Вавилонское столпотворение. Каталог презентаций

Воды потопа обновили лицо земли, но не изменили падшую природу человека. Поползновение к греху осталось. Уже через четыре поколения после потопа (при Фалеке, сыне Евера) произошло событие, которое имело большие последствия в истории человечества. Речь идет о попытке построить в долине Сеннаар башню высотою до небес (Быт 11, 4), которая получила название Вавилонской . У строителей башни было два мотива, оба — греховные. Первый: сделаем себе имя (Быт 11, 4), то есть прославимся. Вызвано это желание было гордыней и славолюбием. Это — те самые пороки, которые привели к гибели допотопное человечество. Второй мотив был также богопротивным. Строители говорили: построим город и башню и сделаем себе имя прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт 11, 4). В этом проявилось явное противление воле Бога, Который сказал: плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле (Быт 9, 7). В Священном Писании строители названы сынами человеческими (см.: Быт 11, 5). Ранее так были названы потомки Каина. В описываемом событии это выражение применено к потомкам Хама. Хам был сыном Ноя, но он совершил тяжелый грех — крайне непочтительно посмеялся над своим отцом.

Хотя инициатива исходила от хамитов, вероятно, весь тогда еще немногочисленный род человеческий участвовал в попытке воплотить эту горделивую и безумную затею, потому что наказание (смешение языков) коснулось всех. Господь сказал: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт 11, 7). Множественная форма глаголов (сойдем и смешаем ) указывает на собеседование всех Лиц Божественной Троицы.

Что надо понимать под выражением смешение языков? Ориген, христианский писатель начала III века, считал, что Ангелы Хранители дали каждому народу свой язык и они перестали понимать друг друга. Исключение коснулось лишь еврейского народа, который, будучи жребием Самого Бога, сохранил язык, данный Господом еще Адаму. Это мнение разделял блаженный Августин: еврейский язык был языком Адама, остальные же народы получили новые в результате смешения.

Бог рассеял людей по всей земле, и они перестали строить башню. Город получил название Вавилон , что означает — смешение . Событие это не только засвидетельствовано в богодухновенном Писании, но также своеобразно преломилось и запечатлелось в исторической памяти народа языческого. Ассиролог Джордж Смит расшифровал и в 1876 году опубликовал халдейский текст, в котором рассказывается: «Вавилон преступно обратился ко злу и начал строить великую башню. Малые и великие принялись за работу. <...> Но ночью бог ану совершенно прекратил их труд. Во гневе своем он излил также пред богами свой тайный совет рассеять их повсюду и обратить свое лицо против них; дал повеление сделать чуждым язык их и воспрепятствовать работе их» (цит. по: Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1998. Т. 1. С. 219).

В христианской литературе Вавилонская башня стала символом богоборчества . Город Вавилон, выросший на месте строительства башни, в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова как символ развращенного и богопротивного мира противопоставляется прообразу Святой Церкви — небесному Иерусалиму.

В смешении языков видится благое попечение Промысла Божьего о людях. Если бы род человеческий соединился под властью одного царя, каким стал бы, вероятно, сын Хуша Нимрод, человек «жестокий и гордый» (как пишет святой Иоанн Златоуст), то все бы находились под тяжким гнетом.

Главная же причина смешения языков была в том, чтобы сохранилось и не исчезло в зарождавшемся язычестве истинное боговедение . Подтверждение этой мысли можно найти в том, что автор книги Бытия пророк Моисей сразу же после рассказа о рассеянии народов повествует о благочестивом Аврааме, сохранившем веру в Истинного Бога.

Мифы древности - Ближний Восток Немировский Александр Иосифович

Вавилонское столпотворение

Вавилонское столпотворение

В то время вся земля была устами одними и одним наречьем. Когда же люди переместились на Восток, они отыскали долину в земле Сеннаар и там поселились. И решили они: "Давайте налепим кирпичей и обожжем их огнем". И стали у них кирпичи вместо камней, земляная смола заменила известь. И сказали они друг другу: "Давайте построим город и башню с главою до небес. Этим мы создадим себе имя и не рассеемся по поверхности земли".

