Как выглядит картина черный квадрат. Что означает «Чёрный квадрат» Малевича? Цель и ее достижение

Черный супрематический квадрат хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно является своеобразным манифестом супрематизма - художественного направления, созданного одним из самых известных в мире русских художников Казимиром Малевичем.

Об авторе

Малевич Казимир Северинович родился в Киеве в 1879 году, а скончался в Ленинграде в 1935 году. Созданное им течение супрематизма стало одним из первых направлений в абстрактном искусстве новейшего времени. Уже в одиннадцатилетнем возрасте будущий художник увлекся рисованием, и в течение нескольких лет учился в рисовальной школе. Его ранние работы очень близки к импрессионизму и фовизму. Переехав в столицу, Малевич недолгое время занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже в 1907 году он принял участие в выставке Московского товарищества художников. Именно эта экспозиция и стала первым крупным мероприятием для будущего создателя «Черного квадрата».

Во время путешествия в Париж мастер восхищался кубическими произведениями знаменитого Пабло Пикассо. Затем он стал членом группы «Алмазный нож», возглавив тем самым русское течение кубизма. Однако, уже в 1913 году появляются первые работы художника, выполненные в весьма специфичном абстрактно-геометрическом стиле, который и получил название супрематизма. Квадрат Малевича прославил художника, да и сам мастер называл его своим лучшим творением.

Что такое супрематизм?

В переводе с латинского языка это название означает «наивысший». Творчество художника всегда стремилось именно к высшему своему проявлению, Мастер не представлял себя в роли примерного последователя, он мыслил себя ярким революционером от искусства.

Такое направление, как супрематизм, стало одной из разновидностей абстракционизма. Собственно, основными характеристиками течения являются простейшие геометрические очертания: квадраты, круги, прямоугольники и прямые линии. Комбинации разных фигур плюс обилие всевозможных цветов и позволяют приверженцам супрематизма создавать невероятно яркие и такие неоднозначные произведения. Стоит отметить, что это направление в СССР было использовано не только в живописи, но также в дизайне и архитектуре.

О знаменитом полотне

Черный квадрат - это своеобразный символ обновленного понимания смысла творчества в XX веке. Малевич хотел создавать произведения, которые были бы не повторениями когда-то возникавших идей и образов, а самобытным творческим открытием. Своей картиной мастер словно бы закрыл всю историю искусства за прошедшие века.

Полотно, которое находится в Третьяковке, было создано в 1915 году. Впервые оно было представлено публике в тот же год на знаменитой выставке «0, 10». Размер картины составляет 79,5 х 79,5 сантиметров. Масло послужило прекрасным средством для написания работы, удивляющей простотой и многогранностью скрытых смыслов одновременно. Картина вот уже почти целое столетие вызывает немало споров и обсуждений. По замыслу мастера, это творение является частью триптиха, в который входят также «Черный круг» и «Черный крест». Этот триптих призван был демонстрировать, как можно использовать базовые возможности цвета и композиции.

Картина Малевича представляет саму основу цвета - белый и черный, а также основу формы - квадрат. Черные тона вызывают ассоциации с полным отсутствием цвета, а белые, в свою очередь, являются своеобразным слиянием всех цветов спектра.

Следует отметить, что искусствоведы сходятся во мнении, что этот холст не представляется возможным оценивать с позиции стандартных подходов к живописи. Работу невозможно назвать красивой или же некрасивой, она не вызывает стойких ассоциаций нравится либо не нравится. Здесь важна идея, ценность которой в новизне.

Удивительное и удивляющее произведение появилось под воздействием бессознательного, как то неоднократно отмечал сам Малевич.

Увидеть это неоднозначное полотно можно в здании на Крымском валу, 10, в шестом зале. Третьяковская галерея приобрела работу в 1929 году из Музея живописной культуры. Картину можно увидеть на фото в многочисленных художественных альбомах, издаваемых по всему миру.

Кто нарисовал «Черный квадрат» известно даже людям, далеким от искусства. Она стала своеобразным антиподом профессионализма и художественной ценности, а также сюжетом многих анекдотов. На самом деле речь идет о совершенно уникальном явлении в творческом мире и «Черный супрематический квадрат» (настоящее название картины) далеко не так прост, как кажется простому обывателю. В чем смысл Черного Квадрата Казимира Малевича до сих пор неизвестно доподлинно, но существует много интересных теорию, в которых попробуем разобраться вместе.

История создания и возможные теории

Автор «Черного Квадрата» - нашумевшего произведения, будоражившего умы и по сей день, - Казимир Северинович Малевич. Длительные поиски и открытия нового направления принесли свои плоды и именно Малевичу приписывают разрушение традиционных устоев. Теперь нет привычных форм, цветовых сочетаний и пропорций «золотого сечения». Выставка картин с футуристическим названием «0,10» (ноль-десять) принесла ему мировую славу и подарила известность «Черному квадрату». Открытием стало не только превосходство простых линий и фигур (основными считается три: квадрат, круг и крест), но и глубинный смысл. Следует отметить, что супрематическое движение стало настоящим прорывом и открыло новый взгляд на традиционное искусство. Впоследствии увидела свет и книга «Черный квадрат» Казимира Малевича, в которой автор нагнетает еще больше таинственности и не дает объяснения своему произведению. Вместе с тем, существует несколько заслуживающих внимания теорий, связанные с созданием произведения.

