Жизненный и творческий путь педро кальдерона, краткая биография. Биография педро кальдерона Основные произведения Педро Кальдерона

Родился Педро Кальдерон 17 января 1600 года в Мадриде. Его отец был секретарем казначейства, дворянином. Первое образование в биографии Кальдерона было получено в иезуитской коллегии Мадрида. Затем же он обучался в университетах городов Саламанка, Алькала-де-Энарес. Не завершив учебу, отправился служить в испанские войска.

Первое литературное произведение Кальдерона де ла Барка было написано в 1623 году. Это была пьеса «Любовь, честь и власть».

Его учителем на литературном поприще был Лопе де Вега. К 1635 году драматург получил большую известность в Испании. Педро Кальдерон за всю биографию написал около 120 драм и комедий, множество других произведений. Среди пьес Кальдерона можно выделить группы, раскрывающие вопросы чести и любви, философии и размышлений над судьбой, и, конечно же, комедийные интриги. Одни из самых известных произведений автора: «Стойкий принц» (1628), «Дама привидение» (1629), «Поклонение кресту» (1634), «Жизнь есть сон» (1635), «Врач своей совести» (1635), «Великий театр мира» (1649), «В тихом омуте» (1649) и другие.

Испанский король Филипп IV посвятил в рыцари Кальдерона, а тот в свою очередь на заказ писал пьесы для королевского двора. В 1640-1642 годах он принимал участие в подавлении каталонского «Восстания жнецов».

Затем Кальдерон стал членом монашеского ордена Франциска, а позже – священником. После этого литературные произведения Кальдерона значительно изменились, приобрели аллегорический оттенок. С 1663 года Кальдерон был духовным отцом короля Филиппа IV. Последние годы биографии Кальдерона были проведены в бедности. Скончался драматург 25 мая 1681 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

17 января 1600 года в семье Анны Марии де Энао, дочери оружейника, и Диего Кальдерона, мелкого дворянина, родился ребенок, нареченный Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, (Calderуn de la Barca Henao de la Barreda y Riaсo), или Педро Кальдерон де ла Барка. Отец планировал, что сын сделает карьеру в лоне церкви, поэтому Кальдерон сначала учился в иезуитской коллегии, а затем изучал каноническое право в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Однако сам Кальдерон решил строго не следовать плану отца.

В возрасте двадцати лет Кальдерон бросил учебу и записался в испанскую армию. По некоторым сведениям, с 1625 по 1635 год Кальдерон служил в Италии и Фландрии, хотя есть и сведения, что в это время он был в Мадриде. В этот же период состоялся дебют Кальдерона в качестве драматурга: писать Кальдерон начал еще до поступления на военную службу, но первая пьеса нашла публику только в 1623 году. Это была «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder), а менее чем через десять лет после дебюта Кальдерон уже считался первым драматургом Испании и, кроме того, завоевал признание Филиппа IV, который произвел драматурга в рыцари ордена Святого Иакова и заказывал ему пьесы для придворного театра.

То, что какое-то время Кальдерон был придворным драматургом, наложило определенный отпечаток на его творчество. Королевский театр обладал несравнимо большими возможностями по сравнению с небольшими театрами на городских улицах: финансирование позволяло использовать сложную постановочную технику, световые эффекты, музыкальное сопровождение и конечно же пышные декорации. Например в пьесе «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la peidra) вместо сцены использовали остров посреди озера в дворцовом парке, а зрители располагались в лодках. Наверное поэтому многие пьесы Кальдерона напоминают скорее оперу.

В 1642 году Кальдерон покидает военную службу, хотя уже успел поучаствовать в военных действиях, включая подавление каталонского «Восстания жнецов». Через три года после этого Кальдерон удостоился пенсии, а позже стал терциарием ордена Святого Франциска. Позже, в 1651 году, Кальдерон принял сан священника и получил должность придворного капеллана при королевском дворе. Причины такой перемены точно не известны, возможно, это связано с начавшимися гонениями на театр, смертью брата и рождением незаконного сына. В любом случае, хоть и поздно, но Кальдерон исполнил желание отца и сделал духовную карьеру, впрочем, при этом драматургию Кальдерон не оставил.

Естественно, изменения в жизни не могли не затронуть творчество драматурга. После рукоположения в священники Кальдерон оставил сочинение светских комедий для публичного представления и переключился на ауто (autos sacramentales), религиозные пьесы, и пьесы по заказу двора. Самая известная и одновременно самая ранняя религиозная драма Кальдерона, написанная еще до принятия сана, «Поклонение кресту» (La Devocion de la Cruz) рассказывает о чудесном спасении души, раскаянии и волшебном избавлении от смерти. Многие последующие пьесы Кальдерона этого жанра включают в себя разнообразные чудеса, символические предметы, имена и места действия, например пещеры, лабиринты и пустыни, а так же пророчества и знамения.

Всего за свою жизнь Кальдерон создал примерно двести пьес, из которых большая часть комедии и драмы, а меньшая — ауто, в которых Кальдерон демонстрировал потрясающее мастерство благодаря абстрактной тематике произведений.

В 1663 году Кальдерон был назначен королевским капелланом, духовником Филиппа IV, и эту должность он сохранил и при приемнике Филиппа Карле II. Но несмотря на благоволение двора, популярность пьес и весьма почетную должность, последние годы своей жизни Кальдерон провел в бедности. Скончался Кальдерон 25 мая 1681 года в Мадриде.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро (Calderon de la Вагса, Pedro - 17.01.1600, Мадрид - 25.05. 1681, там же) - испанский драматург.