Взглянул Йахве на город и башню, которую строили сыны человеческие, и сказал:

Вот как! Они один народ, и все изъясняются на одном языке. Если они начнут что-либо делать или что-либо задумают, не будет для них препятствий ни в чем. Сойдем же и смешаем там их язык, чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Йахве оттуда по всей земле, и прекратили они строить город. Поэтому и дано было ему имя Вавилон (Бабел), ибо Бог смешал (евр. "балал") там язык всей земли.

1. Краткий рассказ о том, как люди сообща строили город и уходящую в небо башню и что из этого проистекло, может показаться в развернувшемся повествовании книги Бытие чужеродным телом, тем более из предшествующей главы вытекает, что дети человеческие уже расселились по лицу земли, разделенные не столько пустынями и морями, сколько проступком одного из братьев, запятнавшего себя и своих потомков именем «Хам».

Строительство вавилонской башни можно рассматривать как первое коллективное неповиновение человечества Богу, продолжившее индивидуальное непослушание (Адам и Ева). Причина мятежа та же, что и в греческих мифах, самомнение. "Прах земной" замыслил увековечить свое имя - он пожелал подняться своим рукотворным творением до самых небес. Преступлению соответствует наказание, сравнительно мягкое, поскольку уже обещано, что люди больше не будут истребляться. Человечество, некогда единое, ибо оно имеет общую родословную, разделено по языкам и разбросано по земле. Этим самым предотвращена также возможность нового совместного посягательства на небесную сферу.

Некогда возникновение этого сюжета связывали с впечатлением, которое произвел Вавилон на попавших в плен иудеев. Но против VI в. до н. э. как времени включения рассказа о столпотворении в Пятикнижие говорит не только история формирования его текста, но и сообщаемые в книге Бытие сведения о том, что Вавилон претендовал на господство в стране Ханаан уже в то время, когда Авраам кочевал в степях близ ещё не разрушенных Содома и Гоморры. Поэтому можно думать, что и задолго до того, как плененное население Иерусалима использовалось на строительных работах, на обитателей Ханаана должна была производить впечатление уходящая в небо громада вавилонской башни и других храмовых башен-зиккуратов, которые высились над городами Месопотамии. К настоящему времени выявлено не менее 33 этих священных башен в 27 различных городах (Гальбиати, Пьяцца, 1992, 180). Можно думать, что функционально они играли такую же роль облегчения контактов с верхним миром, как отверстия в кровлях этрусских и италийских атриумов (Немировский, 1983, 175).

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое - вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Вавилонское общество В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине шумеров, как мы уже упоминали, рядом с хеттским обнаруживается еще одно общество.Если попробовать установить связь этого общества с шумерским по критерий религии, то нам никак не удастся обнаружить здесь

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

33.14. Вавилонское столпотворение «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они (племена сынов Ноевых) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Вавилонское столпотворение XI века Известно, что вожди западных крестоносцев были подчинены византийскому императору («были вынуждены подчиниться» ,) и получили от него земли в Византии в награду за военную помощь. Это, возможно, и было библейское завоевание земли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое – вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Смешение языков и Вавилонское столпотворение Раскол Великой Империи в XVI–XVII веках привел к образованию на ее территории самостоятельных государств, во главе которых оказались либо бывшие имперские наместники, либо вожди местных политических движений. Многие из них

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Вавилонское столпотворение Человек издавна хотел быть ближе к Богу. Вначале люди избирали для этого самый простой способ: поднимались высоко в горы, вершины которых, казалось, упирались в небеса, и там просили благословения. Вавилоняне, у которых гор поблизости не

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

Вавилонское царство

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

6.8. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением», то есть «имперским пленением», в Библии названо несколько событий. Первое - самое древнее - вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

