Как снять женский портрет в студии. Фотосъемка портрета, учимся снимать качественный портрет

Для портретной съемки удобно использовать длиннофокусные объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фиксы). У таких объективов есть ряд преимуществ перед остальными. Длиннофокусная оптика меньше искажают перспективу, что очень важно при портретной съемке. К тому же вы можете оценить глубину резкости снимаемой сцены по шкале ГРИП, отображенной на корпусе объектива. Немаловажную роль в портретной съемке играет также и светосила используемой оптики. Автофокус на светосильных объективах работает быстрее. Кроме того, полностью открытая диафрагма при съемке портрета позволяет получить снимки с очень красивым размытием фона.

Как правильно фотографировать портрет: правила съемки

При портретной съемке необходимо помнить некоторые важные правила: для придания выразительности снимку фокусироваться нужно по ближайшему глазу модели, а выдержку брать не длиннее величины 1/ (например, для объектива 85 мм - 1/85). В первом случае вы предотвратите появление неожиданно резкого носа или подбородка на общем нерезком портрете модели. Во втором - гарантированно избежите общей нерезкости снимка из-за слишком длинной выдержки. Сильный цифровой шум, образуемый матрицей при высоких значениях чувствительности, нежелателен. Используйте значения ISO в диапазоне от 100 до 400 единиц. Камеру необходимо перевести в полуавтоматический или ручной режим съемки.фокусное>

Теперь кратко ознакомимся с основными типами экспозамера, которые использует ваша фотокамера

Центровзвешенный

При таком способе замера экспозиции сначала измеряется уровень освещения всей сцены, а затем ее центральной точки. Результат - усредненное значение с учетом дополнительных данных, полученных из центральной области. Поскольку модель обычно находится в центре кадра, эта схема считывания фиксы делает центровзвешенный замер приоритетным выбором для съемки портретов.

Точечный

Точечный замер получает данные об экспозиционных параметрах лишь очень небольшой части изображения (1–5%) и игнорирует освещение остальной части сцены. Обычно эта область находится в центре видоискателя. Однако некоторые камеры позволяют выбрать для замера другие области кадра и произвести замер вне центра. Точечный замер - хороший выбор для сцен с высоким контрастом или с задней подсветкой, но при съемке портретов используйте его с осторожностью, помня о том, что он должен быть нацелен на ту область, которая будет формировать средние тона заключительного изображения.

Зонный

Зонный замер - это тип измерения, получающий данные от нескольких различных областей в пределах снимаемой сцены, чтобы рассчитать среднее значение для всего кадра целиком. Это полезно для общих сцен с низким контрастом.

Рассмотрим пример. Обратите внимание на сложное освещение и загорелую кожу модели. Применение зонного замера (Пример 1) привело к неудовлетворительному результату: часть лица оказалась сильно пересвеченной. В то же время, экспонируя снимок с использованием точечного замера (Пример 2), можно получить уже более приемлемый вариант, сопоставимый с результатом, полученным при использовании центровзвешенного замера (Пример 3). Это связано с условиями освещения, справиться с которыми вам поможет только точный выбор экспозиции. Приведенный пример не означает, что при портретной съемке нужно всегда использовать либо центровзвешенный, либо точечный замер экспозиции. Все зависит от конкретных условий освещения и особенностей цвета лица модели. Смуглая, загорелая кожа отражает меньше света, чем более светлые ее оттенки.

Пример 1. Матричный замер

Во многих случаях достичь желаемого результата можно, скорректировав экспозицию. Для увеличения общей яркости снимка необходимо произвести положительную поправку в экспозицию, а для уменьшения яркости - отрицательную.

Освещение при портретной съемке: использование вспышки

Существует распространенное мнение о том, что вспышка, используемая вне студии, делает изображение «плоским». Это так, но только если неверно использовать ее возможности. Гораздо хуже, когда именно из-за плохого естественного освещения портрет получается невыразительным и скучным.

