Как рисовать деревья карандашом. Как нарисовать ель: мастер-класс Как нарисовать хвойные деревья карандашом

Сейчас мы рассмотрим, как нарисовать сосны с помощью карандаша. Речь идет о хвойном растении. Однако, если попытаться нарисовать каждую иголочку при помощи карандаша, можно потратить неделю впустую. Таким образом можно изобразить лишь веточку сосны, укрытую шишками. Целое дерево точно не войдет на бумагу при таком подходе.

Основа

Итак, начнем поэтапное рассмотрение вопроса, как нарисовать сосны при помощи карандаша. Начнем с того, что издалека иголки не видны. Глаз человека в данном случае различает лишь контуры. Однако сосна отличается от лиственных деревьев. Далее вы узнаете, чем именно. На первом этапе, чтобы нарисовать сосну карандашом, изображаем ствол дерева. Внизу, ближе к корню, он становится шире. В верхней части ствол сужается, а после и совсем исчезает. При помощи окружностей показываем места, где впоследствии будут размещены листья.

Ветви

Переходим к следующему этапу. Издалека не видно ни листьев, ни иголочек. Однако в случае с хвойными деревьями растительность напоминает зеленые тучки. Их мы и рисуем. Переходим к следующему этапу. Рисуем тонкие ветки наших сосен. "Тучки" при этом делаем более пушистыми. На очереди следующий этап в создании картины. Добавляем немного теней, так изображение будет более естественным.

Вы уже знаете, как нарисовать сосны при помощи карандаша, однако, существует еще несколько общих советов по изображению деревьев на бумаге, которые мы сейчас подробно рассмотрим.

Главное - это сделать наше растение как можно более реалистичным. Деревья не должны иметь чётких очертаний. Если попытаться изобразить слишком много листьев и веток, работа может стать затруднительной и слишком долгой. Более живым рисунок становится при использовании возможностей света и тени.

При изображении дерева не следует забывать о линии земли. Если композиция рисунка это позволяет, то проводим ее в первую очередь. Ветки дерева лучше изображать различной толщины. При создании "тучек" с иголками важно добиться максимальной пышности, объема, легкости и живости.

Нижнюю часть основы дерева можно сделать более темной, а верхнюю осветлить, поскольку она открыта солнечным лучам. Следует также учитывать, что иголки у сосны растут с разной густотой, это необходимо показать при изображении "тучки". В создании лиственных деревьев есть свои особенности. Вот мы и разобрались, как нарисовать сосны при помощи карандаша.

Как нарисовать сосну.

Сосна -вечнозелёное хвойное дерево. и,так как ель тоже хвойная и зимой и летом одним цветом,то их часто путают. То есть я знаю,что мои ученики не видят особой разницы. А она есть. Вот сейчас и разберёмся.Начнём с урока "как нарисовать ветку сосны".

Рисовать начнём со схемы ветки. Ветвление -мутовчатое.То есть боковые веточки растут не поочерёдно,а по несколько штук из узлов.

Иголки ели -одиночные и короткие, они острые и, обычно, довольно прямые. Растут на ветке упорядоченно и ровно(как газон))). Иглы сосны растут парами, они длинные и могут быть прямыми,но это редко -обычно они дугообразные или вообще извилистые. Направление роста игл примерно одинаковое, но при этом они -кто в лес-кто по дрова -торчат нестройно.

Рисовать будем именно так, как видим - хвоя взлохмаченная? - Так и рисуем:

Не поддавайтесь искушению нарисовать иголки ровненькими и аккуратными, рисуйте как по-правде. А для этого - лучше всего иметь перед глазами не только урок "как нарисовать сосну", но и саму сосну живьём, если честно.

Когда взрослый человек или ребенок хотят попробовать себя в роли художника, нередко возникают вопросы. Часто люди предпочитают начать проявлять свой талант именно с рисунков природы. В такие моменты может появиться вопрос о том, как нарисовать сосны, березы, каштаны и другие деревья. Независимо от того, какое время года человек планирует изобразить, на рисунке всегда могут присутствовать вечно зеленые деревья - сосны.

Какие материалы понадобятся для того, чтобы нарисовать сосну?

Дабы полноценно подготовиться к рисованию сосен, необходимо иметь под рукой следующие материалы:

  • лист бумаги или альбом;
  • несколько карандашей;
  • точилку;
  • ластик;
  • образец изображения.

Если все материалы готовы, перед тем как нарисовать сосны, нужно продумать общую композицию рисунка. Это поможет обрести стимул и сотворить настоящий шедевр.

