Ибо сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Сын божий не есть сын человеческий Ибо сын человеческий

29.01.2017 Трудами братии монастыря 7 674

У апостола Павла есть следующие слова из послания к Коринфянам: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит обо всём, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:14-16).

Как важно человеку приобрести ум Христов, сознание Христа, желанный плод ревностного исполнения христианином Евангельских заповедей. Это нужно, чтобы правильно судить обо всём происходящем в нас самих и в других людях, в окружающем нас мире. Если мы, в своей жизни идём в этом направлении, мы по-настоящему следуем за Христом, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), а не обольщаемся, ошибочно следуя воли своего падшего разума, человеческой моде, культуре, или какой-либо высокой идее.
"Только во Христе человек приобретает для себя вечную жизнь"

В сегодняшнем Евангелии есть слова Спасителя: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (мытарь Закхей – тот, кого иудеи считали грешником, язычником, не достойным даже общения с ним), сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Как трудно человеку, не имеющему сознание Христово, а лучше сказать, сердце Христово, вместить любовь Божью! Мы часто сами от своего ума, от своего внутреннего страстного устроения, ставим границы Божией любви, разделяя людей на достойных и не достойных к ним милости. Забывая о том, что для Бога весь человеческий род, весь Адам, находится в состоянии грехопадения и погибели, отчуждения от истины и спасения. Каждый из нас носит в себе страсти, греховные язвы и болезни душевные, требующие Божиего врачевания и исцеления. «Верно и всякого принятия достойно слово, – смиренно пишет о себе святой апостол Павел, бывший некогда гонителем первых христиан, – что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим.1:15).

В этой земной жизни, с началом собственного своего появления на свет из небытия, каждый человек призван Богом к главной цели своей жизни – к встрече со Христом. К встрече, которая может изменить его жизнь, к встрече, которая может изменить многое в этом мире, в судьбах других людей. Это встреча может стать источником радости и счастья не только для него самого, но и для многих других окружающих его людей.

Что же может помочь человеку осуществить его встречу со Христом? В нашем Евангельском эпизоде, к сожалению, эту помощь оказало человеку лишь бездушное дерево. «И вот, некто, именем Закхей, – говорится в Евангелии, – начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:2-5).

А что же люди находившиеся рядом с Закхеем? Что они сделали для того, чтобы он увидел Христа? Помогли ли они ему? Нет. Мало того, что они сознательно стали высокой глухой стеной, разделявшей Закхея со Христом, заставившим Закхея взобраться на дерево. К этому всему они добавили ропот и осуждение уже по отношению к действиям Христа, тем самым полностью открыв своё внутреннее состояние души, свою чёрствость, немилосердие и несострадательность к грешнику, к своему обидчику. «Все, видя то, – сказано в Евангелии, – начали роптать, и говорили, что Он (Христос) зашел к грешному человеку» (Лк. 19:7).



Факт остаётся фактом: в эпизоде с Закхеем бездушное дерево проявило к грешнику больше гуманности, чем сродный и единый с ним по естеству человек. Естество дерева сделалось опорой, помощью человеку, устремляющемуся к Богу, ищущему с Ним встречи. Люди же стали препятствием, помехой своему ближнему. Можно сказать, что в этом эпизоде люди и дерево поменялись своими природными качествами. Люди с душою стали бездушными, а дерево приняло на себя роль ближнего, сострадающего и помогающего человеку прийти к встрече с Богом. Разумный человек через послушание греху стал не разумен в своих действиях и, идя против своего ближнего, одновременно, идёт против своего Творца, наделившего его разумом и душою. Неразумное же и бездушное по природе дерево невольно исполнило волю Своего Создателя, послужив Ему в спасении человека.