Теория 1: скрытый смысл

Самое простое объяснение столь необычному произведению - художник просто закрасил черной краской неудавшуюся картину. В пользу этого можно привести разноцветные «прожилки», проступающие на фоне полотна. Многочисленные исследования специальными приборами с целью обнаружения подлинной картины под черным фоном проводятся до сих пор, но результата пока не дали. Реставрацию самой картины и восстановление якобы существующего нижнего изображения не разрешают проводить искусствоведы. Впрочем, их намерения как раз и ясны, ведь в случае обнаружения другой картины, цена картины «Черный квадрат» будет весьма сомнительной.

Теория №2: эволюция футуризма

Увлекаясь теориями кубизма и основав собственное направление - супрематизм, автор своим произведением воплотил в жизнь идею полного формализма. Манифест Малевича «Черный квадрат»- отказ от содержания и баланс четких форм. Такое явление искусства дано понять не каждому, но и последователей у него хватает. Это произведение даже называют «вершиной достижения беспредметного искусства», что подчеркивает полный отрыв изображения от реальности и отсутствие любого художественного посыла.

Теория №3: психологический прием

Подобная манипуляция сознания успешно используется во многих сферах современной жизни. Впоследствии даже появился термин «Эффект квадрата Малевича». Его суть - любой человек поддается влиянию общественного мнения и не может сознательно определить ценность того или иного предмета, как и распознать правду и ложь. Чем знаменит «Черный квадрат» Малевича? По аналогии с «голым королем», суть и смысл этой картины определяется не задумкой художника и даже не используемыми пропорциями, перспективой и цветом, а исключительно мнением других. В этой роли выступают художественные критики, которые нашли в ней больше смысла, нежели было заложено изначально.

Кстати, в пользу этой теории говорит и то, что изначально выставка не имела столь оглушительного успеха. Только с назначением Малевича на должность народного комиссара ИЗО в 1929 году его картины стали широко известны и популярны. Таким образом, художник в буквальном смысле заставил признать свое творчество, пусть даже и путем злоупотребления служебным положением.

Теория №4: вызов религии

Поводом к такому мнению стало расположение картины. Выставка включала 49 произведений художника, а знаменитый «Черный квадрат» входил в состав триптиха, в котором также были круг и крест. Вместе с тем, картина висела в «красном углу», где по православным обычаям располагалась икона. На этот момент обратили внимание все критики, поэтому и назвали «Черный квадрат» новой иконой грядущего века. Известно, что Малевич активно поддерживал идеи коммунизма и занимал руководящие должности при новой власти. Именно это в полной мере и способствовало его популярности.


Теория №5: мистическое озарение

Сам автор на вопросы о создании своей картины отвечал, что действовал бессознательно, практически в трансе. Так ли это на самом деле, неизвестно, но большинство людей сходится во мнении, что есть в этом произведении некое таинственное притяжение. Многие видят в глубине другие фигуры, причем ни одна из них не окрашена в черный цвет. Кроме того, особо впечатлительные люди плохо себя чувствуют рядом с полотном, испытывают приступы паники и беспричинного страха. Утверждать мистические истоки сотворения и тайный смысл, что означает «Черный квадрат» Малевича очень сложно, а вот списать все на психологическое воздействие, описанное ранее, намного разумней. Не зря ведь много людей восторгаются этим полотном, ну не может же быть это обычный квадрат!

Интересно, что «Черный квадрат» по сути - неправильное определение. Форма отображенной геометрической фигуры неправильна, ведь ни одна сторона не является параллельной противоположной. Кроме того, при написании картины черный цвет не использовался вообще. Необходимый оттенок был получен смешением красок разных тонов. Именно поэтому на полотне отчетливо виден эффект кракелюр (верхний растрескавшийся слой краски) под которым проглядывают разноцветные полосы.

Интересный факт о «Черном квадрате»:

Известно, что Малевич был далеко не первым художником, позиционирующим подобный минимализм в искусстве. Первооткрывателями можно назвать сразу несколько авторов:

  1. Роберт Фладд в 1617 году написал картину «Великая тьма», которая также выполнена в виде черного квадрата.
  2. В 1843 году появилось произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» художника Берталь.
  3. В 1854 году - «Сумеречная история России».

Предшественниками также можно назвать юмористические зарисовки «Ночная драка негров в подвале», датированная 1882 годом и ее откровенная пародия «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1893 год). Не менее интересным опусом стало создание полотна «Философы ловят кошку в темной комнате» французского журналиста Альфонса Алле (1893 год). Как уже можно догадаться, все вышеописанные полотна представляют собой прямоугольник черного цвета.

Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича?

Оригинальное полотно меняло много владельцев, но сейчас принадлежит фонду Третьяковской галереи. Выкупил и передал в собственность ее влиятельный и очень богатый российский меценат. Считается, что стоимость полотна составляла 1 млн. долларов. Сколько стоит «Черный квадрат» Малевича? По данным международного аукциона «Сотбис» стоимость составляет более 20 млн, но его художественная ценность просто неизмерима.

Кстати, всего Казимир Малевич создал четыре полотна «Черного квадрата».

Категория

Эксперты раскрыли секрет знаменитого произведения искусства, обнаружив две скрытые картины под работой Казимира Малевича "Черный квадрат" .

Знаковой картине, написанной в 20-м веке, исполнилось в этом году 100 лет. Во время международной конференции в Москве специалисты представили новые открытия.

"Было известно, что под изображением "Черного квадрата" существует некая другая нижележащая картина. Мы обнаружили не одно изображение, а два ", - рассказала Екатерина Воронина, научный сотрудник Третьяковской галереи.