Как нарисовать сосны красками?

Если ребенок хочет попробовать себя в роли художника, мамам, папам, бабушкам и дедушкам нужно быть готовыми подсказать чаду все нюансы. Последовательность действий должна быть следующая:

  1. Для начала ребенок в своей фантазии должен представить готовое изображение.
  2. Затем следует сделать эскиз, нанеся простым карандашом будущие сосны.
  3. После этого нужно сделать рисунок более четким.
  4. Затем можно начинать разукрашивать художественное произведение красками.

Даже если у ребенка не очень получилось с первого раза, следует его похвалить за старания. В следующий раз точно все получится. А если рисунок вышел достаточно приличным, то следует поместить его в рамочку и повесить в комнате.

Как нарисовать сосну карандашом?

Взрослые люди или дети с опытом в художественном искусстве непременно захотят нарисовать сосну карандашом. Перед тем как нарисовать сосны, следует понять, в каком порядке нужно выполнять работу. Чтобы получить хороший рисунок, следует:

  1. Определить расположение сосны на изображении.
  2. Затем прорисовать контуры деревьев.
  3. Нанести на лист бумаги изображение ствола.
  4. Потом прорисовывать веточки.
  5. Изобразить иголки на ветках.

В любом случае, даже если изображение не получилось таким, как хотелось изначально, следует пробовать рисовать повторно. Лишь у настойчивых получается добиться высоких результатов.

Нарисовать сосну не так уж и сложно. Достаточно просто внимательно относиться к деталям. У тех людей, которые стремятся к достижению целей, непременно все получается, и рисунки будут ничуть не хуже настоящих произведений известных художников.

Ель? Очень сложно найти человека, который никогда в своей жизни не рисовал бы это дерево. Но если вы не знаете, как это делается, наша статья научит вас этому нехитрому делу.

Ель - символ праздника!

Ель - это которое непременно ассоциируется у всех с праздником, Новым годом! Это вечнозеленая хвойная красавица для детей становится настоящей зеленой феей, радуя их утром 1 января подарками, спрятанными под ветками. Ваш ребенок просит вас нарисовать ёлку? Или, быть может, вам нужно сделать какую-нибудь композицию с ней для детского праздника или утренника в саду?

Мы с удовольствием предоставим вам несколько простых мастер-классов, которые научат вас тому, как поэтапно нарисовать ель.

Способ № 1: сверху вниз

Первый способ, который мы рассмотрим в нашей статье, будет основан на прорисовке дерева от его вершины. Научитесь изображать такую ель. И потом для вас не составит никакого труда создать на листе бумаги целый лес!

Итак, как нарисовать ель, начиная от ее вершины? Все очень просто!

Способ № 2: снизу вверх

Первый способ изображения ели неплох, но, согласитесь, гораздо удобнее все-таки рисовать снизу вверх, а не наоборот. Так гораздо легче корректировать и планировать высоту дерева.

Как нарисовать ель снизу вверх? Сейчас покажем!


Способ № 3: проще простого!

Как нарисовать ель самым простым и незатейливым способом? Мы его знаем и обязательно поделимся с вами. С помощью этого метода нарисовать елку сможет даже маленький ребенок.


Как нарисовать ветку ели

А что делать, если вам не нужна вся елка, а необходима, например, лишь одна ее ветка? Ну что ж, мы расскажем вам и об этом. Вооружитесь карандашом и бумагой, мы приступаем!


Рисунок готов!

Теперь вы знаете, как нарисовать ветку ели самостоятельно. Вы даже сможете научить этому, например, своего ребенка.

С помощью вышеописанных способов можно ветку хвойного дерева или саму ель карандашом нарисовать, фломастерами и даже красками. Инструмент в данном случае не имеет особого значения. Рисуйте, создавайте сами и вместе с детьми.

Тип урока: урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

Технология урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.

Главная дидактическая цель урока:

Изучить основные изобразительно-выразительные средства графики как вида искусства.

Обучающие цели:

  1. Обеспечить понимание основных изобразительно-выразительных средств графики всеми учениками.
  2. Обеспечить применение полученных знаний на практике.
  3. Продолжить развитие навыков анализа формы изображаемого предмета.
  4. Продолжить закрепление понятия о композиции.
  5. Продолжить формирование навыка последовательного выполнения рисунка от общего к деталям и умения сравнивать свой рисунок с натурой.

Развивающие цели:

  1. Продолжить развитие кругозора учащихся через интеграцию естествознания и изобразительного искусства.
  2. Продолжить развитие внимания, усидчивости.
  3. Способствовать формированию умения применять графические приёмы для создания художественного образа.