Для иллюстрации сказанного рассмотрим следующий пример (Пример 4). Естественное освещение при пасмурной погоде достаточно унылое, что сказалось и на цветах фотографии. Однако использование даже встроенной вспышки (Пример 5) позволило подсветить глубокие тени на лице и одежде. При этом сам снимок стал более выразительным и не потерял объем. Гораздо большие возможности предоставляет внешняя вспышка, которая посредством регулировки мощности импульса позволяет аккуратно подсветить глаза модели, не пересвечивая остальные части лица. Так, как показано на примере (Пример 6).

Съемка портретов в помещении: постановка света

При съемке в плохо освещенном помещении без использования вспышки не обойтись. Внешняя вспышка позволяет направлять и регулировать мощность светового импульса. При подготовке к съемке важно правильно установить значение ISO и отрегулировать мощность импульса. Установка неверных параметров (слишком низкого ISO или недостаточно сильного импульса вспышки) может привести к нежелательному изменению цветовой температуры снимка. С другой стороны, съемка при слишком больших значениях чувствительности может привести к сильным пересветам на фотографии.

При съемке со вспышкой старайтесь использовать светоотражающие покрытия (побелка потолка, стен и т. д.). Направляйте световой импульс таким образом, чтобы на снимаемую модель попадал не прямой, а отраженный свет. Старайтесь минимизировать неизбежный эффект появления тени либо за счет сильно размытого фона (Пример 7), либо за счет изменения ракурса снимаемой модели (Пример 8).

«5 простых советов, как фотографировать …» - наша регулярная серия статей, в которой мы рассказываем, как правильно снимать те или иные объекты. Наши материалы посвящены пяти самым популярным сюжетным линиям. Мы расскажем вам, как правильно настроить камеру, и какое фотооборудование вам понадобится для получения хороших результатов.

Третью часть нашей серии мы посвящаем фотографированию людей, созданию портретов. Этот аспект фотоискусства является особенно сложным, его, безусловно, можно отнести к элитной категории фотографирования. В отличие от двух других объектов фотографирования, о которых мы уже рассказывали ( и ), ваши модели для портретной съемки могут вам сообщить, что фотография, с их точки зрения, не удалась. Поэтому очень важно выбрать правильные настройки и знать некоторые тонкости создания фотопортретов. Наши пять простых советов помогут вам в этом.

Как фотографировать людей и создавать портреты: Вовсе не обязательно снимать портреты в вертикальном «портретном» формате.

1. Используйте подходящую технику

Для съемки портретов наиболее подходящими фокусными расстояниями считаются 85 мм и 135 мм. Оба фокусных расстояния лежат в «теле-области», что обеспечивает корректное отображение пропорций. Неестественно выглядящие широкоугольные искажения почти не возникают. Большое фокусное расстояние требует большого значения открытия диафрагмы, например F1,8 или F1,4, чтобы фон получился размытым, а модель четко. Отличные портретные объективы по сравнительно невысоким ценам предлагают разные производители, например: Canon EF 85мм F1,8, Nikkor AF-S 85mm F1,8.

Конечно же, вы можете поэкспериментировать и с другими фокусными расстояниями. Используйтесь, например, ультра широкоугольные объективы, из-за соответствующих искажений ноги модели будут казаться длиннее. Если хотите создать поясной портрет или сфотографировать человека целиком, то попробуйте поработать с фокусными расстояниями 35 или 50 мм. Поэкспериментируйте с очень длинными фокусными расстояниями, это приведет к искажению перспективы, и фон визуально станет ближе к модели.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Чтобы сфотографировать человека в полный рост, используйте широкоугольные и нормальные объективы.

2. Настройте камеру

Начнем с выдержки: люди - это довольно сложные объекты для съемки, они постоянно движутся, поэтому советуем вам работать с короткими выдержками 1/125 секунды и еще короче. Иначе даже небольшие движения модели могут стать причиной размытия изображения. В условиях плохого освещения можно повысить светочувствительность (ISO) или использовать вспышку.

