1. Место творчества Островского в русской драматургии.
2. «Народная драма» в театре Островского.
3. Новые герои.
Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз.
В. Г. Маранцман
Драматургия — это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст — часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Просмотрят ее сотни и тысячи, а прочитают гораздо меньше. Народность — главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии. Создателем « , «русского национального театра» называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы — «пьесами жизни», так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества. В первой большой комедии «Свои люди — сочтемся» (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности.
Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.
Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. «Драматический писатель... не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» — вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как «школы общественных нравов». Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.
Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. И если в «Снегурочке» он воссоздает патриархальный мир, через который лишь угадывается современная проблематика, то его «Гроза» — это открытый протест личности, стремление человека к счастью и независимости. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.
Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые на два лагеря — молодые и старые. Например, как пишет Ю. М. Лотман, в «Грозе» Кабаниха — «хранительница старины», а Катерина «несет в себе творческое начало развития», именно поэтому она хочет летать, как птица.
Спор старины с новизной, по замечанию литератуоведа, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность... Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт». Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Название статьи А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» полностью отражает роль этих героев в обществе. Они психологически похожи друг на друга, автор часто использует уже разработанные характеры. Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце», «Бесприданнице».
Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу «чистой комедии», на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий — ренегат и лицемер. Также Островский обращается к историк-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от «маленького человека» до гражданина.
Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.
Тестирование по творчеству Островского
1 ВАРИАНТ
1) Имя Островского
а) Николай Алексеевич
б) Алексей Николаевич
в) Александр Николаевич
г) Николай Александрович
2) Островского прозвали
а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
3) Островский учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
4) Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
а) «Снегурочка»
б) «Волки и овцы»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф
б) печатный станок
в) громоотвод
г) микроскоп
8) Определите кульминацию драмы «Гроза»
а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
б) сцена с ключом
в) встреча Катерины с Борисом у калитки
г) раскаяние Катерины перед жителями города
а) реализм
б) романтизм
в) классицизм
г) сентиментализм
10) Действие драмы «Гроза» происходит
а) в Москве
б) в Нижнем Новгороде
в) в Калинове
г) в Петербурге
11) Как звали мужа Катерины?
в) Кудряш
г) Акакий
12) Определите основной конфликт драмы «Гроза»
а) история любви Катерины и Бориса
б) столкновение самодуров и их жертв
в) история любви Тихона и Катерины
г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
13) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
б) Кулигин
а) сноска
б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение
а) Кулигин
г) Кудряш
16) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
а) «лишний человек»
б) герой-резонер
в) «маленький человек»
г) «самодур»
17) Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»?
а) В. Г. Белинский
б) Н. Г. Чернышевский
в) Н. А. Добролюбов
г) Д. И. Писарев
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. "Ты, - говорит,
Почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение,
что тебе пять тысяч дам". Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то
расположение не приходил.
в) Кудряш
19) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Борис Григорьевич
20) Кому пинадлежат слова, обращенные к главной героине пьесы «Бесприданница»?
«Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой, они смотрят на вас, как на вещь».
а) Кнурову
б) Паратову
в) Вожеватову
г) Карандышеву
Тест по творчеству Островского. «Гроза», «Бесприданница»
2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни А. Островского:
2 Островский учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
3) Островского прозвали
а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
г) «луч света в темном царстве»
4) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
5) Какое призведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»
б) «Бедность не порок»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
6) Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
г) повесть
7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?
б) мещане
в) дворяне
г) разночинцы
8) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Варвара
9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм
б) сентиментализм
в) классицизм
г) романтизм
10) Как звали возлюбленного Катерины
а) Кулигин
г) Кудряш
11) В каком городе происходит действие пьесы?
а) в Нижнем Новгороде
б) в Торжке
в) в Москве
г) в Калинове
12) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
а) Кудряшу
б) Катерине
в) Варваре
г) Кабанихе
13) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф
б) перпетуум-мобиле
в) солнечные часы
а) сноска
б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение
15) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,
который милосерднее вас!
в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
16) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой
а) «лишний человек»
б) «самодур»
в) «маленький человек»
г) герой-любовник
17) Кто написал критическую статью «Луч света в темном царстве» о «Грозе»?