Воспитывающие цели:

  1. Создать условия для эмоционального восприятия действительности.
  2. Способствовать бережному отношению к природе.
  3. Прививать художественный вкус.

План урока (45 мин.)

  • Организационный момент 0,5 мин.
  • Сообщение темы урока 0,5 мин.
  • Изложение нового материала 15 мин.
  • Закрепление знаний 4 мин.
  • Требования к работе 2 мин.
  • Самостоятельная работа 20 мин.
  • Подведение итогов 2 мин.
  • Организованный конец урока 1 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, на данном уроке мы с вами попытаемся создать образ веточки удивительного дерева средствами графики. Вспомним, что такое графика, и узнаем, что это за средства, а также попробуем применить их на практике. Но всё по порядку.

Изложение нового материала.

Итак, сегодня пойдёт речь об удивительном дереве. Конечно, это дерево не такое огромное, как, например, мамонтово дерево (слайд 2) , которое произрастает в Калифорнии (его высота достигает порой 110 метров, а диаметр ствола – 12 метров!), и не такое смешное, как баобаб из Африки, который похож на бутылку, а ветви словно корни, растущие в небо (слайд 3) . Посмотрите на изображение (слайд 4) . Это вечнозелёное, богатое смолой дерево, обыкновенно очень крупное (до 40 метров высоты), реже мелкое, иногда почти кустарник (слайд 4) . Вы уже догадались, что это за дерево? Конечно, это сосна. И всё же сосна, такая для нас привычная – это поистине удивительное дерево! Послушайте.

Сосна вышла в чемпионы растительного царства: её можно встретить за полярным кругом и на крайнем юге, высоко в горах и на равнине, в болоте, в барханных песках, на меловых обрывах и на тучном чернозёме (слайд 5) , то есть сосны рассеяны почти по всему Северному полушарию. Едва ли есть такая почва, кроме солончаков, на которой сосна не могла бы расти и развиваться. Естественно, деревья, выросшие в разных условиях, очень отличаются друг от друга (слайд 6) : сосна с чернозёма за сто лет вырастает на 25 метров, и крона у неё пышная-пышная. А вот сосенка на торфяном болоте за сто лет достигает высоты всего 1 метра, её кривенький ствол не толще пяти сантиметров.

А на этом снимке запечатлена остистая сосна (слайд 7) . Она растёт в Белых горах восточной Калифорнии. Учёные определили, что среди обследованных на сегодня во всём мире деревьев это одно из самых старых. Ему 4700 лет! Из уважения к столь почтенному возрасту дерево получило собственное имя. Его назвали “Мафусаил”.

У сосны мощная корневая система. Основа её – стержневой корень, глубоко уходящий в почву (слайд 8) . Он прочно удерживает дерево даже в штормовой ветер. Сосны не ломаются в бурю и тем более не падают, как ели, выворачивая корни.

Сосна – очень сильное дерево. Если дерево здоровое – даже короедам не справиться с ним. Михаил Михайлович Пришвин так описал битву сосны с короедами: “Как ни бились короеды с этим огромным деревом, у него на всех хватало сил, на каждый укус у него хватало капельки живицы, прозрачной клейкой смолки, обращающей каждого червяка в неподвижную мумию”.

Сосна – наша самая светолюбивая порода. Залитая солнцем, она празднична, нарядна. Один из самых, пожалуй, светлых и притом типичных сосняков – бор-беломошник (слайд 9) . Бором на Руси исстари называют сосновый – именно сосновый! – лес, а беломошником его зовут за седой покров под деревьями. Это лишайники. Любовь к свету приводит сосну на открытые места: она поселяется на опушках леса, в карьерах, на дюнах.

Сосна, несомненно, одно из самых красивых и поэтичных деревьев. И когда это корабельная роща с медно-жёлтыми стволами, будто подпалёнными вечерним солнцем (слайд 10) , и когда это дерево-шатер, одиноко стоящее на просторе, приземистое, с распахнутыми мощными сучьями, будто заломленными руками, опущенными до самой земли (слайд 11) . Её аромат, даже янтарные слёзы – всё прекрасно! Недаром сосна – одно из наиболее почитаемых и любимых деревьев у всех народов мира. На востоке её считают волшебным деревом, приносящим счастье, во многих странах она – символ долголетия и величия.

Давайте пройдём по галерее (слайды 12-16) , в ней мы полюбуемся картинами, в которых художники воспели красоту сосны. Каждая картина по-своему очаровательна!

