Жизнь онегина в деревне сочинения и курсовые работы. Жизнь Онегина в деревне. Характеристика Евгения Онегина Евгений онегин в деревне по плану

Был пресыщен. Он ни в кого не был по-настоящему влюблен, у него не было интересного занятия, увлечения. Он скучал от обилия развлечений, и продолжал развлекаться от скуки.

Первое время по приезду в деревню, Евгению все казалось новым. Он наслаждался деревенским воздухом, с удовольствием гулял на . Но очень быстро он заскучал и здесь. Единственное, на что его хватило,

Он избегал знакомства с соседями, с такими же помещиками, каким был сам. Смотрел на всех свысока. И когда кто-то приезжал к нему, Онегин, как нашкодивший мальчишка, сбегал из дома через задний двор.

Что он опаснейший чудак.

Правда, когда в ту же пору в их краях появился , выпускник Геттингемского университета, Онегин . Ленским был еще сентиментальным юношей, и возможно, 26-летнему Онегину он напоминал его юношеские мечты, надежды, устремления. Этот юноша сильно отличался от его петербургских знакомых, и поэтому он наслаждался общением с Ленским. Хотя

Онегин почти каждый день встречался с Ленским. Они ездили на лошадях, сидели в гостиной у Онегина, потягивая вино и рассуждая о чувствах, о политике, международном положении.

Ленский был влюблен в дочь помещиков-соседей Лариных, и там бывал вечерами. Однажды Онегин напросился с ним поехать к Лариным в гости, чем наделал немало шума среди любознательных соседей. На самого Онегина это знакомство не произвело особого впечатления. Как показалось Ленскому, его друг скучал в этом милом и добром семействе. Может быть, он больше никогда бы не приехал к Лариным, если бы не написала ему . Он посчитал своим долгом объясниться с ней.

Дни Онегина в деревне были довольно однообразными. Летом он вставал довольно рано, и купался в реке. Потом пил кофе.

Эти строки показывают, что Онегину очень даже неплохо жилось в деревне. Даже здесь, в этой глуши он находил «белянки черноокой младой и свежий поцелуй».

Лето закончилось, и наступила осень. Время скучное: то дожди, то заморозки. На коне не поездишь. И животное пострадает на ледяной дороге, и сам можешь покалечиться. Только и остается читать Вальтера Скотта, производить расчеты да гонять кием бильярдные шары. Скучно. Эту скуку разбавлял Ленский, который приезжал на тройке лошадей, и с которым Онегин обедал, выпивая бутылку французского вина.
Тихая, благословенная жизнь в деревне была для Онегина закончена, когда он, будучи приглашенным на , разозлился на Ленского, и чтобы поддразнить его, начал флиртовать с .

Ленский действительно был в ярости. Уже на следующий день он обратился к соседу, известному своими похождениями, чтобы тот стал его секундантом. Онегин несерьезно отнесся к дуэли. Он даже не позаботился о том, чтобы найти секунданта, равного ему по сословию. Он не хотел убивать юного друга, выстрелил, не целясь. И убил. После столь трагичной гибели Ленского, Онегин не мог оставаться в деревне и вскоре покинул ее. Но и в Петербург он не вернулся, отправившись в длительное путешествие.

Онегин был демонической натурой в том смысле, что он был способен влиять на судьбы людей. Не появись он в жизни Татьяны, она, как знать, действительно бы вышла бы замуж за кого-нибудь из ближайших соседей, с кем рядом выросла и кого хорошо знала. Онегин не был ни на кого похож, он был новым человеком, и потому она почувствовала влечение к нему, она узнала, что такое настоящая любовь. Познакомившись с Онегиным, она испытала страсть. Не начни Евгений заигрывать с Ольгой, не было бы роковой дуэли, Ленский женился бы на Ольге. И жили бы тихо спокойно рядом с Лариной, даря ей внуков. А так. Ольга уехала куда-то с уланом, Татьяна жила в Петербурге и матушка осталась совершенно одна в своем имении. Вот так Онегин ворвался вихрем в чужую жизнь и круто изменил ее.