При этом обратите внимание на скорость синхронизации вспышки, под этим подразумевается самая короткая стандартная выдержка при включенной вспышке. Если время свечения вспышки будет короче, а вспышка при этом не поддерживает высокоскоростную синхронизацию, то на изображении появится черная полоса - тень от шторки затвора. Если хотите, чтобы фон на портретном снимке был нерезкий, раскройте диафрагму на максимум.


Как фотографировать людей и создавать портреты: При съемке портретов особенно важна постановка света. Мягкий свет будет для вашей модели наиболее выигрышным.

3. Правильная подготовка

Важно! Поговорите со своей моделью. Наш основной совет - планируйте фотосессию заранее, объясните модели, что и как вы планируете фотографировать. Важно договориться даже о таких мелочах, как команды «направо», «налево» - чтобы ваша модель сразу понимала, имеете вы в виду справа от себя или от нее. Прорепетируйте заранее сложные моменты, попросите модель изобразить разные эмоциональные состояния (в зависимости от цели фотосессии), например, высокомерие, печаль или задумчивость. Если у вас достаточно времени, снимайте два кадра подряд, иначе (в худшем случае) может оказаться, что на одном снимке модель моргает, и фотография будет безнадежно испорчена. Профессионалы обычно заранее создают эскиз фотографии, на котором они изображают выражение лица, позу модели и постановку света.

Еще один важный аспект (вряд ли вас это удивит) - это свет. Небольшие источники света, такие как системные вспышки и солнце дают очень жесткий свет, который может подчеркнуть недостатки внешности. Поэкспериментируйте с искусственным светом, используйте рассеиватели света, например, студийный зонт или софтбокс. При fashion-съемке вы можете использовать рефлекторы для жесткого света, например, портретную тарелку Beauty Dish или обычный отражатель - выбирайте по своему вкусу. При съемке на открытом воздухе лучший мягкий свет солнце дает поздним утром или вечером. Можете провести фотосессию и при дневном освещении, например, в тени дерева, направляя свет большим складным отражателем.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Фрагментарное кадрирование по принципу «только лицо» концентрирует внимание зрителя именно на лице модели.

4. Правильно компонуйте кадр

Как и в любом направлении искусства в фотографировании людей нет «правильного» или «неправильного» - правда, если вы, не снимаете фотографии на паспорт. Съемка художественных портретов дает гораздо большую свободу творчества. Классический портрет принято снимать в вертикальном, «портретном» формате. Но горизонтальный формат (так называемая «альбомная ориентация») тоже вовсе не запрещен, он дает возможность лучше показать фон.

Но что важно в 99% случаев при съемке портретов - это правильный фокус. Всегда фокусируйтесь на глазах модели, или, по крайней мере, на ближайшем к зрителю глазе. Главное правило - изменяйте значение диафрагмы, пока все показатели не будут вас устраивать. Так как этот параметр зависит от ситуации, то есть фокусного расстояния и расстояния до объекта, то мы не сможем вам посоветовать точную величину. Просто поэкспериментируйте.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Взгляд камеры сверху вниз создает впечатление, что модель изображает покорность.

Одна из самых распространенных ошибок новичков - неправильное кадрирование: обрезанные локти, голени и пальцы выглядят странно, это касается и ситуации, когда модель держит руки в карманах. Предложите вашей модели, например, скрестить руки на груди (поза решительности), поднять руки на уровень лица (уязвленное выражение) или пусть он или она возьмет что-нибудь в руку.

Также важную роль играет перспектива. Если вы снимаете снизу вверх (съёмка с нижней точки), то ваша модель будет выглядеть доминирующе, а при съемке с верхней точке человек выглядит слабым и зависимым. По этой причине детей лучше фотографировать на уровне глаз, для этого можно опуститься на корточки.

