А толстой отрочество краткое содержание. Л.Н. Толстой "Детство. Отрочество. Юность": описание, герои, анализ произведений

  1. Николай Иртеньев — подросток, который является рассказчиком. Тонко чувствующий юноша, эмоционально переживающий свое отрочество.
  2. Володя — старший брат главного героя. Импульсивный и ветреный молодой человек.
  3. Бабушка братьев по материнской линии — в ее московском доме жили Иртеньевы.

Другие герои

  1. Отец Николая и Володи .
  2. Катенька — 16-летняя девушка, дочь гувернантки. Первая любовь Николеньки.
  3. Любочка — сестра Иртеньевых.
  4. Карл Иванович — немец, домашний учитель братьев. Позже уволен их бабушкой.
  5. Сен-Жером — француз, заменивший на должности наставника Карла Ивановича.
  6. Маша — 25-летняя горничная, нравилась Николаю.
  7. Василий — портной, возлюбленный молодой горничной.
  8. Дмитрий Нехлюдов — приятель Володи, позже становится близким другом Николая.

По дороге в Москву

Семейство Иртеньевых отправляется в Москву. За 4 дня пути Николенька видит множество красивых и живописных мест. Извозчик разрешает мальчику некоторое время править лошадьми, что приводит главного героя в восторг.

Однажды жарким и душным вечером начинается гроза. Николенька одновременно ощущает и восторг и страх перед буйством стихии. Он чувствует, как его душа постепенно становится такой же обновленной и свежей как природа после грозы. Главный герой и Катенька ведут разговор о том, что теперь они будут жить у бабушки. Николай замечает, что она постепенно отдаляется от них. Катя не видит в этом ничего странного и говорит, что всем людям свойственно меняться. Мальчик впервые понимает, что на свете есть люди, которые живут своей жизнью и даже не знают о семье Иртеньевых.

В Москве семейство встречает бабушка, которая за то, время, что они не видели ее сильно постарела. Это вызывает у Николеньки чувство сострадания к ней. Отец поселяется во флигеле и не занимается воспитанием детей. Володя был всего лишь на год и несколько месяцев старше брата, но главный герой чувствует, что он его во всем превосходит. Братья становятся не так близки как раньше. Николаю нравится 25-летняя Маша, но он считает себя некрасивым и потому так и не подходит к ней.

История Карла Ивановича

Бабушке становится известно, что братья баловались порохом. Ей кажется, что это все от недостатка воспитания, поэтому она решает уволить Карла Ивановича. На его место нанимают молодого щеголя-француза.

Перед тем, как уехать, Карл Иванович рассказывает историю своей жизни Николаю. Он был внебрачным сыном, поэтому его никогда не любил отчим. В 14 лет мальчик стал учеником сапожника, а потом пошел в армию вместо брата. Его взяли в плен, из которого Карлу Ивановичу удалось сбежать. Долгое время он работал на фабрике, а потом один генерал помог переехать в Россию, где его наняла гувернером мать Николая. За годы, которые учитель провел в семье Иртеньевых, очень к ним привязался.

Последствия полученной единицы

В тот день, когда у Любочки было день рождения, Николенька получает единицу по истории. Отец просит принести сына коробку конфет для именинницы. Мальчик случайно ломает ключик от портфеля отца. Новому учителю Сен-Жерому становится известно о плохой оценке воспитанника. Между Николенькой и гувернером вспыхивает ссора, во время которой француз обещает, что тот получит наказание в виде розг. Главный герой ударил его. Сен-Жером закрывает воспитанника в чулане.

Николенька всю ночь был в чулане. В это время у него возникают грустные мысли и мальчик чувствует себя очень несчастным. На следующий день его переводят в другую комнату, а позже бабушка говорит внуку, чтобы тот извинился перед гувернером. Николай, расплакавшись, отказывается приносить извинения, что расстраивает бабушку до слез.

Главный герой начинает жаловаться на учителя своему отцу. Но с Николенькой случается приступ, во время которого он теряет сознание. Перепуганные домашние прощают мальчика, но после этого он возненавидел Сен-Жерома.