В Священном Писании часто присутствуют сравнения людей с деревьями. К примеру, отрывок из Евангелия от Марка, где Христос исцеляет слепого. «Приходит (Христос) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого – говорится в Евангелии, – и просят, чтобы (Он) прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.» (Мк. 8:22-26. Интересное духовное откровение дано было этому человеку Спасителем, прежде его исцеления от чувственной слепоты. Вряд ли воплощенному Богу-Слову понадобилось бы два раза прикасаться к слепцу для исцеления, если бы в этом не было скрытого смысла. Прикоснувшись к нему первый раз, Христос позволил слепцу взглянуть на окружающий мир иным зрением – не чувственным, а духовным. Оно единственное, которое даёт человеку истинное познание об окружающем мире. В этом духовном созерцании он увидел всех людей как бы в одном общем для них естестве без примеси внешних красок, разнообразия форм, деятельности и того, что делает этот мир людей столь многоликим, часто противоречивым для нас в обычной жизни и несовместимым в единстве. «Вижу проходящих людей, как деревья» (Мк. 22:24), – сказал слепец. Для него в этот момент они стали как один вид, один род, не имеющие различия друг с другом по своей природе, имеющие одни и те же физические свойства, созданные одним Творцом, одинаково нуждающиеся в Его промысле и заботе, растущие на одной земле, питающиеся общими для них влагой и солнечным светом. И как показано было в следующей Евангельской притче, Божественный замысел, однажды открывший им бытие в этом мире и Божие попечение о них, обязывает их в ответ за этот дар приносить достойные плоды своему Творцу. «И сказал сию притчу (Господь): некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лк. 13:6-9).

Человеку необходимо получить истинное познание об окружающем его мире, одновременно с этим ему нужно найти и иной способ для этого познания. Нужно постараться познать этот мир не через призму своих эгоистических потребностей, похотей, или корыстных интересов, сталкивающих людей друг с другом, где человек в своём негативном отношении к другому человеку противопоставляет себя ему, отделяет себя от него как от чужого и враждебного ему. Совершая это либо по расовому или национальному признаку, либо по социальному положению, либо по идейным соображениям, либо просто как животное по инстинкту выживания в этой жизни и так далее. Действуя таким образом, человек свои внешние принципы, ставит выше Божественного замысла о человеке, идёт против Логоса (или смысла) собственной природы, вложенного Богом в каждого из нас с начала сотворения человека. Нужно стараться смотреть на этот мир так, как это описывает святой апостол Павел: «Совлекшись ветхого человека, с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:9-15). Ведь если люди не будут противиться собственному логосу, божественным заповедям, тогда они легко ещё здесь на земле приходят в своём общем жизненном устремлении к вечному единению в любви с Богом и друг с другом.

Сознание Христа или ум Христов, о чём говорилось в начале проповеди, не разделяет людей, он представляет весь человеческий род как одно целое и единое по своей природе, призванное во Христе войти в вечное блаженство с Богом. Человек так создан по своей природе, что если он разрывает внутри своей души узы любви с подобными себе через свою ненависть, обиды, осуждения и тому подобное, то он автоматически теряет и свою связь с Богом. Он теряет свой внутренний мир, создавая в себе собственный ад ещё здесь на земле, с которым и уходит в вечность, если не покается. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, – пишет апостол Павел, – … ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия» (Кол. 3:23-25).

Люди часто ропщут на Бога, что умножается в мире зло. Они жалуются на свою тяжёлую жизнь, на скорби, на человеческую несправедливость в мире, как будто один только Бог ответственен за всё происходящее вокруг. Но вот, сегодняшний Евангельский отрывок нам приоткрывает другую действительность. Оказывается, что люди просто-напросто не умеют прощать обиды, не умеют забывать зло, не умеют любить, прикрывая своё неумение человеческой моралью или справедливостью, или даже своей религиозностью. Поэтому зло в мире умножается, поэтому злых людей становится больше, поэтому зло непобедимо. Оно как вирус в нашем сознании, игнорируя божественные заповеди, черпает силу и размножается в человеческих законах и принципах. Мы забываем, или скорее, не желаем, как говорил преподобный Серафим Саровский, исполнять то, что от нас требует христианская мораль: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие угли. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20-21).

В сегодняшнем Евангелии Господь показал нам пример того, как надо пробираться к человеческим сердцам, как надо бороться со злом, чтобы умножалось в нашем мире добро. Для этого нужно в каждом грешнике постараться увидеть образ Божий, подобную своей повреждённую грехом душу, не разделяя людей на достойных или недостойных, на своих или чужих. Своим добрым расположением к человеку мы открываем его душу благодати, которая преображает человека, развязывая его узы греха, наполняя человека иной радостью, иным смыслом жизни, иными интересами. Так и случилось с Закхеем. Его встреча со Христом, которой хотела помешать человеческая злоба, справедливое презрительное отношение к грешнику, своему обидчику, стала началом для Закхея новой жизни, в которой он перестал угнетать и причинять скорбь другим людям, загладил свою вину перед всеми пострадавшими от него. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10-11).

