Замятин биография кратко. Биография замятина евгения ивановича. Годы Гражданской войны

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Замятина Евгения Ивановича

Замятин Евгений Иванович – русский писатель.

Детство

Евгений Замятин родился 20 января (1 февраля по новому стилю) в 1884 году в Лебедяни (Тамбовская губерния). Отец Евгения был православным священником, мать – пианисткой. В возрасте 7 лет Евгений стал учеником Лебедянской гимназии. Спустя 3 года волею судьбы мальчик оставил родную Лебедянь и перебрался в Воронеж. Там он поступил в местную мужскую гимназию, которую окончил с золотой медалью в 1902 году.

Юность

Еще в гимназии Евгений понял, что ему легко дается словесность (он писал блестящие сочинения), но совершенно противится математика – математический язык казался юноше очень трудным, а его изучение было мучительным. Тем неожиданней оказался выбор Замятиным кораблестроительного факультета Санкт-Петербургского политехнического института. Как позже признавался сам Евгений, он сделал это, скорее, из упрямства, наперекор судьбе и своим способностям.

В институте Евгений Замятин примкнул к компании молодых людей из социал-демократического течения. Молодой человек быстро проникся большевистскими настроениями. Вскоре Замятин стал постоянным участником митингов и демонстраций. В 1905 году за большевистскую агитацию рабочих Замятина арестовали. Выйти на свободу он смог только благодаря стараниям матери, которой было невыносимо думать о том, что ее сын томится взаперти. Освободившись, Евгений продолжил обучение в институте. В 1908 году она стал выпускником политеха, получив специальность морского инженера.

Зрелые годы. Творчество и борьба

Окончив институт, Евгений Замятин выходит из партии и начинает всерьез заниматься литературой. В 1908 году он пишет свой первый рассказ «Один». Понимая, что на одних рассказах начинающему дарованию не выжить, Замятин работает на родном кораблестроительном факультете преподавателем, параллельно занимаясь инженерией. В 1910 году появляется второй рассказ писателя «Девушка». Казалось бы, жизнь начинает постепенно налаживаться, но… В 1911 году Замятина высылают из Петербурга как нелегала. Писателю приходится перебираться в Лахту. Наверно, именно благодаря переживаниям из-за гонений в Лахте родилась первая повесть Замятина «Уездное». С этих самых пор критики начали отзываться о Замятине не как о новичке в литературе, только пробующем слова на вкус, а как о гиганте мысли, способном уловить тончайшие настроения и эмоции и перенести их на бумагу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Во времена Первой мировой войны Евгений Замятин занял антивоенную интернационалистическую позицию, что не могло не отразиться в его произведениях. В 1914 году за повесть «На куличках» писатель был сослан в Кемь, где пробыл около 2-х лет. После этого Замятина отправили в Англию для строительства ледоколов. Пребывая в туманной стране, Замятин написал сатирическую повесть «Островитяне», вдохновением для которой послужил быт англичан.

В Россию Евгений Иванович вернулся осенью 1917 года. В 1921 году его усилиями было создано объединение писателей «Серапионовы братья», куда вошли , Николай Тихонов, Вениамин Каверин и прочие.

В 1919 году Замятин вновь был арестован. Это случилось во время рабочих волнений на петроградских заводах.

В 1920 году Евгений Замятин создает скандальный роман «Мы». Антиутопия с элементами сатиры, ставшая широко известной по всему миру и послужившая примером, образцом для всех последующих антиутопий, была отвергнута советской цензурой, которая усмотрела в нем грубое издевательство над коммунистическим режимом. В 1924 году роман был издан в Нью-Йорке, в 1927 – в Чехии, в 1929 – во Франции. В 1930 году все произведения Замятина оказываются под запретом в Советском Союзе, из-за чего писатель решает уехать. Он выходит из Союза писателей и письменно просит разрешить ему покинуть СССР. В ноябре 1931 года Замятин перебирается в Ригу, оттуда – в Берлин. Конечной точкой его путешествия стал Париж, где он обосновался в феврале 1932 года.