Жизнь выдающегося барочного драматурга Испании Педро Кальдерона де ла Барки Енао де ла Барреда-и-Ріаньо (таким является полное фамилия Кальдерона де ла Барки), казалось бы, очень далекое от того, что отразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкському университете, где изучал гражданское и каноническое право. В 1619-1623 pp. обратился к драматургии, а с 1625 pp. Кальдерон де ла Барка всецело отдался литературной деятельности. В 1637 г. его приняли в рыцарский орден Сантьяго. У1638 p. Кальдерон де ла Барка принимал участие в войне с Францией, в 1640 г. - в подавлении восстания в Каталонии.

После смерти своей возлюбленной и несовершеннолетнего сына Кальдерон де ла Барка, глубоко религиозный человек, стал священником, придворным капелланом и настоятелем кафедральной церкви св. Петра в Мадриде. Как придворный капеллан, он был тесно связан с королевским двором и высшей знатью Испании. Глубокий знаток метафизики, истории римского права, нравственной и догматической теологи, Кальдерон де ла Барка в последние годы жизни жил уединенно. В 1680 г. он составил список своих пьес, куда вошло 111 комедий и 70 ауто. В настоящее время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения не разысканы и известны только по названиям.

Как драматург, Кальдерон де ла Барка относится к национальной драматургической школы Л. де Веги. Его творчество развивалось в двух направлениях. Он писал религиоВНО-фантастические пьесы - такие, как «Чистилище святого Патрика», «Поклонение кресту», и пьесы реальные - «комедии плаща и шпаги», «драмы чести», исторические. Однако не следует противопоставлять его реальные пьесы и пьесы реально-фантастические, поскольку между ними существует внутренняя взаимосвязь. Драматургия Кальдерона де ла Барки построена на противопоставлении обычного и исключительного, света и тени, земного и небесного. Последний крупный представитель испанской литературы «золотого века», который подытожил трехсотлетний идейное развитие Испании, Кальдерон де ла Барка был прежде всего художником-мыслителем, который пытался найти философскую концепцию бытия.

В период «ученичества» (примерно до 1625 г.) Кальдерон де ла Барка под влиянием Л. де Веги создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor в poder», 1623; вид. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrologo fingido», 1624; вид. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de амогу fortuna», 1625; вид. 1636) и др. Эти комедии основываются на нескольких сюжетных схемах, которые варьируются в деталях. Известный испанский критик М. Менендес-и-Пелайо установил эти схемы:

1. В город прибывает молодой дворянин, чаще всего - это солдат, который воевал во Фландрии, а теперь вернулся на родину, иногда - студент. Случается, что он приезжает по делам, связанным с каким-либо иском. В одном варианте герой имел в этом городе возлюбленную, в другом - он, прибыв в город, влюбляется и начинает любовную интригу.

2. Сюжет комедии строится на случаях и недоразумениях. Иногда молодой дворянин думает, что за время его отсутствия дама изменила ему. Он ревнует и упрекает ее, и за этим его застает отец или брат. Дама вынуждена убегать из дома, находит приют у подруги или в того самого кавалера, который по-рыцарски оберегает ее честь.

3. С главной интригой комедии переплетаются другие. Брат дамы, который играет роль ее бдительного сторожа, сам бывает влюбленным и является участником другой любовной истории. После ряда событий, вызванных игрой случайностей, все заканчивается счастливым браком.

4. Несколько иной становится интрига, когда кавалер, приехав в город, впервые знакомится с дамой. В такой ситуации инициатива часто за дамой, но и здесь большую роль играют случай и стечение обстоятельств.

Конечно, эти схемы Кальдерон де ла Барка развивал и совершенствовал, но их общие контуры являются именно такими. Драматург будто решает разными способами одну и ту же задачу, и любопытство комедии заключается в том, какими оригинальными ходами и новыми вариантами он удивит на этот раз. Изображение испанского любовного быта отличается у Кальдерона де ла Барки от того, каким его изображали Л. де Вега и Т. де Молина. Поле действия их комедий - вся Испания, причем, все решает прежде всего воля, изобретательность, энергия действующих лиц. Зато Кальдерон де ла Барка замыкает действие в пределы одного или нескольких дворянских интерьеров, лишь изредка выводя своих героев на улицу. При этом он тесно связывает действие комедии с домом, в котором живут персонажи, потайной комнатой, вещами, вроде замаскированной шкафа, которая позволяет проникать из одной комнаты в другую. Именно эти конкретные условия и вещи создают недоразумения, путаница, ошибки.

Внутренне меняются герои комедии. Женщины в комедиях Л. де Веги и Т. де Молины отважно шли в широкий мир и энергично боролись за свое счастье, а героини Кальдерона де ла Барки более пассивные. Единственное, что они могут себе позволить, - это завязать роман с молодым постояльцем, который остановился в их доме, а единственной их заботой является сохранение своей чести.

В самых значительных пьес Кальдерона де ла Барки принадлежат драматизированные «жития святых» и философские пьесы.