Подражая Христу, также поступали и святые в своей жизни, побеждая зло добром. В житие преподобного Макария Великого описан следующий случай: «Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику:

Пойди немного впереди меня.

Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал:

Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?

Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему:

Спасайся, трудолюбец, спасайся.

Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: - Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами? - Я вижу, что ты трудишься, – отвечал преподобный. Тогда жрец сказал:

Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти.

И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря:

Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком.

И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление:

Злое слово, – говорил он, – и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».

Если в нас не хватает сил любить ближних, открывать их души Богу, то, по крайней мере, не будем их осуждать, потому что и мы грешники. Если мы не можем стать духовным древом, той опорой, на которую могут взобраться больные, ищущие Бога души, то по крайней мере, в толпе людской не будем стоять стеной, презирая тех, кто мал духовным ростом, закрывая от них Бога, а уступим им своё место, не оценивая их достоинство, но всегда почитая себя ниже других, помня всегда слова Спасителя: «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11)». Аминь.

иеромонах Игнатий (Смирнов)

Чис 23:19 ...и не сын человеческий , чтоб Ему изменяться...
2Пар 19:6 ...вы творите не суд человеческий , но суд Господа;..
Иов 16:21 ...как сын человеческий с ближним своим!..
Иов 25:6 ...и сын человеческий , который есть моль...
Пс 8:5 ...и сын человеческий , что Ты посещаешь его?..
Пс 75:11 ...И гнев человеческий обратится во славу Тебе:..
Пс 143:3 ...и сын человеческий , что обращаешь на него внимание?..
Ис 31:8 ...и не человеческий меч потребит его, –..
Ис 56:2 ...и сын человеческий , который крепко держится этого,..
Иер 49:18 ...и сын человеческий не остановится в нем...
Иер 49:33 ...и сын человеческий не будет останавливаться в нем...
Иер 50:40 ...и сын человеческий не будет останавливаться...
Иер 51:43 ...и где не проходит сын человеческий ...
Иез 2:1 ...и Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 2:3 ...И Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 2:6 ...А ты, сын человеческий , не бойся их и...
Иез 2:8 ...Ты же, сын человеческий , слушай, что Я буду говорить тебе;..
Иез 3:1 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:3 ...и сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:4 ...И Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:10 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:17 ...сын человеческий !..
Иез 3:25 ...И ты, сын человеческий , –..
Иез 4:1 ...И ты, сын человеческий , возьми себе кирпич...
Иез 4:16 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 5:1 ...А ты, сын человеческий , возьми себе острый нож,..
Иез 6:2 ...сын человеческий !..
Иез 7:2 ...и ты, сын человеческий ,..
Иез 8:5 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 8:6 ...И сказал Он мне: сын человеческий !..
Иез 8:8 ...И сказал мне: сын человеческий ! прокопай стену;..
Иез 8:12 ...И сказал мне: видишь ли, сын человеческий ,..
Иез 8:15 ...и сказал мне: видишь ли, сын человеческий ?..
Иез 8:17 ...И сказал мне: видишь ли, сын человеческий ?..
Иез 11:2 ...И Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 11:4 ...пророчествуй, сын человеческий ...
Иез 11:15 ...сын человеческий ! твоим братьям,..
Иез 12:2 ...сын человеческий ! ты живешь среди дома мятежного;..
Иез 12:3 ...Ты же, сын человеческий , изготовь себе нужное для переселения,..
Иез 12:9 ...сын человеческий !..
Иез 12:18 ...сын человеческий !..
Иез 12:22 ...сын человеческий !..
Иез 12:27 ...сын человеческий ! вот, дом Израилев говорит:..
Иез 13:2 ...сын человеческий !..
Иез 13:17 ...Ты же, сын человеческий ,..
Иез 14:3 ...сын человеческий !..
Иез 14:13 ...сын человеческий ! если бы какая земля...
Иез 15:2 ...сын человеческий !..
Иез 16:2 ...сын человеческий ! выскажи Иерусалиму мерзости его...
Иез 17:2 ...сын человеческий !..
Иез 20:3 ...сын человеческий !..
Иез 20:4 ...хочешь ли судиться, сын человеческий ?..
Иез 20:27 ...Посему говори дому Израилеву, сын человеческий ,..
Иез 20:46 ...сын человеческий ! обрати лице твое на путь к полудню,..
Иез 21:2 ...сын человеческий ! обрати лице твое к Иерусалиму...
Иез 21:6 ...Ты же, сын человеческий ,..
Иез 21:9 ...сын человеческий ! изреки пророчество...
Иез 21:12 ...Стенай и рыдай, сын человеческий ,..
Иез 21:14 ...Ты же, сын человеческий , пророчествуй...
Иез 21:19 ...и ты, сын человеческий , представь себе две дороги,..
Иез 21:28 ...И ты, сын человеческий , изреки пророчество и скажи:..
Иез 22:2 ...и ты, сын человеческий , хочешь ли судить,..
Иез 22:18 ...сын человеческий !..
Иез 22:24 ...сын человеческий !..
Иез 23:2 ...сын человеческий !..
Иез 23:36 ...И сказал мне Господь: сын человеческий !..
Иез 24:2 ...сын человеческий !..
Иез 24:16 ...сын человеческий !..
Иез 24:25 ...А что до тебя, сын человеческий , то в тот день,..
Иез 25:2 ...сын человеческий !..
Иез 26:2 ...сын человеческий !..
Иез 27:2 ...и ты, сын человеческий , подними плач о Тире...
Иез 28:2 ...сын человеческий !..
Иез 28:12 ...сын человеческий !..
Иез 28:21 ...сын человеческий !..
Иез 29:2 ...сын человеческий !..
Иез 29:18 ...сын человеческий !..
Иез 30:2 ...сын человеческий !..
Иез 30:21 ...сын человеческий !..
Иез 31:2 ...сын человеческий !..
Иез 32:2 ...сын человеческий !..
Иез 32:18 ...сын человеческий !..
Иез 33:2 ...сын человеческий !..
Иез 33:7 ...И тебя, сын человеческий ,..
Иез 33:10 ...И ты, сын человеческий ,..
Иез 33:12 ...И ты, сын человеческий , скажи сынам народа твоего:..
Иез 33:24 ...сын человеческий !..
Иез 33:30 ...А о тебе, сын человеческий ,..
Иез 34:2 ...сын человеческий !..
Иез 35:2 ...сын человеческий !..
Иез 36:1 ...И ты, сын человеческий ,..
Иез 36:17 ...сын человеческий !..
Иез 37:3 ...И сказал мне: сын человеческий ! оживут ли кости сии?..
Иез 37:9 ...изреки пророчество, сын человеческий ,..
Иез 37:11 ...И сказал Он мне: сын человеческий !..
Иез 37:16 ...ты же, сын человеческий ,..
Иез 38:2 ...сын человеческий !..
Иез 38:14 ...Посему изреки пророчество, сын человеческий ,..
Иез 39:1 ...Ты же, сын человеческий , изреки пророчество на Гога...
Иез 39:17 ...Ты же, сын человеческий , так говорит Господь Бог,..
Иез 40:4 ...И сказал мне этот муж: сын человеческий !..
Иез 43:7 ...и сказал мне: сын человеческий !..
Иез 43:10 ...Ты, сын человеческий , возвести дому Израилеву о храме сем,..
Иез 43:18 ...И сказал он мне: сын человеческий !..
Иез 44:5 ...И сказал мне Господь: сын человеческий !..
Иез 47:6 ...И сказал мне: видел, сын человеческий ?..
Дан 7:13 ...вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий ,..
Дан 8:16 ...И услышал я от средины Улая голос человеческий ,..
Дан 8:17 ...и сказал он мне: знай, сын человеческий ,..
Дан 10:18 ...Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик...