В Париже Замятин продолжает заниматься литературой – он пишет статьи для местных газет, создает рассказы и сценарии для фильмов. В 1934 году Евгений Иванович вновь был принят в Союз писателей. В 1935 году он принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры.

Смерть

В Париже Евгений Замятин все время тосковал по родным краям. К сожалению, еще раз увидеть родину ему не удалось. В 1937 году 10 марта писатель скончался. Его тело захоронили на кладбище в Тье (коммуна в Париже)

Судьба романа «Мы»

Личная жизнь писателя

В 1906 году Евгений Замятин повстречал удивительно нежную и добрую девушку по имени Людмила Усова. Вскоре она стала его женой. Людмила была для Евгения настоящим тылом – она помогала ему, заботилась о нем, всячески поддерживала. После смерти Замятина Людмила приложила немало сил, чтобы творческое наследие ее мужа не было забыто.

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, публицист, критик, киносценарист – родился 20 января (1 февраля) 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.

Первое образование в биографии Евгения Замятина было получено в местной гимназии. Затем, стремясь повысить свой уровень, Евгений поступил в Воронежскую гимназию. Это учебное заведение в биографии Замятина было окончено с золотой медалью в 1902 году . Особенно интересовался Е. Замятин русским языком и литературой. С 1902 года учился в Санкт-Петербургском политехническом институте на кораблестроительном факультете. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим.

Осенью 1905 года арестован за революционную деятельность и выслан из Санкт-Петербурга, вернулся в 1906 году . В 1908 году Е. Замятин окончил институт со званием морского инженера. Печатался с 1908 года (рассказ «Один», написанный в манере Л.Н. Андреева). В 1911 году за нелегальное проживание писатель выслан из Санкт-Петербурга; жил в Сестрорецке, Лахте, где написал имевшую большой успех повесть «Уездность» (1913 ), в которой запечатлел костный провинциальный быт.

В 1915 году за гротескную повесть «На куличках» (1914 ), в которой цензура усмотрела клевету на русскую армию, Е. Замятин был привлечён к суду и выслан на Север, в Кемь. Ссылка дала материал для рассказов и повестей, объединенных в лирико-драматическую трилогию: «Африка» (1916 ), «Север» (1918 ), «Ёла» (1928 ).

В марте 1916 года командирован в Великобританию для наблюдения за строительством судов по русским заказам; английские впечатления отразились в повестях: «Островитяне» (1918 ), «Ловец человеков» (1921 ). В сентябре 1917 года вернулся в Россию. Читал курсы новейшей литературы в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Петрограде (1920-1921 ), работал в редколлегии издательства «Всемирная литература», в правлении Всероссийского союза писателей, выпустил с группой писателей альманах «Дом искусств» (1921 ); редактировал журналы «Русский современник» и «Современный Запад»; вёл литературную студию при Доме искусств.

Орнаментальный стиль Е. Замятина оказал влияние на многих прозаиков, в т.ч. на членов литературного объединения «Серапионовы братья». В публицистических работах - «Я боюсь» (1921 ), статьях «Рай» (1921 ), «Новая русская проза» (1923 ), «О сегодняшнем и современном» (1924 ) – Замятин неоднократно выступал против «литературного раболепства», заслужив репутацию бунтаря, «внутреннего эмигранта».

Наиболее значительное сочинение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы» (создан в 1920 году , впервые опубликован на английском языке в 1924 , на чешском в 1927 , на французском в 1929 , на русском языке (полный вариант) в 1952 , в СССР – в 1988 году ) – гротескное описание тоталитарной системы, подавляющей все проявления человеческой индивидуальности. Роман вобрал в себя различные литературные традиции (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый, Дж. Свифт, Г. Уэллс и др.) и оказал сильное воздействие на Дж Оруэлла и О. Хаксли. Резкая критика в адрес романа привела к тому, что после 1929 года Евгений Замятин в СССР не печатался. В 1931 году при поддержке М. Горького покинул Россию; с февраля 1932 года жил в Париже, сохранив советский паспорт.