Сегодня мы попытаемся нарисовать с натуры веточку сосны (мы же не можем принести сюда целое дерево).

Держу ветку сосны в руках, рассматриваем веточку и слайд 17 .

– Стволик веточки гладкий или нет?

– Правильно, стволик словно покрыт чешуйками. Из каждой чешуйки на укороченном побеге растут длинные иголки.

– Веточка вся покрыта иголками?

– Конечно, не вся. Оказывается, хвоя у сосны сохраняется на побегах максимум 5 лет, а потом опадает и больше на этом месте не вырастает никогда.

– А сколько иголок растет на одном побеге?

– Вы правы, обычно на одном побеге растут 2 иголки пучком, но бывает в пучке и до пяти иголок.

– Где хвоя гуще (иголок больше)?

– Да, на кончиках ветки хвоинок больше.

– Что это за утолщения на кончиках ветки?

– Несомненно, это почки и зародыши шишек.

Итак, строение веточки изучили. Теперь мы будем изображать веточку средствами графики.

Что такое графика ?

– Правильно, графика – это вид изобразительного искусства (слайд 18) . Слово “графика” происходит от греческого “царапаю, пишу, рисую”. Как и в живописи, её образы создаются на плоскости, а объем и пространство иллюзорны. По технике исполнения графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и эстамп (слайд 19) . Об эстампах мы поговорим в другой раз.Рисунок выполняется художником в одном экземпляре различными “сухими” или “мокрыми” материалами.

Карандаш, уголь, мел, сангина – это сухие материалы (слайд 20) .

Какими средствами художественной выразительности можно создать тот или иной образ?

Линия – основное изобразительное и выразительное средство графики: ею создается само изображение, иллюзия пластической формы (слайд 21) .

Штрих параллельный или перекрёстный, легкий и мягкий или энергичный и жесткий, также служит не только изобразительным, но и выразительным средством в искусстве рисунка (слайд 22) .

Пятна черного и белого также важнейшее изобразительно-выразительное средство. Пятноможно создать из линий или штрихов (слайд 23) .

Теперь решаем вопрос о композиции, то есть вопрос о наиболее красивом размещении рисунка на листе бумаге. Лист расположим вертикально. Кто мне ответит, каким изобразительным средством необходимо воспользоваться, чтобы задать расположение ветвей? Правильно, именно лёгкой линией мы планируем изображение (слайд 24) . Отмечаю, что рисунок должен занимать почти весь лист, но необходимо оставить место для последующего изображения иголок. Напоминаю учащимся о том, что, выполнив первоначальный набросок, надо обязательно посмотреть на натуру и сопоставить с ней получившееся изображение.

Работа учителя на доске.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (5 мин.).

Теперь необходимо изобразить чешуйки и короткие побеги, из которых чуть позже “вырастут” длинные сосновые иголки (слайд 26) . Чешуйки изображаем короткими штрихами.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (4 мин.).

Учителю необходимо пройти по рядам и помочь некоторым учащимся справиться с заданием.

И, наконец, пришло время нарисовать сосновые иголки. Мы выяснили, что из каждой чешуйки на коротком побеге пучком растут две иголки. Как же их нарисовать? (слайд 27) . Сначала на доске показываю приём рисования иголок мелом, а затем на листе бумаги простым мягким карандашом: приложить острый кончик грифеля к чешуйке с коротким побегом и лёгким движением руки провести один штрих, второй и.т.д. Следует помнить, что на некоторых побегах иголок уже нет, зато на концах веточки иголок много.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (7 мин.).

Подведение итогов.

Ребята, посмотрите, какие чудные сосновые ветки вы нарисовали обычным карандашом! (слайд 28) . Какие художественные средства графики помогли вам?

Ответы учащихся: линия, пятно и штрих.

Организованный конец урока.

Оборудование урока:

для учителя:

– сосновая ветка, прикреплённая к белому листу бумаги;
– графитный мягкий карандаш;
чистый лист белой бумаги формата А4 для выполнения задания учителем;
компьютерная презентация “Рисование с натуры. Ветка сосны”;

для учащихся: простой мягкий карандаш, лист белой бумаги формата А4, ластик.

Экспозиция на доске

1 – ветка сосны на белом листе бумаги;
2 – лист бумаги, на котором задание выполняется учителем в классе.

Пособия вывешиваются по ходу урока.

Литература:

  1. Ломоносова Т.М. Графика и живопись: Учебное пособие.– М.:ООО “Астрель”, ООО “АСТ”, 2002 г.
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство?– М.: “Советский художник”, 1991 г.