а) В. Г. Белинский
б) Н. Г. Чернышевский
в) Н. А. Добролюбов
г) Д. И. Писарев
18) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит
все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет
рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
в) Кудряш
19) Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня
отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру,
мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и
оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем
в совершеннолетие, только с условием…»
г) Кудряш
20) Кому пинадлежат слова из пьесы А. Островского «Бесприданница»?
«Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я
испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы
нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!»
а) Лариса Дмитриевна Огудалова
б) Агрофена Кондратьевна Большова
в) Анна Павловна Вышневская
г) Харита Игнатьевна Огудалова
1 вариант
1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б, 7-в, 8-г, 9-а, 10-в, 11-а, 12-б, 13-г, 14-б, 15-в, 16-г, 17-г, 18-а, 19-б, 20-г
2 вариант
1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-а, 10-в, 11-г, 12-в, 13-б, 14-б, 15-г, 16-б, 17-в, 18-а, 19-б, 20-а
Тестовый материал по литературе на тему
«Драма А.Н. Островского «Гроза»
Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса
1. Выбрать определение понятия “ремарка”.
А) Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется или появляется новое действующее лицо.
Б) Текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.
В) Представление героев, в котором рассказывается об их возрасте, социальном положении и т.д.
Д) Большая часть драматургического произведения.
2. К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»?
А) романтизм
Б) реализм
В) классицизм
Г) сентиментализм
3. О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
Ответ: ______________.
4. Отметьте персонажей, которых А.Н. Островский относит к «темному царству».
А) Катерина
Б) Борис
В) Дикой
Г) Кабаниха
Д) Кулигин
5. Определите, кем является каждое действующее лицо.
Варвара
А) жена Тихона
Феклуша
Б) купец
Катерина
В) сестра Тихона
Дикой
Г) часовщик-самоучка
Кулигин
Д) странница
Ответ: 1 - _____, 2 - ______, 3 - ______, 4 - ______, 5 - ______.
6. Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» (« Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»):
Ответ: _________________.
Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
А) Кудряшу
Б) Катерине
В) Варваре
Г) Кабанихе
8. Какой литературный критик наиболее полно в статье «Темное царство» охарактеризовал «самодурство» как социальное явление?
Ответ:___________________________.
9. Кто сказал?
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»
А) Кулигин
Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.
Б) Катерина
Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки
В) Борис
Ответ: 1 - ____, 2- _____, 3 - ______.
10. Выберите несколько вариантов ответа. После измены снохи Кабанова «стала на замок запирать»…
а) Катерину
б) Глашу
в) Варвару
г) Феклушу
11. Восстановите последовательность событий.
А) Самоубийство Катерины.
Б) Тихон возвращается из Москвы.
В) Разговор Катерины с Варварой о детстве.
Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.
Д) Борис покидает город.
12. Дайте определение термину.
Драма – это __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________.
13. Соотнесите героя драмы и его мечту.
1. «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
А) старая барыня
2. «Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!»
Б) Катерина
3 «.Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке».
В) Кабаниха
4. «Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее, а то, видно, на словах-то только»
Г) Варвара
Ответ: 1- _____, 2 - _____, 3 - _____, 4 - ______.
14. Кто из персонажей пьесы критикует нрав «темного царства»? ( выберите несколько вариантов ответа )
А) Катерина
Б) Кулигин
В) Борис
Г) Варвара
Д) Тихон
15. Вставьте пропущенное слово. « А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с _______ головами ».
16. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» ( по мнению Добролюбова ):
А) Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
Б) Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
В) Это столкновение самодуров жизни и их жертв
Г) Это конфликт между Тихоном и Катериной
17. Кульминационная сцена в драме «Гроза» - это сцена _________.
18. Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
19) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
А) Чувство стыда
Б) Страх перед свекровью
В) Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
Г) Желание уехать с Борисом
20. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это_______________.
Ключи:
Дикой
в, г.
1- в, 2 – д, 3- а, 4- б, 5- -г.
Кулигин
Н.А. Добролюбов
1- в, 2- б, 3- а.
а, в
– г, в, б, д, а.
12. – Драма – это
13. 1 – б, 2 –а, 3- г, 4- в.