5. Вавилонское столпотворение, смешение языков, рассеяние народов Эти события описаны в кн. Бытие 11:1–9.1а. БИБЛИЯ. Знаменитое вавилонское столпотворение (Бытие 11:1–9). Сообщается о рассеянии народов после столпотворения: «И оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Вавилонское законодательство Законы царя Хаммурапи - один из самых замечательных памятников правовой мысли Древнего Востока, свидетельствующий о действительно высоком уровне юридической мысли. Это первый столь подробный сборник законов рабовладельческого общества,

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Вавилонское пленение Этому периоду в истории иудеев и израильтян посвящено немало трудов. Основным источником информации является Библия, но в ней отсутствуют детали и причины так называемого пленения. В ней имеется еще один случай описания рабства в Египте, когда

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4. Смешение языков и Вавилонское столпотворение Как мы теперь понимаем, раскол «Монгольской» Империи в XVI–XVII веках привел к появлению самостоятельных государств, во главе которых оказались либо бывшие имперские наместники, либо вожди местных политических движений.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 12. Вавилонское царство Образование Вавилонского царстваГород Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных

Из книги Почетный академик Сталин и академик Марр автора Илизаров Борис Семенович

Вавилонское столпотворение, или Библейская версия происхождения языков-наций Общечеловеческий «язык Адама» вместе с сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Иафетом (Яфетом) пережил Всемирный потоп. От сыновей Ноя «населилась вся земля». Казалось бы, все было не так уж плохо до тех

Из книги Загадки истории. Отечественная война 1812 года автора Коляда Игорь Анатольевич

«Вавилонское столпотворение»: переправа французов через Неман (начало наступления) Однако отсутствие полноценной информации о состоянии российской армии, ее боеготовности не помешало императору французов отважиться на поход в Россию. В течение первой половины

С историей потопа связываются некоторые недоумения, которые заставляют иногда перетолковывать ее действительный смысл. 1) Так, некоторые считают невозможным разуметь здесь в собственном смысле всемирный потоп, покрывший всю землю, и понимают его всемирность лишь в смысле всеобщего погубления людей в тех странах, на которых они успели дотоле расселиться. Но такое ограничение ничем не оправдывается, хотя оно и не непримиримо с прямыми библейскими выражениями, и, напротив, опровергается геологическими следами потопа в самых отдаленных частях земной поверхности. Притом, и науке известны такие перевороты на земле, когда целые материки покрывались водой, как например, материк Атлантида, закрытый теперь Атлантическим океаном. Если такие явления возможны в силу естественных переворотов, то тем понятнее становится в полном смысле всемирный потоп как страшное Божие наказание для истребления жизни на грешной земле. 2) Если допустить всемирность потопа, то будто бы немыслимо было собрать все породы животных в том помещении, какое представлял Ноев ковчег. Но нужно иметь в виду, что в ковчег могли быть взяты лишь такие породы, которые решительно не могли пережить потопа и просуществовать в воде даже в виде зародышей и семени, чтобы после возродиться из них от солнечной теплоты; затем, по теперешнему разнообразию пород нельзя судить о породах допотопных, которых было несравненно меньше; и, наконец, многие породы несомненно прямо были обречены на истребление, как например, все те страшные допотопные чудовища (мамонты, мастодонты и пр.), останки которых находят в слоях земли и которые теперь не существуют в действительности. Таким образом, за исключением всего этого останется уже не так много, чтобы не поместиться в ковчег, с которым по величине и вместительности не может сравняться ни один даже из теперешних исполинских кораблей, плавающих по океанам. Что же касается, вообще, истинности истории потопа, то она находит поразительное подтверждение во всеобщности предания различных и самых отдаленных между собой народов. Как и естественно, предания различных народов в подробностях переполнены легендарными сказаниями, имеющими местный оттенок, но общий смысл их указывает на один общий потоп, погубивший все грешное человечество, за исключением одного благочестивого семейства. Такие предания мы встречаем у греков и народов Восточной и Западной Азии, встречаем даже у туземцев Америки и на самых отдаленных островах Океании. Но самое интересное и сходное с библейским повествование найдено у древних вавилонян. Это – халдейское повествование, подлинник которого недавно открыт и прочитан на каменных плитах из развалин Ниневии. Оно даже в подробностях подтверждает истинность библейского повествования. Все эти предания как бы указывают на один общий источник, откуда они разнесены были отдельными племенами при расселении их по всем странам земли.