В них отразилось представление о человеке, присущее эпохе барокко: демонический разбойник, который совершает жестокие преступления, и праведник, который посвятил себя Богу, человек высоких духовных порывов. Он воплощает в себе тот положительный идеал, который подсказывала эпоха. Такой положительный идеал Кальдерон де ла Барка изобразил в драме «Стойкий принц» («El principe constante», 1628-1629, вид. 1636). Эта пьеса - не что иное, как драматизоване «житие»: принц Фернандо попал в плен к неверным. Ему предлагают свободу, но зато целый город должно перейти под владычество мусульман - и Фернандо отказывается от свободы, купленной за такую цену.

Принц Фернандо - человек, который страдает за идею и гибнет за нее. Но образ героя и патриота в драме Кальдерона де ла Барки затруднен чертами смирения и аскетического пренебрежения к плоти. Этот идеал подсказанный Кальдерону де ла Барке не только христианским учением, но и философией стоицизма, которая составляла одну из основ его мировоззрения.

Если в центре драмы «Стойкий принц» - образ святого подвижника, то в пьесе «Поклонение кресту» («La devocien de la cruz», 1630 - 1632) изображена демоническая личность, которая выбрала путь зла. Герой драмы Эусебио убивает на дуэли брата своей возлюбленной, становится разбойником и занимается грабежом. Он проникает в монастырь, где находится Юлия, его возлюбленная, и добивается ее, не догадываясь о том, что это - его сестра. Но душу Эусебио спасает то, что он чтит крест: он видит на груди Юлии крест, и это удерживает его от кровосмешения. То, что Эусебио сохранил где-то в глубине души веру в добро, помогло ему покаяться и стать на путь спасения.

Наконец, третья драма - «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», 1634) - словно синтезирует содержание первых двух. После кораблекрушения на ирландском побережье оказываются два человека - святой Патрик и Людовико Энио, который совершил в течение жизни страшные преступления. Пьеса построена на прямом сопоставлении святого подвижника и демонического разбойника, который в конце концов выбирает путь добра.

Однако Кальдерон де ла Барка как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизнь. К примеру, в «Стойком принце» Кальдерон де ла Барка объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера - изображает любовь принцессы Феникс до мавританского полководца Мулей, а также вводит образ шута, солдата Брито. В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне - Хиль и Менга. То же касается и пьесы «Чудодейственный маг» («El magico prodigioso», 1637), посвященной зарождению христианства и его столкновение с др-шим большим мировоззрением старого мира - язычеством.

Центральным произведением Кальдерона де ла Барки стала философская драма «Жизнь - это сон» («La vida es sueno», 1635), в которой драматургу с необычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона де ла Барки полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса.

Действие пьесы происходит в католической Польше, ни реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенеся действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон де ла Барка освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет, но и придает ему смыслового символического освещения.

Король Польши Басіліо - астролог и маг - узнал на основании неотразимый пророчества, что его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Заботясь об интересах империи и отечества, Басіліо, который верил в пророчества, поступил со своим сыном жестоко - заточил в башне и сковал цепями. Для Сехісмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехісмундо - человек «естественная». Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя сочетание человека и зверя. Человеком он является потому, что мыслит, потому что любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем, потому что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехісмундо в первой сцене первого акта - результат глубокой мысли:

Как в безумном отчаянии

Клекочу, словно Везувий,

Сердце вырвал бы из груди!

Где же здесь правда? Разум где?

Где закон, что ставит мере?

Чтобы человеку - нет, не верю! -

Господь Бог этого не дал,

Что так щедро дарил

Реке и рыбе, птице и зверю?!

(Пер. М. Лукаша)

Движение сюжета связан с тем, что Басіліо усомнился и решил проверить пророчество. Сехісмундо напоили сон-травой, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба в тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, угрожает отцу и т.д. Когда Сехісмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен разумом, и логика его рассуждений такова: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон - это что-то проминуще. Сехісмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все - иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинается перерождение Сехісмундо. В пьесе выражена утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехісмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он - орудие Бога. Таким образом Кальдерон де ла Барка развивает в пьесе мнение, что ради тщеславного и мелочного земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.

Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона де ла Барки входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них изображена измена жены и то, как человек наказывает предательницу, возвращая честь семьи. Самые известные из них - «Врач своей чести» («Е1 medico de su honra», 1633-1635), «За скрытую обиду скрытая месть» («A secreto agravio secreta venganza», 1635), «Художник своего позора» («El pintor de su deshonra», 1650). Воспроизводя в этих пьесах одну и ту же ситуацию, Кальдерон де ла Барка описывает различные человеческие типы, разные психологические отношения между супругами, варьирует развитие сюжета.

Кальдерон де ла Барка брал сюжеты не только из истории Испании, но и из истории других стран, как, к примеру, в драме «Ересь в Англии» («La cisma de Inglaterra», 1633), которая посвящена господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, следует выделить драмы «Любовь после смерти» («Amor despues de la muerte», прибл. 1633), в которой два плана, две сюжетные линии - рыцарская любовь мавра Альваро Тусані к красавице-мавританки Клары Малек и восстание морисков Альпухари, подавлено испанцами, «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625) - об осаде голландской крепости в северном Брабанте. Третья историческая пьеса Кальдерона де ла Барки, посвященная эпохе Филиппа II, - «Саламейський алькальд» («El Alcalde deZalamea», 1640-1645). Сюжет «Саламейського алькальда» основывается на том, что дворянин-капитан дон Альваро де Атайда похитил и обесчестил дочь крестьянина Педро Креспо, а Педро Креспо, став алькальдом, осудил и казнил обидчика.

