Дифференциация звуков с ш домашнее задание. Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков с - ш"

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Шила — сила,

шагнуть — согнуть,

широк — сырок,

Маша-масса,

каша-касса,

шипеть — сопеть,

крыши- крысы,

пошел — посол,

нашить вносить,

прошила – просила,

шкала – скала,

шрам – срам,

ушко – узко,

брошки – броски,

фарш – фарс.

1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.

1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.

  1. Рассмотри картинки.

2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].

2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.

2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.

3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Саша — сушки — спешка.

Смешной — душистый — послушный.

Спешить — слушать — смешить.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Саша — шест — суша (2-1-2).

Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).

Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Смех — смешной.

Пух — (пушистый),

шерсть — (шерстяной),

масштаб — (масштабный),

успех — (успешный),

дух — (душистый),

уши — (ушастый),

роскошь — (роскошный).

5.2. Образец. Сносить — сношенный.

Скосить — (скошенный),

сшить — (сшитый),

смешать — (смешанный),

услышать — (услышанный),

сушить — (сушеный),

спросить — (спрошенный).

5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.

Смешной — (еще смешнее),

успешный — (еще успешнее),

старший — (еще старше),

роскошный — (еще роскошнее),

послушный — (еще послушнее),

сухой — (еще суше).

  1. Назови слово по описанию.

Жаркая, сухая пора — (сушь).

Сухие деревья, хворост — (сушняк).

Ученик старших классов — (старшеклассник).

Ученик 6 класса — (шестиклассник).

Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).

Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).

Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).

Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).

Специалист, управляющий поездом, — (машинист).

Работница, пасущая скот, — (пастушка).

  1. Игра «Чей предмет?».

Шорты Саши – (Сашины шорты).

Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).

Рожок пастуха — (пастуший рожок).

Пальто старухи — (старушечье пальто).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают

Засушиваешь — подсушиваешь – высуши

Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.

Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.

Переставляешь — выставляешь — подставляешь.

  1. Игра «Кому нужны эти предметы?».

Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.

Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.

Штанга нужна штангисту,

Шахматы — шахматисту,

Рожок — пастушке,

Клюшка — старушке,

Соска — малышке,

Машинка — сынишке.

А у тебя получилось так же?

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Сутки — шутки,

миска — мишка,

каска — кашка.

  1. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),

Паша — (Саша),

кошки — (сошки),

ушить — (сшить),

ушиб — (сшиб),

Машенька — (Сашенька).

11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?

Шить — (сшить),

ушить — (сушить),

пешка — (спешка),

уши — (суши),

выше – (свыше),

ушки — (сушки).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Бесшумный — (шумный),

сушить — (шить),

мишутка — (шутка),

красотка — (сотка),

стишок — (шок),

висок -(сок),

прошила — (шила),

На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика .

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика .

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Цели:

    закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

    учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

    учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

    формировать фонематический слух;

    способствовать развитию речевого дыхания;

    способствовать формированию грамматического строя речи;

    способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

    воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование:

    игрушка «Снеговик»;

    пиктограммы;

    пособие к игре «Вазы»;

    картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

    пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

III. Упражнение на развитие мимики.

Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)

Рисунок 2.

Вот такие друзья у нашего снеговика!

IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

Хорошо, а сейчас по картинкам:

V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

VI. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

VIII. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

  • лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:

Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

XI. Итог.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.

Данное логопедическое занятие направлено на уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш]. Оно непременно будет являться хорошим подспорьем для занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и в предложении»

Цель: уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш].

Коррекционно-образовательные:

Совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;

Коррекционно-развивающие:

Расширение словарного запаса учащегося;
- развитие произвольного внимания;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности

Оборудование: магнитофон, предметные картинки, панно с изображением леса, «письма» с заданиями, зеркало.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуй, Катя! Тебе нравится путешествовать? Сегодня мы отправимся с тобой на прогулку в Волшебный лес. Чтобы начать наши приключения, произнесем правильно и четко «волшебные» слова.

Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.

Молодец, Катюша! Заметила ли ты что-то в этой фразе? Какие звуки чаще всего встречались? Правильно, звуки [С] и [Ш].

II.Основная часть.

1. Характеристика звуков.

Давай вспомним характеристику звуков [С] и [Ш]. ([С] – согласный, глухой, твердый звук. [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый звук). Назови отличия и сходства звуков.

А теперь начинаем наше путешествие.

2. Дыхательная гимнастика.

Чувствуешь, какой свежий воздух в лесу? Давай сделаем дыхательную гимнастику.
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
3.Развитие фонематического слуха.

Посмотри на пенек. Кто там сидит?(Зайка) У него в руках письмо. Давай прочитаем.

«Я потерялся и не могу добраться до дома. Чтобы найти дорогу, мне нужно распознать звуки. Если услышишь звук С – хлопни в ладоши, если же услышишь звук Ш – топни ножкой.»

Ну что, Катюша, поможем зайке? Слушай внимательно.

Звуки: Ж, С, З, Ш, Щ, С, Ш, Ж,З и т.д.

Слоги: ЖИ, СЫ, СА, ШО, ШИ, ЩУ, ЖО, СО, ШУ, СУ и т.д.

Помогли зайке, теперь он нашел дорогу домой. А мы пойдем дальше.

Посмотри, а кто это там шуршит за кустиком? Это же мышка Шуршик.Она тоже просит тебя помочь ему. Шуршик любит называть только те слова, в которых есть звук Ш. Измени слова так, чтобы вместо звука С был звук Ш. Попробуем?

УСЫ- ….(УШИ)

СУТКИ — …. (ШУТКИ)

КАСКА — …. (КАШКА)

МИСКА- ….(МИШКА)

СКАЛА — ….(ШКАЛА)

БАСНЯ — ….(БАШНЯ)

МЫС- ….(МЫШЬ)

КУСАЙ — ….(КУШАЙ)

Назови непонятные слова.

И с этим заданием справились!

4. Физическая минутка.

А теперь время зарядки. Все зверята ее делают. Давай и мы присоединимся к ним.

(Выполняем под песню «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

5. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.

На лесной полянке лежит коробочка.

Катя, смотри, кто- то потерял свой подарок. Надо срочно найти того, кому принадлежит он.

На коробке есть записка, но от вчерашнего дождя некоторые буквы стерлись. Надо их вставить.

«Дорогая тёту_ка _ову_ка!

Пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки.

Очень жду на_ей в_стречи.»

Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.

Здорово! Теперь мы знаем, кому адресована посылка.

III. Итоги занятия.

Ты всем сегодня помогла, сделала полезные дела, и зверята хотят отблагодарить тебя. Они принесли гостинца с дарами леса.

С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Понравилось ли тебе наше путешествие?

Амаркулова А.Д.,
учитель-логопед

Статьи по теме:

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Заходит ребёнок, здоровается!

Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.

Она сказала, что зовут её Фафа.

Ты слышала когда – либо такое имя?

А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

Поможем ей в этом?

Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

И вот первое задание.

Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

Как зовут нашу гостью? (Саша).

Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.

Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

Необходимо выложить схему имени – Саша.

Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

Назови звуки пропущенные в словах?

А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.