Что значит розовый треугольник. Символика лгбт движения. Источники и более дальнеишее чтение

В конце 1930-х годов правительство нацистской Германии приступило к реализации программы «чистки» немецкого общества от «нежелательных элементов». Начались массовые аресты представителей различных групп и отправка их без суда и следствия в концлагеря под так называемый защитный арест , где была разработана специальная система меток для заключённых . На форму узников делались нашивки в виде равностороннего треугольника («винкеля»), цвет которого служил для указания «категории». Красный треугольник носили политические заключённые , жёлтый (или жёлтую звезду Давида) - евреи, зелёный - уголовники, коричневый - цыгане, чёрный - «асоциальные элементы», лиловый - религиозные меньшинства, синий - лица, пытавшиеся незаконно эмигрировать из страны, а розовый - гомосексуальные мужчины.

Уголовное преследование гомосексуалов в Германии не было нацистским изобретением, однако если до 1935 года параграф 175 провозглашал ответственность преимущественно за анальный секс , то после реформы Уголовного кодекса заключению подлежали все мужчины, которые были заподозрены в гомосексуальных отношениях из-за поцелуев, объятий или даже каких-то намёков.

Между 1933 и 1944 годами по 175-му параграфу в Третьем рейхе было осуждено около 50 тысяч мужчин (в том числе около четырёх тысяч подростков), многие из которых были отправлены в тюрьмы. Также от 5 до 15 тысяч мужчин были депортированы в концентрационные лагеря. Неизвестно точно, сколько гомосексуалов погибло, но по данным немецкого историка и социолога Рюдигера Лаутмана , уровень смертности осужденных по 175-му параграфу в лагерях был самым высоким и доходил до шестидесяти процентов (для сравнения: среди политзаключенных - 41 %). На форму мужчин-гомосексуалов помещались розовые треугольники, эта маркировка выделяла их в одну из самых низких групп в иерархии лагерной социальной системы: с ними жестоко обращались не только охранники и администрация, но и другие заключённые.

Лесбиянки не подвергались систематическому преследованию со стороны нацистов, поскольку, по мнению фашистов, не представляли серьёзной угрозы для общества. Женщины не могли осуждаться по 175 параграфу, однако известно, что некоторые из них отправлялись в концлагеря как «асоциальные» и носили чёрные треугольники.

Репрессии против геев и лесбиянок в нацистской Германии считаются одной из частей Холокоста . Однако закон, по которому осуждались геи, просуществовал ещё долгие годы после победы над Гитлером . С незначительными изменениями он оставался действовать и после окончания войны ещё в течение 19 лет в ГДР и в течение 20 лет в ФРГ (см. Параграф 175). Рудольф Бразда , последний из известных переживших нацистские концентрационные лагеря геев, умер во сне 3 августа 2011 года в возрасте 98 лет. Преследование гомосексуалов в Третьем рейхе отражено в постоянной экспозиции берлинского «Музея гомосексуальности ».

Символ ЛГБТ-движения

История

В начале 1970-х годов организации по защите прав человека в отношении ЛГБТ-людей в США и Германии начали кампанию по популяризации розового треугольника как символа движения.

Так, в 1973 году западногерманская гей-освободительная организация Homosexuelle Aktion Westberlin (HAW) призвала геев носить розовый треугольник в память о жертвах прошлого и в знак протеста против продолжающейся дискриминации , предупреждая однако, что это может сделать их мишенью агрессии гомофобов . Двумя годами позже гей-журнал HAW-Info повторил этот манифест. В 1976 году вышел фильм «Розовый треугольник? Это был такой давно…» (нем. Rosa Winkel? Das ist doch schon lange vorbei ) режиссёров Петера Рехта, Детлефа Штоффеля и Кристианы Шмерль, который вновь поднял данный вопрос, а кроме того задокументировал преследование мужчин-гомосексуалов. Гей-журнал Rosa Flieder в 1980 году писал, что розовый треугольник - это не только память об истреблении геев в прошлом, но и напоминание о сохраняющемся угнетении и дискриминации в их отношении, поскольку параграф 175 ещё существовал в уголовном кодексе ФРГ . В следующем номере журнал отметил, что полиция в некоторых регионах Германии по-прежнему составляет списки граждан гомосексуальной ориентации.

