Акакий акакиевич башмачкин неуверенность в себе. «Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1). Примеры из жизни

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, - сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, - бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, - пишет Гоголь. - В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость...”
Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, - пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

Проблемы, которые поднимал в своих произведениях Гоголь, носят злободневный характер. Я считаю, что все они актуальны и по сей день. Писатель не мог смириться с той несправедливостью, которая была свойственна обществу его времени. Люди сильные, властные, бессердечные без тени сомнения могли обидеть, оскорбить людей, которые были намного слабее их. Именно эту проблему раскрывает Гоголь в повести «Шинель».

Надо сказать, что к подобному герою и к подобной проблеме обращались не впервые, но настолько актуальна эта тема звучала только теперь.

Что же собой представляет «маленький человек», и как стоит воспринимать такое явление в обществе?

Да, конечно, не нужно понимать данное выражение буквально. Здесь речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник.

Но «маленьким» является этот человек еще и потому, что его внутренний мир ограничен и ничего собой не представляет. Гоголевский герой беден, во многом незначителен и незаметен. Акакий Акакиевич Башмачкин очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин даже не пытается измениться, совершенствоваться, а снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

По-моему, этот человек не стремится к истинным ценностям. Жизнь его настолько бессмысленна, что, возможно, он и сам не знает, для чего живет. Единственным смыслом его жизни становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания.

Неудивительно, что в дальнейшем кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем.

Прочитав это произведение, приходишь к печальному выводу: людей, подобных Акакию Акакиевичу, великое множество. Значит, много таких же униженных и незаметных. «Маленький человек» является обобщенным образом. Гоголю удалось весьма правдоподобно и, между тем, сатирически показать главного героя, общество, где процветает подобная несправедливость. Автор призывает обратить внимание на «маленького человека», помнить о его существовании.



Но вся жизнь подчиняется только внешнему лоску и блеску. Отсюда и чинопочитание, преклонение перед вышестоящими и пренебрежение остальными: «Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Только внешность является основным критерием, по которому люди делятся на тех, кого нужно замечать, а кого нет.

Нельзя говорить о том, что люди не видят, что причиняют боль и страдания другим. Все это прекрасно осознается. И Гоголь знал это. Некоторые обидчики Акакия Акакиевича даже иногда испытывали муки совести из-за своих поступков. Достаточно вспомнить молодого служащего, подшутившего над главным героем. Этот человек вдруг осознал, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…»

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича, который теперь блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя.

Я думаю, что этот момент можно считать кульминационным, ибо только теперь в некоторой степени восторжествовала справедливость. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Гениальность этого произведения заключается в том, что, читая повесть, невольно задумываешься над тем, как ты сам относишься к окружающим людям, и есть ли среди них подобные Акакию Акакиевичу Башмачкину.

Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В нем писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, рисует их психологию. Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».



В центре повествования – судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Чтобы глубже и полнее раскрыть образ Башмачкина, Гоголь использует такой художественный прием, как гипербола. Можно сказать, что в изображении Акакия Акакиевича переплетаются реализм, гипербола и фантастика. Гиперболические нотки просматриваются везде, уже начиная с описания крещения героя. Долго мучались, выбирая имя младенца, но не нашли ничего лучше имени Акакий: «Ну, уж я вижу, что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться как и отец его. Отец был Акакий, да пусть и сын будет Акакий». Таким образом, подчеркивается неизбежность судьбы героя. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Гиперболически выглядит речь Башмачкина. Говорит он только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность.

Гипербола усиливается, когда начинается описание службы Акакия Акакиевича в департаменте. Человек, не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… он служил с любовью». Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения, получал он самую маленькую зарплату в департаменте, но ему было все равно: «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Можно сказать, что Башмачкин был по-своему счастлив. Но мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для него подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова.

Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.

Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». После этого Башмачкин заболел и умер. В этом также проявляется гипербола: шинель стала для героя целью, смыслом, опорой всей жизни. Без нее существовать он больше не смог.

Но на этом повесть не заканчивается. Далее гипербола перерастает в фантастику. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина. В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича. В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!»

Так, после смерти Башмачкина восстанавливается справедливость. Кроме того, в фантастических сценах звучит мысль Гоголя о равенстве всех людей. Их отличие только в шинелях, а человеческая сущность у всех одна. Можно сказать, что в этих сценах он встает на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга.