В последний период своей жизни Кальдерон де ла Барка писал только «аутос сакраменталес» - пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос - драматический спектакль, связанную с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон де ла Барка реформировал и предоставил ей богословско-схоластического характера. Одно из самых известных философских аутос драматурга - «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo»). Кроме философских, Кальдерон де ла Барка писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим истолкованием, на темы Ветхого Завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами из Евангелия.

Творчество Кальдерона де ла Барки имеет своеобразную целостность и вообще подает глубокую концепцию взаимоотношений человека и общественных условий. Сам взгляд на человека и его возможности отличает Кальдерона де ла Барку от писателей Возрождения. Он неслучайно выдвигает как одну из самых главных тем тему ревности и подозрения. Осознание сложности и противоречивости человека составляет одну из основ мировоззрения Кальдерона де ла Барки.

В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушения существующих законов. В то же время драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоничному финалу. Известный исследователь Х.М. где Коссіо заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона де ла Барки содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, но и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она ориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее зыбкость и дисгармония оттеняются устойчивым порядком и величием.

В Украине к творчеству Кальдерона де ла Барки впервые обратился И. Франко, сделав сценический вариант пьесы под названием «Староста заламейський» для Русского народного театра во Львове (пост. 1895 г.). В театрах Украины шли спектакли по пьесам Кальдерона де ла Барки: «Дама-невидимка» (Днепропетровск, Донецк), «С любовью не шутят» (Запорожье, Львов, Черкассы и др.), «Сам у себя под стражей» (Черкассы). Оперу на сюжет пьесы Кальдерона де ла Барки «Жизнь - это сон» написал украинский композитор П. Сеницы. Отдельные произведения Кальдерона де ла Барки перевели В. Мокровольський, Д. Павлычко, М. Лукаш, М. Литвинец, С. Борщевский и др.

