Cочинение «Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети". Характеристика эпохи, героев и их внутреннего мира через описание природы в романе "отцы и дети" Эпоха отражения романа отцы и дети

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" - многотемное произведение. Уже в самом названии звучит главная тема романа - это проблема поколений, вечная проблема классической литературы. Кроме этой проблемы, в произведении поднимаются и другие вопросы - конфликт двух социально-политических сил, действующих в России в 60-е годы, либералов и демократов.
В романе изображены дворяне и разночинцы двух поколений - "отцов" и "детей". Тургенев хочет показать нам, как будет вести себя демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине, куда Базаров приехал вместе с Аркадием, Евгений - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И со своим другом Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни. На протяжении всего романа мы наблюдаем подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение. Он уже не повторяет слепо за Базаровым его суждения нигилиста: в споре Кирсанов-младший выражает свою собственную точку зрения. Однажды их спор чуть не дошел до драки.
Разницу между героями можно увидеть уже из их поведения в доме Кирсанова. Евгений занимается изучением природы, а Аркадий практически ничего не делает. По красному цвету кисти руки Базарова можно догадаться, что он человек дела. И действительно, где бы он ни находился, Евгений старается заниматься делом. Его призвание - естественные науки. Он изучает природу и проверяет теоретические открытия на практике.
Заметим, что интерес к наукам является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, а это значит, что Базаров идет в ногу со временем. Аркадий же - полная противоположность Базарову. Он ничем не занимается, и его ничто не увлекает. Главное для Аркадия - это уют и покой, а для Базарова - трудиться, не сидеть сложа руки.
Разные мнения у друзей и в отношении литературы. Например, Базаров отрицает поэзию Пушкина, причем совершенно необоснованно. Аркадий же наоборот, восхищается поэтом. Аркадий всегда хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не соблюдает правила хорошего тона, он просто не считает это нужным. Это видно во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Он не любит, например, "красивую" фразу. "О, друг мой, Аркадий Николаевич, - говорит он своему юному поклоннику, - об одном прошу, не говори так красиво!"
Базаров показан человеком простым, чуждым всякой изломанности и, вместе с тем, крепким, могучим душой и телом. Его отличает твердость и прямота суждений.
Аркадий же наивен в сознании своего умственного превосходства над понятиями отца и дяди. Он добродушно сожалеет об их отсталости. Как быстро решает он все вопросы, как легко справляется он со всем, как ничего не стоит ему сломить и уничтожить что угодно из чистого нигилизма. Аркадии не такой человек, каким хочет казаться. Мнения, которыми он щеголяет, не проникают у него глубоко внутрь, они могут исчезнуть, как утренний туман. Все его порывы объясняются желанием быть похожим на Базарова, быть таким же твердым и жестким человеком.
Но постепенно Аркадий понимает всю бессмысленность своих стремлений. "Ученик" выходит из-под власти "учителя". Сопротивление Аркадия Базарову уже видно из разговора о роли природы в жизни человека.
У Аркадия нет врагов, Базаров же ненавидит многих. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Кирсанову. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", неспособным решить проблемы эпохи. Аркадий же принадлежит старому поколению, поколению "отцов".
Аркадий хочет быть сыном своего века и "напяливает" на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, которых вечно опекают и которые вечно не замечают опеки. Базаров относился к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимал, что их пути разойдутся.
Помимо мужских, основных, образов, в романе представлены и женские образы, относящиеся к поколению «детей».
Так, Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна в романе являются противоположностями. Анна кокетлива, разговорчива, а Катерина робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах.
Одинцова достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У Анны Сергеевны сильный характер, поэтому она немного подавляла свою младшую сестру. Катя – славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается индивидуальность этой героини, и становится ясно, что в союзе с Аркадием Кирсановым она будет главной.
Таким образом, в романе Тургенева «Отцы и дети» представлена целая галерея образов «детей». Каждый из героев разнообразен и индивидуален, однако и они делятся на тех, кто принимает «вечные» ценностей и руководствуется ими, и на тех, кто, отрицая, приходит к саморазрушению.