Таким образом, при создании образа Акакия Акакиевича Башмачкина основным художественным приемом является гипербола, перерастающая в фантастику. Преувеличением наполнен весь образ Башмачкина. Иногда очень трудно разделить, где реальные факты из жизни бедного чиновника, а где уже применяется гипербола. Мне кажется, что именно этот художественный прием автор использует для того, чтобы показать весь ужас положения маленького человека в большом городе. Такое существование зависит не только от вышестоящих людей, имеющих власть, но и от самого маленького человека, позволяющего себе существовать, подобно растению.

Нещерет Е. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета / 2002

Тема страха проходит через многие произведения Н. В. Гоголя (комедии «Ревизор», «Женитьба, поэму «Мертвые души», повести «Страшная месть» «Вий» и др.). Во всех произведениях страх вплетен в композиционно-сюжетную линию, имеет специфическое проявление. Стилистически значимым он является и в повести «Шинель».

Движение сюжетной линии позволяет проследить характер и динамику этого аффективного состояния, его экспрессию. Страх являет собой особое звено тревожного ряда, которое включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги.

Наименьшая интенсивность тревоги — это ощущение внутренней напряженности. Описание такого состояния героя повести читатель прослеживает уже на первых страницах через отношение к герою сослуживцев департамента. Акакию Акакиевичу, мелкому «чиновнику для письма», в этом заведении «не оказывали... никакого уважения», «начальники поступали с ним как-то холодно / деспотически», «молодые чиновники подсмеивались и острили над ним», «сыпали ему на голову бумажки». Казалось бы, наш герой свыкся с таким обращением и даже, как замечает автор, «не делал ни одной ошибки в письме» при этом. Но не случайно перечисление всех не столь приятных обращений, они нагнетают внутреннюю напряженность состояния героя, для которого подобное отношение все же небезразлично: шутки сослуживцев иногда становились «слишком невыносимыми». Безмолвный Акакий Акакиевич вынужден был произносить: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», «и что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены».

Его слова свидетельствуют о тягостном душевном дискомфорте, который он переживает. Это ощущение еще не имеет оттенка угрозы, но служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных реакций: если до отмеченного момента придирки чиновников не оказывают определенного влияния, то со временем они приобретают значимость, превращаясь в стимулы раздражения.

Дальнейший ход событий выявляет нарастание тревожных симптомов. Да и как им не быть, если на «жизненной дороге» «титулярных советников» встречается немало «разных бедствий». Одно из них, «сильный враг всех получающих четыреста рублей в год жалования или около того», - северный мороз и ветер, которые заставили Акакия Акакиевича внимательнее присмотреться к своему расползающемуся капоту, служившему также предметом насмешек чиновникам.

Вся процедура несостоявшегося ремонта, а потом и пошивки новой шинели, сопровождается сценами тревожных ощущений, которые испытывает герой произведения и которые начинает испытывать читатель, предвидя трагическую развязку. Вспомним сцены у портного Петровича, которые под мастерским пером Н. В. Гоголя превращаются в малословную психологическую дуэль персонажей. Первое ощущение Акакия Акакиевича от неизбежной встречи с Петровичем - " было неприятно«, что пришел как раз тогда, «когда Петрович сердился». Это не предвещало ничего хорошего, и «Акакий Акакиевич хотел было уже, как говорится, на попятный двор», но нужно было начинать разговор, и заказчик «невольно» выговорил: «Здравствуй Петрович!».

Дуэль началась. Психологическая напряженность описываемой ситуации тонко передается средствами языковой обрисовки действий персонажей, их речи.

Неосознаваемая до сих пор тревога начинает находить свой объект. В душе Акакия Акакиевича зарождается страх. Вначале это страх оттого, что Петрович откажется чинить шинель, а Акакий Акакиевич надеялся, что починкой его гардероба все и обойдется. В текст повествования вводятся конкретные индикаторы страха. Обращает на себя внимание путаная речь героя, пытающегося сохранить прежнюю шинель («А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно... вот видишь...»); сердцебиение (на категоричный отказ портного у Акакия Акакиевича «екнуло сердце»); рассеянность внимания (при слове «новую» у Акакия Акакиевича «„затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло перед ним путаться). Психологическая дуэль накалялась: если Акакий Акакиевич находился „будто во сне“, то Петрович отвечал ему „решительно“, „с варварским спокойствием“. Страх находит другой объект, теперь уже стоимость пошивки новой шинель. Сумма, которую называет Петрович (а „он любил вдруг как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую озадаченный сделает рожу после таких слов“), заставляет бедного Башмачкина даже вскрикнуть „может, быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса“. Добавляются другие показатели психической реактивности: от Петровича Акакий Акакиевич „вышел совершенно уничтоженный“, „вышел на улицу.. был как во сне“; „пошел совершенно в противоположную сторону, сам того не подозревая. Дорогою задел его всем нечистым своим током трубочист и вычернил все плечо ему; целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома. Он ничего этого не заметил...“. Наблюдается одновременность и последовательность нескольких проявлений страха: путаная речь, кратковременное замедленное поведение, сердцебиение, съеживание, удаление от раздражителя.