Картина "Черный квадрат" Малевича

Открытие сделали около месяца назад, что было подтверждено рентгеном и микроскопами, которые показали существование других красочных слоев краски между трещинами в черном квадрате.

Многие десятилетия произведение Малевича восхищала поклонников искусства и посетителей галереи, пытавшихся понять привлекательность картины, которая выглядит так просто.


Сам художник был озадачен конечным результатом своей работы. "Я не мог ни спать, ни есть, и пытался понять, что же я сделал - но не мог " , - сказал он.

Смысл картины "Черный квадрат" Малевича

Смысл "Черного квадрата" также был раскрыт. Исследователи заявили, что смогли, наконец, расшифровать надпись на картине, которая, как считается, была сделана рукой художника.

Она гласит: "Битва негров в темной пещере ". Однако они добавили, что практически уверены в этом, несмотря на то, что остались нерасшифрованными три буквы между "н" и "ов".

Судя по всему, это ссылка на более раннее произведение черного квадрата "Битва негров в темной пещере глубокой ночью " французского писателя и юмориста Альфонса Алле, написанного в 1897 году. Если это так, то картина Малевича является своего рода диалогом с французской картиной.

Казимир Малевич, который являлся основоположником геометрического абстрактного искусства в начале 20-го века, основал направление в искусстве известное, как супрематизм в 1913 году.


Картина "Черный квадрат", которая представлена в Третьяковской галерее, была написана в 1915 году. Позже Малевич создал еще две версии.

Второй "Черный квадрат" является триптихом, в составе которого также есть "Черный круг" и "Черный крест".

Картина была частью триптиха

Картина была частью триптиха, куда также входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Были на выставке и другие работы автора (около трех десятков), но, конечно, все они затерялись на фоне «Черного квадрата»: скандальное полотно висело на самом видном месте — по принципу «красного» угла, где в избах размещались иконы. Есетственно, многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест.

Созданию «Черного квадрата» предшествовал период опытов и поисков

Созданию «Черного квадрата» предшествовал период опытов и поисков. Русский авангард раздирали многочисленные новые художественные направления. Малевич работал одновременно в кубизме, футуризме и «заумном реализме», пока не дошел до супрематизма. Метод последнего состоял в том, чтобы взглянуть на землю извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией.

Образ черного кварата как символа впервые появился в опере Матюшина

Образ черного кварата как символа впервые появился в опере Матюшина «Победа над Солнцем», для которой Малевич создал эскизы декораций и костюмов. Тогда изображение означало пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.


Сцена из постановки «Победы над Солнцем» — реконструкции, выполненной Театром Стаса Намина

Позднее к выставке «0,10» в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной» Малевич использовал образ черного квадрата для создания картины. Художникам была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Малевич расписался на 39 полотен, которые заняли отдельный зал.

Конечно, как это часто бывает, помимо официальной версии создания картины, есть байки. Так вот, Малевич, якобы не успевал дописать картину к выставке, и поэтому сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» Правда это или нет, мы уже не узнаем.

Кстати, недавние исследования специалистов Третьяковской галереи говорят о том, что под черным квадратом изображены цветные сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Сделав рентгенограмму картины, эксперты увидели на холсте также отпечатки пальцев Малевича (что естественно) и три слова, два из которых прочитаны сотрудниками музея как «Битва негров…», третье разобрать трудно. Фраза отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 году, — произведению, которое Малевич никогда не видел.


Что обнаружили под «Ч ерным квадратом «

Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата»

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата». Сейчас, помимо оригинала 1915 года, известны еще три варианта, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Первая копия была сделана в 1923 году для биеннале в Венеции (сейчас хранится в Русском музее), вторая — в 1929 году к персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее.

Третий вариант стал героем таинственной истории. Вероятно, он написан в 1932 году, однако тогда о нем не было известно. Информация о полотне впервые появилась в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не известным, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал полотно, и оно стало собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов, приобретён Владимиром Потаниным и передан в Эрмитаж.

Кстати, существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».


«Красный квадрат»

Похороны Малевича в 1935 году были перфомансом

Похороны Малевича в 1935 году были своего рода перфомансом. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба висел «Чёрный квадрат», тело было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии по Невскому проспекту супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте. На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат на белом фоне. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне среди цветов.


Дочь Малевича Уна и вдова Наталья Андреевна у могилы художника в Немчиновке

Малевич завещал похоронить свой прах в окружении природы, среди открытого пространства. Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву, где Малевича кремировали. Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка. Вместо памятника был установен белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата. В Великую Отечественную войну могила исчезла, а сейчас на том месте выстроен жилой комплекс.

Любопытство — это один из наиболее распространенных людских пороков, и мы с моим приятелем Александром так же не избежали этого "наказания". Когда в Московском Доме Художника открылась выставка работ Казимира Малевича, мы решили туда пойти. Во— первых, выяснить для себя, а что же есть такое Супрематизм, и, во— вторых, увидеть наконец живьем тех умнейших и образованнейших людей, понимавших суть Великого Черного Квадрата и пророка его Казимира.