19 февраля 1861 года был подписан царем манифест об освобождении
крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия
вступила в новый – послереформенный – период своего исторического развития.
Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно
грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим
представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и
Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно
освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра
II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения.
Все чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды
сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько
беспокойства за судьбу родной страны.

Именно в это темное и тяжелое время Тургенев приходит к еще более
полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России
деятельность революционеров. Тогда же все более критическим становится его
отношение к либералам.
В феврале 1862 года был опубликован четвертый роман Тургенева “Отцы и
дети”, в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды
писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в
России.
Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа “Отцы и дети”, была
подсказана Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и
демократами, которая развернулась в период подготовки крестьянской реформы.
Работая над романом, Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор
о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие
важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по
вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.
Название романа “Отцы и дети” часто понимается весьма упрощенно: смена
общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но
роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и
психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к
идеологии - значит понимать его “по-базаровски”. Ведь и сам Базаров
считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все,
сделанное “отцами”, дискредитировать их, с их “принципами” и моралью, во
имя туманного “светлого будущего”. Такое вульгарное упрощение смысла эпохи
и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития
всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой
духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда
непростой и не безболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь
духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать
“отцов”, необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но
переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных
потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо
более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают
трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы
восполнять.


В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось
восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в
эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих
отцов, “Потерянным поколением” станет оно в русской истории. “Толпой
угрюмою и скоро позабытой” назовет его один из лучших сынов этого поколения
М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества
событий 14 декабря.
Введенное Лермонтовым понятие “герой времени” означает человека,
наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого
сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних “героев времени”.
Основную массу людей эпоха как бы “задевает краем”, они к любой эпохе умеют
приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних
Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

"Воздух эпохи"













Композиция

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.


Своеобразие пейзажа в романе "Отцы и Дети"

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).


Особенности Тургеневского пейзажа


1. Пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей . Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
2 . Особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
3. Особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. В изображении природы Тургенев воспринимает точность и верность в описаниях явлений природы…Тургеневский пейзаж психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической ситуации.

4. Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.

Функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.


Жанр

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Эпоха и характеры в романе "Отцы и дети"

Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается
большой “населенностью”.В его художественном мире оказались
представленными практически все основные типы русской жизни, хотя и не в
том соотношении, какое они имели в действительности.
Какою видел Тургенев дореформенную русскую действительность и какою
она предстала в его художественном мире? Персонажи Тургенева представляют
главным образом дворянство и крестьянство – два основных сословия, на
которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие
воссозданы в художественном мире Тургенева весьма избирательно.
В русском народе Тургенев прежде всего нашел бескорыстных, душевно
чистых, не умеющих “промышлять” романтиков и рационалистов-практиков,
думающих во всероссийском масштабе, иронически настроенных.
Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.
Как известно, работу над новым произведением Тургенев обычно начинал с
так называемых подготовительных материалов, и прежде всего – с составления
“Формулярного списка действующих лиц”, где указывались реальные прототипы
будущих героев, детально прорабатывались их характеры и биографии.

БАЗАРОВ

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в
романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко
всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким
бы уважением ни был окружен этот принцип”.
Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты
мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний
по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли,
развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам
научно-естественным – в статьях Писарева.
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров - внук дьячка,
сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но
мужественным голосом”, походка “твердая и стремительно смелая”. Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и
материализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”.
Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя
торжества положительного идеала. Базаров жаждет полезного дела и способен
отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он
уверен в необходимости его разрушения.
Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз
черты эти выписаны Тургеневым ярче.
Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности,
которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях
того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в
активность народных масс.
Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам.
Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не
скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в
теперешнем своем положении”.
Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным
соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же
сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько
подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и
крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал
его Базаров.
При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были
предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением
крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит
ему: “Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне
случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы
так ратуете?”.
Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову.
Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и
доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-
настоящему не могли — они не понимали его, а порой он казался им и смешным,
даже “чем-то вроде шута горохового”.
И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по
мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить
в то, что и для “нигилистов” настанет момент, когда “масса людей <...>
беззаветно веруя”, пойдет за ними.
Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим достойных
единомышленников. Трагедия его в том, что он “рано родился”. Сам он готов к
драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о
будущем поколении: “Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся,
не то что мы с тобой”.
Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но
и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету.