Потомки Ноя. Родословие народов. Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства

После потопа опять началась обыденная жизнь, с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих детей. Но истинно слово Божие, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его», и сам праведный Ной вскоре показал своим сыновьям и пример порочной слабости. Он рассадил виноградник, воспользовавшись для этого, по иудейскому преданию, отростком лозы, высунувшейся из ограды райской. Не знал ли он действия плода виноградного, или в употреблении его проявилась в нем наклонность к пороку, отличавшему погубленных потопом людей, которые неумеренно «ели и пили», во всяком случае он опьянел и повалился в неблагопристойном положении – «обнаженным в шатре своем», чем вызвал непочтительное и насмешливое отношение к себе со стороны своего сына Хама. Только другие сыновья – Сим и Иафет отнеслись к нему с почтением и прикрыли его. Узнав об этом, Ной выразил свои чувства в словах, которые получили пророческое значение для судьбы потомков его сыновей. Первобытное состояние общества было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям действительно имело решающее значение для их будущей судьбы. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми и наибольшее пространство займут потомки Иафета; истинная религия сохранится в потомстве Сима; в определенные времена он покорит себе землю Ханаанскую с населяющим ее племенем, и в его стране явится Искупитель мира. Потомки Иафета также вселятся в шатрах Симовых, т. е. войдут в землю Ханаанскую, как символ основанной в ней истинной церкви.

Сам Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от роду, будучи последним представителем допотопной долговечности. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. Земля была разделена на три части между потомками трех сыновей Ноя. Потомки Сима заняли Азию, по преимуществу Аравийский полуостров с прилегающими странами; потомки Хама поселились почти исключительно в Африке с отпрысками в соседние страны Азии, и потомки Иафета заселили всю обитаемую в то время северную полосу земли, идущую от колыбели послепотопного человечества через Малую Азию в Европу, по северному берегу Средиземного моря. На происхождение населения этих стран света от трех сыновей Ноя указывает то обстоятельство, что многочисленные языки, на которых говорят народы и племена в этих частях света, наука сводит к трем основным корням, несомненно имеющим свое общее начало в первобытном языке, каким он был до «смешения языков». В частности, из потомков Иафета можно указать произошедшие от его сыновей и внуков народы: от Гомера – кимвры, от Магога – скифы, от Мадая – мидяне, от Иавана – греки (ионяне), от Фираса – фракийцы и так далее. От Сима произошли все семитские народы, населявшие Аравию и другие соседние страны Азии. Он был «отец всех сынов Еверовых», т. е. племен и народов, родственных народу еврейскому. Наконец, из сыновей Хама Хуш (или Куш) был родоначальником населения Ефиопии, Мицраим – Египта, Фут – Ливии и Ханаан – населения земли Ханаанской, или Палестины.