«Взрослые» размышления Николая

Главный герой наблюдает за трогательным романом Маши и Василия. Ее дядя не разрешает им жениться. И хотя он не в состоянии понять, как девушка могла полюбить портного, искренне сочувствует Маше. Николенька много думает о том, в чем заключается предназначение человека, вопросе жизни и смерти, размышляет о бессмертии души и в чем заключается счастье.

Старший брат на «отлично» сдает вступительные экзамены в университет и становится студентом. Николай завидует тому, что Володя стал взрослым. Главный герой замечает, что Катя и Любочка очень изменились. Мальчик замечает, что она стала очень похожа на мать, когда играет за роялем. Отец выигрывает большую сумму денег и чаще приходит к бабушке.

Николенька становится взрослым

Через некоторое время умирает бабушка Иртеньевых. Она завещала имение Любочке, а опекуном оставила не отца, а князя Ивана Ивановича. Николаю остается несколько месяцев до поступления в университет на факультет математики. Главный герой становится старше, начинает уважать своего учителя. Он решает попросить у своего отца позволения на свадьбу Маши и Василия, и они женятся.

Николай любит общаться со знакомыми старшего брата. Особенно близкие отношения у него устанавливаются с князем Дмитрием Нехлюдовым. Они обещают, что никогда не будут обсуждать друг друга с другими. Николай становится приверженцем взглядов идеализма Нехлюдова и верит, что они смогут сделать общество лучше.

Тест по повести Отрочество

– это трилогия под названием «Детство. Отрочество. Юность». Эта трилогия является автобиографическим произведением, и повесть «Отрочество», анализ которой мы сейчас коротко проведем, идет соответственно второй по счету в данной трилогии.

В повести «Отрочество» Толстой продолжает излагать события жизни главного героя-рассказчика, которым представляется Николенька Иртеньев.

Многое о главном герое мы узнаем из первой части трилогии – «Детство», теперь же автор затрагивает период взросления Николеньки, когда он становится отроком. Делая анализ повести «Отрочество» Толстого, стоит сказать, что отрочество здесь начинается с момента, когда Николаю исполняется четырнадцать лет. Он отправляется жить к бабушке в Москву.

Воспитание

После того как умерла мама у Николая, он с семьей, как мы отметили выше, переезжает к бабушке по маминой линии. Однако, бабушке не до внуков, и она особо не воспитывает никого из них. У отца тоже свои заботы – мало того, что он на многое в жизни смотрит слишком просто и ко многому легко относится, он еще и любитель поиграть.

В анализе «Отрочества» очень важно отметить, что воспитание детей в итоге доверяют гувернеру Карл-Ивановичу, но очень скоро гувернер уволен, так решила бабушка. А его место теперь занимает утонченный французский камердинер, которого Николенька явно недолюбливает.

Отношение к себе и другим главного героя

Главному герою повести все время казалось, что он одинок, и день ото дня эти чувства усиливались. Николай понимал, что он никому не нужен, никто им по-настоящему не интересуется и не любит. Отсюда вытекают многие комплексы, и можно проанализировать его поведение. Николай робкий, не уверен в себе, ему кажется, что он крайне некрасив. Часто проводя время один на один с собой, он много думает о жизни и окружающих.

Душевная доброта Николая поспособствовала тому, что он помог состояться свадьбе Маши и Василия (горничная и слуга в доме), хотя сам Николай считал себя влюбленным в Машу, боясь раскрыть свои чувства.

Анализ повести «Отрочество» Толстого невозможно представить без упоминания о Нехлюдове. Ведь именно он, приходя к брату Николая, начинает дружить и с главным героем. В то время дом бабушки уже после ее смерти переходит во владение сестры, а сам Николенька подготавливается к институту.

Выводы в анализе «Отрочество»

Толстой в своем произведении показывает изменение внутреннего мира героя, и оно более важно для нас, чем его изменения во внешности, связанные с периодом взросления. Николай смотрит на всё теперь по-другому, и старается отыскать смысл.

Очень важно, что Толстой мастерски смог отразить отношения подростка со взрослыми, его психологическое и эмоциональное состояние. Многие молодые люди, читая повесть, могут узнать в главном герое самих себя, и это поможет им на что-то в жизни пересмотреть свой взгляд.