В чём причины жестокости Базарова?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


- Каково отношение Базарова к дуэли?
- Почему он принимает вызов Павла Петровича?

Отношение Базарова к дуэли:
- Вот мое мнение, - сказал он. –
С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое.
- То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
- Вы вполне отгадали мою мысль.
- Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
- Из нерешимости, хотите вы сказать.
Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

Каково поведение противников во время поединка?

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»
Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора,
оказывающего помощь раненому.
Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным,
пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Базаров и общественная деятельность

И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?
В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ.
С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.
А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.
Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский

корпус. Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ,

англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата, сохранил аристократические привычки.
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и
ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях
строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а
нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и
поддерживает ее”), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. “Принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью
на благо общества.
Отрицание Евгением Базаровым государственного строя приводит Павла
Петровича в замешательство (он “побледнел”).
Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек.
Тургенев именно его противопоставил “машине” отрицания Базарова, он призван
уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех
тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных
сторонах нигилизма и старого порядка.

Портретная характеристика


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н.К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Н.К. доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но Базаров воспринимает Н.К. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства).

ОДИНЦОВА

Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит О. о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье. Но О. сама выбрала для себя путь «без эмоций». Это спокойный и удобный путь, не приносящий радостей, но и не заставляющий страдать. В конце романа героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению», чтобы обеспечить себе благополучную жизнь до старости.

СИТНИКОВ, КУКШИНА

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Общественная атмосфера


Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева.


Экранизации романа

1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Заключение

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Роман был закончен 1861г.

19 февраля 1861 года был подписан царем манифест об освобождении
крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия
вступила в новый – послереформенный – период своего исторического развития.
Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно
грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим
представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и
Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно
освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра
II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения.
Все чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды
сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько
беспокойства за судьбу родной страны.

Именно в это темное и тяжелое время Тургенев приходит к еще более
полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России
деятельность революционеров. Тогда же все более критическим становится его
отношение к либералам.
В феврале 1862 года был опубликован четвертый роман Тургенева “Отцы и
дети”, в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды
писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в
России.
Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа “Отцы и дети”, была
подсказана Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и
демократами, которая развернулась в период подготовки крестьянской реформы.
Работая над романом, Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор
о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие
важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по
вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.
Название романа “Отцы и дети” часто понимается весьма упрощенно: смена
общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но
роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и
психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к
идеологии - значит понимать его “по-базаровски”. Ведь и сам Базаров
считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все,
сделанное “отцами”, дискредитировать их, с их “принципами” и моралью, во
имя туманного “светлого будущего”. Такое вульгарное упрощение смысла эпохи
и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития
всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой
духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда
непростой и не безболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь
духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать
“отцов”, необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но
переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных
потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо
более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают
трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы
восполнять.


В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось
восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в
эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих
отцов, “Потерянным поколением” станет оно в русской истории. “Толпой
угрюмою и скоро позабытой” назовет его один из лучших сынов этого поколения
М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества
событий 14 декабря.
Введенное Лермонтовым понятие “герой времени” означает человека,
наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого
сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних “героев времени”.
Основную массу людей эпоха как бы “задевает краем”, они к любой эпохе умеют
приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних
Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

"Воздух эпохи"













Композиция

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.


Своеобразие пейзажа в романе "Отцы и Дети"

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).


Особенности Тургеневского пейзажа


1. Пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей . Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
2 . Особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
3. Особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. В изображении природы Тургенев воспринимает точность и верность в описаниях явлений природы…Тургеневский пейзаж психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической ситуации.

4. Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.

Функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.