Вавилонская башня

Потомство Хамово поселилось почти исключительно в Африке, кроме Ханаана, который занял Палестину и впоследствии был отчасти изгнан из нее израильтянами. Но был еще один потомок Хамов, который также поселился в Азии. Это именно Нимрод, сын Хуша, основатель Вавилонского царства и покоритель Ассирии. Это был «сильный зверолов», но по своему характеру он напоминает первого строителя городов – Каина с его ближайшим потомством. Он основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую, гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других соседних городов. Неудивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, чтобы объединить под своей властью все народы земли и господствовать над ними вопреки воле Божией, определившей им быть рабами. И вот с этой целью основав могущественный город в земле Сеннаар, как в древности называлась Месопотамия, они составили совет, на котором порешили в знак своего политического могущества и в выражение своей гордости построить «башню, вышиною до небес». Предприятие, очевидно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное: преступное потому, что вытекало из гордости, граничившей с самонадеянностью и отвержением Бога, и опасное потому, что исходило из среды проклятого и неблагословенного потомства Хамова. Успех его в этом деле мог пагубно повлиять на остальные народы и таким образом заразить и их преступной самонадеянностью и нечестием. И вот, когда закипела работа, обжигались кирпичи и приготавливалась земляная смола, Господь порешил наказать их за безумное предприятие. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речь другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». Около местоположения Древнего Вавилона и теперь высятся громадные развалины какой-то исполинской, в семь разноцветных этажей башни, называемой Бирс-Нимруд, т. е. «Башней Нимрода», и предание иудейское видит в ней именно ту башню, построением которой до небес племя Хамово хотело прославить свое имя. Что касается «смешения языков», то не нужно отождествлять его с происхождением языков. Мы не знаем, в чем состояло это смешение, или какие начатки языка различные народы понесли с собой при рассеянии. Несомненно, что в это именно время произошли главные особенности, которыми отличаются различные классы языков, и что строители рассеялись потому, что не могли уже понимать друг друга. Но это не значит, что тогда сразу образовались языки, какими они существуют теперь. Сравнительное языкознание открывает в строении и развитии языков стройные и чудесные законы, чуждые всякого беспорядочного смешения. Смешение могло состоять в различном выговоре и сочетании слов (достаточном для взаимного непонимания), и по расселении в различные страны на основании этих особенностей уже выработались отдельные языки.

Урок24.Вавилонское столпотворение. Смешение языков.Буква Фита

Задачи:

· ребёнок узнает, что слово «хам» заимствовано из греческого языка, где оно является собственным именем Хама, сына Ноя; и употребляется в значении грубого, наглого человека;

· придёт к выводу, что причиной смешения языков явилась человеческая гордыня;

· познакомится со свидетельствами очевидцев, утверждающих, что ковчег находится на горе Большой Арарат, во льдах горного озера на самой вершине горы.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Праведный Ной (икона)

02/видео

Начало строительства башни: 1 мин 21 с

03/видео

Вавилонская башня: 27 с

Вавилонская башня

05/видео

Смешение языков: 28 с

06/видео

Рассеяние народов: 1 мин 5 с

Араратские горы

Большой Арарат

Распятие с черепом Адама

I.Старославянская азбука. Урок 16

II. Проверка дз.

Ребята зачитываютнайденные определения.

Учитель зачитывает определение слова «хам» из этимологического словаря :«Как нарицательное имя в значении «грубиян» , «мужик крепостной». Возникло на базе церковнославянского ХАМЪ, заимствовано из греческого языка, где оно является собственным именем библейского Хама, надсмеявшегося над наготой своего отца Ноя».

В энциклопедическом словаре такое определение: «Хам - один из трёх сыновей Ноя, от которых «населилась вся земля» после всемирного потопа. Проклят Ноем, в лице его сына Ханаана, за то, что надсмеялся над наготой отца.

В переносном смысле имя Хам - употребляется для обозначения человека из «простонародья», необразованного, грубого, позднее стало нарицательным, обозначающим грубого, наглого человека».

А в словаре Владимира Ивановича Даля сможем прочитать, что хамы - это подлый народ.

Вот почему людей наглых, грубых, непочтительно относящихся к другим людям, называют хамами.

· Вспомните, какполучилось, что праведный Ной опьянел (м-ф 01. Праведный Ной) ? (Он ещё не знал свойств вина).

По мнению святого Иоанна Златоуста, именно Нойизобрёл искусство возделывать виноград. Библия говорит о том, что вино Богдал людям для поддержания здоровья, т.е вино - это своего рода лекарство.

· Как вы думаете, что будет с человеком, если онвыпьет целую упаковку, пусть дажесамого хорошего лекарства?

Совершенно верно, он может получить сильнейшее отравление или даже умереть.

Ной первый познал свойства вина. И Библия не случайно рассказывает нам, что произошло с Ноем: чрезмерное употребление вина сделало его как бы мёртвым, беззащитным. Через это Господь как бы говорит нам: « Вино - это лекарство, будьте с ним осторожны!»