Американские гей-активисты 1970-х годов также использовали розовый треугольник как символ памяти. Журналы Gay Sunshine (в 1973 году) в Сан-Франциско и The Body Politic в Торонто (в 1974 году) опубликовали материалы про использование розового треугольника в нацистских концентрационных лагерях и настоятельно призвали использовать этот символ в память о тех, кто подвергался преследованиям. Розовый треугольник стал активно использоваться в гей-освободительном движении. Благодаря этому когда какие-либо общественные деятели призывали к ограничению прав гомосексуалов, то они рисковали быть сравненными с нацистами. Например, розовый треугольник приобрёл особое политическое значение в 1974 году в Нью-Йорке во время общественной дискуссии вокруг законопроекта о защите прав человека в отношении гомосексуалов. Ортодоксальные еврейские группы выступали против постановления. Гей-активисты устроили пикет, участники которого надели нарукавные повязки с розовым треугольником в знак того, что гомосексуальные мужчины наравне с евреями были жертвами нацистских концлагерей. В следующем году в передовой статье The New York Times руководитель Нью-Йоркского Союза защиты гражданских свобод (англ.) русск. Айра Глассер (англ.) русск. призвал всех читателей носить розовый треугольник, чтобы высказать поддержку готовящемуся законопроекту, который был призван прекратить дискриминацию гомосексуалов в сферах занятости, жилья и общественных заведений. Касаясь вопроса о преследовании геев в нацистской Германии, Глассер писал: «Многие знают о жёлтой звезде , но розовый треугольник всё ещё погребён как некая историческая тайна».

В начале 1980-х многие отдельные мужчины-геи и группы начали использовать символ розового треугольника в его современном восприятии - как знак принадлежности к ЛГБТ-сообществу. Так как этот символ не был повсеместно известен, то треугольник стал играть роль своего рода тайной отметки, по которой можно было распознавать других геев и лесбиянок, когда они размещали его на бампере автомобиля или в виде нагрудного значка. Треугольник служил напоминанием о прошлом и текущем угнетении, данью памяти тем, кто погиб в лагерях, и тем, кто умирал от новой болезни - СПИДа .

Поскольку 1980-е годы в значительной мере прошли для ЛГБТ-сообщества под знаком начавшейся эпидемии СПИДа , поначалу особенно затронувшей геев, - многие гей-активисты направили свои действия на борьбу с распространением болезни, в том числе на законодательные и политические изменения. Зародившаяся в нью-йоркском социальном гей-центре организация ACT UP начала использовать розовый треугольник в изменённом виде - с вершиной, обращённой вверх, - как призыв к «активному отпору, а не пассивной покорности судьбе», в качестве символа необходимости активной борьбы со СПИДом и продолжающимся угнетением ЛГБТ-людей. Розовый треугольник часто появлялся над девизом «Молчание = Смерть». В своем манифесте активисты проводили параллели между нацистским периодом и кризисом СПИДа, заявляя, что «молчание об угнетении и уничтожении геев тогда и сейчас должно быть разбито в целях нашего выживания». Лозунг таким образом протестовал против табу на обсуждение безопасного секса и нежелания некоторых противостоять социальной несправедливости и безразличию правительства Рейгана .

В России розовый треугольник в 1990-е гг. дал название центру «Треугольник» - одной из первых организаций геев, лесбиянок и бисексуалов, среди руководителей которой были Евгения Дебрянская и Маша Гессен .

Противоречия

Розовый треугольник имеет яркий и праздничный вид, в результате чего он вскоре стал использоваться для маркировки принадлежности к ЛГБТ-сообществу в очень широком спектре: его изображения помещаются на запонки, серьги, значки, брелоки, плакаты. Сам розовый цвет начал ассоциироваться с гомосексуальностью. С точки зрения популярности как символа гомосексуальности он соперничает только с радужным флагом .

