Архитектура османской империи в 16 18 веках. Архитектура османской империи. Смотреть что такое "Исламская архитектура" в других словарях

Введение

Так же, как и у многих народов, населяющих нашу планету, архитектура домов обыкновенных людей не может вызывать настоящий интерес. Чтобы действительно разобраться в архитектурных направлениях и прочувствовать полет мысли архитектора, необходимо обратить внимание на выдающиеся здания этой страны. В Турции это мечети, минареты, султанские дворцы и учебные заведения - медресе. Все эти здания носят на себе яркую печать османской культуры.

Период Османской культуры длился с 14 по 19 века. На османскую архитектуру большое влияние оказала архитектура Византии, а также традиции строительства мамлюкского Египта. Так Собор Святой Софии, построенный во времена Константинополя, стал образцом для подражания и источником вдохновения для турецких зодчих. Для Османской архитектуры характерны величественные своды, купола и арки, а также удивительное разнообразие стилей, которое отразило смешение традиций Средиземноморья и Мусульманского Востока.

Османская архитектура

Это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. До 360 года на месте Айя-Софии стоял храм языческой Артемиды. Император Константин поставил на его месте небольшую церковь в честь Святой Софии. А в VI веке, согласно легенде, императору Юстиниану во сне явился ангел с планом строительства нового грандиозного храма. Строительство самой красивой церкви в Малой Азии длилось 5 лет, и все доходы империи за это время не покрыли стоимости строительства. Храм открыл свои двери для верующих на Рождество в 537 году. Здесь есть колонны, привезенные из древних разрушенных храмов Артемиды в Эфесе и Храма Солнца в Ливане, алтарь из золота, с сапфирами, рубинами, жемчугом, аметистами. В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор -- возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Историческая справка:

  • · В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
  • · В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. В 1362 г. турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Эдирне.
  • · В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Об архитектуре Турции можно говорить бесконечно. Историю турецкой архитектуры можно разделить на три периода. Первый, сельджукский период, примерно 13 век. Второй, османский период, примерно 14-19 век. Третий, современный период, конец 20 века начало 21 века.

Внутри каждого периода выделяют несколько этапов. Подобные жилища средних слоев населения, как и у других народов, не представляют никакого интереса, поэтому, когда говорят о турецкой архитектуре, то имеют в виду самые яркие и наиболее известные сооружения, таких как: караван-сараи, мечети, медресе, общественные бани, а так же правительственные здания и многое другое.

Империя сельджуков, которая была до прихода турок на территорию Анатолии (т.е. на современной территорию Анталии), примерно, в 11 веке, включала в себя еще и Иран. Иран – это государство, которое имеет высокую культуру и довольно развитую архитектуру. Турки привезли из Ирана навыки и опят, которые хорошо повлияли на строительство и всю архитектуру данного периода. Для сельджукского периода характерны элегантность, простота, гармоничные пропорции не только комнаты, но и всего здания. Еще можно отнести богатство и изысканность деталей, особенно входных ворот или парадных дверей. Этому стилю характерны еще небольшие внутренние дворики.

Османский период имеет большое влияние византийской архитектуры и строительных традиций Египта. Например, хорошо известный Собор Святой Софии. Это известный памятник, который относится к византийскому зодчеству, стал большим примером для подражания и источником вдохновения для других сооружений данного периода. Архитектура османского периода характеризуется величественными куполами, сводами, арками. В общем виде архитектура данного периода отражается как архитектура Средиземноморья и Ближнего Востока.

На современную турецкую архитектуру оказала огромное влияние политика секуляризации, которая началась при Кемалеме Ататюрке. Если раньше медресе и мечети являлись основными образцами национальной архитектуры, то уже в середине 1920 годов строительство медресе, мечетей и других культурных сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920 года основными образцами архитектуры стали офисы, гостиницы, музеи, правительственные здания и т. п. Главными чертами стиля становятся простота, функциональность и модернизм. Основоположниками современной школы турецкой архитектуры считаются Седат Хаким Элдем, Клеменс Хольцмайстер и Онат.