Мф 8:20 ...а Сын Человеческий
Мф 9:6 ...что Сын Человеческий
Мф 10:23 ...как приидет Сын Человеческий ...
Мф 11:19 ...Пришел Сын Человеческий , ест и пьет;..
Мф 12:8 ...ибо Сын Человеческий есть господин и субботы...
Мф 12:40 ...так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи...
Мф 13:37 ...сеющий доброе семя есть Сын Человеческий ;..
Мф 13:41 ...пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих,..
Мф 16:27 ...ибо приидет Сын Человеческий ...
Мф 17:9 ...доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых...
Мф 17:12 ...так и Сын Человеческий пострадает от них...
Мф 17:22 ...Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,..
Мф 18:11 ...Ибо Сын Человеческий
Мф 19:28 ...когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей,..
Мф 20:18 ...и Сын Человеческий
Мф 20:28 ...так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,..
Мф 24:44 ...ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ...
Мф 25:13 ...в который приидет Сын Человеческий ...
Мф 25:31 ...Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей...
Мф 26:2 ...и Сын Человеческий предан будет на распятие...
Мф 26:24 ...впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем,..
Мф 26:24 ...но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается:..
Мф 26:45 ...и Сын Человеческий предается в руки грешников;..
Мк 2:10 ...что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, –..
Мк 2:28 ...посему Сын Человеческий есть господин и субботы...
Мк 8:38 ...того постыдится и Сын Человеческий ,..
Мк 9:9 ...доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых...
Мк 9:31 ...что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие...
Мк 10:33 ...и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам,..
Мк 10:45 ...Ибо и Сын Человеческий ...
Мк 14:21 ...Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем;..
Мк 14:21 ...но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается:..
Мк 14:41 ...вот, предается Сын Человеческий в руки грешников...
Лк 5:24 ...что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, –..
Лк 6:5 ...И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы...
Лк 7:34 ...Пришел Сын Человеческий :..
Лк 9:26 ...того Сын Человеческий постыдится,..
Лк 9:44 ...Сын Человеческий будет предан в руки человеческие...
Лк 9:56 ...ибо Сын Человеческий ...
Лк 9:58 ...а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову...
Лк 11:30 ...так будет и Сын Человеческий для рода сего...
Лк 12:8 ...и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;..
Лк 12:40 ...ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ...
Лк 17:24 ...так будет Сын Человеческий в день Свой...
Лк 17:30 ...так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится...
Лк 18:8 ...Но Сын Человеческий , придя, найдет ли веру на земле?..
Лк 19:10 ...ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее...
Лк 22:22 ...впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению,..
Лк 22:69 ...отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией...
Ин 3:13 ...как только сшедший с небес Сын Человеческий , сущий на небесах...
Ин 5:27 ...потому что Он есть Сын Человеческий ...
Ин 6:27 ...которую даст вам Сын Человеческий ,..
Ин 12:34 ...кто Этот Сын Человеческий ?..
Ин 13:31 ...ныне прославился Сын Человеческий ,..
Деян 17:26 ...От одной крови Он произвел весь род человеческий ...
Евр 2:6 ...или сын человеческий , что Ты посещаешь его?..

