Что такое сознание человека? Место или, быть может роль, разума в жизни Человека Наличие цели расширяет сознание

Мировоззрение

05.08.2017

Снежана Иванова

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями.

Что такое сознание человека? Мы привыкли вкладывать в это понятие очень многое: собственное мировосприятие, характеристики и свойства личности, умение управлять собой. На самом деле это понятие настолько широкое, что потребовалось бы много усилий, чтобы распределить «по полочкам» все составляющие, вникнуть в их сущность.

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями. Человек — существо, наделенное разумом, а разум заставляет в полной мере работать сознание.

Личность невозможна вне общества. Именно по этой причине сознание способно меняться под воздействием социума. Как это происходит? Воспитываясь в обществе, человек никогда не может быть полностью от него свободен. На него влияют имеющиеся стереотипы и предрассудки. Нередко общество просто диктует индивиду свою волю, и он вынужден подчиниться мнению большинства. Так ломается индивидуальность и рождается социальная маска. Некоторые носят ее всю жизнь и, в конце концов, настолько сродняются с ней, что перестают замечать и понимать собственную бесконечную сущность.

Что включает в себя понятие и какими характеристиками оно обладает, расскажет данная статья.

Сознание отражает самооценку

Самооценка формируется еще в детстве. От того, какой она станет, во многом есть заслуга самого человека и, конечно, социума, который его окружает. Как часто мы в детстве слышим о себе нелестные отзывы или о том, что по какой – то неведомой причине уродились не такими хорошими, какими нас здесь ожидали увидеть. Если сознание сформировано в недостаточной степени, то человек будет стараться угодить мнению большинства, он фактически растворится в том, каким его видят другие и не сможет иметь собственного уникального голоса.

Самооценка личности складывается из нескольких составляющих: семья, окружение, друзья, социальные группы и объединения. Сознание при этом очень восприимчиво к тому, как все эти люди будут относиться к субъекту, какой опыт позволят ему получить.

Сознание формируется в семье

Роль родителей в формировании сознания ребенка очень велика и значительна. Это самые первые люди, которые закладывают в нас основы добра и зла, миропонимания в целом, учат быть индивидуальностью. Конечно, не во всех случаях происходит приобретение сугубо положительного опыта. Случается, что маленький человек замыкается в себе оттого, что не может найти свои уникальные, отличительные черты, не знает, кто он есть на самом деле. Сознанием ребенка, безусловно, можно руководить, направляя его развитие в нужное русло. Влияние семьи на сознание огромно. Можно как сделать из ребенка успешную личность, так и полностью сломать его индивидуальность.

Для ребенка важна и значительна поддержка родных, особенно на первых порах. Представьте, что вы начинаете какое – то серьезное дело. Вас, конечно же, одолевают тревоги, сомнения, различные беспокойства. Это и понятно: трудно двигаться в одиночку. Всегда хочется получить от близких людей хотя бы минимальную поддержку – она помогает поверить в то, что все получится. Если родители не оказывают такого воздействия на свое чадо, то сын ли дочка растут крайне неуверенными в себе. В будущем такой человек едва ли будет знать, чего он хочет на самом деле, он не сможет представить себе конечного результата.

Формирование сознания через отношение окружающих

Сознание всякого человека имеет прямую зависимость от того, каким его видят окружающие люди. Если отношение к нему достаточно лояльное или даже сугубо положительное, то личность прекрасно адаптируется в обществе, выражает себя и становится вполне себе счастливой. Тут многое зависит от того, какие планы и цели ставит перед собой человек. Отношение людей, находящихся рядом, может в определенный промежуток помочь личности, сделать ее твердой и самодостаточной. Научиться уважать собственную личность очень важно для человека. Пока мы не ценим и не любим себя не можем ожидать того же от окружающих. Почему? Да потому, что люди считывают нашу информацию о себе и именно так нас воспринимают, как мы сами о себе думаем. Здесь нет ничего удивительного, все закономерно.

Тот, кто доволен собственными достижениями, несомненно, будет вызывать уважение со стороны окружающих. Людям будет казаться, что перед ними в высшей степени успешная и неординарная личность. При этом реальные недостатки оппонента в этом случае остаются незаметными, невидимыми. И напротив, когда человек не может понять своего места в мире, сам не знает, что собой представляет его личность, то и окружающие учатся воспринимать его как нечто незначительное и несерьезное. Такой человек может быть весьма талантливым внутри себя, но до тех пор, пока он не обнаружит собственной ценности, его не смогут оценить окружающие. Сознание – это то, что формируется долгие годы. Здесь не может быть мелочей: важно абсолютно все, когда речь идет о становлении и развитии личности.

Мировоззрение отражает сознание

Сознание вмещает в себя множество граней нашей личности. Кто мы и зачем здесь находимся? Какие задачи должны решить? Представление о мире и о себе складывается из опыта, получаемого в течение всей жизни. Особенно важен и значим детский опыт. Впечатления маленького человека носят характер познающего сознания. Оно порой вмещает в себя так много, что не сразу удается понять, откуда взялись те или иные привычки, страхи, сомнения, неуверенность в себе или, напротив, желание доказывать собственную исключительность. А ведь каждый из нас хочет быть замеченным окружающими людьми. Иногда ради этой цели он готов на любые подвиги и свершения.

Сознание человека – это настолько глубокая ипостась, куда нельзя заглянуть и быстро что-то рассмотреть. Требуется огромная работа, чтобы только понять самого себя, суметь проработать свои зажимы и сомнения. Каким человек видит мир, так он относится и к самому себе. Данное утверждение уже давно доказано. Если человек не любит себя, всячески сомневается в своих талантах, способностях и вообще имеющейся возможности где – то в чем – то себя проявить, то и мир будет стараться выдвигать к нему самые жесткие требования. Такую личность, как правило, не замечают окружающие, она терпит множество несправедливо нанесенных обид. А все потому, что в сознание человека когда – то вошло негативное и неправильное представление о самом себе. И вот он привык ругать себя по всякому поводу, а не хвалить.

Тот, кто с самого детства знает себе цену, кому родители привили здоровое самоуважение, никогда не будет искать одобрения окружающих. Он и так знает, что достоин большего, чем даже то, что у него есть на данный момент. Такой человек не тратит лишнего времени на переживания, а сразу стремится к своей мечте, совершает необходимые шаги.

Наличие цели расширяет сознание

Цель обязательно должна быть как можно более конкретная. Без этого четкого выстраивания невозможно ничего достичь в жизни. Человек никогда не будет удовлетворен сторонней ролью и не согласится ее играть, будучи самодостаточной личностью. Имея цель, мы становимся дисциплинированнее и ответственнее. Наше сознание расширяется на самом деле, становится более восприимчивым и глубоким. Что дает наличие цели и как оно влияет на сознание человека? Попробуем разобраться.

Уверенность в себе

Это важная составляющая любого успешного человека. Без веры в себя не будет ничего: ни новых побед, ни значимых достижений. Уверенность в себе помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия и не верить неудачам. У каждого ведь случаются промахи и поражения. Чтобы не пасть духом, когда нам плохо, должна иметься большая воля и огромное желание стать сильнее. Понадобится много времени, пока действительно изменится сознание. Тогда человек научится мыслить по-другому, поступать иным способом, чем прежде.

Уверенность в себе оказывает значительное влияние на качество жизни и на сознание. Как это происходит? Прежде всего, мы учимся жить, будучи действительно довольными собственными успехами. Мало кто из людей на самом деле может этим похвастаться. Уверенный человек не ждет одобрения общества, он сам активно действует и достигает своих вершин. Ему приятно внимание окружающих, но это не самоцель, а следствие успешности. Уверенная личность, как правило, излучает состояние радости и позитива.

Как помочь себе стать уверенным? Такое качество характера не рождается за один день. Чаще всего, человеку приходится прикладывать значительное количество усилий, прежде чем он увидит первые удовлетворяющие его результаты. Действовать следует не торопясь и осторожно. Сначала нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть на самом деле. Затем начать развивать индивидуальные способности, а с ними будет расти и самоуважение.

Целеустремленность

Имея в голове определенную задачу, которую нужно решить, человек становится собранней, организованней. Он уже не позволит себе тратить время впустую. В таком случае личность начинает искать всевозможные способы и варианты, чтобы добиться желаемого с максимальной для себя выгодой и минимальными потерями. Как только появляется ответственность перед самим собой, человек и перед обществом никогда не выставит себя в невыгодном свете. Сознание будет руководить им, поощрять на новые свершения. С каждой новой победой прибавляется уверенность в своих силах, в том, что все получится так, как задумано.

Сознание трансформируется, мы начинаем осознавать такие вещи, о которых прежде никогда не задумывались. Желание довести начатое до конца позволяет нам не расслабляться в самых тяжелых жизненных моментах, а действовать иногда вопреки обстоятельствам. Как правило, возрастает желание доводить все до логического завершения. Оно подкреплено уверенностью в себе. Вы уже не оставите перспективную работу на полпути, не станете оправдывать свое бездействие тем, что она никому не нужна, а значит ее можно и не выполнять.

Настойчивость

Сложности бывают у всех, в этом нет ничего удивительного. Гораздо важнее то, как мы выходим из тех ситуаций, которые реально мешают нам полноценно жить, строить дальнейшие планы. Любые трудности возникают в нашей жизни только затем, чтобы мы их решали, а не откладывали со дня на день. Многие преуспевают в делах и бизнесе только потому, что вовремя научились замечать собственные победы и эффективно бороться с недостатками. В самом деле, как часто мы считаем свои достижения чем-то обыденным и нормальным, не уделяем им достаточно внимания и времени. А зря! В следующий раз удача может запросто и отвернуться. Необходимо всячески приветствовать в себе новые начинания, стремиться работать над своим сознанием, расширять его границы.

Умение преодолевать трудности – важное качество для привлечения удачи. Какие бы бури ни бушевали над вашей головой, вы всегда сможете найти достойный выход. Жизнь часто дает нам именно такие испытания, пройдя через которые, мы, благодаря усилиям сознания, становимся сильнее и мудрее.

Настроенность на успех

Наличие определенной цели в голове человека, несомненно, дает ему мощный стимул для того, чтобы совершенствовать себя, стремиться к непокоренным горизонтам. Разумеется, что того, чтобы это могло произойти в вашей жизни, придется приложить немало усилий, как следует постараться. Без мотивации личность не будет расти, не сможет правильно организовать свое время. Дополнительная мотивация будет двигать вас вперед, не даст опустить руки в двух шагах от победы.

Чем бы ни занимался человек, он должен быть поглощен своим занятием полностью, без остатка. Состояние полной «захваченности» расширяет сознание, делает его внимательным и восприимчивым. Благодаря этому значительному приобретению принимаются ответственные решения, строятся грандиозные планы, выносятся приговоры, произносятся страстные проникновенные речи.

Роль познавательных процессов в развитии сознания

С самого раннего возраста человек учится воспринимать этот мир с помощью органов чувств. Все познавательные процессы тесно связаны друг с другом и находятся в состоянии неразрывного единства. Внимание, память, воображение, мышление позволяют сознанию совершенствоваться. Развитие человека было бы невозможно без этих базовых составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Ощущение и восприятие. Роль ощущений в жизни человека огромна. Мы на протяжении одного дня испытываем самые разные чувства и эмоции. У нас возникает множество ощущений, которые мы должны суметь пропустить через себя и не пораниться душевно. Ощущение ведет человека к осмыслению действительности, поэтому его роль в сознании огромна.

Восприятие дополняет впечатление личности о предмете, помогает сознанию выстроить механизм узнавания. С помощью восприятия происходит оценка предмета или явления, человек учится видеть и замечать какие – то значимые детали и перспективы.

Внимание. Данный психический познавательный процесс воздействует на сознание самым прямым и непосредственным образом. Обращая на что – то внимание, мозг концентрируется на каком – то объекте или явлении, а значит, в нем происходят мыслительные процессы. Внимание человека бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае человек сам направляет волевые усилия на то, чтобы что – то воспринимать. Во втором случае внимание задерживается на предмете помимо воли самой личности. Чаще всего непроизвольное внимание бывает вызвано каким – то из ряда вон выходящим событием, которое вызывает у человека эмоции страха, удивления, восторга и т.д.

Память. Человеческая память может вместить в себя многое, однако мы не запоминаем все подряд, на чем сконцентрировано наше волевое усилие в данный момент. Чтобы что – то запомнить, нужно либо осознать необходимость в этом, либо испытать сильное впечатление от увиденного. В жизнедеятельности человека имеет место и то и другое.

Наша память воздействует на сознание, заставляя его осмыслять происходящие события. Память способна хранить множество информации и фрагментов из прошлого, а некоторые события забываются почти мгновенно. Как правило, человек помнит то, что подкреплено его эмоциональной сферой. Все, что было сделано механически, без участия чувств, стирается из памяти, тем самым освобождая место новым впечатлениям.

Мышление. Этот психический познавательный процесс тесным образом связан с сознанием. Оно само постоянно остается воспринимающим и открытым для новых знаний. Мышление помогает сознанию сохранять свою активность. С помощью мышления человек имеет возможность многократно прокручивать у себя в голове картины событий, которые оказались для него важными и значимыми.

Воображение. Данный психический познавательный процесс оказывает на сознание сильное влияние. Каким образом? С помощью воображения оно по-настоящему расширяется. Появляются новые образы, которые и будоражат сознание, заставляют его находиться в состоянии повышенной активности. Воображение отражает предметы и явления в образах. Но дело в том, что у каждой личности возникает свой собственный образ в голове, и у всякого он сугубо индивидуален. Нет и двух людей с одинаковыми мыслительными картинками в головном мозге.

Роль сознания в оценивании

У человека имеется одна неповторимая особенность, отличающая его от всех живых существ. Он постоянно сравнивает, анализирует, дает оценки окружающим. Действия, поступки (как свои, так и чужие) постоянно рассматриваются под воображаемым микроскопом и оцениваются. Причем чем более развито сознание у человека, тем сильнее его желание анализировать собственные поступки, стремиться исправить ошибки. Люди, которые часто обвиняют других, демонстрируют недостаточность развития сознания.

Сама по себе потребность оценивания обусловлена формированием эмоционального отношения ко всему, что находится рядом с нами. Мы переживаем на протяжении дня множество противоречивых чувств. Какие – то проходят через нас и не оставляют видимого следа, другие отзываются страшной болью в сердце и превращаются в рану, которая потом еще долго не заживает.

Сознание и возможность самоанализа

Сознание занимает активную позицию в процессе самопознания. Субъект действия – это тот, кто наблюдает. Объект – то (или тот), за кем осуществляется наблюдение. Сознание само становится наблюдателем за теми действиями, которые совершает личность. Благодаря ему человек имеет возможность отслеживать собственные поступки, анализировать их, размышлять над тем, что было сделано. Наличие субъекта и объекта помогает определить роль сознания в жизни человека в целом.

Сознание и познание мира

Сознание способствует формированию определенного отношения к окружающей действительности. Способность человека к познанию окружающего мира начинается с познания самого себя. Что сюда входит? Во — первых, уважительное отношение к собственной личности, адекватное оценивание собственных перспектив. Во – вторых, умение видеть в других людях индивидуальностей, уважать и принимать их мнение.

Человеку, прежде всего, необходимо научиться брать ответственность за свои поступки и действия. Пока он не умеет этого, не может адекватно оценивать и других, предъявлять к ним какие – то немыслимые требования. Часто ведь случается так, что мы не в силах выполнить обязательства, данные самому себе, но зато обвиняем близких в том, что у них крайне дурной и скверный характер. Возможность самосовершенствования тесно связана с развитием сознания. Человек только тогда становится по – настоящему свободным, когда обретает способность отвечать за то, что он сделал сегодня или вчера.

Таким образом, сознание человека представляет собой весьма широкую сферу для изучения. Тема, безусловно, интересная и заслуживающая отдельного внимания.

От того, в какую сторону мы направляем наш разум - в благость, страсть или невежество - зависит, будем мы счастливыми или нет.

Одни могут изменить свою жизнь, будучи в самых тяжелых условиях, а другие бьются, как рыба об лед, и не знают, что делать, когда пьет муж или ребенок наркоман. Чтобы понять это, необходимо знать, как работает наш разум. Знание о типах разума поможет преодолеть страдания в жизни.

В ведической культуре описываются три качества (гуны) материальной природы: благость, страсть и невежество. Гуны - это определяющие свойства, которые лежат в основе природы всех вещей. Общение, еда, работа, учеба, воспитание детей, религия, наука, спорт, одежда - все находится под влиянием этих энергий.

Наша жизнь очень сильно зависит от того, в какую сторону мы направляем свой разум. Веды говорят, где разум, там и судьба. Если разум деградирующий, человек находится в гуне невежества, если прогрессирующий - в гуне благости, а если держится на одной линии, то в страсти.

Разум в невежестве

Характеризуется разрушением личности человека. Такие люди грубо разговаривают, любят выпить, подраться, в их домах грязно, еда плохо пахнет, одежда может быть рваной и нестираной. Любая деятельность, связанная с насилием и гневом, находится в невежестве. Желания таких людей, как можно больше урвать от жизни и не важно каким путем. «Живем одним днем» - концепция счастья преступников, наркоманов, алкоголиков. Эти люди не слишком образованны и считают, что правда в силе.

В невежестве человеку сложно понять, какие последствия могут повлечь его действия. Такие люди склонны всех обвинять, начиная от соседа и заканчивая правительством. Нет желания помогать другим, поскольку кругом одни враги. В гуне невежества счастье иллюзорно. «Выпил, украл, в тюрьму… Романтика!». Истинного счастья нет.

Очень поздно ложатся спать (2–3 часа ночи) и очень поздно встают (в 11–12 часов). Предпочитают нездоровую пищу, приготовленную наспех. Могут есть несвежую еду, пользоваться грязной посудой. Грубое отношение к животным. Такой человек может пнуть собаку и не понимать, что в этом плохого. Любимая музыка - шансон, тяжелый рок.

Разум в страсти

Такой разум очень разборчив и эгоистичен. Представления о счастье - жить, как все. Люди в страсти очень беспокоятся о том, что могут сказать другие. Они стремятся занять высокое положение в обществе, найти престижную работу, любят подчеркивать свою значимость и статус. Им нравится появляться на публике, покупать и демонстрировать дорогие вещи. Люди в страсти не верят в Бога. Они верят в бренд, моду и дизайнерские интерьеры. По этим вещам склонны определять людей своего круга, все остальные - «ниже нас».

Их речь более мягкая, нежели у людей в невежестве. Порой хотят быть умнее других, могут использовать красивые обороты, сыпать терминологией. Знают, когда надо похвалить, нередко прибегают к манипуляции людьми. Люди в страсти, как правило, склонны доказывать свое, убеждать собеседника. Нет сильного желания изменить себя, но есть устойчивое желание, чтобы изменились все остальные. Помощь людям расценивается как отношения «я тебе, ты мне». Собственные интересы выше всех остальных. Количество счастья определяется количеством денег и материальных благ.

Спать ложатся в 12 часов, встают в 7–9 утра. Люди в страсти предпочитают острую, жирную, копченую мясную пищу, а также сладости и блюда с вычурными названиями. Любимая музыка - ритмичная, заводная, часто с бессмысленными текстами. К животным относятся как источнику удовольствия. Кошка или собака должны быть хорошей породы, за которую готовы отдать большие деньги. Взять животное с улицы уже сложно.

Разум в благости

Характеризуется восприятием жизни «здесь и сейчас». Такие люди не сильно беспокоятся о будущем и не копаются в прошлом. Они живут настоящим, понимают, что на все воля Божья. Такие люди довольны тем, что имеют. Для полного счастья им не надо еще одно платье или машину. От других гун их отличает желание жить не для себя, а помогать людям. Они ищут благостные места для общения, где интересуются духовным знанием. Посещают храмы, работают над собой.

Люди в благости не будут спорить с человеком, потому что понимают, что в этом нет никакого смысла. Они не требуют от окружающих, чтобы они изменились к лучшему, потому что знают по себе, как это на самом деле тяжело. Говорят просто, на понятном языке, даже если человек академик. Нет желания гордиться своими знаниями и заслугами. В них меньше всего проявлена гордыня и эгоизм. Такие люди не стараются выставить себя в лучшем свете, не унижают и не оскорбляют других. Всегда с уважением относятся к старшим.

Такие люди всегда рано встают (в 6 утра или раньше) и рано отходят ко сну (9–10 часов вечера). Готовят свежую и полезную пищу, едят много фруктов и молочных продуктов, интересуются здоровым питанием. Любимая музыка - классическая, патриотическая, песни о родителях, детях, о чистой любви, духовная музыка. С любовью заботятся о животных, кормят птиц, бездомных кошек и собак, видят в них душу.

Каждый из нас может определить свою гуну и понять, где он находится в настоящий момент. Это необходимо, чтобы начать работу над собой. Развивая свой разум, человек со временем переходит из одной гуны в другую. При этом постепенно меняется его окружение, одежда, питание, увлечения, появляются возвышенные интересы, а жизнь становится более осознанной и счастливой.

В информационный век, роль знаний в жизни современного человека играют самую важную роль. Но одно дело применять знания на практике, а другое просто знать много, но так и не применять знания на практике. Так как опыт намного важнее знаний и чтобы его получить, не обязательно много читать, нужно развиваться, добиваться успеха, ставить цели и добиваться их.

В статье вы узнаете, какая роль знаний в жизни человека , почему многие умные люди, не становятся богатыми и успешными людьми, почему люди, получившие несколько высших образований, не могут сегодня найти для себя подходящую работу, где много платят и ценят их знания.

Знания – это сила

Многие говорят, что роль знаний в жизни человека играет важнейшую роль и то, что знания – это могучая сила. Но это немного не так, потому что знания – это сила только в том случае, когда они применяются на практике. Человек может много знать, читать подходящую литературу, но так и не применять полученные знания. Толку от таких знаний очень мало. Лучше быть не сильно умным, зато действовать, даже когда не сильно разбираешься в том или ином деле.

Знания – это будущий опыт

Например, если двум людям сказать, что яблоки – полезны, один просто пойдет и купит яблоки в ближайшем магазине, а другой потребует дополнительных сведений и знаний о том, что яблоки действительно полезны. В итоге человек действия получит результат и опыт гораздо быстрее, чем тот, который даже может и не решиться купить яблоки и так и продолжит вечно искать новые знания об этом.

Также если вы хотите детально узнать о том, какая есть роль знаний в жизни человека , вы можете просто обратиться за помощью к психологам или написать в комментариях ниже свои вопросы и получить ответы.

Важны источники знаний

Также роль знаний в жизни человека, действует всегда, и даже мелкие знания могут сэкономить вам время и деньги. Конечно, если у вас есть много денег, вы можете не тратить свое время и силы, а просто дать деньги тем людям, которые разбираются и имеют знаний больше в том или ином деле, чем вы.

Достижения Человека в рациональном (с помощью разума) познании Мира, предоставили в его распоряжение многократно увеличить свое могущество, и тем самым подвергают его, Человека, великому искушению, искушению быть сильным, быть могущественным и с позиции этой силы попытаться навязать свою волю другим. При этом не столь важно, кто эти другие – Люди, твари или Природа. Рациональное познании Мира в представлениях людей европейской культурной традиции, а именно она является сегодня господствующей в мире, который принято называть цивилизованным, ассоциируется с «научным» познанием.

Научное же познание во-первых очень неоднородно по уровню, степени своего развития, и во-вторых, по умолчанию предполагает, что другого вида знания, кроме научного нет и быть не может. В рамках данного комментария, нет возможности вдаваться в детальное рассмотрение этих особенностей научного познания, хотя, оно несомненно его достойно, ограничимся лишь следующими замечаниями. На сегодня наиболее высокого уровня развития и его осознания достигла физика, особенно «атомная физика», где наиболее четко просматриваются границы применимости имеющихся знаний и в достаточной мере выработалась привычка к тому, что отраслевое научное знание находиться в состоянии постоянного развития, и следовательно ни в какой конкретный момент не может претендовать на владение абсолютной или почти абсолютной истины. Но в виду своей крайней малочисленности теоретические физики оказывают очень незначительное влияние на мнение научной общественности, а значит и на общественные представления о Мире вообще. Их это и не очень беспокоит. Авторитет научного знания базируется на достижениях, лежащих в основе технических достижений, находящихся постоянно и повсеместно на виду абсолютного большинства людей цивилизованного Мира, тем самым способствую формированию иллюзии, что научный подход есть единственный метод познания Мира.

В основе научного метода познания заложена аксиома или догмат оматериальности всех явлений. При этом под материальностью понимается вещественность, все в Мире состоит из вещества. И следовательно обладают его атрибутами, свойствами. Устойчивостью – постоянством во времени и пространственным постоянством – формой, которая сама не обязательно должна быть постоянной, но постоянно ее наличие. Следствием вещественности является их воспроизводимость и ощутимость, непосредственно или опосредованно.

Абсолютное большинство явлений изучаемых современной Наукой этими свойствами действительно обладает. И несмотря на то, что современной физике известно множество явлений не укладывающихся в схему подобных представлений, в силу отмеченных особенностей,это не изменяет общественного представления о научности.

Другой особенностью научного познания является наличие формальных, вербальных (изложимых словами) логических правил, определяющих возможные, допустимые преобразования одного/одних явления в другое/другие. Для конкретной научной дисциплины на сегодня не все правила могут быть известны, выявлены, но изначально предполагается, что все они будут обладать вербальностью, которая есть атрибут сознания. Названные особенности научного подхода способствуют формированию представления – иллюзии, что практически любое явление может быть предсказано, рассчитано, необходимо лишь учесть все исходные данные и выполнить без ошибок все необходимые «вычисления». Благо жизнь мира машин и механизмов давала, дает и будет давать тому многочисленные подтверждения.

И не смотря на то, что жизнь, бытиё представляют Человеку множество примеров не укладывающихся в данную схему, слишком велика ее притягательность, особенно в молодости, благодаря преимуществам, которые она сулит. Слишком наглядны преимущества, которые получает человек имеющий, (рассчитавший и построивший) тачку по сравнению с тем, у кого ее нет, уж не говоря об автомобиле, пулемете или атомной бомбе.

В основе такого мировоззрения лежит представление, догмат – «Окружающий Человека Мир вещественен, то есть, материален и никаких других субъектов кроме Человека, способных по своей воле, «сознательно, целенаправленно» создавать, творить нечто в этом Мире не существует». То есть концепция атеистического мировосприятия.

Подобного рода иллюзии, даже если они основаны на добросовестных заблуждениях, крайне опасны потому, что, по умолчанию, предполагают, что и отношения между Человеком и Природой, равно как и отношения между Человеком и другим Человеком могут быть построены на тех же основаниях, на которых строятся машины и механизмы. И не важно признается ли эта концепция на словах, главное, что именно ей руководствуется большинство людей цивилизованного мира при принятии каждодневных решений.

Необходимо особо подчеркнуть, что это не особенности научного мышления, а особенности рационального мировоззрения на его начальной фазе развития, когда развивающееся сознание, как молодой человек, упоен ощущением своего «роста», своих все возрастающих возможностей, полагает что все в Мире предуготовано для него, а все что не укладывается в такое представление, досадные мелочи или подлежащие устранению (это революционеры) или просто не достойные его внимания (это обыкновенная человеческая гордыня).

Мировоззрение религиозного Человека отличается тем, что его сознание преодолев гордыню не игнорирует явлений выходящих за рамки вещественной модели Мира, а накапливая их расширяет «сознательную картину Мира», находя в ней место и для других творящих субъектов, помимо Человека. Сколько их, Один или несколько, каковы их имена и взаимоотношения между Собой и Человеком не суть важно, это особенности конкретного религиозного учения, которые, однако, имеют существенное значение для Человека.

В человеческой жизни это проявляется в различной побудительной мотивации при принятии решений, как повседневных, так и ключевых, основополагающих. Или другими словами определяет систему жизненных ценностей Человека. На какой из позиций религиозной или атеистической находиться Человек, определяет основу на которой формируется система его жизненных ценностей. Но важны и ценности других, более низких уровней. Важнейшими факторами влияющими на их формирование являются религиозное или идеологическое для атеистов учение и система образования, которые формируют соответствующие подсистемы. В России, как стране с сугубо атеистическим мировоззрением, значимость религиозного учения в процессе формирования системы жизненных ценностей Человека, далее системы Ценностей, уместно рассматривать на примере соответствующего влияния системы Образования.

Хорошо поставленная, классическая система Образования позволяет развить заложенные от Природы способности и таланты Человека через научение, реализуемое Школой, с высоким значением критерия эффективность/затраты. Критерий этот достаточно трудно формализуется, но ввиду его важности и отсутствия альтернативы, будем понимать под затратами главным образом расходы времени и денег осуществленных в период, когда образование являлось основной жизненной программой Человека, он был учащимся. А под эффективностью системы Образования предлагается понимать среднегодовой уровень благополучия, в первую очередь материального, в период, когда создание материальных ценностей является важнейшей или просто важной жизненной программой Человека, например через пять лет после того как Человек перестал быть учащимся и до выхода на пенсию. Предлагаемую форму критерия оценки качества предполагается использовать главным образом для сравнения различных вариантов системы Образования. При этом важно не только соотношение доходов и затрат, но и их абсолютный уровень. При этом по умолчанию предполагается, что Человек при рождении обретает, как минимум способности и таланты среднего, обычного человека, патологии не рассматриваются. При этом предполагается, что стремление познать окружающий мир, любознательность изначально присуща, имманентна Человеку и является его внутренним побудительным мотивом.

Полагая, что «религиозное чувство», то есть стремление разместить в своей картине Мира творящих субъектов не являющихся людьми также имманентно Человеку, можно оценить значимость религиозного Учения. Требования к «хорошему религиозному Учению» концептуально аналогичны требованиям к «хорошей системе Образования», а требования к «хорошей Церкви» концептуально аналогичны требованиям к «хорошей Школе».

Представляется, что не только составляющие системы Ценностей, но основные понятия, такие как система Образования, Школа являются Символами, в понимании наиболее близком к юнговскому (смотри на этом сайте), психическая энергетика, которых зависит от ряда факторов. То есть не только являются генераторами лучшего содержания, но генераторами психической энергетики эмоций Человека. Высокий уровень энергетики в системе система Образования – Школа – система Ценностей Человека возможен, когда входящие в нее элементы соответствуют друг другу, согласуются между собой. Из чего проистекает ряд следствий:

1.Как каждый из элементов, так и вся конструкция в целом существенно зависят от времени и места.

2.По крайней мере для дня сегодняшнего обучение есть процесс коллективный и следовательно предполагает определенный уровень согласования систем Ценностей обучающихся. Это конечно, не ахти, какая новость, в лучших учебных заведениях существует не столько тщательный отбор учащихся, сколько тщательный подбор обучаемых в группы.

Следствия эти важны в том смысле, что через их призму будут рассматриваться все составляющие подсистемы системы Ценностей. Система Ценностей будучи одной из основополагающих составляющих Человека должна основываться на естественных и фундаментальных атрибутах Человека, коими являются Вера, Надежда, Любовь. На них вырастают Религиозное чувство, стремление к Познанию (чувство любознательности), Семейное чувство и соответствующие им Ценностные подсистемы. Цельность или гармония такого рода конструкции обеспечивается их объединением, слиянием в «высшей точке» - в Боге.

Но нельзя и забывать о том, что система Ценностей это продукт труда не только Человека, но и Мира, в котором осуществляется его Бытие, то есть Жизнь, имеющую свою историю и особенности характерные для того региона, в котором она проходит. На сколько качественным является этот продукт можно судить по качеству жизни людей.

Неразвитость одной из подсистем делает ущербной всю конструкцию, отсутствие стимулирует появление соответствующего суррогата. А поскольку система Ценностей это «компас» повсеместно и постоянно направляющий Человека в его жизненном пути, нетрудно представить последствия, обусловленные его неточностью, тем более полной неработоспособностью.

Возвращаясь к теме комментария, можно сказать «Проблемы возникают у Человека тогда, когда он изменяя себе самому, необоснованно смещает свое Я либо в сторону сознания, разума либо в сторону своего Бессознательного, рефлексов и чувств». Для того, чтобы не потеряться на жизненных путях Человек должен научиться понимать Себя и быть частным с самим Собою. Эту главную проблему нельзя назвать ни рациональной, ни естественной. Но ее крайне трудно решать, если отсутствует ее осознание. Как представляется именно осознанию этой проблемы и посвящена философия Фомы Аквинского, рассматриваемой в книге Этьена Жильсона «Томизм». Проблема эта занимает умы людей многие столетия, и будет занимать их еще очень долго. Дополнительные трудности, как представляется, обусловлены, во-первых, тем, что рассмотрение ведется в рамках Христианского религиозного Учения и во-вторых происходило более семисот лет тому назад, в течении которых претерпели значительные перемены и Бытие и Мировоззрение и язык. Постижение подобных произведений великий труд, но и великое наслаждение.

P . S .

Долго преследовало некое странное ощущение «какого-то неудобства», нарушенной гармонии. Представляется, что его источник связан с попытками доказать существование (в том числе Фомой Аквинским) или несуществование (например Федором Достоевским в «Братьях Карамазовых » глава о «Великом Инквизиторе ») Бога рациональным образом. Думается, что сама постановка вопроса, пользуясь терминологией физиков, является «не корректной». Источник некорректности, как представляется, находиться во-первых, в Христианском мировоззрении, Теологии, точнее в ее практически полном отсутствии, и, во-вторых, в нерационольной природе Бога. Нерационольной, потому, что «природа» Бога «несравненно шире природы разума», поэтому «рационального» доказательства не может быть по определению. Человек, как совокупность всех его составляющих – тела Души и Духа в христианской культурной традиции (в восточно буддиской культурной традиции таких составляющих семь) есть то «место», где Бог и Человек «пересекаются», но только в том случае, если Человек сумел сформировать и развить не только свое физическое, плотное тело, но и свою Душу и свой Дух; все свои тонкие тела в восточно буддиской культурной традиции.

Вера в существование Бога появляется или не появляется у Человека по мере прохождения его жизненного пути. Примерно то же можно сказать и о Любви. Рациональное доказательство служит основанием Знания, а не Веры. Вера формируется в процессе проживания – это результат жизни или ее этапа. Истинная Вера, как и зрелая Любовь, приходят, если приходят к человеку во второй половине жизни.