Кафедральный собор св. Петра и Павла. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых петра и павла Собор петра и павла новый

Г лавный собор в региональной Евангелическо-Лютеранской Церкви Еврепейской части России, один из двух действующих официальных лютеранских церквей Москвы и один из старейших лютеранских приходов в России. Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов. Церковная община была создана в 1560 - 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе был построен храм во имя святого архангела Михаила (разобрана в 1928 г.). В 1694 г. Пётр I заложил новый каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, который освящен был в присутствии Петра 3 апреля 1695 г. и просуществовал до 1812 г., сгорев во время Большого Московского пожара. В 1817 г. лютеранский приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, в Старосадском (бывшем Космодамианском) переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне 1818 г. началась перестройка купленного дома под храм (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. храм был освящен. В феврале 1837 г. в кирхе впервые прозвучал орган. В середине XIX в. число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле (завершено в январе 1862 г.). В 1863 г. на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I. Храм сыграл важную роль и в религиозной, и в музыкальной жизни города, так как стал площадкой, на которой демонстрировали свое исполнительское искусство музыканты всего мира. Так, 4 мая 1843 г. здесь выступал с органным концертом Ференц Лист. В 1892 г. приход получил 42-х регистровый орган немецкой фирмы «Э.Ф.Валькер», ставший лучшим инструментом Москвы.

К началу XX века приход свт. апостолов Петра и Павла насчитывал 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались на немецком, латышском, эстонском языках. Еще в конце XIX в. выделилась эстонская община святой Елизаветы и латышская община святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан церковь была перестроена. В 1903 г. объявлен конкурс на лучший проект здания, первую премию получил архитектор В.Ф. Валькот. Однако реконструкция храма велась по проекту академика В.А. Косова - одного из авторов Храма Христа Спасителя. После отказа В. А. Косова руководить проектом, строительство храма завершил инженер А.Ф.Лолейт. 5 декабря 1905 г. состоялось освящение храма как Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем СССР.

После революции из богатейшего прихода были изъяты все ценности. В 1915 г. по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы и существенный материальный ущерб протестантским церквям. В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и члены Церковного совета были арестованы, службы прекращены. Храм передали Красногвардейскому райсовету под кинотеатр «Арктика», который было поручено открыть тресту Москино к очередной годовщине революции (открыт в мае 1939 г.). Затем в здании находилась студия «Диафильм». Была произведена перепланировка, интерьер собора полностью уничтожен. В 1941 г. церковный орган вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.

В июне 1991 г. община прихода была повторно зарегистрирована. 4 сентября 1991 г. епископ Калниньш и пастор Штефан Редер (впоследствии ректор Теологической семинарии) совершили первое богослужение в просмотровом зале студии, находившемся на месте нынешних органных хоров. В мае 1992 г. общине было передано входящее в соборный комплекс здание капеллы. Фирма «Стромас», которой помогали две бригады добровольцев из США, освободила здание храма от межэтажных перекрытий. Регулярные службы в капелле совершались до осени 1998 г. . В июле 1992 г. постановлением Правительства Москвы общине передано само здание храма. В 1997 г. студия «Диафильм» покинула храм. Начаты восстановительные работы в алтарной части собора, где был оборудован церковный зал на 200 мест, освящённый в октябре 1998 г., где богослужения проходили вплоть до 2004 г. За период 2004 - 2008 гг. зал был освобождён от перекрытий и перегородок, отреставрирован потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, отреставрированы или обновлены двери, смонтированы утепленные полы под мраморным покрытием, установлен отреставрированный орган, окна алтарной части остеклены витражами, закуплены дубовые скамьи. Во дворе сняты многолетние наслоения асфальта, уровень которого опустился до уровня 1905 г. 30 ноября 2008 г. состоялось освящение cобора. В январе 2010 г. был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра. В архитектурный комплекс храма входят (по Старосадскому переулку) бывшее здание богадельни, капелла для отпевания умерших, покойницкая при капелле, дом причта, сам собор, а также (по Петроверигскому переулку) дом преподавателей гимназии, Петропавловское мужское училище, ныне Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Орган фирмы «Вильгельм Зауэр», переданный общине в 1996 г., является одним из 4-х церковных органов в Москве, 5-м по количеству регистров в Москве, а также одним из древнейших в России. Изначально с 1898 г. он находился в разрушенном при советской власти храме архангела Михаила в Немецкой слободе. В 2005 г. был произведен его капитальный ремонт. C 2005 года в соборе регулярно проходят органные, вокальные, инструментальные и хоровые концерты, международные музыкальные фестивали, в частности Баховский, фестиваль «Ночь в соборе» и др.
Богослужения в соборе сейчас проводятся на русском и немецком языках. Прихожанином храма был Б.В.Раушенбах (1915-2001), один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН. Реликвии и святыни храма: алтарная Библия 1665 г., алтарь в стиле барокко 1764 г., орган 1898 г.