В заключение мы ответим на еще один часто задаваемый вопрос: бывают ли фотогеничные люди? Если отвечать в двух словах, то - да, бывают. При съемке некоторых моделей кажется вообще неважным, какой источник света, какая перспектива - они на фотографиях получаются отлично в любом случае. Другие хорошо выглядят, если их снять в фас, фотографии в профиль получаются не очень. Фотогеничность - это уровень сложности поставленной задачи для фотографа, а задачи нужно уметь правильно решать. Начиная работать с новой моделью, попробуйте сфотографировать ее в разных позах с разным выражением лица. Создание красивого портрета полностью зависит от фотографа, то есть от вас.

Обожаю портретную фотосъёмку! И, я уверен, многие из вас тоже являются почитателями этого жанра фотографии. Портрет является одним из самых трудных, но в тоже время и самым увлекательным и многогранным видом фотографии. И, чтобы снять не просто идеально качественный, отретушированный портрет, а запечатлеть душу человека, его эмоции, важно уловить нечто большее, чем простое сходство.

Осуществляя портретную фотосъёмку, следует знать не только как можно больше технических тонкостей и нюансов, но и уметь выразить характер и индивидуальность человека, а также иметь собственное творческое видение.

С помощью этих 20 советов, я надеюсь, вы сможете улучшить свои навыки портретной фотосъёмки и превратить процесс создания хорошего фотопортрета в настоящее искусство.

Гениальный фотограф Анри Картье-Брессон известен тем, что умел моментально распознать значимость происходящего и запечатлеть любую сцену в её самый пиковый момент, «решающий момент», как он это называл. Нажать на затвор в нужный, решающий момент, когда всё на своем месте, это залог не только хорошего портрета, но и любой другой фотографии.

Момент, который максимально сможет раскрыть характер, чувства и индивидуальность человека. Помните, что самые интересные выражения лица появляются в долю секунды и так же внезапно исчезают, поэтому всегда будьте предельно внимательны, чтобы вовремя распознать их и успеть «схватить».

Тело имеет свой язык, поэтому поза человека очень важна в портрете. Ведь именно по самой позе, положению рук и ног человека, изображённого на портрете, мы судим о его настроении и характере. Любая поза, будь то снимок крупным планом, бюстовый портрет или фото в полный рост, начинается с постановки ног, так как именно правильное положение ног определяет нужное общее положение всего тела человека.

Идеальным вариантом считается, если объект съёмки стоит перед камерой не прямо, а слегка повёрнут под небольшим углом, а вес тела перенесён на дальнюю от камеры ногу. В такой позе человек выглядит естественнее и стройнее.

Руки могут, как и оживить позу человека, раскрыть определённые черты его характера, так и непоправимо испортить портрет. Если рукам отводится одна из главных ролей в фотопортрете, то следует учитывать, что они будут выглядеть тоньше, изящнее и элегантнее, если будут расположены выше уровня талии, кисти слегка направлены вверх и развёрнуты к камере боковой стороной, а запястья слегка согнуты. Такое положение рук является наиболее приятным для глаза и ваши клиентки непременно это оценят.

Положение головы в фотопортрете имеет одно из решающих значений. Учитывая форму лица модели в фас и в профиль, постарайтесь найти наиболее выигрышное положение головы. Старайтесь избегать как чрезмерного разворота или наклона головы, так и прямой съёмки анфас.

Чтобы на фото был виден чёткий нижний контур лица, изображение было объёмным и не было симметрии, придерживайтесь следующего положения головы: подбородок слегка поднимается, голова подаётся немного вперёд, поворачивается в сторону и наклоняется. Следите, чтобы все эти повороты и наклоны производились в разумных пределах и сохраняли естественность и непринуждённость позы.

Я выкатился из постели и сделал два снимка на свою веб-камеру. Обратите внимание как они отличаются между собой при небольшом повороте и наклоне головы.