Не смотря на то, что мы с Шуриком, увы, принадлежали к небольшой, но не очень любимой в стране группе хомо сапиенс, именуемой коренными Москвичами, и славящейся дурным вкусом и низкой культурой, мы, тем не менее, знали определенные традиции поведения в местах большого скопления культурных людей. Дабы мимикрировать "под своих", мы были не только в приличных костюмах, но и в галстуках, и что характерно — не в пионерских. Но от этого мимикрия как раз не слишком удалась. Большинство деятелей и знатоков культуры было в джинсах, куртках и свитерах. Некоторые даже носили очки, что, в прочем, не добавляло высоко-образовательного флера к их образам. И мужчины, и женщины были одеты приблизительно одинаково. Также на выставке было даже одно существо, вовсе без явных половых признаков, как первичных, так и вторичных. Существо было в широченных запорожских шароварах цвета хаки, мешковатом свитере неопределенных цветов стиля вязки, в хаотично намотанном на длинную тонюсенькую шейку черном шарфе, с прической "ежик в тумане", и маленькими выпученными глазками мышки, минимум месяц страдающей запором. Мой друг Саша, будучи человеком в глубине души добрым, пожалел несчастное существо, и по-доброму оному улыбнулся, но в ответ получил такое...
Как многие годы спустя Шурик писал в своих мемуарах: "Так меня оскорбляли за всю мою жизнь только еще один раз. Это когда я дал старушке, жалующейся на голод, кулебяку с собственного стола".
А Выставка тем временем продолжалась, и мы приступили к знакомству с экспозицией. Помимо множества квадратов, прямоугольников и прочих геометрических фигур, были и более узнаваемые сюжеты. Картину "Жнец на красном фоне" мы одобрили, так как центральный персонаж был очень похож на нашего друга Ордановича,

полотно "Англичанин в Москве" вызвало чисто юмористические эмоции, но потом мы пришли к выводу, что это, видимо, и есть Супрематизм.

Автопортрет вообще был очень похож на образчик буржуазного реализма, и я, забывшись, даже проворчал вслух, мол, а чего бы Малевичу было не сваять себя из квадратов, чем заслужил ряд укоризненных взглядов от окружающих деятелей культуры.

И вот, наконец, произошло, или вернее наступило. Мы подошли к Картине "ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ".

История "Чёрных квадратов" Малевича

Из жизни «Черного квадрата»

В юные годы Казимир Малевич успел поработать чертежником в управлении Курско-Московской железной дороги. Конечно, выводить из этого его склонность к геометризации в живописи было бы - простите за каламбур - слишком прямолинейным. Но - все же констатируем.

«Черный квадрат» - самое известное произведение Малевича. Его знают даже те, кто ни одной другой его картины не вспомнит.

«Черный квадрат» - самое известное произведение русского художественного авангарда. Его знают даже те, кто не вспомнит и имени автора.

Между тем это далеко не единственная у Малевича геометрическая абстракция. «Квадрат» (который сам автор именовал «четырехугольником» - и вообще-то был в этом прав, ибо, строго говоря, геометрически точным «квадрат» не является) представлял собой лишь часть из большой серии - 39 полотен - так называемых «супрематических» работ. И внутри самой этой серии «Квадрат» был частью триптиха, куда входили также «Черный круг» и «Черный крест». Всю серию автор готовил к выставке с названием «0,10», открывшейся в конце 1915 года в Петербурге (полное ее название - «Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0,10», что предполагало некоторое подведение итогов футуристического этапа в искусстве). Работал над серией в течение нескольких месяцев того же 1915 года.

К этому времени Казимиру Малевичу 36 лет. Он успел поучиться в юности в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко (вполне академиста по манере, но способного оценить таких разных своих учеников как, например, Серов или Врубель). Поработать, как уже сказано выше, чертежником в Курске, одновременно организовав там с друзьями-единомышленниками художественный кружок. Несколько раз - безуспешно - пытается поступить в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества). С 1906 по 1910 год посещает занятия в московской частной студии Федора Рерберга. Выставляется в таких разных компаниях, как достаточно традиционалистское Московское товарищество художников и лихие «Бубновый валет» с «Ослиным хвостом». Отдает дань импрессионизму, неопримитивизму, кубизму и прочим «измам» той эпохи. Придумывает и свой собственный - «супрематизм».

Собственно, сам этот термин появился одновременно с выставкой «0,10»: к ней Малевич приурочил выпуск брошюры «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Здесь речь шла уже не просто об упрощении и геометризации форм, которые и ранее наблюдались как у самого Малевича, так и у его современников. От натуры не оставалось даже тех раздробленных осколков природных форм, которые были свойственны футуризму и кубизму. Чистая геометрическая форма, чистый, без нюансировок, цвет, белый фон как пространство, вмещающее и динамику, и статику - таковы были первые супрематические работы.


На сам термин, скорее всего, повлиял родной язык Малевича - польский. Слово «супремация» (suprеmаcja) означает в нем «главенство», «доминмирование». И речь тут прежде всего о главенстве в живописи цвета, а не формы как имитации форм природных. Супрематические композиции ничего не представляют - они суть результат творческой воли художника.

Но лучше привести несколько цитат из самой малевичевской брошюры: «Вся бывшая и современная живопись до супрематизма, скульптура, слово, музыка были закрепощены формой натуры и ждут своего освобождения, чтобы говорить на своем собственном языке и не зависеть от разума, смысла, логики, философии, психологии, разных законов причинности.

Искусство живописи, скульптуры, слова — было до сей поры верблюдом, навьюченным разным хламом одалиск, египетскими и персидскими царями Соломонами, принцами, принцессами с их любимыми собачками и блудом Венер. До сих пор не было попыток живописных как таковых, без всяких атрибутов реальной жизни».