2Мак 7:28 ...и что так произошел и род человеческий ...
3Езд 11:37 ...испустил человеческий голос к орлу и сказал:..
3Езд 13:41 ...где никогда не обитал род человеческий ,..
3Езд 15:36 ...и помет человеческий – до седла верблюда;..
Сир 17:29 ...потому что не бессмертен сын человеческий ...
Тов 8:6 ...От них произошел род человеческий .

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-14 Прииде бо Сын Человеческий спасти погибшаго. Что вам мнится; Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия; и аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих

Прииде бо Сын человеческий спасти погибшаго . Вслед за этим представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в которой показывает, что и сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится , говорит Он, аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять, и шед в горы ищет заблуждшую? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих (ст. 12-14) . Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя пещись о низких по состоянию братьях наших? Итак, не говори, что такой-то кузнец, сапожник, земледелец - человек глупый и потому достоин презрения. Чтобы тебе не подвергнуться этому злу, посмотри, как многими доказательствами убеждает тебя Христос умерять самого себя, и прилагать попечение о тех людях. Он поставил дитя посреди и сказал: будите яко дети , и: иже аще приемлет отроча таково, Мене приемлет (ст. 5) . А кто соблазнит, тот подвергнется жесточайшему наказанию; и сказав: уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (ст. 6) , не удовольствовался этим, но присовокупил еще: горе человеку тому, имже соблазн приходит (ст. 7) , и повелел удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради ангелов, которым вверены эти меньшие братия, заставляет нас почитать их, и собственною волею и страданием побуждает нас к тому (потому что когда говорит: прииде Сын человеческий спасти погибшаго , то указывает этим на крест, как и Павел говорит о брате: за него же Христос умре , - Рим. XIV, 15), и волею Отца, потому что и Ему не угодно, чтобы кто-либо от малых погиб. И наконец употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшей, и когда найдет ее, весьма радуется о обретении и о спасении ее.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Филарет (Дроздов)

«Прииде… Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» . Кто сей погибший? Один ли это какой-нибудь человек? Без сомнения, не один, а многие. Нельзя думать, чтобы Сын Божий соделался Сыном человеческим для спасения одного только человека.