14 –б, г
15. – песьими
16 – в
17. – с ключом.
18. в
19. в
20. Катерина.
Александр Николаевич Островский* (1823-1886)
...только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "театр Островского". И.А. Гончаров*Внимание! В русской литературе два писателя по фамилии Островский: Александр Николаевич , российский драматург 19 века, и Николай Алексеевич , советский прозаик 1920-30-х гг., автор романа "Как закалялась сталь". Не путайте, пожалуйста!
Пьесы А.Н. Островского |
|
Уникальность таланта Островского заключалась в том, что в нём сочетались дарование литератора и способности театрального деятеля. Впервые в истории русской культуры появился человек, сумевший не только сказать новое слово в драматургии, но и заложить основу русского национального театра. До середины 19 века русская драматургия была представлена лишь несколькими произведениями, среди которых можно выделить 2 комедии Фонвизина, 1 комедию Грибоедова 5 трагедий Пушкина, 3 комедии Гоголя. А.Н. Островский же написал 52 пьесы (из них 47 оригинальных), в одиночку фактически создав репертуар русского театра.
Детство Островского, родившегося 12 апреля 1823 года в Москве на ул. Малая Ордынка, не предвещало ему великого будущего. Род Островских принадлежал к духовному сословию. Дед будущего писателя был протоиереем, а затем схимником Донского монастыря в Москве. Отец, Николай Фёдорович , окончив семинарию в Костроме и Московскую духовную академию, предпочёл служить по гражданской части и поселился в Замоскоречье. Мать, Любовь Ивановна Савина , к моменту брака с отцом будущего драматурга была вдовой пономаря. К концу 1830-х отец Островского выслужил чины, получил дворянский титул и сколотил приличное состояние. Мать умерла в 1831 году, а через пять лет отец женился на дочери шведского дворянина Эмилии Андреевне фон Тессин . В семье было по разным данным от 4 до 10 детей, и отец уделял пристальное внимание их воспитанию и обучению.
Детство и юность Островского прошли в Замоскворечье. Описание нравов и быта этого старинного московского района станут причиной того, что Островского будут называть "Колумбом Замоскоречья".
Панорама Замоскворечья 19 века со стороны Кремля (источник: Википедия). Указаны названия основных храмов Замоскворечья
Получив домашнее и гимназическое (1835-1840) образование, Островский почувствовал интерес к литературе и театру, но по настоянию отца, мечтавшего сделать сына чиновником, вынужден был поступить на юридический факультет. Не испытывая интереса к навязанной профессии, он уходит со второго курса и поступает на службу в московский суд, где прослужит 8 лет (за это время жалованье молодого чиновника вырастет с 4 до 16 рублей). Как выяснится позднее, будущий драматург не столько занимался делами службы, сколько собирал материал для своих пока не написанных пьес.
Одновременно Островский является постоянным зрителем Малого театра, с которым в скором будущем его свяжет драматургическая деятельность. Впечатления от спектаклей подкреплялись впечатлениями от работы в суде, где Островскому приходилось иметь дело с бытовой стороной человеческих отношений. Не случайно впоследствии писательский труд Островский сравнит с работой судьи: писатель творит собственный суд над жизнью. Выбор в пользу драматургии был связан с тем, что театр по сравнению с обычной литературой ближе к народу.
К середине 1840-х гг. Островский определяет своё литературно кредо, в связи с чем первый период его творчества называют "нравственно-обличительным" . Уже имея опыт в жанре физиологического очерка ("Записки замоскворецкого жителя"), начинает работу над двумя первыми комедиями. Первая называется "Семейная картина" , вторая дважды переименовывалась: сначала "Несостоятельный должник", затем "Банкрот", наконец, "Свои люди - сочтёмся" . Обе комедии прочитаны на литературных вечерах у М.П. Погодина: первая - в 1847 году, вторая - в 1849.