«Наше передвижничество раскрашивало горшки на заборах Малороссии и старалось передать философию тряпок. Ближе к нам молодежь занялась порнографией и превратила живопись в чувственный, похотливый хлам. Не было реализма самоцельной живописи, не было творчества».

«Творчество лишь там, где в картинах является форма, не берущая ничего созданного уже в натуре, но которая вытекает из живописных масс, не повторяя и не изменяя первоначальных форм предметов натуры».

«Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т. е. к Супрематизму, к новому художественному реализму — беспредметному творчеству».

Ну, а под конец стиль становится совсем уж похожим на современников-поэтов (со многими из которых Малевич приятельствовал, а некоторых, как Хлебникова и Крученых, и иллюстрировал):

«Я говорю всем: бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна.

Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас.

Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием.

Вы в сетях горизонта, как рыбы!

Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу.

Спешите!

— Ибо завтра не узнаете нас.»

Но тексты текстами и теории теориями, а широкую публику обычно интересуют два вопроса:

Сколько всего было «Черных квадратов»? - когда они все-таки были написаны?

Самый первый - вместе со всей «супрематической» серией - был написан в 1915 году. Но тогда возникает резонный вопрос: почему же во многих источниках упоминается 1913 год?

А потому что так датировал эту картину сам Малевич. Имея в виду при этом не физическое ее исполнение, а зарождение идеи.

Предтечей живописного «Черного квадрата» стали элементы оформления постановки оперы Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Диссонансная музыка композитора, «заумные» тексты либретто Алексея Крученых - все это логично требовало и нестандартной визуальности. Стилистика Малевича не просто пришлась кстати - он фактически создает еще одну единую партитуру из гротескно искаженных форм костюмов и декораций. И тут в некоторых картинах возникает прообраз «Квадрата» - еще дробного, разделенного на части диагоналями, составленного из фрагментов разного цвета. Переосмысление и окончательное упрощение формы придет позже - но самому автору оказалось важным поставить именно ту дату, к которой относятся его первые супрематические шаги.

Брошюра Малевича

Этот первый квадрат, размером 79,5 на 79,5 см, был приобретен в 1918-1919 годах отделом ИЗО Наркомпроса (к слову, закупочную комиссию возглавлял тогда Василий Кандинский). Работа попала в недолго просуществовавший Музей живописной культуры, а уже оттуда - в Третьяковку, где находится и по сей день. Отличается эта работа от других трещинами красочного слоя - кракелюрами.

Второй «Черный квадрат» появился на свет в 1923 году. Причина оказалась банальна: музей не пожелал предоставить картину для экспонирования на выставке (а речь шла не много, не мало как о венецианской биеннале). И Малевич повторяет свой супрематический триптих - и квадрат, и круг, и крест, - причем в увеличенном формате: 106 на 106 см. (Есть версия, что к изготовлению этих полотен приложили руку ученики Малевича - что вполне не исключено). В дальнейшем эти работы хранились у автора, а после его смерти в 1935 году были переданы вдовой в Русский музей, где опять-таки и находятся.

Третий «Квадрат» появился на свет в 1929 году по настоятельной просьбе Третьяковской галереи в момент подготовки там персональной выставки Малевича. Изначальную, первую работу автор повторил в том же формате - потрескавшаяся первая, по мнению дирекции, для экспонирования не годилась. Таким образом, в Третьяковке «Квадратов» стало два. (Дату на обороте автор при этом проставил все ту же - 1913 год. Вообще с авторскими датировками у Малевича все непросто - верить им без перепроверки особо не следует). И казалось бы, на этом все. Но нет. Уже в 90-х годах выныривает еще один «Черный квадрат», размером меньше всех предыдущих: 53,5 на 53,5 см.

Внимание широкой публики этот «Квадрат» привлек после кризиса 1998 года, когда с молотка должно было пойти имущество обанкротившегося «Инкомбанка». Которое (имущество) включало и корпоративную коллекцию. А та, в свою очередь - несколько работ кисти Малевича.

Что, откуда? Открывающиеся подробности и вовсе повергали в недоумение. Нет, сама работа в таком формате действительно существовала - вместе с парным к ней «Красным квадратом» экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за 15 лет», прошедшей в Ленинграде. Сохранились фотографии экспозиции. Различные экспертизы тоже подтверждали авторство.

Но вот история… Работа проявилась в начале 90-х в Самаре, где некий владелец предложил ее «Инкомбанку» - то ли на продажу, то ли в качестве залога для получения ссуды. Экзотические подробности пересказывал впоследствии искусствовед Георгий Никич, приглашенный в качестве эксперта: принес картину некий молодой человек, причем принес в обычной спортивной сумке завернутой в какую-то тряпицу.

Самарские владельцы оказались дальними родственниками вдовы Малевича, его третьей жены Натальи, скончавшейся много позже мужа, в 1990 году. К ним же попал еще ряд произведений художника, а также часть семейного архива - и всему этому они настолько не придавали значения, что архив в придачу к сделке отдали «Инкомбанку» вообще безвозмездно. Не говоря уже о том, что картины хранись одно время в ящике с картошкой.

Итак, работы готовились к продаже на аукционе - и позже глава аукционного дома «Гелос» признавался, что торги могли стать очень горячими: предварительный интерес высказали несколько серьезных претендентов. Но тут - новый поворот: в дело вмешалось государство, и с аукциона работу сняли.

Министерство культуры приняло решение о реализации права на приобретение произведения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (такая возможность оговаривается в одной из статей Закона РФ о культуре). Правда, реализовали решение за чужой счет - миллион долларов за «Черный квадрат» номер 4 выложил не бюджет, а бизнесмен Владимир Потанин (аукцион-то мог принести куда большую сумму, так что кредиторы «Инкомбанка» имели все основания быть недовольными). Картину передали в Эрмитаж, где она теперь и находится.