Перед тем, как открыть человеку вино, Господь показал, что может быть, если это лекарство употреблятьнеосторожно. Есть даже такое выражение «злоупотреблять вином».

· Как вы его понимаете? (Употребление вина во зло, т.е. когда оно приносит не пользу, а вред).

Откройте тетради на стр. 50 и прочитайте тему урока.

Ной прожил 950 лет, Он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали ослабевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой,всё ещё продолжительной жизни,люди быстро умножились. Сначала они жили вместе одной большой семьёй, недалеко от гор Араратских, в одной стране, которая называлась Халдейскою страною, и говорили на одномязыке.

Со временем стали возникать первые послепотопные государства. Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства был Нимрод из потомства Хама... Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов - Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов. Такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирного царства, в котором потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, составив совет, решили в знак своего могущества и явного богоборчества построить «башню вышиною до небес» (м-ф 02/видео. Начало строительства башни: 1 мин 21 с).

· Как вы думаете, почему их задумку можно назвать преступной и опасной?

Преступной потому, что вытекала из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборчество, и опасной потому, что выходила из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием (м-ф 03/видео. Вавилонская башня: 27 с)

И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню (м-ф 04. Вавилонская башня ). «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» .

Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение (м-ф 05/видео. Смешение языков: 28 с) .

Рассеяние народов по земле имело положительное значение. Во-первых, люди не попали под власть таких деспотов, как Нимрод, и, во-вторых, человечеству, расселенному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, а также устраивать свою жизнь сообразно с условиями местожительства и историческими особенностями (м-ф 06. Расселение народов: 1 мин 05 с).

Есть люди, которые сомневаются в реальности событий, описанных в Библии, и, что, дескать, история Ноя, не более чем миф.

Но как ни странно, первое подтверждение истории Ноя учёные нашли именно в мифологии.

Ученые этнологи обнаружили 59 легенд о потопе у аборигенов Северной Америки, 46-в Южной Америке, 17-на Ближнем Востоке, 23-в Азии, 31-у древних европейцев и 37-в Австралии Океании.

(На усмотрение учителя : "Не один из нас, ныне живущих, не происходит от изначальной расы людей, полностью погибшей. Все мы берем свое начало от Девкалиона. Люди первой расы были высокомерные гордецы. Они не держали своего слова не давали приюта странникам, были глухи к мольбам. "(Греческая легенда).

"Прошло много времени после Куму Хумоа - первого человека. - Сообщает гавайская легенда. -Вся земля погрязла в грехе и богам перестали поклоняться. Один человек был праведным. Его звали Нуу. "

"Девкалион со своими женами скрылся в огромном судне. Туда же пришли кабаны и лошади, львы и змеи и другие звери. Он всех их вместил." (Греция).

"Старик построил огромный корабль и поместился в него со всей своей семьей и множеством животных" (Аборигены Кубы.).

"Нуу сделал огромное каное. Залез в него, взяв запася пищи растения и животных".(Гавайцы.)

"Желая навести потоп Бог предупредил Нота и его жену Нету, сказав: "выдолби огромный кипарис. На нем ты спасешься в Роттоцоти. Волны будут высотою до небес. "Так они и сделали, и Бог закрыл дверь" (Легенда ацтеков).

"Разгневанный Бог Мбенга собрал дождевые облака и из них полились потоки воды на обремененную землю." (Легенда о. Фиджи).

"Земля неожиданно открыла свои шлюзы. Полил страшный ливень. Реки вышли из берегов" (Греки).

"Разлившиеся реки затопили открытые равнины и унесли с собой высокие хлеба, могилы, стада, людей и храмы. Тела погибших плавали как стволы деревьев. Они были подобны рыбным икринкам в море. Города, холмы и горы медленно погрузились в бездну. Теперь все стало океаном. Волк плывет рядом с овцой. "(Латинский поэт. Овидий.)