6 июля 2019 21:00 75 минут 12+ «Импрессионисты. Шедевры Астора Пьяццоллы и Поля Мориа» Исполнители Анна Клыковская - Водная анимация-эбру Анатолий Сафонов - Бандонеон Юрий Нугманов - Гитара Оркестр…Подробнее 6 июля 2019 21:00 75 минут 12+ «Импрессионисты. Шедевры Астора Пьяццоллы и Поля Мориа» Исполнители Анна Клыковская - Водная анимация-эбру Анатолий Сафонов - Бандонеон Юрий Нугманов - Гитара Оркестр «Antonio-orсhestra» Хироко Нинагава - Скрипка Антон Паисов - Дирижёр, Художественный руководитель Анна Суслова - Орган Фонд Бельканто приглашает на концерт из цикла «Звучащие полотна», который посвящён творчеству выдающихся музыкантов ХХ века - Астору Пьяццолле и Полю Мориа. Великий Астор - так называли А.Пьяццоллу аргентинцы. И это вовсе не преувеличение. Астору Пьяццолле, аргентинцу в первом поколении, удалось наиболее полно раскрыть душу Аргентины в музыке, стать самым известным аргентинским композитором - сочинителем неподражаемых танго. Он по-новому представил этот жанр, обогатил его элементами джаза и классической музыки, создал стиль «танго нуэво», который был призван превратить танго в музыку для прослушивания, а не только для танцев. Однако, эта идея не сразу получила поддержку в Аргентине. Первоначальное признание пришло к Астору в Европе и США, где в 50-тых годах он продолжал обучение и совершенствовал свой собственный музыкальный язык. Но со второй половины ХХ века Астор Пьяццола - признанный мэтр и на своей родине. Одним из самых любимых инструментов Астора был бандонеон. Пьяццола не только был блестящим исполнителем, но и автором многих замечательных произведений для этого инструмента. Его «Двойной концерт для банданеона и гитары», который прозвучит в этом концерте, по праву считается одним из лучших произведений ХХ века. Множество замечательных композиций приобрели широчайшую известность в нашей стране и по всему миру благодаря знаменитому французскому аранжировщику и композитору Полю Мориа - второму герою этого концерта - и его Гранд-оркестру. Помимо создания собственной эстрадной и кино-музыки, Мориа способствовал «второму рождению» произведений других авторов и фольклорных мелодий. Они стали популярны много десятилетий назад и их популярность не ослабевает с годами. Эта жизнеутверждающая, яркая музыка так созвучна знаменитым полотнам французских импрессионистов, знакомые сюжеты которых оживут в красочной водной анимации эбру. Приглашаем вас окунуться в чудесную атмосферу, которую всегда дарит встреча с истинно талантливыми и увлечёнными творцами. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Анатолий Сафонов - бандонеон, Юрий Нугманов - гитара, Анна Суслова - орган, Хироко Нинагава - скрипка, камерный оркестр «Antonio-orchestra» (художественный руководитель Антон Паисов), Анна Клыковская - водная анимация эбру.Свернуть

До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».

В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.

Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» , пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.

В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.

В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.

В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

Кафедральный собор святых Петра и Павла это красивейший и огромнейший 62-х метровый лютеранский собор, в котором проходят службы, как на русском, так и немецком языках. Кроме того, тут постоянно проводятся многочисленные концерты классической музыки с участием отечественных и зарубежных выдающихся музыкантов и певцов, звучит божественная и завораживающая музыка, сочетающая в себе звучание органа, саксофона и армянского дудука. Собор всегда был центром не только религиозной, но и культурной жизни жителей и гостей столицы.

История собора уходит в далекое прошлое. Сам Петр I в 1694 году заложил каменную церковь, названную в честь святых Петра и Павла, через год ее осветили, но, к сожалению, во время войны 1812 года она сгорела дотла. Тогда была приобретена усадьба Лопухиных, и на ее месте был возведен собор. Дом полностью был перестроен под церковь и освящен в 1819 году. Был привезен орган, звуками которого потом наслаждались многочисленные посетители. Через несколько десятков лет здание реконструировали в стиле неоготики, а на его башню подняли колокол. С приходом советской власти собор не сразу был ликвидирован, но печальная участь настигла его в 1937 году, когда его здание стали использовать в качестве кинотеатра, а потом и как студию «Диафильм».

Собор безвозвратно теряет свой облик из-за полной перепланировки помещений, а уникальный колокол пустили на металлолом и декорации, потом и шпиль собора разобрали. И лишь спустя время, в 1992 году, собор возвращен общине. Начались восстановление и реконструкция, но полностью возродить былую красоту смогли лишь благодаря масштабным работам, которые начались в 2004 году, очень помогли и спонсоры. Собор возродили, был восстановлен шпиль, исторический интерьер. Восстановление проходило по сохраненным старым фотографиям собора, и мастерам удалось вернуть ему первозданную красоту.

Сейчас это прекрасный собор с огромным и вместительным залом, включающим два сектора в партере и большой балкон. Великолепная акустика придает мелодиям особого волшебства, а голоса звучат просто божественно. Сегодня тут часть проходят концерты органной музыки, выступают лучшие музыканты, вокалисты, хоры и другие музыкальные коллективы. Концерты просто уникальны, рассчитаны на любую аудиторию, в том числе и детскую. Главное украшение собора уникальный и старейший орган, установленный напротив алтаря. Заказать билеты на мероприятия в кафедральном соборе можно на нашем сайте или по телефону у оператора.