Таким образом, достоверных «Черных квадратов» выходит четыре. Появятся ли еще новые? С одной стороны, вроде бы таковых не просматривается. Но разве с таким художником, как Малевич, можно в чем-то быть уверенным?

Журнал "DILETANT" (первый исторический журнал) Июнь 2013г. Автор - Татьяна Пелипейко

Луиза Древсхольт.

Чёрный квадрат Малевича - не чёрный

« Содержание картины автору не известно! » прочли под черным квадратом на белом удивленные и шокированные посетители выставки авангардистов в Петрограде, в начале XX века. Не многие сумели принять и ощутить момент перехода человечества на новую ступень развития, выраженной в изобразительном искусстве Казимиром Малевичем абстрактными формами. И по сей день « Черный квадрат » Малевича является самым скандальным полотном художника, который не перестает будоражить умы любого, кто прикоснется к нему. Сознание подавляющего большинства землян не способно отнести « Черный квадрат » Малевича к произведениям искусства. Они всё больше подсчитывают ее коммерческую ценность.

Действительно, не просто понять человеку, что незамысловатый « Черный квадрат » Малевича может служить началом нового направления в искусстве. Я постараюсь отразить в статье свое ощущение и понимание этого огромного шага вперед, совершенного человечеством через переход к новым формам изобразительного искусства, где « черный квадрат » творческого гения Казимира Малевича занимает центральное место.

Всем известно, например, что русский художник Александр Иванов около 20 лет работал над картиной. « Явление Христа народу » и не завершил ее. Это всем понятно. Сложный философский сюжет, большая многофигурная композиция, огромное полотно. Труд художника воспринимается как подвиг. И в этой связи, разве возможно предположить, что за « Черным квадратом » Малевича стоят годы поисков и размышлений художника? А между тем, Каземир Малевич начинал свой творческий путь, как и все.

Чёрный квадрат. Как всё начиналось

В юности ему нравились картины Ивана Шишкина и Ильи Репина. Тогда ему казалось, что главное научиться правдоподобно изображать окружающий видимый мир, что он и делал, все больше развиваясь и вникая в тайны изобразительного искусства. На протяжении многих тысячелетий, начиная с времен пещерных живописей, люди пытались отображать физический видимый мир на плоскости, как можно ближе к видимым зрительным образам так, чтобы его было легче опознавать. К концу XIX века, в этом направлении искусство изображения, развилось до невиданных высот, оттачиваясь опытом поколений.

Успехи были достигнуты изрядные в реалистическом отображении предметов физического мира, в прямой и обратной перспективах. В создании отражения пространства на плоскость часто используется, так называемая прямая перспектива, теория которой появилась в XIV веке, изображающая схождение параллельных линий в бесконечности. Развиваясь от простого к более сложному, гораздо позже, были сделаны открытия геометрических перспектив в т. н. обратной линейной перспективе. B обратной перспективе написана знаменитая икона ”Троица” Андрея Рублева, как бы, с точки зрения Бога, стоящего позади иконы и глядящего на человека перед иконой.

Образы-образы-образы, через которые зрительная мера нарабатывала, оттачивала и передавала остальным 7 мерам зрительные ряды, способность одинаковыми символами различать и обозначать предметы видимого мира. Свыше 90% информации мы воспринимаем глазами, любой человек, от момента рождения до ухода. А у людей, несущих в себе зрительный вектор, как раскрывает системно-векторная психология, это другие объемы восприятия, способность видения сотен оттенков одного и того же цвета. Без зрительного вектора у человека нет свойств к эстетическому и художественному восприятию мира форм, цвета и композиции.

Чёрный квадрат Малевича. В поисках выхода

Как принято считать, к середине XX века, было достигнуто мастерство, позволяющее очень точно и узнаваемо изображать на плоскости все, что угодно. Например, кто не очаровывался мельчайшими подробностями кружевных одеяний величественных вельмож с картин великих художников, прописанными многими сотнями живописцев! Как известно, конец XIX и начало XX веков, ознаменовались также большими изменениями и во всех других сферах жизни. Фотоаппарат, изобретенный в конце XIX века, достижение мысли, движимое кожной составляющей человечества, взял задачу точного изображения действительности на себя. При всем желании, художник не сможет изобразить геометрию окружающего пространства точнее фотоаппарата. Так же возможно, но лучше никак. А раз так, зачем человеку соревноваться с техникой?

Для художников пришло время поиска иных путей. Начали отображать не столько саму окружающую действительность, сколько свое собственное представление о ней. Так возникли новые направления абстрактного искусства, такие как импрессионизм (Impressionnisme) - внешнее впечатление увиденного, экспрессионизм (Eksprissionizm)- выражение внутренних переживаний, возникающих при взгляде на предметы видимого мира и т. д. Кроме того начались разнообразные эксперименты. К примеру, не отображение предмета таким, как он выглядит, а поиск простейших геометрических форм, из которых он состоит.

Это направление назвали кубизм, и самым известным представителем его является Пабло Пикассо. Было и множество иных формальных изысков. Пришедшие новые формы искусства оказались не подвластны и не понятны зрительным художникам, они считают это новое притворством или фальшью, восхищение работами Кандинского и Малевича, Мондриана и Пикассо. Почему? Системно-векторная психология раскрывает и эту завесу непонимания. Все художники абстракционисты являются обладателями звукового и зрительного векторов .