Произведение Толстого очень актуально, обязательно прочтите его, или предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием «Отрочество» . Надеемся, что вам понравился анализ повести «Отрочество», будем рады, если вы почаще сможете заглядывать в наш литературный

Лев Николаевич Толстой

Отрочество

ПОЕЗДКА НА ДОЛГИХ

Снова поданы два экипажа к крыльцу петровского дома: один – карета, в которую садятся Мими, Катенька, Любочка, горничная и сам приказчик Яков, на козлах; другой – бричка, в которой едем мы с Володей и недавно взятый с оброка лакей Василий.

Папа, который несколько дней после нас должен тоже приехать в Москву, без шапки стоит на крыльце и крестит окно кареты и бричку.

«Ну, Христос с вами! трогай!» Яков и кучера (мы едем на своих) снимают шапки и крестятся. «Но, но! с Богом!» Кузов кареты и брички начинают подпрыгивать по неровной дороге, и березы большой аллеи одна за другой бегут мимо нас. Мне нисколько не грустно: умственный взор мой обращен не на то, что я оставляю, а на то, что ожидает меня. По мере удаления от предметов, связанных с тяжелыми воспоминаниями, наполнявшими до сей поры мое воображение, воспоминания эти теряют свою силу и быстро заменяются отрадным чувством сознания жизни, полной силы, свежести и надежды.

Редко провел я несколько дней – не скажу весело: мне еще как-то совестно было предаваться веселью, – но так приятно, хорошо, как четыре дня нашего путешествия. У меня перед глазами не было ни затворенной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого рояля, к которому не только не подходили, но на который и смотрели с какою-то боязнью, ни траурных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напоминая мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память. Здесь, напротив, беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства – довольства настоящим и светлой надежды на будущее.

Рано, рано утром безжалостный и, как всегда бывают люди в новой должности, слишком усердный Василий сдергивает одеяло и уверяет, что пора ехать и все уже готово. Как ни жмешься, ни хитришь, ни сердишься, чтобы хоть еще на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василья видишь, что он неумолим и готов еще двадцать раз сдернуть одеяло, вскакиваешь и бежишь на двор умываться.

В сенях уже кипит самовар, который, раскрасневшись как рак, раздувает Митька-форейтор; на дворе сыро и туманно, как будто пар подымается от пахучего навоза; солнышко веселым, ярким светом освещает восточную часть неба, и соломенные крыши просторных навесов, окружающих двор, глянцевиты от росы, покрывающей их. Под ними виднеются наши лошади, привязанные около кормяг, и слышно их мерное жевание. Какая-нибудь мохнатая Жучка, прикорнувшая перед зарей на сухой куче навоза, лениво потягивается и, помахивая хвостом, мелкой рысцой отправляется в другую сторону двора. Хлопотунья хозяйка отворяет скрипящие ворота, выгоняет задумчивых коров на улицу, по которой уже слышны топот, мычание и блеяние стада, и перекидывается словечком с сонной соседкой. Филипп, с засученными рукавами рубашки, вытягивает колесом бадью из глубокого колодца, плеская светлую воду, выливает ее в дубовую колоду, около которой в луже уже полощутся проснувшиеся утки; и я с удовольствием смотрю на значительное, с окладистой бородой, лицо Филиппа и на толстые жилы и мускулы, которые резко обозначаются на его голых мощных руках, когда он делает какое-нибудь усилие.

За перегородкой, где спала Мими с девочками и из-за которой мы переговаривались вечером, слышно движенье. Маша с различными предметами, которые она платьем старается скрыть от нашего любопытства, чаще и чаще пробегает мимо нас, наконец отворяется дверь, и нас зовут пить чай.

Василий, в припадке излишнего усердия, беспрестанно вбегает в комнату, выносит то то, то другое, подмигивает нам и всячески упрашивает Марью Ивановну выезжать ранее. Лошади заложены и выражают свое нетерпение, изредка побрякивая бубенчиками; чемоданы, сундуки, шкатулки и шкатулочки снова укладываются, и мы садимся по местам. Но каждый раз в бричке мы находим гору вместо сидения, так что никак не можем понять, как все это было уложено накануне и как теперь мы будем сидеть; особенно один ореховый чайный ящик с треугольной крышкой, который отдают к нам в бричку и ставят под меня, приводит меня в сильнейшее негодование. Но Василий говорит, что это обомнется, и я принужден верить ему.

Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим восток, и вся окрестность озарилась спокойно-радостным светом. Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно... Дорога широкой, дикой лентой вьется впереди, между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи и мелкую зеленую траву дороги... Однообразный шум колес и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги. Запах съеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которым отличается наша бричка, покрывается запахом утра, и я чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что-то сделать – признак истинного наслаждения.

Я не успел помолиться на постоялом дворе; но так как уже не раз замечено мною, что в тот день, в который я по каким-нибудь обстоятельствам забываю исполнить этот обряд, со мною случается какое-нибудь несчастие, я стараюсь исправить свою ошибку: снимаю фуражку, поворачиваясь в угол брички, читаю молитвы и крещусь под курточкой так, чтобы никто не видал этого. Но тысячи различных предметов отвлекают мое внимание, и я несколько раз сряду в рассеянности повторяю одни и те же слова молитвы.

Вот на пешеходной тропинке, вьющейся около дороги, виднеются какие-то медленно движущиеся фигуры: это богомолки. Головы их закутаны грязными платками, за спинами берестовые котомки, ноги обмотаны грязными, оборванными онучами и обуты в тяжелые лапти. Равномерно размахивая палками и едва оглядываясь на нас, они медленным тяжелым шагом подвигаются вперед одна за другою, и меня занимают вопросы: куда, зачем они идут? долго ли продолжится их путешествие, и скоро ли длинные тени, которые они бросают на дорогу, соединятся с тенью ракиты, мимо которой они должны пройти. Вот коляска, четверкой, на почтовых быстро несется навстречу. Две секунды, и лица, на расстоянии двух аршин, приветливо, любопытно смотревшие на нас, уже промелькнули, и как-то странно кажется, что эти лица не имеют со мной ничего общего и что их никогда, может быть, не увидишь больше.

Вот стороной дороги бегут две потные, косматые лошади в хомутах с захлестнутыми за шлеи постромками, и сзади, свесив длинные ноги в больших сапогах по обеим сторонам лошади, у которой на холке висит дуга и изредка чуть слышно побрякивает колокольчиком, едет молодой парень ямщик и, сбив на одно ухо поярковую шляпу, тянет какую-то протяжную песню. Лицо и поза его выражают так много ленивого, беспечного довольства, что мне кажется, верх счастия быть ямщиком, ездить обратным и петь грустные песни. Вон далеко за оврагом виднеется на светло-голубом небе деревенская церковь с зеленой крышей; вон село, красная крыша барского дома и зеленый сад. Кто живет в этом доме? есть ли в нем дети, отец, мать, учитель? Отчего бы нам не поехать в этот дом и не познакомиться с хозяевами? Вот длинный обоз огромных возов, запряженных тройками сытых толстоногих лошадей, который мы принуждены объезжать стороною. «Что везете?» – спрашивает Василий у первого извозчика, который, спустив огромные ноги с грядок и помахивая кнутиком, долго пристально-бессмысленным взором следит за нами и отвечает что-то только тогда, когда его невозможно слышать. «С каким товаром?» – обращается Василий к другому возу, на огороженном передке которого, под новой рогожей, лежит другой извозчик. Русая голова с красным лицом и рыжеватой бородкой на минуту высовывается из-под рогожи, равнодушно-презрительным взглядом окидывает нашу бричку и снова скрывается – и мне приходят мысли, что, верно, эти извозчики не знают, кто мы такие и откуда и куда едем?..

Название произведения: Отрочество
Лев Николаевич Толстой
Год написания: 1854
Жанр: повесть
Главные герои: Николай , его бабушка , брат , отец , Дмитрий Нехлюдов

Сюжет

Приехав в Москву в дом бабушки, повзрослевший после смерти матери Николай начинает осознавать и лучше понимать чувства окружающих: бабушки, брата, отца. Эту перемену в себе он связывает с процессом взросления. И в то же время это еще непредсказуемый подросток, который всеми силами отстаивает свою самостоятельность.

Он может грубо поссориться с учителем - гувернером, надерзить отцу, поссориться из-за ерунды с братом. Его волнует красота горничной и в то же время, он, наблюдая за ухаживаниями лакея Василия, не может понять, как такие простые и грубые отношения могут называться любовью.

