом,
Грех пред усопшим, грех пред естеством,
Противный разуму, чье наставленье
Есть смерть отцов, чей вековечный клич
Вот первого покойника доныне:
«Так должно быть». Тебя мы просим, брось
Бесплодную печаль, о нас помысли
Как об отце; пусть не забудет мир,
Что ты всех ближе к нашему престолу,
И я, с не меньшей щедростью любви,
Чем сына самый нежный из отцов,
Тебя дарю. Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденьи.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родственник и наш сын.
Королева
Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;
Останься здесь, не езди в Виттенберг.
Гамлет
Сударыня, я вам во всем послушен.
Король
Вот любящий и милый нам ответ;
Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;
В согласьи принца, вольном и радушном,-
Улыбка сердцу; в знак чего сегодня
На всякий ковш, что Датчанин осушит,
Большая пушка грянет в облака,
И гул небес над королевской чашей
Земным грома откликнется: - Идем.
Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.
Чтение монолога Тамлета (сцена 3)
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует. До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить х -
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица, о небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
Вот насыщения. А через месяц -
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не иВНОсив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык!
Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.
Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)
Горацио
Привет вам, принц!
Гамлет
Я очень рад вас видеть,
Горацио? Или я сам не я.
Горацио
Он самый, принц, и бедный ваш слуга.
Гамлет
Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,
Но почему же вы не в Виттенберге?
Марцелл?
Марцелл
Мой добрый принц...
Гамлет
Я очень рад вас видеть.
(К Бернардо)
Добрый вечер.
Так почему же вы не в Виттенберге?
Горацио
По склонности к безделью, добрый принц.
Гамлет
Мне этого и враг ваш не сказал бы,
И слух мой не насилуйте и вы,
Чтоб он поверил вашему извету
На самого себя; вы не бездельник.
Но что у вас за дело в Эльсиноре?
Пока вы здесь, мы вас научим пить.
Горацио
Я плыл на похороны короля.
Гамлет
Прошу тебя, без шуток, друг-студент;
Скорей уж - на свадьбу королевы.
Свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.
Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.
Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.
«Так я во сне от братственной руки
Утратил жизнь, венец и королеву...»
Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)
Решает Гамлет?
(«Ах, я с таблицы памяти моей
Все суетные записи сотру,
Все книжные слова, все отпечатки,
Что молодость и опыт сберегли;
И в книге мозга моего пребудет
Лишь твой завет...»,
«Век расшатался - и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!»)
Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)
Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет - принц, он вне твоей звезды».) «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.