Среди других сочинений Е. Замятина – рассказы («Мамай», 1921 ; «Пещера», 1922 и др.), пьесы («Огни святого Доминика», 1922 ; «Блоха», 1925 , по мотивам сказа Н.С. Лескова; историческая трагедия «Атилла», 1928 , опубл. 1950 и др.); сказки; киносценарии, в т.ч. фильм «На дне» по пьесе Горького.

– писатель, драматург (1.2. 1884, Лебедянь, Тамбовской губ. – 10.3.1937, Париж).

Будучи студентом Санкт-Петербургского политехнического института, Замятин много ездил по России и участвовал в политической деятельности как член большевицкой фракции социал-демократической партии. В 1908 окончил кораблестроительный факультет института. К этому году относятся и первые литературные публикации Замятина. Повесть Уездное (1911) пользовалась необычайным успехом у критиков и читателей.

Евгений Замятин. Видеофильм

До революции Замятин совмещал литературную деятельность с инженерной. За антивоенную направленность повести На куличках (1913) Замятин был привлечен к суду. В 1916 он в качестве морского инженера продолжительное время находился в Англии, что нашло отражение в его повести Островитяне (1917).

После революции Замятин стал ведущей фигурой в культурной жизни Петрограда, основывал журналы, литературные кружки и оказал сильное влияние на группу «Серапионовы братья ». В своем художественном творчестве и в литературно-теоретических сочинениях Замятин выступал теперь против претензий коммунистических деятелей на обладание единственной истиной и на право насаждения ее любыми средствами.

Главное произведение Замятина – роман-антиутопия Мы , написанный в 1920 и появившийся в 1924/25 сначала в переводах на чешский, английский и французский языки, до самой перестройки Горбачёва он не был разрешен к публикации в СССР. Пьеса Огни святого Доминика , в которой Замятин становится на защиту преследуемых еретиков, была в 1922/23 напечатана в Петрограде и Берлине, но в театре не ставилась. Драматическое «представление» Блоха (1925), созданное Замятиным на тему лесковского сказа Левша , с большим успехом шло в Московском Художественном театре.

Возрастающие нападки со стороны РАППа вынудили Замятина обратиться в июне 1931 к Сталину с просьбой о разрешении на выезд из Советской России. Замятин писал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». В 1931 он смог эмигрировать и в 1932 прибыл в Париж, где умер пять лет спустя. В СССР творчество Замятина долгое время замалчивалось; только в 1986 в Воронеже вышел сборник его прозы.

Замятин – блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он заострил стиль «орнаментальной прозы» Ремизова до сатирического, часто гротескного сюрреализма , который сам он называл неореализмом. В стремлении Замятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование. Произведения Замятина 1917-22 можно считать моделью новой литературной техники благодаря не только их сжатой и совершенной композиции, но и той манере, в которой важные детали соединены с символическими образами. В таких произведениях притчевого плана, как Мамай (1920) и Пещера (1921), Замятин изображает начальный период коммунистического господства, в котором видит возврат к доисторическому «пещерному» существованию.

Роман Мы , возникший после обращения Замятина к утопиям Г. Уэллса , – гениальное, провидческое описание тоталитарной системы, в которой царит вера в регулируемость всех событий посредством диктата разума и принцип уравнения всех подданных. Замятин показывает сопротивление иррационального и индивидуального в человеке, равно как и насильственное подавление этих проявлений. Роман непосредственно повлиял на О. Хаксли , автора романа Этот прекрасный новый мир , и Дж. Оруэлла , написавшего 1984 .

Действие пьесы Огни святого Доминика происходит во времена инквизиции; показывая сожжение еретика, Замятин обличает здесь тоталитарную идеологию, а также методы советских органов безопасности.

Блоха имеет значение прежде всего как попытка обновления русского театра первой четверти этого века; Замятин использует в ней элементы русского сценического искусства начальной поры, русской народной комедии и итальянской комедии масок.