Подросток постоянно размышляет, его много волнует и многое он хочет понять. Он завидует старшему брату, что тот уже студент и почти самостоятельная личность. Он отмечает старение отца и бабушки, глубоко переживает ее смерть и его оскорбляют до глубины души разговоры о деньгах и наследстве.

Под влиянием друга Дмитрия Николай приходит к выводу, что главное для человека - это самосовершенствоваться и постараться исправить свое окружение.

Вывод (мое мнение)

Эта повесть вторая в трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой автор рассматривает сложный процесс взросления, перехода из одного состояния в другое, изменение чувств и убеждений в душе вначале ребенка, затем подростка, и, наконец, юноши.

Николенька приезжает в Москву и ощущает изменения, происходящие внутри него. Он начинает переживать не только свои эмоции, но и за окружающих и их проблемы. Он сильно радуется, что сумел найти силы для прощения своего брата, так как они находились в ссоре по пустяку. Николенька смог прочувствовать и потерю своей бабушки, так как её любимая дочь недавно погибла.

Также он начинает задумываться о приятной двадцатипятилетней красавице Машеньке, и о том, что он начинает стыдиться в присутствии сей дамы рядом с собой. Гражданин Никола считает себя далеко непривлекательным. Завидуя Володе и его внешней красоте, Николенька убеждает сам себя в том, что для дамы внешняя красота не самый главный признак для мужчины. Он жаждет спасения в мыслях о жизни в одиночестве, так как считает, что это единственный вариант в его жизни.

Кто-то докладывает бабуле, что мальчишки балуются с порохом, но, несмотря на то, что это весьма безопасная дробь из свинца, она обвиняет Карла Ивановича в недостаточном присмотре за шалостями детей. Бабушка начинает сильно настаивать на перемене гувернера на более ответственного.

Маленький Никола сильно разочарован потерей своего гувернера Карла Ивановича. Нового французского гувернера Никола принимает плохо и отношения у них не залаживаются с самого начала. Он дерзит своему учителю, хотя сам не понимает, почему он это делает. Он в негодовании, почему жизнь складывается так, что обстоятельства жизни направлены не в его сторону.

Однажды Николенька случайно ломает ключ от портфеля своего отца, и данное происшествие выводит его из себя окончательно. Николенька очень огорчен и у него появляется чувство, что все специально сговорились и ополчились на него. Он бьет гувернера и говорит близким, что все вокруг него гадкие и отвратительные. Его наказывают, запирая в чулан, и объясняют, что если он продолжит себя так вести, то его изобьют розгами. Николенька чувствует себя сильно униженным, и как только он начинает просить прощения у отца с ним происходит приступ конвульсий.

Родные беспокоятся о Николином здоровье, но после того, как он проспал двенадцать часов, ему становится лучше. После всех происшествий маленький Никола чувствует себя очень одиноко, и ему доставляет удовольствие только размышления над жизнью в уединении с самим собой.

Николенька замечает о каких-то странных отношениях между Машей и Василием. Он никак не может понять, как столь грубые отношения называют любовью. Он постоянно размышляет о всем происходящем, но его очень пугают новые открытия.

Старший брат Володя уезжает учиться в университет, а Никола очень ему завидует. Николенька видит изменения в родственниках: замечает, что его отец проявляет к детям особую нежность и то, что сестра и брат стали какие-то странные.

Бабушка умирает, а разговоры о наследстве огорчают Николу. Вот и подходит день, когда Никола сам переступит порог университета. Он старательно учится различным предметам. Пытается избавить себя от проблем отрочества, он понимает, что его любовь помечтать ни к чему хорошему его не приведет, а только доставит ему много горя.

Никола начинает заниматься собственным воспитанием, чтобы избавится от этой пагубной привычки. Володя общается со своими товарищами адъютантом Дубковым и князем Нехлюдовым. Время, которое Никола проводит с Дмитрием Нехлюдовым, все увеличивается, и они постепенно становятся лучшими друзьями. Николе кажется, что их души очень похожи. По наставлениям Дмитрия, Николенька заставляет себя совершенствоваться, чтобы мир стал лучше. Подобные мысли приводят его к тому факту, что он становится юн.