Комедия "Свои люди - сочтёмся" получает положительный отзыв Н.В. Гоголя, да и в целом была воспринята как новое слово в русской драматургии. Сильное впечатление комедия произведёт на декабриста, друга Пушкина В.Ф. Раевского, который поставит "Свои люди - сочтёмся" в один ряд с "Недорослем", "Горем от ума" и "Ревизором". Комедия была опубликована в непопулярном журнале "Москвитянин", но запрещена к постановке: "Напрасно печатано, играть же запретить ", - такова была резолюция Николая Первого. Эта пьеса разрушала миф о патриархальных нравах русского купечества, показывая мир, где человек человеку волк, а отношения строятся на жажде наживы.
В 1853 году Островский признает, что его взгляд на действительность был слишком жёстким. Так начнётся второй период его творчества, называемый славянофильским . В это время совместно с Аполлоном Григорьевым и Львом Меем Островский редактирует литературно-художественный раздел славянофильского журнала "Москвитянин" и публикует там свои пьесы "Не в свои сани не садись" (1852) - это первая пьеса Островского, которая попадает на сцену, да ещё и главного драматического театра страны - Александринского, "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Во всех названных пьесах отразилась концепция Аполлона Григорьева о патриархальности и духовности средних классов, в которых "залог будущего России". И если в первой пьесе Островского "Свои люди - сочтёмся" положительных героев не было, то в пьесах 50-х гг. отрицательные герои чудесным образом "исправляются".
В 1856 году журнал "Москвитянин" прекратил своё существование. Сотрудничество с "Современником" обозначило третий период творчества Островского - революционно-демократический . Тематика пьес драматурга расширяется, конфликты становятся более острыми и глубокими. Среди пьес начала этого периода стоит выделить комедию "Доходное место" (1856) и первую пьесу из трилогии о Бальзаминове "Праздничный сон до обеда" (1857). Всего у Некрасова драматург опубликует 30 своих пьес: 8 в "Современнике" и 22 в "Отечественных записках". За долгие годы даже сложится традиция: первый номер в году всегда открывался пьесой Островского.
В апреле-августе 1856 и в мае-августе 1857 года Островский путешествует по Волге. Это произошло благодаря организованной великим князем Константином Николаевичем экспедиции "для даровитых литераторов". Именно из поволжских наблюдений и впечатлений родятся самые знаменитые драмы Островского - "Гроза" и "Бесприданница".
Драма "Гроза"
В 1859 году было опубликовано двухтомное собрание сочинений Островского, в связи с чем критик Николай Добролюбов посвящает творчеству Островского статью "Тёмное царство", в которой называет драматурга "объективным талантом", отразившим ключевые пороки современности. В статье прозвучал и вопрос: "Кто бросит луч света в безобразный мрак тёмного царства?", на который драматург ответил в 1860 году своей самой знаменитой пьесой "Гроза", ставшей первым (если не считать лермонтовский "Маскарад") в русской литературе произведением в жанре драмы .
Берег Волги. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе "Гроза"
Замысел пьесы возник в июле 1859 года, а в январе 1860 она была опубликована в журнале "Библиотека для чтения". В центре пьесы - жизнь провинциального города Калинова, в котором царят "жестокие нравы" и процветает мракобесие, поддерживаемое самыми богатыми и влиятельными жителями (купец Дикой и вдова Кабаниха). Одни калиновцы приспосабливаются к существующему порядку (такова, например, дочь Кабанихи Варвара), другие отличаются бесхарактерностью и бесхребетностью (Тихон и Борис). Образованностью и кругозором мог бы похвастаться Кулигин, но ему не хватает воли противостоять грубой силе Дикого.
Среди всех действующих лиц пьесы автор выделяет Катерину Кабанову - жену Тихона и невестку Кабанихи. Она искренна, живёт не страхом, как другие, а по велению сердца. Она знает, что должна любить своего мужа, но не может заставить себя чувствовать то, чего нет. К тому же Тихон не смеет перед матерью проявлять свои нежные чувства к жене. Завязкой конфликта служит отъезд Тихона в Москву и признание Катерины в тайной любви к Борису. Именно любовь провоцирует Катерину открыто выступить против самодурства Кабанихи. Нравственные метания героини с одной стороны и открытое противостояние с властной свекровью составляют основу действия пьесы. Душевная драма Катерины символически переплетается со стихией грозы, предвещающей трагическую развязку. Образ грозы охватывает всё, что происходит в Калинове, и вырастает в сложный драматический символ: гроза мыслится персонажами пьесы как божья кара, наказание за грехи, однако любовь Катерины и её борьба - это гроза для калиновского патриархального мира. Молния во время грозы освещает погружённый во мрак город.