Архитектура Турции очень разнообразна. Большая часть сооружений и зданий построено из камня. Бани, цитадели, дворцы, крытые рынки, все практически здания украшены искусными эрзацами, керамической облицовкой, орнаментной резьбой. Архитектура Турции имеет свои характерные черты, к ним можно отнести каллиграфические надписи, геометрические фигуры и растительные мотивы. Чтобы придать узору объемность и глубину архитекторы использовали «игру света и тени».

  • Социология
    • Социология раннего ислама
  • Исламские имена
    • Иранское имя
  • Исламская архитектура является разнообразием архитектурных стилей , которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в ранне-исламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

    История

    Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб - ниша, которая указывала киблу - направление к Каабе .

    Типология зданий

    Мечеть

    Персидский тип
    Османский тип
    Региональные стили

    На перефирии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах. присущих китайской архитектуре , а ее минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

    Медресе

    Медресе - религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образование. Единственным обязательным медресе было исламское право . Медресе разделялись по школе права , а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окруженного кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

    Ханака

    Мавританская архитектура

    Начатое в 785 году строительство Великой мечети в Кордове (ныне известной как Мескита) знаменует начало исламской архитектуры на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Мавританская архитектура достигла своего пика в строительстве Альгамбры , великолепного дворца в Гранаде .

    Османская архитектура

    Основная статья: Османская архитектура

    Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор - айван .

    Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль

    Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

    • Большие купола
    • Минарет - бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов
    • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру
    • Использование геометрических форм и рептативной архитектуры - арабеск
    • Использование симметрии
    • Раковины и фонтаны для ритуального умывания
    • Михраб - ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке
    • Использование ярких цветов
    • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя
    • Отточенные арки и арки в виде подковы
    • Сотовый свод (мукарнас) - разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
    • Машрабия - балкон из кирпичей, или выгровированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным

    Примечания

    Литература

    • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. - 1-е изд. - М .: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. - 103 с.
    • Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. - С. 8 - 9. - 115 с. - 3000 экз.
    • Засыпкин В. Н. Архитектура Средней Азии. - М .: Изд-во Академии архитекутры, 1948. - С. 12 - 13. - 158 с. - 10 000 экз.
    • Всемирная история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. - М .: Изд-во литературы по строительству, 1969. - Т. 8. - С. 332. - 491 с. - 11 500 экз.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Исламская архитектура" в других словарях:

      Исламская архитектура - на ранних этапах развития исламские постройки нередко возводились на базе существовавших античных и христианских сооружений. Поворотным сооружением стала мечеть Омара в Иерусалиме, известная под названием «Купол Скалы» (685 691). В VIII в.… … Архитектурный словарь

      Великих Моголов архитектура разнообразие архитектурных стилей существовавших на территории современной Индии, процветавший при императорской династии Великих Моголов середины XVI до конца XVII века. Могольский период отмечен стремительным… … Википедия

      - (англ. Pakistani architecture) включает в себя различные сооружения, построенные в разные периоды времени на территории государства. С началом цивилизации Инда в середине третьего тысячелетия до н. э., в районе, который… … Википедия

      Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

      Развалины Персеполиса, столицы Ахеменидкого Ирана Персидская архитектура или Иранская архитектура разнообразие архитектурных стилей, существовавших … Википедия

      Оттоманская архитектура - турецкая исламская архитектура с конца XIV до первых десятилетий XX в. во время правления тридцати восьми султанов династии Османов в Юго Восточной Европе (на Балканах), Северной Африке, Анатолии и на Ближнем Востоке. (Архитектура:… … Архитектурный словарь

      Эта статья в данный момент активно редактируется участником Miquele. Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты редактирования. Данное предупреждение… … Википедия

      Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия

      Город Куала Лумпур малайск. Wilayah Persekutuan Kuala Lumpur джави:كوالا لومڤور англ. Federal Territory of Kuala Lumpur кит. 吉隆坡联邦直辖区 хинди கோலாலம்பூர் … Википедия