Жанр

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Эпоха и характеры в романе "Отцы и дети"

Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается
большой “населенностью”.В его художественном мире оказались
представленными практически все основные типы русской жизни, хотя и не в
том соотношении, какое они имели в действительности.
Какою видел Тургенев дореформенную русскую действительность и какою
она предстала в его художественном мире? Персонажи Тургенева представляют
главным образом дворянство и крестьянство – два основных сословия, на
которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие
воссозданы в художественном мире Тургенева весьма избирательно.
В русском народе Тургенев прежде всего нашел бескорыстных, душевно
чистых, не умеющих “промышлять” романтиков и рационалистов-практиков,
думающих во всероссийском масштабе, иронически настроенных.
Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.
Как известно, работу над новым произведением Тургенев обычно начинал с
так называемых подготовительных материалов, и прежде всего – с составления
“Формулярного списка действующих лиц”, где указывались реальные прототипы
будущих героев, детально прорабатывались их характеры и биографии.

БАЗАРОВ

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в
романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко
всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким
бы уважением ни был окружен этот принцип”.
Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты
мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний
по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли,
развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам
научно-естественным – в статьях Писарева.
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров - внук дьячка,
сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но
мужественным голосом”, походка “твердая и стремительно смелая”. Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и
материализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”.
Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя
торжества положительного идеала. Базаров жаждет полезного дела и способен
отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он
уверен в необходимости его разрушения.
Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз
черты эти выписаны Тургеневым ярче.
Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности,
которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях
того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в
активность народных масс.
Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам.
Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не
скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в
теперешнем своем положении”.
Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным
соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же
сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько
подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и
крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал
его Базаров.
При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были
предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением
крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит
ему: “Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне
случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы
так ратуете?”.
Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову.
Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и
доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-
настоящему не могли — они не понимали его, а порой он казался им и смешным,
даже “чем-то вроде шута горохового”.
И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по
мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить
в то, что и для “нигилистов” настанет момент, когда “масса людей <...>
беззаветно веруя”, пойдет за ними.
Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим достойных
единомышленников. Трагедия его в том, что он “рано родился”. Сам он готов к
драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о
будущем поколении: “Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся,
не то что мы с тобой”.
Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но
и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету.

В чём причины жестокости Базарова?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


- Каково отношение Базарова к дуэли?
- Почему он принимает вызов Павла Петровича?

Отношение Базарова к дуэли:
- Вот мое мнение, - сказал он. –
С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое.
- То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
- Вы вполне отгадали мою мысль.
- Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
- Из нерешимости, хотите вы сказать.
Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

Каково поведение противников во время поединка?

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»
Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора,
оказывающего помощь раненому.
Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным,
пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Базаров и общественная деятельность

И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?
В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ.
С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.
А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.
Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский

корпус. Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ,

англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата, сохранил аристократические привычки.
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и
ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях
строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а
нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и
поддерживает ее”), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. “Принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью
на благо общества.
Отрицание Евгением Базаровым государственного строя приводит Павла
Петровича в замешательство (он “побледнел”).
Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек.
Тургенев именно его противопоставил “машине” отрицания Базарова, он призван
уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех
тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных
сторонах нигилизма и старого порядка.

Портретная характеристика


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н.К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Н.К. доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но Базаров воспринимает Н.К. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства).

ОДИНЦОВА

Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит О. о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье. Но О. сама выбрала для себя путь «без эмоций». Это спокойный и удобный путь, не приносящий радостей, но и не заставляющий страдать. В конце романа героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению», чтобы обеспечить себе благополучную жизнь до старости.

СИТНИКОВ, КУКШИНА

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Общественная атмосфера


Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева.


Экранизации романа

1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Заключение

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Роман был закончен 1861г.

Цель лекции: ознакомить студентов с проблематикой произведения.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть особенности изображенного в романе художественного времени.