Однако некоторые геи и лесбиянки, особенно еврейского происхождения, ставят под сомнение целесообразность столь широкого использования нацистского знака. Другие считают, что использование розового треугольника в качестве символа гордости девальвирует память о страданиях гомосексуалов во времена нацизма, в возражение чему оппоненты апеллируют к продолжающейся борьбе против ненависти к геям и лесбиянкам, против дискриминационных в их отношении законов, к равнодушию правительства Рейгана во время эпидемии СПИДа. Как отмечал историк Эрик Н. Дженсен, «розовый треугольник выполнял множество задач: он объединял разнообразное сообщество гомосексуальных мужчин и женщин, мобилизовывал его политическую активность и служил интерпретирующей основой для современных событий». Некоторые исследователи отмечают политический характер символа, противопоставляя его невнятной, с их точки зрения, концепции радужного флага, и связывают с этим падение его популярности на всё более коммерциализирующихся гей-мероприятиях.

Варианты

В культуре

Розовый треугольник является основой символа Международного дня борьбы с гомофобией , а также других различных логотипов ЛГБТ-организаций и мероприятий.

Мемориальное значение розового треугольника отражено в различных памятниках ЛГБТ-сообщества. Этот знак изображен на мемориальных досках в память о нацистском геноциде геев и лесбиянок (Маутхаузен (1984), Нойенгамме (1985), Дахау (1985), на Ноллендорфплац в Берлине (1989), в парке Чезарини в Болонье (1990), Рисьера-ди-Сан-Сабба (2005), Бухенвальд (2006)). Также розовый треугольник является центральной частью скульптуры Гомомонумента в Амстердаме (1987), мемориала Розовый треугольник в Кёльне (1995), Гей-Лесби Мемориала в Сиднее (2001), Мемориального парка в Сан-Франциско (2003), памятника сексуальному разнообразию в Монтевидео (2005), памятника против гомофобии в Ситжесе (2006), памятника репрессированным ЛГБТ-людям в Барселоне (2011), памятника репрессированным ЛГБТ-людям в Тель-Авиве (2014).

После весьма необычного «всплеска» температуры, которое произошло после возвращения домой с «этажей», несколько дней ничего особенного со мной не происходило. Я прекрасно себя чувствовала, если не считать того, что мысли о девочке с фиолетовыми глазами неотступно будоражили мой взвинченный мозг, цеплялся за каждую, даже абсурдную мысль, как бы и где бы я могла бы её снова найти... Множество раз возвращаясь на Ментал, я пыталась отыскать раннее нами виденный, но, казалось, теперь уже навсегда потерявшийся Вэйин мир – всё было тщётно... Девочка исчезла, и я понятия не имела, где её искать...
Прошла неделя. Во дворе уже ударили первые морозы. Выходя на улицу, от холодного воздуха пока ещё непривычно захватывало дыхание, а от ярко слепящего зимнего солнышка слезились глаза. Робко припорошив пушистыми хлопьями голые ветви деревьев, выпал первый снег. А по утрам, раскрашивая окна причудливыми узорами, шаловливо гулял, поблёскивая застывшими голубыми лужицами, весёлый Дедушка Мороз. Потихоньку начиналась зима...
Я сидела дома, прислонившись к тёплой печке (дом у нас в то время ещё отапливался печами) и спокойно наслаждалась чтением очередной «новинки», как вдруг почувствовала уже привычное покалывание в груди, в том же месте, где находился фиолетовый кристалл. Я подняла голову – прямо на меня серьёзно смотрели огромные, раскосые фиолетовые глаза... Она спокойно стояла посередине комнаты, такая же удивительно хрупкая и необычная, и протягивала мне в своей крошечной ладошке чудесный красный цветок. Первой моей панической мыслью было – быстрее закрыть дверь, чтобы не дай Бог, никто не вошёл!..
– Не надо, меня всё равно никто кроме тебя не видит, – спокойно сказала девчушка.
Её мысли звучали в моём мозгу очень непривычно, как будто кто-то не совсем правильно переводил чужую речь. Но, тем не менее, я её прекрасно понимала.
– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...