Разумеется, художественное пространство в «Евгении Онегине» не исчерпывается только изображением городов. Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным. Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе: «O rus!.. (Hor.) – О Русь!» К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов: латинского «rus» («деревня») и русского «Русь». Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что «под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал «расширительное» значение»131. Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал: «Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь – хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, …мир русской деревни»132.
Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление «Русь – деревня» имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией «природного человека» Ж.-Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии. Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами: руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве. Основная оппозиция Просвещения – «Природа – предрассудок», «естественное – извращенное» получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман: «Гибельной цивилизации… противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей… Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели «человека Природы», в русском языке – естественный язык, созданный самой Натурой»133.
Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах,
а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья: «…и в деревне скука та же…» (V, 32), «В глуши, в деревне все вам скучно…» (V, 70), «Деревня той порой//Невольно докучает взору//Однообразной наготой…» (V, 94) и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве: «Онегин шкафы отворил;//В одном нашел тет­радь расхода,//В другом наливок целый строй,//Кувшины с яб­лочной водой//И календарь осьмого года» (V, 37). «Время как будто с раз­бегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь»134, - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего. Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав – «самая «неинформационная» и самая описательная; единственное сюжетно значимое событие в ней – «отповедь» Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет»135. Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского: приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь «отповедь» Онегина получает продолжение, а приглашение в «свою семью» станет роковым: именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.
По точному высказыванию В.А. Кошелева, «деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя «скуку» и «блаженство», «обыденность» и «особенную физиономию», изменяет устоявшиеся представления и деяния»136.
Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ «природности»:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…
(V, 33)

…Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
(V, 163)

Описаниям природы принадлежит в романе важное место. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных кар­тин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части рома­на связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам. После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы:
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
(V, 36)

«Приют спокойствия», «прелестный уголок» - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности. Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, «тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного «приюта» изгнанника света: «уединенные поля», «сумрачная дуброва», «журчанье тихого ручья» - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму»137. А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами – один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны: ро­мантическая окрашенность пейзажа объясняется роман­тическим мировосприятием самой героини. Ее внутренняя близость к миру природы – это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора. В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…»
(V, 152)

Д.С. Лихачев писал, что «в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие… Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»138. Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что «русская душою» пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека»139. В узком смысле этот образ является «средой», формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир.
Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность. Как верно отмечал Г.Д. Гачев, «первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. <…> Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), …все весьма стабильные. Нельзя ее [природу] сменить без потери своей национальной сути». Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина – одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.
Русская природа в романе «Евгений Онегин» - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно «быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным», и называл Пушкина подлинным художником русской литературы. Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа.

Роман «Евгений Онегин», написанный Пушкиным в период 1823 — 1831 гг., по выражению Белинского, — «задушевное произведение автора, любимое дитя его фантазии». И действительно, это произведение, которому Пушкин посвятил более времени, чем какому бы то ни было другому, является одним из самых зрелых. Не говоря уже о том, что роман отличается большим историческим интересом, он — редкий образец и в художественном отношении; написанный изящными, гармоническими стихами, он заключает в себе ряд высоко поэтических картин, иллюстрирован художественными описаниями природы и деревенской
жизни.

Прочтя этот роман, всякий, даже не бывавший в России, может составить себе верное понятие о ее природе и отчасти о деревенском быте. Все четыре времени года нашли себе воспроизведение в «Евгении Онегине» и притом воспроизведение настолько соответствующее действительности, что при чтении романа в душе возникают те же. чувства, какие испытываются при непосредственном созерцании природы.

Вот наступает осень; все стихает, и природа как бы замирает, замирает и жизнь деревенских обитателей.
Зима на Руси — время забав и веселья; катанье в санях, на коньках доступны и составляют удовольствие для всех, без различия пола и возраста. Наступают святки, а с ними и новое развлечение — гадание; гадают все:
Гадает ветренная младость,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски …

Сколько радости и веселья, сколько тайных тревог и надежд соединено с мыслью о предстоящем гаданьи у каждой деревенской девушки; им всем известны «преданья старины глубокой», и все они одинаково верят «и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».

Помещики вознаграждают себя за скуку тогда, когда случится бал у кого-либо из них. На него съезжаются все соседи, гремит музыка и паркет трещит под каблуками чрезмерно усердствующих танцоров. После бала,
согласно традиционному обычаю, гости остаются ночевать у хозяев.

Таков был помещичий быт; нельзя не заметить, что он отличался крайней пустотой и полным отсутствием всяких серьезных интересов, чем и объясняется его скука и снотворность.

Что касается быта простого народа, то он, находясь в крепостном состоянии, зависел от воли господ, и личным характером помещика определялась степень его благополучия. Но вообще от него требовали честности и трудолюбия; если господа были добры, то крепостным жилось далеко не плохо; помещик заботился об их благосостоянии в своих собственных интересах, резкой черты разобщения между барином и крестьянином не существовало; молодые служанки, например, работали и гадали вместе с барышнями, старые няни даже пользовались известным уважением в доме. Что касается понятий простого народа, то надо думать, что они были немногим уже, чем понятия их господ, получивших поверхностное французское воспитание.