Если есть сомнения, по поводу того, какую схему освещения выбрать, применяйте классическое и простое «Рембрандтовское» освещение, которое способно подчеркнуть не только скульптурные черты лица, но и цвет, и текстуру кожи. Поместив осветительные приборы, как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, под углом 45 градусов к объекту фотосъёмки, вы сможете достичь эффекта классического портрета в самые кратчайшие сроки.

Хотя лично я использую эту схему освещения, когда у меня нет времени или я заранее не знаю, как выглядит клиент, а также в других непредвиденных ситуациях. При такой постановке света следует убедиться, что тень от носа падает на щеку, образуя треугольник, а глаз на теневой стороне лица имеет блик, иначе на фото глаза будут казаться пустыми и безжизненными.

Фэшн-фотограф, Виктория Джексон (Victoria Will Jackson), показывает пример освещения стиля Рембрандта на семинаре. Еще один свет с черным фоном. (Фото Daniel Sone)

Чтобы ваша съёмка проходила легко и быстро, спланируйте всё до мелочей заранее. Составьте чёткий план, определите место, оговорите с клиентом все детали съёмки, проверьте и установите оборудование, придумайте несколько идей, создайте на съёмочной площадке непринуждённую обстановку, чтобы клиент чувствовал себя легко и расковано.

Тщательное планирование поможет вам избежать любых технических проблем и неприятных сюрпризов, и, поскольку вы будете готовы к самому неожиданному сценарию, вы точно не упустите нужный момент.

В большинстве случаев я работаю соло, но в некоторых ситуациях услуги ассистента просто необходимы. Согласитесь, достаточно удобно иметь под рукой , который будет удерживать отражатель света, следить за техникой, помогать выстраивать позы, поправлять что-то, отслеживать имена людей, которых вы снимаете и выполнять множество других ваших поручений. Так вы сможете лучше сосредоточиться на своей основной ​​работе, и вам не нужно будет в ходе важной съёмки отвлекаться на многие мелочи.

Даже простое держание отражателя может оказаться огромной помощью для фотографа. (Фото Daniel Sone)

Совет 8 — Установите нужную глубину резкости (DOF)

Во время портретной съёмки глубина резкости имеет одно из ключевых значений. Именно она позволяет подчеркнуть главное в портрете и скрыть второстепенное. Вам не обязательно уметь выполнять все сложные математические расчёты, чтобы высчитать точную глубину резкости для каждого снимка, но вы должны иметь хорошее представление о том, что именно влияет на резкость и как её можно изменить.

Вы должны знать, как значения установленной диафрагмы и расстояние от камеры до объекта влияет на ГРИП, чтобы, регулируя дистанцию, правильно выбрать каким объективом, длиннофокусным или широкоугольным, лучше снимать в той или иной ситуации.

Главное в портрете это сам объект съёмки, поэтому всегда старайтесь отделить его от фона. В портрете не должно быть никаких отвлекающих элементов заднего плана. Помните, что человеческий взгляд непроизвольно привлекают яркие цвета, текст, человекоподобные формы и фигуры, поэтому лучше держать их вне кадра, чем потом заниматься ретушированием. Так как при съёмке на улице фон очень редко бывает однородным, внимательно следите, чтобы деревья и другие подобные предметы не “росли” из головы клиента.

Помните об этом каждый раз, когда имеете дело с глянцевыми или отражающими поверхностями, такими как очки, полированная мебель, зеркала и окна. Если всё же не удаётся избежать блестящих поверхностей в кадре, то, чтобы уменьшить блики от них, следует наводить камеру не перпендикулярно отражающей поверхности, а под определённым углом. И хотя вы можете использовать такие блики для создания художественного эффекта, помните, что, как правило, они значительно отвлекают внимание от самого объекта съёмки.