В роль особых знаков внутреннего состояния героя в повести выступают зарисовки-описания места действия. В этом плане психологически выразительна дорога Башмачкина с вечеринки в новой шинели. Описание вечера, дороги гармонирует с внутренним состоянием персонажа: на улице было сначала светло, и Акакий Акакиевич „шел в веселом расположении духа, даже подбежал было... за какой-то дамою“, но потом „потянулись... пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером“, улицы делались все глуше и уединеннее, реже появлялись фонари, чернели лачужки, впереди перед Башмачкиным - “ бесконечная» площадь, которая «глядела страшною пустынею». Напряженность внутреннего состояния героя растет: «Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась.

Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце предчувствовало что-то недоброе». Тревога, стимулируемая темнотой, пустынностью, сменяется страхом. В ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы «у него затуманилось в глазах и забилось в груди... Акакий Акакиевич хотел было закричать „караул“ - в это время „какие-то люди с усами“ сняли с него шинель; когда опомнился, никого уже не было.

Страх в зависимости от интенсивности переживается Башмачкиным как предчувствие, неуверенность или полная незащищенность. В таком состоянии, например, мы видим его при встрече с генералом, к которому он обращается с надеждой, что „значительное лицо“ поможет найти шинель: „Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился“. Интенсивность страха варьирует от предчувствия чего-то неприятного до ужаса.

Страх при виде „значительного лица“ сильно влияет на течение всех психических процессов героя: снова скованная речь (»... и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чес в другое время, частиц «того»...«); » вспотел ужасным образом«; старался «собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была»; после того, как генерал «топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакий Акакиевичу сделалось бы страшно», он и совсем «обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять», «его вывели почти без движения», «как вышел на улицу, ничего этого не помнил», «шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров». Каждая художественная деталь во всех сценах повести оказывается психологически значимой, позволяет наблюдать изменение психического состояния героя. Как видим, страх в различных его проявлениях пронизывает всю повесть. Сцены экспрессии страха имеют отношение и к другим персонажам повести. Страх заставляет, например, чиновников, которые носят «всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы...», и после смерти главного героя испытывать тревожно-боязливое возбуждение.

Указание на особую интенсивность эмоции, которую переживают чиновники при виде мертвеца, передается Н. В. Гоголем интенсивами весь, всякий, такой, даже: «... это внушило ему, однако же, такой страх, что он бросился бежать со всех ног», «будочники получили такой страх к мертвецам», «почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка» и под.

Источниками страха в повести служат предметы, люди (живые и мертвые), ситуации, вызывающие экспрессивные реакции либо при прямых столкновениях, либо через формирование предположений, через антиципацию.

Каждый частный прием в обрисовке эмоционального состояния страха - еще одна грань гоголевского писательского таланта, его видения души человека, внутренних изменений эмоций. Н. В. Гоголь сам неоднократно указывал на свой дар психолога: «Из всего того, что мною написано, несмотря на все несовершенство написанного, можно, однако же, увидеть, что автор знает, что такое люди, и умеет слышать, что такое душа человека».

Все отмеченные особенности экспрессивного проявления эмоции страха в повести свидетельствуют о реалистичности представления этого тревожного состояния в художественном тесте и о мастерстве владения писателем приемами создания психологического образа.

Литература

1. Гоголь Н. В. Шинель. - М., 1978.

2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. - Т. 13. - М., 195.

Сочинение


Мелкий чиновник Акакий Акакиевич живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, в атмосфере острых волнений и забот, которые властно врываются и в изолированную сферу его интересов. Своим непрестанным трудом Акакий Акакиевич не в состоянии обеспечить даже сведенные к минимуму потребности. Башмачкин принадлежит к числу тех людей, которые лишены всякой защиты. Там, где господствует поклонение сильным и знатным, Башмачкин не существует как личность. В том кругу людей, с которыми Акакий Акакиевич связан своей трудовой деятельностью, он встречает отношение либо холодно-равнодушное, либо насмешливо-оскорбительное.