"Каждый день шел дождь, каждую ночь шел дождь. Небо обрушилось. Земли не было. Все животные утонули. Суши не стало. "(Индейцы Атапасканы).

"Заблудившаяся птица долго искала землю, где она могла бы сесть, но крылья ее не выдерживали и она падала в море" (Овидий)

"Бог переполнил мир водой. "(Лапландия).

"Погибли все, кроме Девкалиона, который благодаря своей добродетели был спасен. И от него произошла новая раса людей".(Греки)

"Год спустя вода стала отступать".(Трансильвания)

"Подул резкий ветер и высушил землю".(Персия)

"Он выпустил ворона, который сначала не вернулся, а затем остался клевать мертвые тела, но затем прилетел, держа в клюве зеленую ветвь".(Индейцы Мекоакен)

"Все спасшиеся, а их было восемь, приплыли к Мбенге".(Фиджи)

Египтяне говорили о том, что боги очистили землю большим потопом, после которого спаслись лишь немногие пастухи. Индусы говорят, что Ману спасся от потопа на корабле, который рыба притащила к горе. Английские друиды также говорили о вторичном заселении земли посредством благочестивого патриарха, посланного наказать людей за их великое развращение. Гренландское предание утверждает, что однажды з

ъемля пошатнулась и все люди утонули, за исключением одного мужчины и одной женщины, которые вновь заселили землю.)

Хотя все эти легенды и имеют ряд своих особенностей и сильно загрязнены языческими наслоениями, но все они сходятся в трех главных деталях:

Произошло разрушительное наводнение;

Существовал корабль для спасения;

Человеческий род был спасен в лице нескольких человек (чаще всего одной семьи).

Многие предания сообщают, что люди спаслись на высокой горе. Здесь, очевидно,воспоминание об остановке ковчеге ковчега на горах Араратских.

· Как вы думаете, почему у различных народов, не связанных друг с другом, живущих на разных континентах, имеются очень близкие по содержанию предания о потопе и спасении избранных людей?

(Предположения детей).

Потомки Сима, Хама и Иафета, разойдясь по всей земле, унесли с собой и историю Ноя и передали её своим потомкам.

Второе подтверждение историчности всемирного потопа принесла современная геология, наука о строении, составе и истории земной коры, обнаружившая в земных породах свидетельство вселенской катастрофы.

· Как вы думаете, какая находка могла бы дать бесспорное подтверждение всемирному потопу и истории Ноя?

Конечно, находка Ноева ковчега!

· Вспомните, что Библия говорит о том, где остановился ковчег?

В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских (м-ф 07. Араратские горы). Почему сказано об Арарате во множественном числе? Потому что есть Большой Арарат и Малый Арарат. Большой Арарат (м-ф 08. Большой Арарат) - это гора высотой 5165 метров, т.е. более 5 км. Вершина этой горы почти на километр покрыта льдом. А на самой вершине находится горное озеро, где ледяной покров значительно меньше.

Сегодня наука располагает неопровержимыми фактическими данными о легендарном ковчеге.

Ещё в Ш веке до Р.Х. историки, среди которых были и вавилонские, писали, что в Араратских горах лежит древний ковчег,и с него люди отдирают смолу, чтобы использовать её как противоядие или амулеты.

И в 1 веке по Р.Х. находим сообщения, что многие приносили с Арарата частицы ковчега.

В 19 веке появилось несколько сообщений о видевших останки ковчега.Турки же рассказывали, что даже побывали внутри корабля, который имел отсеки, большинство из которых было заполнено льдом.

В 1893 году доктор Ноури из Иерусалима отправился в путешествие

(в верховья Евфрата). По возвращении он рассказал об остатках корабля в вечных льдах: «Внутри он весь был полон снега, борт снаружи был тёмно-красного цвета… Передняя и задняя часть …достижимы, а средняя часть остаётся подо льдом».

Обмерив ковчег, Ноури пришёл к выводу, что его размеры идентичны приводимым в Библии.