Хотя я использовал Стрипбокс, у меня получился основной свет почти перпендикулярно камере, поэтому я переместил отражатель как можно дальше от глаз,насколько это было возможно. (Фото Daniel Sone)

Подбирайте цветовые отношения в соответствии с темой и целью вашей фотосессии. Различия в оттенках, насыщенности и светлоте могут быть достигнуты путём регулирования местоположения и степени яркости осветительных приборов, изменением фокусного расстояния или угла съёмки, настроек камеры и т.д. Повышая или понижая контраст изображения и насыщенность цветов, вы можете не только изменить внешний вид портретируемого, но и полностью изменить сообщение, которое пытаетесь донести зрителю.

Обратите внимание на резкое изменение контрастности, а также на общее настроение путем простого изменения расположения источника освещения. Обратите также внимание как поменялся контур лица(Фото Daniel Sone)

Если глаза видны в кадре, они обязательно должны ловить свет и иметь блики. Без бликов глаза на фото выглядят “мёртвыми”. Обязательно убедитесь, что хотя бы в одном глазу вашей фотомодели есть блик, это не только сделает глаза ярче, но и в целом оживит весь снимок.

Даже если ваша цель ‒ передать пустой, безжизненный взгляд, присутствие света в глазах также необходимо. Имейте в виду, что форма, размер и положение самого светового блика в глазах имеют решающее значение при передаче настроения и характера человека.

Этот крупный план показывает как блик подчеркивает и привлекает внимание. (Фото Daniel Sone)

Я имею в виду не медицинскую аптечку с бинтами, марлей и лекарствами, а что-то типа косметички для нужд клиента. Ведь во время портретной съёмки у нас не всегда есть возможность пригласить визажиста или парикмахера. Поэтому просто необходимо иметь при себе своеобразную “аптечку” с вещами, которые могут оказаться полезными в нужный момент, особенно при выездной фотосъёмке.

Ваш набор должен включать в себя небольшое косметическое зеркало, резинки или заколки для волос, английские булавки, салфетки для лица, одноразовые расчёски, влажные гипоаллергенные салфетки и прочие мелочи, при помощи которых вы можете быстро устранить блестящие лбы и носы, зафиксировать непослушный локон или даже освежиться в жаркие дни.

Она была благодарна мне за то, что у меня оказалось под рукой маленькое зеркальце и расческа. Ее сумочка с комплектом макияжа была в машине в более 75 метрах от съемки. (Фото Daniel Sone)

Совет 14 — Что ещё должно быть в сумке фотографа

Вам также понадобится и небольшая медицинская аптечка, особенно, если фотосессия проходит в парке, лесу или на пляже. На такие съёмки я обязательно беру с собой защитный крем от солнца, спрей или другое средство от укусов насекомых.

Для своего фотооборудования я ношу пластиковые пакеты (в случае дождя), запасные батарейки, пустые карты памяти, скотч, очистители линз и всякие другие фото штучки. Если вы работаете в одиночку, все эти вещи просто необходимо всегда держать под рукой.

Позирование для портрета достаточно быстро утомляет любого человека, так что старайтесь не затягивать съёмку и проводить её быстро и оперативно. Во время выездной фотосессии иметь своё снаряжение, особенно объектив, вспышку, или штатив где-то “там” ‒ в машине, например, это почти то же самое, что не иметь его вовсе.

Ведь когда в самый разгар съёмки вдруг оказывается, что вам нужно бежать куда-то за нужным объективом, это не только отбирает у вас драгоценное время, раздражает клиента, но и может полностью перечеркнуть весь день съёмки. Быть готовым это значит не только иметь что-то вообще, а иметь это под рукой в нужный момент.

Совет 16 — Получите соответствующие разрешения и подпишите контракт

Клиенты ожидают от фотографов некой доли магии и волшебства, особенно когда они думают, что всё можно легко исправить с помощью программы . Каждый раз, когда вы приступаете к работе, заключайте контракт, в котором чётко прописано, будете ли вы применять ретушь, какой её вид и сколько времени это займёт. Это фактор, который в определённой мере влияет и на ценообразование.

Заранее побеспокойтесь о том, чтобы у вас были соответствующие права и разрешения для фотосессии в том месте, где вы планируете проводить портретную съёмку. Даже некоторые общественные парки требуют разрешения использовать свою территорию для профессиональной фотографии или других целей за пределами «нормального использования» (что бы это ни значило). Да, и ещё, контракт следует подписывать перед началом работы.

Кроме контракта, попросите, чтобы ваша модель подписала специальную форму, которая называется “модель релиз”, особенно если вы планируете использовать её изображения для других целей, например, рекламы, фотовыставок, иллюстраций книг, журналов и т.д. Договор с моделью является одним из самый главных документов для фотографа, который проводит постановочные фотосессии с участием фотомоде лей.

Всегда старайтесь произвести впечатление уверенного в себе и своих действиях профессионала, даже если на самом деле вы так же нервничаете, как и ваша модель. Если человек почувствует, что вы сомневаетесь в том, что делаете, он не сможет вам доверять и на съёмочной площадке воцарится напряжённая атмосфера нервозности и весь процесс фотосъёмки будет сплошным мучением, как для вас, так и для вашего клиента. Будьте чутким, дружелюбным и целеустремлённым.

С первых минут постарайтесь расположить человека к себе, поговорите о чём-то, что представляет взаимный интерес для вас обоих. Во время увлекательного разговора портретируемый обычно забывает о камере и ведёт себя более расковано и непринуждённо, и вам останется всего лишь “схватывать” наиболее интересные выражения его лица каждый раз, как только они появятся.

Правило третей, правило золотого сечения, правило правой руки, правило динамической симметрии и т.д. Это вещи, которые необходимо досконально изучить и освоить, прежде чем их нарушать. В противном случае, ваши снимки будут выглядеть просто глупо и нелепо, даже для неопытного глаза.

Не существует абсолютного правильного или неправильного способа делать хороший портрет, но есть правильный и неправильный способ нарушения правил портретной фотосъёмки. Если вы хотите снимать не по правилам и законам фотографии и выглядеть крутым, нестандартным фотографом, делайте это грамотно.

20. Избавьтесь от лишнего

Если какое-то фото оборудование или ассистенты мешают вам, избавьтесь от них! Всё лишнее будет только препятствовать вашему успеху. Многие из лучших портретов сняты простыми камерами с минимальным дополнительным фотооборудованием при дневном свете.

Так что не думаю, что, для того, чтобы получить удачный фотопортрет, вам в обязательном порядке нужно иметь самую новую и самую навороченную камеру с кучей всяких дополнительных прибамбасов. Будьте проще, ведь чем меньше сложной аппаратуры окажется у вас под рукой, тем лучше вы сможете сконцентрироваться на самом человеке.

Противень и алюминиевая фольга. Один свет в гостиной. Стиль Рембрандта. (Фото Daniel Sone)

Помните и пользуйтесь

Запомните эти 20 советов и постарайтесь применить их на практике, когда будете проводить вашу следующую портретную фотосъёмку. Некоторые из них смогут в значительной степени повлиять непосредственно на качество ваших снимков, в то время как другие имеют отношение к организационным моментам и призваны повысить эффективность вашей работы и продемонстрировать ваше чуткое отношение к клиенту. Всё это в целом поможет вам стать действительно хорошим портретным фотографом.

Портретная съемка сильно отличается от всех прочих видов фотографии. Чтобы вы освоили и этот формат, собрали для вас 6 правил портретной съемки для начинающих, которые не дадут совершить самые частые ошибки.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.
Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза, …). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.

4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.
От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и “заглянуть” в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.

Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.

В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.