Впитавший в себя дух окружающей его социальной среды, Башмачкин не видит ничего анормального ни в своем существовании, ни в отношении к нему со стороны его сослуживцев и начальства. Акакий Акакиевич считает естественными те условия жизни, в которых он находится. Он не только мирится с ними, но и не желает для себя ничего лучшего. Безропотно относится Башмачкин и к тому постоянному унижению, которое он встречает в департаменте. Насмешки и оскорбления не вызывают у пего никакого протеста. «Но ни одного слона не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

И лишь после встречи со «значительным лицом», лишь в состоянии беспамятства он проявляет «буйство», произнося «самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». Трагедия Башмачкина заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь, в том, что общество уничтожает в нем человеческое «я», черты полноценной личности. Но это угасание человеческих качеств раскрывается и в комическом плане. В комическом освещении выступает погруженность Акакия Акакиевича в мир канцелярских эмоций, в сферу убогих жизненных интересов.

Подавленность, приниженность героя писатель заставляет остро почувствовать и тогда, когда вовсе не идет речь о прямых отношениях Башмачкина с социальным окружением. и тот момент, когда герой полностью погружается и мир канцелярских эмоций, в переписывание бумаг, когда дома, забыв обо веем, он снимает копии с документов, замечательных «не но красоте слога, по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу», в это время мы ясно ощущаем не только убогость интересов героя, по и силу его приниженности. Стирание индивидуальных качеств человеческой личности, превращения Акакия Акакиевича в серое, жалкое, безликое существо представляет собой острое выражение этой подавленности.

Духовное вырождение Башмачкина Гоголь изображает отнюдь не как исключение, оно не является фактом лишь его индивидуальной биографии. Именно потому, что источник страшного измельчания личности заключен в социальной униженности «маленького» человека, образ Акакия Акакиевича вырастает в художественное обобщение огромного диапазона. Судьба Башмачкина является уделом многих других, таких же, как он, «маленьких» людей.

Это очень выразительно оттенено в следующей сцене повести. «Таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича, и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее». Вся разница между Акакием Акакие-вичейГи новым механическим исполнителем состояла лишь в том, что этот новый Башмачкин был выше ростом и ставил буквы «наклоннее».

Делая Башмачкина центральным героем «Шинели», Гоголь включает в повесть еще всего лишь два рельефно очерченных характера - это Петрович и «значительное лицо». На первый взгляд такая «суженность» круга жизненных явлений, охватываемых повестью, может показаться неоправданной. Однако именно в этом художественном лаконизме и проявилось высочайшее мастерство писателя. В образах Петровича и «значительного лица» Гоголь замечательно нарисовал социальное «окружение». В самом выборе этих фигур отчетливо выявляется их внутреннее противопоставление друг другу.

Портной Петрович - единственный человек, который принимает живое участие в Башмачкиие. Он единственный, кому оказались понятными его тревожные волнения. И это происходит потому, что Петрович сам принадлежит к «маленьким» людям. «Сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком у какого-то барина; Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам».

И в изображении Петровича явственно проглядывает тот сочувственный юмор, который выражен в характеристике Акакия Акакиевича. Жизнь приносит Петровичу так же мало радостей, как и Башмачкину. Средства существования он добывает себе обслуживанием людей, которые находятся в бедственном положении. Ютился Петрович «где-то в четвертом этаже по черной лестнице» «и занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков, разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не питал в голове какого-нибудь другого предприятия».

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ)

Неуверненность в себе

1. формулировка задания;

2. определение значения понятия;

3. тезисы по теме;

4. примеры аргументов;

5. сочинения;

6. банк аргументов;

1. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение сочетания «неуверненность в себе»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

2. Работа с понятием

Из психологии. Неуверенность в себе

Как считают психологи, неуверенность в себе не является исключительно недостатком. Здесь мнение психологов не совпадает с традиционными установками в обществе, согласно которым полноценный человек должен быть уверенным в себе. Психологи считают иначе. Глазами психологов неуверенность двойственна: есть минусы, но есть и плюсы неуверенности.

Помимо очевидных минусов, для человека его неуверенность – это психологическая защита, специфическая деформированная адаптация, т.е. проще говоря, неуверенность – это одно из проявлений инстинкта самосохранения.


В неуверенности есть и минусы, и плюсы.

Минусы неуверенности в себе очевидны: неуверенному человеку психологически некомфортно жить в обществе «иных» людей, трудно раскрепощенно общаться. Следовательно, затрудняется адаптация в целом (в учебе или работе, в бизнесе или карьере). От этого самооценка становится неадекватной, например, чрезмерно заниженной или наоборот завышенной (как психологическая компенсация внутренней неуверенности). Возможно возникновение депрессии или нелюбви к себе. Неуверенный человек может испытывать стресс от необходимости достойно ответить обидчику или страх публичных выступлений. Далеко не всегда все эти минусы присутствуют, но наличие даже некоторых из них сильно портит неуверенному человеку психологический комфорт в жизни.