Много ли же погибших, которых Он пришел спасти! И есть ли сверх их человеки непогибшие, которые не требуют от Него спасения? На сие говорит Апостол Петр: «несть… иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. IV. 12) . И Апостол Иоанн «свидетельствует, яко Отец посла Сына Спасителя миру» (1 Иоан. IV. 14) . Если Апостолы свидетельствуют, что всякий человек может спастись не иначе, как именем Иисуса Христа; что Бог Отец послал Его спасти весь мир; Сам же Он говорит, что пришел спасти «погибшаго» : то не должно ли заключить, что под именем «погибшаго» надобно разуметь всякого человека, весь мир? Так точно.

Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших. 1854 г.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Почему же особенно должно остерегаться, чтобы не соблазнить кого-либо из верующих в Господа (Мф. 18:6) ? Потому, что Сам Сын Божий явился на землю во плоти именно с тем, чтобы найти и спасти погибшего.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Прииде бо Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго

Пришел Я, говорит, в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви.

Лопухин А.П.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Многие экзегеты признают 11-й стих позднейшею прибавкою, заимствованною у Лк. 19:10 . По их мнению, вставкою этого стиха затемняется связь 10-го стиха с 12-м, без 11-го стиха совершенно ясная. Морисон, однако ж, говорит, что свидетельства о неподлинности этого стиха не превышают свидетельств о его подлинности, и последние встречаются в большей части древних рукописей, унициальных и курсивных, древних латинских и сирских переводах и Вульгате.

Толковая Библия.

Церковь - это место, где происходит шлифовка характера человека, и этот процесс сопряжен с дискомфортом и болью, но это необходимая часть христианской жизни. Нередко нам приходится самим переживать искушения и даже падения или видеть, как кто-то из наших ближних подвергся искушению, но это не повод для уныния и разочарования. Это возможность вновь прильнуть ко Христу, просить у Него силы противостоять искушениям и научиться от Него, как нам реагировать на подобные ситуации.

Каждый из нас призван идти путем Христа и следовать Его примеру. И это является одной из самых больших трудностей, с которой мы сталкиваемся в своем духовном странствовании. Что же нам делать, когда мы духовно ослабеваем, когда греховные привычки одолевают нас и когда у нас нет сил вырваться из цепких рук дьявола? Как относиться к тем, кто с нами рядом совершает свое духовное поприще, кто согрешает или подвергся сильным искушениям и испытаниям со стороны врага душ человеческих?

Выход один: Иисус Христос. Спаситель был движим любовью, состраданием и заботой. Он очень деликатно вел Себя по отношению к людям. Он знал об ужасных последствиях греха и его разрушительных последствиях в жизни миллионов людей, которых Он сотворил и поддерживал Своей силой. И поэтому Лука так пишет о миссии Христа: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

Господь с добротой обращается к нашим сердцам, чтобы и мы с любовью, прощением относились к нашим ближним, желая служить им. Наша жизнь должна быть наполнена любовью. Иисус говорит: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).

«Разве я сторож брату моему?» Сколько раз враг душ человеческих побуждал нас к быстрому осуждению и обвинению наших братьев в ошибках, которые они совершали? Следуем ли мы в таких случаях совету Господа: «Пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух… Если же не послушает их, скажи церкви…» (Мф. 18:15–17).

Как часто своими словами или осуждающим поведением мы говорим, подобно Каину: «Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).

Эллен Уайт, находясь под Божьим водительством, писала о христианской ответственности между братьями: «Это означает, что, если кто-либо пренебрегает обязанностью, которую возложил на него Христос, делать все ради исправления ошибающегося и согрешившего, он становится соучастником этого греха. Если мы могли предотвратить грехи и не сделали этого, то мы ответственны за них так же, как если бы сами совершили их. Но указать на грех мы должны тому, кто совершил его. Мы не должны делать грех предметом осуждений или критики. Даже тогда, когда грех станет известен всей церкви, мы не должны распространяться о нем» (Желание веков, с. 441).

«Каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). Как часто мы пытаемся оправдать грех или того, кто служит его причиной. В реальности же грех трудно объяснить, кроме как тем, что это было восстание против Бога, поднятое Люцифером на небесах, а затем и на земле. Именно потому, что греху сложно дать объяснение, он является личным бунтом против Бога, и поэтому каждый человек должен нести отчет перед Господом. «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16).

«Входите тесными вратами». Какой замечательный призыв обратил Иисус Христос к Своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Mф. 7:13, 14).