      Ислам Столпы Ислама … Википедия

    Книги

    • Исламский мир. Художественная культура VII-XVII веков. Архитектура. Изображение. Орнамент. Каллиграфия , Т. Х. Стародуб , Книга посвящена тысячелетнему развитию средневекового искусства исламского мира - особой территориально-идеологической общности, объединившей под эгидой одной религии глубоко различные по… Категория: История и теория искусств Издатель: Восточная литература , Производитель:

    Следующая значительная школа в архитектуре ислама – Османская. К ней в основном относятся памятники, созданные в Турции. Еще в XI в. турки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Сельджукские правители, добившиеся политического и экономического могущества, объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. Следуя иранским традициям, они возводили мечети с центральным двором, окруженным 4 айванами, многочисленные мавзолеи и медресе.

    Чтобы избежать расчлененного пространства, сельджуки создали собственный тип медресе, в котором над одним большим залом размещался купол. Это медресе Каратай было открыто в Конье еще в XIII веке.

    Но после опустошительного монгольского нашествия Румийский султанат распался, а возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

    Золотым веком Османской империи стало правление в XVI в. Сулеймана Великолепного. Он не только значительно расширил границы своего государства, но и успел построить множество храмов, крепостей и дворцовых комплексов. Среди выдающихся сооружений султана дворец Топкапы. Вернее, это сложный дворцово-парковый комплекс, в котором среди зелени и цветов, следуя отдельным зонам, располагались частные покои султана и его гарем. Здесь девушек привезенных из разных концов страны обучали поэзии, музыке, танцам.

    В покоях султана собирались правитель, его мать и женщины, родившие султану наследников престола. Тут бывали и фаворитки, избранные женщины, сумевшие добиться расположения своего повелителя.

    В павильоне Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.), украшенном фаянсом и расписной керамикой женщины устраивали концерты и прославляли великолепие султана. Он и его сыновья были единственными мужчинами, которые могли сюда войти. Главными надзирателями в этом недоступном для посторонних месте были черные евнухи.



    Фаянс украшал весь гарем. Изразцовую плитку привозили из города Изник. Она славилась своим красно-бурым цветом, который давала земля с востока Турции. Колоннады поддерживали своды павильонов, а некоторые из покоев даже были перекрыты куполами.

    Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

    Дворец Топкапы в Стамбуле.

    Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии, в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

    Украшением гарема был величественный купол в покоях султана, создание которого приписывали великому Сенану. Османские султаны большое внимание уделяли украшению столицы. В связи с этим была введена специальная должность главного архитектора султана. В период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566) главным архитектором был ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), обращенный в ислам армянин. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

    Сам архитектор Синан наиболее удачными считал три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне.

    Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

    Мечеть Сулейманийе (Сулеймана 1) повторяет решение собора св. Софии. Огромное внутреннее пространство здания увенчано огромным куполом, опирающемся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Ощущение пронизанного светом воздуха создается благодаря использованию инкрустированных мраморных панелей и цветных витражей.

    Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Ее окружают платаны и кипарисы. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

    Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

    Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

    7 лет строил Синан мечеть, превратив ее в настоящий социальный центр. Под многочисленными куполами располагалась не только мечеть, но кухни для бедных, школа, больница.

    Синан, названный турецким Леонардо, оставил после себя не только многочисленные шедевры, но и талантливых учеников. Среди них можно назвать Седефкара Мехмед-ага, построившего напротив собора св. Софии мечеть Ахмедийе (1609-1617). В народе за ней закрепилось другое название: «Голубая мечеть» - из-за того, что интерьер храма украшен голубыми изразцами из Изника. Их более двухсот тысяч, и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

    Громадный зал мечети (в нем одновременно может совершать молитву 35 тыс. верующих) залит светом. Двести шестьдесят больших окон устроены таким образом, что свет достигает даже самых дальних уголков храма. Боковые галереи, образуемые мраморными колоннами и стрельчатыми арками, увеличивают и без того огромный молитвенный зал, создавая впечатление необыкновенного простора.

    Голубая мечеть в Стамбуле.