Кальдерон де ла Барка

Кальдерон де ла Барка

КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА Педро (Pedro Calderon de la Barca, 1600-1681) - один из крупнейших драматургов Испании XVII в. Р. в Мадриде, в знатной семье. Отец его был помощником министра при Филиппах II и III. К. воспитывался в иезуитской коллегии, затем учился в университете в Саламанке, где проходил курс теологии, математики и права. Затем поступил на военную службу и участвовал в походах в Италии и Фландрии. После смерти Лопе де Вега (1635) получил звание придворного драматурга, в 1637 - рыцаря ордена Сант-Яго. В продолжение нескольких лет принимал участие в подавлении восстания в Каталонии. В 1653 был назначен настоятелем придворной капеллы. Это соответствовало и желанию короля оставить К. при дворе в качестве придворного драматурга и организатора празднеств и давнему намерению самого драматурга посвятить себя служению церкви.
Это намерение полностью осуществилось в 1663, когда К. стал во главе иезуитского братства святого Петра и одновременно с этим решительно перешел от светской драмы к духовной (autos sacramentales).
Несмотря на разнообразие сюжетов, все произведения К. трактуют один и тот же комплекс религиозно-этических идей, проистекающих из его иезуитско-католической настроенности; характерным для его творчества является также обработка одного и того же сюжета в разных драматических формах (транспозиция светского сюжета в религиозный, духовного - в философский). В этих же целях им использовано и богатейшее наследство прежних испанских драматургов, к-рое он композиционно и идейно подчинил основным целям и задачам своего творчества. Общепринятая классификация делит его произведения на следующие виды: трагедию (dramas tragicas), драму историческую (comedias historicas), мифологическую (comedias mitologicas), религиозную (comedias religiosas), философскую (comedias filosoficas), духовную (autos sacramentales), комедию интриги (comedias de capa y espada), сарсуэлы (zarzuelas) и интермедии (entremeses). Вообще же все многочисленные драматические произведения К. можно по манере обработки сценического материала разделить на три вида: драму аллегорическую, к к-рой относятся аутос и некоторые религиозные и философские драмы, комедию интриги, в к-рой центр тяжести лежит в развертывании интриги, и наконец трагедии и драмы, в к-рых главное действующее лицо воплощает известную религиозно-этическую идею.
Аутос были любимым жанром К. Они по построению были не просто сценическим воплощением религиозной идеи, а напоминали молитвы, обращенные к богу, по той форме напряженной мистичности, которая давала ему возможность сочетать абстрактные религиозные символы с конкретными сценическими образами библейских типов, святых и мучеников. Эта форма выражала на сцене религиозную идею в наиболее чистой форме, не осложненной человеческими страстями и сопряженными с ними волевыми актами. Аутос - одноактные пьесы, оживляемые прологом (loa) и интермедией и заканчивающиеся танцами и музыкой, - пользовались постоянным покровительством королевской власти и духовенства и имели большое значение в смысле поддержания веры в народных массах, особенно во второй половине XVII в., когда разлагавшаяся монархия нуждалась в чрезвычайных мерах для укрепления своего влияния. Наиболее значительной в ряду многочисленных написанных К. аутос является «Пир Валтасара» (La cena de Baltasar). Ауто «Жизнь есть сон» (La vida es sueno) аранжировано драматургом в философскую драму под тем же названием. Грандиозную схему символической драмы дал К. в ауто «Великий мирской театр» (El gran teatro del mundo), в котором в символах власти, богатства, красоты и бедности дана католическая идея тщеты всего земного и вера в воздаяние за гробом.
Переход от духовного жанра к светскому представляет религиозная драма. Она использует сюжетную канву традиционных представлений из жизни святых (comedias de santos), но осложняет действие введением новых мотивов. Важнейшими видами религиозной драмы К. является драма-житие раскаявшегося разбойника и драма-житие обратившегося в христианство язычника. В центре действия - человек знатного происхождения, вынужденный порвать с обществом благодаря преступлению, совершенному им на почве несчастной любви, и во главе разбойничьей шайки мстящий своим врагам. Его трагическая судьба и незаурядная личность возбуждают сочувствие зрителей: он гибнет, но перед смертью примиряется с небом («Devocion de la Cruz»). В пьесах об обращении язычников главным действующим лицом является человек другой веры, язычник или мавр, к-рый в результате сомнений и колебаний все больше и больше укрепляется в христианском сознании, за что небо вознаграждает его и он удостоивается мученической смерти («El magico prodigioso», «El Jose de mujeres», «Los dos amantes del cielo»). Этот цикл пьес, увенчиваемый яркой фигурой стойкого принца из драмы «El principe constante», готового ради церкви и короля пойти на любые жертвы и мученичество, представлял собою могучее агитационное средство в руках драматурга-иезуита. Рисуя идеальный мир героев-мучеников, лишенных обыденных чувств и страстей, поглощенных фанатической верой в потустороннее, религиозная драма К. играла ту же роль, что и аутос, лишь переключая абстракции в очеловеченные символы.
В ряду философских драм К. наиболее значительна драма «Жизнь есть сон» (La vida es sueno), еще сильнее заостряющая проблему, которой посвящены его религиозные пьесы, резко противопоставляющая земную жизнь с ее преходящими радостями и печалями жизни идеальной, утверждающая тезис, что «самое великое преступление человека заключается в том, что он родился на божий свет». Другим вариантом той же концепции является драма «В этой жизни все и истина и ложь» (En esta vida todo es verdad y todo mentira) и «Luiz Perez el Gallego».
Религиозные и философские драмы К. отражают пессимистические воззрения деградирующего дворянства и церковной «аристократии». Христианский мистицизм К. - это поколебленное, сомневающееся христианство. К. раздвоен психоидеологически, а отсюда и в своем художественном стиле. С одной стороны - великолепие феерии и гонгористская расцвеченность драм К., с другой - мучительная рефлексия его героев, чуждая цельному христианскому мировоззрению средних веков, их неистовая борьба за право на жизнь. Когда он награждает их мученическим венцом, он при этом устраивает настоящий праздник звуков и красок, пользуясь блестящими достижениями испанской драматургической техники.
Эта раздвоенность (крайне типичная для творчества испанского барокко) особенно ощутима в тех его пьесах, где им изображаются не абстракции, не аллегорические фигуры, а живые люди и быт (comedias de capa y espada или comedias de enredo).
К. вводит в традиционную комедию интриги новые мотивы, к-рые не только конструктивно видоизменяют ее, но и отвечают мироощущению драматурга. Нет и в помине той легкости и грациозности, с к-рой реалистический театр Лопе де Вега завязывает свою комедийную интригу. Трагическая ситуация, создаваемая К., искусно переводится в третьей хорнаде в плоскость комедийной развязки: с действующих лиц, до тех пор противопоставленных друг другу, совлекается покрывало тайны, во врагах узнаются друзья и родные, в соперниках - горячо влюбленные. Но если внимательно разобрать хитросплетенную ткань интриги, то окажется, что не воля действующих лиц привела к желанному концу, а слепой случай. Так. обр. К. и в комедиях интриги, выводя на сцену живых людей, а не символы, остается верен своей пессимистической концепции. Подлинным героем этих пьес является именно слепой случай. Вот почему центр тяжести этих комедий лежит не в людях и не в их характерах, а в капризной игре случая, выражающейся в пестрой смене ситуаций. К числу лучших комедий интриги К. относятся: «La dama duende», «Casa con dos puertas mala es de guardar», «Mananas de abril y mayo».
Характерными для творчества К. являются и его трагедии, в к-рых выступает ревность не как страсть, а как узаконенная церковной моралью сила, необходимая в целях охранения семейной чести и предотвращения распада семьи. В типичных трагедиях этого рода: «Врач своей чести» (El medico de su honra), «Художник своего бесчестья» (El pintor de su deshonra) и «За тайное оскорбление - тайная месть» (A secreto agravio, - secreta venganza) одно только подозрение в измене влечет за собою жестокую месть со стороны оскорбленного мужа. Тут, с одной стороны, ни в чем неповинная жена, с другой - носитель идеи возмездия за возможное поругание семейной чести, и чем невиннее казалась жертва, тем сильнее давила на сознание жестокая иезуитская мораль К.
Поэт контрреформации и абсолютной монархии, ненавидевший народ, уводивший зрителей в идеальный мир, в к-ром знатные испанцы, изображенные в виде символов и аллегорий, уподоблялись героям и святым, отрешенным от земных страстей и исполненным религиозного и монархического пафоса, - К. сыграл огромную роль как верный певец самой мрачной реакции. Стоя во главе многочисленной плеяды драматургов, большей частью таких же священников-иезуитов, как он сам, К. был наиболее последовательным из них в своем творчестве, создав драму-проповедь, использовав для нее все существующие лит-ые формы и жанры и проводя через них законченное иезуитско-католическое мировоззрение. В эпоху заката испанского абсолютизма его драматическое творчество служило верой и правдой церкви и трону в их борьбе за власть над умами, имуществом и жизнью испанских подданных (характеристику эпохи, в к-рую жил и творил К., см. раздел «Испанская драма», в ст. «Драма» и «Испанская литература») Лит-ра позднейших эпох нередко обращалась к его драмам, заимствуя из его идеального мира образы, оформлявшие реакционные и реставрационные настроения (романтизм, символизм, декадентство).Библиография:

I. Драматические произведения, «Библиотека европейских писателей и мыслителей», изд. В. Чуйко, СПБ., 1884 (Поклонение кресту; Час от часу не легче; Алькад в Саламасе); Жизнь есть сон, перев. Д. К. Петрова, СПБ., 1898; Сочин., вып. I-III, перев. К. Бальмонта, М., 1900-1912. Calderon de la Barca Pedro, Obras, que saca a luz P. de Pando y Mier, 1717, и многочисленные позднейшие издания.

III. Dorer E., Die Calderon-Literatur in Deutschland, 1881; Gunther E., Calderon und seine Werke, 2 Bde, 1888.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Кальдеро́н де ла Ба́рка

(Calderon de la Barca) Педро (1600, Мадрид – 1681, там же), испанский драматург.

Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии, изучал гражданское и каноническое право в Саламанкском ун-те. В 1638 г. участвовал в войне с Францией. В 1651 г. принял сан священника. Был тесно связан с двором, пользовался особым покровительством короля Филиппа IV. Занимаясь драматургией с 1619 г., к концу жизни являлся автором не менее 120 дошедших до нас комедий, 78 ауто (одноактных представлений на религиозные сюжеты) и 200 пьес малых жанров. Начал Кальдерон с подражаний Лопе де Вега (комедии «плаща и шпаги», полные забавных приключений, неузнаваний и в конце концов счастливо разгадываемых тайн: «Любовь, честь и власть», 1623; «Мнимый звездочёт», 1624; «Игра любви и случая», 1625), а также с национально-патриотической драмы, посвящённый одному из эпизодов борьбы Испании с Нидерландами, «Осада Бреды» (1625). Следующий, т. н. «синтетический», период творчества Кальдерона характеризуется тягой к широким обобщениям, постановке важных философских и этических проблем, сплетением в одной пьесе нескольких сюжетных линий («Стойкий принц», 1626-28; «Жизнь есть сон», 1631, – вершина творчества драматурга; «Сам у себя под стражей», 1636). В третий, «аналитический», период Кальдерон под влиянием усиливающихся в европейской литературе классицистических тенденций стремился к сосредоточенной разработке определённой темы, раскрытию в характере героя той или иной ведущей черты («Врач своей чести», 1635; «Саламейский алькальд», 1640-41). В последние десятилетия Кальдерон сочинял для придворных празднеств пьесы, построенные на мелодраматических аллегориях, с музыкой, пением и балетными номерами.
На протяжении всей жизни Кальдерон писал ауто, вдохнув в эти символические пьесы, посвящённые утверждению того или иного богословского тезиса, подлинную поэзию. Откровенно морализаторский характер ауто наиболее ярко выявил в Кальдероне убеждённого приверженца Контрреформации, мощи и всевластия католической церкви. При этом драматург сумел глубоко выявить в своём творчестве трагизм мироощущения барокко – периода кризиса оптимистически-гуманистических ценностей Возрождения ; ощущение бессилия человека перед непредсказуемой силой судьбы («Жизнь есть сон» и др.). Социально-критические мотивы звучат в ряде пьес Кальдерона, воспринимавшихся просветительским 18 в. с его культом «естественного», внесословного человека как революционный призыв («Саламейский алькальд», где чувство чести впервые в испанской литературе выведено за пределы исключительно дворянской добродетели).
Рус. зрителю Кальдерон известен со второй пол. 19 в. («Врач своей чести», «Саламейский алькальд»). Особый интерес представляли экспериментальные постановки пьес «Поклонение кресту» и «Стойкий принц», осуществлённые В. Э. Мейерхольдом (соответственно – 1910 и 1915), а также «Жизнь есть сон» в постановке А. Я. Таирова (1914). Среди рус. переводчиков и ценителей пьес Кальдерона, отличающихся также по-барочному изящной стихотворной техникой, – К. Д. Бальмонт.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка" в других словарях:

    Кальдерон де ла Барка, Педро Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón Дата рождения … Википедия

    Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и… … Большая советская энциклопедия

    - (Calderon de la Barca) Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riano) Педро (1600 1681) Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром. Есть люди … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Don Pedro Calderon de la Barca Henao y Niaño) знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Педро Кальдерон [дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо ; Pedro Calderón de la Barcay Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño ; 17.01.1600, Мадрид — 25.05.1681, Мадрид] — один из крупнейших испанских писателей, его творчество — вершина литературы барокко.