Согласно системно-векторной психологии , автор Чёрного квадрата - Казимир Малевич обладал Зрительным и Звуковым из верхних векторов, кожным и анальным из нижних. Оказавшись на острие времен, он начинает искать свой путь в искусстве. Творчество импрессионистов навело Малевича на мысль, что сюжет, всего лишь, повод для живописного высказывания. Перед ним стоял вопрос, можно ли найти форму выражения живописи, не связанную с предметным миром. Он писал, что пришло время освобождения человека от тяжелого труда, через машину, через освобождение от оков подражания природе в искусстве. Пришло время построения нового общества, через создание формы, сугубо принадлежащего человеку.

Результатом поиска на этот вопрос и явился супрематический черный квадрат. Свои глубокие мысли и доводы на эту тему Малевич пишет в своем манифесте ”Бог не скинут”.

Случайная неслучайность Чёрного квадрата

В 1913 году началась история создания картины. Делая эскизы для оформления футуристической оперы "Победа над солнцем", Малевич создал необычный фрагмент декорации, а именно, огромный черный квадрат, заслоняюший солнце. Эта находка оказалась первым шагом, к так назваемому "чистому художественному творчеству". Он предчувствовал и предвидел, что рисунок Ч ёрного квадрата, сделанный бессознательно, будет иметь огромное значение в искусстве. Идея преображения человека, через преображение мира, созданием собственных форм, стояли у истоков черного квадрата Малевича.

Впервые « Черный квадрат » Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась « черный прямоугольник на белом фоне ». Позже название было изменено на « квадрат », несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины.


В1915, 1924,1929 и 1932 годах художником были написаны четыре версии картины. В каждом из полотен свои пропорции условных белого и черного. Еще один квадрат Малевича, красный, написан с деформациями от чего кажется, словно, он находится в непрерывном движении. Если присмотреться к фону скандальной первой картины, он не белый, а цвета топленого молока. Тонкие и плотные слои краски чередуются в отрывистых слоях фона.

Черная плоскость квадрата ровная и однородная. Иллюзией бездонности, возникающей при вставке черного в белое, с разной техникой написания фигуры и фона, объяснял суть своих картин Малевич. Он писал так: « Чёрный квадрат - ощущение, белый фон - ничто, кроме ощущения ».

Кроме черного квадрата, для передачи превосходства чистого ощущения, Малевич создавал беспредметные произведения, состоящие из простых геометрических фигур, где главную роль играет цвет. На многих картинах именно квадрат занимает особое место, притягивая, кресты, треугольники, круги и, как магнит, удерживая их в равновесии и в движении одновременно, создает иллюзию живого организма.

Написав несколько десятков холстов на тему Ч ёрного квадрата, Малевич назвал новое направление беспредметного искусства термином супрематизм от польского супремация превосходство, доминирование. И правда, согласно системно-векторной психологии , звуковой вектор и есть доминирующий над всеми остальными. В своем полном развитии, человек со звуковым вектором, способен проникнуть в самую суть психического человека и он единственный, находящийся в связи с божественным замыслом происходящего на земле.

Малевич не стоит, экспериментирует дальше. В 1918 году, он пишет белое на белом. Белые формы, словно тают в безграничной белизне, создавая чистоту и бесконечность мироздания. Он пишет: « Меня переносит в бездонную пропасть. Бестелесные геометрические элементы парят в неизвестном космосе ».

Малевич конструировал прообразы будущих космических станций, находясь под влиянием теории межпланетных полетов. Чтобы добиться полного ощущения невесомости и быть частью вселенной, он отверг понятие верха и низа в своих работах.

Известны факты, что полотна Малевича часто вешали вверх ногами, но они не теряли своей выразительности. Люди не обладающие абстрактным мышлением, не имеющие в своем векторальном наборе звуковой вектор , до сих пор не могут принять или понять картины Малевича. Этим и объясняется невозможность ощущения ими произведений, созданных человеком из глубин своего « звукового » мироощущения. Людей со звуковым вектором в природе всего 5 процентов.

Звуковой корень Чёрного квадрата

Абстрактный интеллект звуковика, в потенциале своем, самый мощный, единственный способный к постижению абстрактных нематериальных понятий. Обладатели звукового вектора несут в себе идеи, продвигающие остальное человечество вперед. Они и есть первые и единственные, кто только и способен к определению направления движения социальных преобразований и глобального общего развития человечества.

Произведения Малевича, чуждые идеалам соцреализма, были отвергнуты советской пропагандой. Работа « Красная конница », о которой советские искусствоведы утверждали, что она восхваляет революцию и Красную Армию, оказалась единственно признанной картиной опального художника. Но есть данные, которые говорят, что по заказу сверху, художник просто пририсовал конницу, к уже готовой супрематической композиции. Да и надпись Малевича, на обороте картины, доказывает его ироничное отношение к происходящему: « Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы ».


Спор по поводу супрематических полотен Казимира Малевича не окончен до сих пор. Он писал: « Я ничего не выдумывал, я только почувствовал в себе ночь, а в ней заметил то новое, что назвал супрематизмом ». А как еще может звуковик, с видовой ролью « ночного охранника в стае » и « обратной связью с Первопричиной » выразить себя?