    Опирающийся на четыре мощные каннелированные пилоны, диаметром 5 м, купол (его диаметр у основания - 33,6 м) легко парит в воздухе, достигая высоты 43 м. Основание мечети - прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Несомненно, что образцом для строительства явился храм Святой Софии: каскад куполов, напоминает аналогичный прием, примененный строителями византийского храма. Центральный купол окружают четыре полукупола, а под ними располагаются еще четыре купола меньшего размера. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.

    Михраб из цветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что из мрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора.

    Необычным является количество минаретов - их шесть: четыре высоких минарета, с тремя балконами (шерефе), как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже, с двумя шерефе - на внешних углах внутреннего двора.

    В мечети есть внутренний двор, в который ведут трое ворот, а посреди двора находится фонтан для омовений с шестиугольным каменным бассейном. Восточную часть двора занимает мусульманская школа - медресе. Здание мечети (его размеры - 72 × 64 м) окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено 30 маленьких куполов.

    1 слайд

    2 слайд

    Об османской архитектуре этого периода следует рассказать несколько подробнее, поскольку архитектурные произведения могут отражать уровень развития производительных сил, идеологических систем и эстетических воззрений. Османская архитектура сложилась на рубеже XV и XVI вв., достигнув своего расцвета в XVI в при зодчем Синане, сооружения которого стали образцом для османских архитекторов и вызвали многочисленные подражания в других странах Востока. XVII век был временем застоя для османского строительного искусства, архитекторы решались лишь повторять достижения мастеров прошлого. В конце XVII - начале XVIII в. османское искусство испытывает некоторое влияние персидского, а затем европейского искусства. Ко времени правления Ахмеда III относят возникновение стиля "ла-ле" (т. е. "тюльпан"), который особенно характерен для периода 1718-1730 гг.

    3 слайд

    4 слайд

    Мечеть Султана Ахмеда- первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры.

    5 слайд

    Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии. Мечеть является одним из символов города.

    6 слайд

    В начале правления Ахмеда, Османская империя вела одновременно две войны с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети.

    7 слайд

    Строительство мечети началось в августе 1609 году, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны и уместились в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Место было выбрано сразу, из-за близости ко дворцу Топкапы. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и, который решил превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных особенностей служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением.

    8 слайд

    Центральный купол с тремя экседрами Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса,в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

    9 слайд

    Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

    10 слайд

    По легенде султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана.

    11 слайд

    Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Мечеть была изображена на банкноте, достоинством в 500 лир, которые были в ходу с 1953 по 1976 год.

    12 слайд

    13 слайд

    Мечеть Сулеймание (Сулеймание-джами) - вторая по значению и первая по размерам мечеть Стамбула (первая по значению - мечеть Султана Ахмета), вмещает более 5000 верующих. Мечеть расположена в старой части города, в районе Вефа. Мечеть сооружена по приказу Султана Сулеймана Законодателя архитектором Синаном в 1550-1557 годах. Султан Сулейман Законодатель лишь к 30-летию своего восшествия на престол решил воздвигнуть мечеть своего имени, одну из выдающихся мечетей Стамбула. Зодчий мечети Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка".

    14 слайд

    В день открытия мечети, Синану была оказана честь взять в руки золотой ключ от ворот. Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям, ибо фундамент его переполненный водой по образцу водохранилищ, защищал здание. На открытии мечети, Синан провозгласил следующее: "Эта мечеть будет стоять вечность". Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.

    15 слайд

    Внутри тюрбе, 8 гробниц, три из них принадлежат падишахамЗдесь похоронены и два других османских султана - Султан Ахмед 2-й и Султан Сулейман 2-й. Здесь же находится гробница дочери Султана Сулеймана Законодателя Михриман. Рядом с тюрбе султана Сулеймана Законодателя, имеется еще одна тюрбе, принадлежащая его жене, дочери русского священника, матери последующего падишаха Селима 2, принимающей самое близкое участие в государственных делах султанши Хуррем (настоящее имя Роксолана) Рядом с мавзолеем мечети, на северо-западе, появились гробница зодчего Синана Предание, об известных минаретах это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях, которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов