Как фотографировать в турпоездках. Красивые фотографии из путешествий. Как делать красивые фото в путешествии? (7 фото)

Изломанные линии домов и терракотовые крыши противостоят плавным природным изгибам холмов и голубым холодным тонам.

Собираясь в дорогу

Не претендуя на звание известного путешественника, осмелюсь, однако, дать несколько советов тем, кто любит перемещаться в пространстве и делать снимки новых необычных мест. На мой взгляд, цифровая камера имеет некоторые преимущества перед пленкой. Во-первых, абсолютно не жалко пленки и можно снимать сколько угодно много. Во-вторых, носители информации цифровых камер, на которые записываются файлы - флеш-карты (flash card), мемори-стики (memory stick) и другие, - занимают гораздо меньше места, чем катушки. Количество отснятых цифровых фотографий ограничивается лишь вместимостью этих носителей.

Для обычного домашнего альбома нет необходимости сохранять цифровые снимки максимально большого размера и высшего качества, поэтому можно запастись несколькими картами и снимать со средними параметрами. Фотографий на карту поместится больше, а отпечатки размером 10 x 15 можно сделать и с таких файлов. Тем, кто любит большие файлы наилучшего качества и наименьшего сжатия, посоветую купить цифровой накопитель на 20–30 Гб. Если в него ежедневно скидывать все отснятые файлы, то к концу отпуска вам понадобится еще пара свободных дней для просмотра сделанных снимков.

Некоторые фотографы предпочитают накопителю ноутбук: всегда можно взглянуть на отснятый материал, да и места занимает немного. С другой стороны, в солнечную погоду на его экране мало что можно рассмотреть, и если вы вдали от цивилизации, то существует проблема с зарядкой аккумулятора. Зато если вы путешествуете по цивилизованным местам и вечером имеете возможность просмотреть сделанные фотоснимки, нет ничего удобнее портрет ноутбука.

Для путешествий с аппаратурой и компьютером очень удобен фоторюкзак с карманом для ноутбука и чехлом, закрывающим рюкзак во время непогоды. Такой, как, например, Computrekker фирмы Lowepro.

Важной частью фотографической экипировки являются аккумуляторы и батарейки, и здесь также есть о чем поразмышлять. Батарейки долговечнее и садятся в процессе съемки медленнее, не вдруг, а фотограф может в подходящий момент произвести замену. Аккумуляторы удобнее тем, что могут быть многократно перезаряжены, и поэтому они экономичнее. Характерной особенностью практически всех аккумуляторов является то, что они перестают работать мгновенно, сразу и почему-то всегда в тот самый момент, когда снимаются исключительно ответственные и неповторимые кадры. Если же вы намерены провести вдали от розеток и электрической сети большую часть времени и снимать много или очень много, забудьте об электронных камерах. Вам нужна механическая коробка со сменной оптикой.

В дальние путешествия, особенно пешие, постарайтесь брать не очень много аппаратуры. Пусть дома ваш комплект и кажется легким, но представьте, что вы почувствуете, неся все это на себе не один день. Подойдите к отбору необходимой оптики и аксессуаров по принципу «беру то, без чего точно не могу обойтись», и тогда выбор станет проще.

Не буду распространяться на тему одежды и обуви, которая, естественно, должна соответствовать характеру путешествия. По поводу остальной экипировки скажу только, что для водных путешествий на катамаране и байдарке я укладывал фотоаппаратуру в водонепроницаемые мешки и затем в пенопластовую коробку - чтобы не утонула и могла всплыть в случае падения в воду.

Снимая сюжеты в давно обжитом Крыму, мы вместе с коллегой-журналистом ползали по склонам, заросшим разнообразными растениями, выискивая удачные точки для съемки. Естественно, летом удобнее ползать в шортах и кроссовках. Так вот, есть такое растение - борщевик. Борщевик виден хорошо, когда он большой, но маленький он совершенно незаметен в гуще других трав. Больно не было, просто домой я вернулся с ожогами ног. Кожа заживала около месяца, а все потому, что одежда годилась для пляжа, а не для лазания по горам.

Если вы путешествуете и фотографируете не один, а в компании, то посвятите друзей в ваши планы относительно фотосъемок. Плохо, если у вас разные цели. Кто-то хочет весело проводить время, а вы в это время намереваетесь заняться серьезным делом. Один известный фотограф разругался со своей семьей во время путешествия вокруг Ладоги только потому, что он, отдыхая, работал, а остальные члены семьи намеревались лишь получать от путешествия удовольствие. Их цели не совпадали.

Что касается собственно фотосъемки, то основной жанр туристической фотографии - это пейзаж, архитектура, снимки типа «я на фоне» и городские жанровые фото. Для развернутого рассказа о стране или о месте, которое вы посетили, не всегда достаточно лишь одних красивых видовых снимков, иногда интересно посмотреть на обычную жизнь обитателей. Как правило, очень фотогеничны базары, блошиные рынки, в общем, те места, где люди общаются друг с другом и где можно выхватить из толпы характерный типаж.

Даже простые житейские ситуации на улицах могут быть интересны. Такие снимки и составляют, собственно, память о месте и времени. Конфликты и непонимание при съемках жанровых уличных сюжетов более часты в родном отечестве, чем где бы то ни было еще. Ни в Румынии, ни на Сицилии, ни во Франции или Испании не было случая, чтобы кто-то был недоволен и требовал засветить пленку или удалить файлы. Обычно люди снисходительны и не испытывают тревоги, если вы улыбаетесь им и неторопливо выбираете нужный ракурс, по крайней мере для них всегда есть время отвернуться или покинуть зону кадра. Общее правило такое же, как и для репортажной съемки: лучше снять и спросить разрешение, чем спросить и не снять. И еще: если видишь что-то интересное - снимай, не жди, другого случая может и не быть.

Замечательно, если вы во время путешествия попадаете на какой-либо местный праздник или событие, на котором можно снять чудесные кадры. Национальный колорит и эмоции выплескиваются на таких мероприятиях со всей силой, что помогает сделать запоминающиеся фото.

При выборе сюжета не кидайтесь снимать все подряд, подобные поспешные снимки впоследствии малоинтересны и невыразительны. Определитесь для себя, чем, собственно, привлек вас данный пейзаж или вид, найдите сюжетный центр и отснимите несколько кадров с разными ракурсами и вариантами.

Обращайте внимание на природные состояния, в дождь или снег, на закате или очень рано утром вы обязательно снимете то, чего нет у ваших друзей. Не старайтесь делать одни лишь общие планы, вглядывайтесь в детали и снимайте крупно, если их форма или фактура необычна и привлекательна. Путешественник отличается от аборигена тем, что смотрит на все «незамыленным» и свежим взглядом. В любом незнакомом месте можно заметить что-то забавное и, найдя необходимую точку съемки, сделать неплохой снимок.

Для снимков «я на фоне» выбирайте неброский фон с архитектурными доминантами. Конные памятники - «фон-жеребец» - для этой цели наименее пригодны. Не старайтесь уместить все фигуры с ногами в кадре, иногда достаточно лишь поясного портрета. Нелишне напомнить об одной распространённой ошибке: если вы снимаете на фоне достопримечательностей двух человек, стоящих рядом, автофокус даже самой совершенной камеры непременно убежит вдаль и в бесконечность посередине, между двумя фигурами, оставив нерезкими лица ваших друзей. Чтобы такого не произошло, сначала сфокусируйте камеру на ком-то одном, нажмите кнопку памяти фокуса (если она есть) и скомпонуйте кадр нужным образом.

В некоторых камерах фокусировка производится нажатием спусковой кнопки наполовину, затем изображение кадрируется, и кнопка дожимается. В зоне резкости люди, а задний план слегка размыт. И не закрывайте своими габаритами прекрасных заморских видов, прикройте лишь малозначительные детали и оставьте немного воздуха и пространства в кадре. Попробуйте отвыкнуть от привычного шаблона, когда человек стоит руки по швам и смотрит прямо вам в объектив. Вы можете обыграть ситуацию и вписать человеческую фигуру в архитектурный или природный ландшафт более органично, чем просто банальное позирование. Где ваша фантазия?

Когда вы вернетесь домой, то спустя какое-то время вновь захотите посмотреть снимки тех мест, где бывали. Помните об этом во время путешествия и не жалейте времени и сил на съемку хорошего сюжета, вам будет что показать друзьям. Довольно грустно, если, завершив поездку, вы привезете домой лишь снимки типа «я на фоне», сделанные в спешке и на ходу. Сам творческий процесс съемки и выбора сюжетов поможет любое путешествие пережить как приключение.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Собираетесь в путешествие? Хотите посетить красивейшие пляжи Таиланда, Карибского бассейна и т.д.? А может быть мечтаете увидеть «старушку» Европу? Неважно, куда вы хотите поехать. Важно в путешествии запечатлеть свои красочные воспоминания на фотографиях , чтобы дома показать своим близким и друзьям те места, где вы побывали, передать атмосферу этих городов.

Но бывает и так, что фотографии , которые вы сделали в путешествии , оказываются нечеткими и блеклыми, неинтересными и плоскими. Некоторые снимки вообще не передают тех эмоций, той атмосферы, которую вы бы хотели передать. А еще обиднее бывает, когда в самый неподходящий момент у вас сел аккумулятор. Если у вас в жизни такое бывало, то эта статья для вас. Прочитав наши советы, вы научитесь делать качественные и интересные снимки в путешествиях. Итак, начнем.

Держите камеру всегда наготове

Когда вы выходите из гостиницы, посмотрите, сколько заряда осталось в аккумуляторе и на сколько кадров хватит вашей флеш карты. Может быть, именно сегодня вы увидите какой-то неожиданный и интересный момент или сцену. Такое часто бывает.

Самые интересные и запоминающиеся кадры – это те, которых вы не ожидали. Рекомендуем вам взять в путешествие хотя бы пару запасных аккумуляторов к фотокамере. Также неплохо, если у вас в запасе окажется несколько флеш карт, или одна, но большого объема. А еще лучше, если вы захватите с собой специальное устройство для хранения фотографий . Оно называется «Фотобанк ».

Постарайтесь заполнить кадр только объектом съемки

Подойдите ближе к объекту съемки. Уберите все лишнее из кадра, тогда объект на снимке будет детализированным и акцентированным. Если вы хотите сфотографировать человека или животное, но так, чтобы не привлечь к себе внимания (тайно), используйте зум вашего объектива. Но здесь важно отметить, что самые качественные фотографии получаются при съемке с близкого расстояния.

Людей лучше всего снимать в то время, когда они чем-то заняты, например, делают какую-то работу, разговаривают или просто двигаются. При этом хорошо, если они вас не замечают. Они тогда ведут себя более естественно. Вам же не нужны на фотографиях люди с застывшими неестественными лицами, которые ждут, когда «вылетит птичка».

Если вы фотографируете событийные фотографии людей, удостоверьтесь, что они вас не замечают, и вы никак не привлекаете их внимания. Иначе лучше всего попросить разрешения их снять, так как нравы людей разных стран могут отличаться от ваших, и им фотосессия может не понравиться. Очень здорово получаются фотографии людей , когда они спокойно занимаются своим делом, а не смотрят напряженно в ваш объектив.

Старайтесь найти для объекта съемки равномерный, неяркий и неброский фон. Задний фон должен иметь как можно меньше деталей, которые отвлекают от основного объекта съемки, то есть фон должен быть не пестрым. Взгляд зрителя должен сосредоточиться на самом объекте съемки, поэтому, чем однороднее будет фон, тем лучше будет смотреться фотография.

Постарайтесь выбрать такую точку съемки , чтобы в кадр не попали ненужные детали фона. Если это сделать не удается, просто размойте фон, открыв диафрагму пошире (выберите малое значение диафрагмы). Тогда объект будет выделен на размытом фоне. Такой прием называется съемкой с малой .

Как правильно разместить объект съемки в кадре

Старайтесь при компоновке кадра не размещать главный объект съемки в самом центре кадра. В таких случаях ваш снимок будет казаться статичным и скучным. Вам нужно немного сместить объект съемки от центра в сторону. Такая компоновка придаст фотографии динамику и выразительность.

Есть в фотографии такое правило – . Оно означает, что вам нужно разбить мысленно изображение в видоискателе на три части по горизонтали и вертикали, чтобы получилось сетка, содержащая 9 квадратных областей. Теория фотографии гласит, что снимок получится более сбалансированным и произведет сильное впечатление на зрителя, если важные объекты съемки будут размещены в точках пересечения или по линиям этой воображаемой сетки.

Были проведены исследования, которые установили одну очень важную особенность нашего зрения – человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек пересечения линий этой сетки, а не центр изображения. Это и есть . Поэтому вы должны стараться располагать все важные объекты съемки, на которых вы хотите сконцентрировать внимание зрителя, в точках пересечения этих линий. А если вы снимаете пейзаж, то линию горизонта нужно расположить на одной из этих горизонтальных линий.

Оптимальное освещение объекта

Выбирайте всегда оптимальное освещение для объекта съемки. Это очень важно для того, чтобы ваши фотографии оказались четкими, ясными и красивыми. Для этого на матрицу фотоаппарата должно попасть достаточное количество света.

Лучшие условия для съемки - это естественное освещение днем (солнечный свет). Если на улице пасмурно, сумерки или света недостаточно (например, в помещении), включите все возможное освещение и, при необходимости, воспользуйтесь вспышкой. При съемке со вспышкой расстояние до объекта съемки не должно превышать дальность действия вспышки вашего фотоаппарата.

Дальность действия встроенной вспышки колеблется от 1 до 6 метров в зависимости от вашей модели фотокамеры. Уточните дальность действия вспышки в инструкции к вашему фотоаппарату. Если есть возможность, не пользуйтесь вспышкой. Дело в том, что при съемке со вспышкой фотографии получаются неестественными и менее красивыми. Из двух вариантов, или сфотографировать с рук, но со вспышкой, или без вспышки, но со штатива, выбирайте второй вариант.

Каждому жанру и объекту съемки подходит определенное освещение. Можно использовать рисунок теней во время съемки. Чаще экспериментируйте с различными источниками света – это могут быть фонари, лампы накаливания и люминесцентные лампы, а также свечи или естественный свет солнца или луны. Разнообразив свой опыт, вы будете получать очень интересные и завораживающие фотки.

Экспокоррекция

Если вы снимаете вечером на автоматическом режиме камеры, то есть вероятность получить слишком светлый кадр. Если хотите передать вечернее освещение, сделайте поправку экспозиции на одну-две ступени. При съемке объекта белого цвета, например, человека в белой одежде или белой машины, рекомендуем вам прибавить 1-2 ступени диафрагмы (примерно +1,5 EV).

Если вы фотографируете в пасмурную погоду , то снимок может получиться серым и невыразительным. Чтобы этого избежать, сделайте поправку экспозиции +0,5 - +1,5 EV. Можно сделать несколько фотографий с разной экспозицией и выбрать лучший. Не бойтесь экспериментировать!

Основные ошибки при съемке в путешествии

Многие люди, будучи на отдыхе, не придают особого значения композиции и качеству полученных снимков. «Времени мало, сняли, лишь бы успеть снять, а дома разберемся» - так думают они. Это большая ошибка, так как спешка главный враг фотографа .

Наиболее частые ошибки таких «горе-фотографов» - это «мыльные» фотографии, заваленный горизонт и неправильное размещение объекта в кадре.

«Мыльные» кадры (нечеткие снимки) получаются тогда, когда во время съемки произошло движение камеры. Даже если вы снимаете абсолютно неподвижные объекты, смазывание на фотографиях может появиться в результате дрожания руки при съемке. Такое дрожание больше скажется при съемке на большом фокусе и малом поле зрения.

По правилу, если снимаете с рук, то максимально возможная выдержка, которая не допустит «шевеленки» равняется обратному фокусному расстоянию в миллиметрах. Например, если вы снимаете на фокусе 300 мм – нужно ставить выдержку 1/500, либо 1/1000. В крайнем случае, можно попробовать снять на выдержке в 1/250 секунды. А вот 1/125 уже недопустима.

Что же делать, чтобы избежать шевеления камеры? Установите камеру неподвижно, например, поставьте ее на стол, на ступеньку или другой жестко закрепленный предмет. Но лучше всего использовать для этого дела штатив. Если вы счастливый обладатель зеркальной камеры, то можете выбрать себе небольшой походный штатив, а если у вас небольшая цифровая компактная мыльница, то можно обойтись и настольным, портативным штативом. Его размер и вес не будет слишком обременять вас.

Заваленный горизонт

Если на фотографии горизонт наклонен в сторону, это не украсит вашего снимка, поэтому его можно исправить в Фотошопе. Но тогда вам придется пожертвовать краем кадра. Лучше всего следить за правильным горизонтальным расположением камеры изначально во время съемки.

Смотрите, чтобы горизонт был ровным. Если в фотоаппарате есть такая возможность, включите сетку третей. Она поможет вам сориентироваться по горизонтальной плоскости. Если в фотокамере нет такой функции, но отображаются в видоискателе точки фокусировки, можете ориентироваться по горизонтальным симметричным точкам.

Граница кадра

Следите за границами кадра внимательно. Бывает, что вертикальные объекты (деревья, люди во весь рост, высокие здания, башни) не попадают целиком в горизонтальный кадр. Тогда поверните фотоаппарат так, чтобы кадр стал вертикальным, убедитесь, что объект съемки не обрезан по краям и попадает в кадр целиком. Чтобы увеличить или уменьшить объект в кадре, воспользуйтесь зумом вашей камеры. Если зума нет, можете подойти поближе или отойти подальше от объекта съемки.

Конечно, бывают случаи, когда вам не нужно, чтобы объект полностью входил в кадр. Можно сфотографировать часть объекта, фрагмент здания и так далее. Все зависит от вашей задумки. Может быть, именно какой-то одиночный фрагмент представляет больший интерес, чем весь объект в целом. Не допускайте пустоты в кадре, избегайте лишних и посторонних предметов вокруг главного объекта съемки. Если нет возможности поместить весь объект целиком в кадр и некуда отойти, можно сделать несколько перекрывающих кадров, которые дома без труда можно склеить в графическом редакторе, чтобы получить панораму.

И самое главное. Чаще фотографируйте . Чем больше вы будете уделять времени фотографии , тем быстрее вы станете опытным фотографом , а ваши снимки будут все интереснее и качественнее. Удачных вам снимков!

Итак, «начинаем отличаться» или «как фотографировать в путешествии».

Первая причина, по которой все фотографии выглядят одинаково - в туристических маршрутах. Туристов приводят к достопримечательности, группа внимательно (или не очень) слушает гида и - что? - правильно, фотографирует. Все - с одной и той же точки.

Гид, скорее всего, будет нервничать, но в этой ситуации у Вас только один способ найти другую точку съемки - отойти в сторону от группы. Если такой возможности нет - попробуйте изменить точку съемки, например - фотографируйте от земли или с вытянутых рук. Даже этот нехитрый прием позволит внести в фотографию долю неожиданности.

Другая беда классических туристических маршрутов - при их составлении никто и никогда не думает о хорошем свете. В результате типичная туристическая фотография сделана под полуденным солнцем. Люди на снимках жмурятся, тени короткие, все становится плоским и скучным. Конечно, при определенной сноровке и в полдень могут получиться отличные кадры, но всё-таки идеальное время для фотосъемки - утро или вечер.

Слышали о «золотых часах»? Ранний подъем вполне компенсируется прекрасным мягким светом и чудесными красками - равно как и закатный свет. А как Вам мысль о ночной съемке? Не взяли штатив? Эх… Используйте тумбы, перила, землю - уверяю, приспособиться вполне реально, не бойтесь длинных выдержек!

Еще одна катастрофа для туриста-фотографа - другие туристы. Вернее - толпы туристов. Огромные живые «змеи», ползущие от одной достопримечательности к другой.

Люди в кадре - безусловно - могут стать изюминкой - со своими эмоциями или колоритной внешностью, но чаще сотни любознательных гостей кадр подпортят. Есть ли выход? Конечно! Можно прийти рано утром, в безлюдье, а можно поставить камеру на штатив и сделать несколько дублей с одинаковыми параметрами. Будет чем заняться длинными зимними вечерами в фотошопе, собирая все эти дубли в один кадр, стирая людей… Не взяли штатив? Приходите утром!

К счастью, в специализированных фототурах этих проблем не возникает - всегда есть возможность поискать лучший ракурс, лучшую точку. Все маршруты продумываются именно с точки зрения фотографов. Да и в съемочные локации мы всегда приезжаем в идеальное для съемки время. Я специализируюсь на фототурах в Израиль - удивительную страну, очень фотогеничную и разнообразную по съемочным возможностям и тематике. Это и исторический Израиль, и религиозный, и современный. Здесь пустыни, леса, моря, древние города и хай-тек. Но где бы мы не снимали - главным остается все-таки сюжет снимка.

Прежде чем нажать на кнопку «пуск» - спросите себя - «о чем фотографии и что она расскажет». Здание? Живописный закат? Рыночные торговки? Пусть будет главный герой. Пусть будет настроение. Пусть будет Ваше собственное, личное ощущение от места, где Вы побывали. Детали, вывески, надписи, интересные лица - всё это добавит колорита Вашему альбому.

Ищите сюжеты, необычные ракурсы, хороший свет и Ваши фотографии станут интересными не только для вас.

Можно бесконечно разговаривать о съемке в путешествиях, но я хочу напомнить о самом важном - подготовке к поездке. Не поленитесь - напишите список необходимого! Флешки, запасные аккумуляторы, зарядное устройство, ноутбук, жесткий диск, кардридер, поляризационный фильтр - для солнечных стран это может быть актуально, салфетки для чистки оптики - в фотопутешествии нет мелочей! Важна даже обувь - она должна быть удобной и лучше в количестве двух пар (на «мокрый» случай).

Искренне желаю отличных фотографий из поездок!

Наталья Маруся Токарева,

преподаватель фотошколы «Мамарацци»,

лауреат национальной премии «Фотограф года»,

член израильского союза фотохудожников «Art Photo Group»

Фототур в Израиль в апреле 2013 года.

Но для меня, как для блогера, путешественницы, не поза и не лицо на фото главное. Главное - суметь передать читателям то, что я увидела в путешествии. Максимально полно, точно и красиво.
О том, как я фотографирую в путешествии, мне хотелось написать давно. Даже накидала небольшую статейку, но закончить руки не доходили. А вот сейчас хочу вернуться к задуманному. Пришла пора. Я расскажу, как фотографирую я, а вы в комментариях расскажете, как фотографируете вы. Так сказать, главные принципы съемки, дающие хороший результат.
Да, это обмен опытом среди любителей. Если профессиональный фотограф вставит свой весомый совет - низкий поклон.

Реклама — поддержка клуба

Но быть любителем - это не значит снимать плохо. Это не оправдание. Научится снимать хорошо можно. Мой муж тому подтверждение. Для этого, как минимум, надо стараться - не делать косых фотографий, не спешить и не суетиться, протирать объектив перед съемкой и обязательно выбирать правильную, сбалансированную композицию. Если же вы еще подойдете к фотосъемке творчески, это вообще будет замечательно!
Итак, представляю вам небольшой список советов, как фотографировать в путешествии. Они рассчитаны и для тех, кто снимает просто для себя, для своего домашнего архива (и хочет делать это хорошо), и для того, чтоб показать фотографии людям, сделать фоторепортаж о поездке и пр.
Итак, поехали!

1/ Следите за чистотой объектива! Даже один отпечаток пальца может испортить фотографию. Что уж говорить о полностью загрязненным объективе. Протирайте его специальной салфеткой для оптики и держите эту салфетку всегда при себе.
Пример из моей практики. Приехала в (Крым) и не проверила объектив. Часть фотографий оказалась испорчена только потому, что я зазевалась в какой-то момент и прикоснулась к объективу одним пальцем. Вот как это выглядит на фото.


Парк львов "Тайган" в Крыму


2/ "Ловите" горизонт! Это самое простое, самое элементарное, что можно сделать для того, чтобы фотография была хорошей. Уезжающий (падающий, кривой) горизонт напрочь портит фото. Не получается? Стойте и снимайте, пока не получится! Не фотографируйте небрежно, на ходу, одной рукой никогда! Фотография - это геометрия, все должно быть выверено и четко.






Музей-усадьба "Петровское" (Пушкинские горы)


3/ Стройте композицию. Например, по принципу трех частей. Не фотографируйте много неба и мало земли (воды). Снимая природу, делайте "небесную часть" размером в 2/3, "земную" - 1/3. Или наоборот.



Закат в Геленджике

Не забывайте о правиле золотого сечения - лучшая точка для расположения главного объекта - 1/3 от границ кадра. Таких точек четыре. Фотографируя, мысленно представьте себе эту схему и расположите главный объект в одном из четырех мест, указанных на схеме точками.

Конечно, так фотографировать удобнее новичкам. С опытом ни о какой схеме вы, разумеется, думать не будете.



Пос. Криница (Черноморское побережье Кавказа)



Гора Медведь и вид на Гурзуф (Крым)

4/ Фотографируя, не торопитесь! Спешка - это не интересные фотографии. Спешка - это мутные фотографии. Мутные фотографии - брак фотографа. Их невозможно никак потом улучшить, изменить.


Соня


5/ Без хорошего освещения нет хорошей фотографии. Даже на зеркалку снять хорошо в полумраке трудно, на мыльницу - невозможно. Что делать?
На улице в солнечный день старайтесь не фотографировать против солнца (солнце в идеале должно быть за вашей спиной).


Памятник Софийскому пехотному полку в Лопатинском саду. Смоленск

​В темном помещении выход один - на мыльницу снимать со вспышкой, на зеркалку - в ручном режиме или тоже со вспышкой.




В кафе "Карамель" в Пскове

Я обычно снимаю и так, и так. Потом выбираю тот кадр, который лучше получился.

6/ Отдавайте предпочтение горизонтальным фотографиям. Вертикальные фотографии всегда должны быть чем-то оправданы. Например, желанием передать (подчеркнуть) длину/высоту/перспективу объекта (лестница, мост, дорога, башня), стремлением убрать из кадра нежелательный предмет/объект (если нет возможности самому убрать помеху), необходимостью снять объект крупнее.
Случаи когда вертикаль оправдана:


В Кондопоге


Заповедник Кивач

Я люблю делать портретные фотографии вертикально. Тоже, мне кажется, получается к месту.


Соня в Кирилло-Белозерском монастыре

7/ Меняйте ракурсы, не снимайте объект с одной точки! Если есть возможность, обойдите объект по кругу, отойдите на разные расстояния, фотографируйте с разных ракурсов. Так вы убьете двух зайцев - найдёте лучшую точку для съемки данного объекта и увидите и покажете объект со всех сторон.



Георгиевский собор в Юрьеве-Польском



8/ Общий план и детали - место действия и акценты. Всегда снимайте как общие планы (панораму, объект, пейзаж), так и детали (элементы). Общий план покажет, где происходит то, о чем вы хотите поведать. Детали охарактеризуют сам объект. Снимаете дом - всегда снимите улицу, где он стоит, а также особо яркие архитектурные детали самого здания.



Музей-усадьба "Петровское" (Пушкинские горы)


9/ Съемка в музее - всё не так просто. Снимая стенд с информацией, стойте к нему прямо, а не под углом, если вы хотите, чтоб он были читаем. Снимите стенд в целом, а какой-то документ (объявление) и фотографии крупно - то, что наиболее вас заинтересовало и зацепило, что наиболее характеризует объект/предмет, придает ему/им дополнительные краски.



В целом то же касается и музейных экспозиций - общий план можно снимать под любым углом, детали, отдельные предметы - прямо.



Русский музей (Петербург)

10/ Кадрируйте правильно! Снимая крупный объект (здание), отойдите на достаточное расстояние для того, чтобы он попал в кадр полностью. Кресты на храмах не срезайте! Так же как ноги и руки людям. Делайте так, чтобы в кадр при этом не попали нежелательные предметы. Если попадания лишних предметов неизбежно, ищите варианты для более эстетичного ракурса, в котором объекты не вступают в диссонанс.
Бывают задачи в этом плане нелегкие. Например, собор в Кронштадте с этой точки с трудом поместила в кадр. Лично на мой вкус, здесь не хватает пространства, я бы отошла еще дальше. Но дальше было некуда, собор начинал скрываться за деревьями.



Морской Никольский собор в Кронштадте

С площади снимать Никольский собор намного легче - простора, а значит возможностей, больше.



11/ Снимая в городе, многолюдном или малолюдным, обязательно снимайте общие планы с людьми (или без оных). Как иначе вы передадите атмосферу города? Снимайте не только дома и их элементы, а улицы, площади, людей, движение и дыхание города. Именно такие фотографии дают представление о городе в целом.



Оптина пустынь



Петербург, ул. Малая Морская

12/ Делая общие планы, выделяйте отдельных людей . Местный житель иногда более колоритен, и более передает атмосферу города, чем дома и памятники.
Вот такой дедушка с удовольствием позировал моему мужу в Суздале.



Местный житель города Суздаля

А это мои наблюдения на Толстом мысу в Геленджике.



Геленджик

Молодой человек с книгой и велосипедом, сидит на высоком берегу и наслаждается жизнью.



13/ Не бойтесь фотографировать людей - своего ребенка, мужа (жену), фотографироваться самому. Но не на фоне каждого из пятидесяти памятников города (на фоне 2-3-х можно), а на улицах, на природе. Фотографируясь сами, будьте естественны, не переигрывайте, но и не стойте колонной.
Фотографируя, ловите интересные моменты , эмоции человека, походку, взаимодействие с другим человеком (жанровые сценки). Присутствие человека на фотографии всегда должно быть оправдано, всегда должно о чем-то говорить, что-то подчеркивать. Человек должен быть заинтересован в том, что видит и делает. Если это живая статуя, не выражающая ничего, не делающая кадр выразительнее, то "статую" лучше уберите.



Горицкий монастырь


Усадьба Архангельское


14/ Экспериментируйте, но не злоупотребляйте этим. Просто хороших фото должно быть больше, чем неудачных, хоть и смелых экспериментов. Хотя и эксперименты бывают хороши, признаю. :)



В Успенской церкви г. Кондопога


В Киролло-Белозерском монастыре


Софи под пальмой на набережной в Сочи

15/ Если нет уверенности, как лучше снять сразу, сделайте не 1, а 5 фото. Потом на досуге выберете лучшее, лишнее удалите. Я часто так делаю, когда снимаю здания. Бывает, что никак не поймаешь горизонт, не найдешь лучший ракурс. Терпеть не могу заваливающихся зданий. Борюсь с этим. Передвигаю фотоаппарат в разные позиции, меняю точки съемки. А дома уже выбираю лучшее фото.
Вот так я снимала театр Ленсовета в Петербурге (кстати, так и не нашла идеальный вариант, была ограничена по времени):




Театр Ленсовета в Петербурге



16/ Не простое дело снимать памятники. Часто они получаются темными. Если памятник небольшой, освещение достаточно ровное, рекомендую сделать два снимка - со вспышкой и без нее. Потом сможете выбрать лучший. А бывает достаточно просто снять памятник более крупным планом.



В Ораниенбауме

Однако если день очень солнечный, то ни вспышка, ни приближение скорее всего не помогут. Особенно если памятник внушительных размеров.
Так у меня получилось в Кронштадте, когда я снимала памятник адмиралу Макарову против солнца. Несколько раз меняла точку съемки.



Памятник Макарову в Кронштадте



17/ Не злоупотребляйте вспышкой! Если у вас зеркалка, вообще о ней почти забудьте. Она только портит фотографии, делает их контрастными, очень темными.

18/ В каком бы городе (местности) вы ни были во время путешествия - ищите эффектные видовые площадки . Это могут быть специально оборудованные смотровые площадки (на зданиях или просто высоких точках города), а могут быть совершенно естественные места, откуда окрестности открываются как на ладони.
Вот такой вид на Оптину пустынь мы увидели по пути.



Дорога в Оптину пустынь

Вид со смотровой площадки в Сергиевом Посаде на Троице-Сергиеву Лавру.



Троице-Сергиева Лавра


А в заключение представляю вам мой алгоритм съемки нового места (например, усадьбы) в путешествии.

План фотосъемки на объекте, если вы планируете делать фоторепортаж:

  1. Вы приехали на машине. Снимите парковку.
  2. Вы покупаете билеты в кассе. Снимите кассу, стенд с информацией, ценами.
  3. Вы заходите на территорию. Снимите на расстоянии вход, ворота.
  4. Вы идете по аллеям усадьбы. Снимайте аллеи, указатели, памятники, строения. Передавайте перспективу. Фотографируйте людей - покажите, как много (мало) людей в усадьбе, что они делают (фотографируются, рассматривают памятники, общаются, задумчиво сидят на лавочке и пр.). Передавайте атмосферу.
  5. Безусловно, снимите Главный дом (дворец) со всех возможных точек. Сделайте несколько общих планов. Подчеркните, как вписан архитекторами дом в окружающую среду. А он вписан! Старинные дома всегда строились по этому принципу. Одно подчеркивало другое.
  6. Снимите все старинные детали - лестницы, статуи, балюстраду. Ищите интересные ракурсы, подчеркивающие красоту, старину, изысканность.
  7. Обязательно снимитесь сами или снимите тех, с кем путешествуете, на фоне окружающих красот. Особенно интересно фотографировать детей (они очень непосредственны, их любопытство и восторг, радость от окружающей красоты естественны). Фотографируйтесь сами. Не обязательно (хотя это и приветствуется) обладать актерскими данными. Не обладаете - будьте просто самим собой.

Мои фоторепортажи о посещении усадеб:


Что может быть объектом съемки в путешествии? Всё! Дома, улицы, люди, природа, музеи, усадьбы, кафе, гостиницы. Я снимаю все, что посещаю и что вижу. В таком случае у меня есть возможность делать подробные фоторепортажи. Обязательно ли снимать всё? Нет, конечно. У всех свой стиль, свой почерк, своя изюмина. Главное ее найти.

Успехов и удачи вам в путешествиях! Пусть воспоминания будут всегда светлыми, впечатления яркими, а фотографии... А фотографии четкими, сочными, интересными, а главное с изюминкой. Творите! Ищите свой секрет красивых фотографий. А если вы его уже нашли, если знаете как фотографировать в путешествии, поделитесь своим опытом с нами в комментариях.

Привезти из путешествия кучу фото – это все мы можем, но, к сожалению, не все из этого множества радуют глаз и отличаются оригинальностью. И чтобы не хранить зря сотни ненужных и похожих друг на друга снимков, мы предлагаем научиться, как же делать во время отдыха красивые и оригинальные фото.
Для начала общие рекомендации.

Выбирайте правильную камеру для путешествий

Лучше, если она будет легкой. Да, внушительные «зеркалки» делают отличные снимки, но и весят они немало, а таскать полуторакилограммовый фотоаппарат целый день не так и легко. И как показывает практика, тяжелые фотокамеры все чаще остаются лежать в чехлах, а путешественники снимают на смартфоны. Так что лучше сразу купите легкую камеру, она в любом случае расширит ваши горизонты как фотографа.

Снимайте фото-рассказ

Не нажимайте на кнопку спуска бездумно. Представьте, что вы создаете фото-рассказ о своем путешествии. Подумайте, из чего состоит ваша поездка: аэропорт или вокзал, салон самолета или купе поезда, салон авто, а потом заселение, еда, прогулки и новые знакомства. И помните – важны моменты, а не детали, запечатлевайте ситуации и интересные сценки, а очередной вид известного собора вы и так всегда сможете найти в Интернете.

Не количество, а качество

Не уподобляйтесь китайским туристам, которые щелкают фотоаппаратом со скоростью 100 снимков в минуту. Зачем вам сотни одинаковых фото с похожими ракурсами? Снимайте необычное, яркое – людей, ситуации, сцены, необычные виды на привычные здания и достопримечательности. Снимайте то, что вас привлекло и удивило.

Готовьтесь заранее

Перед тем, как отправиться в дорогу, почитайте о пункте назначения – какие там есть интересные места и объекты, где можно фотографировать, а где нет, где находятся обзорные площадки и прочие моменты. Вы не должны досконально продумывать свои фото-маршруты, но хотя бы целом неплохо понимать, стоит ли то или иное место вашего посещения.

