Логопедические упражнения и игры
Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах
1. Повтори слова.
1.1. Шила — сила,
шагнуть — согнуть,
широк — сырок,
Маша-масса,
каша-касса,
шипеть — сопеть,
крыши- крысы,
пошел — посол,
нашить вносить,
прошила – просила,
шкала – скала,
шрам – срам,
ушко – узко,
брошки – броски,
фарш – фарс.
1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.
1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.
- Рассмотри картинки.
2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].
2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.
2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.
3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.
Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.
- Повтори слова в прямом и обратном порядке.
Саша — сушки — спешка.
Смешной — душистый — послушный.
Спешить — слушать — смешить.
- Игра «Третий лишний».
Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.
Саша — шест — суша (2-1-2).
Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).
Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).
- Продолжи по образцу.
5.1. Образец. Смех — смешной.
Пух — (пушистый),
шерсть — (шерстяной),
масштаб — (масштабный),
успех — (успешный),
дух — (душистый),
уши — (ушастый),
роскошь — (роскошный).
5.2. Образец. Сносить — сношенный.
Скосить — (скошенный),
сшить — (сшитый),
смешать — (смешанный),
услышать — (услышанный),
сушить — (сушеный),
спросить — (спрошенный).
5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.
Смешной — (еще смешнее),
успешный — (еще успешнее),
старший — (еще старше),
роскошный — (еще роскошнее),
послушный — (еще послушнее),
сухой — (еще суше).
- Назови слово по описанию.
Жаркая, сухая пора — (сушь).
Сухие деревья, хворост — (сушняк).
Ученик старших классов — (старшеклассник).
Ученик 6 класса — (шестиклассник).
Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).
Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).
Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).
Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).
Специалист, управляющий поездом, — (машинист).
Работница, пасущая скот, — (пастушка).
- Игра «Чей предмет?».
Шорты Саши – (Сашины шорты).
Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).
Рожок пастуха — (пастуший рожок).
Пальто старухи — (старушечье пальто).
- Произнеси слова и объясни, что они означают
Засушиваешь — подсушиваешь – высуши
Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.
Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.
Переставляешь — выставляешь — подставляешь.
- Игра «Кому нужны эти предметы?».
Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.
Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.
Штанга нужна штангисту,
Шахматы — шахматисту,
Рожок — пастушке,
Клюшка — старушке,
Соска — малышке,
Машинка — сынишке.
А у тебя получилось так же?
- Игра «Чем отличаются слова?».
Сутки — шутки,
миска — мишка,
каска — кашка.
- Игра «Хитрые слова».
11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),
Паша — (Саша),
кошки — (сошки),
ушить — (сшить),
ушиб — (сшиб),
Машенька — (Сашенька).
11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?
Шить — (сшить),
ушить — (сушить),
пешка — (спешка),
уши — (суши),
выше – (свыше),
ушки — (сушки).
11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?
Бесшумный — (шумный),
сушить — (шить),
мишутка — (шутка),
красотка — (сотка),
стишок — (шок),
висок -(сок),
прошила — (шила),
На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.
Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.
Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».
Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.
Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».
Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.
Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.
Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.
В своем занятии я преследовала следующие цели:
Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.
Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.
Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.
Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.
Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»
Тема: Звуки С-Ш.
Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .
1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
2. Коррекционно – развивающие:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
Молодцы, присаживайтесь.
2. Сообщение темы занятия
Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.
К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.
3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)
4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.
Артикуляционная гимнастика .
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Пальчиковая гимнастика .
Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.
Сделаем гимнастику для рук:
Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.
5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)
са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си
6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.
Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Игра «Отгадай слово»
Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги
Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».
8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.
Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.
Кешка в спешке скушал пешку.
Старушки насушили сушки.
9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.
Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.
Итог занятия
Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»
Оценка речевой деятельности
Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).
Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва
Цели:
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
формировать фонематический слух;
способствовать развитию речевого дыхания;
способствовать формированию грамматического строя речи;
способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование:
игрушка «Снеговик»;
пиктограммы;
пособие к игре «Вазы»;
картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
пособие для дыхательной гимнастики «Буря».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
Дети делают вдох и выдох три раза.
А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: снеговик.
II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):
Рисунок 1.
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».
III. Упражнение на развитие мимики.
Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)
Рисунок 2.
Вот такие друзья у нашего снеговика!
IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:
Хорошо, а сейчас по картинкам:
V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.
Рисунок 3.
Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.
Помогите ему их собрать. (рисунок 3)
Дети подбирают недостающие части.
А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.
Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
VI. Логоритмическое упражнение.
Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?
Дети подсказывают: «Бурю».
VIII. Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:
- лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.
IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.
Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:
Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
XI. Итог.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.
Данное логопедическое занятие направлено на уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш]. Оно непременно будет являться хорошим подспорьем для занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи.
Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и в предложении»
Цель: уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш].
Коррекционно-образовательные:
Совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;
Коррекционно-развивающие:
Расширение словарного запаса учащегося;
- развитие произвольного внимания;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности
Оборудование: магнитофон, предметные картинки, панно с изображением леса, «письма» с заданиями, зеркало.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуй, Катя! Тебе нравится путешествовать? Сегодня мы отправимся с тобой на прогулку в Волшебный лес. Чтобы начать наши приключения, произнесем правильно и четко «волшебные» слова.
Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.
Молодец, Катюша! Заметила ли ты что-то в этой фразе? Какие звуки чаще всего встречались? Правильно, звуки [С] и [Ш].
II.Основная часть.
1. Характеристика звуков.
Давай вспомним характеристику звуков [С] и [Ш]. ([С] – согласный, глухой, твердый звук. [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый звук). Назови отличия и сходства звуков.
А теперь начинаем наше путешествие.
Чувствуешь, какой свежий воздух в лесу? Давай сделаем дыхательную гимнастику.
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
3.Развитие фонематического слуха.
Посмотри на пенек. Кто там сидит?(Зайка) У него в руках письмо. Давай прочитаем.
«Я потерялся и не могу добраться до дома. Чтобы найти дорогу, мне нужно распознать звуки. Если услышишь звук С – хлопни в ладоши, если же услышишь звук Ш – топни ножкой.»
Ну что, Катюша, поможем зайке? Слушай внимательно.
Звуки: Ж, С, З, Ш, Щ, С, Ш, Ж,З и т.д.
Слоги: ЖИ, СЫ, СА, ШО, ШИ, ЩУ, ЖО, СО, ШУ, СУ и т.д.
Помогли зайке, теперь он нашел дорогу домой. А мы пойдем дальше.
Посмотри, а кто это там шуршит за кустиком? Это же мышка Шуршик.Она тоже просит тебя помочь ему. Шуршик любит называть только те слова, в которых есть звук Ш. Измени слова так, чтобы вместо звука С был звук Ш. Попробуем?
УСЫ- ….(УШИ)
СУТКИ — …. (ШУТКИ)
КАСКА — …. (КАШКА)
МИСКА- ….(МИШКА)
СКАЛА — ….(ШКАЛА)
БАСНЯ — ….(БАШНЯ)
МЫС- ….(МЫШЬ)
КУСАЙ — ….(КУШАЙ)
Назови непонятные слова.
И с этим заданием справились!
4. Физическая минутка.
А теперь время зарядки. Все зверята ее делают. Давай и мы присоединимся к ним.
(Выполняем под песню «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
5. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.
На лесной полянке лежит коробочка.
Катя, смотри, кто- то потерял свой подарок. Надо срочно найти того, кому принадлежит он.
На коробке есть записка, но от вчерашнего дождя некоторые буквы стерлись. Надо их вставить.
«Дорогая тёту_ка _ову_ка!
Пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки.
Очень жду на_ей в_стречи.»
Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.
Здорово! Теперь мы знаем, кому адресована посылка.
III. Итоги занятия.
Ты всем сегодня помогла, сделала полезные дела, и зверята хотят отблагодарить тебя. Они принесли гостинца с дарами леса.
С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Понравилось ли тебе наше путешествие?
Амаркулова А.Д.,
учитель-логопед
Статьи по теме:
Цели:
- упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
- закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
- воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.
Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Заходит ребёнок, здоровается!
Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)
Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).
Упражнение “Качели”
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.
Упражнение “Накажем непослушный язычок”.
Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.
Упражнение “Чашечка”.
Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)
Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.
IV. Введение в тему. (Слайд 4)
К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.
Она сказала, что зовут её Фафа.
Ты слышала когда – либо такое имя?
А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.
Поможем ей в этом?
Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.
И вот первое задание.
Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.
V. Сообщение темы занятия.
Как зовут нашу гостью? (Саша).
Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].
Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)
Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.
Сели в автобус. Садись на стульчик.
Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].
Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.
Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).
Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).
Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:
Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)
Повторяй за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.
Са – ша – са Ус – уш – ус
шо – со – шо аш – ос – уш
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Са –са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)
Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).
Называй предметы, которые ты нашла.
4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)
Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.
Замени звук [С] на звук [Ш].
Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.
5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)
Мы остановились у магазина.
Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.
Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.
6. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)
Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)
Необходимо выложить схему имени – Саша.
Сколько слогов в слове Саша? Назови их.
Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?
Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
Какие звуки во втором слоге?
8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.
Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)
Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).
9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.
Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)
Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.
Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.
Назови звуки пропущенные в словах?
А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.
VI. Итог занятия. (Слайд 18)
Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.