Кальдерон был младшим современ-ником У. Шекспира. Он родился в Мадриде, принадлежал к аристокра-тическому роду, окончил коллегию иезуитов в Мадриде, учился праву и теологии в университетах Алкала и Саламанки. Провел бурную молодость; служа в армии, побывал во Фландрии и Италии. Кальдерон был тесно связан с традицией Лопе де Вега , начинал как представитель его школы, но со временем создал свою «персональную модель» , оказавшую огромное влияние на формирование различных философских жанров в литературе. Кальдерон написал 120 комедий (т. е. драм), 78 аутос (религиозных пьес), 20 интермедий. Так как с 1635 г. Кальдерон был придворным драматургом, все они были опубликованы при жизни автора и дошли до нас. В 1651 г. Кальдерон принял сан католического священника, был почетным капелланом испанского короля Филиппа IV, с 1666 г. — настоятель братства св. Петра.

Кальдерон был создателем нового драматургического жанра — религиозно-философской драмы, в которой меняется традиционная структура драматического произведения: главными героями становятся философские идеи, а персонажи оказываются лишь их рупорами. Сюжет строится так, чтобы раскрыть определенную философско-религиозную идею. Философский аспект отражается в поступках и речах героев, в названии произведения, на всех других уровнях художественного целого. Один из самых ярких примеров этого жанра — драма Кальдерона «Поклонение кресту» (ок. 1630-1632, опубл. 1634). В финале драмы выясняется, что преступные герои Эусебио и Юлия, связанные любовью, — родные брат и сестра. Эусебио убит, но воскресает при появлении священника, которого он когда-то пожалел, и тот отпускает ему грехи. Примиренный с небом, Эусебио умирает, а Юлия, над которой отец занес меч, обхватывает крест и обращается с молитвой к небесам. Молитва и крест спасают ее, и она растворяется в воздухе, как дым. Весь этот фантастический и запутанный сюжет, герои, совершающие необъяснимые человеческой логикой поступки, призваны воплотить религиозно-философскую идею, которую Кальдерон выразил словами: «Вот что значит преклонение перед крестом».

Самая значительная религиозно-философская драма Кальдерона — «Жизнь есть сон» (ок. 1632-1635, пост. и опубл. 1635). Драма написана с необыкновенным мастерством, это одна из вершин всей испанской литературы. Философская идея, разрабатываемая Кальдероном в драме, обозначена в ее названии. Раскрытию идеи подчинены герои, символика, сюжет. Действие происходит в Полонии (Польше), но множество деталей показывает, что это лишь условное место действия. Король Полонии Басилио усомнился в предсказании двадцатилетней давности, руководствуясь которым, он заключил своего сына Сехисмундо в темницу посреди глухого леса. Пока Сехисмундо спит, его переносят во дворец. Проснувшись, он узнает, что является наследником престола, и начинает совершать бесчинства вплоть до убийства человека. Несчастливое предсказание начинает сбываться, и чтобы не сбылась самая страшная его часть — свержение короля, уснувшего Сехисмундо снова переносят в темницу, а когда он просыпается, его строгий наставник Клотальдо сообщает ему, что все, что он видел во дворце, было лишь сном. Между тем, предсказание продолжает сбываться: восставший народ Полонии свергает Басилио и предлагает корону Сехисмундо. Однако он от нее отказывается, так как уверился в идее, что жизнь — это только сон. Тема «жизнь есть сон» многократно повторена Кальдероном (в одноименном ауто, пьесах «Дьявол садов», «Дочь воздуха», «Цепи дьявола», «Апполлон и Климена», «Эхо и Нарцисс», «В этой жизни все истина и все ложь» и др.). Эта тема стала одной из наиболее значимых во всей последующей испанской культуре вплоть до ХХ века (см., например, фильм Л. Бунюэля и С. Дали «Андалузский пес», 1928, снят во Франции).

Большое место в драматургическом творчестве Кальдерона занимает жанр ауто сакраментале (дословный перевод — «священное действо») — религиозной аллегорической одноактной пьесы. Ауто «Пир Валтасара» — яркий пример пьес Кальдерона такого рода. Среди действующих лиц — библейский персонаж царь Валтасар, Суетность (первая жена Валтасара), Идолопоклонство (новая его жена), Мысль (шут), Смерть и т. д. Пророк Даниил предсказывает Валтасару скорую смерть. Во время пира Валтасар видит сон, в котором звучат голоса: «Смирись и покайся», но, проснувшись, царь продолжает пировать. Темнеет. Огненная рука пишет на стене три слова: «Измерено, подсчитано, взвешено». Смерть настигает Валтасара. Пророк Даниил превращает пиршественный стол в алтарь. Идолопоклонство склоняется перед всемогущим Богом.

Кальдерон работал и в жанре «драмы чести». Наиболее значимые произведения этой группы — «Стойкий принц» (1628), «Врач своей чести» (ок. 1633-1635), «За тайное оскорбление — тайное мщение» (1635), «Саламейский алькальд» (ок. 1645). Кальдерон развивает мотив чести как высшей ценности для испанца, представленной в национальной испанской драме (пьесы Лопе де Вега , Гильена де Кастро , Аларкона , Тирсо де Молина и др.). Немецкие романтики нарекли Кальдерона «поэтом чести». Отточенная техника драматической интриги присутствует в комедиях Кальдерона, самый яркий пример — «Дама-Привидение» (1629, опубл. 1636).

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо скончался в Мадриде на 82 году жизни в почете, но в бедности.