Бундестаг Германии проголосовал за принятие законопроекта об однополых браках 30 июня. До 1969 года гомосексуальность в Германии была уголовно наказуемой. Во времена Третьего Рейха заподозренных в однополых связях мужчин и женщин сажали в тюрьмы, отправляли на каторги и в концлагеря. Долгое время эта тема считалась табу, и лишь в 1985 гомосексуалов официально признали жертвами репрессий. Все чаще историки сравнивают преследование представителей нетрадиционной сексуальной ориентации с холокостом.


Узники-гомосексуалисты в концлагере Заксенхаузен с нашивками розовыми треугольниками.

Опасны для арийской расы

История гомосексуального движения в Германии началась еще в конце XIX века, задолго до прихода к власти нацистов. С 1871, после объединения германских государств, в законодательство новоиспеченной Германской империи перешла прусская статья за «разврат» между мужчинами, обозначенная в знаменитом параграфе 175. Однако вплоть до конца 1920-х годов обстановка в стране была довольно спокойной — Институт сексуальных наук исследовал вопросы сексуальности и гомосексуальности, абортов, контрацепции и гигиены тела. Крупными тиражами выходили журналы для представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Лишь в 1928 газета «Völkischer Beobachter», главный печатный орган партии национал-социалистов, заявила о непосредственной связи между марксизмом, гомосексуализмом и «еврейской заразой».

Бар «Эльдорадо» в Берлине, бывший местом встреч представителей нетрадиционной сексуальной ориентации


Гиммлер считал мужчин нетрадиционной ориентации опасными для арийской расы. По его оценкам, к 1937 в Германии около 10% жителей были гомосексуалами. Их отказ от участия в репродуктивном процессе, по его мнению, мог привести к смерти нации. Интересно, что гонениям подвергались в основном мужчины — считалось, что женщины нетрадиционной ориентации тем не менее сохраняют свою репродуктивную функцию. К тому же выявление контактов между гомосексуальными женщинами представляло определенную трудность.

Наказание до преступления

В те годы в Третьем Рейхе гомосексуальных мужчин делили на тех, у кого якобы был особый «ген», отвечающий за нетрадиционную ориентацию, и на тех, кто лишь «запутался» или был совращен. Первых считали безнадежными. Согласно закону «О предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями», опубликованному в июле 1933-го, таких мужчин нужно было исключить из «репродуктивной цепи». Вторых же пытались «исправить» или «вылечить».

В 1935-м законодательство ужесточили — если раньше мужчин судили за непосредственный сексуальный контакт, то теперь поводом мог стать поцелуй или даже «похотливый взгляд». К обновленному параграфу 175 относились также проституция, совращение малолетних и случаи «противоестественного блуда». При «гомосексуальном совращении» мужчиной подростка обвинения выдвигались официально, а при изнасиловании девочек до 16 лет принимались лишь непосредственно по заявлению от потерпевших.

Закон «О предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями», 1933 год


В 1936 по секретному указу Гиммлера было основано Имперское центральное бюро по борьбе с гомосексуализмом и абортами. Полицейские принялись следить за улицами, гостиницами и ресторанами, где могли встречаться представители нетрадиционной ориентации. Бюро вело огромную картотеку всех гомосексуальных мужчин, а также тех, кто лишь подозревался в однополых связях. Однако далеко не всем подозреваемым выдвигали реальные обвинения. Некоторых из них помещали в концентрационные лагеря под «защитный арест» на неопределенный срок во избежание «рецидивов», например — без суда и без возможности обжаловать. Распространенной мерой наказания были тюрьмы, при этом мужчин, часто менявших партнеров, ждал больший срок заключения.

«Розовые треугольники»

В концлагерях гомосексуальные осужденные носили нашивки в виде перевернутого розового треугольника, именно поэтому он стал символом ЛГБТ-сообществ наряду с радужным флагом. Некоторые также получали красные треугольники как политические заключенные или черные как «асоциальные элементы». Некоторые также носили нашивку с буквой «А».