Несмотря на истинность того факта, что мы все являемся грешниками и что ужасным последствием греха является смерть, по благодати Своей и из сострадания к кающимся грешникам Господь предлагает им выход: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).

«Не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Небесный Отец желает спасти всех людей посредством жертвы Христа на Голгофском кресте и принятия прекрасного дара вечного спасения верой в Иисуса Христа. Когда люди осознают величайшую потребность в спасении, осознавая свою уязвимость, вызванную грехом, тогда Дух Святой сможет работать над нашими сердцами, плодом этой работы станет покаяние! (Флп. 2:13).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». (2 Петр. 3:9). Апостол Павел, старательно следовавший учению Христа, также писал о желании нашего Спасителя, чтобы все люди получили спасение и познали истину (1 Тим. 2:4).

Искренне покайтесь перед Богом, и Он даст вам прощение. Нам нужно не только искреннее покаяние, но и искреннее исповедание наших грехов перед Господом. После этого мы сможем испытать радость и мир, получив Его прощение. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Если мы обидели ближнего, необходимо наладить отношения с этим человеком, как рекомендует апостол Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

Наш Господь также требует должного возмещения. «А когда скажу беззаконнику: "ты смертью умрешь", и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив и не умрет». (Иез. 33:14, 15).

Какой прекрасный план предложил Господь нам, грешникам! Он побуждает нас к покаянию, исповеданию и возмещению. Несмотря на то, что с человеческой точки зрения это сложно сделать, все эти шаги являются даром от Господа, и каждый человек со смирением может их совершить.

Прекрасным примером для нас является история Закхея, когда, покаявшись, он сказал, что половину своего имения раздаст нищим, а тем, кого обидел, воздаст вчетверо. На что Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9, 10).

«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». У Господа есть прекрасный план для каждого из нас. У Него был план и в отношении женщины, уличенной в прелюбодеянии и осужденной на смерть учителями закона и фарисеями: «Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле… сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Затем Он с любовью посмотрел на женщину и спросил: «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?»… Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (Ин. 8:3–11).

Иисус презирал прелюбодеяние, но Он также презирал самоправедное осуждение. В истории с женщиной взятой в прелюбодеянии, говорится о том, как люди поставили себя судьями над другими людьми, которых они не могли осуждать, если только сами были бы невиновными.

Покаяние - это дар Божий, а прощение - прекрасное сокровище, которое дарует нам Господь! Но справедливость должна быть исполнена, и мы должны начать жить новой, безгрешной жизнью. Истинное покаяние улучшает жизнь, приводит ее в согласие с Божьей волей.

Ежедневное посвящение Господу. Эллен Уайт дает нам совет: «Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет вашим первым делом. Молитесь так: "Возьми меня, Господи, я всецело принадлежу Тебе. Я кладу все свои планы к Твоим ногам. Используй меня сегодня в Твоем служении. Пребудь со мной, чтобы все мои труды в Тебе совершались". Это необходимо делать каждый день. Каждое утро посвящайте себя Богу на предстоящий день. Подчиняйте Ему все свои планы. Будьте готовы выполнить их или отказаться от них, следуя тому, что Он в Своем предвидении укажет вам. Таким образом вы можете изо дня в день отдавать свою жизнь Богу, и она все более и более будет уподобляться жизни Христа» (Путь ко Христу, с. 70).

Наш Спаситель заверяет нас в победе. Да, дорогие мои братья и сестры, Спаситель заверяет нас в победе! «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор. 15:57). Какое преимущество для детей Божьих участвовать в служении примирения, потому что мы стали новым творением. «Итак, мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20).

Пусть нашей молитвой станут следующие слова: «Мы молимся о том, чтобы вы "поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете"» (Кол. 1:10–12).

Желаем вам обильных Божьих благословений в то время, когда мы ожидаем Второго скорого возвращения нашего Господа Иисуса Христа! Маранафа!

