Царь рыба глава дамка краткое содержание. «Царь-рыба

У родного села Виктора Петровича Астафьева скромнейшее имя – Овсянка. Что тут на ум приходит? Крупа да каша из самых простецких; чья-то жалоба, что «на одной овсянке жили»…

Не всякий и не сразу припомнит, что овсянка – это еще и птица или, как с неожиданной нежностью пишет в своем знаменитом словаре Владимир Даль, «пташка… зеленоватый хребтик, желтоватый зобок».

Судьба Овсянки горько типична для множества русских деревень. Ее, а с ней и семью будущего писателя не миновали ни раскулачивание, ни высылки, ни страшные потери военных лет. Астафьевские детство и юность – из самых тяжких. Вдоволь было и голода, и холода, и сиротливо прожитых годов, и фронтовых мытарств, душевных и самых что ни на есть буквально ран и шрамов. Даже в мирное время продолжал неотступно стоять перед его глазами «клочок берега, без дерев, даже без единого кустика, на глубину лопаты пропитанный кровью, раскрошенный взрывами… где ни еды, ни курева, патроны со счета, где бродят и мрут раненые». Так напишет Астафьев много лет спустя в романе «Прокляты и убиты».

Казалось бы, где уж тут уцелеть какой-нибудь птахе с ее песенкой… Но старинная пословица гласит: «Овес и сквозь лапоть прорастет». Так упрямо, настойчиво пробивался и талант писателя. Сквозь еще одно из выпавших на его долю лишений, которое на сухом канцелярском языке именуется «незавершенным образованием». Сквозь равнодушие встречавшихся иной раз на его пути «профессиональных» литераторов и редакторов (саднящая память об этом явственно ощутима в книге «Печальный детектив»). И конечно, сквозь преграды, в изобилии возводившиеся в минувшие времена перед правдивым словом обо всех пережитых народом трагедиях.

На празднествах в честь семидесятилетия Виктора Петровича кто-то, припомнив известное американское выражение, назвал его «селфмейдменом» – человеком, который сделал себя сам. Действительно, вроде бы редко кому из нынешних литераторов так впору это определение. Кто тут станет спорить? Никто, пожалуй… кроме самого «селфмейдмена»!

Недаром, наверное, назвал он одну из своих лучших книг – «Последний поклон». Неиссякаемой благодарностью проникнута и она, и лежащая перед вами «Царь-рыба», да и многие другие астафьевские произведения суровой своей «колыбели» – Сибири во всей ее многоликой красе: от мощного и грозного Енисея до тех самых малых птах с их разноцветными «хребтиками» и «зобками» и – в особенности – множеству людей, скрашивавших и освещавших нелегкую жизнь подростка, начиная с незабвенной бабушки Катерины Петровны. Этот образ критики давно и справедливо ставят рядом с другой бабушкой – из знаменитой автобиографической трилогии Максима Горького. Такие, как она, истовые труженики с детских лет помнятся писателю прямо-таки в каком-то священном и одновременно улыбчивом нимбе: «Прыгая, балуясь, как бы заигрывая с дядей Мишей, стружки солнечными зайчиками заскакивали на него, сережками висли на усах, на ушах и даже на дужки очков цеплялись». А то и в совсем возвышенном, торжественном, почти библейском тоне описаны, как, например, в «Царь-рыбе»: «Никаких больше разговоров. Бригада ужинает. Венец всех свершений и забот – вечерняя трапеза, святая, благостная, в тихую радость и во здравие тем она, кто добыл хлеб насущный своим трудом и потом».

Помимо таких бегло, но четко очерченных тружеников, как бакенщик Павел Егорович, привыкший к грозному шуму енисейских порогов, как мы – к тиканью часов; как отважные и неподкупные рыбинспектора, гроза браконьеров Семен и сменивший его Черемисин; или как тетя Таля, истинная совесть («вроде прокурора») таежного поселка, в этой книге есть и люди, показанные, как говорится, крупным планом.

Брату рассказчика Кольке тоже довелось испытать все невзгоды в многодетной семье, беззаботный глава которой пропивал все до копеечки и годами пребывал в заключении и других отлучках. Жестокая и грубая жизнь с пеленок окружила мальчика, который, как уверяет автор, «еще не научившись ходить, умел уже материться», а девятилетним (!) «впрягся… в лямку, которую никогда не желал надевать на себя папа», – взялся за ружье и за сети, чтобы помочь матери прокормить пятерых, и так надорвался, что всю оставшуюся жизнь выглядел заморышем подростком.

Схожая участь и у его закадычного приятеля и такого же вечного работника Акима, столь же неказистого на вид «паренька в светленьких и жидких волосенках, с приплюснутыми глазами и совершенно простодушной на тонкокожем изветренном (какой красноречивый эпитет! – А. Т.) лице улыбкой».

Аким – уже самая настоящая безотцовщина – тоже сызмальства возглавил семью, все возраставшую благодаря какому-то простодушному, детскому легкомыслию матери, которую он и поругивал, и жалел.

Благо еще, что старшая сестра Касьянка оказалась совершенно под стать ему, и под их водительством вся местная малышня превратилась в какое-то смешное и трогательное подобие взрослой артели, по мере сил стараясь хоть чем-то помочь рыбакам: «Навстречу, разбрызгивая холодную воду, спешили помощники-парнишки, кто во что одетый, тоже хватались за борта, выпучив глаза, помогали вроде тащить…»

И хотя они, по правде сказать, «больше волоклись за лодками», но уж так стараются, что артельщики не только не осаживают суетливую «мелочь», но «не большому начальнику, а им, малым людям, охотно, вперебой докладывают, какая шла сегодня рыба, где попадалась лучше, где хуже…». И поди разберись, что это было – игра или какая-то подсознательная педагогика! Во всяком случае, эта воробьиная стайка ребят не просто пригрелась и кормится возле общего котла, но уже принимает к сердцу удачи и заботы взрослых, исподволь приобщаясь к труду и строгому артельному уставу: без дела не сидеть! «Самый уж разнестроевой (как здесь аукнулось в языке армейское прошлое автора! – А. Т.) карапуз… и тот был захвачен трудовым потоком – старательно резал лук острущим ножом на лопатке весла…»

Не только на этих страницах сказывается сердечное пристрастие писателя к «малым людям». «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них, – досадует он. – Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать».

Любовь, огромное внимание, сострадание к детям и подросткам, так часто обделенным заботой, участием, лаской, буквально пронизывает астафьевскую прозу. Вот случайно встреченная на пристани и навсегда оставшаяся в памяти со своим детским горем «большеротая, толстопятая девчушка» с глазами «северного, застенчиво-тихого свету». Вот осиротевшая двоюродная сестренка – «ну вылитый ангел! – только заморенный»: «Я дотронулся до беленьких, в косу заплетенных, мягких волос девочки, нашарил сосновую хвоинку, вытащил ее и, пробежав рукою по затылку, запавшему возле шеи от недоедов, задержался в желобке, чувствуя пальцами слабую детскую кожу, отпотевшую под косой…»

Подобное же отношение к детям – драгоценная черта и некоторых дорогих автору героев, например, капитана утлой енисейской посудины с задорным именем «Бедовый». Внешность у Парамона Парамоновича пугающая, и пьяница он не из последних. Но до чего ворчливо-трогателен он в своей заботе о юном матросе Акиме, как воспитывает его на собственном «пагубном примере»: «Я бы счас, юноши-товаришшы, при моем-то уме и опыте где был? – Парамон Парамонович надолго погружался в молчание, выразительно глядел ввысь и, скатываясь оттуда, поникал. – Глотка моя хищная всю мою карьеру сглотила!..»

Аким тоже карьеры не сделал, оставшись простым «работягой», но стал таким же добрым и безотказным человеком, как его друг, рано сгоревший от рака Колька. Он и подлинный – и, как нередко бывает, малооцененный, оставшийся почти никому не известным, – подвиг совершил, спася от смерти и заботливо выходив заболевшую в глухом таежном углу девушку.

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

/ «Царь-рыба»

Виктор Петрович Астафьев известен как автор произведений на военную тему. Но повесть «Царь-рыба», вышедшая из-под его пера и описывающая суровую деревенскую реальность, также не оставляет никого равнодушным. Вообще автор всегда отличался тем, что изображал окружающую действительность правдиво и честно, буквально в двух миллиметрах от цензурного ограничения. Такова и повесть, краткое содержание которой мы сегодня представим.

Для начала следует отметить, что «Царь-рыба» - центральное произведение сборника с одноименным названием. В его состав входит 12 произведений. Тематика всех – природа и человек в их тесной взаимосвязи. Есть и мелкие составляющие – в сборнике подняты философские, экологические, нравственные и социальные проблемы. В своей книге Астафьев придерживается такого мнения, что ничего не может исчезнуть, не оставив после себя следа.

А повесть он начинает с описания главного героя – Игнатьича. Что это за человек? Среди односельчан он пользуется заслуженным уважением. И причин этому несколько. Во-первых, он ловкий рыбак, во-вторых, всегда придет на помощь, если не делом, то простым и ладным советом, в-третьих, этого человека отличает светлый ум и смекалка.

Что касается материального положения Игнатьича, то он зажиточен. Ко всем хозяйственным делам подходит разумно, поэтому, наверное, все у него так ладно получается.

Но вот есть все же в характере Игнатьича и недостатки. При всем его бескорыстии и желании прийти на помощь любому и каждому, нет в основе его поступков искренности. И отношения с родным братом совершенно не складываются.

А вот во всем, что касается рыбной ловли, у Игнатьича отлично получается. И его всегда сопровождает удача. Хотя, что говорить, этому человеку не занимать умения, оно пришло вместе с богатым опытом. Да и чутье никогда не подводит. Печально лишь то, что Игнатьич вредит природе, занимаясь браконьерством, то есть все свои способности он направляет не на благо, а во вред.

Что же движет этим человеком? Ведь он прекрасно понимает незаконность своих деяний и боится попасться в руки рыбнадзора, ведь тогда о его поре узнают все в округе. Оказывается, объяснение таким поступкам есть. Всем виной пресловутая жадность. Игнатьич ловит много рыбы, намного больше, чем было бы необходимо ему одному. Им движет жадность наживы. Иметь как можно больше с улова любой ценой – вот цель этого человека. В конечном итоге это стремление и становится роковым при встрече Игнатьича с царь-рыбой.

Что же это за рыба такая интересная? Начнем с описания ее внешности. Всем своим видом она напоминала доисторического ящера. Глаза холодные и злые без век и без ресниц. Где-то далеко в их глубине скрывалась тайна, которая манила к себе. Но поражают не только глаза рыбы. Выросший, как выражается Игнатьич, на одних козявках осетр был небывалых размеров. Про такое явление обычно говорят, что это загадка природы. Игнатьич испытывает смешанные чувства при встрече с необыкновенной рыбой, но все же ее облик внушает ему опасения, опытный рыбак понимает, что не сможет совладать с чудищем.

Первая спасательная мысль, пришедшая в голову Игнатьичу, - позвать подмогу в лице брата и механика. Но опять верх над всеми чувствами взяла жадность. Рыбак не захотел делить такую добычу. В голове билось только одно: с этого осетра можно взять два ведра только лишь икры. Неужели же и ее тоже нужно будет поделить между всеми?

Игнатьич путается в своих чувствах и ощущениях, обычное проявление жалости он признает за азарт. Голос разума заглушается. Рыбак уже больше не может ни о чем думать.

Чтобы быть абсолютно правдивыми, нужно все-таки сказать, что не только нажива была причиной такого поведения Игнатьича. Свою роль сыграло и то, что этот человек не был заурядным рыбаком. Удаль и удачливость позволили попытать свои силы. Такое бывает раз в жизни. И это случилось не с кем-то, а с ним, с Игнатьичем. Так почему мы не попробовать сразиться с таинственным существом. Была - не была! Рыбак решился! И ударил топорищем в самый лоб огромной рыбины. Но не тут-то было.

В результате всех манипуляций Игнатьич очутился в воде, причем его опутали собственные же крючки. Но не его одного. А вместе с тем самым осетром. В какой опасной ловушке оказался незадачливый рыбак, подталкиваемый жаждой наживы! Теперь Игнатьич со всей ясностью понимает, что эта рыба ему не поддастся. Да, наверное, он понимал это с самого начала, но жадность затмила разум. Теперь же у человека и рыбы одна судьба. Их ожидает неминуемая гибель.

Игнатьич очень хочет жить. Он рвется, надеясь на спасение. Отчаяние завладевает рыбаком. Он даже пытается заговорить с рыбой, приведшей его к этому плачевному положению. Жажда жизни играет странную шутку с Игнатьичем: он лишается гордости. Во всю силу легких он пытается докричаться до брата, позвать его на помощь.

Предчувствие приближающейся гибели вселяет в главного героя ужас. Еще и рыба жмется к нему своим холодным боком. Игнатьич пребывает в настоящей панике. Он уже не надеется на избавление. И тут вдруг перед его мысленным взором начинают проплывать воспоминания: детские годы, юношество, зрелость. А потом в голове начинает биться одна-единственная мысль: это все из-за браконьерства. Он совершил много зла, его дурные поступки, а даже точнее проступки, привели его в ледяную воду. Совесть рыбака услужливо подсказывает ему и еще один грех: надругательство над чувствами невесты. Это все не имеет оправдания. И вот пришло наказание. Пора отвечать за совершенное.

И тут герой вспоминает о Боге и взывает к нему. Игнатьич просит развести их с рыбой, освободить его от нее, выпустить осетра на вольную волю. Кроме этого, рыбак просит прощения и у девушки Глаши, которой нанес такую обиду.

Слова Игнатьича услышаны. Его искреннее раскаяние вознаграждено. Рыба освобождается от держащих ее крючков и вырывается на свободу. И вот ее уже даже не видно в водной глади. Игнтьичу сразу становится легко и хорошо, не только в теле, но и в душе. Рыбак понимает,что природа простила его, она дала ему еще один шанс.

Повествование в рассказах «Царь-рыба» и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах «Царь-рыба»

В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В рассказе «Царь-рыба» на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся человеку. Происходит противостояние человека, «всей природы царя», и «царя реки». v

Рассказ «Царь-рыба» входит в одноименную книгу повесткований, рассказывающих о судьбах простых русских людей. Во многом книга и рассказ автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской, деревне, рано лишился матери. С детства писатель сроднился с природой, был заядлым рыбаком.

Действие рассказа происходит в сибирском поселке Чуш, на реке Опа-рихе, впадающей в Енисей. Главный герой - Зиновий Игнатьич Утро-бин - работал на пилораме наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в поселке Чуш его «вежливо и чуть заискивающе» называли) любил рыбачить, как, впрочем, и все поселковые мужики. Он был очень аккуратным, носил стрижку «под бокс», «руки у него были без трещин и царапин». Игнатьич «пил с умом», отчего лицо у него было «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.

Рыбу Игнатьич ловил «лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата - Коммандора. Дом у старшего Утробина был «лучший в поселке»: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и «неизвестные здешнему народу шаровидные цветы». Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и «приучила расти в суровом чушанском климате» жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит «семьдесят тысяч старыми».

По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь «самая отборная», весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.

Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: «...Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки! Брата родного свести со свету готов!» (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка - попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).

Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: «возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора...». Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует «взять рыбу, и только». В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: «уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда...».

Кульминационный момент рассказа - борьба Игнатьича с «царь-ры-бой». Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина «заявила о себе». С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: «...она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством». По всем «повадкам» рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр. Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.

Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак - к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры «ведра два». А вдруг придется делиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.

Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, «попадается раз в жизни, да и то не всякому». Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.

Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. «Так вот оно как, на войне-то...» - думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью. Подумал, что путь ему - в ад, «у райских врат стучаться бесполезно...».

Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча - царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. «...И рыба, и человек слабели, истекали кровью». Он думал о том, почему скрестились их пути, пути «реки царя и всей природы царя - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть». Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти», с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками...»

Рыбак представил себя на месте этого утопленника, «завизжал... и принялся дубасить рыбину по башке... принялся уговаривать рыбу скорее умереть», чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать. Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, «рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь». И у рыбака вдруг мелькнула догадка: «Да уж не оборотень ли это?»

Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу - четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником. Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», - сожалеет рыбак.

Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир - «тонкий да звонкий лейтенантик», овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,"дошли они и до Зиновия. Мужики научили Утробина, как рассчитаться с «изменщицей» Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. «...Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.

По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика - счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды. Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: «Пусть вас Бог простит...».

И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: «Прости, Глаша! Прости!» Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно. Рыбак отпустил добычу: «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь!..» И вдруг Игнатьичу стало легче - и физически, и душевно...

Рассказ «Царь-рыба» является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения - о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения - не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.

Год издания книги: 1976

Произведение Астафьева «Царь рыба» читать стало популярно, благодаря его наличие в школьной программе. Это в некотором плане фантастическое произведение получило широкую популярность, и в местах, где якобы происходили действия этой повести Астафьева даже установлен памятник. Кроме того за повесть «Царь рыба» Астафьев был награжден государственной премией СССР, а само произведение перевели на несколько иностранных языков.

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание стоит начать с описания главного героя. Игнатьич Утробин работал наладчиком пил и станков в поселке Чуш, который расположен на Енисее. Работу свою он знал и любил поковыряться в других механизмах, что у него очень неплохо получалось. За это он получил прозвище механик, а за то, что брал за свои услуги совсем немного, был уважаем в поселке. Пил главный герой «Царь рыба» Астафьева немного и с умом, ну и конечно любил рыбалку. Самоловы он всегда ставил очень удачно, хоть и в стороне от обычных мест, дабы не мешать другим жителям поселка. Только в своем браконьерстве он меры не знал и часто брал и портил рыбы больше чем ему нужно. Он это сам понимал, но боялся скорее не рыбнадзора, а стыда перед жителями поселка.