Женщины, осужденные за подозрение в однополых сексуальных контактах, чаще всего получали знаки политических заключенных. Процент смертей среди гомосексуальных узников достигал 60% - это связано не только с особым презрительным отношением охранников и других осужденных, но и с жестокими условиями содержания. Например, по воспоминаниям осужденного из концлагеря Заксенхаузен, гомосексуалам разрешали спать лишь в ночных рубашках и обязательно держать руки на одеяле — в противном случае узников выводили на улицу и окатывали ледяной водой. Окна барака, в котором они жили, были покрыты льдом. Именно осужденные по параграфу 175 получали самые тяжелые работы, которые требовали абсолютно нечеловеческого труда.

Памятная доска в концлагере Заксенхаузен


Попытки "излечения"

В Третьем Рейхе нередко предпринимались попытки «излечения» мужчин с гомосексуальными наклонностями. В Бухенвальде свои опыты проводил доктор Вернет. Например, он провел 12 операций по вшиванию в паховую область осужденного капсулы с «мужским гормоном», которая должна была сделать узника гетеросексуалом. Подвергнутых операции мужчин отправляли в женский концлагерь в Равенсбрюке, где их призывали вступить в сексуальный контакт с осужденными за проституцию женщинами. В других концлагерях для проверки на «исцеление» узников отправляли в местные бордели. Правда, нет никаких подтвержденных данных, что после прохождения подобной проверки кого-то из осужденных освободили.

Добровольно-принудительная кастрация

Одним из вариантов «лечения» и наказания была кастрация. По закону, кастрация могла применяться лишь к определенным категориям преступников и только по их личному желанию. В 1963-м было проведено исследование, которое позволило определить количество кастрированных во времена Третьего Рейха мужчин. Из 89 по обвинению в гомосексуальных связях были подвергнуты кастрации 19.

Как минимум семеро из них утверждали, что операция была проведена против их воли под угрозой отправки в концентрационный лагерь. В 1945-м планировалось введение указа об обязательной кастрации всех мужчин, подозреваемых в однополых связях, но благодаря успехам войск союзников закон так и не был принят.

Мемориал «Франкфуртский ангел» в память о гомосексуальных жертвах нацизма


Память о жертвах репрессий

Параграф 175 действовал в Германии до 1969 года. Долгое время гомосексуальных мужчин и женщин не признавали жертвами репрессий Третьего Рейха. В 1970-х годах представители ЛГБТ-организаций в Германии стали возносить венки к концентрационным лагерям, где содержались гомосексуальные узники. Официальное признание произошло лишь в 1985-м, когда президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер упомянул в своей речи осужденных нетрадиционной ориентации. В Берлине, Франкфурте и Заксенхаузене были установлены памятники гомосексуальным жертвам репрессий Третьего Рейха.

розовый треугольник (: Rosa Winkel ) было одно из Badges концентрационного лагеря Nazi , использовано для того чтобы определить мыжских пленников внутри концентрационные лагери были посланы там из-за их. Каждый пленник должен нести треугольник на his or her куртке, цвет которой должен был классифицировать его согласовывая "к его виду." должно нести желтый badge , и "противообщественные индивидуалы" (часто, но исключительн,), черный треугольник .

Перевернутый розовый треугольник был международным символом и, и находится во-вторых в славолюбии только к флаг радуги .

История

Не весь из пленников с розовым треугольником определили как gay (иногда они были поженены к женщинам, и имели гомосексуальный секс только немного времен). Не каждое осуженное вниз Параграф 175 послал к концентрационному лагерю; в действительности, большая часть только была заключена в тюрьму. Большинств gay люди вытерпели и умерли в концентрационных лагерях Nazi фактическ несли желтая звезда (потому что они были и gay и). Как такие, трудно построить когерентную gay группу жертвы и подсчитать свои номера.

Пленник Erwin Schimitzek Розов-Treugol6nika, KZ .

Однако, общ принимаемый грубый предварительный подчет пленников которые несли розовый треугольник от 5.000 до 15.000. Для нон-Evre1stv, они некоторо имели общееа число погибших над средним. Причина для этого могла быть что они были часто одними и иногда избегаемыми и определяемыми вне на расстоянии потому что они были затаврены как gay (даже если gay секс был превалирующ в только гендер-otdelennom Nazi располагается лагерем.)