Кальдерону было 16 лет, когда умер Шекспир, он к тому времени не написал еще ни одной пьесы. Нет никаких оснований предполагать, что Кальдерон на протяжении всей жизни когда-либо испытал влияние Шекспира, очевидно, он не только не читал шекспировских пьес, но и не слышал о таком драматурге. Тем не менее еще немецкие романтики начиная с братьев А. В. и Ф. Шлегелей утвердили представление о Кальдероне как «католическом Шекспире», при этом ставя Кальдерона даже выше английского драматурга в плане актуальности для современной литературы. Так, Ф. Шлегель писал: «Не в равной степени можно у нас применять внешнюю форму испанцев, которую надлежит тщательно различать от формы внутренней, ибо сия последняя, по господствующему в ней развитию более лирическому, бесспорно подходит к нам ближе, чем сжатость Шекспира, более эпико-историческая. Многоцветную полноту образов и картин, рождаемых плодовитою фантазией Юга, которая составляет особенную отличительность внешней формы и поэтического языка испанской трагедии, можно признать прекрасною там, где такое изобилие природно: переимчивости же искусства она не дается» (Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1830. Ч. 2. С. 137-138). А. В. Шлегель в «Курсе драматической литературы» утверждал, что в драмах Кальдерона и в меньшей степени в пьесах Шекспира сосуществуют и взаимообогащают друг друга два элемента: народный и более идеальный, «придворный». (Schlegel A. W. Cours de littérature dramatique. Т. 2. P. 326-340; работы братьев Шлегелей, находившихся в библиотеке А. С. Пушкина, приводятся по: Багно В. Е. Пушкин и Кальдерон // Багно В. Е. Россия и Испания: Общая граница. СПб., 2006. С. 244, 252).

Сопоставление Шекспира и Кальдерона имеет смысл только в типологическом плане. Но зато в таком ключе обнаруживается много сближений. Акад. Н. И. Балашов выделял такие общие для двух авторов моменты, как изображение героев-злодеев («макиавеллистов») или появление у Кальдерона своего рода аналога «фальстафовского фона». Есть сближения в создании идеальности женских фигур в поздних драмах Шекспира и в «драмах чести» Кальдерона: «Трагическая закономерность выступает в “драмах чести” Кальдерона (как впоследствии у многих романтиков) сквозь нагромождение случайностей, в драме — роковых и в то же время реальных. Например, жена не может перед вечной разлукой (и будто по ее вине!) не объясниться с ранее любимым ею человеком, а доходящие до мужа сведения о целомудренной сцене прощания трактуются им как доказательства измены. Все сочувствие Кальдерона — не в меньшей степени, чем это было у писателей Возрождения , — на стороне женщины, которая в этих драмах у него более цельно ангелоподобна, чем у Лопе или Шекспира, хотя не наделена такой жизненной пластичностью, как идеальные героини “Цимбелина” , “Зимней сказки” , “Бури” . Зато Кальдерон выделяет еще одно очень важное для испанского зрителя обстоятельство: героиня чиста перед небом. Это единственная щелочка, сквозь которую в “драмы чести”, в драмы “без бога”, проникает тонкий луч нравственного света, как его понимали современники Кальдерона» (Балашов Н. И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон. Драмы: В 2 кн. / Пер. К. Д. Бальмонта; изд. подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко. М., 1989. Т. 1. С. 809-810). В «Волшебном маге» (или, как предлагает переводить название этой пьесы Кальдерона Н. И. Балашов, в «Необычайном маге») обнаруживается общность художественных решений с шекспировской «Бурей» : «Тяжкий путь к христианскому мученичеству Киприана идет на фоне прекрасной природы — леса, садов, стройных башен, на фоне любовных безумств, поединков, видений, разыгранных кораблекрушений (не листал же Кальдерон “Бурю” Шекспира, никому в Испании не известного!), страданий и радостей Юстины, ее искушений и продемонстрированной ею, как нигде кроме трактата Декарта о страстях (I, § 41), твердостью “свободной воли”, безусловно властной, если не над помыслами, то над поступкам» (Там же. С. 813).

Помимо типологического может быть осуществлено тезаурусное сближение Шекспира и Кальдерона, которое выражается в отнесении этих писателей к константам мировой и отечественной культуры, их высшим ценностям. В русской литературе это сближение осуществил А. С. Пушкин в статье «О народной драме и драме “Марфа Посадница”»: «Со всем тем, Кальдерон, Шексп.[ир] и Расин стоят на высоте недосягаемой — и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. M. ; Л., 1949. Т. XI. С. 72).

Соч. : Obras completas. V. 1-3. Madrid, 1959; в рус. пер. — Пьесы: В 2 т. М., 1961; Драмы: В 2 кн. / Пер. К. Д. Бальмонта; изд. подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко; ст. Н. И. Балашова и др. М., 1989.

Лит. : Menéndes y Pelayo M. Calderón y su theatro. Madrid, 1910; Critical essays on the theatre of Calderón. N. Y., 1965; Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969; Durán M., Gonsáles Echeverría R. Calderón y la crítica. V. 1-2. Madrid, 1976; Iberica: Кальдерон и мировая культура. Л., 1980; Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М., 1983; Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; Соколова Н. Кальдерон // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Багно В. Е. Россия и Испания: Общая граница. СПб., 2006; Педро Кальдерон де ла Барка: Библиографический указатель / Сост. В. Г. Гинько. М., 2006.

Библиограф. описание : Луков Вл. А. Педро Кальдерон, испанский современник Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: .