Однако психологи считают, что в неуверенности есть плюсы, и они очень весомы. Ведь неуверенность защищает человека от неприятных столкновений с миром. С годами такая неуверенность трансформируется в повышенный уровень тревожности, которая предупреждает о возможных опасностях и выстраивает психологическую дистанцию с миром. У человека возникает своя территория психологической безопасности. По сути человек выстраивает свой мир, в котором ему хорошо.

Работа со словарем

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

3. Тезисы

1.Что такое неуверенность в себе? Думаю, это, в первую очередь, зависимость человека от мнения других и сомнение в своих физических и умственных силах. Кроме этого, это неумение принимать самостоятельные решения и низкая самооценка, и, как следствие, неуверенность является причиной многих неприятностей.

2.Неуверенность – это боязнь принимать самостоятельное решение из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях, боязнь потерпеть неудачу.

3.Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с заниженной самооценкой. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - всё это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.

4. Примеры произведений по теме

С.А.Лубенец . Про пиджак

5.Сочинения

1.

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в свои силы, возможности и способности. Эта черта очень мешает в жизни, она не даёт человеку добиться желаемого. Неуверенность в себе формируется ещё в детском возрасте. Одной из причин возникновения этой психологической проблемы является отсутствие поддержки и одобрения со стороны родителей.

На мой взгляд, неуверенностью в себе в будущем могут страдать герои текста Н.Дубова. Мальчики пытаются найти себе применение: Пашка хочет стать изобретателем, а рассказчик - писателем. Но родители ребят не смогли по достоинству оценить благородные порывы своих детей. Вместо того чтобы дать дельный совет, направить энергию мальчишек в нужное русло, они только ругали их за бессмысленные затеи или просто отмахивались от них. Несложно предположить, что ребята могут вырасти неуверенными в себе людьми.

С этой же проблемой столкнулся и герой рассказа Л.Андреева "Петька на даче" . Петька - это ребёнок из бедной семьи, отданный учеником к парикмахеру. Там он выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Мальчик никогда не слышал от хозяина доброго слова, только крики, ругань, угрозы. В такой обстановке Петька становился униженным, забитым и неуверенным в себе.

Уверенность ребёнка в себе - это прежде всего заслуга родителей. Поэтому взрослые всегда должны замечать старания своих детей, поощрять их и тем самым вселять уверенность в себе. (201 слово)

2.

Что такое неуверенность в себе? Каждый по-своему ответит на данный вопрос. На мой взгляд, неуверенность в себе – это отсутствие уверенности в поступках, жизненных целях, которое присутствует у человека. Эту проблему неуверенности можно решить,изменив свои жизненные принципы и мотивы. Справедливость своих слов докажу следующими примерами.

Обратимся к тексту С.А.Лубенец . Главная героиня, Нина, которая «существовала в состоянии непреходящего душевного напряжения», решила изменить свою жизнь.Она преодолела неуверенность в себе, которая заключалась в том, что она не имела парней и не была похожа на других девочек, но начала жизнь по-новому, выкинув старые мелочи.

Также приведу пример из жизни. Раньше я не была уверена в том, что хорошо знаю математику и не имею способностей к этой науке.Однако, победив на олимпиаде по математике, у меня пропала неуверенность в своих знаниях.

3.

Также приведу пример из жизни. Раньше я не была уверена в том, что хорошо знаю математику и не имею способностей к этой науке.Однако, победив на олимпиаде по математике, у меня пропала неуверенность в своих знаниях.

Таким образом, неуверенность в себе – это негативное качество личности, которое влияет на формирование мировоззрения и судьбу человека.

4.

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. Докажу свои слова убедительными примерами.

Обратимся к тексту В.И.Одноралова . Мальчик Вовка не уверен в себе. Приехав в деревню, он испугался козла Сивку. Это произошло на глазах у деревенских ребят. Вовка понимает, что его неуверенность будет мешать завоеванию авторитета среди местных мальчишек. Поэтому при первой же возможности он старается преодолеть свою неуверенность: в одиночку заходит в заброшенное тёмное здание, где, по слухам, живёт сам чёрт. Мальчик сумел не только побороть свой страх, но и завоевать уважение у новых друзей.

Преодолевает свою неуверенность и героиня повести Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.

Таким образом, люди, неуверенные в себе, должны приложить все усилия, для того чтобы избавиться от этого качества. (184 слова)


5.