Снимайте атмосферу

Представьте, что вы пойдете в известный музей, где висит известная картина. Конечно, возле нее будет толпа туристов и если, вы будете действовать, как обычный путешественник, то попытаетесь сфотографировать знаменитое полотно из-за голов других людей. Но не лучше ли отойти подальше и сфотографировать колоритную толпу или развернуться к картине спиной и сделать селфи на ее фоне. Вы никогда не сфотографируете произведения искусство также хорошо, как это сделали маститые фотографы для каталогов и открыток, а вот атмосферу музея или другой туристической достопримечательности вы сможете уловить и снять на свою камеру.

Ведите дневник фото

Нелишним будет записывать места, где вы побывали. Сейчас вы помните, где и когда снято фото, а уже через несколько месяцев воспоминания сотрутся или смешаются. Тем более это надо делать, если вы часто путешествуете. Помните, раньше в обычных фотоальбомах всегда было место для подписи к фото?

Откладывайте иногда фотоаппарат в сторону

Соблазнов фотографировать всегда и везде много, но иногда полезно остановиться, опустить камеру и просто посмотреть вокруг, «фотографировать» глазами. Это позволит вам взглянуть на окружающее по-новому, а не только сквозь объектив фотокамеры. Фотографы-профи часто рассказывают о профессиональном выгорании, когда со временем не хочется ничего фотографировать и совершенно нет идей. Поэтому время от времени стоит делать перерывы, как бы сильно не любили вы фотографию.

Утро вечера мудренее

Залог хороших снимков – ваш ранний подъем. Да, в отпуске хочется поспать, но именно в начале дня происходит столько всего интересного, а улицы даже крупных городов еще свободны от толп туристов. Наблюдать как просыпается город – это особое удовольствие: все чистое и свежее, нет суеты и толп. И у вас есть возможность не спеша поснимать все, что хотите.

Разбирайтесь с фотографиями сразу по приезду

Многие откладывают отбор, сортировку и обработку фото на потом. Но это неправильное решение. Как показывает практика, в таком случае снимки так и останутся пылиться на компьютере, а ведь вы так старались снять красивые и яркие фото. Поэтому точно определите для себя время, когда вы сможете заняться обработкой фотоархива, удалите лишние, выберите лучшие, обработайте при необходимости и презентуйте свои фото-впечатления от поездки. Можно выложить архив в соцсети, напечатать самые удачные снимки для фотоальбома или созвать друзей на вечеринку и устроить совместный просмотр.

А как же сделать фотографии лучше?

Советы при съемке фото

1. Не обрезайте лишнего – важных деталей зданий, частей тела людей на снимках. Все эти ноги по колено или обрезанные крыши очень режут глаз и делают фото незаконченным. Оставляйте больше пространства вокруг главного объекта.

2. Не заваливайте горизонт. Следите за параллельностью линий горизонта, он не должен отклоняться даже на несколько градусов – не заставляйте зрителей наклонять голову при просмотре ваших фото.

3. Помните про правило третей. Линия горизонта не должна проходить по средней линии снимка, лучше если она будет пролегать по верхней или нижней трети фото. А если вы фотографируете морской пейзаж, к примеру, то надо выбрать, что будет занимать большую часть кадра.

4. Избегайте «шевеленки» – так фотографы называют смазывание фото из-за дрожи в руках. Во время съемки лучше держать камеру двумя руками, а локти крепко прижимать к туловищу, можно опереться на ограду или парапет. Еще лучше использовать штатив или монопод.

5. Если хотите сфотографироваться вместе со своим спутником, то используйте автоспуск и какой-нибудь столб или подставку рядом. А вот надеяться на то, что кто-то снимет вас хорошо не стоит, обычно фото помощников выходят кривыми и с обрезанными ногами-головами.

6. «Я в кадре». Конечно же, вам захочется продемонстрировать новое платье или красивый загар, но куча снимков с вами крупным планом – это скучно, даже на фоне всемирно известных достопримечательностей. Лучше поместите себя в снимок как часть интерьера, не обязательно становиться центром фотографии.

7. Меняйте ракурсы. Например, фотографируйте сверху или снизу, взбирайтесь на ступеньки и парапеты, наклоняйтесь и подпрыгивайте. Можно сфотографироваться через окно или у окна, любуясь видом, можно даже фото перевернуть вверх ногами. Используйте отражения в различных поверхностях, силуэты, арки и тени.

8. Естественность в тренде

Натянутые улыбки и напряженные лица – это худшее, что может быть на фото. Ловите искренние эмоции и фотографируйте их. Если вы путешествуете в компании и у ваших друзей также есть фотоаппарат, попросите их время от времени снимать вас, когда вы этого не видите, и отплатите им той же монетой. Такие настоящие снимки получаются очень интересными и необычными. Если вам трудно естественно вести себя перед камерой, вспомните что-то смешное и забавное – это расслабит ваше лицо и вызовет улыбку.

9. Передавайте атмосферу стран и городов. Не зацикливайтесь на известных достопримечательностях и символах. В путешествиях всегда есть множество деталей – яркие ткани и специи на рынках, стеллажи с головными уборами, местный транспорт и конечно же люди – ищите колоритных персонажей. А еще можно использовать подручные средства – например, отражение Эйфелевой башни в зеркальных стеклах очков будет смотреться намного оригинальнее стандартного пейзажа этой достопримечательности.

10. Используйте подручные материалы

Вместо очередного фото ног на пляже можно выложить из гальки на песке какую-нибудь композицию, а будучи во Франции можно сфотографировать не лавандовое поле, а сердце из сиреневых цветов.