Спустя 24 года, в 1916 году русский лётчик Владимир Ростовицкийзаметил на вершине Арарата каркас огромного корабля. Затем по приказу императора Николая II была сформирована экспедиция, которая прибыв на Арарат, нашла ковчег, проведя все необходимые измерения и фотосъёмку. Однако, грянувшая вскоре революция похоронила весь богатейший материал, добытый экспедицией. Вот как об этом рассказывает сам Владимир Ростовицкий, который также участвовал и в экспедиции: «Я сделал несколькокругов над ним. Он был размером с городской квартал, как современный боевой крейсер. Он лежал на берегу озера, на четверть уходя в воду. С одной стороны его корпус был частично разобран, а на борту зияла квадратная дверь шириной около шести метров. Это показалось мне необычным. Ведь даже сейчас корабли не имеют таких больших дверей… Внутри ковчег состоял из сотен отсеков, некоторые были небольшими, но попадались и просторные помещения с высокими потолками. Дерево было покрыто похожим на воск веществом, а мастерство с которым был сделан корабль, указывало на высокий уровень строителей. Специалисты предположили, что конструкция сделана из олеандра, дерева семейства кипарисовых, которое не гниёт…»

Немногим более 50-ти лет назад альпинистами были предприняты две попытки отыскать Ноев ковчег, но они закончились неудачно из-за снежных бурь.

В холодные годы ковчег покрыт льдами и снегом и не виден, а в жаркие годы летом часть его обнажается, но это бывает очень редко.

Обнаружить ковчег удалось французскому альпинисту Фернану Наварре в 1955 году. Наварре нашёл ковчег вмёрзшим в лёд того самого горного озера, которое находится на вершине горы, на высоте 5 км и сумел вырезать кусок обшивки корабля.Радиоактивный анализ, проведённый в нескольких странах,подтвердил возраст постройки - около пяти тысяч лет. Наварре удалось своими снимками и научными исследованиями подтвердить существование Ноева ковчега.

После него на Арарат поднималось ещё несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки. Но около 30-ти лет назад турецкое правительство запретило подъём на гору .

Как гласит Священное Предание, когда начался потоп, Ной взял с собой в ковчег, как великую святыню череп Адама. Затем он отдал её старшему сыну Симу. Сим построил город Иоппию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову Адама,и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит «мир Божий», т.е. то место, где человечество должно примириться с Богом, место распятия Христа Спасителя. Затем это место завоевали потомки Хама, и место, где лежала голова Адама пришло в запустение. Но по памяти народ называл это место «Голгофой», что по-еврейски означает «череп, лоб». По древнему преданию, Христос был распят над тем местом, где была захоронена глава Адама, и кровь, истекавшая из ран Иисуса, через расщелину в земле просочилась глубоко в скалу и обагрила череп Адама. Это означало, что грехи человечества смыты Кровью Христа Спасителя После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.

Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

Но, прежде чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собою и других, задумали построить город и в нем башню , на подобие столпа , высотою до небес, чтобы прославиться и не быть в подчинении у потомков Сима и Иафета, как о том предсказал Ной. Они наделали кирпичей и принялись за работу.

Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить начатую постройку и разойтись по земле в разные стороны. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии, Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.

Недостроенный город прозван Вавилоном , что значит смешение. Вся же страна, где был этот город, стала называться землею Вавилонскою, а также Халдейскою.

Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать свое родство, и стали образовываться отдельные, самостоятельные народы или нации , со своими обычаями и языком.

Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и потому произвел смешение языков, и разделил людей на отдельные народы и дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 11 .

Появление идолопоклонства

Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие). Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища . Такие изображения ложных богов называются идолами , или кумирами , а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками , или язычниками . Так появилось на земле идолопоклонство.

Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам , который оставался верным Богу.



Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные ", то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: "Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству". Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною , то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною . Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.



Авраам сказал Лоту: "Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево".

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского , он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Мелхиседек благословляет Авраама

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек , который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским , принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды : слово салим значит мир . Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив , - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": главы 12, 14, 15, 16, 17.