Неуверенность в себе – это страх совершить какое-либо требующееся действие вследствие сомнений в своих силах, боязни сделать что-то «не так», оказаться «белой вороной» и потерпеть провал. Нередко возбудителем собственной неуверенности оказываются сформировавшиеся в обществе социальные нормы, стандартам которых человек, как правило, пытается соответствовать. Неуверенные в себе личности в большинстве случаев отличаются своей неординарностью и незаурядностью, что весомо пугает их и заставляет комплексовать. Данной проблемой чаще всего страдают подростки – для них очень важно общественное признание среди ровесников. Справедливость своих слов докажу на конкретных примерах.

Типичным образцом неуверенного в себе человека может послужить Венька – герой книги современной русской детской писательницы С.А.Лубенец . Когда мама семиклассника приобрела ему пиджак, он был вполне доволен своей обновкой, ему всё нравилось, ведь он думал, что всем его одноклассникам купят пиджаки и он будет «как все». Но, к разочарованию Веньки, в пиджаке пришёл лишь он один. Главный герой чувствовал себя ужасно неуютно в новом образе и отчаянно пытался избавиться от проблемы, а именно – от уже ненавистного им пиджака. Венька пообещал себе, что в будущем, когда у него появится собственный сын, он внимательно изучит, в чём будут ходить его друзья, и купит сыну то же самое. Венька вместо того, чтобы противостоять общественному мнению, да даже не мнению, а шаблону, начинает сам себя загонять в рамки общепринятого. Он выбирает лёгкий путь обычного неуверенного в себе человека – следовать по стопам общества, а не пробивать дорогу самому и стать образцом для подражания – единственным и неповторимым.

Подобного рода случаи встречаются на каждом шагу. Например, была у нас в начальной школе девочка азиатской внешности, она очень переживала из-за этого, притом поводов на то у неё не было, все общались с ней, как и с остальными. Однако, ей казалось, что все её недолюбливают и считают какой-то «другой», в плохом смысле; она не хотела посещать школу, потому что боялась, что над ней начнут всячески издеваться, так как она отличается от других. В итоге родители перевели её на домашнее обучение. А в классе стали оживлённо обсуждать, куда делась та красивая девочка: с белоснежной кожей, длинными тёмными густыми волосами, милыми веснушками на щеках и чёрными, как смоль, глазами. Вот так, на пустом месте, человек создаёт себе множество проблем, которых можно было бы избежать, лишь поверив в себя, хоть чуть-чуть.

Таким образом, на этих примерах мы убеждаемся, что сомнение в своих силах ни к чему хорошему не приводит, нужно бороться с неуверенностью и преодолевать все преграды. Доверять себе, любить себя – вот что действительно поможет побороть страхи, тогда неуверенность уж точно не возьмёт верх над тобой. Катя Г.

6.

Неуверенность в себе – это состояние человека, как правило, сильно зависящего от мнения окружающих. У таких людей нет веры в свои силы, у них почти всегда низкая самооценка, и они заранее разочарованы в своих результатах. Люди, неуверенные в себе, боятся раскрывать свою индивидуальность и постоянно ориентируются на окружающих, стремясь быть как они. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

Герой произведения С.А.Лубенец Венька не уверен в себе и поэтому во всем старается равняться на одноклассников. Он сам себе нравился в пиджаке, считал его «обалденным» и не услышал никаких насмешек по этому поводу от других, но чувствовал, что не вписывается в коллектив, и поэтому попытался избавиться от пиджака. Он даже решил, что его дети будут во всем подражать своим друзьям. Так, неуверенный в себе и зависящий от окружающих, Венька не стал защищать свою индивидуальность и отстаивать собственное мнение.

Подобный случай описан в еще одном произведении Светланы Лубенец. Его героиня Нина отличается от своих сверстниц, которые уже нашли себе парней, тем, что у неё у в жизни никаких изменений нет. И она даже как-то с этим мирилась, пока парня себе не нашла ее лучшая подруга Иришка. И вот Нина, раньше самодостаточная девочка, стремясь быть как все, подражая одноклассницам, вдруг решает, что ей нужен парень, и создает себе виртуального. Так девушка, вместо того чтобы раскрывать свою индивидуальность, копирует своих подруг, причем подражание это доходит до по-детски несерьезного поступка – придумывания себе друга.

Из этих примеров следует, что неуверенность в себе является результатом низкой самооценки и зависимости от чужого мнения, мешает людям отстаивать собственную точку зрения, сохранять индивидуальность, делает их одинаковыми, похожими друг на друга. Лиза Р.

7.

Неуверенность - это полная противоположность уверенности: самодостаточности противопоставляется ориентированность на разочарование и недоверие; вере в свои возможности - сомнения в физических и духовных силах. В целом, неуверенность - это очень плохая черта характера, способная стать причиной массы неприятностей.