Далее указывает и другую причину: , - говоря это о Себе Самом. Марк же говорит, что Он сказал это, применяясь и вообще к природе человеческой. Он говорил: (Мк. II, 27) . Но почему же наказан был собиравший дрова в субботу (Числ. XV, 33 дал.)? Потому что законы, пренебреженные в самом начале, едва ли бы впоследствии времени были соблюдаемы. Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным (Иез. XX) . Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они не удержались, не смотря и на это. Таким образом сам Законодатель, предписывая закон о субботе, прикровенным образом указывал на то, чтобы они сообразно с Его волею удалялись (в этот день) от худых только дел. Не делайте , сказано, ничего, разве елика сотворятся души (Исх. XII, 16) . Между тем во святилище было совершаемо все, и даже с большим тщанием и с двойным старанием. Так Господь открывал им истину и самою сению. Итак, столь великое благо, скажешь, Христос разрушил? Никак; но еще более умножил. Настало для них время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не было нужды связывать руки того, кто, освободившись от злобы, стремится ко всему доброму; уже не было нужды научаться из закона, что Бог сотворил все; уже не было нужды быть кроткими по силе закона тем, которые призываются к подражанию благости Божией. Будите , говорит Он, милосерди, якоже и Отец ваш небесный (Лк. VI, 36) . Уже не было надобности один день праздновать тем, которым всю жизнь повелено праздновать. Празднуем , сказано, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8) . Уже нет нужды стоять у ковчега и золотого жертвенника тем, которые имеют в себе самого Владыку всяческих и вступают в общение с Ним всеми способами - и молитвою, и приношениями, и писаниями, и милостынею, и ношением Его внутри себя.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

господь бо есть и субботы Сын Человеческий

Как же не Господь, когда Ты Сам установил ее!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

господь бо есть и субботы Сын Человеческий

Опять открывает Свое Божество. Иногда Он прикрывает его по причине тупого зрения людей, постоянно всем недовольных, а иногда яснее открывает по причине острого зрения более благопристойных. Говорит: Вочеловечившийся есть Господин и субботы , как Творец и Законодатель ее. Если Я, Господин, присутствую здесь и сношу это, то напрасно вы осуждаете Моих (учеников).

В Евангелии от Марка (2, 27) можно найти и другую защиту со стороны Христа: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради , т.е. субботний покой узаконен для пользы человека, но не наоборот; или: и сама суббота, и все предшествующие ей дни сотворены для пользы человека.

Не должно удивляться, если один евангелист что-либо присоединяет, а другой пропускает. Не одновременно с тем, как Христос говорил, они писали Евангелия, чтобы могли помнить все слова Его, – но спустя много лет. Естественно поэтому, что они, как люди, забыли кое-что. Это объяснение имей в виду при подобного рода прибавлениях и пропусках. Часто некоторые из них пропускали что-либо ради краткости, а иногда как не существенное.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

ибо Сын Человеческий есть господин и субботы

(Мк. 2:28; Лк. 6:5) . Этот стих у Марка (2:27) предваряется добавлением, что (букв. перев.) суббота была (произошла, установлена) для человека, а не человек для субботы. Слово “Сын человеческий” объяснено выше (см. прим. к 8:20). Спаситель всегда в Евангелиях называл так только Самого Себя, поэтому неправильно мнение, что 8 стих не имеет связи с предыдущими; эта связь ясна. Если тут и может быть вопрос, то только о том, почему Спаситель назвал Себя “Сыном человеческим” перед Своими врагами, т.е. употребил выражение, которого они могли не понимать. На это можно ответить прежде всего, что так Он говорил не один раз (см., например, Мф. 26:64; Мк. 14:62 ; Лк. 22:69). Выражение для врагов Христа всегда имело непонятный смысл, потому что они не хотели понимать слов Иисуса Христа в смысле Мессии. В действительности Христос указал здесь на Свое мессианское достоинство, и потому смысл 8 стиха понятен для нас и, конечно, был понятен апостолам, евангелистам и тогдашним верующим во Христа. Но фарисеи, которым говорил теперь Христос, могли просто связывать выражение “Сын человеческий” с τὸν ἄνθρωπον и ὁ ἄνθρωπος (Мк. 2:28) , о чем ясно говорится у Марка. Однако и враги Христа могли вывести из Его слов, что авторитет Мессии выше законных установлений о субботе.

Пояснение и распространение этого учения Спасителя встречается в Рим. 14:5-6, и Кол. 2:16-17 . Таким образом, смысл разбираемого стиха таков. Сын человеческий может распоряжаться субботой, т.е. субботней деятельностью, может заповедовать ее или прекращать, подобно тому, как хозяин позволяет своим работникам отдыхать или заставляет их работать. Как ни просто все это, обыкновенный человек до Христа не мог додуматься естественным путем до истин, выраженных здесь Христом. Даже и в настоящее время эти истины не всегда бывали понятны и не всегда применяются к делу.

Толковая Библия.