Творчество

Библиография

Биография

Евгений Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Отец — православный священник, мать — пианистка.

С 1893 по 1896 год Замятин посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью. В этом же году Евгений Иванович записался из упрямства (в школе он не всегда по математике получал хорошие оценки, в отличие от русского) на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института. 4 года спустя Замятин становится большевиком и принимает участие в жизни революционной студенческой молодежи. Там он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт.

Во время I Мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических позиций, в 1914 году был привлечен к суду и сослан в Кемь. В марте 1916, отбыв ссылку, Евгений Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию.

Во время Гражданской войны в России, оставаясь убежденным социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства. В частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) арестовывался во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда.

После критической волны, последовавшей за публикацией в 1929 году в эмигрантской печати в сокращенном виде романа «Мы», которая привела к его выходу из Союза Писателей СССР и фактическому запрету публиковаться, он пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу, и получает положительный ответ. В 1934 году, уже будучи эмигрантом, что беспрецедентно, был вновь принят в Союз Писателей СССР, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации.

Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на Парижском кладбище в Тие (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Творчество

В 1908 году Замятин выходит из партии и пишет свой первый рассказ — «Один». Два года спустя начинающий автор преподает на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. «На куличках» — следующая повесть Замятина — также получает хорошие оценки критиков.

Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где он создает «Островитяне» и «Ловец человеков». Вернувшись, Евгений Иванович организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др. После революции печатается вышеупомянутая повесть «На куличках», которая раньше была запрещена.

В 1920—1921 годах Замятин под влиянием фантастики Уэллса работает над романом «Мы», который является одним из его главных произведений. На решение написать роман повлияла утопия, написанная тогдашними идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым. В этом романе инженер Д-503 описывает свою жизнь в городе-государстве под властью «Благодетеля». В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя. Этот роман повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в 1948), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932). На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике. В 1931 году Евгению Ивановичу разрешается — с помощью Горького — выехать за границу. Он живет с того времени в Париже и продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности в соавторстве с Жеком Компенейцем пишет сценарий для фильма Жана Ренуара "На дне". Замятин скучает по родине до своей смерти.

Библиография

Издания

  • Замятин Е.И. Избранное / Сост. и подгот. текста О.Н. Михайлова. — М.: Правда, 1989. — 463 с.

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, литературный критик и публицист. Писатель родился 1 февраля 1884 года в городе Лебедянь. Отец писателя был священником, а мать – пианисткой. Начальное образование Евгений получал в гимназии родного города, а затем в Воронеже. Блестяще окончив гимназию, в 1902 году он подал документы на кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Вскоре стал участвовать в студенческой революционной жизни и записался в социл-демократы. В эти же годы он познакомился со своей будущей супругой – Людмилой Николаевной Усовой. В 1905 году он был арестован за большевистские агитации. На следующий год Замятина освободили и разрешили продолжить образование. Получив специальность морского инженера в 1908 году, он остался работать и далее на кафедре, а также занялся литературной деятельностью. Так, в журнале «Образование» появился его первый рассказ «Один».

В 1911 году был выслан из Петербурга и стал проживать в Лахте, где написал свою первую повесть «Уездное». Во время командировки 1916 года в Англию, Замятин написал «Ловец человеков» и «Островитяне».­ После окончания революции ему удалось напечатать повесть «На куличках». Вернувшись на родину, он организовал группу, состоящую из молодых писателей, в которую входили Федин, Зощенко, Тихонов, Каверин.

­Советская критика отрицательно относилась к работам Замятина. Особенно это отразилось на романе-антиутопии «Мы». Это произведение в дальнейшем повлияло на работы многих западных писателей, в том числе на Рэя Бредбери, Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли. В России антиутопия «Мы» появилась в печати лишь в 1988 году. Большая часть последующих произведений Замятина также не была допущена в печать при жизни писателя. Последние годы писатель провел в Париже и много работал над сценариями. Умер Евгений Замятин 10 марта 1937 года в пригороде Парижа.