Прототипом образа Катерины Кабановой стала любовница Островского, актриса Любовь Павловна Косицкая (Никулина) . Косицкая стала также первой исполнительницей её роли. Оба имели семьи: Косицкая была замужем за актёром И. Никулиным, а Островский с 1848 по 1867 гг. жил в незарегистрированном браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной . Все их незаконнорождённые дети умерли в раннем возрасте. В 1869 году писатель обвенчался с Марией Васильевной Бахметьевой . которая станет матерью шестерых детей Островского.
Новаторство Островского проявилось и в соединении социального, семейного конфликта с внутренним конфликтом героини, и в сочетании драматургии пейзажа с драматургией человеческих отношений . В целом конфликт драмы складывается из нескольких составляющих:
1) самодурство богатых: "жестокие нравы" города связаны с неограниченной властью самодура Савёла Прокофьевича Дикого, человека тёмного, необразованного, грубого, но обеспеченного; противостоять ему не может никто: ни самый образованный человек в городе Кулигин, ни городовой;
2) семейная тирания: конфликт Катерины со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой, которая "домашних заела совсем";
3) конфликт прошлого и настоящего в сознании Катерины, противоречие между прежней вольной жизнью Катерины в родительском доме и нынешней жизнью "из-под неволи" в доме свекрови;
4) внутренний конфликт героини по причине невозможности соединить чувство любви и брачные отношения с Тихоном;
5) конфликт, связанный с ощущением Катерины собственной ненужности ни мужу, ни возлюбленному Борису.
Пьеса вызвала большой общественный резонанс и споры в критике .
Николай Добролюбов в статье "Луч света в тёмном царстве" назвал "Грозу" самым решительным произведением Островского, в котором "ободряющее и освежающее впечатление достигается характером Катерины". Самоубийство героини критик считает проявлением решительности её характера и вызовом "самодурной силе".
Из статьи Добролюбова
Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперёд не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе.
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьёзного значения.
Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она ещё и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности... Но когда она поймёт, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьётся своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках.
Катерина...не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твёрдость характера, а даже напротив - является в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется в её поступках. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного. Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет.
...В последний момент особенно живо мелькают в её воображении все домашние ужасы. Она вскрикивает: «А поймают меня да воротят домой насильно!.. Скорей, скорей...» И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!..
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее.
Мы уже сказали, что конец этот кажется нам отрадным; легко понять почему: в нём дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с её насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Другой критик, Дмитрий Писарев , в 1864 году опубликовал статью "Мотивы русской драмы" , где дал в целом отрицательную характеристику Катерине, чья жизнь "состоит из постоянных внутренних противоречий".
Из статьи Писарева
"...там, где Добролюбов поддался порыву эстетического чувства, мы постараемся рассуждать хладнокровно и увидим, что наша семейная патриархальность подавляет всякое здоровое развитие. Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в тёмном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлёкся симпатиею к характеру Катерины и принял её личность за светлое явление.
[Борис] заглядывается на Катерину. Катерина влюбляется в него, но желает сохранить в целости свою добродетель. Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?
В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную черту; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» , обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он взглянул спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который привел бы разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера, ни развитого ума.
Каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в её мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною. Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем в начале своего монолога находила даже, что ключ жжёт ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон, начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток ума. Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом. Катерина убегает из дома с неопределённой надежде увидеть своего Бориса; она не думает о самоубийстве; она жалеет о том, что прежде убивали, а теперь не убивают; она находит неудобным, что смерть не является; является Борис; когда Катерина остаётся одна, она спрашивает себя: «Куда теперь? домой идти?» и отвечает: «Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно». Потом слово «могила» наводит её на новый ряд мыслей, и она начинает рассматривать могилу с чисто эстетической точки зрения, с которой людям до сих пор удавалось смотреть только на чужие могилы. При этом совершенно упускает из виду геенну огненную, а между тем она вовсе не равнодушна к этой последней мысли.
Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой.