Далее в повести «Царь рыба» кратком содержании читать можно о брате Игнатьича – Командоре. Он был очень завистлив и недолюбливал брата. Поэтому всегда опутывал своими самоловами самоловы брата, а иногда и распугивал рыбу у самоловов брата. Но этим его нелюбовь к брату не ограничивалась. Ведь ему казалось, что Игнатьич сознательно издевается над ним. Поэтому однажды он пригрозил брату ружьем. Вышел большой скандал, и жена Командора отправила его извиняться перед братом. Но Игнатьич начал нравоучение, что обозлило Командора, но он промолчал.

Дальше в произведении Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич отправился проверять свои самоловы. Проверив два из них, он взял около 70 стерляди. Но приплыв к третьему уже, когда начало темнеть, обнаружил там большую рыбу, которая заметно выдохлась. Такая царь-рыба случалась в жизни каждого рыбака лишь раз и являлась большой удачей. Но еще дед говорил, что такую рыбу лучше случайно отпустить и перекреститься, как будто нечего не было. Но в повести Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич борется с рыбой. Он добавил крючков, но это не помогло. В какой-то момент он понимает, что выловить такую рыбу самому у него не выйдет. А ведь если приглашать на помощь брата, то придется делиться с ним. А здесь одной икры на 2 ведра.

Главный герой произведения Астафьева «Царь рыба» понимал, что выловить эту рыбу сам он не сможет, но, тем не менее, продолжал борьбу. Он попробовал ее ударить топором, но промахнулся. Затем изловчившись, он практически закинул рыбу в лодку, но она встрепенулась, и Игнатьич оказался за бортом. Несмотря на то, что рыба практически мгновенно опутала его леской и крюками, Игнатьичу удалось зацепиться за борт лодки. Но вылезти он не мог. Ведь всякий раз, когда он пытался вылезти, рыба начинала бесноваться и еще больше запутывать его леской. Так и висели они на борту лодки двое обреченных и истекающих кровью от крючков и порезов лески.

Далее в повести Астафьева «Царь рыба» кратком содержании можно узнать, как Игнатьич принялся уговаривать рыбу сдаться и отпустить его. Казалось, рыба понимала его и жалась свои пузом все ближе. Но всякая попытка вылезти заканчивалась неудачей. А главный герой уже не чувствовал ног. В этот момент он вспомнил, как видел утопленника, уже немного обглоданного рыбами. А может его как старика Куклина даже не найдут.

Далее в повести «Царь рыба» читать можно том, как у Игнатьича начались видения, и он мгновенно пришел в себя. Рыба по-прежнему жалась к нему своим животом, полным икры. В этом было что-то женственное. Как будто это был оборотень. А между прочем, из-за этой рыбы вся его жизнь пошла наперекосяк. Четыре класса он едва окончил, в библиотеку некогда не ходил и даже своей племяннице, которую задавила машина, прийти на помощь не сумел.

Тут главный герой повести «Царь рыба» вспомнил о своем деде, который советовал связываться с царь-рыбой, только если на душе нет грехов. А на душе Игнатьича такой был. Как то в 1942 году прислали в их поселок солдатиков, резать доски на ящики для снарядов. О лейтенантике, командующем ими, млели все сельские девки. А Глашка Куликина, с которой тогда встречался Игнатьич даже призналась, что согрешила с ним. Поэтому когда солдатики уехали, по ученью старших решил он наказать девку. Поставил ее над обрывистом берегу, снял портки, и толкнул коленом. Место он выбрал неглубокое, чтоб только напугать. Но с тех пор с Глашкой они стали враги. И даже его письма, с просьбой простить, не возымели не какого эффекта. Теперь он начал молить у нее прощения. В этот момент вдоль реки проплыла моторка, но у главного героя повести Астафьева «Царь рыба» даже не было сил позвать на помощь. Рыба же дернулась. Оторвала несколько крюков и ушла на дно. А Игнатьич лишь пожелал ей доброго пути.

Повесть «Царь рыба» на сайте Топ книг

Произведение Астафьева «Царь рыба» уже не первый раз попадает в наш рейтинг . А вот в рейтинг в этом квартале оно попало впервые. При этом уже на протяжении долго времени интерес повесть Астафьева «Царь рыба» читать достаточно стабилен, что позволяет предположить и дальнейшие высокие места этой книги.