Съемка портрета является одной из популярнейших тем. Все хотят получить профессиональные кадры, но многие считают, что этому мешает их оборудование. Дешевый комплектный ("китовый") объектив может быть сдерживающим фактором, но его следует рассматривать скорее как вызов (смогу ли я?), чем ставить крест на хороших снимках. Есть много методов, когда фотограф может получить отличные портреты, используя китовый объектив. Давайте рассмотрим некоторые из них.

В самых общих чертах, в портретной фотографии целью снимка является лицо человека, в частности, наибольшее внимание уделяется глазам. Другие популярные методы включают в себя ограничение глубины резкости для того, чтобы получить слегка размытый, не отвлекающий внимание фон, а фокус сосредоточить на лице. Это ни в коем случае не догма (снимайте так, как вам нравится), а просто преобладающий способ, которым любят пользоваться фотографы при съемке портретов. Для нашего краткого урока мы полагаем, что вы будете следовать этому общему правилу.

Примечание: иногда, например, в поездке, вы захотите включить в кадр и окружающую обстановку, чтобы можно было понять, где вы находитесь. Мы не рассматриваем здесь подобные случаи, так как в уроке речь идет о портретных фотографиях, где центром внимания является человек, а не место, где он находится.


Акцент на глаза (или ближайший глаз при необходимости)

В портретной фотографии принято всегда фокусироваться на глазах человека. Глаза - зеркало души, и этим все сказано! Это означает, что они должны быть всегда резкими. Если вы снимаете человека с поворотом головы на широко открытой диафрагме, то фокусируйтесь на ближайший к камере глаз. Однако, при использовании китового объектива это, скорее всего, не будет проблемой, так как данный объектив не имеет такой широкой диафрагмы. Оба глаза, вероятно, попадут в глубину резко изображаемого пространства при диафрагме f/3.5 - f/5.6.

Поговорим о боке

Далее в этой статье пойдет разговор о методах, позволяющих достигнуть приятного боке при использовании китового объектива. Это требует комбинирования нескольких техник, так как китовые объективы уступают в светосиле более дорогим фикс-объективам, а также имеют небольшое фокусное расстояние, в отличие от телеобъективов. Поэтому эффект будет менее выражен.

Откройте диафрагму

Китовые объективы, как правило, имеют ограниченный диапазон открытия диафрагмы, то есть вы не сможете открыть ее также широко, как у более дорогих объективов. Используйте самую широкую диафрагму, которую может дать ваш объектив (обычно в диапазоне f/3.5 - f/5.6). Это поможет вам достичь эффекта боке на заднем плане и удержать внимание на человеке.


Используйте максимальное фокусное расстояние

Самые популярные китовые объективы имеют фокусное расстояние примерно от 18 до 70 мм (Nikon 18-70 mm или Canon 18-55 mm, например). Вам нужно использовать максимальное значение фокусного расстояния. Это позволит устранить искажения, которые появляются при съемке портрета на широком угле, а также, в сочетании с предыдущим советом, поможет размыть фон.

Подойдите ближе

Снимайте более крупным планом. Подойдите ближе к объекту съемки, чтобы даже обрезать некоторые части головы в кадре. В сочетании с максимальным фокусным расстоянием и открытой диафрагмой это также поможет создать эффект боке на фоне.

Держитесь подальше от фона

Если это возможно, убедитесь, что фоновые объекты находятся достаточно далеко. Это позволит достичь неплохого боке, а также устранить отвлекающие элементы на заднем плане.

Выбирайте однородный фон

Если вы хотите, чтобы главным объектом внимания на вашем снимке оставался человек, старайтесь выбирать фон для фотографии без ярких отвлекающих деталей. Хотя это бывает не всегда возможно, необходимо стремиться свести к минимуму наличие посторонних и отвлекающих внимание элементов. Тогда все внимание зрителя будет сосредоточено на человеке в портрете.

Если вы будете внимательно следовать этим советам, то сможете сделать хорошие портреты с комплектным объективом. Несмотря на некоторые ограничения они вполне способны дать хорошие результаты.