После "Грозы"
Среди сатирических произведений Островского 1860-х гг. обращает на себя внимание комедия "На всякого мудреца довольно простоты" , сюжет которой является переосмыслением сюжета грибоедовской комедии "Горе от ума". Её главный герой Егор Глумов отличается, как и Чацкий, острым умом, проницательностью, способностью давать людям меткие характеристики. Однако, в отличие от Чацкого, Глумов не борется открыто с глупостью и пошлостью окружающих, а пользуется их слабостями, благодаря чему получает и выгодную должность, и перспективную невесту. Все свои настоящие мысли он доверяет только дневнику, который называет "Записки подлеца, им самим написанные".
Глумов легко завоёвывает расположение своего богатого родственника Мамаева, любящего давать советы и наставления; литературно обрабатывает трактат Крутицкого "О вреде реформ вообще"; пишет "спич" важному господину Городулину; по просьбе самого Мамаева ухаживает за его женой Клеопатрой Львовной. Герой убеждён, что из чужой мерзости следует извлекать выгоду, и оказывается прав: даже после разоблачения он оказывается нужным тем "господам", которых едко высмеял в своём дневнике.
1870-е годы считаются периодом расцвета творчества Островского. Он создаёт свои лучшие пьесы: "Лес", "Снегурочка", "Волки и овцы", "Бесприданница".
Пьеса-сказка "Снегурочка " родилась из сюжета, описанного русским фольклористом А.Н. Афанасьевым в работе "Поэтические воззрения славян на природу": крестьяне Иван да Марья любили друг друга, но детей у них не было, и тогда слепили они из снега Снежевиночку (они её назвали Снегуркой), и она ожила, но по весне растаяла. В пьесе Островского Снегурочка - пятнадцатилетняя дочь Морозко (Деда Мороза) и Весны-Красны. Ярило-солнце собирается зажечь в сердце Снегурочки огонь любви, а до этого земля будет погружена в морозы и длительную зиму. В Снегурочку влюбляется Мизгирь, жених Купавы. Через некоторое время и в холодном сердце Снегурочки загорается огонь любви. Она гибнет, но благодарит мать Весну-Красну за то, что познала чувство любви. Пьеса-сказка окажется настолько неожиданной (реалиста-сатирика Островского привыкли видеть автором комедий и драм), что читатели её поначалу не примут, а Некрасов откажется публиковать её в "Отечественных записках" как бессодержательную и фантастическую. Лишь в 1881 году благодаря опере Римского-Корсакова "Снегурочка" заслужит признание.
Как традиционные новогодние персонажи Дед Мороз и Снегурочка (теперь уже почему-то в статусе внучки) впервые появятся в московском Доме Союзов на встрече нового, 1937 года. Причём родиной Деда Мороза считается Великий Устюг, а родиной Снегурочки - Кострома. Однако новогодние традиции напрямую не связаны с содержанием пьесы-сказки Островского.
Драма "Бесприданница "
Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне,
и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.
А.Н. Островский
Самая значительная психологическая драма 19 века создавалась в течение четырёх лет и была завершена осенью 1878 года. Источником сюжета послужило дело убившего из ревности свою молодую жену Ивана Коновалова, жителя приволжского города Кинешмы, где Островский занимал должность почётного мирового судьи. Драма имела успех у читателей, однако премьерные показы в Малом и Александринском театрах потерпели провал, что вызвало ряд отрицательных оценок в критике. Однако в действительности пьеса требовала нового подхода к актёрской игре и в этом смысле предвосхитила, как указывал критик Александр Скабичевский, поэтику чеховской драматургии.
В драме "Бесприданница", как и в "Грозе", показана жизнь провинциального приволжского города Бряхимова. Как будто ушли в прошлое патриархальность и домостроевские порядки, а купцы стали образованными хозяевами жизни, которые не общаются с земляками, а "разговаривать" в Париж ездят. Однако установленные ими законы, согласно которым всё продаётся и покупается, приводят к трагедии талантливую и красивую девушку Ларису Огудалову, которая становится предметом торга влиятельных людей, вещью в руках богатых купцов Кнурова и Вожеватова с одной стороны и бедного, но самолюбивого чиновника Карандышева, каждый из которых стремится использовать Ларису для удовлетворения собственных амбиций.