2. Изучить систему образов произведения.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., но изображенное (художественное) время относится к 1859 г. В это время Россия жила ожиданием реформ, а интеллигентные люди (дворяне, разночинцы) напряженно размышляли о путях, которыми суждено пойти стране, переживавшей тяжелейший кризис. В обществе сложилось несколько группировок, которые предлагали различные пути развития государства, непозволительно отставшего от передовой буржуазной Европы. Одни считали, что Россия, будучи страной с уникальной историей, должна развиваться по своим, особым законам, другие полагали, что этот путь слишком долгий, и непредсказуемый, поэтому нужно следовать примеру развитых западных держав, достигших успеха в экономике и политике. Эти мыслители назывались «западниками». Были радикально настроенные общественные деятели, предлагавшие революционные способы решения проблем. Переломные эпохи рождают идеи, суть которых заключается в тотальном отрицании всего старого, пришедшего в упадок. Носители этих идей получили наименование «нигилистов».

Очевидно, что эпоха конца 1850-х – начала 1860-х гг. была очень насыщена значимыми событиями, которые не могли не отразиться в искусстве, в частности – в рассматриваемом романе Тургенева.

«Отцы и дети» имеют сложную систему образов: в напряженные отношения вступают дворяне Кирсановы и разночинец Базаров, противоречия намечаются между бывшими друзьями – Евгением Базаровым и Аркадием, сам Базаров бросает вызов устоявшимся гуманистическим принципам, женские образы оттеняют главные черты персонажей-мужчин.

Конфликт завязывается в мирной усадьбе образованных дворян Кирсановых, пытающихся наладить быт крестьян на западный лад. Николай Петрович и Павел Петрович – высоко культурные люди: в их доме звучит музыка, они читают русскую классику и западные современные журналы. Братья Кирсановы хранят память о своих рано умерших возлюбленных, придерживаются гуманных правил в общении с людьми, стараются идти в ногу с прогрессом.



Спокойствие в благородном семействе нарушается с приездом молодых медиков из Петербурга – Аркадия и Евгения Базарова. Разночинец Базаров сразу же противопоставляет себя дворянскому образу жизни Кирсановых: его одежда неопрятна, он невежлив с хозяевами, критикует их любовь к искусству, манеру любоваться природой, попытки преобразовательной деятельности. Особое раздражение Базаров испытывает, слушая рассказы о любви Павла Петровича к покойной княгине Р. Мощный ум Базарова-материалиста (и даже вульгарного материалиста) отрицает любые проявления «романтизма», эстетства и идеализма. Это также является отражением веянием эпохи, которая породила большое количество научных открытий в области химии, медицины, физики, биологии, что являлось следствием бурного развития промышленности.

Противостояние «отцов» (дворян) и «детей» (разночинцев), развернувшееся в провинциальной усадьбе отражает весь накал предреформенных страстей, которые, в свою очередь, указывали на необходимость скорейших перемен во всех сферах жизни России.

Неприязнь «аристократа» Павла Петровича и нигилиста Базарова приводит к достаточно опасной, хотя и пародийно изображенной дуэли, а сам Базаров умирает вследствие совершенной им же профессиональной (герой – медик) ошибки.

Широко образованный, тонкий и ироничный Тургенев, с одной стороны, показал, как в характере главного героя проявились типичные черты современного человека, с другой стороны, писатель не мог не видеть обреченность философии Бзарова. «Не сочувствовать природе», не признавать важности литературы, музыки, живописи, значения любви в жизни человека – значит отрицать духовность . Это путь пагубный, что и подтвердилось в ситуации влюбленности нигилиста Базарова (не верящего поначалу в духовные привязанности) в Анну Сергеевну Одинцову. Сознательно выстроенная героем негармоничная жизненная система рухнула – и ее автор гибнет – таков авторский вывод.

Будучи прогрессивным человеком, Тургенев, безусловно, понимал, что «преобразования необходимы», но при этом, общаясь с современными молодыми людьми, писатель видел слабые стороны их позиции (вульгарно-материалистические тенденции, жажду разрушения, тотального отрицания), что мешало им стать гармоничными личностями и нередко приводило к трагедии.

Лекция 4. Романы «Дым» и «Новь» как художественные свидетельства эпохи. (2 часа).

Цель лекции: рассмотреть два последних романа Тургенева с точки зрения их поэтики и идеологии.

Задачи лекции:

1. Изучить проблемы русской оппозиционной эмиграции, отображенные в романе «Дым».