Думаю, в наше неспокойное время человек обязан быть уверенным в себе, иначе ему не выжить, поэтому с неуверенностью надо бороться всеми способами: тренировать в себе волю, тщательно готовиться к выступлениям перед аудиторией, не терять чувство собственного достоинства в неожиданных ситуациях.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, можно привести предложения 8-11 из текста В.И.Одноралов а, в которых видны последствия неуверенности Вовки, одного из героев рассказа. Городской мальчик, не знающий, чего ждать от козла, "на всякий случай" попятился от Сивки и упал в грязь, поставив себя в неловкое положение. Неуверенность Вовки сыграла с ним злую шутку: деревенские ребята стали смеяться над мальчиком, а он «от стыда готов был провалиться сквозь землю».

Вторым аргументом в пользу моего мнения послужит небольшая история из личного опыта. Однажды, не выучив уроки, я отправился в школу. Не было никакой уверенности в том, что меня не спросят. В скором времени появилось лёгкое волнение, затем оно сменилось переживаниями, а после пришёл страх. Неуверенность, возникшая из-за страха, меня выедала изнутри, сдавливала снаружи, и, хотя всё прошло благополучно, за день я морально истощился. Я лишний раз убедился, что неуверенность - тяжелейший моральный груз, от которого надо избавляться.

Думаю, приведя два аргумента, я доказал свое понимание слов "неуверенность в себе". Каждый из нас должен стремиться «изжить» это чувство в себе, чтобы оно не навредило. Белов Никита, ученик И.А.Суязовой

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

Неуверенность, страх, неудача,

Неуверенность - это полная противоположность уверенности: самодостаточности противопоставляется ориентированность на разочарование и недоверие; вере в свои возможности - сомнения в физических и духовных силах. В целом, неуверенность - это очень плохая черта характера, способная стать причиной массы неприятностей.

С этой же проблемой столкнулся и герой рассказа Л.Андреева "Петька на даче". Петька - это ребёнок из бедной семьи, отданный учеником к парикмахеру. Там он выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Мальчик никогда не слышал от хозяина доброго слова, только крики, ругань, угрозы. В такой обстановке Петька становился униженным, забитым и неуверенным в себе.

Неуверенность – это боязнь принимать самостоятельное решение из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях, боязнь потерпеть неудачу.

Боязнь принимать самостоятельное решение

внутренние опасения

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.

Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с заниженной самооценкой. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - всё это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.

Страхи, колебания

Что такое неуверенность в себе? Думаю, это, в первую очередь, зависимость человека от мнения других и сомнение в своих физических и умственных силах. Кроме этого, это неумение принимать самостоятельные решения и низкая самооценка, и, как следствие, неуверенность является причиной многих неприятностей.

В произведении Экзюпери «Маленький принц» герой улетает от любви, ведь сомневается в том, что ей нужен. Он думает, будто не достоин ее, а Роза слишком горда, чтобы его удержать. Но ведь их чувства были взаимны, а разлука стала лишь следствием неуверенности принца в себе.

6.Банк аргументов

Примеры из литературы

1. В повести Гоголя «Шинель» главный герой тоже не был уверен в себе, поэтому коллеги без труда довели его до сумасшествия. А ведь если бы Акакий Акакиевич победил в себе робость и страх, он мог бы сделать карьеру и завести семью. Таким образом, низкая самооценка губит людей.

2. В сказке Андерсена «Снежная королева» героине тоже было тяжело побороть неуверенность в себе. Она сомневалась, что сможет спасти Кая. Но если бы она дала волю страху и не пошла за ним, его сердце превратилось бы в лед. Так и мы должны заставлять себя идти вперед и верить в успех, иначе жизнь сложится не так, как мы того хотим.

3. Всякий раз, сомневаясь в себе, я вспоминаю подвиги Геракла. Не зря их описали древние греки: они мотивируют меня на действия. Ведь верил же он, что справится со всеми заданиями, в этом и был секрет успеха, а я что, хуже что ли? Правильные книги всегда помогут поверить в себя.

4. В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» герой и впрямь мог засомневаться, достоин ли он руки Людмилы: у него из под носа украли невесту. Но Руслан не поддался страхам и пошел на выручку девушке. Неуверенные в себе люди, в отличие от него, смирись бы с приговором судьбы и потеряли свою любовь.

5. В рассказе Тургенева «Муму» герой разуверился в своих силах и утопил любимую собаку, считая, что сам он не очень-то от собаки отличается, раз хозяйка правит им, как хочет. Вот, к чему привела неуверенность в себе: Герасим убил своего единственного друга. А если бы он оценивал себя трезво, то взял бы Муму и подался в бега, ведь любой человек имеет право на счастье.