В сущности, Ларису, которая "любви искала и не нашла", на самом деле никто не любит. Друг её Вожеватов спокойно воспринимает свой проигрыш Кнурову, которому теперь должна "достаться" Лариса. Кнуров, в свою очередь, расчётливо ждёт, когда свою роль сыграет Паратов: "блестящий барин" увезёт её из-под носа жениха Карандышева, соблазнит и бросит её, и вот уже тогда сломленную Ларису Кнуров готов отвезти в Париж в роли своей содержанки-любовницы. Мелкий чиновник Карандышев, казалось бы, так же беден, как и Лариса, и по сравнению с богатыми купцами выглядит "маленьким человеком", которого до поры до времени безнаказанно обижают и унижают "большие" люди города Бряхимова. Однако Карандышев не жертва, а такая же часть "жестокого мира", как Паратов, Кнуров и Вожеватов: для него предстоящая женитьба на Ларисе - повод расквитаться со своими обидчиками, попытка продемонстрировать своё "моральное превосходство". В этом смысле Юлий Капитоныч Карандышев весьма далёк от "маленьких людей" Пушкина, Гоголя и раннего Достоевского.
В последние годы Островский пишет пьесы "Таланты и поклонники", "Красавец мужчина", "Без вины виноватые". К этому времени Островский - самый уважаемый российский литератор. В 1883 году император Александр Третий пожаловал драматургу, бывшему к тому времени председателем Общества драматических писателей и оперных композиторов, ежегодную пенсию 3000 рублей. После смерти драматурга 14 июня 1886 года в селе Щёлыково Костромской губернии император выделил немалые суммы на погребение, на поддержку вдовы писателя Марии Бахметьевой и их четверых детей.
Тесты по драме «Гроза». 1 вариант
1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
классицизм
сентиментализм
романтизм
2) Действие драмы «Гроза» происходит
в Москве
в Калинове
в Петербурге
в Нижнем Новгороде
3). Определите кульминацию драмы «Гроза»
сцена с ключом
встреча Катерины с Борисом у калитки
раскаяние Катерины перед жителями города
прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
микроскоп
печатный станок
5). Как звали мужа Катерины?
6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»
история любви Катерины и Бориса
история любви Тихона и Катерины
столкновение самодуров и их жертв
описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
1. герой-резонер
2. «самодур»
3. «лишний человек»
4. «маленький человек»
10. О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
3.Чтобы оживить пьесу
12) О каком персонаже идет речь?
13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
14) Кому принадлежат слова
Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.
Кабанихе
Катерине
2 вариант
1) Как звали возлюбленного Катерины?
1. Кулигин
2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
2 .Кулигин
3. Варвара
3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
Катерине
Кабанихе
4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
солнечные часы
перпетуум-мобиле
5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
6) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
7) Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»
8) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
Борис Григорьевич
9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
5.Катерина
11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
4.Желание уехать с Борисом
12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
13)Пьеса «Гроза» написана в
14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется
Нижний Новгород
Кострома
3 вариант
1) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):
1.Комедия
3.Трагедия
4.Лирическая комедия
5.Трагикомедия
3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):
1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв
4.Это конфликт между Тихоном и Катериной
4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
1.Заинтриговать читателя
2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
3.Создать образ мира, в котором живут герои
4.Замедлить сценическое время
5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:
1.Кулигин
5.Варвара
6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:
1.Борис и Катерина
2.Катерина и Тихон
3.Дикой и Кабаниха
4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина
5.Борис и Тихон
7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:
1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию
2.Борис лишь внешне отличается от Тихона
3.Борис очень резко отличается от Тихона
8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
1.Феклуша
2.Кулигин
5.Катерина
10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой
2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»
3.Чтобы оживить пьесу
4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества
12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?
1.Дворяне
3.Крестьяне
5.Разночинцы
13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
4.Желание уехать с Борисом
14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:
1.Кулигин
2.Марфа Игнатьевна
3.Катерина
№ вопроса |
||||||||||||||
2 вариант
№ вопроса |
||||||||||||||
3 вариант
№ вопроса |