2. Дать представление об отношении Тургенева к народничеству (на материале романа «Новь»).

В 1867 г. Тургенев публикует свой очередной роман «Дым», на фоне баден-баденской эмигрантской и курортной жизни разворачивается типичная для крупной эпической формы сложная коллизия частной жизни героя «(любовный треугольник», попытки в русле новых веяний разрешить хозяйственные проблемы в поместье и пр.).

Современники Тургенева, относящиеся к революционно настроенному лагерю, безусловно, с большим интересом читали страницы романа, где рассказывалось о жизни русских эмигрантов. Образы общественных деятелей, изображенные в сатирических тонах, конечно же, не могли удовлетворить сторонников радикальных перемен в России. Губарев (без труда угадывается Н. Огарев – друг Герцена, революционер и поэт), его «говорливое» окружение, темы их «разрушительных» для русского правительства бесед показаны автором с некоторым сожалением: порядочные люди, оторванные от родины, потеряли связь с злободневными проблемами, и их деятельность не имеет ничего общего с действительной героикой.

Еще менее симпатичны русские генералы – аристократы, ненавидящие и презирающие свой народ – крестьян, солдат, бедных горожан.

Главный герой Литвинов, остановился в курортном, модном и престижном Бадан-Бадене на короткое время: он ждет приезда своей невесты и собирается отправиться в Россию, где намерен развернуть преобразовательную деятельность.

Неожиданно для себя в Баден-Бадене он встречает свою юношескую любовь – Ирину. Теперь она жена состоятельного человека (представителя «правящего генералитета»), но жизнь этой женщины сложилась несчастливо, и старое чувство Литвинова и Ирины вспыхивает с новой силой.

Однако эта страсть не приносит героям радости – недаром сквозным образом романа является дым.

Финал романа подчинен освобождению положительного персонажа (Литвинова) от гипноза дыма – символа неопределенности, запутанности, зыбкости общественных и личных интересов. Литвинов уезжает на родину один, без Ирины, которая не готова отказаться от привычной праздной жизни и отправиться с любимым человеком в Россию, где ждет преобразователей долготерпеливый крестьянин, родная «почва», небогатый и неухоженный «край».

В 1870-е гг. Тургенев продолжает пристально вглядываться в русскую действительность, и результатом наблюдений становится роман «Новь», который был опубликован в 1876 г. в журнале «Вестник Европы».

Тургенев, как известно, сочувственно относился к народническому движению, но избирательно и даже критически – к некоторым его представителям и их методам.

Дмитрий Нежданов – главный герой романа – отправляется в провинцию, где с группой радикально настроенных «товарищей» намеревается вести пропагандистскую деятельность среди крестьян. Однако с первых же минут общения с народом обнаруживается искусственность и невписанность теорий народничества в русскую действительность. Лозунги честного и смелого Нежданова («За свободу! Вперед!») непонятны крестьянам, занятым серьезными хозяйственными делами, поведение народника-агитатора кажется мужикам странным и подозрительным («Какой строгий!»), и дело заканчивается тем, что «благодарный» народ напоил горе-революционера (в его «пейзанском» наряде), напоминающего скорее карнавального ряженого. Пьяного агитатора едва спас рабочий Павел.

С сочувствием и одновременно со скепсисом автор относится к соратникам главного героя – Маркелову, Машуриной. Их фанатизм и самоотверженность показаны как излишние и не приводящие к жизнеутвердающей деятельности качества.

Однако народничество оставило слишком глубокий след в русской истории, чтобы его рисовать только в грустно-комических тонах, к тому же оно было столь неоднородным, что среди представителей этого общественного движения Тургенев мог найти близких по духу личностей и изобразить их.

Такими героями стали Марианна и Соломин – «постепеновец», который полагает, что Россия должна идти по пути преобразований долго, мирно и терпеливо. Резкие и жестокие действия могут привести лишь к трагическим последствиям. Неслучайно роману предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Новь в данном случае не только целинная, подлежащая освоению земля, а вся российская действительность, безусловно, ждущая своих разумных преобразователей.