6. По-настоящему не уверен в себе герой из романа Достоевского «Бедные люди». Макар любил Варвару, но слишком низко ценил себя, чтобы сделать предложение. Он сомневался, сможет ли ее обеспечить, не верил, что ей будет с ним хорошо, и не считал себя достойным ее руки.

7. В произведении Экзюпери «Маленький принц» герой улетает от любви, ведь сомневается в том, что ей нужен. Он думает, будто не достоин ее, а Роза слишком горда, чтобы его удержать. Но ведь их чувства были взаимны, а разлука стала лишь следствием неуверенности принца в себе.

8. Неуверенность в себе может вылечить только любовь. Не сомневался же в себе совсем молодой Петр Гринев, когда ослушался командира и пошел к Пугачеву выручать Машу в романе Пушкина «Капитанская дочка». Он победил свой страх ради возлюбленной и доказал себе, что на все способен.

9. В романе Вальтера Скотта «Айвенго» герой тоже испытывал неуверенность в своих силах, ведь выехал на поединок после серьезной раны. Однако он преодолел себя ради того, чтобы помочь другим, действительно слабым людям. Поэтому истинно благородный человек никогда всегда найдет источник веры в себя в благих помыслах.

10. В повести Пушкина «Пиковая дама» герой не был уверен в себе, поэтому больше поверил магии, чем своим способностям. В результате, низкая самооценка довела его нравственного падения, ведь таким людям терять нечего, себя они не ценят и не боятся замарать.

Примеры из жизни

1. Я тоже сомневался в себе, когда речь шла о творчестве. Не думал я, что моя мазня может кому-то понравиться. Но как-то раз мои рисунки попали на глаза нашему преподавателю, разбиравшемуся в таких вещах. Он настоял, чтобы я поучаствовал в конкурсе, и в итоге моя работа заняла первое место. С тех пор я обрел уверенность в своих силах.

2. Неуверенной в себе всегда была моя мама. Ей все казалось, что она не сможет работать по специальности (дизайнером). Однажды к нам в гости пришел новый знакомый отца и изумился красоте нашей квартиры. Он нанял маму для оформления его жилища, именно тогда началась ее успешная карьера.

3. В себя я никогда уверен не был, поэтому часто оставлял место для ответа пустым, если сомневался, и из троек не вылезал. Не верил я в свои возможности, а зря: репетитор, разгадав мой секрет, запретил мне оставлять вопрос без ответа. В результате, я стал твердым хорошистом. Вот, как человека может унизить неуверенность в себе.

4. В нашей компании тоже был очень стеснительный мальчик. Он всегда молчал и все повторял за остальными. Но я чувствовал, что он не глупый, просто ведет себя так. Я сдружился с ним и понял причину: у него были дефекты речи. Тогда я симулировал картавость и пошел с ним к логопеду. В результате, он смог перебороть неуверенность и научился красиво говорить.

5. Неуверенным в себе людям надо помогать. Например, мне очень помогла бабушка, когда водила меня по дополнительным занятиям. Я была не общительная и скованная, но она не сдавалась и развивала во мне личность. Именно тогда я научилась владеть собой и принимать ответственные решения. Неуверенность в себе как рукой сняло.

6. Неуверенность в себе не всегда проявляется в людях тихих и незаметных. Часто даже самые яркие и смелые из нас страдают от нерешительности и неверия в себя. Пример тому мой друг, заводила и шутник, который, тем не менее, боялся подарить валентинку однокласснице и позвать ее в кино.

7. Уверенные, на первый взгляд люди, тоже иногда страдают от сомнений. Например, наша учительница была приглашена на конкурс «Учитель года», но постеснялась принять участие. Потом она тайком признавалась нам, что чувствует себя неловко, претендуя на награду за свою повседневную работу.

8. Мой брат тоже страдал от неуверенности в себе, особенно, когда собирал конструктор «Лего». Когда ему дарили новый, он каждый раз боялся начать, ведь недооценивал свои возможности. В итоге, он злился и боролся с собой, но все же достигал цели.

9. Я учу младшего брата всегда давать сдачи, ведь он не уверен в себе и не может ответить на грубость. От обиды он сразу же уходит в себя, так как сомневается в своих возможностях наказать задиру. Я же учу его противопоставлять обидчику смелость. Тогда даже проигрыш в схватке заставит врага, если не любить, но уважать его.


10. Не уверена в себе всегда была моя подруга. Хотя она блестяще разбиралась в химии, на олимпиаду она не поехала, ведь боялась проиграть. Теперь она узнала, что все эти конкурсы нужны для льготного поступления в вуз, и очень жалеет, что упустила так много возможностей.