Те заключинные в турьму и сделанные для того чтобы нести розовый треугольник также никогда не recompensated Немецкое правительство . Если они продолжались быть открыто gay, то они смогли быть reimprisoned снова и снова, как был Heinz Doermer, которое служило 20 лет в итоге и в концентрационном лагере Nazi и в тюрьмах Федеральная республика Германии . Поправкы Nazi к параграфу 175, который повернул гомосексуализм от незначительня преступление в а, остало intact после войны на более дополнительные 24 лет.

Сегодня, менее знаны, что все еще живут чем 10 тех заключинных в турьму для гомосексуализма. В, репортажноая-документальн пленка Параграф 175 записал некоторые из их свидетельствований.

См. также

Источники и более дальнеишее чтение

  • Подземная Жизнь: Мемуары gay еврейства в Nazi berlin (1999) Гад Beck (университетом давления wisconsin). .
  • Высвобождение было для других: Мемуары gay survivor Nazi Holocaust (1997) Пиерре Сеел (группой книги Perseus).

Розовый треугольник в Кёльне - так называется мемориал геев и лесбиянок, которые стали жертвами нацизма в Кёльне (Mahnmal für die schwulen und lesbischen Opfer des Nationalsozialismus in Köln). Этот памятник посвящен геям и лесбиянкам, они были подвергнуты гонениям в нацистской Германии. Открытие монумента состоялось 24 июня 1995 года. Тогда это был второй подобный мемориал в Германии после Франкфуртского ангела.
Инициатором установки памятника в 1990 году выступило Немецкое объединение профсоюзов.

Описание

Розовый треугольник в Кёльне стоит в саду. Неподалеку находится Кёльнский собор, Музей Людвига и набережная Рейна. Рядом Гогенцоллерный мост, около которого встречаются гомосексуалы.
Автор проекта был определен конкурсом, в котором победил Ахим Цинкан (Achim Zinkann). Мемориал выполнен из розового и серого гранита, его высота - 120 сантиметров, длина - 69 см. В памятник включён розовый треугольник, который является символом ЛГБТ-движения, так как использовался нацистами для обозначения в концентрационных лагерях мужчин-заключенных, репрессированных по причине их гомосексуальности. Мемориал Розовый треугольник в Кёльне увенчан надписью, напоминающей о том, что он посвящен убитым и замалчиваемым геям и лесбиянкам, которые стали жертвами нацизма.

Из истории

Нацистским режимом ЛГБТ-сообщество было избрано в качестве мишени, так как его представители не вписывались в модель нового «арийского» общества с «новым порядком».
В 1933-1934 годах начинаются конкретные действия со стороны государства и НСДАП в частности. После убийства Рёма, который был высокопоставленным геем из партии, репрессии обрели массовый размах.
После «Ночи длинных ножей» и чистки в СА в 1934 году было организовано специальное отделение гестапо, занимающееся выявлением гомосексуалов. В 1936 году Генрихом Гиммлером было создано целое «Центральное имперское бюро, ведущее борьбу с гомосексуальностью».
Под прицелом нацистского режима оказалось около 1 миллиона мужчин, менее 100 тысяч из них были арестованы. Сотни геев были кастрированы по приговору судов.
К лесбиянкам относились спокойнее, так как считалось, что их легче «исправить». Да и юридического основания для преследования не было, в отличие от мужчин - § 175 Уголовного кодекса Германии. Женщин судили по статье «антиобщественное поведение».
К геям в лагерях относились жестоко: над ними издевались эсэсовцы, а также другие заключённые, многих забивали до смерти. Их отправляли на самые тяжёлые и опасные работы, «уничтожая» их через работу.
Только в 1980 годы государства официально признавали геев и лесбиянок жертвами нацизма. В 2002 году Правительство Федеративной Республики Германия извинилось перед ЛГБТ-сообществом за содеянные преступления гитлеровского режима.
Во многих странах Европы в наши дни были открыты памятники геям и лесбиянкам. Один из первых появился в Амстердаме в 1989 году. Его символика, как и символика Розового треугольника в Кёльне, основана именно на розовом треугольнике.