Около 10 лет понадобилось художнику, чтобы прийти, именно к идее супрематизма, в преображении мира искусства по своей новой философской концепции. Экраном « черным » закрыл художник физический мир предметных форм истории искусства. Весь спектр цветов вобрали в себя белый и черный. Площади фона и фигуры равны, при единой форме квадрата, но с различным смыслом. Белый, состоящий из слияния всего спектра цветов, является обрамлением для черного, в котором свет отсутствует. Наполненная белизна разрывается зияющей пустотой черного, превращая белый в обрамление бесконечного пространства.

Прорыв Чёрного квадрата Малевича

Начало 20 века ознаменовало собой эпоху великих потрясений переломного периода в мироощущении людей и их отношении к действительности. Мир находился в состоянии, когда старые идеалы прекрасного классического искусства померкли окончательно и возврата к ним уже не наблюдалось, а рождение нового предрекали большие перевороты в живописи. Шло движение от зрительных реализма и импрессионизма, как передачу ощущений о ней, к звуковой абстрактной живописи. т.е. сначала человечество изображает предметы, затем — ощущения и, наконец - идеи.

Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга. При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только и другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела.


Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства.. Геометрическая фигура квадрата не прочерчена по линейке, а написана кистью. Сама композиция, укладывается буквально в математическую формулу. В поисках объемных смыслов, заложенных в простые плоскостные формы, если разъять квадрат на геометрические фигуры и представить их в пространстве с определенной точки зрения, как они вновь соединяются, то возвращаются в плоскостную фигуру.

Малевич также считал, что искусству пора оторваться от быта, от внешней реальности, не подражая этой реальности, а проектируя ее. Чем не звуковые идеи!!!

В своих других работах, Малевич, по собственным словам, выражал ощущения жизни, такие как парение, полет, гармония, дисгармония, зависание и т.д. Эти же ощущения способны воспринять только другие немногочисленные обладатели звукового и зрительного векторов, понимающие и особым образом развитые в восприятии абстрактных явлений.

Только людям с абстрактным мышлением близки и понятны идеи Малевича и его Чёрного квадрата о принципах свободного формообразования в пространстве, где одна форма-фигура переливается в другую, оживляя эту бесконечную цепочку переходов. Малевич хорошо осознавал универсальность открытия супрематизма, которая диктовала изменения во всех сферах творчества человека. Он лично создавал архитектурные супрематические проекты, называя их архитектонами. Геометрические тела, построенные на основе простейших геометрических форм, обретают новую жизнь. Архитектура постмодернизма полностью основана на этих идеях.

Например, центр в Лос Анжелесе, построенный в 1980 годы, полностью соответствует тому, что говорил Малевич о том, что супрематические формы будут сосуществовать с другими формами жизни на равных. Он создан в особой цветовой, ритмической композиции, из множества простых геометрических фигур. В зависимости точки зрения, комплекс зданий кажется сложным единым организмом, воспринимаемым с разных точек, как сооружение движущееся, растущее и меняющееся, как живое.

Открытие системы супрематизма, сделанное в начале ХХ века Казимиром Малевичем, благодаря простейшему, на взгляд не посвященных черному квадрату, предопределил и образ городского строения далекого будущего.

Поиски новых, неизвестных еще в искусстве, способов самовыражения велись художником путем множественных экспериментов ради одного внушения зрителю тех или иных чувств, ощущений и представлений, наступления новой эры существенных изменений в сознании человека.

При завершении написания черного квадрата, Малевич, как описывает сам художник, не мог ни спать, ни есть. Так велико было воодушевление значения изменений, раскрытого им, для всего человечества. И искусство, как и все остальные сферы человеческой жизни и деятельности, подвержено глобальным изменениям. Особенно, в переходные моменты истории, оно уходит далеко в опережение.

Еще Карл Маркс говорил, что в цену хорошего произведения искусства входит и оплата многих тысяч плохих произведений, которые кому-то все равно надо написать, чтобы накопленным опытом, кто-то написал одно хорошее. Чтобы знать и ощущать весь смысл, заложенный художником в « Черный квадрат », любому желающему необходимо знать и ощущать не только смысл самого произведения, но и всю историю живописи, что подразумевает и историю всего человечества.


Малевич много пишет об этом в своих публикациях. Следуя идее Карла Маркса, Черный квадрат вобрал в себя колосальный опыт многих тысяч других картин.

Чёрный квадрат. Подарок человечеству

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкое объяснение и возможность понимания, почему до сих пор люди, в подавляющем большинстве своем, не могут понять и принять глубинный смысл, заложенный Малевичем в « Черный квадрат ».

Все в мироздании работает по единым принципам и природным законам, как черное — поглощающее и белое — отражающее, как главный принцип природы получения и отдачи. И чтобы жить по истинным сбалансированным законам природы, надо каждому запутавшемуся человеку, обратиться к своей природе. Там он раскроет все. Инструмент есть — системно-векторная психология Юрия Бурлана. Надеюсь, что и тайна черного квадрата - не есть тайна вовсе, а есть смысл или замысел, который нам удалось раскрыть и понять.

Казимира Малевича не стало в декабре 1935 года. Необычная траурная процессия проследовала по Невскому проспекту Ленинграда, с саркофагом, созданным по проекту покойного, установленным на открытой платформе грузовика. На капот был прикреплен черный квадрат. Так Малевич превратил собственные похороны в последнюю творческую манифестацию.


По завещанию, после смерти, тело Малевича - родителя Чёрного квадрата было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки.

Статья написана по материалам, системно-векторной психологии Юрия Бурлан а

 
P. S. супрематическая картина Казимира Малевича ниже из коллекции Ю.Б.

  .